Национально-региональный компонент на уроках истории в СПО
статья
Национально-региональный компонент на уроках истории в СПО
Скачать:
Предварительный просмотр:
Невенченой В. В.
Национально-региональный компонент на уроках истории в СПО в первой четверти XXI в. (на примере АРКИ У. Х. Тхабисимова)
Преподавание региональной истории в учреждениях образования разного уровня сформировалось в советский период и сохранялось на всем протяжении «лихих 90-х.» годов XX в
Переход на новое поколение ФГОС во второй декаде XXI в. оказал существенное влияние на образовательный процесс в целом и на преподавание истории, в частности. Корректировка учебных планов охватила и систему СПО. Изучение отдельных дисциплин прекратилось, на освоение других были сокращены часы. Одновременно были увеличены требования к знаниям, умениям, компетенциями. После 2012 г. за рамками учебных планов образовательных организаций России оказалось изучение региональной истории. Применительно к АРКИ им. У.Х. Тхабисимова речь идет об истории Адыгеи как самостоятельной учебной дисциплины.
Следует отметить, что курс на сокращение аудиторной нагрузки на изучение локальной истории в системе средне профессиональных организаций страны начался еще в начале XXI в. и шел синхронно повышению их статуса с училища до колледжа Однако, как говорили в древности, любое приобретение это потеря, а любая потеря – приобретение. Обретение учреждениями СПО статуса колледжа бесспорно расширило горизонты их выпускников, предоставило им возможность поступления в ВУЗы разного профиля. Конечно, в условиях переходной экономики, адаптации России к рынку это было оправдано. Платой за новые реалии стало включение в учебные планы новых дисциплин и уплотнение уже ставших традиционными. Так, с 2002/2003 учебного года аудиторная нагрузка на освоение истории Адыгеи в АРКИ им. У.Х. Тхабисимова сократилась с 72 до 32 ч.
Таким образом, в течение 10 лет – с 2002 по 2012 гг. – изучение национально-регионального компонента в рамках отдельной дисциплины – истории Адыгеи – постепенно сошло на нет.
Не смотря на отсутствие требований ФГОС о включении в учебный план дисциплины «История» национально-регионального компонента нами предусмотрено выделение 16 ч. аудиторной и 12 часов самостоятельной работы на освоение основных этапов развития Северо-Западного Кавказа и, в частности, адыгского этноса. Как показало время — это решение имело ряд оснований.
Во-первых, знание истории родного края облагораживает человека.
Во-вторых, с 2015 г. в РФ ежегодно стали проводить Всероссийские проверочные работы (ВПР), охватывающие не только школы, но и учреждения СПО. Организаторы ВПР изначально включили в контрольно-измерительные вопросы задания, связанные с локальной историей.
В-третьих, в условиях необъявленной психоисторической войны, ежедневных информационно-психологических интервенций необходимы прочные базовые знания не только истории страны, но и родной земли. Борьба за исторические представления населения стран-конкурентов идет с момента перехода от догосударственной стадии социального развития к цивилизации.
В середине XX столетия, в разгар холодной войны, психоисторическое противостояние капиталистического Запада и социалистического Востока во главе с СССР обрело юридическое оформление. Так, в 17.07. 1959 г. президент США Д. Эйзенхауэр подписал закон «О порабощенных нациях» (Федеральный закон № 86-90), по которому по которому Россия и русские признавались агрессорами, а все остальные «порабощенные народы» СССР призывались сбросить иго русских. С тех пор каждая третья неделя июля официально объявляется в США «Неделей порабощенных народов»[1, c. 1], а финансирование закона № 86-90 осуществляется правительством США по настоящее время.
В рамках масштабной кампании по эксплуатации исторического прошлого в угоду современным политическим целям особый интерес для противников РФ представляет Кавказская война, политика России (дореволюционной, советской, современной) на Кавказе в исторической ретроспективе.
После распада СССР не без участия западных субъектов международных отношений получили распространение такие названия, как Русско-Кавказская и Русско-Черкесская война [2, c. 2]. Данные названия не могут иметь научного содержания, так как ни «Кавказ», ни «Черкесия» не были цельным субъектом и единым противником России на Кавказе. Отдельные горские общества много раз переходили то на одну, то на другую сторону, в составе вспомогательных войск на стороне российской армии действовали десятки формирований разных народов Кавказа. Тем не менее, подобная терминология получила широкое распространение и это отвечает интересам тех сил, которые стремятся демонизировать историческую роль России на Кавказе.
С целью формирования целостного и объективного представления об историческом прошлом на региональном уровне нами включены следующие темы:
- Северо-Западный Кавказ в древности;
- Европейские источники по истории народов Северо-Западного Кавказа XIII-XVII вв.;
- Северо-Западный Кавказ в исторических источниках XVIII в.;
- Кавказ в системе международных отношении на рубеже XVIII – XIX вв.;
- Инкорпорация Северо-Западного Кавказа в экономическую, социальную, культурную и политическую систему пореформенной России;
- Адыгея в начале XX в.;
- Развитие адыгского этноса в советский период;
- Постсоветский период развития Адыгеи.
Освоение представленных выше тем способно помочь студентам избежать манипуляций общественного сознания, не допустить искажения исторической памяти на макро- и микроуровне. Более того, решению этой задачи также способствует включение в значимые темы общероссийского значения биографий выходцев с Адыгеи, участвовавших в служении России на
разных этапах ее истории.
Литература
- Печатнов В. О. Закон №86–90: от Эйзенхауэра до Обамы Вашингтон продолжает считать народы стран постсоветского пространства «порабощенными имперской Москвой» / В. О. Печатнов // Официальный сайт МГИМО (Университет). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mgimo.ru/about/news/experts/177931/ . Дата обращения 9.03.2022 г.
- Крылов А. Б. Спекуляции вокруг Кавказской войны призваны ослабить Россию / А. Б. Крылов // Научное общество кавказоведов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kavkazoved.info/news/2020/05/21/spekulacii-vokrug-kavkazskoj-vojny-prizvany-oslabit-rossiju.html . Дата обращения 9.03.2022 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация уроков повторения и обобщения на уроках истории и обществознания при помощи игры
. Игры и игровые моменты на уроках дают возможность обучающимся развивать мыслительные навыки, стимулируют их воображение, способствуют «проживанию» судьбы человечества как своей собственной, ак...
Методическая разработка урока истории "Уроки гражданской войны"
Материал представляет собой методическую разработку урока истории "Уроки гражданской войны"с использованием инновационных образовательных технологий для образовательных учреждений системы СПО....
воспитание личности, осознающей себя частью истории, культуры народа, своего края через внедрение национально-регионального компонента (НРК) в учебно-воспитательный процесс.
Моя методическая проблема...
"Использование регионального компонента на уроках в начальной школе"
Обобщение опыта работы...
Выступление на районном семинаре учителей истории и обществознания «Воспитательный потенциал уроков истории» на тему: «Формирование гражданско-патриотического сознания учащихся во внеурочной деятельности»
«Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше... Это — сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несч...
Методическая разработка урока " ИСТОРИЯ ФОТОГРАФИИ И ФОТОГРАФИЯ В ИСТОРИИ"
Данная методическая разработка предназначена для использования преподавателями специальности "Реклама". Также возможно использования на уроках "Истории" и в дополнительном профессиональном образовании...
Использование этнокультурного компонента на уроках английского языка в системе СПО.
Использование этнокультурного компонента на уроках иностранного языка позволяет не только воспитывать уважительное отношение к другим народам, особенностям их образа жизни, культуре, литературе, но и ...