Методическая разработка внеаудиторного мероприятия "Фразеологическая викторина" для студентов 1 курса СПО
методическая разработка
Методическая разработка представляет собой внеаудиторное мероприятие по ОУП.01 «Русский язык» по теме «Фразеология». Для участия в викторине приглашаются обучающиеся 1 курса. В ходе подготовки студенты приобретают навык работы в команде, навык поиска нужной дополнительной информации. Активизируется долговременная память, активность обучающихся, повышается эрудиция игроков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
frazeologicheskaya_viktorina_po_oup.01_russkiy_yazyk.docx | 37.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Белгородский механико- технологический колледж»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
внеаудиторного мероприятия
«Фразеологическая викторина»
по дисциплине ОУП. 01 «Русский язык»
для студентов 1 курса специальностей:
43.02.04 Прикладная эстетика, 43.02.10 Туризм,
43.02.08 Сервис домашнего и коммунального хозяйства,
29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий
Разработчики: Бицюк Н.А.; Скляренко Ю.О.,
преподаватели БМТК
Белгород 2021
Пояснительная записка.
Методическая разработка представляет собой внеаудиторное мероприятие по ОУП.01 «Русский язык» по теме «Фразеология».
Для участия в викторине приглашаются обучающиеся 1 курса. Они самостоятельно формируют команды, в которые входят студенты, интересующиеся русским языком.
Приобретаемые навыки. В ходе подготовки студенты приобретают навык работы в команде, навык поиска нужной дополнительной информации. В ходе игры - навыки общения, поведения в трудной ситуации. Активизируется долговременная память, активность обучающихся, повышается эрудиция игроков.
Особенности роли преподавателя. Роль преподавателя заключается в подготовке заданий интеллектуальной игры и компьютерной презентации, сопровождающей их. Важна также его роль и в эмоциональном настрое студентов на викторину, который необходим, чтобы мероприятие прошло интересно, дало положительный эмоциональный заряд обучающимся.
Технологические особенности. Для проведения викторины необходимо следующее оборудование: компьютер, проектор для показа презентации, презентация, раздаточный материал, оценочные листы для работы жюри. (Приложение 1).
Организация подготовки к викторине. Предварительно (за неделю) объявляется время проведения викторины, формируются команды (по 5 человек), участники придумывают название команды, эмблему, приветствие соперникам.
Цель викторины:
- учить решать проблемные вопросы; чувствовать слово; приобщать студентов к работе с научно-популярной и справочной литературой по русскому языку;
- активизировать мыслительную деятельность обучающихся; развивать внимание, память, воображение;
- содействовать формированию положительной мотивации для изучения предмета; воспитывать любовь к родному языку,чувства товарищества, взаимопомощи, ответственности.
Задачи:
- формирование системно-информационного подхода к анализу окружающего мира;
- формирование учебных и культурных навыков работы с информацией;
- формирование умений и навыков, которые носят в современных условиях научный, интеллектуальный характер.
Девиз: «Поверь в себя! Проверь себя!».
Вид мероприятия: викторина
Методы и приемы:
- информационно-рецептивный;
- эвристический
- дискуссии
Ход мероприятия
Время проведения - 45 мин.
1. Вводная часть - 5 мин.
1.1. Объявление темы и цели мероприятия.
1.2. Изложение порядка проведения мероприятия.
2. Основная часть - 35 мин.
3. Подведение итогов мероприятия - 5 мин.
Викторина проводится в соответствии с планом методической работы, с целью проверки и повышения качества теоретической и профессиональной подготовки обучающихся, развития их познавательного интереса и творческих способностей.
Игра состоит из восьми конкурсов.
Предполагается командная форма проведения викторины, когда ответ выбирается сообща. Из числа членов команды выбирается капитан, который и будет озвучивать ответы своей команды.
Правила оценки конкурса: оценка правильности ответов на вопросы проводится жюри по предложенным эталонам ответов.
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Побеждает команда, получившая наибольшее количество баллов.
Кроме того, в конце игры решением жюри может быть определен самый результативный игрок.
Сценарий.
Добрый день, уважаемые участники викторины, члены жюри, гости!
Мы рады приветствовать вас на внеаудиторном мероприятии «Фразеологическая викторина».
1. Вводная часть - 5 мин.
Вступительное слово.
Дорогие друзья!
Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие по стране, которая называется «Фразеология».
В современном мире сложно встретить человека, который бы ни разу в жизни не сталкивался с понятием «фразеология». Сначала родители или бабушка уговаривают нас хорошо кушать и обязательно с хлебушком, потому что «хлеб всему голова». Старшее поколение тем временем поучает нас: «Жизнь прожить − не поле перейти». И конечно, всем известно, что, например, выражение «держать рот на замке» не имеет ничего общего с амбарным замком.
Сегодня, чтобы победить в нашей викторине, вам нужно вспомнить все, что вы знаете о фразеологических оборотах, куда относятся и крылатые выражения, и пословицы, и поговорки. Надеюсь, что сегодня вы узнаете что-то новое, интересное.
Желаю всем удачи!
Викторина.
- А теперь приступим к игре. У нас 4 команды, которые выбрали себе капитанов, названия и приготовили эмблемы. Но для начала разрешите представить вам членов жюри, которым предстоит сегодня нелёгкая работа: оценить ваши ответы, подсчитать количество баллов и назвать победителя и призеров викторины:
1.
2.
3.
2. Основная часть - 35 мин.
Прежде чем мы начнем викторину, прошу капитанов принять участие в жеребьевке.
1 конкурс.
«Представление команды»
Каждая команда представляет название, девиз, эмблему, а также приветственное слово РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
Максимальный балл за представление команды - 4 балла.
2 конкурс.
«Объясните значение фразеологизма»:
- Вы прекрасно справились с первым конкурсом, и мы переходим к следующему заданию. Прошу представителя от каждой команды выбрать конверт с заданием. По моей команде вы открываете конверт и в течение 3 минут, совещаясь, готовите объяснение предложенных вам фразеологических оборотов:
1 команда: без царя в голове, готов сквозь землю провалиться, за словом в карман не лезет, прийти к шапочному разбору, наводить тень на плетень.
2 команда: писать, будто курица лапой, держать нос по ветру, задним умом крепок, коту под хвост, идти ва-банк.
3 команда: водить за нос, дрожать как осиновый лист, знать почём фунт лиха, жить на птичьих правах, жить как у Христа за пазухой.
4 команда: сломя голову, играть первую скрипку, не в коня корм, седьмая вода на киселе, у черта на куличках.
Внимание!
Прошу представителя от команды объяснить значение предложенных вам фразеологизмов.
Уважаемые члены жюри! За каждый правильный ответ - 1 балл.
3 конкурс.
Продолжите, вставив названия животных.
Команды работают в подготовленных карточках. Ваша задача дописать название животного, которое мы, случайно, пропустили. На выполнение задания - 3 минуты.
Представители команд выходят и зачитывают ответы жюри.
За каждый правильный ответ - 1 балл.
Карточки необходимо сдать жюри для уточнения.
- Голоден как…(волк)
- Хитер как…(лис, змей)
- Труслив как…(заяц)
- Здоров как…(бык)
- Изворотлив как…(уж)
- Надут как…(индюк)
- Нем как…(рыба)
- Грязен как…(свинья)
- Упрям как…(осёл)
- Болтлив как…сорока)
- Колюч как…(ёж)
- Делить шкуру неубитого…(медведя)
- На сердце … скребут (кошки)
- …носа не подточит (комар)
- Лить … слезы (крокодиловы)
- Белая…(ворона)
- Биться, как … об лед (рыба)
- Вот где … зарыта(собака)
- Денег … не клюют (куры)
- Заморить…(червячка)
- Как … языком слизала (корова)
- Как … в воде (рыба)
- Когда … на горе свистнет (рак)
- Купить … в мешке (кота)
- …на смех (курам)
Молодцы!
4 конкурс.
«Блиц-опрос»
- Теперь мы приступаем к блиц-опросу. Я зачитываю вам вопросы, а вы должны на них ответить, но ваш ответ должен быть обязательно фразеологическим оборотом. Например, как говорят о человеке низкого роста? Метр с кепкой.
Право отвечать первой предоставляется команде №1. Если команда не знает ответ, то право отвечать переходит к команде №2 и т.д.
За каждый правильный ответ - 1 балл.
- Как говорят о человеке, который пришёл не вовремя, некстати? (Как снег на голову, как с луны свалился)
- Как говорят о том, кто обманывает? (Вешает лапшу на уши, водит за нос, пускает пыль в глаза)
- Как говорят о людях, которые похожи? (Как две капли воды)
- Как говорят об очень дальних родственниках? (Седьмая вода на киселе)
- Как говорят о наличии большого количества денег? (Куры не клюют)
- Как говорят о человеке, который неаккуратно пишет? (Как курица лапой)
- Как говорят о том, кто часто меняет свои решения? (Семь пятниц на неделе)
- Как говорят о тех, кто постоянно болтает? (Лясы точит)
- Как говорят о бесследно исчезнувшем человеке? (Как в воду канул, как сквозь землю провалился?)
- Как говорят о людях, которые постоянно ссорятся между собой? (Как кошка с собакой)
- Как говорят о тех, кто усердно трудится? (Непокладая рук, в поте лица)
- Как говорят об опытном человеке? (Мастер своего дела, собаку съел)
- Характеризуя худого человека, мы говорим… (кожа да кости, не в коня корм)
- Уязвимое место у человека зовётся… (ахиллесовой пятой)
- Нахождение кого-то или чего-то на дальнем расстоянии выражается словами… (у чёрта на куличках, за тридевять земель)
Вы молодцы!
5 конкурс.
«Выберите нужное слово»
- Каждой команде я раздаю листы, на которых записаны фразеологические обороты, но вот беда: мой компьютер дал сбой, и слова все перепутались. Помогите мне собрать фразеологизмы! Кто быстрее! Нужно за 3 минуты выбрать и подчеркнуть правильный вариант. Работы сдать жюри.
- (медвежья, собачья, волчья) услуга,
- как мёртвому (банки, припарки, горчичники),
- знает (кошка, лиса, собака) чьё мясо съела,
- как (с курицы, с утки, с гуся) вода,
- как (снег, дождь, град) на голову,
- намылить (руки, шею, голову),
- убить (трех, четырех, двух) зайцев
- проще пареной (репы, свёклы, картошки),
- как (бельмо, ячмень, рана) на глазу,
- ждать у (дома, моря, подъезда) погоды,
- хоть (шаром, мячом, глобусом) покати,
- как (овца, собака, корова) на сене,
- сказка про (белого, черного, рыжего) бычка,
- дрожит как (березовый, кленовый, осиновый) лист
- вертится как (заяц, кошка, белка) в колесе,
- знать, где (рыбы, раки, медведи) зимуют,
- пуд (соли, масла, хлеба) съесть,
- толочь (капусту, воду, ягоды) в ступе,
- съесть (пуд, фунт, килограмм) соли,
- выеденного (огурца, яйца, яблока) не стоит,
- как за (деревянной, глиняной, каменной) стеной
Мы переходим к конкурсу капитанов.
6. Конкурс капитанов.
«Подберите фразеологизмы»
Капитаны работают самостоятельно.
Обратите внимание на экран.
На экране три слова. Ваша задача вспомнить как можно больше фразеологизмов, в составе которых будут эти слова.
Голова, рука, ухо (уши).
Голова (без царя в голове, светлая голова, как обухом по голове, переваливать с больной головы на здоровую, дурная голова ногам покоя не даёт…)
Рука (работать непокладая рук, ударить по рукам, развести руками, рука об руку, рука руку моет…)
Ухо (уши) (медведь на ухо наступил, пропустить мимо ушей, держать ухо востро, держать ушки на макушке, уши в трубочку свернулись, вешать лапшу на уши, развесить уши…)
У вас 5 минут.
За каждый фразеологизм - 1 балл. Листочки сдать жюри.
7. Конкурс художников.
Пока капитаны работают, команды рисуют! Вы должны очень быстро (за 7 минут) при помощи фломастеров, карандашей изобразить фразеологический оборот. Задание - в конверте. Представители команд выбирают любой из 4 конвертов.
- Как рыба в воде.
- Красный как рак.
- Купил кота в мешке.
- Вешать лапшу на уши.
За этот конкурс максимум 5 баллов.
Работы сдать членам жюри.
Все молодцы, справились с заданием!
И, наконец, последний конкурс.
8 конкурс.
Творческое задание.
Показать мимикой, жестами фразеологизм своей команде, чтобы команда угадала. Внимание! Нельзя произносить ни одного слова!
Для этого конкурса приглашаем по 1 участнику от каждой команды. Задание в конвертах, выбирайте.
- Рубить сплеча.
- Крокодиловы слезы.
- Зарубить на носу.
- Вставлять палки в колеса.
За правильный ответ -3 балла
Молодцы!
Прошу всех занять свои места. Пока члены жюри подводят итоги, предлагаем вашему вниманию интересные факты о некоторых фразеологических оборотах.
Кстати, а знаете ли вы, что мы в речи часто используем различные цитаты, крылатые выражения, фразеологизмы, пословицы и поговорки. Но часто даже не задумываемся, какой в эту фразу изначально вкладывался смысл. Их содержание уже настолько трансформировалось, что зачастую принимает противоположную окраску. Рассмотрим несколько привычных выражений, попробуем узнать о них что-нибудь интересное…
1. Выражение «Попасть впросак».
Просак – старинный станок для плетения веревок и канатов. У него была сложная конструкция и огромная сила, потому попадание туда волос, бороды или одежды человека грозило огромными неприятностями.
2. Выражение «Зарыть талант в землю».
В Древней Греции, Персии, Вавилоне и других странах Малой Азии использовалась крупная мера денег и весов – талант. А само выражение пришло из евангельской притчи о человеке, закопавшем большие деньги вместо их вложения.
3. Выражение «Всыпать по первое число».
В дореволюционных школах порка – была обязательным атрибутом воспитания учеников. Проводилась она еженедельно в обязательном порядке. Но иногда наставник слишком увлекался. Тогда ученика освобождали от наказания до конца месяца, до первого числа следующего.
4. «Кануть в Лету».
Жизнь этому фразеологизму дала древнегреческая мифология, где Лета — это река, несущая свои темные воды в царстве мрачного Аида, мира мертвых. По-гречески Λήθη (лета) — «забвение».
Древние эллины верили, что кентавр Харон на своей ладье перевозил души умерших в загробный мир именно по этой реке. Чтобы забыть о земном, люди пили воду из Леты, и память их покидала навсегда.
Для современного человека «кануть в Лету» — значит быть забытым навсегда.
5. «На воре шапка горит».
В основу выражения легла история, которая случилась много сотен лет назад на самом деле. В одном из городов на крупном рынке постоянно происходили кражи, а вот вора поймать, никак не удавалось. Страдали от воров и продавцы, и покупатели. Тогда местные торговцы обратились к мудрецу, который внимательно выслушал их и ответил, что придет в тот день, когда народу на рынке соберется больше всего. Время шло, кражи продолжались, а мудрец все не шел. И вот в один из праздников на рынке развернулось целое гуляние. Казалось, весь город собрался на площади. В этот момент появился мудрец...
Появившись на площади, мудрец громко крикнул: «Посмотрите, на воре шапка горит». Сразу несколько человек схватились за свои шапки. Как оказалось, они и совершали все эти кражи. Когда мудреца спросили, почему он так долго не приходил, то он ответил, что в любой другой день можно было бы поймать одного или двух воров. А сегодня весь город здесь, поэтому и поймали всех сразу.
6. «Лить/проливать крокодиловы слезы». Лицемерная, притворная жалость, сострадание, неискреннее сожаление. Теперь твоему раскаянию уже не поверят… Теперь ты хоть источники слез пролей – и тогда скажут, что это крокодиловы слезы (М.Е. Салтыков-Щедрин).
Произошло от поверья, будто крокодил, съедая свою жертву, плачет.
3. Подведение итогов мероприятия - 5 минут
На этом наша викторина закончена. Вы очень старались, были активны, показали свои знания и слаженность в работе. Слово предоставляется жюри.
Жюри подводит итоги и объявляет победителей.
Заключительное слово.
Мы поздравляем победителей! Сегодня вы продемонстрировали хорошие знания. Надеюсь, узнали много нового и интересного. Спасибо нашим командам, членам жюри, гостям.
Приложение
Оценочный лист
№ п/п | Название конкурса | Количество набранных баллов | |||
1 команда | 2 команда | 3 команда | 4 команда | ||
1. | |||||
2. | |||||
3. | |||||
4. | |||||
5. | |||||
6. | |||||
7. | |||||
8. |
Список использованной литературы
- Бирих А. К., Мокиенко В. М., Степанова Л. И. Русская фразеология. Историко-этимологический словарь / Под ред. В. М. Мокиенко. – 3-е изд., испр. и доп. – М., 2005.
- Ващенко Е.Д. Русский язык и культура речи. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 349 с.
- Введенская Л.А. Русский язык и культура речи. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 382 с.
- Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 384 с.
- Голованова Д.А. Краткий курс по русскому языку и культуре речи. - М., 2009. - 114 с.
- Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка. - М.: Айрисс-пресс, 2002. - 240 с.
- Душенко К. В. Словарь современных цитат. – 4-е изд., испр. и доп. – М., 2006.
- Душенко К. В. Цитаты из русской литературы. Справочник. М., 2005.
- Львова С.И. Русский язык: Лингвистические игры. - М.: Эксмо, 2008. - 304 с.
- Петрякова А.Г. Культура речи: Практикум. - М.: Флинта, 1997. - 128 с.
- Суздальцева В.Н. Практикум по современному русскому языку: Лексика. Фразеология. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 128 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературы для студентов 1 курса БПОУ ВО «Череповецкий химико-технологический колледж»
«Царственное слово» А. АхматовойСтихотворение А. Ахматовой «Кого когда-то называли люди...» Предмет - русская литератураКурс -1Тема урока: «Кого когда-то называли лю...
Методическая разработка проблемной лекции для студентов выпускного курса акушерского отделения по теме "Акушерская родовая травма"
Методическая разработка включает основные проблемные моменты применения ряда акушерских пособий, с точки зрения их травматичности и необходимости применения. В целом, предлагается ряд решений для проф...
Методическая разработка. Мероприятие по адаптации студентов первого курса к новым условиям обучения.
Квест-новая и интересная форма для работы с подростками. Сценарий данного квеста-основа для увлекательного мероприятия по адаптации студентов-первокурсников....
Методическая разработка по обществознанию для студентов 1 курса СПО
Методическая разработка по обществознанию для студентов 1 курс аСПО, направленная на помощь для самостоятельного изучения предмета....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ для студентов по теме: «Изготовление разборной модели. Вырезание и оформление фрагмента модели» Курс 2
Методическая разработкаПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯдля студентовпо теме:«Изготовление разборной модели. Вырезание и оформление фрагмента модели» содержит теоритеческий материал и практические алгоритмы....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА « ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ»
Внеаудиторная самостоятельная работа преследуетследующие задачи:- Формирование умений и навыков выявлять оющее и частное;- Формирование умений определять существенные признаки, сравнивать их и на этой...
Методическая разработка внеаудиторного занятия "Тренинг-как форма развития коммуникативной компетентности студентов"
Методическая разработка внеаудиторного занятия "Тренинг-как форма развития коммуникативной компетентности студентов"...