Урок по литературному чтению 2 класс, тема: А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
план-конспект урока
Обобщающий урок чтения. Тема: "«Сказка о рыбаке и рыбке» и другие сказки А.С. Пушкина". 2-й класс
Подготовила и провела: учитель начальных классов Абдурахманова Асият Абдулхаликовна
Цели:
- Обобщить знания детей о творчестве А.С. Пушкина-сказочника.
- Прививать интерес к предмету.
- Развивать образное мышление, речь, память.
- Совершенствовать навыки чтения.
- Воспитывать непримиримое отношение к корысти, хитрости, жадности.
Оборудование:
1. Портрет А.С. Пушкина
2. Иллюстрации к “ Сказке о рыбаке и рыбке”
3.Иллюстрации к другим сказкам
4.Кроссворд на ватмане (доска) для групповой работы
5.Презентация
6.Выставка сказок А.С. Пушкина
7.Зеркальце у учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zolotaya_rybka.doc | 179.5 КБ |
prezentatsiya_a.s.pushkin.pptx | 1.52 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Джаванкентская СОШ им. М.Х.Рамазанова»
Урок по литературному чтению
2 класс, тема:
А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
Подготовила и провела:
учитель начальных классов
Абдурахманова Асият Абдулхаликовна
Обобщающий урок чтения. Тема: "«Сказка о рыбаке и рыбке» и другие сказки А.С. Пушкина". 2-й класс
Подготовила и провела: учитель начальных классов Абдурахманова Асият Абдулхаликовна
Цели:
- Обобщить знания детей о творчестве А.С. Пушкина-сказочника.
- Прививать интерес к предмету.
- Развивать образное мышление, речь, память.
- Совершенствовать навыки чтения.
- Воспитывать непримиримое отношение к корысти, хитрости, жадности.
Оборудование:
1. Портрет А.С. Пушкина
2. Иллюстрации к “ Сказке о рыбаке и рыбке”
3.Иллюстрации к другим сказкам
4.Кроссворд на ватмане (доска) для групповой работы
5.Презентация
6.Выставка сказок А.С. Пушкина
7.Зеркальце у учащихся
Ход урока
1. Организационный момент.
Сказка в гости к нам пришла,
B мир фантазий позвала.
Всё про сказку мы расскажем
Свои знания покажем
— Сегодня у нас необычный урок. Давайте настроимся на урок, улыбнёмся друг другу .
2. Сообщение темы и цели урока.
— Прочитайте тему урока на доске
— С творчеством , какого поэта будем продолжать знакомится?
— Над какой сказкой работаем?
— Как вы думаете, какова цель урока?
(Повторить “Сказку о рыбаке и рыбке” и вспомнить другие сказки А.С.Пушкина.)
3. Артикуляционная гимнастика.
— На уроке вам придется много говорить, декламировать, поэтому начнем с разминки. Поработаем над артикуляцией. Взяли зеркальце. Показываем сами себе.
Лопаточка | Качели |
Чашечка | Футбол |
Трубочка | Почистим зубки |
Жало | Лошадка |
- Молодцы. Проверим, как потренировались. Прочитайте скороговорку жужжащим чтением.
Чтение (сначала читает учитель).
Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов.
- Читаем, постепенно убыстряя темп. Я дирижирую
- Молодцы. Теперь можем приступать к проверке домашнего задания .
4. Проверка домашнего задания.
- Что вам было задано на дом?
(Нарисовать иллюстрацию к “Сказке о рыбаке и рыбке” и прокомментировать свой рисунок)
- Распределить рисунки в правильном порядке, начинаем наш театр иллюстраций.
- Очень хорошо. Оформим на доске выставку наших рисунков.
(вешают рисунки на доску и садятся на места)
- А.С. Пушкин творил более 170 лет назад. Поэтому в сказке вам встретились старинные слова, которые сейчас не употребляются. Я хотела бы проверить, как вы запомнили их произношение и значение. Кроссворд на доске (ватман).
Кроссворд:
1.Большая рыболовная сеть (невод).
2.Выгода (корысть).
З.В старинных домах небольшая светлая комната (светелка).
4.Теплая короткая кофта без рукавов (душегрейка).
5.Старинный женский головной убор (кичка).
6.Чуб, хохол (чупрун).
7.Богатые, знатные люди, которые служили царю (бояре).
8.Говорить наперекор (перечить).
9.Глаза (очи).
10.Старик (старче).
- Молодцы. Вы хорошо поработали дома. Оценки получают ..
Вывод:
- Так, какие пороки людей высмеивает поэт в сказке? (глупость, жадность, алчность, безволие, хитрость, грубость).
- Какие пословицы можно подобрать?
- Без труда не вынешь рыбку из пруда.
- Как аукнется, так и откликнется.
- За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
- Век живи, век учись.
- Как волка ни корми, он всё в лес смотрит.
5. Физкультминутка.
- Делу время ,потехе час. Отдохнем.
У реки росла рябина,
А река текла- рябила.
Посредине – глубина,
Там гуляла рыбина.
Эта рыба - рыбный царь.
Называется - “.....” (пескарь).
Рыбки весело резвятся
В чистой тепленькой воде,
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
6. Работа по теме урока.
- Но А.С. Пушкин написал не одну, а много сказок. Обратите внимание на выставку, (выставка)
- Сколько сказок написал поэт? (5)
- Перечислите их.
- “Что за прелесть эти сказки, - говорит он - каждая есть поэма”. Его сказки знакомы каждому с детских лет.
- А теперь посмотрим, хорошо ли вы знаете сказки А.С. Пушкина.
(Презентация)
7. Гимнастика для глаз.
- Дадим отдохнуть нашим глазкам .
а) зажмурьте глаза, а потом откройте их. (5 раз)
б) сделайте круговые движение глазами .(10 раз)
в) вперед руку, следите взглядом за ногтем большого пальца, медленно приближая его к носу, а затем медленно отодвиньте назад .(Зраз)
г) Посмотрите в окно, в даль . (1 минута)
7. Итог урока. Задание на дом.
Посмотрите на доску. Послушайте стихотворение.
Читайте Пушкина, друзья!
Читайте сказки!
И будет жизнь тогда полна
Тепла и ласки!
Вот вам подсказка,
И пронесите сквозь года
Вы радость сказки.
- Прочитайте жужжащим чтением .
- Читаем хором.
- Вот такое напутствие, совет я вам даю в итоге нашего урока .
Ежегодно в начале июня, в день рождения поэта проходят праздники пушкинской поэзии, на котором звучат стихи великого поэта. Представим себя участниками одного из таких праздников и продекламируем наиболее понравившийся отрывок из сказки А.С.Пушкина.
- Это и будет ваше домашнее задание .
8. Рефлексия.
- А теперь вернемся к началу урока. Вспомните, чего мы ждали от урока? (повторить “Сказку о рыбаке и рыбке” и вспомнить остальные его сказки )
- Как вы считаете, мы выполнили то, что запланировали? (да).
- Тогда мне остаётся поблагодарить вас за хорошую работу на уроке.
Хорошо вы потрудились,
Вам пора и отдыхать.
Переменку веселитесь
И начнем урок опять
- Урок окончен.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Только вымолвить успела, Дверь тихонько заскрипела, И в светлицу входит царь, Стороны той государь. Во все время разговора Он стоял позадь забора; Речь последней по всему Полюбилася ему… «Сказка о царе Салтане , о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди»
Старичок отправился к морю ; (Почернело синее море .) Стал он кликать золотую рыбку… «Сказка о рыбаке и рыбке»
… к старухе воротился – Глядь: опять перед ним землянка ; На пороге сидит его старуха , А перед нею разбитое корыто. «Сказка о рыбаке и рыбке»
Но как раз стрела запела, В шею коршуна задела – Коршун в море кровь пролил, Лук царевич опустил… «Сказка о царе Салтане ...»
Вынырнул подосланный бесенок , Замяукал ,как голодный котенок : «Здравствуй, Балда-мужичок ; Какой тебе надобен оброк ? Об оброке мы век не слыхали , Не было чертям такой печали «Сказка о попе и его работнике Балде »
Вот мудрец перед Дадоном Стал и вынул из мешка Золотого петушка . «Посади ты эту птицу ,- Молвил он царю,-на спицу ; Петушок мой золотой Будет верный сторож твой…» «Сказка о золотом петушке»
И в полночную пору Гроб её к шести столбам На цепях чугунных там Осторожно привинтили И решенткой оградили; И,пред мертвою сестрой Сотворив поклон земной, Старший молвил: «Спи во гробе; Вдруг погасла,жертвой злобе, На земле твоя краса… «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
Петушок спорхнул со спицы , К колеснице полетел И царю на темя сел , Встрепенулся,клюнул в темя И взвился… «Сказка о золотом петушке»
Живет Балда в поповом доме, Спит себе на соломе, Ест за четверых, Работает за семерых… «Сказка о попе и о работнике его Балде »
Я ль на свете всех милее , Всех румяней и белее? «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
На пороге сидит его старуха, А перед нею разбитое корыто.. «Сказка о рыбаке и рыбке»
В руки он её берет И на свет из тьмы несет, И, беседуя приятно, В путь пускаются обратно, И трубит уже молва: Дочка царская жива! «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
Вот из моря вылез старый Бес: «Зачем ты, Балда,к нам залез?» «Сказка о попе и о работнике его Балде »
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока " Добро и зло в казке А.С. Пушкина Сказка о мертвой царевне и семи богатырях"
На уроке ставились цели: 1) Раскрыть нравственный смысл сказки Пушкина, рассмотреть категории добра и зла на примере « Сказки о мёртвой цар...
Конспект урока по литературному чтению ,3класс.УМК "ПНШ". Тема :"Сравнительный анализ Венгерской сказки"Два жадных медвежонка"и корейской сказки"Как барсук и куница судились"Презентация к уроку.
Конспект урока по литературному чтению ,3класс.УМК "ПНШ". Тема :"Сравнительный анализ Венгерской сказки"Два жадных медвежонка"и корейской сказки"Как барсук и куница судились"В конспекте побробно распи...
Конспект урока по литературному чтению "Как рождаются герои"
Конспект "Как рождаются герои" на основе сказок "Колобок" и "Гуси - лебеди", 3 класс...
Методическая разработка урока по литературному чтению К. Чуковского "Путаница"
Учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» г. ВалуйкиЦуканова Е.А.Тема: К. Чуковский «путаница» «Школа России» 2 классЦель деятельности учителяСоздать условия для ознакомления с произведением К. Чуковского...
Методическая разработка урока по литературному чтению в 3 классе "Сивка-Бурка"
Учитель начальных классовМОУ «СОШ №1»города ВалуйкиЦуканова Е.А.ТЕМА:Русская народная сказка «Сивка-бурка». Характеристика главных героев.(учебник, с. 40–45; рабочая тетрадь, с. 25–26)Цель: познакомит...
Открытый урок по литературному чтению "Обобщение по разделу "Стихи и сказки А.С.Пушкина"" (2 класс) конспект
Проведен открытый урок по литературному чтению для 2 класса на тему "Обобщение раздела "Сказки и стихи А.С.Пушкина"". Тип урока- обобщение и систематизация знаний, урок-виктор...
Проект по русскому языку "Имена прилагательные в "Сказке о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкина.
Проект по русскому языку в 3 классе "Школа России"...