Использование веб-сайтов и мобильных приложений в обучении иностранному языку
статья

marsharova_kristina_sergeevna

В связи с растущей популярностью использования информационных технологий практически во всех сферах жизнедеятельности человека, растет спрос на создание качественных и эффективных веб-сайтов и мобильных приложений для облегчения деятельности человека. Этот процесс так же коснулся образования в целом, и изучения иностранных языков в частности. Одними из главных достоинств использования веб-сайтов и мобильных приложений являются интуитивная навигация по Интернет ресурсу, легкость и наглядность представления и усвоения информации, быстрый доступ к необходимым материалам. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.docx25.64 КБ

Предварительный просмотр:

Межрегиональная конференция-фестиваль научного творчества обучающихся профессионального образования «Профессионалы будущего» к 90-летию Цивильского аграрно-технологического техникума Минобразования Чувашии

Секция Гуманитарные науки

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВЕБ-САЙТОВ И МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Маршарова К.С.

В эпоху всеобщей информатизации роль информационно-коммуникационных технологий становится все более значимой во всех сферах жизнедеятельности человека. Возрастает спрос на создание качественных и эффективных веб-сайтов и мобильных приложений, которые облегчают деятельность человека. Этот процесс коснулся образования и в частности, обучения иностранному языку.

Актуальность выбранной темы обусловлена значительным распространением информационных ресурсов в обучении иностранному языку.

Целью данной работы является выявление эффективности использования веб-сайтов и мобильных приложений на занятиях по иностранному языку.

 Для достижения цели были поставлены следующий задачи:

  • дать определение информационно-коммуникативным технологиям и выявить их связь с образованием;
  • выявить преимущества и недостатки использования веб-сайтов и мобильных приложений в процессе обучения иностранному языку;
  • определить специфические требования использования веб-сайтов и мобильных приложений в процессе обучения иностранному языку;
  • проанализировать некоторые существующие веб-сайты и мобильные приложения для изучения английского языка.

Объект исследования – процесс обучения иностранному языку.

Предмет исследования – использование веб-сайтов и мобильных приложений в обучении иностранному языку.

Методы исследования, применяемые в работе:

  • анализ теоретической и методической литературы;
  • анализ веб-сайтов и мобильных приложений по иностранному языку.

Теоретическая значимость заключается в подробном изучении вопроса об использовании ИКТ в обучении иностранному языку.

Практическая значимость работы заключается в том, что материалы могут быть использованы преподавателями иностранного языка в образовательной деятельности.

При написании работы были изучены труды как отечественных, так и зарубежных авторов по данной теме, а также использованы электронные источники информации.

Информационная стадия развития общества создала предпосылки для успешной интеграции ИКТ в образовательный процесс, так как невозможно игнорировать факт глубокого внедрения технологий в повседневную жизнь студентов.

Информационно-коммуникативная технология (ИКТ) – педагогическая технология, «использующая специальные программные и технические средства для доступа к различным информационным источникам (электронным, печатным, инструментальным, людским) и инструментам совместной деятельности, направленные на получение конкретного результата».

Рассмотрим основные особенности и возможности применения информационных технологий в обучении: повышение наглядности представления информации; повышение интерактивности созданных программных средств; озвучивание и оживление объектов; восстановление речевого компонента взаимодействия; создание образа помощника – «педагогического агента»; создание программных средств коррекционной педагогики; увеличение эмоционально-психологической нагрузки на обучающегося; развитие образного мышления и фантазии обучающегося; имитация реальных процессов и возможность наглядного моделирования; значительное повышение заинтересованности в обучении.

Итак, проникновение современных ИКТ в сферу образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения.

Веб-сайтом сегодня является (от англ. website, от web – паутина, сеть, и site – место), совокупность электронных документов (файлов) частного лица или организации компьютерной сети, объединённая под одним адресом (доменным именем или IP-адресом).

Мобильные приложения (англ. «Mobile app») – программное обеспечение, предназначенное для работы на смартфонах, планшетах и других мобильных устройствах, наиболее оптимально в использовании для изучения языка.

Как и все методики и средства обучения иностранному языку, использование веб-сайтов и мобильных приложений имеет свои преимущества и недостатки.

Можно выделить следующие основные достоинства информационных технологий:

  • способствуют развитию речевых навыков и профессионально значимых компетенций. Большое количество аутентичных материалов позволяет обучающимся читать, видеть и слушать современную иностранную речь и употреблять в своей;
  • развивают навыки, важные не только для владения иностранным языком. Это в первую очередь мыслительные процессы: синтез, анализ, сравнение, сопоставление и т.д;
  • развивают интеллектуальный и творческий потенциал студентов;
  • вызывают повышенный интерес и более эмоциональное отношение студентов, что оказывает положительное влияние на запоминание учебного материала, компенсирует недостатки внимания, повышает воспитывающий аспект обучения;
  • дает возможность реализовать перспективные методики, например, проектную методику;
  • позволяют осуществлять синхронное и асинхронное обучение, открывая студентам инструменты для создания и доставки курсов, уроков, материалов, для отслеживания оценок и обеспечения обратной связи как с отдельными учащимися, так и с группами;

Также, для понимания полной картины, стоит учитывать и недостатки:

  • может считаться односторонней формой коммуникации;
  • появляются условия для пассивности учеников. С точки зрения коммуникативного подхода, самое главное при обучении иностранному языку – умение разговаривать, и пока веб-сайты и мобильные приложения не могут выполнять функцию собеседника.;
  • невозможность спрогнозировать фонетическую, стилистическую или смысловую ошибку. Подобные ошибки возможно выявить только при устном разговоре или при тестировании, и исправить это сложнее, так как материал уже закрепился в сознании.
  • возможность оказания отрицательного влияния на обучающегося и на учебный процесс;
  • недопустимое увеличение объема учебной информации на занятиях. Информационная перегрузка и связанные с этим эмоциональное возбуждение опасны как для психического, так и для физического здоровья студента и преподавателя.
  • изменение межличностных отношений между пользователями в виртуальном пространстве локальных и глобальных сетей. Молодые люди с неустоявшимся характером, гибкой психикой и не до конца сформированными личностными качествами могут попасть по влияние откровенных мошенников, проповедников новомодных религиозных сект и т.д.

Для того, чтобы свести вышеупомянутые недостатки к возможному минимуму, необходимо следовать некоторым правилам и требованиям работы в сети Интернет, которым следует придерживаться как студентам, так и их родителям, и педагогам.

  1. Преподавателю необходимо подготавливать необходимые задания, отвечать за общую организацию и исполнительность;
  2. Задача преподавателя состоит в том, чтобы научить студентов самостоятельно извлекать знания, свободно в них ориентироваться, применять на практике;
  3. Работа с мобильными технологиями требует первоначального уровня сформированности информационной и самообразовательной компетенций, позволяя совершенствовать и развивать данные компетенции далее;
  4. При использовании мобильных приложений в учебном процессе необходимо учитывать доступность этих приложений в разных операционных системах, «поскольку обучающиеся могут иметь различные мобильные устройства;
  5. Важно обеспечить «психологическую безопасность информационного взаимодействия ученика с другими пользователями в сети Интернет;

Далее, рассмотрим подборку наиболее популярных веб-сайтов на просторах Интернета.

Lingualeo.com – основным достоинством данного сайта и мобильного приложения является большое разнообразие материалов, которое предлагается обучающемуся. Это позволяет ему выбрать то, что ему интересно и в какой форме это преподать (аудио, видео, книги). Во всех материалах есть возможно восполнить словарный запас, выбрать непонятное слово, ознакомится с его переводом и занести в свой словарь для дальнейшего заучивания. На вкладке «Грамматика» студент может ознакомиться с грамматическим материалом на начальном и продвинутом уровне. Данный сайт является хорошим способом заинтересовать учеников изучать английский язык. Здесь пользователь может найти то, что ему действительно нравится, и изучать английский с удовольствием.

Duolingo.com - веб-сайт и одноименное мобильное приложение направлено на запоминание лексико-грамматического материала при помощи типовых заданий, повторяющих лексические единицы и речевые образцы. Две большие группы материалов, которые представляются пользователю: грамматика и лексика. Посредством заучивания лексико-грамматического материала запоминаются базовые лексические единицы языка и основные речевые шаблоны, составляющие базу для формирования речевых умений.

Learn English Teens – сайт включает в себя различные разделов (Skills, grammar and vocabulary, Exams, UK now, Magazine и т.п.). В разделах можно найти обширное количество статей, на интересующие темы. Каждая статья или видео содержит как подготовительный этап, так и задания к самому материалу. Преимуществом является раздел, переназначенный для разрядки учеников от нагрузки во время занятий. Здесь можно найти игры и интересные расслабляющие задания.

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что использование веб-сайтов и мобильных приложений дает возможность ученикам получать информацию в удобном и интересном для них формате и иметь доступ к образовательному ресурсу в свободное время, что способствует повышению качества обучения. Веб-сайты и мобильные приложения позволяют не только проработать разделы языка, но и расширить кругозор, увеличить объем знаний о мире, интересующих областях.

Литература:

  1. Лесникова Е. С. Интеграция информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения иностранным языкам // Вестник КемГУ. – 2012 – № 4 – С. 266–270.
  2. Омарова С. К. Характеристика и дидактический потенциал мобильно-цифровых технологий обучения иностранным языкам // Вестник ТГПУ. – 2018 – № 1 (190). – С. 52–58.
  3. Семенова Д. К. Особенности использования веб-сайтов в обучении иностранному языку // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. – 2012 – № 148 – С. 68–71.

Интернет-ресурсы:

  1. Категории мобильных приложений и частота их использования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cossa.ru. – Cossa.
  2. Duolingo [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.duolingo.com. – Duolingo.
  3. Lingualeo [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://lingualeo.com. –Lingualeo.
  4. Literature great part 2 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://learnenglish.britishcouncil.org. – Learn English. British Council.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, МУЛЬТИМЕДИА

Возможные интернет ресурсы для уроков английского языка...

Нетрадиционные формы уроков с использованием ИКТ при обучении иностранному языку

Известно, что целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции, включающей в себя как языковую, так и социокультурную компетенцию, ибо без знания социокультурн...

Использование инновационных образовательных технологий в обучении иностранному языку

Концепция модернизации российского образования в качестве ведущего подхода в современном образовании предполагает переориентацию воспитательно-образовательного процесса на формирование у школьника не ...

Использование мобильного обучения как информационной технологии при обучении иностранному языку в учреждениях СПО

Статья посвящена технологии мобильного обучения ( m Learning) в учреждениях СПО. Цель статьи - познакомить читателя с особенностями данной технологии, а также её возможностями....

К вопросу об использовании новых технологий в обучении иностранным языкам. Дистанционное обучение.

В статье освещены основные преимущества дистанционного обучения иностранным языкам. Достоинства электронных учебников и использование современных средств обучения, а также поднят вопрос о широких возм...

Методическая разработка на тему «Методические рекомендации по организации профессионально-ориентированного обучения иностранному языку с использованием технологии кооперативного обучения»

Разработка состоит из введения, где раскрывается значимость изучения иностранного языка и понятие "технология кооперативного обучения", основной части, где приводится подробное описание прим...

Роль мобильных приложений в изучении иностранных языков

В настоящее время интернет играет огромную роль в жизни современного человека. Мы все такие разные, живем в разных городах, странах, говорим на разных языках, у нас у всех разные интересы и потребност...