Методическая разработка внеклассного мероприятия (классного часа) приуроченная к юбилею Петра Первого — последнего русского царя и первого российского императора. Тема: «Императорская кухня»
методическая разработка
Данное внеклассное мероприятие даёт возможность студентам, ближе познакомится с российской кухней времен Петра первого, изучить особенности русского стола XVI – XVIII веков. Совершить экскурс в историю через кулинарию, почувствовать себя частью великого целого - своего народа, своей страны, научиться уважать их, ценить прошлое и настоящее.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Краевое государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Уссурийский колледж технологии и управления»
Методическая разработка внеклассного мероприятия
(классного часа)
приуроченная к юбилею Петра Первого — последнего русского царя и первого российского императора.
Тема:
«Императорская кухня»
Автор:
Барабицкая Раиса Валериевна,
преподаватель первой квалификационной категории
Уссурийск,
2022 г.
Аннотация (слайд № 2)
Данная методическая разработка внеклассного мероприятия, предназначена для обучающихся 4 курса, специальность 19.02.10 Технология продукции общественного питания.
Старая поговорка гласит: «Всё новое - хорошо забытое старое».
Данное внеклассное мероприятие даёт возможность студентам, ближе познакомится с российской кухней времен Петра первого, изучить особенности русского стола XVI – XVIII веков. Совершить экскурс в историю через кулинарию, почувствовать себя частью великого целого - своего народа, своей страны, научиться уважать их, ценить прошлое и настоящее.
Введение (слайд № 3)
Мы живем в современном мире, где больше преобладает быстрое (фаст – фуд) и далеко не полезное питание, к сожалению, мы все чаще забываем о традиционной кухне наших предков, о нашем прошлом. Пиццы и гамбургеры заменили нам кулебяки и расстегаи, далеко не каждый студент имеет представление что такое курник. Люди стали забывать старинные рецепты вкусной и полезной пищи, без которых раньше наши предки не представляли своей жизни. В связи с этим возникла идея подготовить данное мероприятие.
Планируемые результаты: (слайд № 4)
- личностные: развитие желания узнавать новое, навыки коллективной работы, формирование успешности и результативной деятельности;
- метапредметные: развитие наблюдательности, логического мышления, навыков анализа и синтеза, формирование основных приемов самоопределения, планирования и реализации учебных действий, а также навыков работы с инновационными технологиями.
План внеклассного мероприятия (классного часа)
Тема: Императорская кухня
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
-объяснительно-иллюстративный (рассказ, использование презентации Microsoft Office Power Point);
- частично-поисковый (планирование и систематизация материала);
- аналитический (выводы и обобщения по результатам мероприятия);
-управление обучением с применением инновационных технологий (тестирование на платформе онлайн-сервиса Google Forms);
Формы организации учебно-познавательной деятельности:
- фронтальная, индивидуальная, групповая;
Технологии, методики:
- проблемное обучение, моделирующая и поисковая деятельность, личностно-ориентированная, информационно-коммуникационные технологии.
Цель:
- повышение интереса к выбранной профессии или специальности, ее социальной значимости, расширение знаний об истории кулинарии, обычаях и традициях своей страны.
Задачи: (слайд № 5)
Образовательные:
- повышение качества среднего профессионального образования, развитие общих и профессиональных компетенций, творческого потенциала студентов, стимулирование интереса к профессии, специальности;
Развивающие:
- расширение и углубление знаний студентов в сфере общественного питания России;
- привлечение к целенаправленной исследовательской и практической работе;
- использование информационных технологий в профессиональной деятельности;
- мотивация обучающихся к самостоятельной информационно-познавательной деятельности;
Воспитательные:
- воспитание патриотизма, приобщение к традициям русского народа;
- воспитание чувства гордости и уважения к истории и культуре своей страны, пробуждение к ее изучению;
- осознанное отношение к здоровому образу жизни через культуру питания, основанное на традициях русского народа.
Методическое и техническое обеспечение урока:
- мультимедийная доска, компьютер, программное обеспечение MS Power Point (презентация), платформа онлайн-сервиса Google Forms.
План
I. Организационный момент.
II. Мотивация. Постановка целей мероприятия.
III. Представление истории питания России XVI – XVIII веков.
IV. Доклады обучающихся.
V. Тестирование.
VI. Подведение итогов.
VII. Список использованных источников информации
- Организационный момент. (слайд № 6)
Кисель и квас медовый, чтоб был народ здоровым.
И во главе всего стола наш каравай – Руси краса!
Эх, лучше русской кухни нет!
Хоть обойдёшь ты целый свет!
Русская ты кухня – щедрая душа!
Всеми ты любима, всем и хороша!
Любым гостям ты рада, готова всех принять
Как Матушка-Россия,
Утешить и обнять.
Сегодня мы совершим экскурс в историю через кулинарию. Узнаем о развитии питания России с приходом на царство Петра Первого — последнего русского царя и первого российского императора. Какие пищевые реформы произошли на кухне в XVI – XVIII веке. Вспомним давно и не справедливо забытые продукты, и блюда, которые составляли основной рацион питания наших предков.
- Мотивация. Постановка целей мероприятия.
Давайте вместе вспомним о том, что полезное может быть еще и вкусным!
Целью сегодняшнего классного часа, является повышение интереса к выбранной профессии или специальности, ее социальной значимости, расширение знаний об истории кулинарии, обычаях и традициях своей страны.
III. Представление истории питания России XVI – XVIII веков. Сравнение с современной кухней. (слайд № 7)
Ох, картошечка, картошка,
Ах, какая тебе честь!
Кабы не было картошки,
Так чего бы стали есть?
Сегодня мы называем картофель "вторым хлебом", но приживался этот корнеплод очень долго и тяжело. В Россию картофель привез, как известно, Петр I. И все бы было хорошо, но народ картофель признавать отказывался.
Это было связано, в первую очередь с тем, что люди не раз травились "вершками", не догадываясь о том, что есть нужно как раз "корешки".
Смущало русских людей и само слово "картофель". Наши предки были уверены, что "картофель" происходит от немецких слов "крафт ойфель", что на русский переводится как "дьявольская сила".
Для распространения картофеля Пётр I применил смекалку. Он заселил несколько полей картофелем и приставил к ним вооруженную охрану. Днем солдаты "несли пост", а на ночь расходились спать. Мотивация "запретного плода" сработала. Соблазн "стащить" то, что так ревностно охраняют, оказался настолько велик, что люди начали воровать плоды с поля и высаживать их на своих участках.
Причём сначала картофель появился только на столах знати, да и то только в торжественных случаях. Интересно, что сначала посыпали картофель не солью, а сахаром.
«Заморский овощ» на Руси не только ели. Из него также готовили разные напитки: квас, кисель, сок.
Но не только картофель стал популярен в Росси с приходом на царство Петра первого.
(слайд № 8)
При Петре Первом в русской кухне стали особенно широко использовать разнообразные пряности: корицу, гвоздику, имбирь, кардамон, мускатный орех, шафран, добавляли также лук, чеснок, уксус и горчицу.
Среди оригинальных блюд русской кухни было так называемое похмелье, оно готовилось из ломтиков баранины в огуречном рассоле, с перцем и уксусом.
Пряности, вообще, широко использовались в русской допетровской кухне. Почитали наши предки и уксус с горчицей. Шафран добавляли в уху, жаркое, птицу. С перцем делались утка и лапша. Клались обильно в пищу и другие специи, а именно корица, гвоздика, имбирь, мускатный орех, кардамон.
(слайд № 9)
Виноград и арбузы, персики и ананасы стали выращивать в местных оранжереях в селе Измайлово.
Петр I, как известно, коренным образом преобразовал не только Государство Российское, но и первоосновы культуры и быта, по крайней мере, высших сословий. Не стала исключением и кухня. Именно «революционеру на троне» (по одному из высказываний) мы обязаны современной русской кухней, которая начала складываться в те времена под мощным европейским влиянием, после того как Петр прорубил окно в Европу. Впрочем, похожие тенденции были отмечены еще при отце будущего реформатора — царе Алексее Михайловиче, который охотно перенимал «заморские диковины», в том числе касающиеся стола.
Из Голландии в Россию приходили посылки с семенами. Так на русском столе постепенно прижились кольраби, савойская капуста, баклажаны, петрушка, сельдерей, сахарная свекла, тмин, фенхель, эстрагон, шалфей, мята, морена, шпинат. Появилась фасоль, которую наши предки поначалу сочли украшением цветников. И лишь потом стали употреблять в пищу. Как и привезенный Колумбом в Европу подсолнечник, который, попав в Россию, долго украшал клумбы дворцовых парков, прежде чем стал «пищевой» культурой.
(слайд № 10)
IV. Доклады обучающихся.
- Влияние на культуру питания России иностранных государств.
Некоторые блюда, которые считаются русскими, на самом деле появились благодаря французским и австрийским поварам: бефстроганов, цыпленок по-киевски и шарлотка. При этом наша кухня не поддавалась иностранному влиянию, а адаптировала блюда к русским вкусам.
Так повелось издревле — еще древнерусская кухня была открыта иноземным заимствованиям, что ничуть не портило ее, а, наоборот, украшало. У скифов и греков русичи научились готовить дрожжевое тесто; через Византию узнали о рисе, гречневой крупе и многочисленных пряностях; из Китая к нам пришел чай; с Урала — пельмени; западные славяне внесли свой вклад в русскую кухню в виде борщей, голубцов, вареников...
(слайд № 11)
Одно из новшеств, появившихся в это время в русской кухне, — употребление закусок как совершенно самостоятельных блюд. Из Европы пожаловали немецкие бутерброды, сливочное масло, французские и голландские сыры. Они «подружились» со старинными русскими блюдами, как-то: холодной солониной, студнем, ветчиной, бужениной, икрой, балыком и просоленной красной рыбой и слились в единую подачу или даже особый прием пищи — завтрак.
(слайд № 12)
Именно при Петре I в русском кулинарном лексиконе появилось слово «суп». До этого все жидкие блюда именовались «похлебками», подавались в горшочках, вкушались традиционными деревянными ложками.
Во многом под влиянием Европы в XVIII веке окончательно сложились русские виды супов, такие как рассольники, различные солянки…
- Ассортимент блюд русского стола. (слайд № 13,14,15,16)
Из мяса традиционно употреблялась, прежде всего, баранина, а также «яловица» (говядина). В списке гастрономических предпочтений Петра упомянута и солонина. Мясо заготовляли впрок, солили.
Часто на столах было мясо диких животных: оленина, кабанятина и даже мясо медведя. Также в пищу шли куропатки, рябчики и прочая дичь.
Появились такие блюда, как: филе, бифштекс, лангет, шницель, котлета, клопс. Последнее блюдо от немецкого «клопфен», что значит «колотить, отбивать». Затем это название сменилось русским — «биточки».
Достаточно часто на ели рыбу. Преимущественно это была речная рыба: осетр, стерлядь, лещ, судак, ерш, окунь. Её варили, запекали, вялили и солили. Хотя у самого Петра на нее была аллергия.
Правда, крестьяне же продолжали готовить традиционную русскую еду — щи да кашу. Была популярна "тюря" - предшественник современной окрошки, квас с нарубленным луком и заправленный хлебом.
Издавна на Руси одним из самых распространенных сладких блюд считался кисель. Кисели готовили на основе ржаных, овсяных и пшеничных отваров, кисловатых на вкус и имеющих серовато-коричневый цвет, чем и напоминали по цвету береговой суглинок русских рек. Кисели получались упругими, напоминающими студень, холодец. Поскольку сахара в те времена ещё не было, для вкуса в них добавляли мёд, варенье или ягодные сиропы.
(слайд № 17)
- Русский хлеб.
Конечно, основным продуктом питания был хлеб. В южных регионах его выпекали из пшеничной муки, в северное большее распространение получила ржаная. Помимо хлеба пекли также блины, оладьи, лепёшки, по праздникам - пироги (часто из гороховой муки). Пироги могли быть с различными начинками: мясом, рыбой, грибами и ягодами.
Пироги готовили либо из пресного теста, такого, как сейчас используют для пельменей и вареников, либо из кислого теста. Оно называлось так, потому что действительно кисло (квасилось) в большой специальной посудине – квашне. Первый раз тесто замешивали из муки и колодезной или речной воды и ставили в теплое место. Через несколько дней тесто начинало пузыриться – это «работали» дикие дрожжи, которые всегда есть в воздухе. Теперь из него можно было печь. Готовя хлеб или пироги, оставляли в квашне немного теста, которое называлось закваской, и в следующий раз только добавляли в закваску нужное количество муки и воды. В каждой семье закваска жила долгие годы, а невеста, если она уходила жить в собственный дом, получала в приданое и квашню с закваской.
Традиционным было предпочтение Петра I к черному хлебу, который он мог есть даже черствый, но предпочитал пеклеванный, то есть из мелко помолотого чистого зерна.
(слайд № 18)
Преподаватель
Самым распространённым овощем была редька. Она несколько отличалась от современной и была в разы больше. Также массово была распространена репа. Эти корнеплоды тушили, жарили и делали из них начинку для пирогов.
Из овощей государь обожал редьку. В XVII столетии редьку приготовляли даже с патокой, и тогда она относилась к числу лакомств — десертов. Из традиционных фруктов Петр особенно любил яблоки и орехи.
Известен тот факт, что Петру I удалось распространить кофе не как лекарство от насморка, а как напиток…
Несомненно, Петр первый разнообразил ассортимент продуктов и блюд русской кухни XVI – XVIII веков, но не забывайте и нашу исконно русскую кухню.
Для примера рассмотрим несколько блюд старорусской традиционной кухни: (слайд № 19)
Тюри – квасные, щаные, молочные; ботвиньи; пигус; репница; тавранчук; тыковник; маковое молоко; гороховый сыр; калья – рыбная, куриная, утиная; щи – из свежей капусты, из квашеной капусты, репяные, зелёные, грибные, мясные, куриные, рыбные, крупяные, с мучной подболтой и т.д.
Уха – простая, шафранная, куриная, двойная, тройная, опеканная и т.д.
Квашеная – капуста, свекла, борщевик, репа.
Мочения – брусника, клюква, яблоки, тёрн, груши, костяника, калина, морошка, слива, вишня.
Тельное – рыбное, куриное, мясное. Отварное, запечённое, сковородное.
Сыры – сливочные, сметанные, губчатые.
Творог. Битой творог. Пасочки творожные.
Кисели – гороховый, пшеничный, молочный, гречневый, овсяный, из ржаных высевок.
Морсы. Квасы – белый, красный, ягодный, яблочный, можжевеловый, берёзовый и т.д.
Вода – брусничная, смородиновая, рябиновая, вишнёвая, земляничная.
Варенья и пироги – невероятное количество вариантов.
Не забывайте, что многие блюда готовили с мёдом – это истинное золото Руси.
Этот список блюд — капля в море от того многообразия, под которым ломились столы наших предков, хотя здесь только знакомые нам продукты, но и их доля в нашем рационе очень сильно сократилась. Допустим, вспомните, когда вы последний раз ели пюре из репы или кашу из тыквы? А ведь это одни из основных блюд русской кухни, не говоря уже о самом простом — пареная репа. (слайд № 20)
Печеный картофель гораздо полезнее фри или чипсов, которые к слову сказать сделаны далеко не из натурального картофеля, а крахмала.
Поэтому не забывайте исконно русских традиций питания, берегите свое здоровье!
Предлагаю вам совершить экскурс в историю кулинарии Русской кухни и пройти онлайн – тест на платформе онлайн-сервиса Google Forms
V. Тестирование. (список вопросов с вариантами ответов - приложение №2)
Ссылка на прохождение: https://docs.google.com/forms/d/1ImBFa-IIQiOTw_BI6-yyd7NUSo4b55iJjEG3fIl8CDY/edit#responses
По результатам тестирования был выявлен уровень усвоения полученной информации и степень эрудированности обучающихся.
VI. Подведение итогов. (слайд № 21)
Что же такое Русская кухня и какова связь её с современной? На протяжении нескольких веков менялись быт, нравы, расширялись торговые связи, рынок наполнялся новыми продуктами. Русская кухня впитывала в себя большое количество национальных блюд различных народов. Что-то было забыто, либо вытеснено другими продуктами. Однако, основные тенденции в том или ином виде дожили до наших дней. Это доминирующее положение хлеба на нашем столе, широкий ассортимент выпечки, каши, холодные закуски. Эта пища не только вкусна, но и полезна, в сравнении с продукцией фаст – фуд, богатой крахмалом (быстроусвояемыми углеводами), транс-жирами, и усилителями вкуса (глюконат кальция), которые отрицательно влияют на организм, провоцируют ожирение и способствуют развитию хронических заболеваний.
VII. Список использованных источников информации (слайд № 22)
Интернет – ресурсы:
- https://zen.yandex.ru/media/history_for_chayniks/12-reform-petra-i-o-kotoryh-nujno-znat-kajdomu-5a7283b9256d5cd76e1f3054?utm_source=serp
- https://infourok.ru/klassniy-chas-ekskursiya-v-proshloetradicii-russkoy-kuhni-1052866.html
- https://magmens.com/polezno/6150/kuhnya-rossii-pri-petre-i/
- https://fishki.net/1259911-kulinarnye-pristrastija-petra-i.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеклассного мероприятия литературно-музыкальной композиции по теме «Английская поэзия в русских переводах.»
Методическая разработка внеклассного мероприятия литературно-музыкальной композиции по теме «Английская поэзия в русских переводах.» В соавторстве с Рубцовой Т.А. Основные цели данного вечера:1. Актив...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ Классный час: «Моя профессия Лаборант-аналитик»
Классный час - «Моя профессия Лаборант-аналитик». История появления профессии в техникуме.Летопись профессии «Лаборант- аналитик». Обмен опытом студентов 3 курса....
Методическая разработка внеаудиторного мероприятия (классного часа) на тему: "Правила здорового образа жизни"
Проблемой при воспитании обучающихся является массовое пагубное пристрастие к курению и другим факторам, негативно сказывающимся на физическое состояние организма: низкая двигательная активность, недо...
Методическая разработка внеаудиторного мероприятия (классного часа) на тему: "День Победы"
Классный час, посвященный Дню Победы – это особая атмосфера, пронизанная духом патриотизма. Тема и содержание данного мероприятия являются актуальными в гражданско-патриотическом воспитании...
Методическая разработка внеаудиторного мероприятия (классного часа) на тему: "Милосердие - зеркало души человека"
Данная разработка классного часа предназначена для классного руководеля. Цели этого мероприятия - помочь обучающимся разобраться в вопросах милосердия, главной ценностью которого является мир, общение...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике "Занимательная математика" для обучающихся первого курса колледжа
Данная методическая разработка составлена для проведения внеклассного мероприятия по математике на 1-2 курсе в среднем профессиональном учебном заведении. Мероприятие проводится в форме игры, состоит ...
Методическая разработка Внеклассного мероприятия - Классного часа Тема: «Всемирный день здоровья»
Методическая разработка составлена для успешного проведения открытого классного часа.Классный час проводится с целью участия во «Всемирном дне здоровья», организованного ВОЗ, пропаганды зд...