«Традиции русского чаепития в языковой и литературной культуре русского народа»
презентация к уроку

Светлана Владимировна Ульянова
Творческая исследовательская работа студента "История чая в России" для внеаудиторного мероприятия«Традиции русского чаепития в языковой и литературной культуре русского народа» в рамках Недели ПЦК "Филологические дисциплины"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы

«Политехнический колледж им. Н.Н. Годовикова»

 Сообщение

Тема: История чая в России

Наименование дисциплины: Русский язык и литература

Специальность (код, наименования)  25.02.06 Производство и обслуживание авиационной техники

Выполнил:

Руководитель работы:

Студент(ка) I курса,

Группа 1ПТА-2 Солдатов Никита

Преподаватель высшей категории

Ульянова С.В.

Москва

2021

История чая в России

Чай на Востоке был известен с глубокой древности. Россия первая среди европейских стран познакомилась с чаем: монголы, буряты, калмыки употребляли напиток из кирпичного чая уже в 15 веке., сибирские землепроходцы, побывавшие у китайских границ, оценили силу напитка в 16 веке. Чаевничать на Руси начали лет 300 назад, когда чай появился в московских лавках наравне с другими товарами. Никто уже не вспомнит о том, чай – чужак, иностранец, который прижился в России.

В 1567 году казачьи атаманы Петров и Ялышев побывали в Китае, где им удалось описать местный напиток. Таким образом, первое в России письменное упоминание о чае относится к середине 16 века. А в начале 17 века чай начали употреблять при дворе русских царей.

В 1618 году китайские послы привезли в подарок Михаилу Федоровичу Романову несколько ящиков отборного чая. А двадцать лет спустя, уже русский посол Василий Старков преподнес царю дар монгольского хана – 64 кг чая. Самое интересное заключается в том, что посол всячески отказывался от этого, как ему, очевидно, казалось никчемного груза, но монарх и его приближенные настояли на своем и груз посол забрал.

Вскоре у русских появилась возможность убедиться на практике в лечебных свойствах чая. Заболел царь, придворный врач попытался лечить его настоем чая. Результат оправдал его ожидания. С тех пор чай начал приобретать популярность не только как вкусный тонизирующий напиток, но и как лечебное средство.

В 17-18 вв. чаепитие в России было привилегией двора и богатых вельмож, затем стала постепенно распространяться в дворянских и купеческих слоях. В народную среду чай проникал медленно из-за финансовых трудностей и религиозного консерватизма. В начале 19 в., несмотря на нежелание некоторых староверов, в дворянских кругах России чай стал самой обычной принадлежностью быта.

В конце XIX в., после реформы 1861 г., круг потребителей чая неуклонно расширялся, постепенно включая в себя широкие слои народа, что можно связать с постепенным ростом благосостояния средних сословий России (мещанского, разночинного). В связи с этим стремительно росло количество ввозимого в страну китайского чая, появлялись чаеторговые фирмы, крупнейшими из которых следует назвать купеческие дома Поповых и Боткиных.

На Руси чаевничать любили все, от мала до велика. Чаепитие в России не было доведено до уровня ритуала, как в Японии, да, наверно, это и противоречило бы "загадочной" русской душе. Русской традиции более свойственна поэтичность и многоликость форм. Однако и здесь существуют обязательные элементы, нашедшие свое отражение даже в архитектуре - строительстве при домах больших открытых южных веранд, выходящих в сад. В провинциальных городах, к счастью, можно и сейчас видеть такие уютные деревянные дома с верандами, уцелевшие от смерчей революций и войн. Хорош чай летним вечером на такой веранде или в саду, когда семья собирается у самовара, течет неспешная беседа, все наслаждаются душистым чаем с медом, молоком и ароматами вечернего сада. Пили чай долго, напиток освежал, бодрил, поэтому любые - и деловые в том числе - вопросы решались успешно.

Китайская легенда происхождения чая

Легенда гласит, что китайский император был знатным травоведом и знал толк в лекарственных травах. Кроме того, Шень Нуне был очень педантичен, всегда и во всем поддерживал чистоту и стерильность. Однажды во время одного из своих научных путешествий  император со своим почетом остановился, дабы передохнуть, слуги развели костер и наполнили котел водой, чтобы помыть руки и всю утварь кипяченой водой.

Пока котел стоял на костре сильный ветер сорвал из ближнего кустарника пару веточек и как по велению судьбы они попали в кипяток. Великий император заметил, что вода в котле стала коричневого цвета, он решил ее попробовать. Отвар из кустарника пришелся по вкусу его императорскому величеству.

Индийская легенда происхождения чая

В древних сказаниях также существует версия, по которой именно буддийский проповедник Бодхидхарме стал первооткрывателем чая, но данная легенда уже более поздняя, нежели про китайского императора. Буддийский проповедник начал свой путь из Индии в Китай. В Шаолине Бодхидхарме принялся учить местных монахов искусству медитации, он пытался продемонстрировать им, что сможет просидеть лицом к стене очень долго и не заснуть. Но дремота все же победила великого монаха и сразила его на повал, тогда он вырвал свои веки, в порыве злости, и бросил их за порог храма. Через некоторое время на месте выброшенных век вырос небольшой куст, Бодхидхарма приготовил из его листьев отвар, который его взбодрил.

История считает, что как в Китае, так и в Индии выращивание и приготовление чая развивали одинаково. С каждым веком и поколением способ приготовления, как и дополнительные ингредиенты менялись и усовершенствовались.

Закончить свой рассказ о чае я хочу известной картиной Репина «Чаепитие в Мытищах», которая подтверждает, что этот напиток действительно стал народным и даже получил особенные традиции его употребления, не смотря на то, что он был заимствован.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

История чая в россии

Слайд 2

Департамент образования и науки г. Москвы ГБПОУ ПК им. Н.Н. Годовикова История чая в России Выполнил; студент группа 1ПТА-2 Солдатов Никита . Руководитель: Ульянова С.В.

Слайд 3

Русское слово «чай» происходит от китайского слова « ча » или «чае» — в северном, пекинском произношении, тогда как английское слово « tea » (чай), как и, соответственно, французское, итальянское, немецкое, датское и др., происходит от китайского слова «тэ» (чай) — в южном, фуцзяньском произношении. Первую весть о существовании чая принесли в Москву в середине XVI века казацкие атаманы Иван Петров и Бурнаш Ялышев , побывавшие в Китае и отведавшие там этот напиток. В 1638 году посол царя Михаила Федоровича, ездивший к монгольскому хану Алтыну, привез русскому царю в подарок от хана среди других даров четыре пуда неведомого сушеного листа. Посол оправдывался дома, что не хотел брать этот дар, но не смог отказаться. Он сказал царю, что листья неведомого ему дерева или травы употребляют «ради варения чая» и что он пил этот чай на обеде у ханского брата, а «варят листья в воде, приливая несколько молока». О том, чтобы царь Михаил хотя бы попробовал дар, сведений нет. Скорее всего, новинка была отвергнута. Но двадцать пять лет спустя, в 1665 году, наследнику Михаила Федоровича царю Алексею Михайловичу доктор-иноземец посоветовал пить чай с медицинскими целями как лекарство. Вслед за царем начали пить его и бояре. Тогда пили чай без сладкого. Русский дипломат и ученый того времени Николай Спафарий , побывавший в Китае с дипломатическим поручением, так отзывался о чае: «Питье доброе и, когда привыкаешь, гораздо укусное ».

Слайд 4

Когда весь запас дареного чая был выпит и вкус его уже стали забывать при московском дворе, вновь свою роль сыграли дипломаты: посол наш — грек Сапфарий — привез чай из Китая. Теперь уже чай встретили в Москве, как старого знакомого, и в 1679 году был заключен с Китаем договор о поставках в Россию сушеной китайской травы.

Слайд 5

В начале XVIII века вошел чай в русский быт и стал нашим национальным напитком. Само чаепитие стало не просто утолением жажды, а своеобразным проявлением общественной жизни. За чаем решали семейные дела, заключали торговые сделки и брачные союзы, без чашки чая не обсуждали, кажется, ни один серьезный вопрос . С той поры начали у нас на Р уси «гонять чаи» В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. Даля глагол «чаевать» означает « прохлажаться за чаемъ , пить его въ раздольи ».

Слайд 6

Повсеместное распространение чая уже в начале XIX века привело к возникновению на Руси своеобразного и колоритного ритуала чаепития. Так как чай в те времена был недешев, очень важно было, кроме умения заварить вкусный чай, еще и не меньшее умение «не спить чай», т.е. разлить его так, чтобы каждый из присутствующих на чаепитии получил свою порцию чая одинаковой крепости, и плюс к этому хозяйка не допустила бы большой расход сухой заварки. В России к чаю привыкали постепенно, чай был достаточно дорог, но в середине XVIII века здесь уже употребляли его гораздо больше, чем в Европе. Известный путешественник и ученый XVIII века немец П.С.Паллас , путешествуя по Сибири, после встреч с русскими купцами в приграничной Кяхте, записал в своем путевом дневнике, что обхождение их «было б гораздо приятнее, если б по компаниям не так чрезвычайно чаем докучали: ибо каждый купец сим только и щеголяет, что приезжему гостю ставит пить чай ото всех сортов один после другого, сколько у него ни случилось». В одной из самых популярных русских книг конца XVIII — начала XIX века «Всеобщее и полное домоводство, в котором ясно, кратко и подробно показываются способы сохранять и приумножать всякого рода имущества с показанием сил обыкновеннейших трав и домашней аптеки и проч. и проч.», сочиненной В.А.Левшиным и напечатанной в 1795 году в Москве, в университетской типографии, о чае сказано: «Свойство сего напитку осаждать пары, освежать и очищать кровь. Пьют поутру для возбуждения жизненных духов и аппетита, а через несколько часов после обеда — в способствовании пищеварения ».

Слайд 7

Распространение чая дало толчок к развитию смежных отраслей. Именно благодаря расширению употребления чая, началось разрастание производства тульских самоваров, которые ранее использовались для изготовления сбитня, широкую известность и популярность приобрел русский фарфор, идеально подходивший для проведения чайных церемоний. Самовар, как и фарфоровые сервизы, сохранились в истории нашей страны как неотъемлемые составляющие традиционного русского чаепития.

Слайд 8

Китайская легенда

Слайд 9

Индийская легенда

Слайд 10

Спасибо за внимание Подготовил студент группы 1ПТА-2 Солдатов Никита


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотические традиции русского народа.

Внеклассное мероприятие ,посвященное  героизму ополченцев земли Владимирской в войне 1812 года. Полк формируется из крестьян  округ Ковровской, Судогодской И Шуйской и насчитывает в своих р...

Патриотические традиции русского народа.

Внеклассное мероприятие ,посвященное  героизму ополченцев земли Владимирской в войне 1812 года. Полк формируется из крестьян  округ Ковровской, Судогодской И Шуйской и насчитывает в своих р...

Черты русского народа

Пояснительная записка Автор материала: Паньтюшенко Кристина     Класс: студия «Журналистское мастерство»Учитель (ФИО): Царькова Людмила Сергеевна Образовательн...

Многообразие культуры русского народа

Многообразие культуры русского народа...

Творческий проект "Русская музыка - душа русского народа

Проект был разработан и осуществлен в МБУ ДО «Кузьмоловская школа искусств» преподавателем по классу баяна и аккордеона Еремеевой Татьяной Николаевной и преподавателем по классу ударные инструменты Ал...

Традиции русского народа (на примере праздника "День Ивана Купалы")

Статья содержит материал, посвященный празднику. Предназначен для погружения студентов-будущих хореографов в традиции, обычаи, символику русского народа....

«Традиции русского чаепития в языковой и литературной культуре русского народа» в рамках Недели филологических дисциплин (дисциплина «Родной (русский) язык»)

Цель: формирование национального  самосознания  через знакомство с традициями русского гостеприимства и чаепития, понимание значений русских слов; формирование коммуникативных навыков студен...