Методическая разработка тематического урока истории на тему: " День начала Нюрнбергского процесса"
методическая разработка

Урок посвящён дате 20 ноября -День начала Нюрнбергского процесса,  проводился в соответствии с Программой Воспитания колледжа на 2021 - 2022 учебный год.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное  учреждение Саратовской области « Аткарский политехнический колледж»

Методическая разработка

Тематический урок истории

«День начала Нюрнбергского процесса»

Урок посвящён дате

20 ноября -  День начала Нюрнбергского процесса,

проводится в соответствии с Программой Воспитания колледжа

Автор-составитель:

                             Преподаватель истории: Шатилова Н.В.

Аткарск

Ноябрь  2021 год

             Тема: «День начала Нюрнбергского процесса»                                                                         Дата проведения: 22 ноября 2021 г.                                                                                                           Тип урока:  урок изучения нового материала.                                                                                                          Цель урока: Формирование знаний о Нюрнбергском процессе, как о неотвратимости наказания за преступления против мира, военные преступления, против человечности, готовности обучающихся противостоять идеологии национализма, дискриминации по национальным признакам. Сохранение исторической памяти.                                                               Оснащение урока: стенд « Нюрнбергский процесс», видео « Нюрнбергский процесс. Советские хроники»,  видеоурок «День начала Нюрнбергского процесса», презентация « Токийский процесс»,  раздаточный материал для этапа рефлексии                                                               ( тестовый раздаточный материал).                                                                                   Оборудование  урока: компьютер, экран                                                                                     Планируемое количество участников: 100 человек.                                                                                Урок проводится по расписанию в группах I-II курса/

План урока:

  1. Организационная часть — 2-3 мин.
  2. Мотивационно-актуализационный  блок
  3. Информационно-образовательный блок о военных преступлениях нацистов  на оккупированных территориях
  4. Информационно-образовательный блок о Нюнбергском процессе
  5. Информационно-образовательный блок о Токийском  процессе
  6. Рефлексия

     7. Завершение урока

Используемый материал:                                                                                                                                        1.Военная энциклопедия. Председатель Главной редакционной комиссии С.Б. Иванов. Воениздат. Москва. в 8 томах - 2004 г.г. ISBN 5 - 203 01875                                                                      2.  Нюрнбергский процесс: история и  современность. Шепова Н.Я.,  кандидат исторических наук, доцент, старший научный сотрудник Научно исследовательского института (военной истории)  Военной академии Генерального штаба ВС РФ https://mil.ru/winner_may/history/more.htm?id=12079489%40cmsArticle

3. Видео Нюрнбергский процесс. Советские киножурналы. The Nuremberg trails | History Lab. Footage [HD 1080p]

Источник:https://www.youtube.com/watch?v=J1CUGlxooJk&t=63s                                                    4.Видеоурок по истории « День начала Нюрнбергского процесса                                                                        Источник: https://www.youtube.com/watch?v=MsAZ8t4di80&t=5s

Подготовили:

Преподаватель истории I квалификационной категории -  Шатилова  Н.В.

Приняли участие в оформлении  тематического стенда, выполнили монтаж видеоролика   студенты группы № 21 (профессия « Наладчик аппаратного и программного обеспечения»)

Ход урока

  1. Организационная часть

Преподаватель:  Приветствие. Сегодня у нас с вами тематический урок, посвящённый дате 20 ноября - День  начала Нюнбергского процесса.

  1. Мотивационно-актуализационный  блок

- Кто знает, что это за событие?

Вторая мировая война стала самым крупнейшим вооружённым конфликтом в истории человечества.

- Когда началась Вторая мировая война?

- Сколько государств принимало в ней участие? ( было вовлечено 80 % населения Земного шара — 62 государства из 73 существовавших на тот момент)

Из-за отсутствия достоверных статистических данных, до сих пор не установлено общее число жертв среди военнослужащих и гражданского населения многих государств, участвовавших в войне. Оценки количества погибших в различных исследованиях значительно разнятся.

-  Однако принято считать, что Во Второй мировой войне погибло кто помнит сколько человек? (свыше 55 миллионов человек), из них в Советском Союзе ?                   ( 27 миллионов человек погибло в Советском Союзе )

 Почти половина всех погибших - мирное население.

3.Информационно-образовательный блок о военных преступлениях нацистов  на оккупированных территориях

Преподаватель:

      Как только к власти в Германии приходит Гитлер,                                                                                           - в каком году это было? ( 1933 г).

Он начинает расправляться со всеми кто против фашистского режима и другими «неблагонадёжными» гражданами Германии. Создаёт тюрьмы и концентрационные лагеря (Дахау – 1933г., Бухенвальд – 1937 г., Равенсбрюк- 1939 г и др.)

К началу Второй мировой войны в тюрьмах и концентрационных лагерях Германии  находились 300 тысяч немецких, австрийских и чешских антифашистов. В последующие годы гитлеровская Германия на территории оккупированных ею европейских стран ( Норвегия, Польша, Франция,   Сербия, Территория СССР:  Литва, Украина, Белоруссия, Смоленск, Краснодар, Новгород, Орел и др) создала гигантскую сеть концентрационных лагерей, превращенных в места организованного систематического убийства миллионов людей.

Фашистские концлагеря предназначалась для физического уничтожения целых народов, в первую очередь славянских; тотального истребления евреев, цыган.

Только в фашистских лагерях смерти Майданек и Освенцим было уничтожено более 5,5 млн. безвинных людей.

 Всего в гитлеровских концлагерях замучено 11 млн. граждан из всех Европейских стран, в том числе около 6 млн. лиц еврейской национальности.

Еще до начала военных действий всем группам войск, участвовавших в осуществлении плана «Барбаросса», было объявлено, что они не будут нести ответственность за преступления против гражданского населения, проживающего в СССР. Следовательно, террор был разрешен солдатам на государственном уровне.

О том, что война шла на истребление, нацисты не уставали напоминать в течение всей войны.   Рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер, приехавший на Восточный фронт, разъяснял политику фюрера на местах — вот его речь в Харькове от 24 апреля 1943 г.: «Всё решается здесь, на Востоке; здесь русский враг, мы этот 200-милионный народ уничтожим в военном смысле и пустим кровь этой человеческой массе. Мы сделаем это, убив их или взяв их в плен и по-настоящему заставив их работать... Либо они должны быть вывезены и будут использоваться в Германии в качестве рабочей силы, либо они просто погибнут».

  • Просмотр видеосюжета Видео Нюрнбергский процесс. Советские киножурналы

В концентрационных лагерях в Смоленске, Краснодаре, Ставрополе, Львове, Полтаве, Новгороде, Орле Каунасе, Риге и во многих других были замучены сотни тысяч советских людей.

За два года оккупации Киева, на его территории в Бабьем Яре расстреляны десятки тысяч людей разных национальностей – евреев, украинцев, русских, цыган.

В Белоруссии оккупанты сожгли свыше 9200 деревень, из которых 619 вместе с жителями. Всего за время оккупации в Белорусской ССР погибли 1 409 235 мирных жителей, еще 399 тыс. чел., насильственно вывезены на принудительные работы в Германию, из которых более 275 тыс. не вернулись домой.

В Смоленске и его окрестностях за 26 месяцев оккупации фашисты уничтожили более 135 тыс. мирных граждан и военнопленных, более 87 тыс. горожан угнаны на принудительные работы в Германию. Когда в сентябре 1943 г. Смоленск был освобожден, в нем оставалось всего 20 тыс. жителей ( из 250 тыс.).                                                                      В Симферополе, Евпатории, Алуште, Карабузаре, Керчи и Феодосии с 16 ноября по 15 декабря 1941 г. опергруппой D расстреляно  более 21 000  человек  (17 645 евреев, 2504 крымских казака, 824 цыгана и 212 коммунистов и партизан.).

За все злодеяния нацисты, лидеры Германии  должны были ответить.  В Советском Союзе о создании Международного военного трибунала заговорили еще в октябре 1942 года. На  уровне лидеров трех держав — в феврале 1945 года на конференции в Ялте. Формально этот трибунал, вошедший в историю как первый крупный процесс такого рода, был создан во время Лондонской конференции, проходившей с 26 июня по 8 августа 1945 года. А 29 августа был обнародован первый список военных преступников, в который вошли 24 человека.

18 октября 1945 года состоялось открытое распорядительное заседание Международного Военного Трибунала в Берлине. Оно проходило в здании Контрольного Совета по Германии в Берлине. В дальнейшем все заседания и слушания проходили  в  Нюрнберге.

  1. Информационно-образовательный блок о Нюнбергском процессе
  • Просмотр видеоурока  «День начала Нюрнбегского процесса».

Преподаватель:

Вслед за Нюрнбергским процессом был проведен Токийский процесс – судебный процесс над главными японскими военными преступниками, происходивший в Токио с 3 мая 1946 г. по 12 ноября 1948 г. в Международном военном трибунале для Дальнего Востока. Требование суда над японскими военными преступниками было сформулировано в Потсдамской декларации от 26 июля 1945 г. В Акте о капитуляции Японии от 2 сентября 1945 г. было дано обязательство «честно выполнять условия Потсдамской декларации», включая наказание военных преступников.

5.Информационно-образовательный блок о Токийском  процессе

  • Просмотр презентации «Токийский процесс»

Нюрнбергские принципы, одобренные Генеральной Ассамблеей ООН (резолюции от 11 декабря 1946 г. и 27 ноября 1947 г.), стали общепризнанными нормами международного права. Они служат основанием для отказа выполнять преступный приказ и предупреждают об ответственности тех руководителей государств, которые готовы совершить преступления против мира и человечности.                                                      В дальнейшем к преступлениям против человечности были отнесены геноцид, расизм и расовая дискриминация, апартеид, применение ядерного оружия, колониализм.

Принципы и нормы, сформулированные Нюрнбергским процессом, легли в основу всех послевоенных международно-правовых документов, направленных на предотвращение агрессии, военных преступлений и преступлений против человечности (например, Конвенция 1948 г. «О предупреждении преступлений геноцида и наказании за него», Женевская конвенция 1949 г. «О защите жертв войны», Конвенция 1968 г. «О неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества», Римский статут 1998 г. «О создании Международного уголовного суда»)

6.Рефлексия - Давайте с вами вспомним и обобщим всё, что мы с вами сегодня услышали и увидели, ответив на вопросы.  (самостоятельная работа в тетрадях – 5-10  мин.). Студенты проверяют  и оценивают свою работу.         

7. Заключение. Заключительное слово преподавателя:                                                                                                                             В настоящее время предпринимаются попытки переписать историю, подвергнуть ревизии, закрепленные в уставе ООН и других международно-правовых документах итоги  Второй мировой войны, предпринимаются попытки оправдать идеологию и деяния нацистов, очернить освободителей от фашизма. Многие общественные деятели, политики не замечают или не хотят замечать зачатки возрождающегося расизма и фашизма, не осуждают его, маскируя борьбой за национальную идею и национальное единство. Все это было уже перед  Второй мировой войной.

Позиция России в этом вопросе однозначна.        

«...Мы должны делать все от нас зависящее, чтобы преступные нацистские доктрины навсегда остались в прошлом, чтобы выводы Нюрнбергского трибунала были и сегодня незыблемы...»    Владимир Путин, Президент Российской Федерации.

Приложение

Тест « Нюрнбергский процесс»

  1. Где находится город Нюрнберг?
  2. Когда начался Нюрнбергский процесс над военными преступниками?
  3. Назовите  хронологические рамки Нюрнбергского процесса.
  4. Международный военный трибунал состоял из четверых членов и их заместителей,  каких ведущих держав?
  5. Сколько военных преступников, нацистов было включено в первый список, опубликованный 29 августа 1945 г.
  6. По каким пунктам были обвинены немецкие лидеры?
  7. Нюрнбергские принципы стали общепризнанными нормами  какого права?
  8. Почему Нюрнбергский процесс называют судом истории?

Результат:

Отличный – 7-8 б.

Хороший уровень –  4-7 б

Низкий уровень знаний –  до 4 б

Тест «Нюрнбергский процесс»

  1. Где находится город Нюрнберг?
  2. Когда начался Нюрнбергский процесс над военными преступниками?
  3. Назовите  хронологические рамки Нюрнбергского процесса.
  4. Международный военный трибунал состоял из четверых членов и их заместителей,  каких ведущих держав?
  5. Сколько военных преступников, нацистов было включено в первый список, опубликованный 29 августа 1945 г.
  6. По каким пунктам были обвинены немецкие лидеры?
  7. Нюрнбергские принципы стали общепризнанными нормами  какого права?
  8. Почему Нюрнбергский процесс называют судом истории?

Результат:

Отличный – 7-8 б.

Хороший уровень –  4-7 б

Низкий уровень знаний –  до 4 б


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка к уроку-экскурсии по теме "Летний сад"

В предлагаемом материале можно познакомиться с конспектом интерактивного урока по теме "Летний сад" . К конспекту прилагается презентация "Летний сад"...

Методическая разработка внеклассного урока-викторины по теме "Что ты знаешь о Великобритании?"

Данный урок поможет сделать внеклассное занятие интересным, а также расширит кругозор студентов....

Методические разработки к урокам. Презентации по темам уроков ОБЖ

Известно, что 80% информации человек получает через зрение. Данные презентации были разработаны в полном соответствии с рабочей программой "Основы безопасности жизнедеятельности". Предназнач...

Методическая разработка тематического классного часа на тему: «Безопасность подростков в сети Интернет: виды интернет-преступлений и способы их предупреждения»

Часто подростки подвержены негативному влиянию из вне, а так как Интернет на данный момент является неотъемлемой частью жизни, то именно там современных школьников и студентов и подстерегает большое к...

Методическая разработка открытого урока по МДК04.01 ПМ 04. Организация  процесса приготовления и приготовление сложных хлебобулочных, мучных кондитерских изделий.  Разработчик урока: преподаватель профессиональных дисциплин Лапенок Александр Сергеевич Тем

Методическая разработка открытого урока по МДК04.01ПМ 04. Организация  процесса приготовления и приготовление сложных хлебобулочных, мучных кондитерских изделий. Разработчик урока: преп...

Методическая разработка для урока истории 8 класса по кейс-технологии.

Это - методическая разработка, актуальная в рамках урока в 8 классе по теме "Северная война 1700-1721 гг". Цель этой методической разработки - упростить для детей понимание причин Северной в...