План-конспект учебного занятия по теме 1 Понятие и назначение уголовного процесса
план-конспект урока
План-конспект учебного занятия тема 1 "Понятие и назначение уголовного процесса"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План-конспект тема 1 ОП.08 | 30.71 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение города Москвы
«ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
(ГБПОУ Юридический колледж)
ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия
по учебной дисциплине ОП.08 Уголовный процесс
для обучающихся 2 курса
специальность ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Тема 1.1 "Понятие и назначение уголовного судопроизводства"
Вид занятия – уроки- 6ч.
Урок 1 – 2часа
Цель занятия объяснение нового материала, самостоятельное изучение положений уголовно-процессуального законодательства
Задачи занятия:
Цель занятия объяснение нового материала, самостоятельное изучение положений уголовно-процессуального законодательства.
Задачи занятия:
Обучающая: Обеспечить усвоение обучающимися назначения уголовного судопроизводства России
Воспитательная: Формировать понятие сущности и социальной значимости своей будущей профессии, гражданской позиции, проявление к ней устойчивого интереса
Развивающая: Формировать навыки самостоятельной подготовки к занятию
Информационно-справочное оснащение:
Основная литература:
- Учебник «Уголовный процесс» под ред. Проф. Н.С. Мановой, проф. Ю.В. Францифорова, среднее профессиональное образование, ЮСТИЦИЯ, Москва, 2018, глава 1, стр.14-26 по всей теме.
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 11.06.2021) Форма доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34481/
Междисциплинарные связи: Административное право, уголовное право, гражданское право
Обсуждение вопросов:
1.Понятие и сущность уголовного процесса.
2.Назначение уголовного судопроизводства.
3.Формы, гарантии и функции уголовного судопроизводства
Вопрос № 1. Понятие и сущность уголовного процесса
Уголовное судопроизводство - это осуществляемая в установленном законом порядке деятельность органов предварительного расследования (следствия и дознания), прокурора и суда и других участников уголовного судопроизводства по возбуждению уголовного дела, расследованию, судебному рассмотрению и разрешению уголовных дел, в результате которой возникают правовые отношения как между государственными органами и должностными лицами, так и между государственными органами и др. участвующими в деле лицами.
Понятию «уголовное судопроизводство» идентично понятие «уголовный процесс».
В юридической литературе термин «уголовный процесс» трактуется в четырех значениях.
Первое - наука уголовного процесса является отраслью юридической науки и представляет собой совокупность (систему) правовых взглядов, представлений, идей, раскрывающих основные положения и сущность уголовного судопроизводства, закономерности его возникновения и развития. С одной стороны, наука разрабатывает некоторые положения (принципы) уголовного судопроизводства, процессуальные формы и средства собирания доказательств и их оценки, формулирует права и обязанности участников процесса, формирует предложения по совершенствованию практики применения уголовно-процессуального законодательства. С другой стороны, изучается процессуальная деятельность правоохранительных органов и возникающие в ходе этой деятельности уголовно-процессуальные отношения.
Второе - уголовный процесс является учебной дисциплиной, изучаемой в высших и средних специальных учебных заведениях юридического профиля. Особенностью данной дисциплины является то, что в ее основу положены теоретические положения науки уголовного процесса.
Третье - это особый вид государственной деятельности (уголовное судопроизводство). Этот вид деятельности является особым, потому что включает в себя несколько особых элементов;
- это деятельность особого круга участников государственных органов – органов предварительного расследования, прокурора, суда и других участников уголовного судопроизводства;
- эта деятельность осуществляется в особом процессуальном порядке;
- в результате этой деятельности решаются особые задачи.
Четвертое - это отрасль российского права - уголовно-процессуальное права, представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих деятельность участников уголовного судопроизводства и возникающие в процессе этой деятельности правоотношения.
О соотношении понятий «уголовный процесс» и «правосудие»:
а) правосудие – деятельность только суда, в этом смысле более узкое содержание.
б) правосудие состоит в разбирательстве не только уголовных дел, но и гражданских (в этом смысле шире понятие).
в) Правовая основа правосудия включает в себя нормы отраслей законодательства, а правовой основой уголовно-процессуальной деятельности является уголовно-процессуальное законодательство.
Сущность уголовного процесса заключается в возбуждении уголовного дела, расследовании, судебном рассмотрении и разрешении уголовных дел (принятие по делу решения о виновности или невиновности лица).
Вопрос 2. Уголовно-процессуальные правоотношения - отношения, возникающие в связи с производством по уголовному делу между всеми участниками уголовного судопроизводства, регулируемые нормами уголовно-процессуального права, отличительной особенностью которых является обязательное наличие государственного органа, как участника этих правоотношений.
- Уголовно-процессуальные правоотношения отличаются спецификой прав и обязанностей участников уголовного судопроизводства.
- Они носят ярко выраженный властный характер, так как одним из их участников выступает лицо, осуществляющее государственно-властные полномочия- следователь, дознаватель.
Субъекты уголовно-процессуальных правоотношений:
- государственные органы и должностные лица, осуществляющие производство по уголовному делу (органы дознания и предварительного следствия, прокуратуры и суда)- обязательный участник.
- другие участники уголовного процесса (подозреваемый, обвиняемый и подсудимый, адвокат, потерпевший, свидетели, понятые, гражданский истец и гражданский ответчик и их представители).
Таким образом, выделяют две группы правоотношений:
1 группа между должностным лицом, осуществляющим уголовное судопроизводство и иным участником: например, дознаватель – подозреваемый, следователь – свидетель; судья- подсудимый.
2 группа- между сами лицами, осуществляющими уголовное судопроизводство: например, прокурор – судья; дознаватель-начальник подразделения дознания; следователь- руководитель следственного отдела.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛА ПО ТЕМЕ
1.1. Категория «уголовный процесс» включает в себя понятие:
- правосудия;
- судопроизводства;
- правосудия по уголовным делам;
- деятельности органов внутренних дел;
1.2. Уголовно-процессуальная деятельность отличается от оперативно-розыскной тем, что:
- имеет гласный характер;
- направлена на раскрытие преступлений;
- имеет государственно-властный характер;
- имеет специфические методы и средства;
1.3. Уголовный процесс отличается от правосудия тем, что:
- включает в себя стадию предварительного расследования;
- осуществляется органами расследования и прокуратуры;
- включает в себя стадию возбуждение уголовного дела;
- все ответы правильные.
1.4. Уголовно-процессуальная деятельность отличается от административной тем, что
- имеет гласный характер;
- направлена на раскрытие преступлений;
- имеет государственно-властный характер;
- имеет специфические методы и средства.
1.5. К основной функции в уголовном процессе относится:
- правильное применение уголовного закона;
- обвинение;
- привлечение лица в качестве обвиняемого;
- оправдание невиновных;
1.6. Не является функцией уголовного процесса:
- разрешение дела по существу;
- назначение наказания;
- обвинения;
- защиты.
Преподаватель ___________________ Н.В. Александрова
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение города Москвы
«ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
(ГБПОУ Юридический колледж)
ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия
по учебной дисциплине ОП.08 Уголовный процесс
для обучающихся 2 курса
специальность ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Тема 1.1 «Понятие и назначение уголовного судопроизводства»
Вид занятия – уроки- 6ч.
Урок 2 – 2часа
Цель занятия объяснение нового материала, самостоятельное изучение положений уголовно-процессуального законодательства
Задачи занятия:
Цель занятия объяснение нового материала, самостоятельное изучение положений уголовно-процессуального законодательства.
Задачи занятия:
Обучающая: Обеспечить усвоение обучающимися назначения уголовного судопроизводства России
Воспитательная: Формировать понятие сущности и социальной значимости своей будущей профессии, гражданской позиции, проявление к ней устойчивого интереса
Развивающая: Формировать навыки самостоятельной подготовки к занятию
1. АКТУАЛИЗАЦИЯ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА УЧЕБНОГО КУРСА
Обсуждение вопросов:
Формы, гарантии и функции в уголовном судопроизводстве
Уголовно-процессуальная форма - это регламентированный уголовно-процессуальным законом порядок производства по уголовному делу. Процессуальные действия участников уголовного процесса должны совершаться в определенной последовательности, в строгом порядке. Этот предусмотренный законом порядок производства процессуальных действий, принятия решений и их оформления и называется процессуальной формой.
Процессуальная форма характерна для всего уголовного процесса, так и для отдельных частей, для отдельных процессуальных действий и процессуальных документов.
Уголовно-процессуальные гарантии - это называется установленная законом система правовых средств, которые обеспечивают всем участникам уголовного судопроизводства возможность использовать предоставленные права и выполнять обязанности. Гарантии закреплены в нормах закона. Различают процессуальные гарантии прав отдельных субъектов (например, обвиняемого, потерпевшего) и правосудия в целом. Гарантии прав участников процесса являются теми условиями, без которых правосудие и уголовный процесс не смогли бы выполнить стоящие перед ними задачи.
Поэтому закон обязывает суд, прокурора, следователя, дознавателя не только разъяснить участвующим в деле лицам их права, но и обеспечить возможность осуществления данных прав.
Уголовно-процессуальные функции. Традиционно считается, что в уголовном судопроизводстве существуют 3 основные функции:
- обвинения (уголовного преследования);
- защиты;
- разрешения дела.
Функция обвинения лежит в основном на прокуроре, который является государственным обвинителем; на потерпевшем, на гражданском истце. В какой-то степени функция обвинения присуща органам расследования при предъявлении обвинения лицу, совершившему преступление.
Функция защиты присуща защитнику, адвокату, подозреваемому, обвиняемому, гражданскому ответчику.
В то же время функцию защиты выполняют органы расследования, устанавливая обстоятельства, смягчающие ответственность.
Функции обвинения и защиты понимаются как противоположные. Сущность этой противоположности в том, что сторона защиты может оспорить вывод обвинителя; оспорить доказанность обвинения, а также его законность, вывод о квалификации и мере наказания. Именно в возможности оспорить обвинение и привести доказательства в защиту от обвинения заключается смысл противоположности функции защиты.
Функция разрешения дела в основном относится к компетенции суда. Обязанность суда - осуществление функции разрешения уголовного дела и создания необходимых условий для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав (ч. 3 ст. 15 УПК РФ). Смысл этой функции - дать окончательный ответ относительно виновности или невиновности в связи с представленным в суд обвинением.
Однако, когда решения следователя носят окончательный характер, например, при прекращении уголовного дела за отсутствием состава преступления, на него также распространяется данная функция.
1.Понятие и общая характеристика стадий уголовного процесса
2.Тестовый опрос учащихся по пройденному материалу
- ВЕРСИИ ЭТАЛОННЫХ ОТВЕТОВ
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||||
а | г | а | а | а | г | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||||
г | б | б | г | б | б |
3. Юридический диктант
- Уголовный процесс это-
- Уголовно-процессуальное право это –
- Стадии уголовного процесса это-
- К функциям уголовного процесса относятся:
- Назначение уголовного судопроизводства
- Взаимосвязь уголовного процесса и уголовного права заключается в том, что
- Отличие уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности заключается в том, что
- Отличие уголовно-процессуальной и административной деятельности заключается в том, что
Тестовое задание
Тема 1.1 Понятие и назначение уголовного судопроизводства
Вариант 1
1. Не является стадией уголовного процесса:
- постановление приговора;
- возобновление уголовного дела по вновь открывшимся обстоятельствам;
- назначение судебного заседания;
- надзорное производство;
2. К исключительным стадиям уголовного процесса относится:
- апелляционное производство;
- возобновление приостановленного уголовного дела;
- прокурорский надзор;
- производство в надзорном порядке;
3. Какая функция в уголовном процессе относится к основным?
- правильное применение уголовного закона;
- обвинение;
- привлечение лица в качестве обвиняемого;
- оправдание невиновных;
4. Уголовно-процессуальная деятельность отличается от оперативно-розыскной тем, что:
- имеет гласный характер;
- направлена на раскрытие преступлений;
- имеет государственно-властный характер;
- имеет специфические методы и средства;
5. Какая из названных функций является первичной в уголовном процессе:
- обвинения;
- защиты;
- разрешение дела по существу;
- судебный контроль.
6.Назначение уголовного судопроизводства состоит:
- в защите прав обвиняемого;
- в защите прав потерпевшего;
- в защите прав свидетеля;
- все ответы правильные.
Вариант 2
1. В качестве самостоятельной стадии уголовного процесса выступает:
- дознание;
- предварительное следствие;
- судебное следствие;
- исполнение приговора.
2. К досудебным стадиям уголовного процесса относятся:
- принятие заявления о преступлении;
- предварительное расследование;
- назначение судебного заседания ;
- все ответы правильные
3. Что из нижеперечисленного не является функцией уголовного процесса
- разрешение дела по существу;
- назначение наказания;
- обвинения;
- защиты.
4. Не является задачей уголовного процесса:
- возбуждение уголовного дела в каждом случае обнаружения признаков преступления;
- правильное применение законов;
- назначение справедливого наказания;
- решение вопроса о применении принудительных мер медицинского характера
5. Категория "уголовный процесс" включает в себя понятие:
- правосудия;
- судопроизводства;
- правосудия по уголовным делам;
- деятельности органов внутренних дел;
6. В какой последовательности следует указать стадии уголовного процесса с точки зрения их последовательности:1- Судебное разбирательство, 2-Производство в порядке судебного надзора, 3-Апелляционное производство, 4- Назначение судебного разбирательства?
- 1,2,3,4;
- 4,1,3,2;
- 1,3,2,4;
- 2,3,4,1
3.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ – выставление оценок
4.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ –подготовить рассматриваемые вопросы для обсуждения.
Преподаватель ___________________ Н.В. Александрова
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Цикловой комиссии
___________________________
ГБПОУ Юридический коллеж
от __________. протокол № ____
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого учебного занятия по теме" ПРАВОСУДИЕ КАК ВИД ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПРИНЦИПЫ ПРАВОСУДИЯ" по дисциплине "Правоохранительные органы" по специальности 030912 "Право и организация социального обеспечения" (повышенный уровень)
ПЛАН-КОНСПЕКТ открытогог учебного занятия по теме "ПРАВОСУДИЕ КАК ВИД ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПРИНЦИПЫ ПРАВОСУДИЯ" по дисциплине "Правоохранительные органы" по специальности 030912 "Право и о...
ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого учебного занятия по теме "СУД АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ, СУД КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ, СУД НАДЗОРНОЙ ИНСТАНЦИИ" по дисциплине "Правоохранительные органы" по специальности 030912 "Право и организация социального обеспечения"
ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого учебного занятия по теме "СУД АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ, СУД КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ, СУД НАДЗОРНОЙ ИНСТАНЦИИ" по дисциплине "Правоохранительные органы" по специальности "Право и ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого учебного занятия по теме "ПРАВОВАЯ ОСНОВА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ " по дисциплине "Муниципальное право" по специальности 030912 "Право и организация социального обеспечения" (повышенный образовательный уровень)
ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого учебного занятия по теме "Правовая основа местного самоуправления" по дисциплине"Муниципальное право" по специальности 030912 "Право и организация социального обеспечения...
План - конспект открытого учебного занятия по ПМ. 02.МДК 02.04. Теоретические основы и методика музыкального воспитания с практикумом «Цели и задачи музыкального развития дошкольников. Взаимосвязь музыкального развития, воспитания и обучения детей»
План - конспект открытого учебного занятия по ПМ. 02.МДК 02.04. Теоретические основы и методика музыкального воспитания с практикумом «Цели и задачи музыкального развития дошкольников. Взаимосвя...
План-конспект открытого учебного занятия по теме 1 "Понятие и назначение уголовного процесса" январь 2019
План-конспект открытого учебного занятия для курсантов 2 курса специальности 40.02.02 ОП.08 Уголовный процесс...
План-конспект дистанционного учебного занятия по учебной дисциплине "Специальная техника" по теме «Назначение и структура систем контроля и управления доступом (СКУД)»
Цель занятия объяснение нового материала, самостоятельное изучение положений законодательства об оперативно-розыскной деятельности Задачи занятия:Обучающая: Обеспечить усвоение обучающимися темы поиск...
План-конспект дистанционного учебного занятия по учебной дисциплине "Криминология и предупреждение преступлений" по теме: «Причины и условия групповой и организованной преступности»
Цель занятия объяснение нового материала, самостоятельное изучение положений законодательства о правовых основах профилактики преступлений.Задачи занятия:Обучающая: Обеспечить усвоение обучающимися те...