Демонстрационный материал для итоговой аттестации
методическая разработка

Косарева Маргарита Вячеславовна

Подборка экзамеционных заданий по русскому языку для подготовки к письменной итоговой аттестации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_k_ekzamenu.docx35.13 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.

1. Укажите слово, в котором ВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный звук:

1)кровоточАщий                         12)Алкоголь

2)булАвa,                                       13)алфавИт

3)вeрбА,                                         14)шЕстерня,

4)шОфер,                                        15)аналОг

5)щЕбень,                                       16)апОстроф        

6)щАвeль,                                       17)сливОвый

 7)акрОполь                                    18)клАла

8)срЕдства,                                      19) бензопрОвод;  

9) диспАнсер;                                 20)дОговор;    

10  ) жалюзИ                                   21)изОгнутый                                                                                                                                                  

11 )красивЕе

2. В каком слове вместо слова БОЛОТНЫЙ нужно употребить БОЛОТИСТЫЙ?

1)    Перед нами расстилалась пустынная БОЛОТНАЯ равнина, покрытая чахлым лесом.

2)    Можно было заметить под мостами мгновенные отблески звёзд в тёмной — не то БОЛОТНОЙ, не то речной — воде.

3)    В тяжёлых БОЛОТНЫХ сапогах было трудно поспеть за Василием Ефимовичем.

4)    Ручьи полны чёрной с рыжим отливом водой, настоянной на БОЛОТНЫХ травах.

2. В каком слове вместо слова ВЕКОВЫЕ нужно употребить ВЕЧНЫЕ:

1)ВЕКОВЫЕ дубы были украшением парка.

2)Мы уважаем ВЕКОВЫЕ народные традиции.

3)Твои ВЕКОВЫЕ жалобы всем надоели.

4)На высоком берегу Волги шумел ВЕКОВОЙ бор.

2. В каком предложении вместо слова СЫТЫЙ нужно употребить СЫТНЫЙ?

1)Сено в стогу — СЫТЫЙ корм скоту.

2)СЫТЫЙ волк смирнее завистливого человека.

3)СЫТОЕ брюхо к ученью глухо.

4)СЫТЫЙ голодного не разумеет.

2 .В каком слове вместо слова ПРОСТУПОК нужно употребить ПОСТУПОК?

1)Это был благородный ПРОСТУПОК, который оценили все соседи.

2)Досадный ПРОСТУПОК помешал его карьере.

3)Вы несправедливы: он уже понёс наказание за свой ПРОСТУПОК.

4)Старайся, сынок, не допускать ПРОСТУПКОВ, о которых потом будешь жалеть.

2. В каком слове вместо слова ЖИЛИЩНЫЙ  нужно употребить  ЖИЛОЙ?

1)Перед многими молодыми семьями встает  ЖИЛИЩНАЯ проблема.

2)Этот многоквартирный  ЖИЛИЩНЫЙ дом был построен довольно быстро.

3)Ответ на вопрос о праве собственности на квартиру можно найти в ЖИЛИЩНОМ  кодексе.

4)ЖИЛИЩНЫЕ условия семьи были весьма неблагоприятными.

2. В каком предложении вместо слова ОДЕТЬ нужно употребить НАДЕТЬ?

1) Он приютил осиротевшую племянницу, ОДЕЛ и обул её.

2) Пушистый белый снег ОДЕЛ шапками  хвойные деревья.

3) Был такой ливень, что хоть сапоги ОДЕВАЙ.

4) Девчушка думала о том, как ОДЕТЬ куклу.

3. Отметьте пример с ошибкой в образовании формы слова:

1)в ПОЛУТОРАХ верстах,

2)десяток ПОМИДОРОВ,

3)у СИЛЬНЕЙШЕГО игрока,

4) на ИХ огородах.

3. Отметьте пример с ошибкой в образовании формы слова:

1)ЛЯГТЕ на пол,

2)ИХ работа,

3)горячие СУПЫ,

4)ШЕСТИСТАМИ учениками,

5)ИНЖЕНЕРЫ-строители.

3. Отметьте пример с ошибкой в образовании формы слова:

1)всех МИЛЕЕ

2)двести КИЛОГРАММОВ,

3)подошел к ЕМУ,

4)жарких ПУСТЫНЬ,

5)в день ИМЕНИН.

3. Отметьте пример с ошибкой в образовании формы слова:

1)более ЧЕСТНЫЙ,

2)ОБЕИМ подругам,

3)много ПРЕТЕНЗИЙ,

4)двум ТРЕТЬИХ стакана,

5)с ПЯТЬЮДЕСЯТЬЮ двумя тетрадями.

3. Отметьте пример с ошибкой в образовании формы слова:

1)Пачка макаронов,

2)Пятьюстами книгами,

3)С обеих позиций,

4)Испеки пирог.

3. Отметьте пример с ошибкой в образовании формы слова:

1) пара носок;  

2) согласно расписанию;

3) обеих подруг;

4) около двухсот страниц.

4.Укажите грамматически правильное построение предложения:

Используя языковые средства выразительности,

1)  речь наполняется яркими красками.

2)  писатель в образной форме решает проблему  наполеонизма.

3)  подчёркивается индивидуальность стиля.

4)  мысль автора выглядит более убедительно.

4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Прочитав пьесу Вампилова,

 1) многое для меня осталось непонятым.

2) передо мной возникли образы персонажей.

3) мне захотелось посмотреть её постановку в театре.

4) я решил ближе познакомиться с творчеством этого драматурга.

4. Укажите правильное продолжение предложения:

Слушая оперу «Снегурочка» Петра Ильича Чайковского,

1)    возникает лирическое настроение.

2)    перед слушателями возникли образы персонажей.

3)    восхищаешься талантом великого музыканта.

4)    охватывает волнение.

4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения:

Оплатив счёт,

1)    заказанные книги хранятся в течение месяца.

2)    ваш заказ будет укомплектован издательством.

3)    необходимо письменно сообщить издательству номер платёжного поручения.

4)    книги будут высланы вам в течение месяца.

4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения:

Говоря о Пушкине,

1)    нельзя не сказать о его лицейских друзьях.

2)    мне вспоминается стихотворение «Осень».

3)    у нас возникает светлое чувство.

4)    критиком были найдены очень точные слова.

4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения:

Используя работы своих предшественников,

1) может быть выдвинуто несколько новых версий.

2) исторические события описаны более подробно.

3) историк освещает и более ранние события.

4) учёным раскрывались очень сложные вопросы.

А5. В данных словах вставьте, где необходимо, Ь:

Обжеч... кирпич..., подстрич... акацию, береч... горючее, подбереш... факты, достан... багаж..., отреж... хлеба, дверь настеж...,

Гореч... микстуры, следы пожарищ..., крыши дач..., созревает рож..., жду новых встреч..., юноша горяч..., выходиш... замуж..., малыш... похож... на отца, стрич...

Наш выигрыш..., ненужная вещ..., хороший товарищ..., булатный меч...,

танцуеш.., упряж…, виш…, смерч.., картеч…, навзнич..

Вскол…з…, сел..д.., клян…чить, прос..ба, гус..ком, мел..тешить, чер..в.., сер..ги, вос..м..ю (от восемь), воз..ле.

Бьющий ключ.., любимая вещ.., глубоких луж.., распростиш..ся с людьми, стало невмоч.., голос певуч.., громкий плач.., оденеш..ся  потеплее, промаж... клеем, удивительный товарищ…….

Около дач.., готовиш.., помоч..,   калач..,   навзнич.., трескуч..,  ветош..,   иш..,  среж..те.

А6. Вставьте пропущенные буквы, распределите слова по написанию орфограмм:

                          ПРЕ                                        ПРИ        

Пр_дорожный, пр_открыть, пр_одолеть  пр_пятствие, пр_возмочь боль, пр_сесть на скамью, пр_глушить, пр_морский, пр_сытиться, пр_небрегать

Пр..брежный, пр..ображение, пр..ступить к делу, пр..остановить, пр..восходный, пр..образование, пр..града, пр..ручить, ,пр..строить, , знаки пр..пинания, пр..забавный котенок.

Старинное пр...дание, камень пр...ткновения, пр...чуды природы, пр...ступить (к делу), богатое пр...даное, пр...вратности судьбы, пр...одоление препятствий, не надо пр...рекаться, пр...знание в содеянном, пр...бывать в бездействии.

Беспр...кословно повиноваться, пр...верженец новых взглядов, пр...дать друга, пр...мирить врагов, пр...бытие поезда, непр...менное условие, полезное пр...обретение, жизнь без пр...крас, пр...забавный случай, пр...ломление лучей

Пр..хорошенький, пр..кусить,  пр..пираться, пр..двинуть, пр..сяга, пр..городный,  пр..видение, пр..восходить, пр..образовать,  пр..творить в жизнь.

А7. Вставьте пропущенные буквы О – Ё  после шипящих:

Тренаж..р,  холщ..вый, горяч..,  плеч..м,  сбереж..нный, подж..г сарай,  знач..к,  собач..нка, ж..лтый, плащ..вка.  

Забавная собач..нка; вещ..вой  меш..к; камыш..вый кот; маленькая шапч..нка; книж..нка; горяч.. спорить; говорил певуч..; ветхая одеж..нка; сбереж..т здоровье; пуч..к травы; ж..лтый  крыж..вник; сокращ..нный вариант;

Реч..нька, реч..нка, реш..тка, рж..т, с дач..й, с каланч..й, с левш..й, с лихач..м, с малыш..м, с мираж..м, с нош..й, с продаж..й, с тягач..м, мальч..нка.

Жуч..к, заверш..н, затуш..вывать, излиш..к, казач..нок, клоч..к, кляч..нка, ковш..вый, колыш..к, копч..ная колбаса.

Душ..нка, ерш..вый, ещ.., ж..ваный, ж..лоб, ж..лтый, ж..лудь, ж..рдочка, ж..рнов, ж..кей,

Артиш..к, бараш..к, бесш..вный, богач.., в ч..м, верблюж..нок, веч..вой, волч..нок, вооруж..н, девч..нка.

А8. Вставьте пропущенные буквы, распределите слова по написанию орфограммы:

                      Н                                                НН

Балова...ый ребенок, замаскирова...ый вход, плете...ая корзина, измуче...ый вид, серебря..ая ложка, тигри..ый коготь, обществе..ый, дли..ый, взволнова..ый, ране..ый,  груже...ая дровами машина, груже...ая машина, нагруже...ая машина, стреля...ая дичь, неслыха...ые обстоятельства, ране...ый в руку солдат, гаше...ая известь, негаше...ая известь, назва...ый брат,моще...ая дорога, писа...ые акварелью картины, ране...ый боец, переплавле...ый металл, асфальтирова...ая улица, посоле...ая закуска, ноше...ая шляпа, поноше...ые ботинки, оплете...ый плющом забор, взволнова...ый разговор, броше...ый камень,нечая...ая встреча, броше...ый камень, купле...ый товар, отправле...ое по факсу письмо, изыска...ые экономистами ресурсы, застрахова...ое имущество, непредвиде...ые обстоятельства, оказать вооруже...ое сопротивление, довере...ое лицо, дипломирова...ый специалист,дисциплинирова…ый, ветре…ый, време…ный, тума…ый, открове…ый, дружелюб…ый, мужестве…ый, вниматель…ый, удивле…ый, серебря..ый, слома..ый, водя..ой, краше..ый, купле..ый, целин..ый,  тигри..ый,   станцио..ый, еще не коше..ый, изготовле..ы.

А9. В каком из примеров тип связи – СОГЛАСОВАНИЕ?

1)Весело смеяться,

2) зимний вечер,

3) вести разговор,

4) идти в потёмках,

А9. В каком из примеров тип связи – СОГЛАСОВАНИЕ?

1)Туристическая база,

2)облако над морем,

3)долго смотреть,

4)идти в потемках.

А9. В каком из примеров тип связи – СОГЛАСОВАНИЕ?

1)синеватая мгла,

2)смотреть на звёзды,

3)пение артистов,

4)задумчиво слушать.

А9. В каком из примеров тип связи – СОГЛАСОВАНИЕ?

1)керамическая ваза,

2)усталость от жары,

3)подарок на память,

4)сделал быстро.

А9. В каком из примеров тип связи – СОГЛАСОВАНИЕ?

1)Летящий мяч;

2)Начало игры;

3)Жарко у печки;

4)Совсем не больно.

А9. В каком из примеров тип связи - СОГЛАСОВАНИЕ:

1) их решение;

2) по новому плану;

3) стоял на страже;

4) играл по-новому.

А 10.  Укажите предложение, в котором надо поставить ОДНУ запятую:

1) Герой не знает ни страны ни жизни простых людей ни их труда.

2) Драматургия Горького сродни чеховской однако более заострена социально.

3) Холмогорская резьба по кости или великоустюжское чернёное серебро связаны с искусством городских ремесленников.

А10. Укажите предложение, в котором надо поставить ОДНУ запятую (знаки препинания не расставлены):

1)Ивану Ильичу было поручено погрузить в Нижнем на буксирный пароход ящики со снаряжением и две пушки и доставить их в Царицын. (Толстой А.)

2) Мать то заслонкой забрякает то выбежит в сени стонет и охает.(Белов В.)

3) Каждую осень на острова возвращались для починки высокие бриги и клипера барки и бригантины.(Паустовский К.)

4) Лейтенант пробрался обратно через то же окно и уткнулся в снежную стену и стал её разгребать.                   (Коваль Ю.)

А10. Укажите предложение, в котором надо поставить ОДНУ запятую:

1) Тут были фарфоровые собачки слон глиняный мальчишка на горшке и много карточек в рамках. (Белых Г.)

2) Невнятные шорохи да тихий звон в густых вершинах встречали путников. (Куликов А.)

3) Дaлеко внизу остaлись сходни и мостки со следaми  цементa и глины нa доскaх.    (Воробьев Е.)

4) Море кричало пенилось.

А10. Укажите предложение, в котором надо поставить ОДНУ запятую:

1) В походе надо сообразоваться не столько с силами людей сколько с силами вьючных животных. (Арсеньев В.)

2) Дорога забирается в непроглядный сумрак леса и вновь выбегает в серую пелену полей и кустов. (Шумилин А.)

3) Всюду только вода горы ревущей воды и водяные пропасти обвалы. (Рудный В.)

4) У поручней стоял толстенький и коренастый переводчик и смотрел на медленно надвигающиеся корабли. (Тренев В.)

А10. Укажите предложение, в котором надо поставить ОДНУ запятую:

 1) Каждая встреча с этим человеком была приятной и радостной удивительной и запоминающейся.

2) А Герасим всё грёб да грёб.

3) Архивы и библиотеки отражают культурные и политические события и веяния эпохи.

4) Транспортные средства специального назначения могут передвигаться по земле и по воде и по воздуху.

А10. Одну запятую нужно поставить в предложении (знаки препинания не расставлены):

1) А вокруг был дым  и бой и смерть.

2) Были и лето и осень дождливы.

3) Я всё чаще и чаще бывал у него и познакомился со всей семьёй.

4) Я за ним и в огонь и в воду.

А11. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

В России континентальный климат () и здесь особенно суровая зима.

 1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

А11. Укажите правильное объяснение пунктуации  в предложении:

Белый дым таял в солнечных лучах над крышами изб ( ) и уходил в бирюзовое небо. (Бунин И.)

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

А11. Укажите правильное объяснение пунктуации  в предложении:

Со стороны садов пахло лежалыми яблоками (?) и свежескошенным сеном (Андреев Л.)

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

А11. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

В парке в полной темноте сиренево светился снег ( ) и на нём чернели протаявшие и скованные морозом тропы. (Дудинцев В.)

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

А11. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Стало нестерпимо душно () и пришлось открыть все окна.

 1) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

А11. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

На пологом склоне берега раскинуты зеленые ковры озими ( ) и птицы маленькими точками вьются над ними.

1) Простое предложение с однородными членами, запятая перед союзом И нужна.  

2) Простое предложение с однородными членами, запятая перед союзом И не нужна.

3) Сложное предложение, перед союзом И запятая нужна.

4) Сложное предложение, но есть общий член предложения, запятая перед союзом И не нужна.

А12. Укажите правильное объяснение постановки тире в данном предложении:

Все обстоятельства, все подробности, самая обстановка деревенского дома и осени - всё это было в полном соответствии с состоянием Катерины Ивановны. (Паустовский К.)

1) Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первом предложении.

4) Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения.

А12. Как объяснить постановку тире в данном предложении:

Сыр выпал — с ним была плутовка такова.

1) Предложение рисует быструю смену событий

2) В предложении содержится противопоставление

3) Первая часть обозначает условие того, о чем говорится во второй части

4) Вторая часть заключает в себе вывод того, что говорится в первой.

А12. Как объяснить постановку тире  в данном предложении:

Речевое поведение — зеркало, которое отражает уровень воспитанности, внутренней культуры человека.

 1) Тире ставится между подлежащим и сказуемым, выраженными одной частью речи (именами существительными в И.П.), при отсутствии глагола-связки.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.

3) Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

А12. Укажите правильное объяснение постановки тире в данном предложении:

Речевое поведение — зеркало, которое отражает уровень воспитанности, внутренней культуры человека.

 1) Тире ставится между подлежащим и сказуемым, выраженными одной частью речи (именами существительными в И.П.), при отсутствии глагола-связки.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.

3) Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

А12. Укажите правильное объяснение постановки тире в данном предложении:

Берестяные грамоты Новгорода — бесценное открытие в археологии: в них запечатлелась оригинальная история русской книги.

 1) Первая часть бессоюзного сложного предложения содержит указание на время действия, о котором говорится во второй части.

2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

3) Подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в форме им. пад.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

А12. Как объяснить постановку тире в данном предложении?

В октябре птицы летят ниже к земле - быть ранней зиме.

1) Бессоюзное сложное предложение содержит противопоставление.    

2) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время.

3) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит следствие того, о чём говорится в первой части.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Микробиология. Демонстрационный материал

Фоторепринты и фотографии, демонстрационный материал по предмету Микробиология....

Микробиология и санитария пищепрома. Демонстрационный материал

Демонстрационный материал по предмету Микробиология, гигиена и санитария в пищевой промышленности...

Психолого-педагогическое сопровождение подготовки студентов к государственной итоговой аттестации в форме демонстрационного экзамена как важный аспект образовательного процесса и неотъемлемая составляющая профессиональных компетенций педагогов

Психолого-педагогическое сопровождение выпускников в период подготовкик государственной итоговой аттестации в формате демонстрационного экзамена является необходимым направлением работы и преподавател...

Актуальность психолого-педагогического сопровождения подготовки студентов к государственной итоговой аттестации в форме демонстрационного экзамена

В статье описываются способы и методы, которые можно использовать для обеспечения психолого-педагогического сопровождения при подготовке к ГИА. Также содержаться рекомендации для родителей обучающихся...

Демонстрационный экзамен в форме итоговой аттестации по программам СПО: опыт, проблемы, перспективы

Демонстрационный экзамен в форме итоговой аттестации по программам СПО: опыт, проблемы, перспективы...