ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ "Гражданское право" по специальности "Право и судебное администрирование""
методическая разработка
Фонд Оценочных средств по дисциплине "Гражданское право" по специальности "Право и судебное администрирование"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fos_grazhdanskoe_psa_2-2021.docx | 87.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Московской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Московской области
«Подмосковный колледж «Энергия»
СОГЛАСОВАНО И.о. заведующего СП Старая Купавна ___________ А.Ф. Хмелевский « ___ » _____________ 20__г. | УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по УМР ____________ А.И. Кириллов «___» _____________20__г. Заместитель директора по УР ____________ А.В. Куликова « ___ » _____________20__г. |
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.04 Гражданское право
основной профессиональной образовательной программы
по специальности
среднего профессионального образования
40.02.03 Право и судебное администрирование
Квалификация: специалист по судебному администрированию
Форма обучения: очная
Старая Купавна 2021
Фонд оценочных средств по учебной дисциплине Гражданское право разработан на основе ФГОС СПО по специальности среднего профессионального образования 40.02.03 Право и судебное администрирование по программе базовой подготовки и рабочей программы учебной дисциплины.
ФОС рассмотрен и одобрен
на заседании предметной (цикловой) комиссии
ПЦК ОП и ПД СЭП
Протокол № ___ от «____» ____________ 20__ г.
Председатель предметной (цикловой) комиссии
П. Л. Тиняков ____________
ФОС рассмотрен и одобрен
методистом «__» ____________ 20__ г.
Н. Ю. Фролова ____________
Разработчик: Лысенков В.В., преподаватель правовых дисциплин
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт комплекта фондов оценочных средств
- Область применения
- Объекты оценивания – результаты освоения УД
- Формы контроля и оценки результатов освоения УД
- Система оценивания комплекта ФОС текущего контроля и промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация по УД
Спецификация дифференцированного зачета
I Паспорт комплекта фондов оценочных средств
- Область применения
Фонд оценочных средств предназначен для проверки результатов освоения учебной дисциплины Гражданское право, профессиональной образовательной программы по специальности СПО 40.02.03 Право и судебное администрирование. Объем часов на аудиторную нагрузку по УД 91 час, на самостоятельную работу 40 часов.
Объекты оценивания – результаты освоения УД/МДК
ФОС позволяет оценить следующие результаты освоения учебной дисциплины в соответствии с ФГОС специальности 40.02.03 Право и судебное администрирование и рабочей программой дисциплины Гражданское право:
уметь:
- применять нормативные правовые акты при разрешении практических ситуаций;
- составлять договоры, доверенности;
- оказывать правовую помощь субъектам гражданских правоотношений;
- анализировать и решать юридические проблемы в сфере гражданских правоотношений;
знать:
- понятие и основные источники гражданского права;
- понятие и особенности гражданско-правовых отношений;
- субъекты и объекты гражданского права;
- содержание гражданских прав, порядок их реализации и защиты;
- основные положения Гражданского кодекса Российской Федерации;
- понятие, виды и условия действительности сделок; основные категории института представительства;
- понятие и правила исчисления сроков, в том числе срока исковой давности;
- юридическое понятие собственности;
- формы и виды собственности; основания возникновения и прекращения права собственности;
- договорные и внедоговорные обязательства; основные вопросы наследственного права;
- понятие гражданско-правовой ответственности.
Обладать общими компетенциями:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 7. Ориентироваться в условиях постоянного обновления технологий в профессиональной деятельности.
ОК 9. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.
обладать профессиональными компетенциями:
ПК 1.1. Осуществлять работу с заявлениями, жалобами и иными обращениями граждан и организаций, вести прием посетителей в суде.
ПК 2.3. Осуществлять надлежащее извещение лиц, участвующих в судебном разбирательстве, производить рассылку и вручение судебных документов и извещений.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен проявить личностные результаты:
ЛР 1. Осознающий себя гражданином и защитником великой страны.
ЛР 2. Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций.
ЛР 3. Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих.
ЛР 4. Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа».
ЛР 5. Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России.
ЛР 6. Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях.
ЛР 7. Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности.
ЛР 8. Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства.
ЛР 9. Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях.
ЛР 10. Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой.
ЛР 11. Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры.
ЛР 12. Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания.
ЛР 13. Демонстрирующий готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения в профессиональной деятельности
ЛР 14. Проявляющий сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности
ЛР 15. Проявляющий гражданское отношение к профессиональной деятельности как к возможности личного участия в решении общественных, государственных, общенациональных проблем
ЛР 19. Обладающий повышенной ответственностью за свои действия, способностью качественно решать возложенные задачи, дисциплинированностью, целеустремленностью, способностью устанавливать психологические контакты, сознательностью, трудолюбием, стрессоустойчивость, вежливостью, честностью, порядочностью, моральной устойчивостью, общей культурой; умеющий хранить служебную тайну, работать напряженно, в условиях высоких психофизиологических нагрузок, достигать необходимого результата; имеющий желание работать с людьми и помогать им; осознающий необходимость иметь хорошую физическую подготовку, постоянного повышения квалификации, саморазвития.
Формы контроля и оценки результатов освоения УД
Контроль и оценка результатов освоения – это выявление, измерение и оценивание знаний, умений и формирующихся общих и профессиональных компетенций в рамках освоения УД.
В соответствии с учебным планом специальности 40.02.03 Право и судебное администрирование, рабочей программой дисциплины Гражданское право предусматривается текущий и промежуточный контроль результатов освоения.
- Формы текущего контроля
Текущий контроль успеваемости представляет собой проверку усвоения учебного материала, регулярно осуществляемую на протяжении курса обучения.
Текущий контроль результатов освоения УД в соответствии с рабочей программой и календарно-тематическим планом происходит при использовании следующих обязательных форм контроля:
– выполнение и защита практических работ,
- проверка выполнения самостоятельной работы студентов,
- проверка выполнения курсовых работ.
Во время проведения учебных занятий дополнительно используются следующие формы текущего контроля – устный опрос, решение задач, тестирование по темам отдельных занятий.
Выполнение и защита практических работ. Практические работы проводятся с целью усвоения и закрепления практических умений и знаний, овладения профессиональными компетенциями. В ходе практической работы студенты приобретают умения, предусмотренные рабочей программой УД, учатся использовать Законодательные акты, анализировать полученные результаты и делать выводы, опираясь на теоретические знания.
Список практических работ:
П/З 1 Решение правовых задач по теме «Субъекты гражданского права»
П/З 2 Решение правовых задач по теме «Публично-правовые образования как субъекты
гражданского права»
П/З 3 Решение правовых задач по теме «Объекты гражданских прав»
П/З 4 Решение правовых задач по теме «Сделки»
П/З 5 Решение правовых задач по теме «Представительство. Доверенность»
П/З 6 Решение правовых задач по теме «Вещное право»
П/З 7 Решение правовых задач по теме «Вещное право»
П/З 8 Решение правовых задач по теме «Обязательственное право»
П/З 9 Решение правовых задач по теме «Гражданско-правовая ответственность»
П/З 10 Решение правовых задач по теме «Гражданско-правовая ответственность»
П/З 11 Решение правовых задач по теме «Общие положения о договоре»
П/З 12 Решение правовых задач по теме «Общие положения о договоре»
П/З 13 Решение правовых задач по теме «Рента и пожизненное содержание с иждивением»
П/З 14 Решение правовых задач по теме «Аренда»
П/З 15 Решение правовых задач по теме «Выполнение научно-исследовательских, опытно-
конструкторских и технологических работ»
П/З 16 Решение правовых задач по теме «Перевозка и транспортная экспедиция»
П/З 17 Решение правовых задач по теме «Перевозка и транспортная экспедиция»
П/З 18 Решение правовых задач по теме «Расчеты»
П/З 19 Решение правовых задач по теме «Хранение»
П/З 20 Решение правовых задач по теме «Страхование»
П/З 21 Решение правовых задач по теме «Поручение и действие в чужом интересе»
П/З 22 Решение правовых задач по теме «Комиссия»
П/З 23 Решение правовых задач по теме «Агентирование»
П/З 24 Решение правовых задач по теме «Доверительное управление имуществом»
П/З 25 Решение правовых задач по теме «Коммерческая концессия»
П/З 26 Решение правовых задач по теме «Простое товарищество»
П/З 27 Решение правовых задач по теме «Публичное обещание награды. Публичный конкурс. Проведение игр и пари»
П/З 28 Решение правовых задач по теме «Обязательства вследствие причинения вреда и неосновательного обогащения»
П/З 29 Решение правовых задач по теме «Наследственное право»
П/З 30 Решение правовых задач по теме «Наследственное право».
Содержание, этапы проведения и критерии оценивания практических работ представлены в методических указаниях по проведению практических работ.
Список курсовых работ:
Методы регулирования гражданско-правовых отношений.
2. Гражданское право в правовой системе Российской Федерации.
3. Субъекты гражданского права (общая характеристика).
4. Имущественные права субъектов гражданского права.
5. Защита имущественных прав российских граждан.
6. Институт юридического лица в теории, законодательстве и практике.
7. Унитарные предприятия как юридические лица.
8. Некоммерческие организации: особенности правового статуса.
9. Правовые вопросы формирования уставного капитала при учреждении акционерного общества.
10. Несостоятельность (банкротство) юридических лиц: правовое регулирование, стадии.
11. Значение и виды сроков в гражданском праве.
12. Система личных неимущественных прав граждан (физических лиц) в гражданском праве Российской Федерации.
14. Представительство по российскому гражданскому праву.
15. Особенности возмещения морального вреда в Российской Федерации.
16. Условия недействительности сделок.
17. Вещи как объекты гражданских прав. Классификация вещей.
18. Деньги как объект гражданских прав.
19. Ценные бумаги как объект гражданских прав.
20. Работы и услуги как объекты гражданских прав.
21. Информация как объект гражданских прав.
22. Нематериальные блага как объекты гражданских прав.
23. Понятие и виды юридических фактов в гражданском праве.
24. Понятие и виды сделок в гражданском праве.
25. Условия действительности сделок.
26. Форма сделок.
27. Оспоримые и ничтожные сделки.
28. Правовые последствия признания недействительности сделок.
29. Понятие и способы осуществления гражданских прав.
30. Понятие и способы исполнения субъективных гражданских обязанностей.
31. Представительство в гражданском праве.
32. Правопреемство в гражданском праве.
33. Понятие и содержание права на защиту как субъективного гражданского права.
34. Вещные права в гражданском праве России.
35. Право собственности в Российской Федерации.
36. Понятие и содержание права собственности.
37. Правомочия собственника в различных правовых системах.
38. Вещные права в гражданском праве.
39. Приобретение права собственности.
40. Понятие и виды права общей собственности.
41. Понятие и основания возникновения общей долевой собственности.
42. Осуществление права общей долевой собственности.
43. Понятие и основания возникновения общей совместной собственности.
44. Содержание и осуществление прав и обязанностей участников общей долевой собственности.
45. Понятие и виды права общей совместной собственности.
46. Право общей совместной собственности крестьянского (фермерского) хозяйства.
47. Право общей совместной собственности супругов.
48. Понятие и виды ограниченных вещных прав.
49. Ограниченные вещные права на хозяйствование с имуществом собственника.
50. Правовая природа общей собственности.
51. Порядок заключения договора.
52. Обязательственное право: понятие и виды обязательств.
53. Основания гражданско-правовой ответственности.
54. Правовые последствия исполнения, прекращения и неисполнения обязательств.
55. Обязательства с множественностью лиц.
56. Обязательства с участием третьих лиц.
57. Уступка требования и перевод долга в обязательствах.
58. Понятие и способы исполнения обязательств.
59. Залог и его значение в рыночной экономике.
60. Ипотека и ипотечный кредит.
61. Независимая гарантия.
62. Удержание.
63. Задаток.
64. Поручительство.
65. Развитие способов обеспечения исполнения обязательств при переходе к рынку.
66. Понятие и основания прекращения обязательств.
67. Договор как инструмент организации взаимосвязей участников имущественного оборота.
68. Свобода договоров и договорная дисциплина переходе к рыночному хозяйству.
69. Виды договоров и их классификация в гражданском праве.
70. Содержание договора и классификация его условий.
71. Условия договора и обычаи делового оборота.
72. Стадии и способы заключения гражданско-правовых договоров.
73. Заключение договора на торгах и аукционах.
74. Изменение и расторжение гражданско-правового договора.
75. Толкование договора.
76. Публичные договоры в гражданском праве.
77. Договоры присоединения.
78. Предварительный договор.
79. Биржевые договоры (контракты).
80. Смешанные и нетипичные договоры в гражданском праве.
81. Понятие, содержание и виды договора купли-продажи.
82. Купля-продажа недвижимого имущества.
83. Особенности купли-продажи предприятия.
84. Правовые последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения договора купли-продажи.
85. Применение закона «О защите прав потребителей» в отношениях по оказанию услуг.
86. Проблемы обязательств купли-продажи товара.
87. Особенности договоров купли-продажи недвижимости.
88. Договор дарения: его виды и особенности.
89. Договор ренты и его разновидности.
90. Договор аренды и его основные разновидности.
91. Бытовой прокат.
92. Особенности аренды транспортных средств с экипажем (фрахтование на время) и без экипажа.
93. Аренда зданий и сооружений.
94. Особенности аренды предприятия.
95. Договор аренды с условием выкупа арендуемого имущества.
96. Договор финансовой аренды (лизинга).
97. Договор найма жилых помещений и его разновидности.
98. Заключение и содержание договора строительного подряда.
99. Исполнение договора строительного подряда.
100. Правовые последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения договора строительного подряда.
101. Договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ.
102. Договор на выполнение подрядных работ для государственных нужд.
103. Договоры в инвестиционном процессе.
104. Договоры в сфере создания и использования достижений науки и техники.
105. Договор на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.
106. Договор на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд.
107. Лицензионный договор.
108. Договор о передаче «ноу-хау».
109. Особенности перевозки грузов в прямом смешанном сообщении. Комбинированные перевозки.
110. Рисковое и накопительное страхование в России.
111. Особенности договора хранения в ломбарде и ценностей в банке.
112. Ответственность за нарушение договора доверительного
управления имуществом.
113. Договор о совместной деятельности в российском гражданском праве.
114. Особенности требований, связанных с организацией игр и пари.
115. Возмещение вреда, причиненного незаконными действиями
прокуратуры.
116. Актуальность договора коммерческой концессии на современном этапе.
117. Особенности договора на предоставление образовательных услуг.
118. Особенности вексельного права России.
119. Особенности правового регулирования страхования личных транспортных средств.
120. Договор страхования государственного имущества.
121. Основания и правовые последствия прекращения обязательств.
122. Договор об оказании платных услуг.
123. Возмещение вреда, причиненного незаконными действиями органов
предварительного следствия.
124. Обязательства, возникающие из публичного обещания награды и публичного конкурса.
125. Правовое регулирование проведения игр и пари.
126. Понятие и условия ответственности за причинение имущественного вреда.
127. Деликтные обязательства и гражданско-правовая ответственность.
128. Договорные и внедоговорные обязательства.
129. Регрессная ответственность в деликтных обязательствах.
130. Возмещение морального вреда в деликтных обязательствах.
131. Значение вины потерпевшего в обязательствах из причинения вреда.
132. Причинная связь в деликтных обязательствах.
133. Принцип полноты возмещения вреда в деликтных обязательствах.
134. Ответственность лиц, совместно причинивших имущественный вред.
135. Имущественная ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
136. Имущественная ответственность юридического лица за вред, причиненный его работниками.
137. Имущественная ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними и недееспособными гражданами.
138. Имущественная ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности.
139. Имущественная ответственность за вред, причиненный жизни и здоровью граждан.
140. Имущественная ответственность за вред, причиненный гражданину вследствие недостатков товара, работы или услуги.
141. Понятие и виды обязательств из неосновательного обогащения.
142. Обязательства из неосновательного обогащения, возникающие в
предпринимательской деятельности.
143. Обязательства, возникающие из предотвращения угрозы ущерба чужому имуществу.
144. Понятие наследования в российском гражданском праве.
145. Наследование по завещанию.
146. Наследование по закону.
147. Понятие и виды исключительных прав в гражданском праве.
148. Исключительные права и «интеллектуальная собственность».
149. Понятие и признаки результата творческой деятельности.
150. Субъекты авторского права.
151. Содержание и срок действия авторских прав.
152. Объекты авторского права.
153. Программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральных микросхем как объекты гражданско-правовой охраны.
154. Международная охрана авторских прав.
155. Понятие и виды смежных прав.
156. Защита авторских и смежных прав.
157. Субъекты патентного права.
158. Объекты патентного права.
159. Понятие и признаки изобретения.
160. Правовая охрана полезных моделей.
161. Правовая охрана промышленных образцов.
162. Права автора изобретения и полезной модели, их гражданско-правовая охрана.
163. Права автора промышленного образца и их гражданско-правовая охрана.
164. Патентно-правовая охрана селекционных достижений.
165. Исключительные права на средства индивидуализации товаров и их производителей.
166. Гражданско-правовая охрана владельцев товарных знаков и знаков обслуживания.
167. Исключительное право на товарный знак (знак обслуживания).
168. Гражданско-правовая охрана наименования места происхождения товара.
169. Ответственность за незаконное использование товарного знака (знака обслуживания) и наименования места происхождения товара.
Содержание, этапы проведения и критерии оценивания курсовых работ представлены в методических указаниях по проведению курсовых работ.
Проверка выполнения самостоятельной работы. Самостоятельная работа направлена на самостоятельное освоение и закрепление студентами практических умений и знаний, овладение профессиональными компетенциями.
Самостоятельная подготовка студентов по УД предполагает следующие виды и формы работы:
- Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы.
- Написание и защита реферата.
Задания для выполнения самостоятельной работы, методические рекомендации по выполнению и критерии их оценивания представлены в методических рекомендациях по организации и проведению самостоятельной работы студентов.
Сводная таблица по применяемым формам и методам текущего контроля и оценки результатов обучения
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки |
Уметь: | |
применять нормативные правовые акты при разрешении практических ситуаций; | Оценка выполнения практических работ по темам |
составлять договоры, доверенности; | Оценка выполнения практических работ по темам |
оказывать правовую помощь субъектам гражданских правоотношений; | Оценка выполнения практических работ по темам |
анализировать и решать юридические проблемы в сфере гражданских правоотношений | Оценка выполнения практических работ по темам |
Знать: | |
понятие и основные источники гражданского права; | Устный опрос, тестирование, выполнение индивидуальных и групповых занятий. |
понятие и особенности гражданско-правовых отношений; | Тестирование. |
субъекты и объекты гражданского права; | Устный опрос, тестирование, выполнение индивидуальных и групповых занятий. |
содержание гражданских прав, порядок их реализации и защиты; | Тестирование. |
основные положения Гражданского кодекса Российской Федерации; | Устный опрос, тестирование, выполнение индивидуальных и групповых занятий. |
понятие, виды и условия действительности сделок; основные категории института представительства; | Тестирование. |
понятие и правила исчисления сроков, в том числе срока исковой давности; | Устный опрос, тестирование, выполнение индивидуальных и групповых занятий. |
юридическое понятие собственности; | Тестирование. |
формы и виды собственности; основания возникновения и прекращения права собственности; | Устный опрос, тестирование, выполнение индивидуальных и групповых занятий. |
договорные и внедоговорные обязательства; основные вопросы наследственного права; | Тестирование. |
понятие гражданско-правовой ответственности | Устный опрос, тестирование, выполнение индивидуальных и групповых занятий. |
- Форма промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация по УД Гражданское право – дифференцированный зачет, спецификация которого содержится в данном комплекте ФОС.
Форма проведения промежуточной аттестации по УД Гражданское право – дифференцированный зачет в традиционной форме.
Система оценивания комплекта ФОС текущего контроля и промежуточной аттестации
Система оценивания каждого вида работ описана в соответствующих методических рекомендациях и в спецификации к итоговой аттестации.
При оценивании практической и самостоятельной работы студента
учитывается следующее:
- качество выполнения практической части работы;
- качество оформления отчета по работе;
- качество устных ответов на контрольные вопросы при защите работы.
Каждый вид работы оценивается по пяти бальной шкале.
«5» (отлично) – за глубокое и полное овладение содержанием учебного материала, в котором студент свободно и уверенно ориентируется; за умение практически применять теоретические знания, высказывать и обосновывать свои суждения. Оценка «5» (отлично) предполагает грамотное и логичное изложение ответа.
«4» (хорошо) – если студент полно освоил учебный материал, владеет научно-понятийным аппаратом, ориентируется в изученном материале, осознанно применяет теоретические знания на практике, грамотно излагает ответ, но содержание и форма ответа имеют отдельные неточности.
«3» (удовлетворительно) – если студент обнаруживает знание и понимание основных положений учебного материала, но излагает его неполно, непоследовательно, допускает неточности, в применении теоретических знаний при ответе на практико-ориентированные вопросы; не умеет доказательно обосновать собственные суждения.
«2» (неудовлетворительно) – если студент имеет разрозненные, бессистемные знания, допускает ошибки в определении базовых понятий, искажает их смысл; не может практически применять теоретические знания.
II Промежуточная аттестация по УД Спецификация Дифференцированного зачета
по дисциплине Гражданское право
Назначение дифференцированного зачета – оценить уровень подготовки студентов по УД Гражданское право с целью установления их готовности к дальнейшему усвоению ОПОП специальности 40.02.03 Право и судебное администрирование.
- Содержание дифференцированного зачета определяется в соответствии с ФГОС СПО специальности 40.02.03 Право и судебное администрирование, рабочей программой дисциплины Гражданское право.
Принципы отбора содержания дифференцированного зачета:
Ориентация на требования к результатам освоения УД Гражданское право, представленным в соответствии с ФГОС СПО специальности 40.02.03 Право и судебное администрирование и рабочей программой УД Гражданское право:
уметь:
- применять нормативные правовые акты при разрешении практических ситуаций;
- составлять договоры, доверенности;
- оказывать правовую помощь субъектам гражданских правоотношений;
- анализировать и решать юридические проблемы в сфере гражданских правоотношений;
знать:
- понятие и основные источники гражданского права;
- понятие и особенности гражданско-правовых отношений;
- субъекты и объекты гражданского права;
- содержание гражданских прав, порядок их реализации и защиты;
- основные положения Гражданского кодекса Российской Федерации;
- понятие, виды и условия действительности сделок; основные категории института представительства;
- понятие и правила исчисления сроков, в том числе срока исковой давности;
- юридическое понятие собственности;
- формы и виды собственности; основания возникновения и прекращения права собственности;
- договорные и внедоговорные обязательства; основные вопросы наследственного права;
- понятие гражданско-правовой ответственности.
Обладать общими компетенциями:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 7. Ориентироваться в условиях постоянного обновления технологий в профессиональной деятельности.
ОК 9. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.
обладать профессиональными компетенциями:
ПК 1.1. Осуществлять работу с заявлениями, жалобами и иными обращениями граждан и организаций, вести прием посетителей в суде.
ПК 2.3. Осуществлять надлежащее извещение лиц, участвующих в судебном разбирательстве, производить рассылку и вручение судебных документов и извещений.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен проявить личностные результаты:
ЛР 1. Осознающий себя гражданином и защитником великой страны.
ЛР 2. Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций.
ЛР 3. Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих.
ЛР 4. Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа».
ЛР 5. Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России.
ЛР 6. Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях.
ЛР 7. Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности.
ЛР 8. Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства.
ЛР 9. Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях.
ЛР 10. Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой.
ЛР 11. Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры.
ЛР 12. Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания.
ЛР 13. Демонстрирующий готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения в профессиональной деятельности
ЛР 14. Проявляющий сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности
ЛР 15. Проявляющий гражданское отношение к профессиональной деятельности как к возможности личного участия в решении общественных, государственных, общенациональных проблем
ЛР 19. Обладающий повышенной ответственностью за свои действия, способностью качественно решать возложенные задачи, дисциплинированностью, целеустремленностью, способностью устанавливать психологические контакты, сознательностью, трудолюбием, стрессоустойчивость, вежливостью, честностью, порядочностью, моральной устойчивостью, общей культурой; умеющий хранить служебную тайну, работать напряженно, в условиях высоких психофизиологических нагрузок, достигать необходимого результата; имеющий желание работать с людьми и помогать им; осознающий необходимость иметь хорошую физическую подготовку, постоянного повышения квалификации, саморазвития.
Структура дифференцированного зачета
- Дифференцированный зачет состоит из обязательной части: обязательная часть содержит 2 вопроса из разных разделов программы и одна задача.
- Задания Дифференцированного зачета предлагаются в форме билета.
Задания Дифференцированного зачета равноценны по трудности, одинаковы по структуре, параллельны по расположению заданий.
Система оценивания Дифференцированного зачета
В критерии оценки уровня подготовки обучающегося входят:
- уровень освоения материала, предусмотренного учебной программой по дисциплине;
- умение использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
- умение применять нормативный материал при ответе;
- обоснованность, четкость, краткость изложения ответа.
- Уровень подготовки обучающихся оценивается в баллах:
«5» (отлично), «4» (хорошо), «3» (удовлетворительно),
«2» (неудовлетворительно).
Устная часть (теоретические вопросы):
Оценка | Критерии |
отлично | На теоретические вопросы билета и на дополнительные вопросы преподавателя/членов комиссии даны полные, обстоятельные ответы |
хорошо | Даны ответы на все теоретические вопросы билета, дополнительные вопросы преподавателя/членов комиссии и при этом были допущены незначительные неточности или неполное знание некоторого материала дисциплины |
удовлетворительно | Неполно и с большими неточностями даны ответы на теоретические вопросы билета и дополнительные вопросы преподавателя/членов комиссии |
неудовлетворительно | Не даны (даны неверные) ответы на теоретические вопросы, по дополнительным вопросам преподавателя/членов комиссии показано незнание материала дисциплины |
Письменная часть (практическое задание):
Оценка | Критерии |
отлично | Практическое задание выполнено верно и в полном объеме, согласно предъявляемым требованиям |
хорошо | При выполнении практического задания билета были допущены несущественные ошибки |
удовлетворительно | При выполнении практического задания билета были допущены существенные ошибки |
неудовлетворительно | Не выполнено (выполнено неверно) практическое задание |
Время проведения Дифференцированного зачета
Общее время проведения Дифференцированного зачета – 2 аудиторных часа.
На подготовку письменного ответа на дифференцированном зачете обучающемуся отводится не более 90 минут.
Пакет дифференцированного зачетатора:
- зачетная ведомость;
- рабочая программа учебной дисциплины «Гражданское право»;
- тематический план учебной дисциплины «Гражданское право»;
- рабочая программа дифференцированного зачета учебной дисциплины «Гражданское право»;
26 билетов по учебной дисциплине «Гражданское право».
В билеты включены 2 вопроса из разных разделов программы и одна задача. Первый и второй вопросы – теоретические, направленные на проверку знаний. Третий вопрос – практический - решение задачи.
Пакет обучающегося:
- оборудование: ученическая парта, стул, бланк с печатью для написания плана ответа и решения задачи;
- литература для учащегося на дифференцированном зачете:
учебники: не предусмотрены, методические пособия: не предусмотрены,
справочная литература: Гражданский кодекс Российской Федерации
Рекомендации по подготовке к дифференцированный зачету:
При подготовке к дифференцированный зачету рекомендуется использовать:
Основные источники:
- Гражданское право : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / А. И. Гомола. — 13-е изд., перераб. — М. : Издательский центр «Академия», 2017. — 432 с.
Дополнительные источники:
- "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ
- "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ
- "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья)" от 26.11.2001 N 146-ФЗ
- "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ
Перечень рекомендуемых учебных изданий
Дополнительные источники:
1. Гражданское право. Схемы, таблицы, тесты : учеб. пособие для СПО / Т. В. Величко, А. И. Зинченко, Е. А. Зинченко, И. В. Свечникова. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 482 с.
Информационные справочно-правовые системы:
- «КонсультантПлюс», «Гарант» или другие.
- Цифровой колледж Подмосковья (оф. сайт) : https://e-learning.tspk-mo.ru/seo/journal_new/index.php
Теоретические вопросы к дифференцированному зачету
1. Гражданское право, как отрасль права: понятие, предмет, метод. Принципы гражданского права. Источники гражданского права.
2. Гражданское правоотношение: понятие, элементы и структурные особенности. Виды гражданских правоотношений.
3. Понятие и содержание гражданской правосубъектности. Виды участников гражданских правоотношений. Правоспособность и дееспособность граждан.
4. Ограничение дееспособности граждан. Опека и попечительство в гражданском праве.
5. Способы признания полностью дееспособными лиц до момента достижения ими совершеннолетия.
6. Порядок, условия и правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим.
7. Порядок, условия и правовые последствия объявления гражданина умершим.
8. Юридические лица: понятие, признаки, правоспособность. Виды и классификация юридических лиц.
9. Порядок и способы создания юридических лиц.
10. Реорганизация и ликвидация юридического лица.
11. Понятие, признаки и виды некоммерческих организаций.
12. Понятие, признаки и виды некоммерческих организаций.
13. Филиалы и представительства юридических лиц.
14. Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования, как субъекты гражданского права.
15. Объекты гражданских правоотношений: понятие и виды.
16. Недвижимое имущество: понятие, состав, особенности правового режима.
17. Понятие и виды сделок. Условия действительности сделок.
18. Оспоримые и ничтожные сделки. Правовые последствия недействительности сделок.
19. Понятие и значение института представительства. Виды представительства.
20. Понятие и гражданско-правовое значение сроков. Виды сроков в гражданском праве, их классификация
21. Понятие, значение и виды сроков исковой давности. Применение и исчисление сроков исковой давности.
22. Понятие и содержание права собственности. Юридические основания (титулы) собственности. Первоначальные и производные способы приобретения права собственности.
23. Прекращение права собственности. Основания прекращения права собственности по воле собственника. Случаи и порядок принудительного изъятия имущества у собственника.
24. Понятие и основания возникновения права общей собственности. Виды права общей собственности.
25. Ограниченные вещные права на земельные участки и жилые помещения. Сервитуты.
26. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления.
27. Понятие обязательства, его содержание и основания возникновения. Виды обязательств.
28. Исполнение обязательств и его принципы. Условия надлежащего исполнения обязательств.
29. Понятие, значение и классификация способов обеспечения исполнения обязательств: краткая характеристика.
30. Общие положения договора купли-продажи. Ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора купли-продажи.
31. Договор розничной купли-продажи.
32. Договор поставки товаров.
33. Поставка товаров для государственных нужд.
34. Договор контрактации.
35. Договор продажи недвижимости.
36. Договор энергоснабжения.
37. Договор мены.
38. Договор дарения.
39. Договор постоянной ренты. Договор пожизненного содержания с иждивением.
40. Договор проката. Договор аренды транспортных средств.
41. Договор аренда зданий и сооружений.
42. Договор финансовой аренды (лизинга).
43. Договор найма жилого помещения.
44. Договор безвозмездного пользования имуществом.
45. Договор на выполнение подрядных работ для государственных нужд.
46. Подряд на выполнение проектных и изыскательских работ.
47. Кредитный договор. Товарный и коммерческий кредит.
48. Договор банковского вклада.
49. Договор банковского счета.
50. Агентский договор.
51. Договор доверительного управления имуществом.
52. Обязательства вследствие неосновательного обогащения: понятие, содержание. Неосновательное обогащение, не подлежащее возврату.
53. Наследование по завещанию. Наследование по закону.
54. Понятие, способы и сроки принятия наследства. Наследственная трансмиссия. Ответственность наследников по долгам. Отказ от наследства.
55. Авторские права: понятие, виды и характеристика. Сроки действия авторских прав.
56. Смежные права: понятие, субъекты и объекты. Сроки действия смежных прав.
57. Понятие, объекты и субъекты патентного права.
58. Патентные права: понятие, виды и характеристика. Сроки действия патентных прав.
10 Практические вопросы к дифференцированному зачету.
Задача 1.
Иванов предъявил иск к гостинице «Москва» о взыскании стоимости вещей, которые были похищены у него во время проживания в гостинице. Кража была совершена из номера, в котором жил Иванов и другие граждане (4-местный номер). Представитель гостиницы иск не принял, ссылаясь на распоряжение администрации, согласно которому гостиница не отвечает за утрату вещей, не сданных на хранение. Иванов с правилами был ознакомлен.
- Дайте понятие договора хранения.
- Решите задачу (дать мотивированный ответ со ссылкой на закон).
Задача 2.
Работники технологического бюро Чернышов и Хромов в установленном порядке были признаны авторами изобретения - нового способа получения гашеной извести, разработанного ими в период работы на предприятии. В народный суд поступили иски от Фролова, начальника технологического бюро, и Власова, сотрудника бюро, которые ставили вопрос о включении их в число соавторов изобретения. В исковом заявлении Фролова указывалось, что им, как начальником бюро, осуществлялось общее руководство всеми работами, которые завершились созданием новой технологии получения гашеной извести. В иске Власова отмечалось, что именно он подсказал Чернышову и Хромову основную идею нового способа, а также проделал большую работу по поиску и анализу аналогов изобретения, результаты которой он также передал ответчикам.
- Дайте определение авторскому праву.
- Подлежат ли удовлетворению заявленные исковые требования?
Задача 3.
Иванов, управляя автомашиной по доверенности, совершил наезд на Смирнова, переходившего проезжую часть, в результате чего последний получил телесные повреждения средней тяжести и был доставлен в больницу. По излечении Смирнов предъявил гражданский иск к собственнику имущества о возмещении материального и морального вреда.
- Какие правоотношения возникли в задаче: назовите и дайте характеристику в соответствии с классификацией гражданских правоотношений.
- Какое решение вынесет суд?
Задача 4.
12-летний Костя Н. получил в подарок от деда велосипед. Поскольку Косте срочно понадобились коньки, он продал велосипед знакомому подростку 16 лет, а на вырученные деньги купил коньки. Отец Кости, узнав об этом, расценил поступок сына как неуважение к деду, пошел к подростку-покупателю с намерением вернуть деньги и забрать велосипед. Однако купивший велосипед подросток взять деньги и вернуть велосипед отказался, завив, что цену он дал за покупку нормальную, а Костя продал велосипед, принадлежащий не отцу, а самому Косте, что каждый может сам распоряжаться принадлежащим ему имуществом, и оснований для расторжения договора нет.
- Имеет ли юридическую силу договор купли-продажи велосипеда между упомянутыми подростками?
- Каковы права отца Кости в этой ситуации и как они могут быть реализованы?
Задача 5.
В марте 1993 г. Иванов заключил с Сидоровым договор, в соответствии с которым обязался отремонтировать веранду в доме Сидорова к 1 мая 1993 г. Выполнив работу к указанному сроку, Иванов потребовал, чтобы Сидоров заплатил ему 500 тыс. руб., которые были указаны в договоре в качестве оплаты за выполненную работу. Сидоров отказался выплатить данную сумму сразу, мотивировав это непредвиденными материальными затруднениями, но обещал уплатить сразу же, как только у него появятся деньги. В июле 1993 г. Сидоров по почте прислал Иванову 200 тыс. руб. и написал письмо, в котором указал, что остальные деньги выплатит в ближайшее время. В сентябре 1995 г. Иванова после окончания института призвали на службу в Вооруженные Силы, и с ноября 1995 г. его часть передислоцировали в Чечню, где было введено военное положение, и Иванов принимал участие в боевых действиях, но в сентябре 1996 г. был демобилизован по состоянию здоровья. После возвращения Иванова домой ему срочно понадобились деньги, и, так как Сидоров отказался уплатить причитающиеся ему 300 тыс. руб., Иванов в ноябре 1996 г. обратился с иском в суд с целью взыскать с Сидорова эти деньги.
- Истек ли срок исковой давности для предъявления иска?
- Какое влияние на течение срока давности оказали упомянутые обстоятельства: частичная оплата Сидоровым произведенной Ивановым работы и обещание произвести окончательный расчет в ближайшее время; нахождение Иванова в составе Вооруженных Сил, переведенных на военное положение.
Задача 6.
Солнцев 1 августа 2005 года получил в ломбарде ссуду на 2 месяца под залог золотого перстня в размере 5000 рублей. Перстень был оценен в 6200 рублей. Спустя 2,5 месяца Солнцев явился в ломбард для того, чтобы возвратить ссуду и получить назад кольцо. Однако администрация ломбарда информировала его том, что кольцо уже было продано через комиссионный магазин. Более того, в связи с падением спроса на ювелирные изделия и наличием скрытых дефектов, которые не были замечены при первоначальной оценке, кольцо удалось продать только за 4500 рублей. В связи с этим администрация ломбарда потребовала от Солнцева доплатить 500 рублей.
- Каков порядок реализации заложенных вещей в ломбарде?
- Дайте правовую характеристику данной ситуации? Как решить спор?
Задача 7.
В суд обратилась Ю.Н. Александрова с иском к детям С.А. Александрова от первого брака о разделе наследственного имущества, указав, что с умершим она состояла в браке до дня его смерти и проживала совместно единой семьей. Ответчики иска не признали, сославшись на то, что за полтора года до смерти отец расторг брак с Александровой в судебном порядке, о чем имеется решение суда от 10 марта 1996 г. Органы загса по запросу суда сообщили, что ни Александров, ни Александрова в органы загса не обращались.
- С какого времени брак Александровых считается прекращенным? Является ли Александрова наследницей после смерти Александрова?
- Подлежит ли иск Александровой удовлетворению?
Задача 8.
Гражданин приобрёл в универмаге телевизор, который оказался неисправным. Он неоднократно обращался к администрации универмага с просьбой произвести ремонт телевизора, но получал отрицательный ответ.
- Является ли обращение к нарушителю обязательной предпосылкой для возможного обращения в суд за защитой гражданских прав?
- Изменится ли решение, если покупателем по договору будет юридическое лицо?
Задача 9.
Высший представительный орган одного из субъектов РФ принял решение, в котором объявил атмосферный воздух высотой до 12 км собственностью субъекта РФ и установил плату за использования этой части атмосферного воздуха в качестве природного ресурса.
- Что собой представляет государственная собственность?
- Решите дело.
Задача 10. Акционерное общество обратилось в арбитражный суд с иском о признании недействительным договора купли-продажи, заключенного между предпринимателем и обществом с ограниченной ответственностью. В обоснование своих требований истец указал, что он продал строение предпринимателю, который, не уплатив его стоимости и не зарегистрировав перехода права собственности, перепродал строение обществу с ограниченной ответственностью. Получив плату за строение, предприниматель скрылся. Арбитражный суд в иске акционерному обществу отказал.
- В чем суть признания договора недействительным?
- Правильно ли решение суда?
Задача 11. Благотворительный фонд «Неизвестные имена» и общественное учреждение
«Возрождение» заключили договор дарения, в соответствии с которым благотворительный фонд брал на себя обязанность приобрести на Лондонском аукционе коллекцию картин художников XIX в. и безвозмездно передать их «Возрождению». Однако до срока исполнения договора «Возрождение» приняло решение о реорганизации и присоединилось к общественной организации «Кулибин». Учитывая данное обстоятельство, благотворительный фонд отказался выполнять по договору дарения свои обязательства, мотивируя свое решение внесением в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности «Возрождения». Считая свои интересы неправомерно нарушенными, общественная организация «Кулибин» обратилась в арбитражный суд с иском. В обоснование своих требований истец сослался на имеющееся прямое указание в передаточном акте об универсальном правопреемстве, в частности и по вышеуказанному договору дарения.
- Дайте определение договору дарения.
- Какое решение должен принять суд?
Задача 12.
Климова 1 октября обратилась банк с требованием выдать ей вклад в размере 18560 рублей, на который был ее тетей – Маркушиной В.С. было сделано завещательное распоряжение. На требование Климовой в банке сообщили, что вклад уже был получен 14 сентября Трофимовой на основании доверенности, выданной Маркушиной. Климова подала в суд исковое требование о взыскании с Трофимовой указанной сумм денег. В суде было выяснено следующее. Маркушина выдала Трофимовой 5 сентября разовую доверенность на получение с ее лицевого счета указанной суммы.
Доверенность была удостоверена начальником жилищно-эксплуатационной организации по месту жительства Маркушиной. По сведениям банка, Трофимова, получив деньги, в тот же день открыла лицевой счет на свое имя, на который и внесла вклад. Трофимова утверждала, что поскольку Климова – племянница Маркушиной, то она не является наследницей по закону, в завещании, оглашенном нотариусом, она не указана. Более того, Маркушина выдав доверенность, тем самым аннулировала завещание на имя Климовой. Кроме того, Маркушина, выдав ей – Трофимовой доверенность, разрешила ей не только получить вклад в банке, но и распорядиться этим вкладом по своему усмотрению. Письменного соглашения между ними не было, но Трофимова полагает, что надобности в нем не было. Главный инженер, удостоверивший доверенность, может подтвердить существование такого разговора. Маркушина погибла в аварии 10 сентября.
- Рассмотрите доводы и возражения сторон, дайте квалификацию ситуации.
- В пользу кого суд должен вынести решение?
Задача 13.
Киреев, которому срочно понадобились деньги, поспросил у Иванова взаймы 100 тыс. рублей на два месяца. Иванов согласился дать в долг эту сумму, но с условием, что Киреев передаст ему в залог имеющуюся у последнего в собственности картину художника Васнецова. Соглашение о займе было удостоверено распиской, которую Иванов дал Кирееву. Письменного соглашения о залоге заключено не было. Стоимость картины была оценена в 200 тыс. рублей. Через три месяца Киреев принес Иванову взятые в займы 100 тыс. рублей, однако последний отказался принять деньги, заявив, что, поскольку Киреев просрочил возврат долга, картина стала его собственностью.
1. Как решить спор? Дайте правовую характеристику данной ситуации?
2. Изменится ли решение (и если «да», то как), если соглашение о залоге было оформлено в письменную форму?
Задача 14.
На протяжении ряда лет супруги Романович коллекционировали произведения графики. После смерти Романовича между наследниками (вместе с женой наследодателя к наследованию призвались два его сына) возник спор о разделе коллекции. Один из сыновей предложил разделить все поровну, поскольку при наследовании по закону они являются наследниками в равных долях. По мнению жены наследодателя, такой раздел обесценит коллекцию. Она просит передать все собрание ей.
- Что такое наследование по закону?
- Каким должно быть решение суда?
Задача 15.
По договору поручения Серебрякова (ей выдана доверенность) должна была приобрести для Николаевой новый холодильник «Норд» по цене не более 10 тыс. руб. Поскольку новый холодильник этой марки за такую цену Серебрякова приобрести не смогла, она купила за 8 тыс. руб. подержанный у своей знакомой Алексеевой и условилась с ней о том, что в договоре купли-продажи они укажут 10 тыс. руб., а разницу поделят между собой. Николаева обратилась в суд с требованием признать сделку недействительной, поскольку договор поручения предусматривал приобретение нового, а не подержанного холодильника.
- В чем суть договора поручения?
- Каким должно быть решение суда?
Задача 16.
По контракту, заключенному с одной из фирм, Самойлов уехал работать на два года в северные районы России. Родственников, проживающих в этом же городе, он предупредил, что писать им не будет, потому что работать будет в тайге, вдалеке от населенных пунктов. Принадлежавший ему жилой дом Самойлов закрыл на замки, окна закрыл ставнями. По окончании двухлетнего контракта Самойлов продлил его еще на два года. Родственники Самойлова, решив, что он остался на сервере на постоянное жительство, и, видя, что Самойлов в доме и другом имуществе не нуждается, поделили между собой его имущество. По возвращении Самойлов потребовал, чтобы дом и вещи были ему возвращены, но добиться этого не смог и поэтому предъявил иски к своим родственникам. К брату Федору он предъявил иск об истребовании дома. При рассмотрении дела было установлено, что дом Самойлова был разобран его братом Федором, перевезен на другое место и поставлен, но при этом размер жилой площади был увеличен с 43 до 57 кв. м., изменена планировка (вместо трех комнат стало пять, кухня вынесена в специальную пристройку), некоторые детали заменены полностью или частично новыми (рамы, пол, крыша, фундамент). От сестры Валентины Самойлов потребовал возврата швейной машины. Но Валентина пояснила в суде, что доставшуюся ей при разделе имущества брата швейную машину, она продала, а взамен ее купила новую. Сестра Самойлова Анна, от которой Самойлов потребовал возвратить принадлежавший ему ковер, пояснила, что год тому назад в ее доме произошел пожар, возникший по небрежности ее 11-летнего сына, и ковер при этом сгорел. К племяннице Токаревой Самойлов предъявил иск о возврате столового сервиза, который был куплен им до отъезда на север. Сервиз родственники подарили Токаревой к свадьбе.
- Дайте понятие виндикационного иска.
- Каким должно быть решение суда?
Задача 17.
Общество с ограниченной ответственностью заключило договор с леспромхозом о поставке пиломатериалов. В соответствии с заключенным договором Общество перечислило леспромхозу полную стоимость пиломатериалов. Однако в установленный срок пиломатериалы поставлены не были. В связи с этим Общество предъявило иск к леспромхозу о возврате перечисленной ранее суммы денежных средств, уплате процентов за пользование чужими денежными средствами и возмещении убытков, понесённых Обществом в результате уплаты своим контрагентом неустойки за непоставку столярных изделий, которые Общество должно было изготовить из неполученных пиломатериалов.
- Подлежат ли удовлетворению требования Общества к леспромхозу?
- Изменится ли решение, если будет установлено, что заготовленные для поставки Обществу пиломатериалы были уничтожены наводнением?
Задача 18.
Гражданин России Шмотко решил провести отпуск у родственников на Украине. На таможенном посту он предъявил 3000 долларов США, дорожные чеки сберегательного банка на сумму 1500 долларов США, вексель банка "Менатеп" на сумму 50000 рублей, ему было предложено заполнить соответствующие бланки и представить документы, разрешающие вывоз валюты за рубеж.
- Дайте понятие ценных бумаг.
- Каков порядок ввоза и вывоза иностранной валюты, валюты РФ и валютных ценностей?
Задача 19.
Сидорова заказала в ателье костюм. Из-за болезни мастера-закройщика примерка костюма неоднократно откладывалась. Когда же состоялась первая примерка, выяснилось, что костюм может быть изготовлен на 2 месяца, позже обусловленного договором срока. Кроме того, по ошибке мастера-закройщика принадлежащий Сидоровой материал был раскроен по другому фасону, нежели тот, который оговаривался при заказе. Сидорова потребовала расторжения договора и возмещения убытков. Ателье считает, что еще может выполнить заказ, хотя и с нарушением обусловленного договором срока. Оно предложило Сидоровой сшить костюм из своей ткани, которая по сравнению с тканью Сидоровой обладает более высокими качественными характеристиками. По мнению работников ателье, Сидорова завысила цену своего материала, поскольку имеющаяся в ателье точно такая же, только другого цвета ткань, в четыре раза дешевле. Сидорова обратилась с иском в суд.
- В чем суть договора оказания услуг?
- Как решить дело?
Задача 20.
Соседи Красиков и Платонов, строящие дома рядом, договорились помочь друг другу в приобретении и доставке строительных материалов, при этом Красиков обязался купить и доставить кирпичи, а Платонов – бревна. Составили договор мены. Обмен строительными материалами по их стоимости был равноценен. Однако доставка кирпичей оказалась значительно дороже доставки бревен. В связи с этим Красиков потребовал от Платонова возместить эти расходы. Платонов отказался.
- Кто из них прав и почему?
- Как должны поступить стороны, если обмениваемый товар неравноценен?
Задача 21.
Комиссионный магазин принял на комиссию от Матвеевой видеомагнитофон. Его продажная цена была определена сторонами в 50 тыс. рублей. При заключении договора приемщик предупредил Матвееву о возможном уменьшении установленной цены, если видеомагнитофон в течение 3 месяцев не будет продан по данной цене. В течение указанного срока видеомагнитофон реализован не был. Директор магазина направил Матвеевой извещение с просьбой явиться для переоценки видеомагнитофона в течение 20 дней, но она в указанный срок не явилась. В сложившейся ситуации при отсутствии комитента директор магазина по своему усмотрению снизил продажную цену видеомагнитофона до 40 тыс. рублей, за которую он и был продан.
После продажи видеомагнитофона Матвеева явилась к директору и заявила, что не согласна со снижением цены, и требовала выплаты денежной суммы в соответствии с первоначальной оценкой, так как во время переоценки находилась в отпуске и не могла явиться к комиссионеру. Директор магазина отказался уплатить требуемую сумму, мотивируя это тем, что Матвеева обязана была предупредить о своем отъезде.
- Дайте определения договора комиссии.
- Кто прав в данной ситуации?
Задача 22.
Ремонтно-эксплуатационная контора заключила договор о передаче в пользование предприятия общественного питания помещения для столовой, как было указано в договоре. Поскольку помещение ранее занимала парикмахерская, то было оговорено, что предприятие произведет перепланировку и ремонт помещения. Однако проведение указанных работ все откладывалось, а через некоторое время предприятие разместило в нанятом помещении закупленные для своих нужд материальные ценности – мебель, различный инвентарь, посуду, столовое белье. В связи с этим предприятие стало вносить арендную плату в уменьшенном размере как за складское помещение. Контора потребовала оплаты помещения в соответствии с условиями договора и ликвидации образовавшейся в связи с неправильной оплатой задолженности. Предприятие отказалось выполнить это требование, указав на то, что оно наиболее целесообразно использует нанятое помещение: столовую оно разместило в другом помещении, которое нуждается в переустройстве, а данное помещение вполне пригодно для хранения материальных ценностей. После этого контора предъявила иск в арбитражном суде о расторжении договора найма имущества и взыскании задолженности по арендной плате, а также расходов, необходимых для перепланировки и ремонта помещения.
- Дайте определения договора аренды.
- Кто прав в данном споре?
Задача 23.
Предприниматель Синирин под угрозой насилия продал в июне 1999 г. дом Иванову на невыгодных для себя условиях.
Несколько раз Иванов напоминал об угрозах, последний раз — в июне 2012 г. В августе 2013 г. Синирин всё же решился обратиться в суд и оспорить сделку. Юрист уточнил, что срок
для обращения в суд по такой категории дел равен одному году, который истёк несколько лет назад.
- Каковы условия действительности сделки?
- Как решится дело?
Задача 24.
Родители подарили 14-летнему Валерию в день рождения велосипед. Во время нахождения родителей в отпуске Валерий продал велосипед и купил мобильный телефон. По возвращении из отпуска родители Валерия одобрили сделку по продаже велосипеда и никаких требований к покупателю велосипеда не предъявили, но требуют от продавца телефона принять телефон
и вернуть деньги, полученные за него от Валерия.
- С какого возраста возникает полная дееспособность?
- Как разрешится ситуация?
Задача 25.
Гостриков зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и работал несколько лет весьма успешно.
В связи с наступившим кризисом он понёс большие убытки и оказался не в состоянии по своему имущественному положению удовлетворить требования своих кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности. У Гострикова имеются и другие кредиторы, требования которых не связаны с его предпринимательской деятельностью.
- Каков выход у кредиторов из сложившегося положения?
- Какое решение может принять сам Гостриков?
Задача 26.
После окончания школы Петров поступил в институт. Чтобы поздравить сына с этим событием, бабушка подарила ему автомобиль. Договор был оформлен надлежащим образом. Через две недели бабушка узнала, что Петров поступил не в медицинский, как она хотела, а в политехнический институт. Поэтому она потребовала от внука вернуть ей машину. Петров
ответил, что бабушка не спрашивала, куда именно поступил внук, а потому с его стороны обмана не было.
- Дайте определение договора дарения?
- Есть ли основания признать договор дарения недействительным?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по дисциплине ОГСЭ.03 Иностранный язык (английский) для специальности 40.02.03 Право и судебное администрирование
Данная Рабочая программа может быть использована с целью планирования учебной деятельности по дисциплине ОГСЭ.03 Иностранный язык (английский) для специальности 40.02.03 Право и судебное а...
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОП.15 Администрирование баз данных
фОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕОП.15 Администрирование баз данных...
Рабочая программа дисциплины "уголовное право" для специальности: Право и судебное администрирование"
Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 40.02.03 – «Право и судебное администрирование»....
Рабочая программа по дисциплине Гражданское право по специальности "Право и судебное администрирование"
Рабочая программа по дисциплине Гражданское право по специальности "Право и судебное администрирование"...
Тематический план по дисциплине Гражданское право по специальности "Право и судебное администрирование"
Тематический план по дициплине Гражданское право по дисциплине "Право и судебное администрирование"...
Фонд оценочных средств по специальности 09.02.06 Сетевое и системное администрирование ОУП. 12 Физическая культура
Фонд оценочных средств по специальности 09.02.06 Сетевое и системное администрирование ОУП. 12 Физическая культура...
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ по общеобразовательной дисциплины БД.03 ЭКОНОМИКА для профессии среднего профессионального образования 09.02.06 Сетевое и системное администрирование по программе базовой подготовки
Фонд оценочных средств общеобразовательного производственного цикла является частью основной программы специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 09.02.06 Сетевое и системн...