Методические указания по выполнению лабораторных работ по учебной дисциплине "Русский язык"
методическая разработка

Ибраева Елена Викторовна

Методические указания предназначены для обучающихся по профессии среднего профессионального образования  технического и социально-экономического профилей изучающих учебную дисциплинуУД.01 Русский язык

Целью методических указаний является повышение уровня владения культурой устной и письменной речи в сфере профессиональной коммуникации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение

                Среднего профессионального образования

Черемховский техникум промышленной индустрии и сервиса

Методические указания

по выполнению

лабораторных работ

по учебной дисциплине  РУССКИЙ ЯЗЫК

                                                                                             (указывается название дисциплины)

по профессиям среднего профессионального образования

                                                

Черемхово, 2019г.

  Методические указания к выполнению лабораторных работ по дисциплине: РУССКИЙ ЯЗЫК, разработаны на основе программы учебной дисциплины Русский язык и примерной программы дисциплины «Русский язык» для профессии среднего профессионального образования, рекомендованной экспертным советом по профобразованию, протокол № 3 от 21 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО» Минобрнауки России, 2015

     

Разработчик:

Ибраева Елена Викторовна, преподаватель

         

Рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии  преподавателей общеобразовательных дисциплин

Протокол № _____от «___»________2019 г.

Руководитель МК _________________Ибраева Е.В.

Содержание

Пояснительная записка .........................................................................................

Критерии оценки лабораторных работ…………………………………………

Правила выполнения лабораторной работы по русскому языку……………..

Лабораторная работа № 1 «Язык и речь» ……………………………………...

Лабораторная  работа № 2 «Лексикология» …………………………………...

Лабораторная работа № 3 «Виды орфограмм по орфографии» ……………...

Лабораторная работа № 4 «Морфология»……………………………………...

Лабораторная работа № 5 «Классификация ССП»…………………………….

Лабораторная работа № 5/1 «Классификация ССП»…………………………..

Лабораторная работа № 6 «Стилевая окраска текстов»……………………….

Лабораторная работа № 7 «Части слова в морфемике»……………………….

Лабораторная работа № 7/1 «Части слова в морфемике»……………………..

Лабораторная работа № 8 «Классификация СПП»…………………………….

Лабораторная работа № 9 «Типы связи в словосочетаниях и предложениях»

Список рекомендуемой литературы……………………………………………

4

5

5

6

8

10

12

13

14

15

17

18

20

22

26

Пояснительная записка

Методические указания предназначены для обучающихся по профессии среднего профессионального образования  технического и социально-экономического профилей изучающих учебную дисциплинуУД.01 Русский язык

Целью методических указаний является повышение уровня владения культурой устной и письменной речи в сфере профессиональной коммуникации.

Задачи дисциплины:

  • сформировать у студентов представление о принципах и культуре гуманитарного мышления на основе ресурсов русского литературного языка как основного компонента профессиональной компетенции юриста;
  • повысить уровень практического владения современным русским литературным языком в письменной и устной разновидностях в разных сферах его функционирования;
  • сформировать навыки культуры публичного выступления, спора и профессионального общения;
  • расширить общегуманитарный кругозор студента, опирающийся на владение коммуникативным, познавательным и эстетическим потенциалом современного русского литературного языка.

Методические указания содержат задания для самостоятельного выполнения обучающимися на лабораторных занятиях.

В результате выполнения лабораторных  работ обучающийся должен научиться:

        уметь:

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

знать:

  • связь языка и истории, культуры русского  и других народов;
  • смысл понятий речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
  • основные единицы  и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  • орфоэпические,  лексические,  грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного литературного языка, нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

При выполнении лабораторной работы необходимо соблюдать следующие общие требования:

  • работы выполняются в тетради для самостоятельных работ;
  • текст пишется синими чернилами, разборчиво и аккуратно;
  • задания нумеровать, но не переписывать

Критерии оценки лабораторных работ

Оценка за выполнение лабораторных работ выставляется по пятибалльной системе согласно нормам оценки письменных работ и учитывается как показатель текущей успеваемости студента. Если работа выполнена неудовлетворительно, то должна быть проведена работа над ошибками по каждому заданию.

Оценка «5» – работа выполнена в полном объеме и без замечаний.

Оценка «4» – работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию преподавателя.

Оценка «3» – работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.

Оценка «2» – допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые обучающийся не может исправить даже по требованию преподавателя или работа не выполнена.)

Правила выполнения лабораторной работы по русскому языку
  1. Обучающийся должен прийти на лабораторное занятие подготовленным по данной теме.
  2. После проведения работы обучающийся представляет письменный отчет.
  3. До выполнения лабораторной работы у студента проверяют знания по выявлению уровня его теоретической подготовки по данной теме.
  4. Отчет о проделанной работе следует выполнять в тетради для лабораторных работ.
  5. Записи следует выполнять синим или чёрным цветом пасты или чернил. Таблицы, схемы очерчиваются простым карандашом под линейку
  6. Зачет по данной лабораторной работе обучающийся получает при положительных оценках за теоретические знания и отчет по лабораторной работе, общий зачет – при наличии зачетов по всем лабораторным работам.


Лабораторная  работа  №1 «Язык и речь»

Цель работы:

- научить различать понятия язык и речь, слова различных сфер употребления, предписывающие и разрешающие правила, свободные и несвободные словосочетания, первичные и вторичные языковые знаки, индивидуализацию и имитацию речи,

- видеть особенности стилевой подачи материала в современной публицистике,

- понимать средства художественной изобразительности (антонимы, синонимы и т.д.),

- выделять структурные элементы речевой коммуникации.

Задания:

1.1. В приведенных записях диалектной речи укажите языковые особенности, не свойственные литературному языку (диалектизмы).

А. — Скажите о том, как у вас раньше свадьбы играли.

— Свадьбу? Скажу про себя. Была я семнадцати лет... Был сенокос... Ну подкашиваем, вдруг соседка идет, идет прямо к отцу... А я ей, такая была, так и говорю: «Я что ты, Олена, к нам-то не привернула?» — «Ну, если приглашаешь, так приверну». Подходит к моему старшему брату, поклонилась и грит: «Ну, Александр, поезжай, пропивай сестру, женихи на сестру сватаются». А брат косы лопатил у нас, он жены своей лопатил к о с у . Косы были, горбуши назывались. Ну вот. Потом он этой жены косу отлопатил, взяла я, стала подавать свою косу. Он меня и поддразнил: «Хе, как девица-то, женихи сватаются». Я чуть не заплакала. Он говорит: «Глупая, какая-то ты невеста? Еще не отдам».

Б. —А потом ишо вот... сын женился, сноха родила, ишо я бабой работала... Ну тут на пенсию пошла, и так больше стала вот няньчиться. У тех две девки выращила, чэтыре жимы водилася: с той два года, да с другой... Колька-то, мой парень, там тоже чэтыре жимы жила, тоже с ребятами.

В. — Вот на Пасху-то дак всю ночь пекем, тут ночь и не спим. С вечера, еще в шесть часов тесто месили, да вот замесишь с бычью голову тесто-то, вот и скешь сидишь, две-три кучи наскешь этихсочиней-то, да еще... калиточки зовутся, опеки же большие же наскешь, эти опеки с квашни наливать, да на сковородки наливашь, кислы шаньги звалися... А кислы — это льют на сковородки, на сковородоц-ки и сверьху помазут сметанкой — вот это называт кисла шаньга.

Г. Лагун - ушат сделан, и в исподи дно, и наверьху дно. И втулкой деревянной накрыват-то, дак вот дыра и сделана кругла, и тут же тулка, называется тулка, закрывать. И вот закроют и эту дыру, кругом-то того закрепят, замажут, шобы дух не выходил. И вот крепко пиво, а пониже одеть ко дну-ту этот гвоздь, коды то набирають, сделан деревянный гвоздь. Кода пить, то выдергают.

1.2. Укажите слова из жаргона преступного мира.

Предъявы делаются на сходняках («Непонятки» бандитскихпонятий»).

Бандитские структуры, естественно, заинтересованы в постоянном увеличении доходов... Для того чтобы заполучить новую фирму, есть несколько способов, одним из которых является так называемая пробивка. Упрощенно «пробивка» выглядит так: экипаж бандитской машины заходит в недавно открывшееся кафе или магазин и вежливо интересуются у хозяина, кому он платит, кто его охраняет...

«Пробивка» - рабочий момент бандитской профессии, как правило, она проходит мирно. «Пробитую» точку (кафе, фирм), магазин) заносят в реестр личного учета банды - либо как свою, либо как чужую (информация о «коллегах» лишней не бывает). «Пробивки» могут быть с «наездами» и без.

«Наезд» - способ психологического и физического давления на бизнесмена -в основном для стимуляции его искренности и деморализации.

«Пробивка» с «наездом» - это все то же самое, но с более глубокими эмоциями: «Ну, ты, падла, крыса, мышь! Кому платишь, гнида! Слышь, ты нам по жизни должен! Ты понял, нет?!» и т.д., и т.п.

Как уже говорилось выше, «пробивки» обычно заканчиваются «стрелками» [встречами с конкурирующими бандитами], которые не принято «динамить». Во-первых, это просто невежливо, во-вторых, это дает козыри «продинамлен-ной» стороне.

Бывают «стрелки» конфликтные, когда одна из сторон может считать, что ее интересы ущемлены. Такая «стрелка» может закончиться разборкой, т.е. силовым конфликтом. Поскольку всегда есть шанс нарваться на «отмороженных» (на «беспредельных», жестких, неумных и жадных «коллег»), «стрелки» обычно назначаются в очень людных местах, где пользоваться оружием затруднительно (рынки, кафе, магазины), либо, наоборот, в местах глухих и уединенных, куда каждая сторона может без лишней нервотрепки привезти оружие.

Каждому бизнесмену нужно очень хорошо представлять, что такое так называемые разводки.

  «Разводка» — это, по сути дела, обман, мошенничество, которое вынуждает «разводимого» поступать так, как надо «разводящим».

А. Константинов

1.3. Укажите жаргонизмы и определите, в какой социальной группе они возникли.

А. Парень один из Крылатского. У него квартира — отпад. А родители живут на даче. Мы там часто тусуемся.

Б. Есть карманники — «верхушечники», работающие по верхам с минимальным риском, тянущие то, что плохо лежит. Таким очень помогают модные «чужие» сумки и еще распахивающиеся сумки — «самосвалы» с магнитными застежками, оттопыривающиеся карманы и... наша традиционная русская беспечность. Другие «спецы» работают с «мойкой» —лезвием отечественного производства.

В. Главной особенностью стало то, что с отечественными разведчиками экстра-класса, т.е. «рэксами», мерялись силами представители элитных спецподразделений армии Словакии и США.

Г. Белыми люблю «сицилианку», а черными предпочитаю защиту Грюнфиль-да, хотя она не пользуется репутацией надежной защиты.

Д. Два года в армии делятся на четыре части. И в каждой для солдата своя кличка. Те, кто служит первые полгода, — «духи», кто вторые — «черпаки». Они могут командовать «духами». Тот, у кого служба перевалила на второй год, — «фазаны». Ну а тем, у кого до ухода в запас 5—6 месяцев — «дедам» или «дембелям», — дозволено все — от мордобоя до сексуального насилия.

Е. К выборам «яблочники» собираются подойти с «отработанной экономической и серьезной политической идеологией».

Ж. Навскидку: только за последний месяц телевидение «цитировало» без ссылки на «Российскую газету» премьера России, министра финансов, министра труда, не говоря уже о том, что авторы эксклюзивной информации газеты сталкиваются с телевизионной отзвучкой своих материалов без ссылки на источники.

З. Отвоевав три месяца, «дикие гуси» с калужской земли убедились, что контракт и обещания - ложь.

И. Если богатым и предприимчивым людям захочется вдруг «раскрутить» звезду, сообщаем необходимые сведения.

(Из газет)

Лабораторная  работа  № 2 «Лексикография»

Цель работы:

1. Систематизация знаний о словарях, обобщение сведений о типах словарей;
2. Закрепление навыков практического пользования различными типами словарей, наблюдение за словом в процессе работы со словарем

Вариант 1

1. Какое из перечисленных слов имеет значение «торжественное открытие художественной выставки»?

1) галерея

2) бенефис

3) аншлаг

4) вернисаж

2. Охарактеризуйте изобразительно – выразительные средства ЛИТОТА, МЕТАФОРА, приведите примеры.

3. Определите тип омонимии (омофоны, омоформы, омографы):

1) Пили (воду) – пили (бревно)

2) Простой (вагонов) – простой (человек)

3) Пруд – прут

4) Хлопок (волокно) – (громкий) хлопок

5) Лук – луг

4. В каком предложении вместо слова ВЕЧНЫЙ нужно употребить ВЕКОВОЙ?

1) Долгими осенними вечерами хозяин не выходил из комнаты и в неизменном халате, с ВЕЧНОЮ трубкою в зубах, сидел у окна.

2) Густые заросли кустарника чередовались с ВЕЧНЫМИ дубовыми рощами и березовыми лесочками.

3) Среди ВЕЧНЫХ человеческих ценностей наиболее важной для него была честность.

4) В районах ВЕЧНОЙ мерзлоты дома строятся по специальным проектам.

5. К какому слову в словаре нужно добавить помету высок.?

1) вестибюль

2) заря

3) фестиваль

4) недруг

6. В каком выражении слово бежать употреблено в переносном значении?

1) бежит по дороге

2) время бежит очень быстро

3) бегут к финишу

4) надо бежать на урок

7. Найдите пару синонимов

1) ветер – штиль

2) коса – коза

3) метель – вьюга

4) крикнуть – прошептать

8. Найдите пару антонимов:

1) жестокий – злой

2) примерно – приблизительно

3) чуть-чуть – немного

4) вверху – внизу

9. Найдите фразеологизм:

1) Нас водой не разольёшь

2) Налил воды в стакан

3) Воды было по колено

4) Вода из чашки разлилась

10. Какие виды словарей вам известны? Приведите примеры словарей  разных видов.

Лабораторная работа по теме: «Лексикография»

Вариант 2

1. Какое из перечисленных слов имеет значение «незаконное опубликование чужого труда под своим именем»?

1) реферат

2) аннотация

3) плагиат

4) псевдоним

2. Охарактеризуйте изобразительно – выразительные средства ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ, МЕТОНИМИЯ, приведите примеры.

3. Определите тип омонимии (омофоны, омоформы, омографы):

1) Русская печь – печь хлеб

2) Гриб – грипп

3) Стрелки часов – меткие стрелки

4) Расплачусь за товар – расплачусь от горя

5) Мука высшего сорта – мука от боли

4. В каком предложении вместо слова ИСКУСНЫЙ нужно употребить ИСКУССТВЕННЫЙ?

1) Мы любовались на выставке работой ИСКУСНЫХ ювелиров прошлого столетия.

2) Печерский был ИСКУСНЫМ адвокатом и пользовался заслуженным уважением коллег.

3) ИСКУСНЫЙ пловец и на море не утонет.

4) Мы слушали эту грустную историю, и ИСКУСНАЯ веселость постепенно исчезала с наших лиц.

5. К какому слову в словаре нужно добавить помету высок.?

1) ночь

2) собрание

3) истина

4) веселье

6. В каком значении употреблено слово крыло в выражении на перекрестке мне поменяли левое крыло?

1) орган для летания у птиц

2) деталь корпуса автомобиля

3) часть самолета

4) боковая часть здания

7. Найдите пару синонимов

1) ключ – родник

2) опытный – неопытный

3) эффектный – эффективный

4) мягкий – жесткий

8. Найдите пару антонимов:

1) товарищество – дружба

2) сильный – слабый

3) оплатить – заплатить

4) голова – башка

9. Найдите фразеологизм:

1) Помыть руки

2) Чисто вымытая посуда

3) Рука руку моет

4) Посудомоечная машина

10. Какие виды словарей вам известны? Приведите примеры словарей  разных видов.


Лабораторная  работа  № 3 «Виды орфограмм в орфографии»

Цель работы:

- проверить усвоение изученного материала по разделу «Орфография»;

- закрепить знания и умения по тем орфографическим правилам;

Вариант № 1

1. Вставьте в корни слов безударные проверяемые гласные:  

м_рщинистый, упр_щенный разбор, угн_тение, просв_щение, ч_стота помещения.

2. Вставьте безударные непроверяемые гласные:

акв_рель,  пр..зидент, к_ламбур, опт_мистичный, прив_легия, при…ти, ид…ал

3. Вставьте в корни слов чередующиеся гласные:

зар_сли, несг_раемый, пл_вучий, прил_гательное, заб_рется, отр…сль, к…сательная

4. Вставьте звонкие или глухие согласные:

дер_кий ответ, разве_чик, сру_, коло_ца, убедительная про_ьба.

5. Вставьте, где нужно, непроизносимые согласные:

аген_ство, блес_нуть на со_нце, сума_шедший, счас_ливый миг.

6. Вставьте, где нужно, пропущенные согласные:

агрес_ивный, гал_ерея, крос_овки, колос_альный, эф_ективный, режис…ёр

7. Вставьте в приставки з или с:

бе_ценный, ни_падать, _дача, ра_продажа, и_гнание, ра_бросать, бе_толковый, ра_жевать, и_следовать

8. Вставьте в приставки и или е:

пр…отличный, пр_дорожный,  пр_открыть, пр_льститься, пр_ступник.

9. Вставьте, где нужно, разделительные ъ или ь:

раз_яснить, обез_яна, дет_ясли, под_ем, пред_убеждение, кон..юктура, пред…юбилейный, двух…ядерный, трёх…этажный, ин…екция

10. Вставьте ы или и на месте пропусков:

без_дейный, меж_нститутский,сверх…скусный

раз_скать, контр_гра, мед_нститут, пред_юльский

11.   Запишите словами: от 264 отнять 80; к 578 прибавить 18

12. Поставьте в Р.п.

Семьи ( грузины, армяне, таджики, чеченцы, казахи)

Пара ( носки, чулки, валенки, ботинки)

Килограмм (яблоки, мандарины, помидоры, баклажаны, макароны)

13. Расставьте ударение:

Облегчить, мельком, хозяева, красивее, позвонишь, эпилог, ждала, водопровод

14. Сделайте словообразовательный разбор слов:  

отъезд

принести

бессменный

столик

кашевар

Лабораторная работа по теме «Орфография»

Вариант № 2

1. Вставьте в корни слов безударные проверяемые гласные:

ум…лять о помощи, раст…лковать, насл…ждаться, елочные укр…шения, см_риться с обстоятельствами.

2. Вставьте безударные непроверяемые гласные:

 П…н…рама, об_яние, ст_пендия, калл_графический, в_стибюль, пр…ор..тет, к…лонка

3. Вставьте в корни слов чередующиеся гласные:

отр_сль, заг_релый, пл_вчиха, прил_жение, выб_рать, р…сток, р…внина

4. Вставьте звонкие или глухие согласные:

вязаные варе_ки, ро_кий мальчик, жеребье_ка, ко_ьба, насле_ство.

5. Вставьте, где нужно, непроизносимые согласные:

безмол_ствовать, вкус_ные я_ства, гиган_ское сооружение, громоз_кий.

6. Вставьте, где нужно, пропущенные согласные:

ак_омпанемент, ал_юминий, бюл_етень, гум_анизм, дискус_ия, профес…ия

7. Вставьте в приставки з или с:

ра_двоение, чре_мерный, _дельщина, бе_человечный, во_хождение, во_главить, бе_заботный, бе_словесный

8. Вставьте в приставки и или е:

пр_одолеть пр_пятствие, пр_морский, непр_тязательный, пр_глушить, , пр_бывать в город, пр_восходный, пр_дать форму, радиопр_емник

9. Вставьте, где нужно, разделительные ъ или ь:

необ_ятный, пред_уведомление, глав_юрист, в_ется, суб_ективно, кон…юктура, ад…ютант, об…ём, двух…этажный, с…экономить

10. Вставьте ы или и на месте пропусков:

меж_нститутский, спорт_нвентарь, без…скусный, пред_стория, из_сканный, сверх…нтересный.

11.  Запишите словами: с 756 детьми мне не справиться, от 356 отнять 70

12.  Поставьте в Р.п.

Семьи ( грузины, армяне, таджики, чеченцы, казахи)

Пара ( носки, чулки, валенки, ботинки)

Килограмм (яблоки, мандарины, помидоры, баклажаны, макароны)

13. Расставьте ударение:

Баловать, черпать, звонит, торты, каталог, договор, средства, углубить

14. Сделайте словообразовательный разбор слов:

пароходик

выход

безжизненный

розоватый

прибежит


Лабораторная  работа  № 4 « Морфология»

Цель работы:

- закрепить знания по разделу «Морфология»;

- проанализировать морфологические признаки самостоятельных и служебных частей речи

Задания по теме «Причастие»

1)Раскрыть скобки, вставить пропущенные знаки препинания. Произвести синтаксический разбор 1 предложения. Морфологический разбор 1 причастия.

А)Знаменитая Троица Андрея Рублева посв..ще(н,нн)ая пам…ти пр..подобного Сергия Радонежского стала вопл…щ…(н,нн)ым симв…лом ид…алов духовного ед…нения всеобщей любви и готовности к сам…пожертвованию.

Б) На стене краш…(н,нн)ой под кирпич в(е,и)сел понош…(н,нн)ый серый плащ.. .

В) Стриж..(н,нн)ые кусты и (не, ни)высокие дер..вца обр..зуют ведущ..ю к уса(д, т)ьбе а(л,лл)ею.

2)Исправь речевую ошибку. Вставь пропущенные буквы и знаки препинания.

Пред..(е, я)вляемые высокие требования к аб..туриентам (не, ни)отпугнули ж..лающих попытат..ся стать студентами одного из лу..ших вузов страны.

Задания по теме «Деепричастие»

1)Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Произвести синтаксический разбор 1 предложения. Морфологический разбор 1 деепричастия.

А) Тщат..льно отдел..вая свои произв..дения переж..вая муки творчества каждый писатель отводит огромную роль ч..тателю.

Б) Сопоста..вляя различ..ные редакц..и мы имеем возможность просл..дить труд автора его поиск наибол..е точ..ного слова.

3) Об..рнувшись я увид..ла метрах в двадцати от себя человека гиган..ского роста стоявш..го возле ф..нтана.

 

Задания по теме «Наречие»

1)Вставить пропущенные знаки препинания, пропущенные буквы. Сделать морфологический разбор наречия.

А) Лодка (с) размаху почти до пол..вины в(с,з)ползла на песок (в)месте с волной и пок..чнувшись (на)бок стала а волна скатилась назад в море.

Б) Беше(н,нн)о звенела гитара дробно стуч..ли к..блуки  на столе в шкафу дребе..жала посуда а среди кухни огнем пылал Ц..ганок р..ял коршуном разм..хнув руки точ..но крылья (не, ни)заметно передв..гая ноги, гикнув пр..седал на пол и метался золотым стриж..м осв..щая все (во)круг блеском ш(е,о)лка а ш(е,о)лк содр..гаясь и струясь словно г..рел и плав..лся.

 

Задания по теме «Служебные части речи»

1)    Какими частями речи являются в тексте выделенные слова? Разобрать морфологически предлог, союз, частицу.

А)Он был недурен собой, держался просто. Б)Мне просто хочется домой.В) Речка, выбежав из леса, устремилась вдоль села. Г)Клязьма прорезает область вдоль. Д)Я тебе скажу прямо: ты не стоишь этого человека е) На нее было жалко смотреть: прямо сердце останавливалось.ж) Братья молча постояли да в затылке почесали. З) «Скажи, которая Татьяна?»- «Да та, которая грустна и молчалива, как Светлана».

2)Составьте пары предложений, чтобы приведенные ниже слова писались поразному и были различными частями речи. Сверху подпишите части речи.

(В) течени( и,е), (на) конец, (за) то, так (же), (в) продолжении(е,и), (в) начале,

(в) пустую, (в) заключени(е, и).

Лабораторная  работа  № 5 « Классификация ССП»

Цель работы:

- выработка практических умений постановки знаков препинания в сложносочиненном предложении

1.Расставь, где это необходимо, запятые, пропущенные буквы. Подчеркни грамматические основы предложений.

1) Во  тьме  тревожно  вспыхивали  молнии  и  гр…мел  гром.

2) Она  считалась  богатою  невестою  и  многие  прочили  её  за  себя  или  за  сыновей.

3) То  встретиш(?)  бурелом  то  под  ногами  поп…даются  ухабы  кочки  выступы камней.

4) В  лесу  в  это  время  снег  лежал  (не)тронутый  и деревья  стояли  в  снежных  нарядах.

5) Спустясь  по  крутой  тропинке  мы  ост…новились  у  самой  реки  и  обн…жили шпаги.

6)Ветер  стих  и  теперь  в  ровный  гул  дождя  в…шёл  новый  звук  дон…сившийся  издалека.  

             7)И  ветер  затихал   и  туча  росла   мигала  тусклыми  молниями   и  глухо  ворчала.

             8) Утки  вдруг  поднимались  (к)верху   и  с  криком  улетали.

  

  2. Выпиши цифры, обозначающие запятые между частями сложносочинённого предложения.

А) Духом своим сказка походила на пушкинского «Салтана», (1) но был тут вольный, (2) игривый     сплав стихотворной литературы с фольклором.                    _______________

Б) Крепнет мощь человеческая и земная, (1) распрямляет крылья живая жизнь, (2) и негасимая  лампада добра светит, (3) всё ещё светит впереди путеводной звездой.          _____________

В) Но вы, (1) как и большинство, (2) слушаете голоса всех нехитрых истин сквозь толстое стекло  жизни; (3) они кричат, (4) но вы не услышите.                     _______________

Г) Любовь же и дружба, (1) разрастаясь и распространяясь на многое, (2) обретают новые силы, (3)становятся всё выше, (4) а человек, (5) их центр, (6) мудрее.            ______________

Д) Где право, (1) где лево, (2) уже не разобрать ; сено-солома, (3) да и только.      ______________

3. Сделай синтаксический разбор предложения. 

Золото добывают из земли, а знания берут из книги.

4.Расставь, где это необходимо, запятые. Обозначь в СПП главные [  ] и  придаточные (  ) части.

А)  Выпадали  совсем  жаркие  дни  какие  бывают  здесь  только  в  июле.

Б)  Мороз пробежал по всему моему телу при мысли  в чьих руках я находился.

В)   Для того чтобы не прогревалась земля  с боков были посажены папоротники.

Г)  Как только стаял снег  они тронулись в путь.

Д)  Впереди  где ещё оставалась роща  росли одинокие берёзы.


Лабораторная  работа  № 5 « Классификация ССП»

Цель работы:

- выработка практических умений постановки знаков препинания в сложносочиненном предложении

Общее задание для всех текстов  

1Определите тему и основную мысль текста

2Дайте определение ССП, назовите основные признаки ССП (простые предложения, входящие в его состав, по смыслу равноправны, связываются сочинительными союзами)

3Найдите сложносочиненные предложения (ССП), выделите при этом  грамматическую основу и докажите, что это ССП.

3Укажите смысловые  отношения  между простыми предложениями  в составе сложного.

4 Постройте схемы предложений

5Сделайте синтаксический разбор одного ССП

Текст 1  

Он ехал, ехал, а Жадрина было не видать, роще не было конца. Владимир с ужасом увидел, что он заехал в незнакомый лес. Отчаяние овладело им. Он ударил по лошади, бедное животное пошло было рысью, но скоро стало приставать  и через четверть часа пошло шагом, несмотря на все усилия несчастного Владимира.

Мало – помалу  деревья начали редеть, и Владимир выехал из лесу; Жадрина было не видать. Должно было быть около полуночи. Слезы брызнули у него из глаз; он поехал наудачу. (А.С.Пушкин)

Задания

  1. Используя ССП, дополните описание состояния заблудившегося героя
  2. Вставьте после союза и деепричастный оборот.
  3. Объясните постановку точки с запятой. Можно ли поставить другой знак препинания?
  4. Определите виды простых предложений по полноте грамматической основы, входящих в состав ССП.

Текст2 (без знаков препинания)

Но зима вскоре кончилась. В начале апреля стояли теплые дни и морозные ночи зима не уступала но один теплый денек пересилил наконец  и потекли ручьи запели птицы .Весь луг и кусты около реки утонули в  вешних водах и между Жуковым и тою стороною все пространство сплошь было затоплено громадным заливом на котором там и сям вспархивали дикие утки. Весенний закат пламенный с пышными облаками каждый день давал что-нибудь необыкновенное новое невероятное. (А.П.Чехов)

Задания

1. Найдите сначала осложненные простые предложения. ( Весенний закат, пламенный, с пышными облаками, каждый день давал что-нибудь необыкновенное, новое, невероятное)

2. Замените сложные предложения простыми, изменился ли текст?

Но зима вскоре кончилась. В начале апреля стояли теплые дни и морозные ночи. Зима не уступала. Но один теплый денек пересилил, наконец. Потекли ручьи. Запели птицы .Весь луг и кусты около реки утонули в  вешних водах.      и т.д. Текст упрощается и обедняется, теряется образность.

3. Переделайте простые предложения в ССП. Считаете ли вы это целесообразным?1-Но вскоре зима кончилась, и потянуло теплом. Считаю, что безличное предложение удачно вписывается в смысловую и синтаксическую структуру текста, чего нельзя будет сказать об осложненном простом предложении в случае переработки его в ССП, так как употребление только сложных конструкций «загромождает» текст.

4. Подчеркните трудные для вас орфограммы

Лабораторная  работа  № 6 «Стилевая окраска текстов»

Цель работы:

  1. Определить характерные черты стилей речи.
  2. Освоить методику определения стиля речи.

1. Какой признак понятия официально–делового стиля указан неверно: 

  • Сфера применения – деловые отношения.
  • Функция речи – соблюдение известной формы документа.
  • Ведущая стилевая черта – использование стандартных средств выражения.
  • Форма речи – устная и письменная в равной мере.

2. Подберите синонимы к словам и словосочетанию. 

Получатель –

Послание –

Человек –

Отправитель –

Деловая бумага –

Название –

Проверка –

Ходатайство –

3. Подберите антонимы к словам и словосочетаниям.

Получить –

Разрешить –

Адресат –

Получатель –

Присутствовать –

Удовлетворить просьбу –

Положительно –

Удовлетворительный ответ –

Письмо-запрос –

Ответственность -

4. Составьте синонимические ряды из слов, уместных в деловых бумагах.

1. Изъян.

2. Уведомление.

3. Оповестить.

4. Помогать.

5. Отправлять.

6. Затруднять.

7. Приказ.

5. Приведите примеры терминов официально–делового стиля по образцу: 

  • Название лиц по их функции в официально–деловых отношениях: истец, ответчик, налогоплательщик, должник, банкрот.
  • Название документов: распоряжение, приказ, протокол, извещение, оповещение.
  • Обозначение частей документа: повестка дня, в приказ, приложение, заключение, оповещение.
  • Специальное употребление общелитературных слов и выражений: лицо, сторона, реализация, субъект, обвинение.
  • Примеры штампов: за отчетный период, принимая во внимание, в конструктивной обстановке, получив данные, к указанному сроку.

6. Устранить ошибки, заменив устаревшие слова и выражения словами и оборотами современного литературного языка. 

  • Вышеупомянутые в акте предметы пришли в полную негодность и подлежат списанию.
  • В результате проверки комиссия пришла к следующим выводам…
  • Выявленные недочеты устранить незамедлительно, иначе нарушение правил техники безопасности может привести к несчастным случаям.
  • В связи с намечающейся в ноябре месяце этого года реконструкцией мастерской потребуется новое оборудование, каким убедительно просим обеспечить нас своевременно.
  • В связи с тем, что в ноябре планируется реконструкция, мастерской потребуется новое оборудование, а каким именно просим сообщить вовремя.
  • Мы, подписавшиеся ниже, даем настоящую подписку в том, что к началу проведения инвентаризации все необходимые документы были сданы в бухгалтерию.
  • Дана настоящая в том, что я, Пехтерев Ю. М., мастер участка, 17 мая этого года получил инвентарь.

7. Проанализируйте текст объявления о приеме в техникум с точки зрения использования в тексте общеупотребительных и профессиональных слов. Определите стилевую окраску контекста. 

Объявление.

Боровичский автодорожный техникум объявляет прием студентов на 1999/00 учебный год на следующие отделения: ремонт и обслуживание автомобилей; эксплуатация автомобильного транспорта… стилевая окраска текста книжная-публицистическая. Стилевая окраска текста книжная-публицистическая.

8. Найдите диалектные слова:

Заготовительный пункт № 4 принимает от населения города и окрестных сел и деревень свежие и сушеные грибы (обабки, красноголовики, белые) и ягоды (черницу, гоноболь, брусницу).
9. Замените заимствованные слова общеупотребительными. Во всех ли случаях оправдано употребление заимствованных слов? 

  • В докладе инспектора ГИБДД были отмечены все недочёты в работе постовой службы.
  • Данные о ходе спортивных соревнований регулярно помещать в областную газету.
  • В своем выступлении на родительском собрании классный руководитель констатировал все случаи нарушения дисциплины на уроках.
  • На повестке собрания акционеров стоят актуальные вопросы. - На повестке собрания акционеров стоит ряд актуальных вопросов.

10. Употребить глагольно–именные сочетания синонимичные глаголам по образцу: Помочь – оказать помощь; победить-…, ошибиться-…, приказать- …, рассчитать- …, решить- …, заботиться- …, участвовать- …, интересоваться- …, распоряжаться- …
11. Образовать отглагольные существительные на –ние: Привлечь- привлечение, составить-…, организовать- …, проявить- …, рекомендовать- …, заявить- …, объявить- …., наполнить- …, ремонтировать- …, награждать- …, формировать- …, посылать- …, показывать- …

12. Расшифруй сокращенные слова: 

Кг, мин., м, га, и.о., зам., р., оз., ф–ка, акад. Иванов, проф. Лебедев, НИИ, вуз.

13. Выпишите термины деловой речи, объясните их лексическое значение.

Профессиональное училище (начальное профессиональное учебное заведение.)текстильной промышленности объявляет прием учащихся на 2000\01 учебный год.

Училище готовит квалифицированных (опытных, мастерских, умелых) текстильщиц по специальностям ( комплекс приобретённых путём специальной подготовки и опыта работы знаний, умений и навыков, необходимых для определённого вида деятельности в рамках той или иной профессии): размотчицы пряжи на автоматах, прядильщицы для работы на скоростных прядильных машинах, ленточницы по обслуживанию (работе, сервису) скоростных ленточных машин, ленточницы по обслуживанию автоматических (машинных) станков и швеи–мотористки.

Срок обучения по всем специальностям 1 год.

В училище принимаются девушки в возрасте 15–20 лет с образованием 8–10 классов. Все принятые обеспечиваются общежитием, питанием, одеждой и льготным проездом согласно существующим нормам (правилам, законам).

Для поступления в училище необходимо представить: заявление (документ, содержащий просьбу или предложение лица учреждению или должностному лицу), документ (материальный объект, содержащий информацию в зафиксированном виде и специально предназначенный для её передачи во времени и пространстве ) об образовании, справку о состоянии здоровья, свидетельство о рождении.

Адрес училища: 174010, г. Дальск, пр. Ленина, д. 76.

Профессиональное училище текстильной промышленности.

14. Выбери вариант, соответствующий официально–деловому стилю. 

Читатели, не сдавшие в срок взятые в библиотеке книги, лишаются права пользования библиотекой на 10 дней. Читатели, которые не сдали в срок взятые в библиотеке книги, лишаются права пользования библиотекой на 10 дней.

 


Лабораторная  работа  № 7 « Части слова в морфемике»

Цель работы:

1. Знать понятие «морфемы».
2. Знать классификацию морфем.
3.Уметь выполнять морфемный анализ слов.

1.Выделите основу слова и окончание. Определите грамматическое значение окончания.


Вариант 1
Запятая, пошлем, оба, тридцать, дважды, впоследствии, статей, кто-либо, кофе, первый, выходя, летящий, создаю, мой, бирюзовый, праздники, гости.
Вариант 2
Двести, пальто, голов, обе, вами, статья, дома, втроем, роняет, какая-то, выход, сидя, просят, вследствие, свой, гранатовый, вишни.

2.Выделите суффиксы в словах и определите их словообразовательное значение


Вариант 1
Бесхитростный, гусятница, глубинный, подготовка, одомашнивание.
Вариант 2
Ветвистый, холодноватый, перегрузка, враждебный, домишко.

3.Подберите однокоренные слова, охарактеризуйте виды корней


Вариант 1
Сухой, встретить, лесной.
Вариант 2
Холодильник, мягко, моряк.

4.Произведите морфемный анализ слов


Вариант 1
Соломинка, синеть, излом, вглубь.
Вариант 2
Повышение, расписной, по-отцовски, измерить.

5.Почему можно видеть нулевой суффикс в словах гладь, сушь, тишь, высь, но нельзя – в словах дом, стол, тень?

6. Определите, сколько значений имеет приставка при- и какие.

а) Тут коней они впрягали
И в столицу приезжали. (П. Ершов)

б) Не успев закончить драки,
Кот приклеился к собаке,
А к трамваю в тот же миг
Прилепился грузовик. (Б. Заходер)

в) На пригорке придорожном
Отдохнуть немножко можно.

г) Язык прикусил – не совсем откусил,
Пригорело – не значит горит,
Помни, что сделано, но не совсем,
Пишем с приставкой при-.

7. Определите значение приставки о- в следующих словах:

опёнки

опушка

обрамление

ошибка

опечатка

описка

осколок

огрызок

 


Лабораторная  работа  № 7/1 « Части слова в морфемике»

Цель работы:

  1. Уметь строить словообразовательные цепочки;
  2. Морфемный состав слов
  3. Знать способы образования слов

Задание 1.

Вставить пропущенное слово в словообразовательной цепочке вместо многоточия и выделить его

Учить  -> учитель  ->  …   -> учительствовать

  • учительский              
  • учительница
  • учение
  • учительство

Новый ->  обновить  -> …  ->   возобновление

  • обновитель
  • обновка
  • возобновить
  • новизна

Общий ->  обобщить  -> …  ->  обобщенно

  • обобщенный
  • общество
  • приобщение
  • обобщение

Пар  ->  парить -> …  ->  испарение

  • парной
  • испарить
  • парильня
  • парник

Задание 2.

Вставить пропущенное слово в словообразовательной цепочке вместо многоточия, выделить его

Свет  -> светить  -> …  ->  освещение

  • осветитель
  • светлый
  • осветить
  • просвет

Сказать -> предсказать  ->  … -> предсказательница

  • сказание
  • рассказывать
  • предсказывать
  • предсказатель

Ходить -> походить ->  поход  -> … -> по-походному

  • походка
  • похождение
  • походный
  • выход

Живой -> живить -> оживить  ->… -> оживленность

  • оживление
  • оживленно
  • живительный
  • оживленный

Тьма -> темный -> темнеть -> …  -> потемнение

  • темнота
  • затемнение
  • потемнеть
  • темноватый

Задание 3.

В конце задания из слов-ответов составить нумерованный список.

Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?

  • зачеркнув
  • возвращение
  • полосатый
  • отрезанный

Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?

  • безопасный, безотрывный
  • безоглядный, безотказный
  • безоружный, безобидный
  • безоблачный, безотрадный

В каком ряду расположены слова, расположенные суффиксальным способом?

  • сапожок, зубной, землянка
  • вбежать, красавец, глупыш
  • дипломник, циркач, предыстория
  • вредитель, баловень, прародина

В каком ряду расположены слова, расположенные приставочным способом?

  • разбить, нерадостный, предгрозовой
  • перепрыгнуть, внеклассный, чернослив
  • навсегда, подземный, пылесос
  • побольше, хлебозавод, внучок

В каком ряду расположены слова, расположенные приставочно-суффиксальным способом?

  • разрыдаться, привокзальный, наибольший
  • по-зимнему, сослуживец, наручник
  • наконечник, досрочный, премилый
  • закавказский, нахлебник, просмотреть

Задание 4.

Создать таблицу 2х2. Сгруппировать слова по значению корня МИР в разные столбцы. Дать названия столбцам таблицы.

Миропонимание, мировоззрение, всемирный, мирный, смириться, мирок, помириться, присмиреть, мировой, мирно, умиротворенный, мировосприятие, мир, мировидение, миролюбие, миросозерцание, миротворец, мироощущение, мирской.

Задание 5.

Внимательно прочтите слова и заполните таблицу.

Вся, кофе, шли, берет, пальто, насовсем, чтение, втроем, обе, течет, кенгуру, сестра, сжаться, снизу, снежный, мыть, лицевой, внизу, несут, строго, всерьез, кроме, поезд, этот, седьмой, метро, вдвоем, вчера, несли, быстро, зимой, рисовать, пятый, два, синева, синий, говорить, интересный, дочерний, сеяный, впятером, усеять, гусиный, реже, где.

Корень+окончание

Корень+суффикс+окончание

Корень+суффикс

Задание 6.

Внимательно прочитайте текст, разбейте слова на две колонки:

1) однокоренные слова

2) формы одного и того же слова

Осень – пора грибов. Идут и едут грибники в лес, ищут грибные места. Под берёзами, осинами и елями – всюду прячутся грибочки. Вон их сколько!

    А ты хочешь, чтобы и в будущем году здесь было много грибов? Тогда срезай гриб осторожно, чтобы не повредить грибницу. Ведь из неё, из тоненьких белых нитей, спрятанных в земле, каждый год вырастают боровики и маслята, сыроежки и лисички, грузди и рыжики.

Задание 7.

Выберите слова, морфемное строение которых соответствует указанной схеме, и заполните таблицу.

¬∩□

¬∩∧□

∩∧О∩∧□

Всхлип, безопасный, единовластный, взрыв, безотрывный, златотканый, вспять, безоглядный, черноморский, стекловидный, вход, вскачь, встарь, безотказный, основоположник, всплеск, любознательный, взмах, безоружный, разнообразный, вскрик, безобидный, противотанковый, метростроитель, взгляд, безоблачный, вольнодумец, взнос, конноспортивный, безотрадный, вскользь, железнодорожный, жетончик, приоткрыть.


Лабораторная  работа  № 8 « Классификация СПП»

Цель работы:

- выработка практических умений постановки знаков препинания в сложноподчиненном предложении

 1 вариант

I      уровень

1.           Назови средства связи простых предложений в сложноподчиненном предложении; виды сложноподчиненных предложений. Чем отличаются союзы и союзные слова в сложноподчиненных предложениях?

2.   Спиши, вставляя пропущенные буквы и запятые. Определи тип придаточных предложений.

1. Отец сказал что читал эту книгу. 2. Он п..просил чтобы я прочитал эту книгу. 3. Меня спросили см..трел ли я эту книгу. 4. Я знаю и ты знаешь всякий знает что зло чел..веческое уничтожается людьми. 5. Известно, что зло человеческое уничтожается людьми. 6. Мне снился сон, что сплю я непр..будно. 7. Я зрел во сне, что будто умер я. 6. И я вижу во сне, как на волке в..рхом еду я по тр..пинке л..сной.

3.  Спиши, расставляя запятые, заключи союзы в овал, определи типы придаточных предложений.

1. Мне не стало хв..тать его только сейчас будто он не вернулся из боя. 2. И услышала она, ровно кто взд..хнул за беседкою. 3. Мне чуд..тся словно прошло мое горе. 4. Ему на время показалось как бы он оч..тился в какой-то малолетней школе затем чтобы сызнова учит..ся азбуке как бы за проступок перевели его из верхнего класса в нижний. 5. Горячие умы готовые все толковать по-своему ув..ряют якобы и тут строго выдержаны классические правила. 6. Многие до сих пор д. .пускают будто бы вес тела при свободном полете в космическом пространстве завис..т от его местонахождения. Это - неверно.

II уровень

1.           Вставь подчинительные союзы и союзные слова. Расставь недостающие знаки препинания. Составь схемы.

1. Человек должен быть наделен фантазией творить.

2. Я наблюдал свысока волны головы ломают.

3. Живешь в заколдованном диком лесу тя уйти невозможно.

4. Все равно я отсюда тебя заберу во дворец играют свирели.

5. Соглашайся хотя бы на рай в шалаше терем с дворцом кто-то занял.

6. Мне, теперь не понять же прав был из нас в наших спорах без сна и покоя.

  1. Найди четвертое лишнее.

Пели петухи и было уже светло, как достигли они Жадрина.

Пока чистили оружие, седла, сбрую и коней, звезды померкли, стало совсем светло, и потянул предрассветный ветерок.

Когда заводишь друга, смотри в его сердце.

Когда Аню провожали домой, то уже светало и кухарки шли на рынок.

  1. Укажите СПП с последовательным подчинением.
  1.  Пока свободою горим, пока сердца для чести живы, мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!
  2.  Когда все части снова были оттянуты к шоссе, пришло известие, что командир ранен в голову.
  3.  Когда, утомленные ходьбой, они воротились в свою каморку, из штаба прислали вестового, сообщившего, что связь налажена.

III уровень

  1.  Найди пример анафоры в отрывке из стихотворения А.Пушкина. Какую роль играет стилистическая фигура в тексте? Дополни ответ примерами из других художественных текстов.

Брожу ли я вдоль улиц шумных,                                      Сижу ль меж юношей безумных,

Вхожу ль во многолюдный храм,                                     Я предаюсь моим мечтам.

  1. Прочитай текст, определи стиль, тип речи. Попытайся дать ответ на вопрос актрисы на примерах описания жизни крепостного народа в произведениях художественной литературы.

Актриса стояла за кулисами, одетая в атласную оранжевую мантию. Она смотрела в зал, где пламя свечей дробилось в хрустале. А видела перед собою один-единственный, слабо тлеющий огонек лучины в родимой хате и слышала, как шипят в подставке падающие обугленные щепочки. И слушала, как поет матушка.

  1. Прочитай арабскую пословицу, чему она учит? Каше качества характера она воспитывает? Дай письменный ответ. Сделай синтаксический разбор предложения.

Если боишься - не говори, если сказал — не бойся.

2 вариант

I          уровень

1.   На какие вопросы отвечают и к каким членам главного предложения они относятся? При помощи каких слов соединяются с изъясняемым словом? В чем особенность придаточных определительных; придаточных обстоятельственных?

2.  Спиши, вставляя пропущенные буквы и запятые. Определи тип придаточных предложений.

1. Напиши этому разбойнику что ты п..шутил что у нас и денег-то таких не вод..тся. 2. Я в латах был один За герцогским столом. Отговорился Я тем что на турнир попал случайно. 3. Я спорил лишь сейчас Что ог..рчитесь вы. Но вид ваш так сп..коен. 4. К чести нашей народной горд..сти надобно заметить что в русском сердце всегда обита..т прекрасное чувство взять сторону угнетенного. 5. Я не говорю что нашел способы выразить особе..ость интонации: я их ищу.

3.  Спиши, расставляя запятые, заключи союзы в овал, определи типы придаточных предложений и виды подчинительной связи.

1. Если радость кончается ищи в чем ошибся. 2. Избавлю вас от описания гор, от возгласов которые ничего не выражают от картин которые ничего не изображают особенно для тех которые там не были и от статистических замечаний которых решительно никто читать не будет. 3. Есть у России березоньки белые, кедры, забывшие сколько им лет горы, от вечных ветров поседелые, реки которым названия нет.

II уровень

1. Объясни, в каких случаях запятая не ставится: 1) перед союзом и; 2) на стыке двух союзов. Составь схемы предложений.

1. Ибрагим чувствовал, что судьба его должна была перемениться и что связь его рано или поздно могла дойти до сведения графа Д. 2. Кутузов между тем подошел к деревне и сел в тени ближайшего дома на лавку, которую бегом принес один казак, а другой поспешно покрыл ковриком. 3. В то время как Пьер входил в окоп, он заметил, что на батарее выстрелов не слышно было, но какие-то люди что- то делали там.

2. Найди четвертое лишнее.

Все березы на дожде как бы радостно плачут.

Перед восходом солнца в лесу стало еще холоднее.

Так как сильно лил дождь мы не могли выйти из палатки.

Часы только что глухо пробили один раз.

3. Укажите СПП, в котором союз связывает придаточное предложение с главным.

  1.  Я сказал, что люблю осенний лес.
  2.  Не знаю, что меня привлекает в этом юноше.
  3.  Пустыня покоряется тем, кто не боится ее суровых будней.

Д.    Ночью прибой вздыхает, будто бы сено косят.

Е.    Мы увидели новый дом, который недавно сдали в эксплуатацию.

III уровень

  1.  Найди пример эпифоры в отрывке. Какую роль играет стилистическая фигура в тексте? Дополни ответ примерами из других художественных текстов.

Фестончики, все фестончики: пелеринка из фестончиков, на рукавах фестончики, эполетцы из фестончиков, внизу фестончики, везде фестончики.

  1. Прочитай текст. Объясни постановку знаков препинания в тексте. Напиши сочинение-эссе о поэзии А.Пушкина.

Пушкин верил: когда господь еще качал колыбель новорожденного человечества, люди говорили стихами - это проще, красивее и более соответствует высокой, неуниженной сути человека, нежели спотыкливая проза. Лишь когда человек окончательно отвернулся от неба и утратил свободу духа, он перестал петь свои мысли и чувства и забормотал презренной прозой. (Ю.Нагибин.)

  1. Прочитай китайскую пословиц, чему она учит? Какие качества характера она воспитывает, о каком отношении к слову она говорит? Дай письменный ответ. Сделай синтаксический разбор предложения.

Если хорошую речь повторить три раза - даже у собак появится отвращение.


Лабораторная работа № 9 «Типы связи в словосочетаниях и предложениях»

Задание №1.

А) Определите тип подчинительной связи в словосочетании.

Её пальто, по-осеннему дождливо, тот дом, построенный из дерева, дом из кирпичей, вся планета, шёл не оглядываясь.

Б) Выпишите из предложения словосочетания.

Из предложения 1 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

(1)Мы говорим иногда о других людях: «Ограниченный человек».

Из предложения 10 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

(10)В этом случае «плоды учения» ещё более очевидны.

Из предложения 22 выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.

(22)В любовь все верят одинаково.

Задание №2. Определите виды придаточных предложений.

  1. Темнота сгустилась, так что нельзя было различить человека на расстоянии двух метров.
  2. От страха и волнения сердце моё билось так, что трудно было дышать.
  3. Пусть моря в бурунах белых, не боится их матрос.
  4. Он повернулся, чтобы снова бежать в трюм.
  5. Увидите настоящие горы, если повезёт с погодой.
  6. Солнце уже было близко, когда я проснулся и вышел.
  7. Вспоминаю маленькую улицу, где сейчас лежит глубокий снег.
  8. Знаешь, я читала, что бессмертны души.
  9. Герасим вырос немой и могучий, как дерево растёт на плодородной почве.
  10. Он засобирался домой, потому что было уже поздно.
  11. Хотя он еще мал, он весьма рассудителен.
  12. Мы любим дом, где любят нас.

Задание №3.

А18

В каком предложении НЕ (НИ) со словом пишется раздельно?

1) Наступила осень с (не)скончаемыми дождями, мокрыми дорогами, с тоской по вечерам.

2) Дон в месте переправы далеко (не)широкий, всего около сорока метров.

3) (Ни)кто в пьесе не соглашается с Чацким в том, что прислуживаться безнравственно.

4) Где-то здесь, в нескольких шагах, раздавались (не)забываемые трели соловья, и тишина наполнилась дивными звуками.

В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1) (Не)ясная речь — мутное зеркало.

2) Дождь хлынул на нас (не)укротимым потоком.

3) И скучно, и грустно, и (не)кому руку подать.

4) Портрет ещё (не)окончен, но слава о талантливом художнике быстро облетела город.

В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1) Ещё (не)видимое глазом солнце раскинуло по небу веер розовых лучей.

2) Желтоватая мгла, (не)похожая на пыль, поднималась на востоке.

3) Валентин шёл (не)спешным, но решительным шагом.

4) Наречия — (не)изменяемые слова.

В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?

1) Воды прилива шумели (не)умолкая.

2) Ветер колеблет стебелёк с ещё (не)высохшей росой.

3) Справа над лесистыми холмами сияла (не)мигающая звезда.

4) Ответ на запрос до сих пор (не)получен.

В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?

1) (Не)прекращавшаяся в течение трёх суток пурга замела сторожку снегом.

2) После ремонта комната ещё (не)приведена в порядок.

3) (Не)помня зла, за благо воздадим.

4) (Не)обычная обстановка мешала сосредоточиться.

Задание №4.

А6

В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) В этом документе речь идёт о создании экономического союза, который предусматривает ликвидацию таможенных барьеров.

2) Я вспомнил ту женщину, с которой разлучили меня лет двенадцать назад обстоятельства.

3) Утром я обычно занимаюсь делом, которое требует наибольшего внимания и напряжения.

4) Именно в 12 лет в жизни Бетховена произошло событие, которое предопределило всю его последующую жизнь и карьеру.

В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) Княжна Марья посмотрела на Ростова своим лучистым взглядом, который заставлял забывать некрасивость её лица.

2) Эпоха реакции, которая наступила в России вслед за восстанием декабристов, породила людей, подобных Печорину.

3) Войска Первой русской армии, при которой находился государь, были расположены в укреплённом лагере у Дриссы.

4) Среди присутствующих Маргарита сразу узнала Азазелло, который стоял у спинки кровати.

В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Каждый год летом открывалась знаменитая Нижегородская ярмарка, которая принимала людей со всей России.

2) Учёные ежедневно обогащают науку большими и малыми открытиями, которые в дальнейшем принесут людям большую пользу.

3) Из пчелиного яда вырабатывают препараты, которые применяют в медицине для нормализации работы суставов, мышц, кровеносных сосудов, периферической нервной системы.

4) Ведущий программы представил зрителям игроков, которые пожелали принять участие в нелёгкой борьбе за звание знатоков отечественной истории.

В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) В глубоком пространстве между небом и морем носились волны, которые одна за другой взбегали на песчаный берег.

2) В иллюминаторе самолёта видны камчатские реки, берега которых покрыты крупными и средней величины валунами.

3) Широкое применение находят сплавы на основе титана, которые характеризуются высокой химической стойкостью.

4) Технологические свойства металлов выявляются путём испытаний, которые называют технологическими пробами.

В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Кораблям удалось избежать бурь, которым не могли бы противостоять изнуренные долгим плаваньем матросы.

2) Их путь пролегал мимо многочисленных островов Полинезии, которые утопали в зелени.

3) Моряки еще не успели оправиться от потрясения, которое вызвала смерть Магеллана, как пришла новая беда.

4) После 20 лет поисков был наконец открыт пролив, который был позже назван именем Магеллана.

Задание №5.

А24

Укажите правильное объяснение постановки тире в данном предложении.

Речевое поведение — зеркало, которое отражает уровень воспитанности, внутренней культуры человека.

1) Тире ставится между подлежащим и сказуемым, выраженными одной частью речи (именами существительными в И.П.), при отсутствии глагола-связки.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.

3) Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Жизнь в Марьине текла своим порядком: Аркадий сибаритствовал, Базаров работал.

1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.

Укажите правильное объяснение постановки двоеточия в данном предложении.

Эта операция нелегко далась генералу: он был немолод, потрёпан жизнью и сильно утомлён последними днями боёв.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чем говорится в первой части.

2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

Как объяснить постановку тире в данном предложении?

С утра полил дождь – экскурсию пришлось отменить.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

2) Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию тому, о чём говорится в первой части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Там у неё хранились все её богатства: письма Насти, скудные деньги, паспорт, фотография той же Насти и пожелтевшая фотография самой Катерины Ивановны. 

1) Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй.

2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первом предложении.

Как объяснить постановку тире в данном предложении?

Что нужно будет – скажите Павлу или Татьяне.

1) Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на результат, следствие того, о чём говорится в первой части.

3) Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения.

4) Первая часть сложного бессоюзного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части.

Как объяснить постановку тире в данном предложении?

Не раны, не больное лёгкое мучило его – раздражало сознание ненужности. 

1) Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй.

2) Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.

4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.


Список рекомендуемой литературы

Основные источники:

  1. А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебное пособие для 10 – 11 кл. М.2008. -315с.
  1. В.Ф. Греков и др. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. М., 2006.-214с
  2. А.В. Дудников. Русский язык, Москва «Высшая школа», 2010.-235с

Дополнительные источники: 

  1. Еськова Н.А. Краткий словарь трудностей русского языка М., 2008.-511с.
  2. Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2009. -215с.
  3. Русский язык: Энциклопедия. Гл. ред. Ю.Н. Караулов 2-е изд. М.,2007.-211с.
  4. Солганик Г.Я. Стилистика текста. М.,2007-.361с
  5. Лекант, П. А. Сборник упражнений по современному русскому язык / П. А. Лекант. - М., 2001.
  6. Потиха, З. А. Современное русское словообразование / З. А. Потиха. - М., 1970.
  7. Русский язык / Н. В. Костромина [и др.]. - М. : Просвещение, 1989.
  8. Современный русский язык / Д. Э. Розенталь [и др.]. - М., 2001.
  9. Современный русский язык / Р. Н. Попов [и др.]. - М. : Просвещение, 1978.
  10. Интернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания по выполнению лабораторных работ по учебной дисциплине «Материалы и изделия»

Лабораторные работы по дисциплине "Материалы и изделия" и шаблон отчета по лабораторным работам...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОП.06 МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ

Методические указания составлены с целью оказания практической помощи студентам специальности 08.02.05  Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов, при определении физических, ...

Методические указания к выполнению лабораторных работ по учебной дисциплине "Информатика"

Методические указания разработаны для оказания помощи обучающимся в выполнении практических работ и подготовки к семинарам по дисциплине «Информатика» специальность 23.01.03 Автомеханик....

Методические указания к выполнению лабораторных работ по учебной дисциплине "Теория алгоритмов"

Методические указания разработаны для оказания помощи обучающимся в выполнении практических работ и подготовки к экзамену по дисциплине «операционные системы» (специальность «230115 ...

Методические указания к выполнению лабораторных работ по учебной дисциплине "Операционные системы"

Методические указания разработаны для оказания помощи обучающимся в выполнении практических работ и подготовки к экзамену по дисциплине «операционные системы» (специальность «09.02.0...

Методические указания по выполнению лабораторных работ по учебной дисциплине ОП 03 Электротехника и электроника

Методические указания для выполнения практических работ по ОП 03 Электротехника и электроника   разработанны на основе рабочей программы и предназначенны для реализации государстве...

Методические указания для выполнения лабораторных работ по учебной дисциплине ОП.02 ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА для студентов, обучающихся по специальности: 27.02.07 Управление качеством продукции, процессов и услуг (по отраслям) очной формы обучения разр

Методические указания для проведения практического занятия  «Определение параметров движения при поступательном и  вращательном движениях» по разделу "Кинематика&q...