Методическая разработка урока по теме: Нанесение раствора на вертикальную поверхность способом слева направо в среднюю часть
план-конспект урока на тему
Даный урок проводится в коррекционных группах (VIII вид) по профессиии маляр
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок производственного обучения | 38.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Нанесение раствора на вертикальную поверхность способом слева направо в среднюю часть
Цели урока:
Обучающая:
- Научиться набрасывать раствор способом слева направо в среднюю часть стены.
Развивающая:
- Формировать способность к самоконтролю и самостоятельности, анализировать выполняемую работу с позиции достижения наилучших результатов.
- Развивать умения зрительного контроля правильности и точности своих движений.
Воспитательная:
- Формировать ответственность, целеустремленность, трудолюбие, уверенность в себе, интерес к своей будущей профессии.
Методическая:
- Формирование мотивации обучающихся к выбранной профессии с опорой на практически-действенное мышление».
Тип урока: Урок по изучению трудовых приемов и операций
Вид урока: Урок упражнений
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, наглядно-демонстрационный, практический.
Материально-техническое оснащение: листы с вопросами, фигурки-смайлики на магнитах, штукатурный ящик, штукатурная лопатка, сокол, ведро, кисть, вода, глина.
Пояснительная записка
Методическая цель урока: формирование мотивации обучающихся к выбранной профессии с опорой на практически-действенное мышление.
Урок разработан для обучающихся, относящихся к категории ЛОВЗ . В этих группах все обучающиеся относятся к категории дети-сироты, окончившие специальную (коррекционную) школу 8 вида. Все дети имеют клинический диагноз «Олигофрения». Дети олигофрены адекватно воспринимают окружающий мир, однако, сам процесс восприятия этого мира малоактивен. Пониженная реактивность коры головного мозга приводит к тому, что представления у этих детей обычно нечетки и малодифференцированные, выработанные условные связи у них непрочны и быстро угасают. Эти особенности психического развития вызывают значительные трудности при изучении нового материала, необходимость многократного повторения.
Одним из успешного формирования учебных умений и навыков на уроках производственного обучения является положительная мотивация обучающихся к изучению программы производственного обучения. Уровень и характер мотивации большинства обучающихся мне необходимо знать для того, чтобы начать работу по ее формированию. Не секрет, что особого желания учиться на предложенную профессию у них нет. Дети, имеющие коррекционное образование 8 вида ограничены в выборе профессий. Поэтому по формированию у учащихся интереса к профессии использую следующие приемы:
- Положительное эмоциональное отношение к профессии;
- Организацию познавательной дискуссии;
- Раскрытие новизны и актуальности материала;
- Привыканию выполнять учащимися соответствующих требований;
- Создания ситуации успеха.
На тему «Штукатурные работы» дано 198 часов. Данная тема имеет большое значение для формирования профессиональных умений и навыков, так как предусматривает обучение приемам выполнения основных штукатурных процессов. Изучаемые приемы набрасывания раствора на поверхность являются основой для дальнейшего изучения технологического процесса оштукатуривания. В период обучения приемам набрасывания обучающиеся начинают привыкать к инструментам и инвентарю, использовать их по назначению. Правильный, бережный уход за ними, чистота рабочего места, четкость и организованность работы в мастерской прививают обучающимся аккуратность, умение планировать свой труд, добросовестность, организованность. Данный урок является продолжением изучения приемов набрасывания раствора разными способами и на разные уровни поверхности. При выполнении задания на уроке мне хочется, чтобы обучающиеся не только научились, но и с каждым шагом приобретали уверенность в себе, интерес к своей будущей профессии. При подготовке к уроку, определяя содержание инструктажа, были использованы способы внешней активизации обучающихся:
- постановка вопроса всей группе, а затем после небольшой паузы вызов для ответа определённого обучающегося;
- предложение ответить на вопрос по желанию;
- вовлечение в беседу всех обучающихся с учётом их сильных и слабых сторон;
- варьирование вопросов по сложности в зависимости от подготовленности различных обучающихся;
- обращение к обучающимся с предложением подумать, оценить ответ одногруппника, исправить ошибку в ответе;
- поощрение вопросов обучающихся друг к другу и к мастеру.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Цель: психологический настрой обучающихся на работу; обеспечение нормальной обстановки на уроке. Исходная мотивация для обучающихся: подчеркивается значение темы.
Мастер проводит проверку отсутствующих, внешнего состояния учебно-производственной мастерской, рабочих мест, наличия дежурных, рабочей позы и наличия спецодежды, организация внимания.
II. ВВОДНЫЙ ИНСТРУКТАЖ И ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
а) Проверка знаний обучающихся по материалу, изученному на теоретических уроках, а также на предыдущих уроках производственного обучения
Цель: проверить знания обучающихся, обеспечить способность применять эти знания на практике, увязать теоретический материал с практикой.
Мотивация обучающихся: при правильной рабочей стойке, технике набрасывания раствора на поверхность повышается качество выполняемых штукатурных работ.
Сообщается тема и цель урока.
Обучающиеся под руководством мастера должны выяснить, готовы ли они к изучению материала, чего им не достает, что именно они должны проделать, чтобы успешно выполнить основную учебную задачу - научиться набрасывать раствор способом слева направо в среднюю часть стены.
Довожу до сведения, по какому плану будем работать:
1. Вспомним теоретические и практические знания, касающиеся нашей темы урока.
2. Выполним пробные действия по набрасыванию раствора на стену.
3. Приступим к отработке приемов по набрасыванию раствора на вертикальную поверхность способом слева направо в среднюю часть.
Обучающиеся уже умеют выбирать и пользоваться инструментами и приспособлениями для слесарных работ, поэтому предлагается выполнить 3 задания.
Задание 1:
На доске прикреплены 10 листов. На каждом написано утверждение. Листы прикреплены обратной стороной к обучающимся так, чтобы они не видели текста. Обучающиеся по очереди подходят к доске, открывают любой лист и читают. Верно ли утверждение? Если согласен, то на лист с развернутым к группе текстом крепят магнит с радостным смайликом, если не верно утверждение – крепят магнит с грустным смайликом.
Утверждения | Правильные ответы |
Стена – это вертикальная поверхность. | Да |
Потолок – это вертикальная поверхность. | Нет. Потолок горизонтальная поверхность |
Для набрасывания раствора вручную используют следующие инструменты: сокол, штукатурная лопатка, ковш, терка. | Нет. При набрасывании раствора вручную не используют терку |
На стены раствор набрасывают на уровне головы, на уровне пояса, у пола. | Да |
Последовательность оштукатуривания: нижняя часть стены, верхняя часть стены, потолок. | Нет. Последовательность оштукатуривания: потолок, верхняя часть стены, нижняя часть стены. |
Сокол одним концом кладут на борт ящика, а другой поднимаем вверх примерно 10 см. | Да |
Раствор из ящика накладывают штукатурной лопаткой на сокол. | Да |
Поверхность необязательно смачивать перед набрасыванием раствора. | Нет. Поверхность перед набрасыванием раствора обязательно смачивают водой. |
При выполнении броска штукатурной лопаткой работает вся рука. | Нет. При выполнении броска лопаткой работает только кисть руки. |
Резкость взмаха зависит от густоты раствора и необходимой толщины наносимого слоя. | Да. Нанося тонкие броски – взмах лопатки должен быть резким, раствор как бы развеивается; когда требуются толстые броски, взмах должен быть несильным. |
Задание 2:
На столе разложены различные инструменты и приспособления для штукатурных работ, выберите, на ваш взгляд, необходимые для набрасывания раствора.
Назовите каждый инструмент и его назначение.
Укажите, что неправильно выбрали ваши одногруппники.
Задание 3:
Нанести раствор на вертикальную поверхность способом слева направо в нижнюю часть вертикальной поверхности. Т.к. тема нашего урока сегодня «Нанесение раствора на вертикальную поверхность способом слева направо в среднюю часть» нам надо, чтобы мы научились наносить раствор на поверхность в технологической последовательности, т.е. снизу вверх. (Вызов обучающегося, который выполняет набрасывание раствора, а остальные обучающиеся наблюдают за правильностью всех действий).
Подведение итога: Мы повторили как выполняется нанесение раствора на вертикальную поверхность способом слева направо в нижнюю часть. Эти знания нам помогут лучше усвоить тему нашего урока.
б) Объяснение и показ трудовых приёмов и способов выполнения учебно-производственных работ.
Цель: Обучить приемам нанесения раствора на вертикальную поверхность способом слева направо в среднюю часть.
Показ с объяснениями:
- стойка, хватка инструмента.
Берем в левую руку сокол, а в правую штукатурную лопатку, подходим к штукатурному ящику и становимся так, чтобы правая нога была ближе к ящику, а левая отставлена назад. Хват кистью ручки штукатурной лопатки делаем так: кисть должна охватывать ручку штукатурной лопатки сверху.
- как берут порцию раствора с сокола;
Сокол одним концом кладут на борт ящика, а другой поднимают вверх примерно на 10 см. Сторона сокола, поднятая вверх, опирается на руку, что придает ему устойчивость, и рука меньше устает. Лопаткой забирают из ящика порцию раствора и кладут сначала на поднятую часть сокола, а затем последовательными рядами к нижней стороне.
- рабочая стойка у стены;
Штукатур стоит на расстоянии 30 – 40 см от оштукатуриваемой поверхности, Корпус находится параллельно поверхности, при этом правая нога выдвинута вперед, а левая назад.
- набор порции раствора с сокола, работа кисти, нанесение раствора;
Сокол держим слегка наклонно к поверхности, это удобно для работы и предохраняет руку от попадания на нее раствора. Порцию раствора забирают с сокола так, чтобы лопатка двигалась от края сокола (от себя) к его середине, при этом следим, что бы раствор не стекал с сокола и не падал на пол. При выполнении броска лопаткой работает не вся рука, а только одна кисть. Для этого следует сделать взмах лопаткой и резко ее остановить, уводя лопатку вверх параллельно стене. Взмах должен быть не очень сильным, так как от резкого толчка раствор сильно разбрызгивается.
- организация рабочего места, безопасность труда.
На рабочем месте должны находится только необходимые для работы инструменты и приспособления. Они должны находиться в отведенном для них месте. После использования инструменты и приспособления моют.
Безопасность труда предусматривает наличие спец одежды( куртка, комбинезон, головной убор, ботинки, перчатки), исправные инструменты и приспособления, отсутствие воды и раствора на полу.
Показ мастером техники набрасывания раствора в среднюю часть стены
- рабочая стойка, положение рук
- в рабочем темпе
- в замедленном
- поэтапно
- в рабочем положении
Подвожу итог показа.
в) Закрепление и проверка усвоения обучающимися материала вводного инструктажа, дополнительные повторные пояснения и показ приёмов и способов работы.
Цель - проверить степень усвоения обучающимися материала вводного инструктажа.
Обучающиеся повторяют приемы техники набрасывания раствора способом слева направо в среднюю часть (на уровне пояса). При этом задаются вопросы:
Вопросы | Эталон ответа |
Как держим сокол при набирании порции раствора? | Сокол одним концом кладут на борт ящика, а другой поднимают вверх примерно на 10 см. |
Как набираем порцию раствора с сокола? | Порцию раствора забирают с сокола так, чтобы лопатка двигалась от края сокола (от себя) к его середине, |
При выполнении броска лопаткой работает кисть или рука? | При выполнении броска лопаткой работает не вся рука, а только одна кисть. |
Какой силы должен быть взмах лопаткой, чтобы раствор неразбрызгивался? | не очень сильным |
Что необходимо сделать с инструментами после окончания работы? | Инструменты помыть, убрать в отведенное для них место. |
Итак, мы с вами разобрали приемы техники набрасывания раствора способом слева направо в среднюю часть стены
Напоминаю безопасность труда при выполнении задания и организацию рабочего места.
Учебно-производственное задание:
- Приготовить раствор
- Отработать приемы набрасывания раствора на стены способом слева направо в среднюю часть стены
- Нанести раствор на стены способом слева направо в нижнюю и среднюю часть стены
На отработку данного задания 4 час.
Оценивание вашей работы будет по следующим показателям:
- Организация рабочего места – 5 баллов
- Безопасность труда – 5 баллов
- Качество выполненной работы – 15 баллов
Итого: 25 баллов
Снятие баллов:
- Незначительные нарушения в организации рабочего места – 2б
- Некачественно выполненная работа:
- участки поверхности без раствора – 1б
- многократное набрасывание раствора в одно место-1б
3. Применение инструментов не по назначению – 1б
Критерии оценок
«5» - 25 – 24 баллов
«4» - 23-21 баллов
«3» - 20 – 16 баллов
Все результаты выполненных работ будут заноситься в таблицу и оцениваться (Приложение 2)
- САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА И ТЕКУЩЕЕ ИНСТРУКТИРОВАНИЕ
Цель - формирование у обучающихся профессиональных навыков выполнения трудовых приемов. Ребята на своих рабочих местах выполняют учебно-производственные задания. Обучающая деятельность мастера на этом основном этапе урока осуществляется путём текущего инструктирования обучающихся.
Мастер проводит целевые обходы рабочих мест обучающихся. Осуществляет контроль и правильность организации рабочего места и выполнения техники набрасывания, по ходу наблюдений дает все необходимые замечания и указания, исправляет и предупреждает ошибки, обращает внимание на недостатки в работе, проверяет соблюдены ли правила организации и безопасности труда.
- ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ИНСТРУКТАЖ
Цель - на основе анализа успехов и недостатков урока показать обучающимся, чему они научились, насколько продвинулись в овладении профессией, что и как нужно делать, чтобы не допускать недостатков и закрепить успехи.
Мастер подводит итог и анализ выполнения учебно-производственных работ; сообщает оценки, называет по итогам лучших обучающихся.
Домашнее задание:
Повторить тему: Нанесение раствора на вертикальную поверхность способом слева направо в верхнюю часть стены (на уровне головы) по дисциплине «Технология штукатурных работ».
Приложение 1
Верно ли утверждение?
- Стена – вертикальная поверхность
- Потолок – вертикальная поверхность
- Для набрасывания раствора вручную используют следующие инструменты: сокол, штукатурная лопатка, ковш, терка
- На стены раствор набрасывают на уровне головы, на уровне пояса, у пола
- Последовательность оштукатуривания : нижняя часть стены, верхняя часть стены, потолок
- Сокол одним концом кладут на борт ящика, а другой поднимаем вверх примерно 10 см
- Раствор из ящика накладывают штукатурной лопаткой на сокол
- Поверхность необязательно смачивать перед набрасыванием раствора
- При выполнении броска лопаткой работает вся рука
- Резкость взмаха зависит от густоты раствора и необходимой толщины наносимого слоя
Приложение 2
Таблица результатов работ
Ф.И. обучающегося | Организация рабочего места | Безопасность труда | Качество выполненной работы | Итого баллов | Оценка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План открытого урока по теме"Набрасывание раствора с сокола штукатурной лопаткой слева направо"
План открытого урока по профессионально-трудовому обучению (штукатурно-малярное дело). Тема урока: Набрасывание раствора с сокола штукатурной лопаткой слева направо. Цели урока: Учебна...
Методическая разработка урока по теме «Урок письма» предмет: МДК 01.01. Технология приём, сортировка, вручение и контроль почтовых отправлений.
Методическая разработка по теме «Урок письма» предназначена для проведения урока в группе обучающихся по профессии «Оператор связи». Знакомит с историей письма. Данная разработка мож...
Методическая разработка урока на тему: "Развитие певческих навыков на уроках в группе Раннего Эстетического Развития"
Методическая разработка открытого урока в группе РЭР. 11.03.2015г....
Методическая разработка урока на тему: "Работа с интервалами на уроках сольфеджио".
Методическая разработка открытого урока по сольфеджио 3 год обучения....
Методическая разработка урока на тему: «Обмер поверхностей деталей. Нанесение размеров на эскизах»
Методические указания к проведению урока по учебной дисциплине «Инженерная графика» предназначены для преподавателей специальности 23.02.04. Техническая эксплуатация подъемно-транспо...
Методическая разработка урока по теме "Подготовка кирпичной поверхности стен под оштукатуривание"
Методическая разработка урока по теме "Подготовка кирпичной поверхности стен под оштукатуривание"...
Методическая разработка урока по теме: "Самостоятельные части речи"
Использование синквейнов для обобщения по изученному материалу...