Программа «Профилактика девиантного поведения среди несовершеннолетних»
методическая разработка
Эффективная организация работы по профилактике правонарушений может способствовать снижению негативного влияния указанных факторов на подростка, содействовать воспитанию личности с социально-приемлемым поведением, оказать позитивное воздействие на систему семейных ценностей. Кроме того, вовлечение в профилактическую работу несовершеннолетних, уже находящихся в «группе риска» может способствовать дальнейшему предотвращению социально-опасной деятельности.
С целью систематизации работы образовательного учреждения в области профилактики была создана программа профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в ГАПОУ КК «КАТТ».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_profilaktika.doc | 226.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение
Краснодарского края
«Курганинский аграрно-технологический техникум»
(ГАПОУ КК «КАТТ»)
Программа
«Профилактика девиантного поведения
среди несовершеннолетних»
Разработчик:
социальный педагог
Смирнова А.В
п. Красное Поле – 2019
Паспорт программы
Наименование программы | Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних |
Разработчик программы | Социальный педагог А.В.Смирнова |
Цели программы | - обеспечить единый комплексный подход к снижению роста преступлений и повышению эффективности профилактики, связанной с проблемами противоправного поведения несовершеннолетних; - создать условия для эффективного функционирования системы профилактики безнадзорности и правонарушений; - достичь ценностной ориентации учебно-методической профилактической работы, направленной на формирование мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, законопослушности, уважении к человеку, государству, окружающей среде и т.д. |
Сроки реализации программы | 2019-2021гг. |
Исполнители программы | Педагогический коллектив «КАТТ» |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы | - преодоление тенденции роста числа правонарушений несовершеннолетних; - создание условий для обеспечения защиты прав детей, их социальной реабилитации и адаптации в обществе; - стабилизация числа безнадзорных детей и подростков; - положительная динамика состояния правонарушений |
Пояснительная записка
Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами
Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нами сегодня, безусловно, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышения эффективности их профилактики.
Необходимость скорейшего решения этой задачи обусловлена не только тем, что в стране продолжает сохраняться достаточно сложная криминогенная обстановка, но, прежде всего тем, что в сферы организованной преступности втягивается все больше и больше несовершеннолетних, криминальными группировками, созданными подростками, совершаются опасные преступления и число их неуклонно растет. Преступность молодеет и принимает устойчивый
рецидивный характер. А такая криминализация молодежной среды лишает общество перспектив установления в скором будущем социального равновесия и благополучия.
Наиболее существенной причиной правонарушений несовершеннолетних являются недостатки в их нравственном воспитании. Следовательно, предупреждение правонарушений несовершеннолетних лежит, прежде всего в педагогизации различных сфер нравственного воздействия в процессе воспитания подростков. Возрастные особенности несовершеннолетних
требуют психологически и методически грамотного подхода к этому контингенту.
Эффективная организация работы по профилактике правонарушений может способствовать снижению негативного влияния указанных факторов на подростка, содействовать воспитанию личности с социально-приемлемым поведением, оказать позитивное воздействие на систему семейных ценностей. Кроме того, вовлечение в профилактическую работу несовершеннолетних, уже находящихся в «группе риска» может способствовать дальнейшему предотвращению социально-опасной деятельности.
С целью систематизации работы образовательного учреждения в области профилактики была создана программа профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в ГАПОУ КК «КАТТ».
Правовая основа программы
Правовую основу программы профилактики безнадзорности и правонарушений составляют:
- Конвенция о правах ребенка.
- Конституция РФ
- ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
- Семейный кодекс РФ
- Закон РФ «Об образовании»
- ФЗ № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
Понятия, употребляемые в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:
В соответствии с законодательством Российской Федерации в системе профилактики безнадзорности и правонарушений употребляются следующие основные понятия:
- Несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет.
- Безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого, отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.
- Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении – лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.
- Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации – дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети – жертвы насилия; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
- Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
- Правонарушение - родовое понятие, означающее любое деяние, нарушающее какие-либо нормы права, и представляет собой юридический факт, предусматривающий противоправное виновное деяние, совершенное умышленно либо по неосторожности. За правонарушение законом предусматривается соответственно гражданская, административная, дисциплинарная и уголовная ответственность.
- Девиа́нтное поведение — это поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития.
Цели программы
- обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений;
- создать условия для эффективного функционирования системы профилактики безнадзорности и правонарушений.
- достичь ценностной ориентации учебно-методической профилактической работы, направленной на формирование мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, законопослушности, уважении к человеку, государству, окружающей среде и т.д
Задачи программы
- повышение уровня воспитательной – профилактической работы с подростками;
- Выявление интересов и потребностей учащихся, трудностей и проблем, отклонений в поведении, уровня социальной защищенности и адаптированности к социальной среде;
- формирование позитивных жизненных целей обучающихся;
- осуществление консультативно-профилактической работы среди обучающихся, педагогических работников, родителей;
- определение основных направлений, форм, методов социально-педагогической работы с обучающимися, склонных к правонарушениям.
- вовлечение подростков в позитивную деятельность, адекватную их интересам, способностям и психическому состоянию, способную отвлечь их от совершения правонарушений;
- организация мероприятий, направленных на развитие социальной инициативы, реализацию социальных программ; формирование социально-активной гражданской позиции молодежи.
- Самореализация и социализация личности.
Содержание программы
Программа содержит 4 блока:
- Организационная работа.
- Диагностическая работа.
- Профилактическая работа с учащимися.
- Профилактическая работа с родителями.
- Организационная работа направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании.
- Диагностическая работа предполагает создание банка данных об образе жизни несовершеннолетних состоящих на учетах, о положении подростков в системе внутрисемейных отношений, выявление негативных привычек, взаимоотношений подростков с педагогами техникума. Выявления и повышения уровня правовой грамотности.
- Профилактическая работа с учащимися включает профилактическую деятельность и индивидуальную работу с подростками с девиантным поведением и состоящими на учетах. Профилактическая деятельность осуществляется через систему классных часов, общетехникумовских мероприятий, с помощью индивидуальных бесед, тренингов, правового лектория.
Задача индивидуальной работы с подростками с девиантным поведением состоит в содействии сознательному выбору подростка своего жизненного пути; получению навыков социальной компетентности.
Работа с подростками с девиантным поведением выстраивается в несколько этапов:
Этап | Содержание |
Изучение подростка и окружающей среды | Диагностика подростка |
Обеспечение психологической готовности подростка к изменению | Беседы с подростком, вхождение в доверие к нему, пробуждение его интереса к той или иной деятельности |
формирование социально-поддерживающей и развивающей среды | осознание личных целей и путей их достижения; |
Самовоспитание, самоконтроль | Поддержка подростка в процессе самовоспитания и самоконтроля |
изменение зависимых, дезадаптивных форм поведения на адаптивные. | осознание личностных, духовных и нравственных ценностей; |
- Профилактическая работа с родителями предусматривает, установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия техникума и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, лекториев, проведение родительского всеобуча, общетехникумовских мероприятий с учащимися и родителями, работу СППП. Ведение социального патронажа, в следствии чего неблагополучной семье оказывается информационная, психологическая, педагогическая, психотерапевтическая, социальная, организационная, помощь в решении конкретных проблем.
Программу реализуют: администрация техникума (с привлечением заинтересованных ведомств), классные руководители, мастера производственного обучения, медико-социально-психологическая служба «КАТТ».
Планы мероприятий по блокам работы:
- Организационная работа:
- Организация работы Совета профилактики и Штаба воспитательной работы
- Проведение тематических педагогических советов.
- Педагогический лекторий для родителей.
- Проведение просветительской работы с педагогическим персоналом.
- Социально-педагогическая работа с подростками состоящими на учетах.
- Составление социального паспорта техникума.
- Ведение картотеки учащихся, состоящих на внутритехникумовском учете учёте.
- Выявление учащихся с девиантным поведением, вовлечение их в спортивные секции и кружки.
- Диагностическая работа:
- Анкетирование учащихся техникума.
- Проведение диагностических методик изучения личности учащихся.
- Профилактическая работа с учащимися:
1 направление:
Предупредительно-профилактическая деятельность:
- реализация классных воспитательных программ;
- проведение общетехникумовских собраний учащихся с привлечением сотрудников РОВД, ОПДН, ГИБДД;
- проведение бесед и лекций по профилактике употребления ПАВ;
- проведение различных конкурсов студенческих работ, посвященных пропаганде здорового образа жизни.
- распространение листовок, методической литературы;
- лекции проводимые медицинским психологом наркологического кабинета по утвержденному межкомплексному плану;
- проведение бесед по правовой тематике (реализуется на классных часах 1 раз в месяц по выбору классного руководителя);
- работа кинолектория для учащихся по правовой тематике.
Организация досуговой деятельности учащихся состоящих на учетах:
- вовлечение учащихся состоящих на учетах в кружки и спортивные секции;
- вовлечение учащихся в КТД в техникуме;
- планирование содержательного досуга подростков состоящих на учетах в течение всего учебного года;
- привлечение подростков к участию в программе «Мы вместе», направленной на развитие у подростков гражданственности и патриотизма;
2 направление:
Индивидуальная работа с подростками с девиантным поведением:
- выявление причин отклонений в поведении;
- беседы классных руководителей, социального педагога, мастеров производственного обучения, педагога-психолога с подростками;
- совместная работа СППП «КАТТ», КДН, ОПДН, наркокабинета Курганинской ЦРБ;
- вовлечение в творческую жизнь группы, техникума, спортивные секции;
- проведение тренинговых занятий направленных на повышение правовой культуры, коммуникативных навыков; профилактики асоциального поведения.
- Профилактическая работа с родителями:
- выбор родительского комитета в группах;
- проведение «Дня открытых дверей» для родителей;
- выявление социально-неблагополучных семей и постановка их на внутритехникумовский учет;
- социальный патронаж семей данной категории с составление актов обследования жилищно-бытовых условий социально-неблагополучных семей;
- организация консультаций специалистов: педагога-психолога, социального педагога, медицинских работников для родителей;
- использование разнообразных форм для проведения родительских собраний: лекции, конференции, родительские ринги, семинары, тренинги и др.;
- распространение листовок, методической литературы;
- Проведение просветительской работы с родителями.
Тема | Содержание | Ответственные |
По профилактике употребления ПАВ |
| классный руководитель; социальный педагог, психолог |
По профилактике правонарушений и преступлений |
|
Тематика лекций для родителей на классных родительских собраниях
Темы | Ответственные |
Основной фактор становления и формирования личности — социальная среда | классный руководитель |
Воспитание ненасилием в семье. | |
Как научить сына или дочь говорить «нет»? | |
Подростковая агрессивность. | |
Закон КК №1539 | |
ФЗ- 120 | |
Как уберечь подростка от насилия | |
Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения. | |
Как привить подростку ответственность? | |
Что делать, если ваш ребенок попал в милицию? | |
Функции семьи |
План мероприятий направленных на реализацию направлений программы
№ п/п | Содержание | Сроки | Ответственные | ||||||||
Организационные мероприятия | |||||||||||
Выявление подростков с девиантным поведением, из неблагополучных и малообеспеченных семей | сентябрь - октябрь | классный руководитель | |||||||||
Организация заполнения в группах социальных паспортов | сентябрь | классный руководитель | |||||||||
Составление социального паспорта техникума | октябрь | социальный педагог | |||||||||
Организация работы Совета профилактики «КАТТ» (по отдельному плану) | сентябрь | зам. директора по УВР | |||||||||
Вовлечение учащихся состоящих на учетах в работу кружков и спортивных секций, в поддержку актива техникума. | сентябрь | педагогический коллектив группы; руководитель ФВ | |||||||||
Своевременное принятие мер по поступившим сигналам о правонарушениях учащихся:
| по мере необходимости | педагогический коллектив группы педагог-психолог социальный педагог | |||||||||
Работа с обучающимися | |||||||||||
Оказание учащимся информационно-правовой помощи, защита их интересов | по мере необходимости | социальный педагог | |||||||||
Оказание помощи вновь прибывшим учащимся в адаптации в новом коллективе | по мере необходимости | педагогический коллектив группы педагог-психолог | |||||||||
Оказание помощи воспитанникам в трудной жизненной ситуации | по мере необходимости | социальный педагог педагог-психолог | |||||||||
Организация досуга учащихся (согласно программы воспитательной работы групп) | постоянно | педагогический коллектив групп педагог доп.образования | |||||||||
Коррекционно - развивающая работа на темы: - "Кто я?" - "Мои права и права других людей" - "Как справиться с плохим настроением" - "Мои проблемы" - "Мотивы наших поступков" - "Люди, значимые для меня" | Ежемесячно | педагог - психолог | |||||||||
Планирование содержательного досуга подростков состоящих на учете в течение всего учебного года | постоянно | педагогический коллектив группы, социальный педагог | |||||||||
Контроль за посещаемостью уроков, поведением учащихся состоящих на учете. | ежедневно | классный руководитель социальный педагог | |||||||||
Санитарно-просветительская работа по темам:
| ежемесячно | медицинские работники | |||||||||
Работа с семьей | |||||||||||
Выявление семей, уклоняющихся от воспитания детей, неблагополучных семей. | сентябрь | классный руководитель социальный педагог | |||||||||
Работа педагогического лектория для родителей (по отдельному плану) | ежемесячно | классный руководитель | |||||||||
Привлечение родителей к воспитательной работе с учащимися | в течение года по плану воспитательной работы группы | педагогический коллектив группы | |||||||||
Индивидуальное консультирование родителей:
| по запросам | педагоги специалисты социальный педагог | |||||||||
Обучение родителей приемам педагогического контроля за детьми: а) на «круглых столах» б) на семинарах в) на родительских собраниях | раз в квартал | педагогический коллектив, специалисты | |||||||||
Просвещение родителей (буклеты, памятки):
| по мере необходимости | психолог, социальный педагог | |||||||||
Правовой лекторий учащихся | |||||||||||
Разъяснение положений Закон КК №1539; ФЗ -120 | сентябрь | социальный педагог | |||||||||
Изучение государственных и международных документов по правам человека, о положении в обществе и правах ребенка. | октябрь | социальный педагог | |||||||||
Проведение лекции о ответственности за совершение правонарушений | ноябрь | социальный педагог | |||||||||
Проведение бесед по технике безопасности ППД. «Обязанности пешеходов и велосипедистов, их ответственность за нарушение ПДД». | декабрь | классный руководитель | |||||||||
Права и обязанности несовершеннолетних | январь | классный руководитель | |||||||||
Уголовная ответственность несовершеннолетних | февраль | социальный педагог | |||||||||
«Кодекс об административных правонарушениях» | март | социальный педагог | |||||||||
Терроризм и экстремизм | апрель | социальный педагог | |||||||||
Ответственность за правонарушения в состоянии алкогольного опьянения | май | социальный пеадгог | |||||||||
«Гражданские права и обязанности. Трудоустройство несовершеннолетних» | июнь | социальный педагог | |||||||||
Лекторий для педагогов | |||||||||||
1. | Изучение федеральных, региональных и локальных нормативно-правовых документов, необходимых для профилактики правонарушений несовершеннолетних | ежемесячно | социальный педагог | ||||||||
руководителю по работе с подростками
по работе с семьей
| социальный педагог педагог - психолог педагог - психолог | ||||||||||
Анкетирование учащихся: | психолог, социальный педагог | ||||||||||
Анкета «Твои права и обязанности» | сентябрь | ||||||||||
Анкета «Вредные привычки» | октябрь | ||||||||||
Методика исследования ригидности | ноябрь | ||||||||||
Анкета «Насилие в школе» | декабрь | ||||||||||
Анкета Г. Айзенка | Январь | ||||||||||
Анкета для педагогов, психологов, социальных педагогов на выявление признаков социально - психологической дезадаптации у учащихся | |||||||||||
Опросник "Подростки о родителях" | |||||||||||
Тест «Оценка уровня общительности» | февраль | ||||||||||
«Я и смысл моей жизни» | март | ||||||||||
Тест «Исследование тревожности» | апрель | ||||||||||
Анкета «Я и ценности моей жизни» | май | ||||||||||
Анкета «Недописанный тезис» | июнь | ||||||||||
Диагностика учащихся:
| Сентябрь Сентябрь Сентябрь ежегодно (май) ежегодно (февраль) ежегодно (март) ежегодно (декабрь) ежегодно (февраль) | Педагог -психолог социальный педагог педагог-психолог | |||||||||
Анкетирование родителей:
| ежегодно март-апрель ежегодно октябрь ежегодно март-апрель ежегодно | социальный педагог, психолог | |||||||||
| ежегодно |
Знания, умения и навыки, которые необходимо сформировать к концу каждого учебного года
Знания, умения, навыки |
Знать:
Уметь:
|
Планируемые результаты
1 блок |
|
2 блок |
|
3 блок |
|
4 блок |
|
Критерии отслеживания эффективности программы
Отслеживание эффективности всей программы |
|
Отслеживание эффективности каждого проводимого мероприятия программы | проведение анкетирования, опросов участников (учащихся, родителей) с целью отслеживания эффективности, проводимых мероприятий, динамики осознания проблемы и отношения к ней, уровня и степени добровольной вовлечённости родителей и учащихся в мероприятия |
Конечный результат реализации программы |
|
Используемая литература
- Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. М., 1997.
- Беличева С.А. Превентивная психология. М., 1995.
- Бочарова В.Г. Профессиональная социальная работа: личностно-ориентированный подход. М., 1999.
- Василькова Ю.В. « Методика и опыт работы социального педагога», М., 2001 г.
- Василькова Ю.Н., Василькова Т.А. Социальная педагогика. М., 1999.
- Дети группы риска в общеобразовательной школе / Под ред. С.В. Титовой. СПб.: Питер, 2008.
- Дормаш С.В.., Заводова Т.Е. «Социальный педагог», Минск 2004г.
- Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально-политический журнал. 1995. № 2.
- Криволап Н.С., Заводова Т.Е., Минич О.А. «В помощь классному руководителю» Минск 2003г.
- Кодекс РФ об административных правонарушениях. — М., 2006.
- Комментарии к Уголовному Кодексу РФ.
- Ляпина Е.Ю. «Профилактика социально- опасного поведения школьников», Волгоград, 2007 г.
- Мудрик А.В. Социальная педагогика. М., 1999.
- Нагавкина Л.С., Крокинская О.К., Косабуцкая С.А. «Социальный педагог: введение в должность», С-Пб,2004г.
- Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
- Осипова М.П., Бутрина Г.А., «Работа с родителями», Минск, 2003 г.
- Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. — М., 2001.
- Перешеина Н.В., Заостровцева М.Н. Девиантный школьник: Профилактика и коррекция отклонений. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Семенов Г.С. « Методики работы социального педагога», М,2004 г.
- Фалькович Т.А. Подростки 21 века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях. — М.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
Цели программы · обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений;·...
Программа профилактики и коррекции девиантного поведения детей и подростков
Перемены, происходящие в нашем обществе, сегодня с особой остротой обозначили проблему помощи подросткам с отклоняющимся поведением и разработку действенной системы мер профилактики и реабилитац...
Методические рекомендации по организации беседы о профилактике девиантного поведения со старшеклассниками и их родителями
Любой человек, выступая с речью перед слушателями или начиная разговор, преследует определенную цель. Цель, связанная с изменением собеседников, их индивидуально-личностных качеств, жизненной поз...
Курсовая работа. Тема: Профилактика девиантного поведения младших школьников в условиях современной школы
Курсовая работа. Тема: Профилактика девиантного поведения младших школьников в условиях современной школы...
1.4. Профилактика девиантного поведения учащихся (правонарушений, употребления ПАВ, суицидов)
Информация по профилактике девиантного поведения обучающихся ГБПОУ РТ "Тувинский политехнический техникум" (правонарушений, употребления ПАВ, суицидов)...
Программа "Профилактика девиантного поведения"
Программа "Профилактика девиантного поведения"...
Профилактика девиантного поведения молодежи через волонтерскую деятельность
Традиционно считается, что отклоняющиеся поведение формируется под негативным влиянием окружения, а также в связи с недостатками педагогического воздействия как со стороны родителей, так и со стороны ...