Урок
учебно-методический материал
русский язык
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narechie_zablotskaya.docx | 63.82 КБ |
narechie_-_kopiya.pptx | 698.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели урока:
1) обобщить и расширить знания о наречии как части речи, обогатить речь учащихся наречиями;
2) воспитание интереса к урокам русского языка.
Ход урока
(Отметить отсутствующих)
1.Разгадайте ребусы и определите тему урока. (Наречие.) слайд 1.
А теперь определите цель урока. Молодцы. Перепишите цели урока. Слайд 2.
Слайд 3 – организация работы на уроке:
- Группа делится на подгруппы (4 чел.)
- Получают задания (каждый) по рабочей карте урока
- Инструкция по заполнению оценочной карты подгруппы (одна на подгруппу)
- Подведение итогов работы подгрупп
Выполните Задание 1. Вставьте пропущенные слова в данных предложениях, запишите в рабочую карту урока. Слайд 4
(Кто зачитает? Проверяем, ставим за правильный ответ 1б.вписываем итоговое количество баллов – слайд 5
1) Наречие – это (неизменяемая) часть речи.
2) Наречие никогда не (изменяется).
3) У наречия никогда не бывает (окончания).
4) В предложении наречие чаще всего является (обстоятельством).
!!!Обратите особое внимание на пробелы в своих знаниях, затем, по окончании урока, на результат, который у вас получится в конце занятия.
Этот же слайд, 5. А теперь сформулируйте понятие о наречии, запишите в тетрадь и 1 представитель группы прочитает. В карте оценивания ставим баллы выступавшим (макс. 2б)
А это научный вариант понятия о наречии: Слайд 6
Наречие – неизменяемая часть речи, обозначает признак действия, не изменяется: не склоняется, не спрягается, отвечает на вопросы как? когда? где? куда? зачем? с какой целью?
Слайд 7– Можно ли обойтись без наречий в нашей речи? Для чего они нам нужны? Что такое наречие? Каковы отличительные признаки наречия? От какой части речи оно зависит?
Задание 2. Подберите к глаголам читать, работать как можно больше наречий (в рабочей карте урока 3 мин пишем словосочетания - кто больше. (Читать громко, тихо медленно, красиво, старательно, легко, вдумчиво, выразительно; работать допоздна, тщательно, аккуратно, умело, сознательно, весело, тяжело, добросовестно, вручную, изредка, усердно, рано, поздно). (За каждый правильный ответ 1 б) Не забываем проставлять баллы в карте оценивания.
Задание 3. Замените фразеологизмы наречием: слайд 8
1) спит как убитый (беспробудно, крепко) | 6) знать как свои пять пальцев (наизусть) |
2) работать спустя рукава (небрежно, плохо) | 7) работать засучив рукава (старательно) |
3) на живую нитку (непрочно, небрежно) | 8) не в бровь, а в глаз (удачно, остро) |
4) при царе горохе (очень давно, неизвестно когда) | 9) на птичьих правах (незаконно) |
5) на ночь глядя (поздно вечером, ночью) | 10) идти своей дорогой (самостоятельно) |
Советуемся в подгруппе, записываем в рабочую карту урока.
(За каждый правильный ответ 1 б)- слайд 9
Заполняем карту оценивания
Следующая наша работа заключается в том, чтобы вспомнить что обозначает наречие, ведь это зависит к какой части речи относится наречие:
- Признак действия – наречие примыкает к глаголу или деепричастию (выучить наизусть, читать внимательно, высоко поставив, сказав тихо);
- Признак предмета – примыкает к существительному (путь напрямую, совсем ребенок, платье наизнанку);
- Признак другого признака – примыкает к прилагательному, наречию, причастию (достаточно быстрый, потрясающе красивый, очень хорошо, вдвое больше, купленный вчера, сделанный аккуратно).
Задание 4. Определите части речи, к которым относится наречие. Слайд 10.
(За каждый правильный ответ 1 б)- слайд 11
Заполняем карту оценивания
Работа с теоретическим материалом Задание 5. Слайд 12
Обучающиеся должны прочитать теоретический материал из приложения 1 и 2, восполнить пробелы в задании из рабочей карты урока: Записать только недостающие слова и словосочетания из слайда 12. Ответ на Слайде-13.
Морфологический разбор наречия.
- Морфологический разбор наречия – это грамматическая и синтаксическая характеристика наречия как части речи. Разбор проводится только для слов в словосочетаниях или предложениях.
- В предложении наречие, как правило, употребляется в качестве обстоятельства (Мальчик хорошо знает тему). Реже может выступать в роли несогласованного определения (Мама приготовила яйцо всмятку. Мы устроили соревнование по бегу наперегонки).
Мы выяснили морфологические признаки наречия и подошли к тому, чтобы сделать разбор наречия. Опираясь на приложение 3 – план разбора наречия, выполните задание по рабочей карте урока. Обучающиеся пишут в тетрадь предложения, выписывают наречие, делают морфологический разбор наречия. (Кто сделал быстро, можно сделать разбор наречия любой подгруппы.) Проверяют взаимопроверкой.
- Девочка вчера гуляла по лесу.
- Он прочил эту книгу быстрее.
- Они куда-то торопятся.
- С севера порывисто дул ветер.
- Солнце ласковее греет…
- Стало совсем темно.
- Стало совсем темно.
Ответы:
Девочка вчера гуляла по лесу.
I. Наречие, означает признак действия, отвечает на вопрос – когда?
II. Н. ф. – вчера. Морфологические признаки:
постоянные: неизменяемое, знаменательное, обстоятельственное, времени;
непостоянные: нет.
III. Синтаксическая роль – обстоятельство.
Он прочил эту книгу быстрее.
I. Наречие, означает признак действия, отвечает на вопрос – как?
II. Н. ф. – быстро. Морфологические признаки:
постоянные: неизменяемое, знаменательное, определительное, качественное;
непостоянные: сравнительная степень сравнения.
III. Синтаксическая роль – обстоятельство.
Они куда-то торопятся.
I. Наречие, означает признак действия, отвечает на вопрос – куда?
II. Н. ф. – куда-то. Морфологические признаки:
постоянные: неизменяемое, местоименное, неопределенное;
непостоянные: нет.
III. Синтаксическая роль – обстоятельство.
С севера порывисто дул ветер.
порывисто (дул) — наречие ,т.к.
дул (как?) порывисто
Признак действия
Неизменяемое слово
Наречие образа действия
(как?) порывисто -обстоятельство.
Стало совсем темно.
(Стало) темно
Наречие; обозначает признак действия и признак признака, отвечает на вопрос (стало) как?
Н. ф. – темно. Морфологические признаки: неизменяемое слово; разряд – наречие образа действия.
В предложении – именная часть сказуемого в безличном односоставном предложении.
Совсем (темно)
Наречие; обозначает признак действия и признак признака, отвечает на вопрос (темно) в какой степени? насколько?
Н. ф. – совсем. Морфологические признаки: неизменяемое слово; разряд – наречие меры и степени.
В предложении – обстоятельство меры и степени.
Солнце ласковее греет…
Ласковее (греет)
Наречие; обозначает признак действия и признак признака, отвечает на вопрос (греет) как?
Н. ф. – ласково. Морфологические признаки: неизменяемое слово; разряд – наречие образа действия; употреблено в простой сравнительной степени.
В предложении – обстоятельство меры и степени.
Домашнее задание.
1. Составьте кроссворд, используя наречия.
2) Контрольное списывание текста. Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки, расставляя знаки препинания. Подчеркните наречия. Сделайте морфологический разбор выделенных наречий.
1) Пар..ход сел на мель на рас..вете. Он долго работал то (в)перёд то назад (из)под колёс буграми била вода но снят..ся с мели было (не)вмоч.. . Вода (на)пролом в..лочила грунт на перекате с такой силой что было видно как песчан..ое дно перел..вает..ся (в)низ по течению. Засели (на)долго и проч..но. Пар..ход жалобно загудел но всем стало ясно что гудеть бе..полезно и гудок (в)скоре затих. Ост..валось ждать попутного или встречного буксира в од..ночку было (не) справит..ся. (К. Паустовский)
2) Последнее кувыркание (в)воздухе от..желё..ого листвой ж..лтого листа,– и он (на)всегда рас..таёт..ся с формой листа и пр.соединяет..ся (в)низу к масс..е ароматной тлеющ.. листвы. Лист упавший на листву был ведь тоже единствен..ый, как и я среди людей, и едва ли найдёт..ся во всём лесу другой такой листик чтобы с ним мог жилка в жилку сл..жит..ся а теперь в листве он будет слёживат..ся вместе преть и соединят..ся с масс..ой как удобрение. (М. Пришвин)
Дидактический материал.
Рабочая карта урока
Ф.И.___________________________________
Задание1. Вставьте пропущенные слова в предложения. (За каждый правильный ответ 1 балл)
1) Наречие – это ______________________ часть речи.
2) Наречие никогда не ___________________________.
3) У наречия никогда не бывает ___________________.
4) В предложении наречие чаще всего является ____________________.
Количество баллов_________
Задание 2. Подберите к данным глаголам как можно больше наречий за 3 минуты - глагол ЧИТАТЬ и глагол РАБОТАТЬ. Запишите словосочетания.
Количество баллов_________
Задание 3. Замените фразеологизм наречием (записываем один вариант).
1) спит как убитый (__________________ __________________________________) | 6) знать как свои пять пальцев (_______________________________) |
2) работать спустя рукава (____________________________________) | 7) работать засучив рукава (________________________________) |
3) на живую нитку (___________________) | 8) не в бровь, а в глаз (_____________) |
4) при царе горохе (___________________________________) | 9) на птичьих правах (_____________) |
5) на ночь глядя (___________________________________) | 10) идти своей дорогой (________________________________) |
Количество баллов________
Задание 4. Определите части речи (за правильный ответ 1 балл)
1 | |
2 | |
3 | |
4 | |
5 | |
6 |
Количество баллов_________
Задание 5. Работа с теоретическим материалом.
Проанализируйте материал из приложения 1-2, заполните пустые строки со слайда 12. Запишите только недостающие слова и словосочетания:
Количество баллов_________
Подсчитайте общее количество баллов ___________________
Карта самооценки совместной работы на уроке.
В ходе моего участия на уроке я, ________________________________
№ | Деятельность | Всегда | Иногда | Никогда |
1 | Формулировал определения | |||
2 | Принимал участие в совместной работе | |||
3 | Ждал помощи от участников подгруппы | |||
4 | Помогал подгруппе в выборе правильных решений | |||
5 | Находил и исправлял ошибки | |||
6 | Оказывал помощь, откликался на работу других | |||
7 | Преодолевал трудности, добивался достижения результата | |||
8 | Осознавал ответственность за общее дело | |||
9 | ||||
10 | Впишите фамилию лучшего, по вашему мнению, обучающегося в вашей подгруппе | |||
11 | Впишите фамилию лучшего, по вашему мнению, обучающегося в группе |
Карта самооценки совместной работы на уроке.
В ходе моего участия на уроке я, ________________________________
№ | Деятельность | Всегда | Иногда | Никогда |
1 | Формулировал определения | |||
2 | Принимал участие в совместной работе | |||
3 | Ждал помощи от участников подгруппы | |||
4 | Помогал подгруппе в выборе правильных решений | |||
5 | Находил и исправлял ошибки | |||
6 | Оказывал помощь, откликался на работу других | |||
7 | Преодолевал трудности, добивался достижения результата | |||
8 | Осознавал ответственность за общее дело | |||
9 | ||||
10 | Впишите фамилию лучшего, по вашему мнению, обучающегося в вашей подгруппе | |||
11 | Впишите фамилию лучшего, по вашему мнению, обучающегося в группе |
Всегда
Иногда
Никогда
Определял цели, ставил задачи
Ждал помощи от участников группы
Принимал участие в совместной работе
Задавал вопросы, искал факты, спрашивал разъяснения
Помогал группе в выборе правильных решений
Анализировал, обобщал точки зрения, делал выводы
Находил и исправлял ошибки
Оказывал помощь, откликался на работу других
Преодолевал трудности, добивался достижения результата
Осознавал ответственность за общее дело
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 1
Наречие
Наречие — часть речи, которая обозначает признак действия, признак предмета и другого признака.
Наречие могут относиться к глаголу, к его особым формам - причастию и деепричастию, а также к имени существительному, имени прилагательному и другому наречию.
- Наречие обозначает признак действия, если присоединяется к глаголу и деепричастию.
Наречие обозначает признак предмета, если присоединяется к имени существительному.
Наречие обозначает признак другого признака, если присоединяется к прилагательному, причастию и другому наречию.
Наречие не изменяется, т.е. не склоняется и не спрягается.
В предложении наречия чаще всего бывают обстоятельствами.
Примечание.
Некоторые наречия могут быть сказуемыми.
Наречия по значению делятся на следующие группы:
- Наречия образа действия — как? каким образом? — быстро, хорошо, вдребезги
- Наречия времени — когда? с каких пор? до каких пор? как долго? — сегодня, теперь, зимой
- Наречия места — где? куда? откуда? — вдали, наверху, домой
- Наречия причины — почему — сгоряча, сослепу, поневоле
- Наречия цели — зачем? — нарочно, назло
- Наречия меры и степени — сколько? во сколько? насколько? в какой степени? в какой мере? — очень, вполне, чрезвычайно
Особую группу составляют наречия, которые не называют признаки действия, а только указывают на них. Они, помимо основного назначения, используются для связи предложений в тексте.
- Указательные наречия (здесь, там, тут, туда, оттуда, тогда)
- Неопределенные наречия (где-то, куда- то, кое- где)
- Вопросительные наречия (как, почему, где)
- Отрицательные наречия (нигде, никогда, никуда, негде)
Степени сравнения наречий.
Наречия на -о (-е), образованные от качественных имен прилагательных, имеют две степени сравнения: сравнительную и превосходную.
Сравнительная степень наречий имеет две формы — простую и составную.
Простая форма сравнительной степени образуется с помощью суффиксов -ее (-ей), -е, -ше от исходной формы наречий, от которой отбрасываются конечные -о (-е), -ко.
Составная форма сравнительной степени наречий образуется путем сочетания наречий и слов более и менее.
Превосходная степень наречий имеет, как правило, составную форму, которая представляет собой сочетание двух слов — сравнительной степени наречия и местоимения всех (всего).
Приложение 2
Морфологические признаки наречий | Примеры | |||
Постоянные признаки наречия | Разряд по значению | – Качественные (как?) (выражают характеристику или оценку действия, или признака).
|
| |
- места (обозначают место совершения действия).
|
| |||
Разряд по функции | Знаменательные |
| бежать быстро, сказать шёпотом, делать сообща; очень веселый, крайне недовольный, совершенно тихий; заготовить впрок, встать рано, уехать далеко, обозвать сгоряча. | |
Не называют, а указывают на признак, на место, время, способ действия .. или спрашивают о них. (Но в отличие от местоимений наречия не изменяются и не имеют окончаний) | Прийти оттуда, как-нибудь справиться, некогда отдохнуть Здесь, тут, там, куда, откуда и др. |
Приложение 2
Непостоянные признаки наречия | Степень сравнения наречий (только у определительных качественных наречий) | низко – ниже; мелко – мельче; громко – более громко | |
низко – нижайше; мелко – наиболее мелко; громко – громче всех |
Приложение 3
План разбора наречия:
I. Часть речи.
Общее грамматическое значение (признак действия, предмета или признака). На какой вопрос отвечает.
II. Начальная форма. Морфологические признаки.
Постоянные признаки:
Неизменяемость;
Разряд по функции – знаменательное или местоименное (указательное, вопросительное, относительное, определительное, неопределенное или отрицательное);
Разряд по значению – определительное (качественное, образа действия, меры и степени) или обстоятельственное (места, времени, причины, цели).
Непостоянные признаки:
Степень сравнения – сравнительная или превосходная (только для качественных наречий на -о/-е);
III. Синтаксическая роль в предложении (обстоятельство или определение).
Приложение 3
План разбора наречия:
I. Часть речи.
Общее грамматическое значение (признак действия, предмета или признака). На какой вопрос отвечает.
II. Начальная форма. Морфологические признаки.
Постоянные признаки:
Неизменяемость;
Разряд по функции – знаменательное или местоименное (указательное, вопросительное, относительное, определительное, неопределенное или отрицательное);
Разряд по значению – определительное (качественное, образа действия, меры и степени) или обстоятельственное (места, времени, причины, цели).
Непостоянные признаки:
Степень сравнения – сравнительная или превосходная (только для качественных наречий на -о/-е);
III. Синтаксическая роль в предложении (обстоятельство или определение).
Практическая работа.
Контрольное списывание текста. Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки, расставляя знаки препинания. Подчеркните наречия. Сделайте морфологический разбор выделенных наречий.
1) Пар..ход сел на мель на рас..вете. Он долго работал то (в)перёд то назад (из)под колёс буграми била вода но снят..ся с мели было (не)вмоч.. . Вода (на)пролом в..лочила грунт на перекате с такой силой что было видно как песчан..ое дно перел..вает..ся (в)низ по течению. Засели (на)долго и проч..но. Пар..ход жалобно загудел но всем стало ясно что гудеть бе..полезно и гудок (в)скоре затих. Ост..валось ждать попутного или встречного буксира в од..ночку было (не) справит..ся. (К. Паустовский)
2) Последнее кувыркание (в)воздухе от..желё..ого листвой ж..лтого листа,– и он (на)всегда рас..таёт..ся с формой листа и пр.соединяет..ся (в)низу к масс..е ароматной тлеющ.. листвы. Лист упавший на листву был ведь тоже единствен..ый, как и я среди людей, и едва ли найдёт..ся во всём лесу другой такой листик чтобы с ним мог жилка в жилку сл..жит..ся а теперь в листве он будет слёживат..ся вместе преть и соединят..ся с масс..ой как удобрение. (М. Пришвин)
Домашнее задание.
1. Составьте кроссворд, используя наречия.
Практическая работа.
Контрольное списывание текста. Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки, расставляя знаки препинания. Подчеркните наречия. Сделайте морфологический разбор выделенных наречий.
1) Пар..ход сел на мель на рас..вете. Он долго работал то (в)перёд то назад (из)под колёс буграми била вода но снят..ся с мели было (не)вмоч.. . Вода (на)пролом в..лочила грунт на перекате с такой силой что было видно как песчан..ое дно перел..вает..ся (в)низ по течению. Засели (на)долго и проч..но. Пар..ход жалобно загудел но всем стало ясно что гудеть бе..полезно и гудок (в)скоре затих. Ост..валось ждать попутного или встречного буксира в од..ночку было (не) справит..ся. (К. Паустовский)
2) Последнее кувыркание (в)воздухе от..желё..ого листвой ж..лтого листа,– и он (на)всегда рас..таёт..ся с формой листа и пр.соединяет..ся (в)низу к масс..е ароматной тлеющ.. листвы. Лист упавший на листву был ведь тоже единствен..ый, как и я среди людей, и едва ли найдёт..ся во всём лесу другой такой листик чтобы с ним мог жилка в жилку сл..жит..ся а теперь в листве он будет слёживат..ся вместе преть и соединят..ся с масс..ой как удобрение. (М. Пришвин)
Домашнее задание.
1. Составьте кроссворд, используя наречия.
Карта оценивания
№ подгруппы__________
Задания | 1 подгруппа | 2 подгруппа | 3 подгруппа | 4 подгруппа | 5 подгруппа | 6 подгруппа | 7 подгруппа | 8 подгруппа | итого |
1 Задание (макс.4б) | |||||||||
формулировка понятия о наречии (макс. 2б) | |||||||||
2 Задание (читать, работать) (За каждый прав.ответ 1 б) | |||||||||
3 Задание (фразеологизмы) (За каждый правильный ответ 1 б) | |||||||||
Определение частей речи – Задание 4. | |||||||||
Задание 5 Работа с теоретическим материалом. | |||||||||
Морфоло-гический разбор наречия |
Результаты оценивания
Ф.И.О. | балл по рабочей карте урока | Балл по подгруппе1 | Лучшая работа на уроке по мнению студентов всей группы | Самооценка | Балл от преподавателя | Сумма баллов | Личное участие в подгруппе2 (итоговая оценка) | |
по шкале (суммарная) | в подгруппе (суммарная) | |||||||
1 подгруппа | 23 | |||||||
Боровских Анна Сергеевна | 13 | 5,7 | 18,7 | |||||
Проскурякова Юлия Владиславовна | 24 | 5,7 | + Заводова Серукаева Боровских | 29,7 | ||||
Заводова Анна Сергеевна | 17 | 5,7 | ||||||
Серукаева Зарина Масгаровна | 21 | 5,7 | +++ Проскурякова Куртеев | |||||
2 подгруппа | 29 | |||||||
Носкова Татьяна Алексеевна | 37 | 7,2 | +++ Ниёзова Курманова Шестов | |||||
Курманова Лилиана Вадимовна | 35 | 7,2 | + Носкова | |||||
Рачкова Александра Алексеевна | 33 | 7,2 | ||||||
Шестов Никита Сергеевич | 29 | 7,2 | + Курманова | |||||
3 подгруппа | 43 | |||||||
Костева Юлия Олеговна | 31 | 10,7 | + Макртчян | |||||
Мкртчян Ричард Смбатович | 31 | 10,7 | +++++ Иванов Куртеев Костева Попов Боровских Рачкова Ниёзова Лютфулина Репич Чарыев | |||||
Куртеев Александр Георгиевич | 10,7 | |||||||
Мухаматдинова Руфина Киямитдиновна | 24 | 10,7 | ||||||
Чарыев Арслан Шохратжанович | 10,7 | |||||||
4 подгруппа | 36 | |||||||
Илларионов Владислав Сергеевич | 27 | 9 | ++ Зотов | |||||
Зотов Александр Михайлович | 27 | 9 | ++ Илларионов | |||||
Иванов Леонид Станиславович | 23 | 9 | +++ Серукаева Сухова Носкова Заводова Макртчян | |||||
Сухова Алина Дмитриевна | 21 | 9 | ++ Иванов Костева | |||||
5 подгруппа | 30 | |||||||
Никулина Александра Сергеевна | 17 | 7,5 | ||||||
Попов Андрей Николаевич | 17 | 7,5 | + Шестов | |||||
Ниёзова Нигина Сухробовна | 15 | 7,5 | + Лютфулина | |||||
Лютфулина Алсу Зиннатулловна | 19 | 7,5 | + Ниёзова | |||||
Репич Елена Ивановна | 13 | 7,5 |
Ссылки по оцениванию:
- Вычитаем средний балл;
- Ориентируемся на высший балл в определённой подгруппе с учётом личного участия для достижения результата: 3 и 4 высший «5»; 1,2,5– высший «4»
Приложение 2
Морфологические признаки наречий | Примеры | |||
Постоянные признаки наречия | Разряд по значению | – Качественные (как?) (выражают характери-стику или оценку действия, или признака).
|
| |
- места (обозначают место совершения действия).
|
| |||
Разряд по функции | Знаменатель-ные |
| бежать быстро, сказать шёпотом, делать сообща; очень веселый, крайне недоволь-ный, совершенно тихий; заготовить впрок, встать рано, уехать далеко, обозвать сгоряча. | |
Не называют, а указывают на признак, на место, время, способ действия .. или спрашивают о них. (Но в отличие от местоимений наречия не изменяются и не имеют окончаний) | Прийти оттуда, как-нибудь справиться, некогда отдохнуть Здесь, тут, там, куда, откуда и др. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема: Наречие Цель: Обобщить и расширить знания о наречии как части речи.
Организация подгрупп. Группа делится на подгруппы (4 чел.) Получают задания (каждый) по рабочей карте урока Инструкция по заполнению оценочной карты подгруппы (одна на подгруппу) По дв едение итогов работы подгрупп
Задание 1 . Вставьте пропущенные слова в данных предложениях (За каждый правильный ответ 1 балл)
Ответ: 1) Наречие – это ( неизменяемая ) часть речи. 2) Наречие никогда не ( изменяется ). 3) У наречия никогда не бывает ( окончания ). 4) В предложении наречие чаще всего является ( обстоятельством ). Определения наречия от подгруппы
Наречие Наречие – самостоятельная неизменяемая часть речи, которая означает признак, не изменяется: не склоняется, не спрягается, отвечает на вопросы как? когда? где? куда? зачем? с какой целью? Откуда? Сколько? и др .
Задание 2. Подберите к данным глаголам как можно больше наречий за 3 минуты Читать Работать
Задание 3. Замените фразеологизмы наречием 1 ) спит как убитый 2 ) знать как свои пять пальцев 3 ) работать спустя рукава 4 ) работать засучив рукава 5 ) на живую нитку 6 ) не в бровь, а в глаз 7 ) при царе горохе 8 ) на птичьих правах 9 ) на ночь глядя 10) идти своей дорогой
За каждый правильный ответ 1 ) спит как убитый ( беспробудно, крепко ) 6) знать как свои пять пальцев ( наизусть ) 2) работать спустя рукава ( небрежно, плохо ) 7) работать засучив рукава ( старательно ) 3) на живую нитку ( непрочно, небрежно ) 8) не в бровь, а в глаз ( удачно, остро ) 4) при царе горохе ( очень давно, неизвестно когда ) 9) на птичьих правах ( незаконно ) 5) на ночь глядя ( поздно вечером, ночью ) 10) идти своей дорогой ( самостоятельно )
Задание 4. Определите части речи: В зависимости от того, к какой части речи относится наречие, оно может обозначать : Признак действия – наречие примыкает к _________ или ____________________ ( выучить наизусть , читать внимательно , высоко поставив, сказав тихо ) ; Признак предмета – примыкает к ___________________ ( путь напрямую , совсем ребенок , платье наизнанку ) ; Признак другого признака – примыкает к __________________ , ____________ , ______________ ( достаточно быстрый , потрясающе красивый , очень хорошо , вдвое больше , купленный вчера , сделанный аккуратно ) .
В зависимости от того, к какой части речи относится наречие, оно может обозначать : Признак действия – наречие примыкает к глаголу или деепричастию ( выучить наизусть , читать внимательно , высоко поставив, сказав тихо ) ; Признак предмета – примыкает к существительному ( путь напрямую , совсем ребенок , платье наизнанку ) ; Признак другого признака – примыкает к прилагательному , наречию, причастию ( достаточно быстрый, потрясающе красивый, очень хорошо, вдвое больше , купленный вчера , сделанный аккуратно ) .
Работа с теоретическим материалом: Наречие в русском языке не ______________ и не ____________ (не изменяется по родам, числам, падежам, как другие самостоятельные части речи). Постоянные морфологические признаки наречий – ________________________________ . Наречия, образованные от качественных прилагательных, имеют ___________________ и ________________ степени сравнения: плохо – хуже – хуже всего, звонко – менее звонко – звонче всего, смело – более смело – смелее всех .
Работа с теоретическим материалом: Наречие в русском языке не склоняется и не спрягается (не изменяется по родам, числам, падежам, как другие самостоятельные части речи). Постоянные морфологические признаки наречий – разряд по значению, разряд по функции . Наречия, образованные от качественных прилагательных, имеют сравнительную и превосходную степени сравнения: плохо – хуже – хуже всего, звонко – менее звонко – звонче всего, смело – более смело – смелее всех .
Морфологические признаки наречий Примеры Постоянные признаки наречия Разряд по значению Определитель-ные наречия – Качественные (как ?) ( выражают характери-стику или оценку действия, или признака). Меры и степени(сколько ?) (определяют меру или степень проявления действия или признака. Образа действия (каким образом?) указывают на способ совершения действия. Бегом, галопом, шагом, вплавь, вперемешку, вхолостую, навзничь, наверняка. грустно, странно, чудовищно, страшно, быстро, правильно; Много,мало,чуть-чуть,вдвойне , втройне,трижды,вшестером,очень весьма, совершенно, абсолютно; Бегом, галопом, шагом, вплавь, вперемешку, вхолостую, навзничь, наверняка. Обстоятельст-венные наречия - места (обозначают место совершения действия). времени (обозначают время совершения действия). причины (обозначают причину совершения действия). цели (обозначают цель совершения действия). Вдали, вблизи, назад, издали, навстречу, сбоку; Вчера, сегодня, завтра, ночью, утром, весной, иногда, сейчас; Сгоряча, сдуру, спьяну, сослепу, поневоле, недаром; Специально, нарочно, назло, наперекор, в шутку, умышленно. Разряд по функции Знаменатель-ные обозначают признак действия, его качество, способ действия. степень интенсивности признака, меру его проявления . называет различные обстоятельства, при которых происходит действие. бежать быстро, сказать шёпотом, делать сообща; очень веселый, крайне недоволь-ный , совершенно тихий; заготовить впрок, встать рано, уехать далеко, обозвать сгоряча. Местоименные Не называют, а указывают на признак, на место, время, способ действия .. или спрашивают о них. (Но в отличие от местоимений наречия не изменяются и не имеют окончаний) Прийти оттуда, как-нибудь справиться, некогда отдохнуть Здесь, тут, там, куда, откуда и др.
Признаки наречий : ( прил. 2) Непостоянные признаки наречия Степень сравнения наречий (только у определительных качественных наречий) Сравнительная степень сравнения низко – ниже; мелко – мельче; громко – более громко Превосходная степень сравнения низко – нижайше; мелко – наиболее мелко; громко – громче всех
Синтаксическая роль наречия В предложении наречие, как правило, употребляется в качестве обстоятельства (Мальчик хорошо знает тему) . Реже может выступать в роли несогласованного определения (Мама приготовила яйцо всмятку . Мы устроили соревнование по бегу наперегонки ) .
Морфологический разбор. Морфологический разбор наречия – это грамматическая и синтаксическая характеристика наречия как части речи. Разбор проводится только для слов в словосочетаниях или предложениях . Я проговариваю
План разбора наречия: (прил.3) I. Часть речи. Общее грамматическое значение (признак действия, предмета или признака). На какой вопрос отвечает. II. Начальная форма. Морфологические признаки. Постоянные признаки: Неизменяемость; Разряд по функции – знаменательное или местоименное ( указательное, вопросительное, относительное, определительное, неопределенное или отрицательное ); Разряд по значению – определительное ( качественное, образа действия, меры и степени ) или обстоятельственное ( места, времени, причины, цели ). Непостоянные признаки: Степень сравнения – сравнительная или превосходная ( только для качественных наречий на -о/-е ); III. Синтаксическая роль в предложении ( обстоятельство или определение ).
Разбор наречий по подгруппам: Девочка вчера гуляла по лесу . Он прочил эту книгу быстрее . Они куда-то торопятся . С севера порывисто дул ветер. Солнце ласковее греет … Стало совсем темно . Стало совсем темно .
Графический диктант
Задания по подгруппам Работа с текстом по группам. (самостоятельная работа) Чтобы показать возможности употребления наречий в речи, нужно сделать анализ текста. В рабочих картах урока найдите текст и выполните задания. Текст для 1 группы ________________ поднимается солнце. Оно всходит ______________, заливая все своим ярким светом. ________________ это огненное чудо только _______________ пригревает землю, ____________смотрит на распускающиеся цветы, ______________ улыбается щебечущим птичкам. Потом оно ____________ сверкает и _____________припекает . Солнце _____________ трудится весь день, щедро даря тепло и радость. Для справок: раным-рано, постепенно, сначала, слегка, по-дружески, весело, ослепительно, горячо, без устали. Задания для 1 группы: 1) прочтите текст 2) докажите, что это текст. 3) определите тип речи. Обоснуйте свое мнение, опираясь на таблицу «ЛОТО» (обратите внимание на глаголы-действия) 4) вставьте подходящие по смыслу наречия, пользуясь словами для справок. 5) прочтите сначала текст в первоначальном варианте, а затем с наречиями. 6) сделайте вывод о роли наречий в данном тексте При ответе озвучьте сначала ответ на задания 5,6, а затем на задания 2,3 Текст для второй группы Этот маленький цветок похож на кусочек солнца, ______________ каким образом затерявшийся в траве. Многочисленные желтые лепестки ______________ блестят, словно лучики, ___________ посылающие ____________ себя тепло и свет. _____________ они раскрываются, а __________ прячут свою красоту. Тоненький стебелек __________ искривлен от постоянного движения ___________ за солнцем, от неукротимого стремления _________ к теплу. Но этот ____________ сияющий, пронизанный солнцем цветок, кажется _______________ великолепным творением природы. Для справок: неизвестно, царственно, неизменно, вокруг, утром, вечером, немного, вслед, навстречу, удивительно, невероятно. Задания для 2 группы: 1) прочтите текст 2) докажите, что это текст. 3) определите тип речи. Обоснуйте свое мнение, опираясь на таблицу «лото».озаглавьте текст. 4) вставьте подходящие по смыслу наречия, пользуясь словами для справок. 5) прочтите сначала текст в первоначальном варианте, а затем с наречиями. 6) сделайте вывод о роли наречий в данном тексте При ответе озвучьте сначала ответ на задания 5,6, а затем на задания 2,3 Текст для 3 группы. Все живое в природе _________________ стремится к объединению. Только вместе, только __________________ веря друг в друга, можно добиться счастья. Вдвоем ____________ переносить трудности дальнего пути, _____________ согреться в ненастную погоду. Сообща _____________ живется на свете, ведь в одиночку любая беда ___________________ превращается в трагедию. __________ присмотритесь к окружающему миру, и вы __________ найдете друзей. Слова для справок: неудержимо, по-настоящему, легче, проще, веселее, нежданно-негаданно, чуть-чуть, повсюду. Задания для 3 группы: 1) прочтите текст 2) докажите, что это текст. 3) определите тип речи. Обоснуйте свое мнение , составьте план. 4) вставьте подходящие по смыслу наречия, пользуясь словами для справок. 5) прочтите сначала текст в первоначальном варианте, а затем с наречиями. 6) сделайте вывод о роли наречий в данном тексте При ответе озвучьте сначала ответ на задания 5,6, а затем на задания 2,3 СЛАЙД 9 иллюстрация «Солнечный день» Учитель : Наша жизнь невозможна без солнца. Вот оно медленно поднимается из-за горизонта, стремительно разбрасывает свои яркие лучи – и пробуждается все живое. Перед нами текст о самом невероятном и близком нам чуде – о солнце. Прочтем его. (звучат ответы учащихся) СЛАЙД 10 ПРОВЕРЬ СЕБЯ Итак, мы с вами убедились, что наречия можно использовать в текстах повествовательного характера. Наречия помогают сделать речь выразительнее и красочнее, конкретизировать действия. (учащиеся корректируют свои ответы, если нужно) как начинается утро, как всходит солнце? Чем занято оно в течение дня? На все эти вопросы отвечает текст – повествование. СЛАЙД 11 иллюстрация «Цветы» Как выглядит цветок, растущий на полянке? Об этом нам расскажет следующий текст. Слово 2 группе. СЛАЙД 12 ПРОВЕРЬ СЕБЯ Теперь мы видим, что есть тексты, которые не могут существовать без наречий, особенно если это наречия места или времени. Они помогают нам ясно и четко представить описываемый предмет, передают авторское отношение к изображаемому.
Общее значение наречия – признак, который не изменяется во времени. Выделяют обстоятельственные и определительные разряды наречий по значению. Разряды наречий Вопросы наречий Примеры наречий Обстоятель ственные Времени Когда? Как долго? С каких пор? До каких пор? утром, недавно, всегда Места Куда? Где? Откуда? дома, справа, вверху Цели Зачем? С какой целью? Для чего? нарочно, специально, назло Причины Отчего? Почему? поневоле, сгоряча, сослепу
Общее значение наречия – признак, который не изменяется во времени. Выделяют обстоятельственные и определительные разряды наречий по значению. Разряды наречий Вопросы наречий Примеры наречий Определи- тельные Качественные Как? весело, смело, быстро Способа и образа действия Как? трепетно, шепотом, вдвоем Меры и степени Сколько? Во сколько? На сколько? В какой мере? мало, втрое, слишком
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация уроков повторения и обобщения на уроках истории и обществознания при помощи игры
. Игры и игровые моменты на уроках дают возможность обучающимся развивать мыслительные навыки, стимулируют их воображение, способствуют «проживанию» судьбы человечества как своей собственной, ак...
Методическая разработка. Конспект урока. Вводный урок по физической культуре из цикла уроков по теме "Футбол" для студентов 1 курса с использованием ИКТ.
КОНСПЕКТурока по физической культуре на 1 курсе НПО и СПО. Преподаватель физ. воспитания: Ефимов Е.В.Раздел программы: футбол....
Урок в 4 классе Тема: Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода. Упражнение в определении падежа. Учебник: Русский язык. 4 класс. А.В.Полякова Тип урока: Урок закрепления и обобщения знаний.
урок - исследование, материалом для него послужили совосочитания из прочитанными детьми произведений...
Технологическая карта урока - плавание. урок актуализации знаний и умений (урок повторения)
Данная технологическая карта помогает педагогу вобеспечении мотивацией и принятием обучающимися целей учебно-познавательной деятельности, актуализации опорных знаний и умений на уроке плавания в рамка...
Современный урок: развитие навыков контроля, оценки и коррекции действий учащихся на уроках развивающего контроля. Урок развивающего контроля по ФГОС: особенности, этапы и структура.
Урок развивающего контроля – один из типов уроков, предложенных в рамках ФГОС. В данной статье подробно рассматривается, как строятся такие уроки, в чём их принципиальное отличие, как прав...
Методическая разработка интегрированного урока по иностранному языку(немецкому) на тему "Использование художественного произведения Э.М. Ремарк на уроке иностранного языка (немецкого) как средство повышения урока"
Методическая разработка представляет собой материал, проведенного интегрированного урока по немецкому языку-литературе, по произведению Э.М. Ремарк "На Западном фронте без перемен".Чте...
Методическая разработка открытого урока по учебной практике Тема урока: «Прикрепление деталей низа обуви (туфли домашние)» Тип урока: «Урок изучения и применения технологических опера-ций при прикреплении деталей низа обуви туфель домашних»
Пояснительная записка Открытый урок практического обучения по теме: «Прикрепление деталей низа обуви (туфли домашние)»....