личность педагога
план-конспект занятия
Предварительный просмотр:
Личность учителя.
Несмотря на изменения в обществе, в требованиях к педагогическому процессу, в появлении новых, например дистанционных форм и технологий обучения, ключевой фигурой образования является учитель. Выполняя свои основные профессиональные функции, связанные с обучением и воспитанием подрастающего поколения, передачей ему опыта, учитель является служащим государства. Именно государство предъявляет требования к профессиональной компетентности учителя, определяет соответствие этим требованиям с помощью государственных образовательных стандартов высшего и среднего профессионального образования и механизмов аттестации педагогических работников.
Специфика педагогической деятельности связана не только с наличием у учителя определенных профессиональных знаний, умений, опыта педагогической творческой деятельности, особенностями общения, но и с личностью, его ценностями, мировоззрением, социально и профессионально значимыми качествами. Изменения общества, государства приводят и к изменению в деятельности учителя и в требованиях к компетентности, профессионализму и личным качествам педагога. Например, В. И. Даль, определяя в конце 19 века, что есть учение и учитель писал о том, что учить – это не только наставлять, обучать, передавать знания, но и школить, держать строго, часто наказывая для нравственного образования и послушания[1]. В современных условиях учитель – это профессионал, миссия и назначение которого в сотворении и самоопределении личности в культуре, утверждении человека в человеке[2].
Несмотря на различия в определении основных целей и задач в деятельности учителя, его миссии можно говорить о важной роли учителя в обучении, воспитании, развитии личности, о том, что учитель оказывает значительное влияние на ученика, его учебную деятельность и развитие. К. Д. Ушинский писал, что «в воспитании все основывается на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания. Без личного непосредственного влияния воспитателя на воспитанника истинное воспитание, проникающее в характер, невозможно. Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер»[3].
Поэтому необходимо, чтобы педагог не только был личностью, но и видел в себе самом личность, обладал высоким уровнем самопринятия и самоуважения. Это придает ему уверенность в своих силах. В таком случае он смело и убежденно ведет диалог со своими воспитанниками, а не только монологически поучает и воспитывает. Только видя в себе личность, педагог может в каждом школьнике увидеть неповторимую личность, у которой надо развить высокое самоуважение, активное отношение к жизни, чувство причастности к социальному целому[4].
Чрезвычайно важные наблюдения о профессиональных качествах личности учителя в 20-е годы 20 века были получены руководителем одной из студий педагогического мастерства Т. К. Маркарьяном. Им выделено следующее качество: способность не только понимать, но и чувствовать, предчувствовать мысли и поступки детей. А это возможно, если в процессе совместной деятельности учитель как бы трансформируется в детство, тогда учитель, отрешившись от психики, артистически быстро входит в мир ребенка и как бы становится им. Умение предугадывать и предупреждать детские поступки есть преддверие искусства жить детьми.
Тогда же были выдвинуты и обоснованные требования к идеальному типу учителя:
- предрасположенность к педагогической деятельности (задатки);
- умение понимать запросы детей и сообразовывать профессиональные силы педагога с их потребностями;
- известная мягкость в подходе к детям, ровное и спокойное обращение с ними;
- настойчивость и твердость в требованиях, уверенность в своих силах, бодрый и жизнерадостный тонус педагога;
- умение возбудить и удовлетворить интерес детей к работе, труду.
В глазах школьников учитель должен обладать:
- знанием предмета, умением его преподавать;
- умением устанавливать хорошие взаимоотношения;
- быть справедливым;
- умением создавать и поддерживать дисциплину;
- умением привлекать внешним видом.
По итогам проведенных в то время исследований учитель должен обладать многосторонними интересами, задатками и навыками, любить дело с детьми, находить путь к детям и коллективу.
М. М. Рубинштейн, написавший в рамках дидаскологии (науки об учителе) работу «проблема учителя» отмечает, что «Проблема учителя – первая и важнейшая проблема всей педагогики… Педагог – это социальный деятель … ставящий своей задачей целесообразно организованную помощь росту юных людей в направлении наилучшего общего и специального приспособления к окружающим естественным, социальным и культурным условиям, экономного усвоения приобретенных в культурном опыте прошлого знаний и умений, укрепления их индивидуального и социального характера и раскрытия в них углубленного интереса и творческого отношения к культурным ценностям, действуя частью непосредственным образом, частью побочными путями как организатор опыта, как выразитель государственно-общественных интересов, как социальный корректив, как носитель и сеятель культурных ценностей»[5].
Ш. А. Амонашвили описывает качества учителя, которые необходимы для полноценного обучения детей:
Во-первых, это умение понимать детей, всех и каждого.
Во-вторых, исключительное великодушие, доброта, отзывчивость, сердечность. Доброта и отзывчивость предполагают терпение, выдержку, отношение к неудачам учеников как естественному явлению в сложном труде учения. Однако суть педагогического терпения заключается в том, чтобы доброжелательно и тактично помочь ученику преодолеть затруднение, гуманно разрешить конфликтную ситуацию, поддержать чувство собственного достоинства.
В-третьих, способность радоваться тому, что каждый из детей, взрослеет, совершенствуется. Только в этом случае ребенок сможет увидеть свое продвижение, поверить в себя, в свои силы. Его уважают, ему верят, к нему прислушиваются, он нужен в коллективе, он интересен учителю, они доверяют друг другу – вся эта гамма благотворных переживаний не должна покидать школьника[6].
К необходимым качествам личности учителя можно отнести эмоциональность, эмпатию, терпимость, оптимизм, веру в ребенка, доброту, отзывчивость, справедливость, любовь к порядку.
Рассмотрим наиболее существенные личностные качества учителя. Эмпатия может рассматриваться как проникновение - вчувствование в переживания другого человека. На основе эмоционального вчувствования происходит понимание другого, что необходимо и для педагога и для ребенка. Выделяют такие формы эмпатии, как сопереживание (переживание вместе с другим таких же, как у него эмоциональных состояний) и сочувствие (отзывчивое, участливое отношение, к переживаниям другого, благожелательное отношение). Эмпатия учителя позволяет ребенку почувствовать, что взрослому есть до него дело, что учитель к нему неравнодушен, относится к нему безоценочно, что, то, что происходит с ребенком касается и взрослого. К. Роджерс писал, что если учитель способен внутренне понять реакцию ученика, если он чувствует, как процесс учения воспринимается учеником, тогда вероятность успешного учения повышается[7]. Рассмотрев результаты целого ряда исследований, Комбс зафиксировал, что для «хорошего» учителя внутренняя, психологическая сторона дела важнее внешней. Вначале он пытается понять точку зрения другого человека, а затем уже действовать на основе этого понимания. Люди и их реакции являются для него более значимыми, чем вещи и формальные ситуации. Он доверяет людям и считает их способными решать свои жизненные проблемы[8].
Доверие – это уверенность в чьей-нибудь добросовестности, искренности, в правильности чего-либо[9]. Для педагога необходимо изначально верить в то, что другому человеку, ребенку можно доверять, что у него сформированы положительные черты, что он обладает широкими возможностями. Учителю необходимо демонстрировать доверие ребенку, которое вселяет ему уверенность в собственные силы. В основе доверия учителя лежит убежденность, что нет учеников, которые хотят учиться плохо, что у детей есть учебная мотивация, положительные черты личности, что, сталкиваясь с проблемой, школьник способен ее решать, он может брать на себя ответственность, справляться с поставленными задачами, трудностями. Но в силу возраста у ребенка может не хватать знаний, умений, уверенности в себе. Все это может дать учитель, веря в ученика, доверяя ему и при необходимости оказывая помощь.
Заботливость – качество личности связанное с внимательностью, попечением, уходом за кем-либо, радушным беспокойством, с мыслями и деятельностью, направленными на благополучие другого. Именно заботливость позволяет ребенку чувствовать себя защищенным, открытым.
Отзывчивость – это качество человека, готового помочь, легко откликающегося на чужие нужды. Учитель понимает ребенка, его проблемы и откликается на них. Часто детям нужна лишь эмоциональная поддержка, положительный отзыв, отклик взрослого. Школьники многое могут делать самостоятельно, но для них бывает очень важно осознавать, что рядом с ними находится взрослый, их опора, защита, человек, который готов прийти на помощь в любой момент, что дает им ощущение безопасности, свободы и повышает активность.
Великодушие – это свойство прощать обиды, всегда доброжелательствовать и творить добро[10]. Учителю надо понять причины поведения ребенка и уметь простить его и помочь ему. Для ребенка очень важна безусловная родительская любовь. Учитель, хотя, по мнению многих, и должен любить детей, но он не может и не должен заменить родительскую любовь, а вот быть доброжелательным на основе принятия ребенка таким, какой он есть, творить для ребенка, а что еще важнее, вместе с ребенком добро учителю необходимо.
Толерантность рассматривается в толковых словарях как терпимость, снисходительность. В педагогике толерантность связывают с отсутствием негативного отношения к другому, а точнее, в наличии позитивного образа другого. Учителю необходимо иметь позитивный образ ученика, обладать педагогическим оптимизмом для стимулирования самореализации школьника.
Конгруэнтность – это подлинность, реальность учителя. К. Роджерс считал, что педагог должен вести себя как реальный человек, такой, каков он есть. Переживаемые им чувства доступны его осознанию, он способен жить этими чувствами и поделиться ими, если это уместно. Учитель вступает в непосредственное личное общение с учеником, общается с ним, как человек с человеком, при этом выступает перед учащимися не безликим воплощением школьных требований, а живым, способным к переживанию, сопереживанию человеком[11]. Это качество неразрывно связано с «Я-концепцией» учителя. Непринятие себя, ощущение собственной некомпетентности, низкая самооценка не позволят учителю быть конгруэнтным.
Перечисленные выше качества взаимосвязаны и дополняют друг друга в личности учителя, позволяют понимать, принимать ребенка таким, какой он есть, облегчать ему учение, помогать.
Неоднократно в разные периоды истории осуществлялись попытки составить профессиограмму, то есть идеальную модель личности учителя, которая интегрировала бы такие качества, которые позволили бы осуществлять педагогическую деятельность в любой педагогической системе, например профессиограмма Л. Ф. Спирина. Как правило, такая модель включает требования к профессионально-педагогическим знаниям, общепедагогическим умениям и личностным характеристикам педагога, в том числе включает мотивационно-ценностную составляющую.
Вопросы и задания
- Какие требования предъявляет общество, государство к современному учителю?
- Какими личностными качествами должен обладать учитель?
[1] Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка, т.4. - М., 1999. С. 528.
[2] Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2003. С. 303.
[3] Ушинский К.Д. собр. соч. - М., Л., 1948, - т. 2. С.63-64
[4] Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. - М., 1986. С.68
[5] Рубинштейн М.М. Проблема учителя, М., 2004. С.12, 23
[6] Амонашвили Ш.А. В школу с шести лет / Педагогический поиск/ сост. И.Н.Баженова. – М.: Педагогика, 1990. С. 42-43.
[7] Роджерс к. Фрейберг Дж. Свобода учиться, - М., 2002. С.231
[8] Бернс.Р Я-концепция учителя//Развитие Я-концепции и воспитание, М., 1986. С.302-333
[9] Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: АЗЪ, 1993. С.172.
[10] Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка, т.1. - М., 1999. С. 176.
[11] Роджерс к. Фрейберг Дж. Свобода учиться, - М., 2002, с.226.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Профессионально обусловленные требования к личности педагога»
Доклад: «Профессионально обусловленные требования к личности педагога»...
Мониторинг развития творческой личности педагога
Живет лишь тот, кто творит. Остальные - это тени, блуждающие по земле, чуждые жизни. Все радости жизни - радости творчества: любовь, гений, действие - это разряды силы, родившиеся в пламени единого ко...
Личность педагога в процессе изучения спецдисциплин в педагогическом колледже
Данная статья рассматривает вопросы подготовки молодых специалистов в процессе изучения МДК по дисциплине "Теория и методика математического развития дошкольников" ....
Личность педагога, как главный фактор, способствующий предупреждению употребления наркотических веществ, в студенческой среде
Личность педагога, как главный фактор, способствующий предупреждению употребления наркотических веществ, в студенческой среде...
МОТИВАЦИЯ КАК СРЕДСТВО САМОРАЗВИТИЯ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА
Сегодня в связи с переходом на новые образовательные стандарты перед педагогом стоят следующие задачи:приобретать новые знаниявладеть современными педагогическими технологиями и методикамиизменять сти...
Личность педагога в условиях современного образовательного пространства. Психологические аспекты педагогической деятельности.
Личность педагога в условиях современного образовательного пространства. Психологические аспекты педагогической деятельности....
Коммуникативная компетенция как профессиональное качество личности педагога СПО
Коммуникативная компетенция как профессиональное качество личности педагога СПО...