Методическая разработка тематического урока истории на тему: " День начала Нюрнбергского процесса"
методическая разработка
Урок посвящён дате 20 ноября -День начала Нюрнбергского процесса, проводился в соответствии с Программой Воспитания колледжа на 2021 - 2022 учебный год.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное учреждение Саратовской области « Аткарский политехнический колледж»
Методическая разработка
Тематический урок истории
«День начала Нюрнбергского процесса»
Урок посвящён дате
20 ноября - День начала Нюрнбергского процесса,
проводится в соответствии с Программой Воспитания колледжа
Автор-составитель:
Преподаватель истории: Шатилова Н.В.
Аткарск
Ноябрь 2021 год
Тема: «День начала Нюрнбергского процесса» Дата проведения: 22 ноября 2021 г. Тип урока: урок изучения нового материала. Цель урока: Формирование знаний о Нюрнбергском процессе, как о неотвратимости наказания за преступления против мира, военные преступления, против человечности, готовности обучающихся противостоять идеологии национализма, дискриминации по национальным признакам. Сохранение исторической памяти. Оснащение урока: стенд « Нюрнбергский процесс», видео « Нюрнбергский процесс. Советские хроники», видеоурок «День начала Нюрнбергского процесса», презентация « Токийский процесс», раздаточный материал для этапа рефлексии ( тестовый раздаточный материал). Оборудование урока: компьютер, экран Планируемое количество участников: 100 человек. Урок проводится по расписанию в группах I-II курса/
План урока:
- Организационная часть — 2-3 мин.
- Мотивационно-актуализационный блок
- Информационно-образовательный блок о военных преступлениях нацистов на оккупированных территориях
- Информационно-образовательный блок о Нюнбергском процессе
- Информационно-образовательный блок о Токийском процессе
- Рефлексия
7. Завершение урока
Используемый материал: 1.Военная энциклопедия. Председатель Главной редакционной комиссии С.Б. Иванов. Воениздат. Москва. в 8 томах - 2004 г.г. ISBN 5 - 203 01875 2. Нюрнбергский процесс: история и современность. Шепова Н.Я., кандидат исторических наук, доцент, старший научный сотрудник Научно исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба ВС РФ https://mil.ru/winner_may/history/more.htm?id=12079489%40cmsArticle
3. Видео Нюрнбергский процесс. Советские киножурналы. The Nuremberg trails | History Lab. Footage [HD 1080p]
Источник:https://www.youtube.com/watch?v=J1CUGlxooJk&t=63s 4.Видеоурок по истории « День начала Нюрнбергского процесса Источник: https://www.youtube.com/watch?v=MsAZ8t4di80&t=5s
Подготовили:
Преподаватель истории I квалификационной категории - Шатилова Н.В.
Приняли участие в оформлении тематического стенда, выполнили монтаж видеоролика студенты группы № 21 (профессия « Наладчик аппаратного и программного обеспечения»)
Ход урока
- Организационная часть
Преподаватель: Приветствие. Сегодня у нас с вами тематический урок, посвящённый дате 20 ноября - День начала Нюнбергского процесса.
- Мотивационно-актуализационный блок
- Кто знает, что это за событие?
Вторая мировая война стала самым крупнейшим вооружённым конфликтом в истории человечества.
- Когда началась Вторая мировая война?
- Сколько государств принимало в ней участие? ( было вовлечено 80 % населения Земного шара — 62 государства из 73 существовавших на тот момент)
Из-за отсутствия достоверных статистических данных, до сих пор не установлено общее число жертв среди военнослужащих и гражданского населения многих государств, участвовавших в войне. Оценки количества погибших в различных исследованиях значительно разнятся.
- Однако принято считать, что Во Второй мировой войне погибло кто помнит сколько человек? (свыше 55 миллионов человек), из них в Советском Союзе ? ( 27 миллионов человек погибло в Советском Союзе )
Почти половина всех погибших - мирное население.
3.Информационно-образовательный блок о военных преступлениях нацистов на оккупированных территориях
Преподаватель:
Как только к власти в Германии приходит Гитлер, - в каком году это было? ( 1933 г).
Он начинает расправляться со всеми кто против фашистского режима и другими «неблагонадёжными» гражданами Германии. Создаёт тюрьмы и концентрационные лагеря (Дахау – 1933г., Бухенвальд – 1937 г., Равенсбрюк- 1939 г и др.)
К началу Второй мировой войны в тюрьмах и концентрационных лагерях Германии находились 300 тысяч немецких, австрийских и чешских антифашистов. В последующие годы гитлеровская Германия на территории оккупированных ею европейских стран ( Норвегия, Польша, Франция, Сербия, Территория СССР: Литва, Украина, Белоруссия, Смоленск, Краснодар, Новгород, Орел и др) создала гигантскую сеть концентрационных лагерей, превращенных в места организованного систематического убийства миллионов людей.
Фашистские концлагеря предназначалась для физического уничтожения целых народов, в первую очередь славянских; тотального истребления евреев, цыган.
Только в фашистских лагерях смерти Майданек и Освенцим было уничтожено более 5,5 млн. безвинных людей.
Всего в гитлеровских концлагерях замучено 11 млн. граждан из всех Европейских стран, в том числе около 6 млн. лиц еврейской национальности.
Еще до начала военных действий всем группам войск, участвовавших в осуществлении плана «Барбаросса», было объявлено, что они не будут нести ответственность за преступления против гражданского населения, проживающего в СССР. Следовательно, террор был разрешен солдатам на государственном уровне.
О том, что война шла на истребление, нацисты не уставали напоминать в течение всей войны. Рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер, приехавший на Восточный фронт, разъяснял политику фюрера на местах — вот его речь в Харькове от 24 апреля 1943 г.: «Всё решается здесь, на Востоке; здесь русский враг, мы этот 200-милионный народ уничтожим в военном смысле и пустим кровь этой человеческой массе. Мы сделаем это, убив их или взяв их в плен и по-настоящему заставив их работать... Либо они должны быть вывезены и будут использоваться в Германии в качестве рабочей силы, либо они просто погибнут».
- Просмотр видеосюжета Видео Нюрнбергский процесс. Советские киножурналы
В концентрационных лагерях в Смоленске, Краснодаре, Ставрополе, Львове, Полтаве, Новгороде, Орле Каунасе, Риге и во многих других были замучены сотни тысяч советских людей.
За два года оккупации Киева, на его территории в Бабьем Яре расстреляны десятки тысяч людей разных национальностей – евреев, украинцев, русских, цыган.
В Белоруссии оккупанты сожгли свыше 9200 деревень, из которых 619 вместе с жителями. Всего за время оккупации в Белорусской ССР погибли 1 409 235 мирных жителей, еще 399 тыс. чел., насильственно вывезены на принудительные работы в Германию, из которых более 275 тыс. не вернулись домой.
В Смоленске и его окрестностях за 26 месяцев оккупации фашисты уничтожили более 135 тыс. мирных граждан и военнопленных, более 87 тыс. горожан угнаны на принудительные работы в Германию. Когда в сентябре 1943 г. Смоленск был освобожден, в нем оставалось всего 20 тыс. жителей ( из 250 тыс.). В Симферополе, Евпатории, Алуште, Карабузаре, Керчи и Феодосии с 16 ноября по 15 декабря 1941 г. опергруппой D расстреляно более 21 000 человек (17 645 евреев, 2504 крымских казака, 824 цыгана и 212 коммунистов и партизан.).
За все злодеяния нацисты, лидеры Германии должны были ответить. В Советском Союзе о создании Международного военного трибунала заговорили еще в октябре 1942 года. На уровне лидеров трех держав — в феврале 1945 года на конференции в Ялте. Формально этот трибунал, вошедший в историю как первый крупный процесс такого рода, был создан во время Лондонской конференции, проходившей с 26 июня по 8 августа 1945 года. А 29 августа был обнародован первый список военных преступников, в который вошли 24 человека.
18 октября 1945 года состоялось открытое распорядительное заседание Международного Военного Трибунала в Берлине. Оно проходило в здании Контрольного Совета по Германии в Берлине. В дальнейшем все заседания и слушания проходили в Нюрнберге.
- Информационно-образовательный блок о Нюнбергском процессе
- Просмотр видеоурока «День начала Нюрнбегского процесса».
Преподаватель:
Вслед за Нюрнбергским процессом был проведен Токийский процесс – судебный процесс над главными японскими военными преступниками, происходивший в Токио с 3 мая 1946 г. по 12 ноября 1948 г. в Международном военном трибунале для Дальнего Востока. Требование суда над японскими военными преступниками было сформулировано в Потсдамской декларации от 26 июля 1945 г. В Акте о капитуляции Японии от 2 сентября 1945 г. было дано обязательство «честно выполнять условия Потсдамской декларации», включая наказание военных преступников.
5.Информационно-образовательный блок о Токийском процессе
- Просмотр презентации «Токийский процесс»
Нюрнбергские принципы, одобренные Генеральной Ассамблеей ООН (резолюции от 11 декабря 1946 г. и 27 ноября 1947 г.), стали общепризнанными нормами международного права. Они служат основанием для отказа выполнять преступный приказ и предупреждают об ответственности тех руководителей государств, которые готовы совершить преступления против мира и человечности. В дальнейшем к преступлениям против человечности были отнесены геноцид, расизм и расовая дискриминация, апартеид, применение ядерного оружия, колониализм.
Принципы и нормы, сформулированные Нюрнбергским процессом, легли в основу всех послевоенных международно-правовых документов, направленных на предотвращение агрессии, военных преступлений и преступлений против человечности (например, Конвенция 1948 г. «О предупреждении преступлений геноцида и наказании за него», Женевская конвенция 1949 г. «О защите жертв войны», Конвенция 1968 г. «О неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества», Римский статут 1998 г. «О создании Международного уголовного суда»)
6.Рефлексия - Давайте с вами вспомним и обобщим всё, что мы с вами сегодня услышали и увидели, ответив на вопросы. (самостоятельная работа в тетрадях – 5-10 мин.). Студенты проверяют и оценивают свою работу.
7. Заключение. Заключительное слово преподавателя: В настоящее время предпринимаются попытки переписать историю, подвергнуть ревизии, закрепленные в уставе ООН и других международно-правовых документах итоги Второй мировой войны, предпринимаются попытки оправдать идеологию и деяния нацистов, очернить освободителей от фашизма. Многие общественные деятели, политики не замечают или не хотят замечать зачатки возрождающегося расизма и фашизма, не осуждают его, маскируя борьбой за национальную идею и национальное единство. Все это было уже перед Второй мировой войной.
Позиция России в этом вопросе однозначна.
«...Мы должны делать все от нас зависящее, чтобы преступные нацистские доктрины навсегда остались в прошлом, чтобы выводы Нюрнбергского трибунала были и сегодня незыблемы...» Владимир Путин, Президент Российской Федерации.
Приложение
Тест « Нюрнбергский процесс»
- Где находится город Нюрнберг?
- Когда начался Нюрнбергский процесс над военными преступниками?
- Назовите хронологические рамки Нюрнбергского процесса.
- Международный военный трибунал состоял из четверых членов и их заместителей, каких ведущих держав?
- Сколько военных преступников, нацистов было включено в первый список, опубликованный 29 августа 1945 г.
- По каким пунктам были обвинены немецкие лидеры?
- Нюрнбергские принципы стали общепризнанными нормами какого права?
- Почему Нюрнбергский процесс называют судом истории?
Результат:
Отличный – 7-8 б.
Хороший уровень – 4-7 б
Низкий уровень знаний – до 4 б
Тест «Нюрнбергский процесс»
- Где находится город Нюрнберг?
- Когда начался Нюрнбергский процесс над военными преступниками?
- Назовите хронологические рамки Нюрнбергского процесса.
- Международный военный трибунал состоял из четверых членов и их заместителей, каких ведущих держав?
- Сколько военных преступников, нацистов было включено в первый список, опубликованный 29 августа 1945 г.
- По каким пунктам были обвинены немецкие лидеры?
- Нюрнбергские принципы стали общепризнанными нормами какого права?
- Почему Нюрнбергский процесс называют судом истории?
Результат:
Отличный – 7-8 б.
Хороший уровень – 4-7 б
Низкий уровень знаний – до 4 б
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка тематического классного часа на тему:" Энергетические напитки:" окрыляют" или вредят?"
" Энергетические напитки:" окрыляют" или вредят?" ...
Методическая разработка к уроку-экскурсии по теме "Летний сад"
В предлагаемом материале можно познакомиться с конспектом интерактивного урока по теме "Летний сад" . К конспекту прилагается презентация "Летний сад"...
Методическая разработка внеклассного урока-викторины по теме "Что ты знаешь о Великобритании?"
Данный урок поможет сделать внеклассное занятие интересным, а также расширит кругозор студентов....
Методические разработки к урокам. Презентации по темам уроков ОБЖ
Известно, что 80% информации человек получает через зрение. Данные презентации были разработаны в полном соответствии с рабочей программой "Основы безопасности жизнедеятельности". Предназнач...
Методическая разработка тематического классного часа на тему: «Безопасность подростков в сети Интернет: виды интернет-преступлений и способы их предупреждения»
Часто подростки подвержены негативному влиянию из вне, а так как Интернет на данный момент является неотъемлемой частью жизни, то именно там современных школьников и студентов и подстерегает большое к...
Методическая разработка открытого урока по МДК04.01 ПМ 04. Организация процесса приготовления и приготовление сложных хлебобулочных, мучных кондитерских изделий. Разработчик урока: преподаватель профессиональных дисциплин Лапенок Александр Сергеевич Тем
Методическая разработка открытого урока по МДК04.01ПМ 04. Организация процесса приготовления и приготовление сложных хлебобулочных, мучных кондитерских изделий. Разработчик урока: преп...
Методическая разработка для урока истории 8 класса по кейс-технологии.
Это - методическая разработка, актуальная в рамках урока в 8 классе по теме "Северная война 1700-1721 гг". Цель этой методической разработки - упростить для детей понимание причин Северной в...