Методические указания к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по русскому языку для студентов I курса
методическая разработка

Петрова Анна Анатольевна

Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине         О БД.01 Русский язык созданы Вам в помощь для работы.

Приступая к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы, Вы должны внимательно ознакомиться с требованиями к уровню Вашей подготовки в соответствии с федеральным государственным стандартом среднего профессионального образования.

В результате освоения дисциплины ОДБ.01 «Русский язык» Вы должны:

иметь практический опыт:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
  • уметь:
  1. осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  2. анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  3. проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение:

  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо:

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
  • использовать основные приемы информационной переработки текста;
  • знать:

а) связь языка и истории, культуры русского и других народов;

б) смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

в) основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

г) орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

В процессе выполнения внеаудиторной самостоятельной работы у Вас должны быть сформированы общие компетенции (ОК):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Перед выполнением внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж (консультацию) с определением цели задания, его содержания, сроков выполнения, основных требований к результатам работы, критериев оценки, форм контроля и перечня литературы.

Все задания внеаудиторной самостоятельной работы Вы должны выполнять в соответствии с инструкцией, анализировать полученные результаты по приведенной методике.

Отчет о выполнении внеаудиторной самостоятельной работы Вы должны выполнить по приведенному алгоритму.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_ukazaniya_po_rus_yaz_1_kurs.docx120.66 КБ

Предварительный просмотр:


Введение 

УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ!

Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине        О БД.01 Русский язык созданы Вам в помощь для работы.

Приступая к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы, Вы должны внимательно ознакомиться с требованиями к уровню Вашей подготовки в соответствии с федеральным государственным стандартом среднего профессионального образования.

В результате освоения дисциплины ОДБ.01 «Русский язык» Вы должны:

иметь практический опыт:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
  • уметь:
  1. осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  2. анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  3. проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение:

  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо:

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
  • использовать основные приемы информационной переработки текста;
  • знать:

а) связь языка и истории, культуры русского и других народов;

б) смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

в) основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

г) орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

В процессе выполнения внеаудиторной самостоятельной работы у Вас должны быть сформированы общие компетенции (ОК):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Перед выполнением внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж (консультацию) с определением цели задания, его содержания, сроков выполнения, основных требований к результатам работы, критериев оценки, форм контроля и перечня литературы.

Все задания внеаудиторной самостоятельной работы Вы должны выполнять в соответствии с инструкцией, анализировать полученные результаты по приведенной методике.

Отчет о выполнении внеаудиторной самостоятельной работы Вы должны выполнить по приведенному алгоритму.

Внимание! Если в процессе выполнения внеаудиторной самостоятельной работы у Вас возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения разъяснений или указаний в дни проведения дополнительных занятий.

Время проведения дополнительных занятий можно узнать у преподавателя.

Желаю  Вам успехов!!!

 

Тематический план

Наименование раздела и темы

Вид внеаудиторной самостоятельной работы

Форма контроля

Введение.

Слово  о  русском  языке. Взаимосвязь языка и культуры..

2

 Составление рефератов  по темам  «Язык как средство национальной культуры», «Язык и современность». (по выбору)

Самоотчет

 Фонетика. Орфоэпия. Графика.  

2

Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения

1

  Составление сообщения и его защита по теме  «Орфоэпические нормы».

Самоотчет

Произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов.

1

Составление сообщения и его защита по теме «Произношение заимствованных слов»

Самоотчет

Раздел 2. Лексика и фразеология

      5        

 

 

 Основные понятия лексики. Слово и его значение.

2

  Подготовка рефератов  по темам «Жаргонизмы», «Молодежный сленг»,  «Диалекты» (тема по выбору обучающихся) 

Самоотчет  

 Паронимы. Изобразительно-выразительные средства лексики.

1

 Работа со словарями, составление мини-словаря по профессиональной лексике.

Самоотчет

Фразеология. Фразеологические единицы.

2

 Составление реферата по исследовательскому вопросу «Традиции русского быта», «Пословицы и поговорки».  

Самоотчет

 Раздел 3. Морфемика, словообразование  

3

Основные понятия морфемики и словообразования. Состав слова.   

1

  Выполнение заданий

 Самоотчет

Словообразование. Морфологические и неморфологические способы словообразования.

2

 Составление и заполнение опорной схемы «Словообразование».

Самоотчет

   Раздел 4. Морфология и орфография.

22

 

 

 Принципы русской орфографии. Типы орфограмм. Правила переноса слов. Употребление прописных букв. Употребление ъ ь ъ знаков.

1

Работа с учебником. Выполнение заданий по образцу

Самоотчет

Правописание гласных в корнях слов. Правописание приставок.

Буквы ы, и после приставок.

1

Работа с учебником. Выполнение заданий по образцу 

Самоотчет

Общие правила написания сложных слов. Проверяемые и непроверяемые согласные в корнях слов.  

1

Выполнение заданий по образцу

Самоотчет

Двойные согласные в словах иностранного происхождения.

1

 Выполнение заданий по образцу

Самоотчет

 Имя существительное как часть речи.

1

Работа с учебником. Выполнение заданий по образцу

Самоотчет

 Определение рода несклоняемых имен существительных и аббревиатур. Число и склонение имен существительных.

2

Составление опорных схем по теме «Имя существительное», заполнение алгоритма «Разбор имени существительного». 

Самоотчет

 Имя прилагательное как часть речи.

1

  Выполнение упражнений.

Самоотчет

 Местоимение как часть речи. Разряды местоимений

1

 Выполнение упражнений.

Самоотчет

 Имя числительное как часть речи. Разряды числительных

2

 Составление опорной схемы«Разряды числительных»,  «Разряды местоимений».

Самоотчет

Глагол как часть речи. Инфинитив.

1

Выполнение упражнений

Самоотчет

Особые формы глагола причастие и деепричастие.

1

Выполнение упражнений

Самоотчет

Наречие как часть речи. Разряды наречий.

2

Самостоятельная работа с информационными базами данных (использование информационных технологий), подготовка сообщения

по теме         «Наречие».

Самоотчет

Предлог. Производные и непроизводные предлоги. Правописание предлогов. Союз.

2

Работа с учебником, выполнение типовых заданий.

Самоотчет

Частица. Разряды частиц. Правописание частиц.

1

Вариантные упражнения по теме «Правописание  частиц».

Самоотчет

Междометие как особая часть речи. Звукоподражательные слова.

1

Выполнение упражнений

Самоотчет

 Типы речи и жанры высказываний. Редактирование текста.   Тезисы. Аннотация. Библиография. Конспект.

1

 Работа с конспектом. Составление плана и тезисов

Самоотчет

2

Подготовка сообщения по исследовательскому вопросу «Структура текста»

Самоотчет

 Раздел 6. Синтаксис и пунктуация

21

.

 

Словосочетание.

 1

 Выполнение упражнений

Самоотчет 

 Простое предложение.

1

Работа с учебником.

Самоотчет

Односоставные и   неполные предложения.

1

 Выполнение упражнений

Самоотчет

Предложения с однородными членами

2

 Составление и заполнение таблицы по теме «Знаки препинания в предложениях с однородными членами»

Самоотчет

Обособление определений.. Обособление приложений. Обособление дополнений.

1

Работа с конспектом

Самоотчет

Обособление обстоятельств. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка.

2

Работа с учебником, составление  предложений.

Самоотчет

Вводные слова и предложения.

1

Работа с конспектом

Самоотчет

Знаки препинания при обращении.  

1

Составление предложений с обращениями

Самоотчет

Параллельные синтаксические конструкции.

1

Составление предложений со сравнительными оборотами

Самоотчет

Знаки препинания при междометиях.

1

Работа с конспектом

Самоотчет

Сложное предложение.  Сложносочиненное предложение.

1

Работа с книгой, выполнение типовых заданий по теме  «Сложное предложение».

Самоотчет

Сложноподчиненное предложение.

1

Работа с конспектом

Самоотчет

1

Работа с книгой, выполнение типовых заданий.

Самоотчет

Бессоюзное сложное предложение.

Предложения с  разными видами связи.

2

Работа с учебником по теме «Предложения с  разными видами связи», составление схем предложений.

Самоотчет

Сложное синтаксическое целое .

1

Работа с книгой, выполнение типовых заданий по теме «Сложное синтаксическое целое»

Самоотчет

Принципы и    функции русской пунктуации.

1

Работа с конспектом

Самоотчет

Прямая косвенная речь. Виды  речи:  монолог и диалог.  

1

Составление схем предложений с прямой речью.

Самоотчет

Диалог. Несобственно прямая речь. Способы цитирования.

1

Составление диалогов

Самоотчет

Раздел 7. Стилистика и культура речи

5

Стилистика и культура речи как разделы науки о языке.

1

Работа с конспектом

Самоотчет

Официально-деловой стиль

1

Составление документов

Самоотчет

Разговорный и художественный  стиль

1

Анализ текстов разных стилей

Самоотчет

  Культура речи.

2

Подготовить доклад на тему "Качества хорошей речи: чистота, выразительность, уместность, точность, богатство".

Самоотчет

ИТОГО

60

 

 

 

Введение.

Тема 1. Слово  о  русском  языке. Взаимосвязь языка и культуры..

Задание Составление рефератов  по темам  «Язык как средство национальной культуры», «Язык и современность». (по выбору)

Время на выполнение задания: 2 часа

Форма отчетности: реферат

Методические рекомендации по подготовке рефератов:

 Рефераты в учебном заведении являются одним из видов научно-исследовательской работы и методом воспитания творческого восприятия. Разработка рефератов преследует цель углубить, систематизировать и закрепить теоретические знания студентов, а также привить навыки самостоятельной обработки, обобщения и систематизированного изложения материала.

          Реферат (от лат. rеfеrо - "сообщаю") - краткое изложение в письменном виде или форме публичного доклада содержания книги, статьи или нескольких работ, научного труда, литературы по общей тематике.

Требования к реферату.

Реферат должен удовлетворять следующим требованиям:

правильно отражать основное содержание реферируемого произведения или научной темы;

изложение основных вопросов должно быть сжатым (в виде краткого пересказа);

изложение должно вестись в порядке развертывания основных действий, вопросов, фактов;

все предложения в тексте должны быть тщательно обдуманы;

содержать критические замечания и собственные выводы.

Этапы работы над рефератом.

1. уяснение содержания темы и целевых установок.

2. составление календарного плана работы над рефератом.

3. просмотр литературы. Он необходим для накапливания знаний, осмысливания темы в интересах правильного составления плана реферата.

4. включает подбор соответствующей литературы. В этом деле целесообразно пользоваться каталогами библиотеки.

5. составление плана реферата.

6. изучение литературы и работа с ней. Рекомендуется начинать изучение с источников последних лет, прежде всего тех, которые в наибольшей степени освещают вопросы реферата.

7.запись прочитанного.

Наиболее полно изученную литературу отражает конспект.

Различают три типа конспектов: систематический, свободный и тематический или сводный конспект.

Оформление текстового материала.

Текстовая часть работы должна быть представлена  в компьютерном варианте на бумаге формата А4. Шрифт – Times New Roman, размер шрифта – 14, полуторный интервал, выравнивание по ширине. Страницы должны иметь поля (рекомендуемые): нижнее – 2; верхнее – 2; левое – 3; правое – 1,5. Объем реферата –7-12 страниц. Все страницы работы должны быть подсчитаны, начиная с титульного листа и заканчивая последним приложением Нумерация страниц должна быть сквозная, начиная  с введения и заканчивая  последним приложением. Номер страницы ставится в правом углу нижнего поля.

Критерии и показатели, используемые при оценивании реферата

 

Критерий

Баллы

Грамотность сообщения

1

Новизна материала

2

Степень раскрытия сущности проблемы. Владение терминологией

2

Актуальность материала

2

Наглядность

1

Краткие выводы из всего сказанного; список использованных источников

2

Оценивание сообщения

- 10 баллов – «отлично»;

- 8-9 баллов – «хорошо»;

- 6-7 баллов – «удовлетворительно»;

- меньше 6 баллов – «неудовлетворительно».

Раздел 1. Фонетика. Орфоэпия. Графика.  

Тема 3.  Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения

Задание.  Составление сообщения и его защита по теме  «Орфоэпические нормы».

Время на выполнение задания: 1 час

Форма отчетности:  сообщение предоставляется в компьютерном варианте на бумаге формата А4, в папке.

Методические рекомендации по подготовке сообщений:

Подготовка сообщения – это вид внеаудиторной самостоятельной работы по подготовке небольшого по объему устного сообщения. Сообщаемая информация носит характер уточнения или обобщения, несет новизну, отражает современный взгляд по определенным проблемам.

Сообщение отличается от докладов и рефератов не только объемом информации, но и ее характером – сообщения дополняют изучаемый вопрос фактическими или статистическими материалами. Оформляется задание письменно, оно может включать элементы наглядности (иллюстрации, демонстрацию).

Последовательность подготовки сообщения:

  1. Изучить  литературу по теме.
  2. Выделить основные понятия.
  3. Подобрать  и ввести в текст дополнительные данные, характеризующие объект изучения.
  4. Оформить сообщение письменно и проиллюстрировать компьютерной презентацией.

Оформление текстового материала.

Текстовая часть работы должна быть представлена  в компьютерном варианте на бумаге формата А4. Шрифт – Times New Roman, размер шрифта – 14, полуторный интервал, выравнивание по ширине. Страницы должны иметь поля (рекомендуемые): нижнее – 2; верхнее – 2; левое – 3; правое – 1,5. Все страницы работы должны быть подсчитаны, начиная с титульного листа и заканчивая последним приложением. Титульный лист (Приложение 1) Нумерация страниц должна быть сквозная, начиная  с введения и заканчивая  последним приложением. Номер страницы ставится в правом углу нижнего поля.

Критерии и показатели, используемые при оценивании сообщения

 

Критерий

Баллы

Грамотность сообщения

1

Новизна материала

2

Степень раскрытия сущности проблемы. Владение терминологией

2

Актуальность материала

2

Наглядность

1

Краткие выводы из всего сказанного; список использованных источников

2

Оценивание сообщения

- 10 баллов – «отлично»;

- 8-9 баллов – «хорошо»;

- 6-7 баллов – «удовлетворительно»;

- меньше 6 баллов – «неудовлетворительно».

Тема 4.  Произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов.

Задание.  Составление сообщения и его защита по теме «Произношение заимствованных слов»

Время на выполнение задания: 1 час

Форма отчетности: сообщение предоставляется в компьютерном варианте на бумаге формата А4, в папке.

 

Раздел 2. Лексика и фразеология

Тема 5.  Основные понятия лексики. Слово и его значение.

Задание. Подготовка рефератов  по темам «Жаргонизмы», «Молодежный сленг»,  «Диалекты» (тема по выбору обучающихся) 

Время на выполнение задания: 2 часа

Форма отчетности:  предоставляется в компьютерном варианте, на бумаге формата А4, в папке.

 

Тема 6.  Паронимы. Изобразительно-выразительные средства лексики.

Задание. Работа со словарями, составление мини-словаря по профессиональной лексике.  

Время на выполнение задания: 1 час

Задание. 1. Используя терминологический словарь, расставить буквы в данных словах и определить их значение:

А. Антибл..кировочная система, авт..сигнализация, дифф..ренциал,

Б. Климат – к..нтроль, крыло баб..чки, мин..вэн,

В. П..кап, пр..тектор, п..рктроник,

Г. Сп..дометр, турб..наддув, тах..граф,

Д. Хетчб..к, интард..р, датчик д..ждя,

Е. Внед..рожник, глуш..тель, кондиц..онер.

Ж. Круиз .. контроль, клир..нс, бортовой к..мпьютер.

2. Подберите слова и словосочетания,  относящиеся к профессии железнодорожника, и запишите их в тетрадь.

Форма отчетности:  оформляется в рабочей тетради.

Тема 7.  Фразеология. Фразеологические единицы.

Задание. Составление реферата по исследовательскому вопросу «Традиции русского быта», «Пословицы и поговорки».    

Время на выполнение задания: 1 час

Форма отчетности:  предоставляется в компьютерном варианте, на бумаге формата А4, в папке.

 

Раздел 3. Морфемика, словообразование  

 Тема 8.   Основные понятия морфемики и словообразования. Состав слова.   

Задание 1.   Выполнение заданий

Время на выполнение задания: 1 час

Форма отчетности:  оформляется в рабочей тетради.

Методические рекомендации по выполнению упражнений:

Упражнение 1.Сделайте письменный словообразовательный разбор слов.

Добежать, десантник, сотрудник, бездомный, уцелеть, лесовоз, охотничий, бездорожье, сверхмощный, кто-то, нуждаться, водонепроницаемый, долгоиграющий, столовая, перелет, издалека, быстро (идти), по-новому, книголюб, землепашец, видоизменить, просмотр, ООН, старпом, красноречие.

Упражнение 2.Сделайте письменный морфемный и словообразовательный разбор следующих слов.

Давление, докрасна, утомленный, гостиная, гордость, скоропортящийся, приземление, выступ.

Упражнение 3.Запишите несколько примеров слов, образованных:

а) приставочным способом;

б) суффиксальным способом;

в) приставочно-суффиксальным способом;

г) способом сложения.

Тема 9.   Словообразование. Морфологические и неморфологические способы словообразования.

Задание. Составление и заполнение опорной схемы «Словообразование».  

Время на выполнение задания: 2 часа

Форма отчетности: оформляется в рабочей тетради.

   Раздел 4. Морфология и орфография.

Тема 11.   Принципы русской орфографии. Типы орфограмм. Правила переноса слов. Употребление прописных букв. Употребление ъ ь ъ знаков.

Задание. Работа с учебником. Выполнение заданий по образцу

  Используя учебную литературу и электронные ресурсы, составьте конспект на          тему: «Употребление ъ ь ъ знаков. Употребление прописных букв.  »

Время на выполнение задания: 1 час

Форма отчетности: оформляется в рабочей тетради

Методические рекомендации по выполнению упражнений:

Упражнение 1. Вспомните правила правописания разделительныхъиь. Вставьте пропущенные буквы.

I. Пред...юбилейный, с...емка, собез...янничить, меж...ядерный, об...ект, тран...европейский, ад...ютант, дет...ясли, в...юга, шампин...он, порт...ера, медал...он,  Госюр...издат, солов...иный, бул...он, ин...екция, в кзач...ей станице, двх...ярсный, кон...юнктура, трех...язычный, под...экономить, птич...его, от...езжающий, трех...этажный, порт...ерная ткань, об...емный, в плавуч...ем доке, трех...активная опера, трднооб...яснимый, в...ющееся растение, пред...операционный, из коз...ей шерсти.

Упражнение 2. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

Щ...риться от солнца, ч...шка кофе, ч...десное утро, радостное ч...вство, ш...рь полей, моя ж...знь, дощ...тый забор, освещ...ть спорт-площ...дку, мостовая из брусч...тки, поч...ять недоброе, клавиш... рояля; прыжок с параш...том, полезная брош...ра, беспристрастное ж...ри.

Упражнение 3. Перепишите, вставляя пропущенные буквы ы или и.

Крепкие мышц..., длинные ресниц..., ваши сверстниц..., строительство гостиниц..., артисты ц...рка, надвигающийся ц...клон, мощная ц...тадель, нефтяная ц...стерна, участвовать в демонстрац...и, получить компенсац...ю, опасная провокац...я.

 

Тема 12.  Правописание гласных в корнях слов. Правописание приставок.

Буквы ы, и после приставок.

Задание. Работа с учебником. Выполнение заданий по образцу

 Используя учебную литературу и электронные ресурсы, составьте конспект на     тему: «Правописание приставок»

Время на выполнение задания: 1 час

Форма отчетности:  оформляется в рабочей тетради.

Методические рекомендации по выполнению задания:

Упражнение 1.Вставьте безударные гласные, найдите проверочные слова.

Объед...нение, вопл...щение, обог...щение, прод...лжение, уд...вление; р...скошный, разъ...ренный, пренебр...жительный, уж...сающий, ст...снительный; разоч...ровать, исс...кать, распор...диться, возр...дить, изм...нить; скр...пить листы — скр...петь перьями; раск...лить железо — раск...лоть полено; не об...жать слабых — об...жать всю территорию.

Упражнение 2. Объясните правописание безударных гласных в корнях слов, обращая внимание на их значение.

Ч...стота эксперимента - ч...стота волн, разр...дить атмосферу - разр...дить посевы, спл...тить единомышленников - запл...тить долг, спуститься в цветущую д...лину - быть вд...леке от дома, сп...шите видеть - сп...шите данные, обл...ченный властью - обл...ченный судом 

Упражнение 3.Вставьте пропущенные буквы. Распределите и запишите слова в две колонки: в первую — с приставкой при-, во вторую — с приставкой пре-.

Старинное пр...дание, камень пр...ткновения, пр...чуды природы, пр...ступить (к делу), богатое пр...даное, пр...вратности судьбы, пр...одоление препятствий, не надо пр...рекаться, пр...знание в содеянном, пр...бывать в бездействии, беспр...кословно повиноваться, пр...верженец новых взглядов, пр...дать друга, пр...мирить врагов.

Тема 13. Общие правила написания сложных слов. Проверяемые и непроверяемые согласные в корнях слов.    

Задание.  Работа с учебником. Выполнение заданий по образцу.

  Используя учебную литературу и электронные ресурсы, составьте конспект на     тему: «Проверяемые и непроверяемые согласные в корнях слов»

Упражнение 1. Прочитайте. Объясните написание пропущенных согласных.

Но...ти, блю...це, домоча...цы, варе...ка, пря...ка, ча...ка, сколь...ко, приве...ти, пол...ти, ше...ство, изморо...ь (иней), изморо...ь (мелкий дождь), про...ьба, обра...цовый. 

Упражнение 2. Запишите приведенные ниже слова, вставляя пропущенные буквы. Подберите проверочные слова.

Должнос...ной оклад, чудес...ные окрес...ности, аген...ство по недвижимости, предвес...ник бури, чес...вовать президента, адвока...ская контора, ус...ный ответ, учас...ковый милиционер, кос...ный мозг, кос...ные взгляды, мес...ное самоуправление, парламен...ские слушания, предостеречь от опас...ности, час...ный детектив, президен...ский указ, беспристрас...ное отношение, искус...ная защита, голлан...ский сыр, русская словес...ность, комендан...ский час, влас...ные структуры.

Время на выполнение задания: 1 час

Форма отчетности:  оформляется в рабочей тетради.

Тема 14.   Двойные согласные в словах иностранного происхождения.

Задание. Работа с учебником. Выполнение заданий по образцу .  Используя учебную литературу и электронные ресурсы, составьте конспект на     тему: «Двойные согласные в словах иностранного происхождения.»

Упражнение 1.Вставьте, где необходимо, пропущенные согласные буквы.

Аб..ревиация, авторал..и, агрес..ор, ак..лиматизироваться, ак..омпанировать, ак..уратность, ал..ейка, ал..егорический, ал..юминиевый, ан..отировать, антен..а, ап..ел..ировать, ап..аратный, ап..етитный, ар..тил..ерист, ас..им..етричный, ас..истировать, бал..-маскарад, бал..ада, бар..ок..о, бацил..а, бел..етрист, великорос.., великорус.., вож..и, гал..е- ра, гал.., гал..ьский, гор..ил..а, грам..офон.., грам..пластинка, грим..ировать, груп..а, груп..ка, гум..анизм, депр..ес..ия, дис..кус..ия, дрес..ировка, дрож..евой, ж..ёный, ж..уж..ать, ж..уж..елица, идил..ия, ил..юзион, ин..гал..яция, ин..ициатива, интел..ект, искус..ный, искус..твенный, капил..яр, кар..авел..а, кар..ел..ы, кар..икат..ура, кас..ета, кас..таньет..а, кил..ограм.., кил..ом..етр, кол..егия, кол..окольня, колон..а, колон..ада, колон..ка, колос..альный ком..ис..ариат, ком..ерческий, ком..унист, ком..партия, ком..промис..ный, кон..грес.., кор..ал..овый, кор..идорный, кор..екция, кристал..ический, кристал..ьный, кристал..ик, крос..ворд, лот..ер..ейный, мас..ировать, мас..он, метал..ический, метал..олом, мер..идиан, мил..играм.., нарцис.., новел..а, норман..ы, норман..дский, один..адцать, ок..упировать, оперет..а, оперет..ка, оперет..очный, оп..озиционный, оп..онировать, пал..ас.., пар..ал..ельный, пар..ал..елограм.., пас..ажир, пас..ивный, пер..ил..а, пер..иферия, пер..он, пес..имист, пианин..о, пиан..ис..имо, плис..овый, плис..е, прес..а, примадон..а, програм..ировать, програм..ка, прогрес..ивный, проф..ес..ор, пятитон..ка, рас..овый, режис..ёрский, рок..ок..о, рос..омаха, рос..ийский, рус..изм, с..ориться, (денежная) с..уда, стрес..овый, сум..арный, тен..исный, тер..аса, тер..орист, тон..аж, тон..ель, трол..ейбус, труп..а, труп..ка, фил..иал, фин.., фин..ка, фин..ский, фол..иант, фур..ор, хол.., цел..юлоза, шок.., шос..е, шоф..ёр, шул..ер, эксцес.., эл..егия, эл..икс..ир, эл..ин, эф..ект.

Время на выполнение задания: 1 час

Форма отчетности:  оформляется в рабочей тетради.

Тема 15.   Имя существительное как часть речи.

Задание.  Работа с учебником. Выполнение заданий по образцу. Используя учебную литературу и электронные ресурсы, составьте конспект на     тему: «Имя существительное как часть речи»

Время на выполнение задания: 1 час

Форма отчетности:  оформляется в рабочей тетради.

Тема 16.   Определение рода несклоняемых имен существительных и аббревиатур. Число   и склонение имен существительных.

Задание.  Составление опорных схем по теме «Имя существительное», заполнение алгоритма «Разбор имени существительного». 

Время на выполнение задания: 2 часа

Форма отчетности:  оформляется в рабочей тетради.

Тема 17.   Имя прилагательное как часть речи.

Задание. Выполнение упражнений.

Упражнение 1. 22 августа 1880 года а Петербурге появился первый трамвай. Но только в 1892 году в Киеве началось трамвайное движение. Длина первой ветки была 1,6 километра. Первый в нашей стране метрополитен был открыт а Москве 15 мая 1935 года. Протяженность первой линии была 11, 6 километра, и она имела 13 станций.

Упражнение 2.Определить разряды числительных по значению.

1) 15 февраля 1906 года родился известный татарский поэт Муса Джалиль. 
2) Мусе не было и шести лет, когда он стал проситься в школу. 
3) Муса за один год овладел программой всех четырех классов сельской школы. 
4) В 1941 году Муса добровольцем отправляется на фронт.

Упражнение 3.Поставьте числительные вместе с существительными в указанных падежах Составьте одно предложение с любым из числительных.

365 дней (р.)

297 карандашей (дат.)

143 посылки (пр.)

777 цветов (тв. )

1945 год (тв. )

2005 год (род., пр. )

Время на выполнение задания: 1 час

Форма отчетности:  оформляется в рабочей тетради.

Тема 18.   Местоимение как часть речи. Разряды местоимений

Задание. Выполнение упражнений.

Упражнение 1.Прочитайте текст. Впишите в скобки, какими частями речи являются выделенные слова. У местоимений укажите разряды.

С тех (……….) пор уже лет, может быть, двести (………….) эти (…………….) ель и сосна вместе растут. Их (……………..корни с малолетства сплелись, их (………………..) стволы тянулись(……….) вверх рядом к свету. Злой (……………) ветер, устроив деревьям такую (..............) несчастную жизнь, прилетал сюда иногда покачать их (…………….).

(М.М.Пришвин)

Упражнение 2.Впишите пропущенные местоимения, определите разряды, расставьте недостающие знаки препинания. При затруднении обращайтесь к материалу для справок.

Антипыч как-то особенно поглядел на ………. и собака сразу поняла человека: ……… звал ………. по приятельству, по дружбе, ни для ………, а просто так, пошутить, поиграть. Травка замахала хвостом стала снижаться на ногах все ниже и ниже и, когда подползла так к коленям старика, легла на спину и повернула вверх светлый живот. Антипыч только руку протянул было, чтобы погладить ……….…….. как вдруг вскочит и лапами на плечи – и чмок, чмок ………….. : и в нос и в щеки и в ………..губы. 

Слова для справок: чего, её, его, самые, она, неё, он

Время на выполнение задания: 1 час

Форма отчетности: оформляется в рабочей тетради.

Тема 20.   Имя числительное как часть речи. Разряды числительных

Задание.   Составление опорной схемы «Разряды числительных»,«Разряды местоимений».

Время на выполнение задания: 2 часа

Форма отчетности:  оформляется в рабочей тетради.

Тема 21.  Глагол как часть речи. Инфинитив.

Задание.  Выполнение упражнений.

Упражнение 1.Выпишите отдельными столбиками глаголы 1) неопределенной формы, 2) безличные, 3) возвратные, 4) переходные, 5) непереходные, 6) глаголы условного наклонения, 7) глаголы повелительного наклонения.

1. Тираны мира! Трепещите! А вы мужайтесь и внемлите, восстаньте, падшие рабы! (П.). 2. Крепни и славься в битвах веков, Красная Армия большевиков (М.). 3. Хотел бы очень сам я посудить, твое услышав пенье. (К.). 4. Приляг-ка, брат, и отдохни, да коли хочешь, так сосни (К-)- 5. Что ежели, сестрица, при красоте такой и петь ты мастерица, ведь ты б у нас была царь-птица (К-). 6. Хочется подышать свежим воздухом. 7. Что-то нездоровится мне сегодня. 8. Быть бы нашим странникам под родною крышею, если б знать могли они, что творилось с Гришею(Н.). 9. ...Я русский бы выучил только за то, что им разговаривал Ленин (М.).

Упражнение 2.Образуйте (и напишите) неопределенную форму и прошедшее время глаголов: 

Ночую, кочую, гарцую, рассматриваю, показываю, чувствую, участвую, шествую, шефствую, командую, заведую, интересуюсь, присматриваюсь, агитирую, преследую, оканчиваю.

Время на выполнение задания: 1 час

Форма отчетности:  оформляется в рабочей тетради.

Тема 22.   Особые формы глагола причастие и деепричастие.

Задание. Выполнение упражнений.

Упражнение 1.Разделите данные словосочетания на 2 группы: отглагольные прилагательные, страдательные причастия. Вставьте Н/НН.

Жаре..ый картофель, поджаре..ая рыба, черче..ый мной график, кваше..ая капуста, выточе..ая игрушка, моче..ые яблоки, суше..ая на чердаке черемуха, реше..ая задача, вяле..ая рыба, топле..ое молоко.

Упражнение 2.Спишите, расставляя знаки препинания. Обозначьте причастные обороты, составьте схемы предложений. 

1) Наступает золотая осень приносящая дожди. 2) Река огибавшая берег уходила в горы. 3) Не закрытая тучей заря освещала окна.4) Мы опускаем руки в воду струящуюся между пальцев. 5) Замёрзшие за ночь цветы оживали.6) Листья кружащиеся в воздухе падают на землю.

Упражнение 3.От данных ниже глаголов образуйте деепричастия несовершенного вида, обозначьте суффиксы:

Замирать, чувствовать, безмолвствовать, наслаждаться, расстилаться.

С 2–3 деепричастиями составить и записать предложения.

 

Тема 25.   Наречие как часть речи. Разряды наречий.

Задание. Самостоятельная работа с информационными базами данных (использование информационных технологий), подготовка сообщения по теме «Наречие».  

Время на выполнение задания: 2 часа

Форма отчетности:  оформляется в рабочей тетради.

Тема  26.  Предлог. Производные и непроизводные предлоги. Правописание предлогов. Союз.

Задание. Работа с учебником, выполнение типовых заданий.   Используя учебную литературу и электронные ресурсы, составьте конспект на     тему: «Предлог. Союз»

Упражнение 1.Раскройте скобки. Там, где нужно, поставьте дефис.

Выйти (из) комнаты, из(за) болезни, узнать (от)друга, присесть (к)столу, по(над) лесом, (по)реке, взяться(за) дело, инспектор (из)министерства, невнимательный (к) людям, скупой (на)слова, из(под) стола, путь(к) заводу, лекарства(от)гриппа, добрый (по)натуре, рассеянный (до)крайности, полезный (для)практики, мечтать (о)счастье, поставьте (на)шкаф, бродить (по) городу; подумать (перед)тем, как отвечать; смахнуть пыль (с)плеча, ждать (до) утра, признаться (при)всех, думать (об, обо)мне, (под, подо)льдом, (с)нами, (через) реку, (по)лугу, (за)Днепром, (у)калитки, по(за)тыном огород, (со)стола, (без, безо)всяких усилий.

Упражнение 2.Раскройте скобки, поставив заключенные в них слова в нужном падеже.

Поступить наперекор (желание) друзей, идти навстречу (ветер), действовать согласно (закон), вопреки (предсказание), благодаря (прочные знания), добиться успеха благодаря (серьезное отношение) к делу, по (сколько) книг вы получили, нам дали (несколько) тетрадей, выдали по (десять) рублей, по (приезд) в город устроился в гостинице, тосковал по (родное село), грустил по (вы), сделать доклад по (возвращение), приехать на стройку по (окончание) вуза, вопреки (совет) друзей, тужить по (он), действовать согласно (предписание), скучать по (сын).

Время на выполнение задания: 2 часа

Форма отчетности:  оформляется в рабочей тетради.

 

Тема 27.  Частица. Разряды частиц. Правописание частиц.

Задание. Вариантные упражнения по теме «Правописание  частиц».

 Упражнение 1.Выпишите все частицы, указать их разряд. Выполните морфологический разбор 2 частиц.
1) Вот пошел он в лес по грибы и заблудился.
2) Вот  и присел  он под дерево. 
3) Давай, мол, дождусь утра.
4) Присел и задремал.
5) Вот задремал и слышит, вдруг кто-то его зовёт.
6) Смотрит – никого.
7) Он опять глядит, а перед ним на ветке русалочка сидит, качается и его к себе зовёт, а сама помирает со смеху.
Упражнение 2. Перепишите, раскрывая скобки.  Укажите разряд частиц.
1) И всё(же) время обманет.
2) Мне(бы) снова мой чёрный платок, мне(бы) невской воды глоток.
3) Осёл увидел Соловья и говорит ему: «Послушай(ка), дружище!...».
4) Лукьяныч проводил меня, пробормотал: «Прощенья просим(с)».
5) А если спросит кто(нибудь)… ну, кто(бы) (ни)спросил, скажи им, что навылет в грудь я пулей ранен был.
Упражнение 3. Перепишите, вставив нужную букву.
Н… раз ошибался;
Н… разу н… единого н… ошибся;
Н… сколько н… обиделся;
Н… сколько обид рассорили друзей;
Н… один лишь стебелёк трепещет в бурю;
Н… луны, н… звёзд.

Время на выполнение задания: 1 час

Форма отчетности: оформляется в рабочей тетради.

Тема 28.  Междометие как особая часть речи. Звукоподражательные слова.

Задание.   Выполнение упражнений.

Упражнение 1.Прочитайте предложения и объясните их пунктуацию.

1) Ах, ты какой! Сидит и молчит. (М. Горький) 2) Ну уж, так и быть. Теперь моя очередь. (В. Катаев) 3) Ну и что? Толстой остался Толстым, Шекспир Шекспиром… (В. Катаев) 4) Эх вы, горе-пoвapa! (А. Чехов)

Упражнение 2.Выразительно прочитайте предложения и объясните постановку знаков препинания. По каким признакам вы отличали междометия и частицы?

1) Ах Надя, Наденька, мы были б счастливы... (Б. Окуджава) 2) «Ах, милая Надя», — начал Саша свой обычный послеобеденный разговор. (А. Чехов) 3) «Ну, до крыльца! Ну! — Сергей Сергеевич от нетерпения при-шпорил в бока Андрею. (В. Шукшин) 4) Ну ты и радуйся. (М. Шолохов) 5) Ну, братцы-атаманцы, давайте расходиться и спать. (М. Шолохов)

Упражнение 3.Выразительно прочитайте предложения и определите, в каких случаях перед обращением употреблено междометие О (в значении ах), а в каких — частица О. Как это отражается ва интонации и пунктуация предложений? Сделайте вывод.

1) Любезный именинник, о Пущин дорогой! Прибрел к тебе пустынник с открытою душой. (А. Пушкин) 2) О, скоро ли, мой друг, настанет срок разлуки? (А. Пушкин) 3) О юность бедная моя! Прости меня, смирился я! (П. Некрасов) 4) Он был, О море, твой певец! (А Пушкин) 5) Хвалю тебя, о верный брат! (А. Пушкин)

Время на выполнение задания: 1 час

Форма отчетности: оформляется в рабочей тетради.

Тема.   Типы речи и жанры высказываний. Редактирование текста.   Тезисы. Аннотация. Библиография. Конспект.

Задание.   Работа с конспектом. Составление плана и тезисов

                   Подготовка сообщения по исследовательскому вопросу «Структура текста»

Время на выполнение задания: 1+2 часа

Форма отчетности:  оформляется в рабочей тетради.

Методические рекомендации по составлению плана:

Инструкция по составлению простого плана

  1. Прочтите текст (представьте мысленно весь материал).
  2. Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль.
  3. Озаглавьте части; подбирая заголовки, замените глаголы именами существительными.
  4. Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане.
  5. Запишите план.
  6. Запомните требования к плану:

а) план должен полностью охватывать содержание текста (темы);

б) в заголовках (пунктах плана) не должны повторяться сходные формулировки.

Инструкция по составлению сложного плана

1) Внимательно прочитайте изучаемый материал.

2) Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана).

3) Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и озаглавьте (подпункты плана).

4) Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого материала.

Тезисы– сжатое изложение содержания изученного материала в утвердительной (реже опровергающей) форме.

Отличие тезисов от обычных выписок состоит в следующем. Во-первых, тезисам присуща значительно более высокая степень концентрации материала. Во-вторых, в тезисах отмечается преобладание выводов над общими рассуждениями. В-третьих, чаще всего тезисы записываются близко к оригинальному тексту, т.е. без использования прямого цитирования.

Раздел 6. Синтаксис и пунктуация

Тема 32.   Словосочетание.

Задание.  Выполнение упражнений.

Упражнение 1.Составьте словосочетания, подбирая к словам 1-й группы главное слово, а к словам 2-й группы – зависимое слово.

1) Горный, гористый; ветреный, ветровой, ветряной; будний, будничный; дружный, дружеский, дружественный; генеральный, генеральский; гуманный, гуманистический; дипломатичный, дипломатический; дареный, даровой; конструктивный, конструкторский; почтенный, почтительный.

Упражнение 2.Распределите следующие словосочетания по группам в зависимости от того, что они обозначают: Предмет и его признак, действие и его признак, действие и объект действия.

Весело смеяться, зимний вечер, вести разговор, идти в потёмках, туристическая база, облако над морем, долго смотреть, синеватая мгла, смотреть на звёзды, пение артистов, задумчиво слушать, учить правило. 

Упражнение 3.Выпишите из предложений все возможные словосочетания, укажите вид связи.

Направо речка вилась синеватой тенью между белых и пустынных полей. (А.Н. Толстой.) Зреет рожь над жаркой нивой, и от нивы и до нивы гонит ветер прихотливый золотые переливы. (Ф. Тютчев.)

Время на выполнение задания: 1 час

Форма отчетности:  оформляется в рабочей тетради.

Тема 33.  Простое предложение.

Задание.   Работа с учебником. Используя учебную литературу и электронные ресурсы, составьте конспект на     тему: «Простое предложение»

Время на выполнение задания: 1 час

Форма отчетности:  оформляется в рабочей тетради.

Тема 35.  Односоставные и   неполные предложения.

Задание.   Выполнение упражнений.

Упражнение 1.  Спишите предложения. Выделите сказуемые в безличных предложениях.
Об этом жильце надо бы рассказать подробней, потому что в первую очередь подозрения пали на него. Но упали они немного позднее, примерно через час, а в тот момент он стоял у подъезда, слушал музыку и был вне подозрений. Впрочем, стоял он понуро... Вдруг он расправил плечи, более гордо поднял голову и пошел прямо к нам. Однако подойти к нам было непросто. (Ю.Коваль)
Упражнение 2. Найдите в тексте односоставные предложения. Определите тип каждого из них, выделите сказуемое.
Так как мама вечно возится со стиркой, воды ей требуется всегда очень много, а крана во дворе у нас нет. И мама, и Маруся, и я должны добывать воду на далеких задворках одного из соседних домов, чтобы налить доверху ненасытную бочку. Принесешь четыре ведра, и в глазах зеленеет, и ноги и руки дрожат, а нужно нести пятое, шестое, седьмое, иначе придется идти за водою маме, а от этого мы хотим избавить ее – я и Маруся. (К.Чуковский)

Время на выполнение задания: 1 час

Форма отчетности:  оформляется в рабочей тетради.

Тема 36. Предложения с однородными членами  

Задание.   Составление и заполнение таблицы по теме «Знаки препинания в предложениях с однородными членами»

Время на выполнение задания: 2 часа

Форма отчетности: оформляется в рабочей тетради.

Тема 37.   Обособление определений. Обособление приложений. Обособление дополнений.

Задание. Работа с конспектом.  Составьте план и тезисы ответа, используя конспект лекции и дополнительную литературу.

Время на выполнение задания: 1 час

Форма отчетности: оформляется в рабочей тетради.  

Тема 38.   Обособление обстоятельств. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка

Задание.   Работа с учебником, составление  предложений. Используя учебную литературу и электронные ресурсы, составьте конспект на  тему: «Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка»

Время на выполнение задания: 2 часа

Форма отчетности:  оформляется в рабочей тетради.

Тема 39. Вводные слова и предложения.   

Задание.   Работа с конспектом. Составьте план и тезисы ответа, используя конспект лекции и дополнительную литературу.

Время на выполнение задания: 1 час

Форма отчетности:  оформляется в рабочей тетради.

Тема 40.  Знаки препинания при обращении.  

Задание.   Составление предложений с обращениями(15)

Время на выполнение задания: 1 час

Форма отчетности: оформляется в рабочей тетради.

Тема 41. Параллельные синтаксические конструкции.

Задание.  Составление предложений со сравнительными оборотами (15)

Время на выполнение задания: 1 час

Форма отчетности: оформляется в рабочей тетради.

Тема 42. Знаки препинания при междометиях  

Задание.  Работа с конспектом. Составьте план и тезисы ответа, используя конспект лекции и дополнительную литературу.

Время на выполнение задания: 1 час

Форма отчетности: оформляется в рабочей тетради.

Тема 44.  Сложное предложение.  Сложносочиненное предложение.

Задание.  Работа с книгой, выполнение типовых заданий по теме  «Сложное предложение». Используя учебную литературу и электронные ресурсы, составьте конспект на     тему: «Сложносочиненное предложение»

Время на выполнение задания: 1 час

Форма отчетности:  оформляется в рабочей тетради.

Тема 45.  Сложноподчиненное предложение.

Задание.  Работа с конспектом. Работа с книгой, выполнение типовых заданий.

Используя учебную литературу и электронные ресурсы, составьте конспект на     тему: «Сложноподчиненное предложение»

Время на выполнение задания: 2 часа

Форма отчетности: оформляется в рабочей тетради.

 Методические указания

Прочитайте представленные предложения (знаки препинания не расставлены) и заполните таблицу, указывая номер в соответствующей графе в столбик.

Таблица 1

 

Простое предложение

Сложносочиненное предложение

Сложноподчиненное предложение

 

Сложное бессоюзное предложение

 

  1. Пора друзья мои в поход!
  2. Поля и луг обращенные росою и туманом в бесконечные озера мало-помалу исчезали во мгле ночи звезды острым своим блеском отражались в реке.
  3. Обоз целый день простоял у реки и тронулся с места когда садилось солнце.
  4. Каждый цветок был похож на настоящий знакомый мне мак и от них пахло весной.
  5. Ветер дул с моря и город обдавало запахом водорослей.
  6. На поле боя властвовала не логика военной тактики а личные качества воля, решимость, упорство.
  7. Летом когда я окончил девятый класс моя мечта неожиданно сбылась.
  8. Два дня пролетели в один миг мы ловили щук обходили дозором наши владения, вооружившись луком и стрелами.
  9. Нельзя же в такой момент подойти к артиллеристу или гренадеру и сказать Все, мужики, прекращаем бойню!
  10. Часто сбиваясь он тоненько по-женски ойкал и на его круглом лице появлялась виноватая улыбка.
  11. Давайте вспомним античные мифы в которых аккумулируется древняя мудрость землян.
  12. В детстве я зачитывался книжками про индейцев и страстно мечтал жить где-нибудь в прериях охотиться на бизонов ночевать в шалаше…
  13. У собак есть рыцарское правилом собаку на привязи или лежачую не трогают.
  14. Пройдет словно солнце осветит посмотрит рублем подарит.
  15. Глядя на окна, трудно понять: светит еще луна или нет.
  16. Я готова была провалиться сквозь землю от стыда и вела себя подчёркнуто холодно показывая своим видом что этот нелепый человек с красным носом не имеет ко мне никакого отношения.

За каждую выполненную задачу (заполнение столбца таблицы) ставится 4 балла, максимальное кол-во баллов - 16.

Оценивание таблицы:

- 15-16 баллов – «отлично»;

- 11-14 баллов – «хорошо»;

- 8-10 баллов – «удовлетворительно;

- мене 8 баллов – «неудовлетворительно».

Тема 47.  Бессоюзное сложное предложение.Предложения с  разными видами связи.

Задание. Работа с учебником по теме «Предложения с  разными видами связи», составление схем предложений. Используя учебную литературу и электронные ресурсы, составьте конспект.

Время на выполнение задания: 2 часа

Форма отчетности:  оформляется в рабочей тетради.

Тема 49.  Сложное синтаксическое целое .

Задание. Работа с книгой, выполнение типовых заданий по теме «Сложное синтаксическое целое».

 Используя учебную литературу и электронные ресурсы, составьте конспект на     тему: «Период»

Время на выполнение задания: 1 час

Форма отчетности:  оформляется в рабочей тетради.

Тема 50.   Принципы и    функции русской пунктуации.

Задание.   Работа с конспектом. Составьте план и тезисы ответа, используя конспект лекции и дополнительную литературу.

Время на выполнение задания: 1 час

Форма отчетности: оформляется в рабочей тетради.

Тема 51.  Прямая косвенная речь. Виды  речи:  монолог и диалог.  

Задание.  Составление схем предложений с прямой речью.  

Время на выполнение задания: 1 час

Форма отчетности: оформляется в рабочей тетради.

Тема 52.  Диалог. Несобственно прямая речь. Способы цитирования.  

Задание.    Составление диалогов на свободную тему.

Время на выполнение задания: 1 час

Форма отчетности: оформляется в рабочей тетради.

Раздел 7. Стилистика и культура речи

Тема 53.    Стилистика и культура речи как разделы науки о языке.

Задание.  Работа с конспектом. Составьте план и тезисы ответа, используя конспект лекции и дополнительную литературу.

Время на выполнение задания: 1 час

Форма отчетности:  

Тема 55.  Официально-деловой стиль  

Задание.Составление документов. Составить резюме,характеристику, объяснительную записку.

Время на выполнение задания: 1 час

Форма отчетности: оформляется в рабочей тетради.  

Тема 56.  Разговорный и художественный  стиль  

Задание. Анализ текстов разных стилей    

Время на выполнение задания: 1 час

Форма отчетности:  оформляется в рабочей тетради.

Методические рекомендации

А. Мы, представители республик Российской Федерации, имея полномочия на подписание парафированного 13 марта 1992 г. в городе Москве Федеративного договора, доводим до сведения органов власти, что при рассмотрении парафированного Федеративного договора на совместном совещании 30 марта 1992 г. пришли к согласию в том, что, реализуя положение т. 3, ст. 1 Федеративного договора, необходимо обеспечить предоставление не менее 50 процентов мест в одной из палат высшего законодательного органа Российской Федерации представителям республик Российской Федерации, автономных областей и округов.

Б.  Как известно, скорость света в вакууме является одной из фундаментальных физических величин. Установлено, что конечность скорости передачи сигналов лежит в основе теории относительности. В связи с тем, что числовое значение скорости света очень велико, экспериментальное определение этой скорости представляет собой весьма сложную задачу. Исследования показали, что движение Земли по орбите приводит к изменению видимого положения звезд на небесной сфере. Это явление, называемое аберрацией света, использовал английский астроном Бредли для определения скорости света.

Тема 57.    Культура речи.

Задание. Подготовить доклад на тему "Качества хорошей речи: чистота, выразительность, уместность, точность, богатство".  

Время на выполнение задания: 2 часа

Форма отчетности: предоставляется в компьютерном варианте, на бумаге формата А4, в папке.

  

Методические рекомендации

Критерии и нормы оценок  самостоятельных письменных работ

Оценка «5» ставится, если ученик:

1) выполнил работу без ошибок и недочетов;

2) допустил не более одного недочета.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1) не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

2) или не более двух недочетов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

1) не более двух грубых ошибок;

2) или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

3) или не более двух-трех негрубых ошибок;

4) или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

5) или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка «2»ставится, если ученик:

1) допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3»;

2) или правильно выполнил менее половины работы.

Оценка «1» ставится, если ученик:

1) не приступал к выполнению работы;

2) или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Методические рекомендации по составлению плана:

Инструкция по составлению простого плана

ж) Прочтите текст (представьте мысленно весь материал).

з) Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль.

и) Озаглавьте части; подбирая заголовки, замените глаголы именами существительными.

к) Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане.

л) Запишите план.

м) Запомните требования к плану:

  1. план должен полностью охватывать содержание текста (темы);
  2. в заголовках (пунктах плана) не должны повторяться сходные формулировки.

Инструкция по составлению сложного плана

  1. Внимательно прочитайте изучаемый материал.
  2. Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана).
  3. Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и озаглавьте (подпункты плана).
  4. Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого материала.

Тезисы– сжатое изложение содержания изученного материала в утвердительной (реже опровергающей) форме.

Отличие тезисов от обычных выписок состоит в следующем. Во-первых, тезисам присуща значительно более высокая степень концентрации материала. Во-вторых, в тезисах отмечается преобладание выводов над общими рассуждениями. В-третьих, чаще всего тезисы записываются близко к оригинальному тексту, т.е. без использования прямого цитирования.

Методические рекомендации по подготовке сообщений:

Подготовка сообщения – это вид внеаудиторной самостоятельной работы по подготовке небольшого по объему устного сообщения. Сообщаемая информация носит характер уточнения или обобщения, несет новизну, отражает современный взгляд по определенным проблемам.

Сообщение отличается от докладов и рефератов не только объемом информации, но и ее характером – сообщения дополняют изучаемый вопрос фактическими или статистическими материалами. Оформляется задание письменно, оно может включать элементы наглядности (иллюстрации, демонстрацию).

Последовательность подготовки сообщения: 

  • Изучить  литературу по теме.
  • Выделить основные понятия.
  • Подобрать  и ввести в текст дополнительные данные, характеризующие объект изучения.
  • Оформить сообщение письменно.

Оформление текстового материала.

Текстовая часть работы должна быть представлена  в компьютерном варианте на бумаге формата А4. Шрифт – Times New Roman, размер шрифта – 14, полуторный интервал, выравнивание по ширине. Страницы должны иметь поля (рекомендуемые): нижнее – 2; верхнее – 2; левое – 3; правое – 1,5. Объем реферата – 15-20 страниц. Все страницы работы должны быть подсчитаны, начиная с титульного листа и заканчивая последним приложением. Титульный лист(Приложение 1). Нумерация страниц должна быть сквозная, начиная  с введения и заканчивая  последним приложением. Номер страницы ставится в правом углу нижнего поля.

Критерии и показатели, используемые при оценивании сообщения

 

Критерий

Баллы

Грамотность сообщения

1

Новизна материала

2

Степень раскрытия сущности проблемы. Владение терминологией

2

Актуальность материала

2

Наглядность

1

Краткие выводы из всего сказанного; список использованных источников

2

Оценивание сообщения

- 10 баллов – «отлично»;

- 8-9 баллов – «хорошо»;

- 6-7 баллов – «удовлетворительно»;

-  меньше 6 баллов – «неудовлетворительно

Методические рекомендации по составлению конспекта:

Конспект – сложная запись содержания исходного текста, включающая в себя заимствования (цитаты) наиболее примечательных мест в сочетании с планом источника, а также сжатый анализ записанного материала и выводы по нему.

Инструкция по составлению конспекта:

  1. Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта.
  2. Выделите главное, составьте план.
  3. Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора.
  4. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
  5. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.

В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.

Критерии, используемые при оценивании конспекта

 

Критерий

Баллы

Составлен план материала

2

Выделение самого важного и необходимого

2

Краткий текст по каждому пункту

2

Маркировка текста

2

Логическая последовательность содержания

2

 

Оценивание конспекта

- 10 баллов – «отлично»;

- 8-9 баллов – «хорошо»;

- 6-7 баллов – «удовлетворительно;

- мене 6 баллов – «неудовлетворительно».

Методические рекомендации по составлению реферата:

Рефераты в учебном заведении являются одним из видов научно-исследовательской работы и методом воспитания творческого восприятия. Разработка рефератов преследует цель углубить, систематизировать и закрепить теоретические знания студентов, а также привить навыки самостоятельной обработки, обобщения и систематизированного изложения материала.

          Реферат (от лат. rеfеrо - "сообщаю") - краткое изложение в письменном виде или форме публичного доклада содержания книги, статьи или нескольких работ, научного труда, литературы по общей тематике.

Требования к реферату.

Реферат должен удовлетворять следующим требованиям:

правильно отражать основное содержание реферируемого произведения или научной темы;

изложение основных вопросов должно быть сжатым (в виде краткого пересказа);

изложение должно вестись в порядке развертывания основных действий, вопросов, фактов;

все предложения в тексте должны быть тщательно обдуманы;

содержать критические замечания и собственные выводы.

Этапы работы над рефератом.

1. уяснение содержания темы и целевых установок.

2. составление календарного плана работы над рефератом.

3. просмотр литературы. Он необходим для накапливания знаний, осмысливания темы в интересах правильного составления плана реферата.

4. включает подбор соответствующей литературы. В этом деле целесообразно пользоваться каталогами библиотеки.

5. составление плана реферата.

6. изучение литературы и работа с ней. Рекомендуется начинать изучение с источников последних лет, прежде всего тех, которые в наибольшей степени освещают вопросы реферата.

7.запись прочитанного.

Наиболее полно изученную литературу отражает конспект.

Различают три типа конспектов: систематический, свободный и тематический или сводный конспект.

Систематическим называется такой конспект, в котором фактический материал излагается в последовательности книги.

В свободном конспекте запись делается в наиболее удобном для учащегося порядке.

Тематический конспект тот, в котором обобщено содержание нескольких источников по одной теме.

Структура реферата.

1.Титульный лист.

Титульный лист оформляется по единым требованиям. Он содержит:

            -  название образовательного учреждения;

            -  тему реферата;

            - сведения об авторе;

            - сведения о руководителе;

            - наименование населенного пункта;

            - год выполнения работы.

2.Оглавление – излагается название составляющих (глав, вопросов) реферата, указываются страницы.

I. Введение ………………………………………………………….стр.

II. Основная ………………………………………………………. .стр.

III. Заключение.……………………………………….…………….стр.

IV. Список литературы……………………………………………..стр.

V. Приложения……………………………………………………...стр.

3.Введение – формируется суть исследуемой проблемы ее актуальность, обосновывается выбор темы. Указывается цель и задачи. Показывается научный интерес и практическое значение. Объем введения составляет 1-2 страницы. Умение кратко и по существу излагать свои мысли – это одно из достоинств автора. Иллюстрации в раздел «Введение» не помещаются.

4.Основная часть.

Следующий после «Введения» раздел должен иметь заглавие, выражающее основное содержание реферата, его суть. Главы основной части реферата должны соответствовать оглавлению реферата (простому или развернутому) и указанным в оглавлении страницам реферата. В этом разделе должен быть подробно представлен материал, полученный в ходе изучения различных источников информации (литературы). Все сокращения в тексте должны быть расшифрованы. Ссылки на авторов цитируемой литературы должны соответствовать номерам, под которыми они идут по списку литературы. Объем самого реферата – не менее 12 листов. Нумерация страниц реферата и приложений производится в правом верхнем углу арабскими цифрами без знака «№». Титульный лист считается первым, но не нумеруется. Страница с планом, таким образом, имеет номер «2».  

Основная часть должна включать в себя также собственное мнение студента.

5.Заключение – подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме реферата, указывается что интересно, что спорно, предлагаются рекомендации.

Объем заключения 1-2 страницы.

 6.Список литературы.

Имеются в виду те источники информации, которые имеют прямое отношение к работе и использованы в ней. При этом в самом тексте работы должны быть обозначены номера источников информации, под которыми они находятся в списке литературы, и на которые ссылается автор. Эти номера в тексте работы заключаются в квадратные скобки, рядом через запятую указываются страницы, которые использовались как источник информации, например: [1, с.18]. В списке литературы эти квадратные скобки не ставятся. Оформляется список использованной литературы со всеми выходными данными. Он оформляется по алфавиту и имеет сквозную нумерацию арабскими цифрами.    

7. Приложения (карты, схемы, графики, диаграммы, рисунки, фото и т.д.).

Для иллюстраций могут быть отведены отдельные страницы. В этом случае они (иллюстрации) оформляются как приложение и выполняются на отдельных страницах. Нумерация приложений производится в правом верхнем углу  арабскими цифрами без знака «№».

Требования к оформлению реферата.

Реферат выполняется на стандартных страницах белой бумаги формата А-4 (верхнее, нижнее и правое  поля – 1,5 см; левое – 2,5 см).

Текст печатается обычным шрифтом  Times New Roman (размер шрифта – 14 кегель). Заголовки – полужирным шрифтом Times New Roman (размер шрифта – 14 кегель).

Интервал между строками – полуторный.

Текст оформляется на одной стороне листа..

Допускается рукописное оформление реферата.

  Критерии оценки реферата.

При оценке реферата учитывается:

  • письменная грамотность;
  • актуальность темы исследования, ее научность, логическая последовательность изложения;
  • соответствие содержания теме;
  • глубина проработки материала, грамотность раскрытия темы;
  • правильность и полнота использования источников;
  • соответствие оформления реферата стандартам;
  • практическое применение (использование).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по математике для студентов I курса

Цель данных методических указаний – ознакомить  с общими положениями о самостоятельной работе студентов по математике, с методикой организации самостоятельной работы студентов при изучении нового...

Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по русскому языку для студентов I курса

Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы адресованы  студентам очной формы обучения.Методические указания включают в себя различные виды внеаудиторной самостоятель...

Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы для студентов 1 курса по учебной дисциплине Физическая культура

Представлены методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы с указанием литературы...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по междисциплинарному курсу МДК 01.02 Основы технической эксплуатации и обслуживания электрического и электромеханического оборудования

Методические указания служат материалом для организации выполнения внеаудиторной самостоятельной работы по курсу «Основы технической эксплуатации и обслуживания электрического и электромеханичес...

Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по разделу ФК.00 Физическая культура предназначены для студентов 3 курса по профессии 08.01.08 Мастер отделочных строительных работ

Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по разделу ФК.00 Физическая культура предназначены для студентов 3 курса по профессии 08.01.08 Мастер отделочных стро...