РП ОУД.Б.05 история для специальности 36.02.01 Ветеринария
рабочая программа
РП ОУД.Б.05 история для специальности 36.02.01 Ветеринария
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oud.b.05_istoriya_vet_021_0021.docx | 123.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Московской области
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Московской области
«Сергиево-Посадский колледж»
Утверждена приказом директора
ГБПОУ МО «Сергиево-Посадский колледж»
№ ______ от ____ июня 2022 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.Б.05 ИСТОРИЯ
Сергиев Посад
2022
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.Б.05 История разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. № 413, в действующей редакции) и с учетом примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «История» для специальности: 36.02.01 Ветеринария естественнонаучного профиля обучения.
Организация-разработчик:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Сергиево-Посадский колледж»
Автор-разработчик:
Воробьева О.В. -преподаватель ГБПОУ МО «Сергиево-Посадский колледж»
Содержание
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………………………………4
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:……......................................................................................................4
1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины:………………………………………………………………………4
1.3. Организация учебного процесса и виды учебной работы:……………………………………………………………………………..5
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ»………………………………………………………………….…..8
2.1. Объем общеобразовательной дисциплины 8
2.2. Тематический план и содержание общеобразовательной дисциплины 9
2.2.1. История России и Всеобщая история с 1914 до 2020 гг. (базовый уровень изучения)……………………………………………………………………… 9
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ»…………………………………………………….........................30
3.1. Оснащение учебного кабинета 31
3.2. Информационное обеспечение реализации программы 31
3.2.1. Основные печатные издания 31
3.2.2.Электронные издания (ресурсы) 31
3.2.3. Дополнительные источники 33
4. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ»…………………………………………………………………….35
4.1. Результаты обучения, регламентированные ФГОС СОО……………………………………………………………………………….35
4.2. Система оценивания образовательных результатов…………………………………………………………………..…...35
4.3 Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины……………………………………………………………………....36
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………...39
Таблица 1. Примеры общего предмета изучения при освоении содержания различных социально-гуманитарных дисциплин……………………………………………………………….……….39
Таблица 2. Интеграция личностных, метапредметных и предметных результатов обучения «Истории» ФГОС СОО с общими компетенциями ФГОС СПО…………………………………………………………………..…..40
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Общеобразовательная общеобразовательная дисциплина «История» является частью обязательной предметной области «Общественные науки», изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ООП СПО с учетом профессиональной направленности в соответствии с ФГОС СПО на базовом и углубленном уровнях.
В соответствии с учебным планом общеобразовательная общеобразовательная дисциплина «История» на уровне среднего профессионального образования изучается один учебный год (первый курс обучения) по специальности по специальности СПО 36.02.01 Ветеринария. На изучение «Истории» на базовом уровне отводится 117 часов.
Современная структура исторического образования определена в Концепции преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях РФ, реализующих основные общеобразовательные программы (утвержденной протоколом Минпросвещения России № ПК-1 вн от 23.10.2020) и основывается на линейном подходе к изучению истории, обеспечивающем формирование целостного представления о непрерывном развитии исторического процесса.
Общеобразовательная общеобразовательная дисциплина «История» изучается в организациях СПО на уровне среднего общего образования и включает учебные курсы Всеобщей истории и Истории России с 1914 по 2020 гг.
В соответствии с ФГОС СОО при изучении истории на углублённом уровне осуществляется также систематизация знаний в рамках повторительно-обобщающего курса «История России с древнейших времён до 1914 года».
Реализация содержания общеобразовательной дисциплины в пределах освоения ООП СПО обеспечивается соблюдением принципа преемственности по отношению к содержанию истории в рамках основного общего образования, однако в то же время обладает самостоятельностью, цельностью, спецификой подходов к изучению.
1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины[1]:
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии общих компетенций:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения.
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
1.3. Организация учебного процесса и виды учебной работы:
В соответствии с Концепцией преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях РФ, реализующих основные общеобразовательные программы по синхронизации изучения курсов Отечественной и Всеобщей истории в структуре содержания изучения общеобразовательной дисциплины «История» выделены следующие тематические разделы:
1. Россия в годы Первой мировой войны и Великой Российской революции (1914–1922). Первая мировая война и послевоенный кризис
2. СССР в 1920–1930-е годы. Межвоенный период (1918–1939)
3. Вторая мировая война: причины, состав участников, основные этапы и события, итоги. Великая Отечественная война. 1941–1945 годы.
4. СССР в 1945–1991 годы. Послевоенный мир.
5. Российская Федерация в 1991 – 2020 гг. Современный мир в условиях глобализации.
При таком значительном объеме содержания общеобразовательной дисциплины «История» возможности интенсификации общеобразовательной подготовки обеспечивает опора на междисциплинарные связи, учитывающие общий предмет изучения в рамках различных социально-гуманитарных дисциплин. Примеры тем, обеспечивающих междисциплинарные связи, представлены в Таблице 1 (Приложение).
Общая недельная нагрузка в течение одного года обучения составляет 3 часа при освоении общеобразовательной дисциплины «История». При этом необходимо учитывать, что не менее пятидесяти процентов всего учебного времени в рамках преподавания и изучения общеобразовательной дисциплины «История» на уровне среднего профессионального образования должно быть отдано на практическую деятельность обучающихся.
Преподавание и изучение общеобразовательной дисциплины «История» на уровне среднего профессионального образования базируется на различных моделях организации работ обучающихся и учебного процесса. Они включают в себя формы аудиторной работы, формы самостоятельной работы, в том числе с элементами практической и проектно-исследовательской деятельности.
Формы аудиторной работы могут включать лекции, семинары, практикумы, коллоквиумы, консультации, проведение оценочных работ, зачетов и экзаменов, мастер-классов, моделирование исторических ситуаций, создание игровых ситуаций, образовательных мероприятий, дебатов, различных видов дискуссий (в т.ч. фасилитированных), круглых столов, конференций, факультативов, клуба, кружка, выездных и виртуальных экскурсий, образовательных путешествий, в том числе по профессиональной направленности программы подготовки обучающихся, и иные формы, которые соответствуют образовательным стандартам, психолого-педагогическому уровню и познавательным способностям обучающихся.
Формы самостоятельной работы могут включать выполнение учебных заданий, работу с текстовыми материалами, аудио- и видеоматериалами, различными средствами наглядности, написание эссе, проектно-исследовательских работ, составление рефератов и иные формы, которые соответствуют образовательным стандартам и рабочим программам, психолого-педагогическому уровню и познавательным способностям обучающихся.
Совершенствование преподавания общеобразовательной общеобразовательной дисциплины «История» осуществляется с учетом профессиональной направленности в общеобразовательной подготовке. На занятиях следует создавать условия для освоения не только содержания курса истории, но и профессионально актуального содержания. Тематические разделы общеобразовательной общеобразовательной дисциплины «История» могут быть дополнены профессионально направленным содержанием в соответствии со спецификой образовательной организации, профессионально актуальная историческая информация интегрирована в учебные занятия. Это позволяет сформировать у обучающихся видение того, что исторические знания можно применять в жизни и будущей профессиональной деятельности.
Модели включения профессионально направленного содержания в тематику занятий или организации прикладных модулей:
- выполнение практико-ориентированных заданий (работа с различными видами исторических источников, содержащих информацию по специальности/профессии);
- подготовка мини-проектов о деятельности организаций, предприятий, учреждений профессиональной направленности в изучаемый исторический период;
- различные формы представления деятельности ученых, общественных и государственных деятелей, связанной с профессиональной направленностью обучающихся (дискуссии, круглые столы, проектно-исследовательские работы и т.п.);
- экскурсии и музейно-педагогические занятия;
- занятия с использованием ресурсов образовательной организации и культурно-исторического пространства региона.
При проектировании учебных занятий по истории, содержащих профессионально актуальный материал для обучающихся, необходимо осуществить подбор в содержании материала, имеющего прикладной характер для обучающихся, будущих специалистов; планировать учебные занятия с использованием современных методов и приемов обучения, направленных на активизацию продуктивной деятельности обучающихся.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ»
2.1. Объем общеобразовательной дисциплины
Объем образовательной программы общеобразовательной дисциплины | Объем в часах |
Общий объем | 117 |
1. Основное содержание | 105 |
Из них: | |
теоретическое обучение | 99 |
практические занятия | 6 |
2. Профессионально ориентированное содержание[2] | 10 |
Из них: | |
теоретическое обучение | 4 |
практические занятия | 6 |
3. Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет) | 2 |
2.2. Тематический план и содержание общеобразовательной дисциплины
2.2.1. История России и Всеобщая история с 1914 до 2020 гг. (базовый уровень изучения)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ»
3.1. Оснащение учебного кабинета
Освоение программы общеобразовательной общеобразовательной дисциплины «История» по специальности 36.02.01 Ветеринария предполагает наличие в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, специализированного учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.
Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативам и быть оснащено типовым оборудованием, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения.
В кабинете должно быть мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по истории, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы общеобразовательной дисциплины «История» входят:
- наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, исторических карт, плакатов, портретов выдающихся исторических личностей, атласов);
- информационно-коммуникационные средства;
- экранно-звуковые пособия;
- комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
- библиотечный фонд кабинета;
- рекомендованные мультимедийные пособия.
В библиотечный фонд кабинета входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК) (в т.ч. и мульимедийные), обеспечивающие освоение общеобразовательной дисциплины «история», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах ОПОП СПО на базе основного общего образования.
Библиотечный фонд кабинета может быть дополнен энциклопедиями, справочниками, научной, научно-популярной и другой литературой по вопросам исторического образования.
В процессе освоения программы общеобразовательной дисциплины «История» обучающиеся должны иметь возможность доступа к электронным учебным материалам и образовательным ресурсам, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам, историческим картам, документам, хрестоматиям, практикумам, тестам и другим подобным ресурсам).
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
3.2.1. Основные печатные издания
- Артемов, В. В. История: учебник для студ. учреждений сред.проф. образования / В.В. Артемов, Ю. Н. Лубченков. — 15-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2018. — 448 с.
- Касьянов, В. В. История: учебное пособие / В. В. Касьянов, П. С. Самыгин, С. И. Самыгин. - 2-е изд., испр. и доп. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2020. - 528 с. - (Среднее профессиональное образование).
- Оришев, А. Б. История: учебник / А.Б. Оришев, В.Н. Тарасенко. — Москва: РИОР: ИНФРА-М, 2021. — 276 с. — (Среднее профессиональное образование).
- Самыгин, С.И. История: учебник / С.И. Самыгин, П.С. Самыгин, В.Н. Шевелев. — 4-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2018. — 306 с. — (Среднее профессиональное образование).
- Трифонова, Г. А. История: учебное пособие / Трифонова Г.А, Супрунова Е.П., Пай С.С., Салионов А.Е. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2020. — 649 с. — (Среднее профессиональное образование).
Кроме указанных учебных пособий, рекомендуется рассмотреть использование учебников, входящих в Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерством просвещения РФ.
3.2.2.Электронные издания (ресурсы)
1. Библиотека Гумер – гуманитарные науки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gumer.info/, свободный. – Загл. с экрана.
2. Библиотекарь. Ру: электронная библиотека нехудожественной литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru, свободный. – Загл. с экрана.
3. Вторая мировая война в русском Интернете [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.world-war2.chat.ru, свободный. – Загл. с экрана.
3. Европейские гравированные географические чертежи и карты России, изданные в XVI–XVIII столетиях [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.old-rus-maps.ru, свободный. – Загл. с экрана.
4. Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/, свободный. – Загл. с экрана.
5. Единое окно доступа к информационным ресурсам [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://window.edu.ru/, свободный. – Загл. с экрана.
6. Исторические источники по Отечественной истории до начала XVIII в. на русском языке в Интернете (Электронная библиотека Исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/feudal.htm, свободный. – Загл. с экрана.
7. КиберЛенинка. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/, свободный. – Загл. с экрана.
8. Концепции преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях РФ, реализующих основные общеобразовательные программы // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vestnik.edu.ru/uploads/files/2af8f200babe89969f744abd9daccff3.pdf, свободный. – Загл. с экрана.
9. Министерство образования и науки Российской Федерации. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://minobrnauki.gov.ru/, свободный. – Загл. с экрана.
10. Научная электронная библиотека (НЭБ). // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.elibrary.ru, свободный. – Загл. с экрана.
11. Российская национальная библиотека // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nlr.ru/, свободный. – Загл. с экрана.
12. Российское историческое общество // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://historyrussia.org, свободный. – Загл. с экрана.
13. Федеральный портал «Российское образование» // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.edu.ru/, свободный. – Загл. с экрана.
14. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fcior.edu.ru/, свободный. – Загл. с экрана.
15. ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fipi.ru/, свободный. – Загл. с экрана.
16. Федеральный портал «История.РФ» // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://histrf.ru, свободный. – Загл. с экрана.
17. Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерством просвещения РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fpu.edu.ru/, свободный. – Загл. с экрана.
18. Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование : [сайт]. — Режим доступа: https://profspo.ru/, свободный. – Загл. с экрана.
19. Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — Режим доступа: https://urait.ru/, свободный. – Загл. с экрана.
20. Лань: электронно-библиотечная система. — Режим доступа: https://e.lanbook.com, свободный. – Загл. с экрана.
21. Рио.Компас Образовательно-просветительский портал, созданный Российским историческим обществом. — Режим доступа: https://compass.historyrussia.org/, свободный. – Загл. с экрана.
22. Документы советской эпохи. — Режим доступа: //sovdoc.rusarchives.ru/ebooks/, свободный. – Загл. с экрана.
23. Российский государственный архив социально-политической истории. — Режим доступа: http://rgaspi.info/k-75-letiyu-pobedy/nagrady-partizan/, свободный. – Загл. с экрана.
24. Комплекс оцифрованных архивных документов, кино- и фотоматериалов «Вторая мировая война в архивных документах». — Режим доступа: https://www.prlib.ru/news/1324002, свободный. – Загл. с экрана.
25. Журнал «Историк. Журнал об актуальном прошлом». — Режим доступа: https://xn--h1aagokeh.xn--p1ai/, свободный. – Загл. с экрана.
3.2.3. Дополнительные источники
- Алятина, А. Г. История: практикум для СПО / А. Г. Алятина, Н. А. Дегтярева. — Саратов: Профобразование, 2020. — 236 c. — ISBN 978-5-4488-0614-8. — Текст: электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование: [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/91875
- Беловинский, Л. В. История русской материальной культуры: учеб. пособие / Л.В. Беловинский. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2019. — 512 с. — (Среднее профессиональное образование).
- Загладин, Н. В. История. Конец XIX – начало XXI века. 11-й класс. Базовый уровень [Текст]: учебник / Н. В. Загладин, Ю. А. Петров. – М.: Русское слово, 2015. – 448 с.
- Зуев, М. Н. История России ХХ - начала ХХI века: учебник и практикум для среднего профессионального образования / М. Н. Зуев, С. Я. Лавренов. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 299 с. — (Профессиональное образование). — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452675
- Крамаренко, Р. А. История России. Рабочая тетрадь: учебно-методическое пособие / Р. А. Крамаренко. — Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2019. — 64 c. — Текст: электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование: [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/98675
- Кузнецов, И. Н. Отечественная история: учебник / И. Н. Кузнецов. — М.: ИНФРА-М, 2021. — 639 с. — (Среднее профессиональное образование).
- Оришев, А. Б. История: от древних цивилизаций до конца XX в.: учебник / А. Б. Оришев, В. Н. Тарасенко. – М.: РИОР: ИНФРА-М, 2020. - 276 с. - (Среднее профессиональное образование).
- Пашенцев, Д. А. История отечественного государства и права: учебное пособие / Д.А. Пашенцев, А.Г. Чернявский. — М.: ИНФРА-М, 2021. — 429 с. — (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-16-013945-6. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/961439 – Режим доступа: по подписке.
- Сахаров, А. Н. История с древнейших времён до конца ХIХ века. 10-й класс. Базовый уровень [Текст]: учебник / А. Н. Сахаров, Н. В Загладин. – 4-е изд. – М.: Русское слово, 2016. – 448с.
- Шевченко, Н. И. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей. Методические рекомендации [Текст]: метод. пособие / Н. И. Шевченко. – М.: ИЦ «Академия», 2013. – 272 с.
4. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ»
4.1. Результаты обучения, регламентированные ФГОС СОО
Содержание общеобразовательной дисциплины «История» направлено на достижение всех личностных (далее – ЛР), метапредметных (далее – МР) и предметных базового уровня (далее – ПРб) и углубленного уровня (далее – ПРб) результатов обучения, регламентированных ФГОС СОО и с учетом примерной основной образовательной программой среднего общего образования (ПООП СОО).
Между образовательными результатами курса истории на уровне общего среднего образования и общими компетенциями как ожидаемом результате на уровне СПО существует выраженная взаимосвязь, представленная в Таблице 2 (Приложение).
4.2. Система оценивания образовательных результатов
Оценивание образовательных результатов обучающихся в процессе освоения ими содержания общеобразовательной общеобразовательной дисциплины «История» на уровне среднего профессионального образования является существенным звеном учебного процесса. Целесообразно проводить оценивание образовательных результатов в ходе изучения каждого раздела образовательной программы. Для организации и проведения оценочных процедур преподаватель может воспользоваться как готовыми средствами оценивания, представленными в психолого-педагогической и методической литературе, или самостоятельно разработать инструментарий оценки.
Важным средством оценки образовательных результатов выступают учебные задания, проверяющие способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, предполагающие вариативные пути решения, комплексные задания, ориентированные на проверку целого комплекса умений, компетентностно-ориентированные задания, позволяющие оценивать сформированность группы различных умений и базирующиеся на контексте исторических ситуаций.
Процедура оценивания образовательных результатов обучающихся может вестись каждым преподавателем в ходе процедур стартовой, текущей, тематической, промежуточной и итоговой диагностики. В качестве форм оценки могут быть использованы письменные и электронные измерительные материалы, оценочные листы, экспертные заключения и иные формы. Процедура оценивания может быть организована посредством письменной работы (тест, практическая работа, реферат, отчет и иные), индивидуального проекта, образовательного мероприятия или события. При этом необходимо учитывать, что изучение истории предусматривает развитие устной речи, поэтому нецелесообразно увеличивать объем и долю письменных работ.
Результаты стартовой диагностики могут служить основанием для корректировки учебных программ и индивидуализации образовательной деятельности обучающегося, группы в целом. В текущей оценке используется весь арсенал форм и методов проверки, среди которых устные и письменные опросы, практические работы, творческие работы, учебные исследования и учебные проекты, задания с закрытым ответом и со свободно конструируемым ответом – полным и частичным, индивидуальные и групповые формы оценки, само- и взаимооценка и иные.
При организации и проведении процедуры оценивания образовательных результатов обучающихся целесообразно предусмотреть возможность самооценки обучающихся и включения результатов самооценки в формирование итоговой оценки. Предметом оценивания являются не только итоговые образовательные результаты, но и динамика изменений этих результатов в процессе всего изучения и освоения содержания общеобразовательной дисциплины.
Требования, параметры и критерии оценочной процедуры должны быть известны обучающимся заранее, до непосредственного проведения процедуры оценивания (особенно при проведении самооценки и взаимооценки). По возможности, параметры и критерии оценки должны разрабатываться и обсуждаться преподавателем совместно с самими обучающимися. Особенно важны самооценка и взаимооценка при организации проектной деятельности.
Процедуру оценивания желательно проводить на основе критериальной модели. Каждому параметру оценки в рамках выбранной формы должны соответствовать точные критерии оценки: за что, при каких условиях; в случае балльной оценки - исходя из каких принципов выставляется то или иное количество баллов. Содержанием и критериями процедуры оценки могут выступать планируемые образовательные результаты обучения, выраженные в деятельностной форме.
4.3 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Личностные: - сформированность гражданской российской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувств ответственности перед Родиной, гордится за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения к государственным символам (гербу, флагу, гимну); - становление гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; - готовность к служению Отечества, его защите; - сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития исторической науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; - сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; - толерантное осознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; | Письменный опрос в форме тестирования. Оценка в рамках текущего контроля результатов выполнения индивидуальных контрольных заданий, результатов выполнения самостоятельной работы, устный индивидуальный и фронтальный опрос, устное собеседование по теоретическому материалу |
Метапредметные: - умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; - умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; - владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов и решения практических задач, применению различных методов познания; - готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках исторической информации, критически ей оценивать и интерпретировать; - умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; - умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей; | Письменный опрос в форме тестирования. Оценка в рамках текущего контроля результатов выполнения индивидуальных контрольных заданий, результатов выполнения самостоятельной работы, устный индивидуальный и фронтальный опрос, устное собеседование по теоретическому материалу |
Предметные: - сформированность представлений о современной исторической науке, её специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире; - владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениям об общем и особенном в мировом историческом процессе; - сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении; - владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников; - сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике. | Оценка результатов выполнения: тестирования контрольной работы домашнего задания практического занятия Письменный опрос в форме тестирования. Оценка в рамках текущего контроля результатов выполнения индивидуальных контрольных заданий, результатов выполнения самостоятельной работы, устный индивидуальный и фронтальный опрос, устное собеседование по теоретическому материалу. |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Таблица 1. Примеры общего предмета изучения при освоении содержания различных социально-гуманитарных дисциплин
История | Обществознание | Право | Экономика |
Реформы политической системы в 1914 – 1991 гг. Российская Федерация в 1992–2020 гг.: основные этапы развития политической системы. | Политическая система и ее подсистемы Формы государства Политический режим | Основы конституционного строя РФ; федеративное устройство РФ; государственное устройство РФ; судебная система РФ | Финансовое планирование Законы спроса и предложения Механизмы ценообразования Типы экономических систем |
Великая российская революция; Причины и последствия реформ в XX – начале XXI вв. | Общественный прогресс Направления общественного развития | Правовое государство Правосознание | Поведение основных субъектов экономических отношений |
Гражданская война; Холодная война (Холодная война и её влияние на послевоенный мир); Политика разрядки | Социальные конфликты Конфронтация и сотрудничество | Гуманитарное право | Глобальная экономика |
Образование СССР; национальная политика СССР; распад СССР; РФ в конце XX – начале XXI вв. | Нация, народность, этнос Межнациональные отношения | Конституционные основы национальной политики РФ | Влияние конкуренции, монополии и коррупции на экономическую жизнь Типы экономических систем |
Научно-техническая революция и её воздействие на развитие экономики, культуры и повседневной жизни. | Индустриализация Информационное общество | Интеллектуальная собственность Авторское право | Знание и информация как фактор производства Наукоемкое производство |
Место и роль России в современном мире. Современный мир в условиях глобализации | Глобализация Интеграция Глобальные проблемы современности | Международное право Экологическое право | Транснациональные компании |
Особенности трудовых отношений в период «военного коммунизма» и НЭПа; Герои первых пятилеток; Труженики тыла в годы Великой Отечественной войны; Послевоенное восстановление хозяйства; Формирование и развитие российского предпринимательства | Особенности труда как вида деятельности Роль труда как вида деятельности в социализации человека | Трудовое право. Особенности трудовых правоотношений несовершеннолетних Формы организации предпринимательства в РФ | Труд как фактор производства; Рынок труда; Безработица |
История семьи в XX в.; судьба семьи в судьбе страны; Повседневная жизнь и быт в XX – начале XXI вв. | Семья как малая группа и социальный институт | Семейное право | Домохозяйство; семейный бюджет; рациональное поведение потребителя |
Реформы экономической системы в 1914 – 1991 гг. Российская Федерация в 1992–2020 гг.: основные этапы развития экономической системы | Типы обществ | Особенности регулирования экономических правоотношений; Финансовое право Собственность как правовой институт (владение, пользование, распоряжение) Гражданское право (имущественные отношения и способы защиты имущественных прав) | Типы экономических систем Национализация Приватизация Собственность как экономический институт (формы и типы собственности) |
Налоговые реформы в 1914 – 1991 гг. | Налоги как механизм социальной политики | Права и обязанности налогоплательщиков | Налоги; виды налогов |
Культурная жизнь страны в XX – начале XXI вв.; религиозная политика в 1917 – 1991 гг. | Духовная сфера общественной жизни | Культурные права Светское государство Свобода совести как конституционное право человека и гражданина | |
Социальные отношения в 1914 – 1991 гг. | Социальная сфера Класс Страта Социальная группа Социальная мобильность и социальные лифты | Социально-экономические права Социальное государство | Социальное обеспечение граждан МРОТ |
Таблица 2. Интеграция личностных, метапредметных и предметных результатов обучения «Истории» ФГОС СОО с общими компетенциями ФГОС СПО
Общие компетенции | Личностные результаты (ЛР) Метапредметные результаты (МР) | Предметные результаты по предмету «История»: базовый уровень (ПРб) | Предметные результаты по предмету «История»: углубленный уровень (ПРу) |
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам | Метапредметные результаты (регулятивные): - самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений; - давать оценку новым ситуациям; - делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение; оценивать приобретенный опыт; - уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению | 2. сформированность представлений о предмете, функциях и методах исторической науки, особенностях исторического познания | 2. сформированность представлений о предмете, функциях и методах исторической науки, месте исторической науки в системе научного знания, основных концепциях, объясняющих процессы исторического развития мира |
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности; | Метапредметные результаты (познавательные): - владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; - использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности | 3. Владение умениями работать с аутентичными историческими источниками и другими источниками исторической информации по истории России и всеобщей истории ХХ – начала XXI в. (извлечение и интерпретация информации источников; сопоставление данных разных источников, выявление общего и различий; соотнесение информации источников с историческим контекстом; высказывание суждений о степени полноты и достоверности источника) 4. владение умениями анализа и объяснения исторических событий, процессов, явлений истории России и всеобщей истории ХХ – начала XXI в. (систематизация; сравнение; владение ключевыми историческими понятиями; соотнесение единичных фактов и общих явлений, процессов; объяснение причин и следствий событий); 5. владение умениями исторического описания (реконструкции) событий истории России и всеобщей истории ХХ – начала XXI в., образа жизни людей и его изменения в Новейшую эпоху; составления характеристик исторических личностей с использованием учебной и научно-популярной литературы (в форме устного или письменного сообщения); 6. сформированность опыта рассмотрения исторических версий и оценок событий и личностей истории России и всеобщей истории ХХ – начала XXI в., их сопоставления, определения общего и различий | 3. Владение умениями работать с аутентичными историческими источниками, а также комплексами источников исторической информации с применением приемов анализа и критики источника (извлечение и интерпретация информации источников; сопоставление данных разных источников, выявление общего и различий; соотнесение информации источников с историческим контекстом; высказывание и аргументация суждений о степени полноты и достоверности, ценности источника; понимание специфики современных источников социальной и личной информации); осознание значения собирания и изучения материалов новейшего времени (в том числе – истории края, истории семьи, устной истории); 4. владение умениями анализа и объяснения событий, процессов, явлений истории России и всеобщей истории ХХ – начала XXI в. (синхронизация; систематизация и сравнение по самостоятельно определяемым основаниям; владение ключевыми историческими и социологическими понятиями; соотнесение единичных фактов и общих явлений, процессов; выявление причин и следствий событий и др.); 5. владение умениями исторического описания (реконструкции) событий истории России и всеобщей истории ХХ – начала XXI в., образа жизни людей и его изменения в Новейшую эпоху, составления характеристик исторических личностей с привлечением работ историков (в форме эссе, презентации и др.); 6. сформированность опыта рассмотрения исторических версий и оценок событий и личностей истории России и всеобщей истории ХХ – начала XXI в.: сопоставление версий (оценок), выявление общего и различий; объяснение, на чем основывается та или иная версия (оценка); определение и аргументация своего суждения (оценки) |
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях; | Личностные результаты (трудового воспитания): - готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие; - интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы; - готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни. Метапредметные результаты (коммуникативные): - осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях проявлять творчество и воображение, быть инициативным; - предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости | 7. Осуществление проектной, учебно-исследовательской деятельности в форме участия в подготовке учебных проектов по отечественной истории Новейшего времени, в том числе – на региональном материале (с использованием ресурсов библиотек, музеев и т.д.) | 7. Осуществление проектной, учебно-исследовательской деятельности в форме коллективного или индивидуального учебного проекта по отечественной истории, в том числе – на региональном материале, или по всеобщей истории (с использованием материалов библиотек, музеев, архивов, Интернет-ресурсов, собиранием материалов устной истории и т.д.) |
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде; | Метапредметные результаты (коммуникативные): - владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации; - понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива; - принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы; - оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям | ||
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста; | Метапредметные результаты (коммуникативные): -осуществлять коммуникации во всех сферах жизни; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты; - развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств. | 8. Способность применять исторические знания в учебной, внешкольной и общественной деятельности, поликультурном общении (анализ современных событий и ситуаций с учетом их исторических предпосылок, применение исторической аргументации в школьных и социальных обсуждениях); | 8. Способность применять исторические знания в образовательной, внешкольной и общественной деятельности, поликультурном общении (применение исторических знаний, приемов исторических аналогий для раскрытия причин и сущности современных событий в стране и мире; привлечение исторической аргументации в школьных обсуждениях и социальном общении, в том числе – с представителями разных этнических, религиозных групп, политических течений и т.д.) |
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения | Личностные результаты (гражданского воспитания): - сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества; - принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей; - готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам. Личностные результаты (патриотического воспитания): сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России. Личностные результаты (духовно-нравственного воспитания): - осознание духовных ценностей российского народа; - сформированность нравственного сознания | 1. Владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом в ХХ – начале XXI в., понимание места России в мировой истории Новейшей эпохи, сформированность представлений о соотношении истории мира, своей страны, региона | 1. Владение системными знаниями об истории России и человечества в целом в Новейшую эпоху, об основных периодах Новейшей истории; понимание места и роли России в мировой истории; сформированность представлений о соотношении истории мира, своей страны, региона, локальной истории |
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях; | Личностные (экологического воспитания): - сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем; - планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их; - расширение опыта деятельности экологической направленности | 8. Способность применять исторические знания в образовательной, внешкольной и общественной деятельности, поликультурном общении (анализ современных событий и ситуаций с учетом их исторических предпосылок, применение исторической аргументации в школьных и социальных обсуждениях) | 8. Способность применять исторические знания в образовательной, внешкольной и общественной деятельности, поликультурном общении (применение исторических знаний, приемов исторических аналогий для раскрытия причин и сущности современных событий в стране и мире; привлечение исторической аргументации в школьных обсуждениях и социальном общении, в том числе – с представителями разных этнических, религиозных групп, политических течений и т.д.) |
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности | Личностные (физического воспитания): - сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью; - потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью - активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью | ||
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках | Личностные результаты (ценности научного познания): совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира | 3. Владение умениями работать с аутентичными историческими источниками и другими источниками исторической информации по истории России и всеобщей истории ХХ – начала XXI в. (извлечение и интерпретация информации источников; сопоставление данных разных источников, выявление общего и различий; соотнесение информации источников с историческим контекстом; высказывание суждений о степени полноты и достоверности источника | 3. Владение умениями работать с аутентичными историческими источниками, а также комплексами источников исторической информации с применением приемов анализа и критики источника (извлечение и интерпретация информации источников; сопоставление данных разных источников, выявление общего и различий; соотнесение информации источников с историческим контекстом; высказывание и аргументация суждений о степени полноты и достоверности, ценности источника; понимание специфики современных источников социальной и личной информации); осознание значения собирания и изучения материалов новейшего времени (в том числе – истории края, истории семьи, устной истории) |
[1] Взаимосвязь между образовательными результатами курса истории на уровне общего среднего образования и общими компетенциями как ожидаемом результате на уровне СПО представлена в Таблице 2 (Приложение).
[2] Профессионально ориентированное содержание может быть включено в содержание тематических разделов или выделено в отдельные прикладные модули.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебное пособие по ПМ 04 Проведение санитарно - просветительской деятельности для специальности 36.02.01 Ветеринария
В учебном пособии весь материал подаётся как консультации, рекомендации для владельцев животных, работникам животноводства. Учебное пособие дает краткое описание материала, напоминает ранее изученные ...
Учебно-методическое пособие для студентов по специальности 36.02.01 Ветеринария
В учебно-методическом пособии рассмотрены микрофлора мяса, мясопродуктов, микробиологические процессы в мясе и мясных продуктах в связи технологическими процессами производства. Описаны вредные ...
Рабочая программа по дисциплине «Иностранный язык» (английский) для специальности 36.02.01 Ветеринария (2 курс)
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 36.02.01 Ветеринария (утверж...
Рабочая программа дисциплины ОП 01 «Латинский язык в ветеринарии» для специальности 36.02.01 «Ветеринария»
Рабочая программа дисциплины «Латинский язык в ветеринарии» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 36.02.01 Ветерина...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН На 2020 – 2021 уч.год по дисциплине БД.05 История по специальности Ветеринария
КТП выполнено на основе рабочей программы общеобразовательной учебной дисциплины БД.05 «История» предназначена для изучения дисциплины при реализации образовательной прогр...
Тесты по учебной дисциплине ОУД.Б.05 История (для специальности 36.02.01.Ветеринария)
Тесты по учебной дисциплине ОУД.Б.05 История (для специальности 36.02.01.Ветеринария)...
Тесты по учебной дисциплине ОГСЭ.02 История (для специальности 26.02.01 Ветеринария)
Тесты по учебной дисциплине ОГСЭ.02 История(для специальности 26.02.01 Ветеринария)...