Методические рекомендации по подготовке, выполению и защите рефератов
методическая разработка

Тетачко Светлана Ивановна

Методические рекомендации по подготовке, выполению и защите рефератов разработаны в рамках изучения дисциплины "Основы учебно-исследовательской деятельности" . Данные методические рекомендации могут быть использованы как преподавателями в подготовке к урокам, так и студентами всех профессий и специальностей СПО для самостоятельной подготовки реферата.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon МР по выполению рефератов215 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РЕФЕРАТА

           Исследовательская работа в форме реферата является индивидуальной самостоятельно выполненной работой студента.

Содержание реферата

Реферат, как правило, должен содержать следующие структурные элементы:

  1. титульный лист (Приложение А);
  2. содержание (Приложение Б);
  3. введение (Приложение В);
  4. основная часть;
  5. заключение (Приложение Г);
  6. список использованных источников (приложение Д);
  7. приложения (при необходимости).

Примерный объем в машинописных страницах составляющих реферата представлен в таблице.

Рекомендуемый объем структурных элементов реферата

Наименование частей реферата

Количество страниц

Титульный лист

1

Содержание (с указанием страниц)

1

Введение

1-2

Основная часть

10-15

Заключение

1

Список использованных источников

1

Приложения

Без ограничений

В содержании приводятся наименования структурных частей реферата, глав и параграфов его основной части с указанием номера страницы, с которой начинается соответствующая часть, глава, параграф. Содержание включает перечисление всех структурных элементов работы, исключая титульный лист, с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы дипломной работы. (Приложение Б)

Во введении дается общая характеристика реферата:

  • обосновывается актуальность выбранной темы;
  • определяется цель работы и задачи, подлежащие решению для её достижения;
  • описываются объект и предмет исследования, информационная база исследования;
  • кратко характеризуется структура реферата по главам.

Актуальность → почему данную тему нужно изучать в настоящее время? Определяется значимость актуальности, степень разработанности; Пример: «Актуальность исследования обусловлена тем, что…», «Особенно актуальными в последнее время стали вопросы …», «Данная тема … чрезвычайно актуальна в последние годы», «Следует отметить, что на сегодняшний день проблема, проанализирована недостаточно»

Объект → что рассматривается?

Предмет → как рассматривается объект, какие новые отношения, свойства, аспекты, функции раскрывает данное исследование?

Цель → какой результат исследователь намерен получить, каким он его видит? Цель исследования определяется темой работы, это общая большая проблема. Исходя из нее, формулируются задачи исследования.

Задачи → что нужно сделать, чтобы цель была достигнута? Задачи исследования – это цель, разбитая на множество мелких вопросов, необходимых решить в ходе исследования. Они формулируются в соответствии с параграфами глав содержания работы. Для их формулировки используются, как правило, следующие глаголы: рассмотреть, проанализировать, установить, выявить закономерность, вывести, показать, описать, сформулировать и др.  Задач, как правило, бывает от 3 до 5.

Пример формулирования задач: «Для достижения цели, поставленной в выпускной квалификационной работе, были определены следующие задачи:

1. Выявить …

2. Провести…

3. Разработать…

4. Раскрыть сущность …

5. Проанализировать причины …

6. Сравнить …

7. Рассмотреть …

8. Определить характер взаимосвязи …

9. Выявить позицию…

Основная часть должна содержать материал, необходимый для достижения поставленной цели и задач, решаемых в процессе выполнения реферата. Она включает 2-3 главы, каждая из которых, в свою очередь, делится на 2-3 параграфа. Деление на параграфы зависит от объема реферата, и делается только при большом объеме реферата. Содержание основной части должно точно соответствовать теме проекта и полностью её раскрывать. Главы и параграфы реферата должны раскрывать описание решения поставленных во введении задач. Поэтому заголовки глав и параграфов, как правило, должны соответствовать по своей сути формулировкам задач реферата. Заголовка "ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ" в содержании реферата быть не должно.

Главы основной части реферата могут носить теоретический, методологический и аналитический характер.

Обязательным для реферата является логическая связь между главами и последовательное развитие основной темы на протяжении всей работы, самостоятельное изложение материала, аргументированность выводов. Также обязательным является наличие в основной части реферата ссылок на использованные источники.

Изложение необходимо вести от третьего лица («Автор полагает...») либо использовать безличные конструкции и неопределенно-личные предложения («На втором этапе исследуются следующие подходы…», «Проведенное исследование позволило доказать...» и т.п.).

В заключении логически последовательно излагаются выводы, к которым пришел студент в результате выполнения реферата. Заключение должно кратко характеризовать решение всех поставленных во введении задач и достижение цели реферата. В заключении подводятся итоги проведенного исследования, обобщаются основные теоретические положения и делаются выводы, а также определяются основные направления для возможного дальнейшего исследования. Таким образом, заключение – это общая оценка проделанной работы, консолидация сделанных выводов.

Выводы  могут быть представлены 5-7 высказываниями и показывают, насколько решена каждая из поставленных задач, достигнута ли цель, удалось ли продвинуться в решении рассматриваемой проблемы.

Список использованных источников является составной частью работы и отражает степень изученности рассматриваемой проблемы. Количество источников в списке определяется студентом самостоятельно, для реферата их рекомендуемое количество от 5. При этом в списке обязательно должны присутствовать источники, изданные в последние 3 года, а также ныне действующие нормативно-правовые акты, регулирующие отношения, рассматриваемые в реферате.

В приложения следует относить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст (картинки, фотографии, таблицы вспомогательных данных, инструкции, методики, формы документов и т.п.).

Оформление реферата

          При выполнении внеаудиторной самостоятельной работы в виде реферата необходимо соблюдать следующие требования:

Страницы текста и приложений должны соответствовать формату А4 (210х297 мм). Выполнение работы обязательно осуществлять печатным способом на одной стороне листа белой бумаги.

Реферат печатается на одной стороне листа белой бумаги формата А4 с соблюдением следующих требований:

  • Размеры полей: левое - 30 мм, правое - 15 мм, верхнее и нижнее - 20 мм.
  • Абзацный отступ должен быть одинаковым по всему тексту курсовой работы и равен 1,25 см
  • Шрифт размером 14 пт, гарнитурой Ttimes New Roman; цвет черный
  • Междустрочный интервал – полуторный (1,5 строки)
  • Выравнивание текста – по ширине
  • Качество напечатанного текста и оформления иллюстраций, таблиц, должно удовлетворять требованию их четкого воспроизведения.
  • Фамилии, наименования учреждений, организаций, фирм, наименования изделий и другие имена собственные в тексте приводят на языке оригинала.

Структурные элементы реферата (оформление заголовков)

  • Наименования структурных элементов  работы: «СОДЕРЖАНИЕ»,  «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ», «ПРИЛОЖЕНИЕ», «НАЗВАНИЕ ГЛАВЫ» служат заголовками структурных элементов реферата
  • Заголовки структурных элементов следует располагать в середине строки без точки в конце, прописными буквами, не подчеркивая. В конце номера главы точка не ставится. Каждый структурный элемент и каждая глава основной части курсовой работы начинают с новой страницы,  используется шрифт 14,

Пример:

ГЛАВА 1 ФАНТАЗИЙНАЯ ЖЕНСКАЯ ПРИЧЕСКА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

  • Заголовки параграфов основной части  следует начинать с абзацного отступа и размещать после порядкового номера, печатать с прописной буквы, полужирным шрифтом, не подчеркивать. В конце номера параграфа точка не ставится,

Пример:

1.1 Особенности причесок в стиле барокко

Заголовки должны быть набраны маленькими (строчными) буквами, первая буква – заглавная (прописная). От текста заголовки разделяются сверху и снизу пустой строкой.  Переносы слов в заголовках не допускаются.

Нумерация страниц

  • страницы  работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту отчета, включая приложения, шрифт размером 12 пт, гарнитурой Times New Roman; цвет черный,
  • номер страницы проставляется в центре нижней части страницы без точки, по центру
  • титульный входит в общую нумерацию страниц, но номер на нем не проставляется, нумерация начинается со 2 страницы (содержание),
  • приложения должны иметь общую с основной частью документа сквозную нумерацию страниц, но в общий объем работы не входят,

Правила оформления иллюстраций

Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, компьютерные распечатки, диаграммы, фотоснимки) следует располагать в  работе непосредственно после текста, где они упоминаются впервые, или на следующей странице (по возможности ближе к соответствующим частям текста). На все иллюстрации в курсовой работе должны быть даны ссылки. При ссылке необходимо писать слово «рисунок» и его номер, например: «в соответствии с рисунком 2» и т.д.

Иллюстрации, за исключением иллюстраций, приведенных в приложениях, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Если рисунок один, то он обозначается: Рисунок 1.

Пример:

Рисунок 1 - Схема макияжа

Иллюстрации каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения: Рисунок А.3.

Иллюстрации при необходимости могут иметь наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст). Слово «Рисунок», его номер и через тире наименование помещают после пояснительных данных и располагают в центре под рисунком без точки в конце.

Оформление ссылок

В  работе необходимо приводить ссылки на использованные источники. Порядковый номер ссылки (отсылки) приводят арабскими цифрами в квадратных скобках в конце текста ссылки.

При изложении своими словами в работе какой–либо мысли / идеи, которая заимствована и более широко раскрыта в статье или книге, ставится затекстовая ссылка. Она выполняется следующим образом: в квадратных скобках указывается порядковый номер источника в списке литературы.

Пример:

Изучением данного вопроса занимались такие ученые, как А.И. Пригожин [25], Л.Я. Колалс [26], Ю. Н. Фролов [27] и многие другие.

Если затекстовую ссылку приводят на конкретный фрагмент текста документа, в отсылке указывают порядковый номер источника в списке литературы и страницы, разделенные запятой.

Пример: в тексте:

… ярче всего отразил процессы [10, с. 81].

Оформление приложений

Приложения могут включать: графический материал, таблицы не более формата A3, расчеты, описания алгоритмов и программ, иллюстрации, картинки, фотографии  и т.д.

Приложение оформляют одним из следующих способов:

1) как продолжение письменной части работы на последующих его листах,

Каждое приложение следует размещать с новой страницы с указанием  в центре верхней части страницы слова «ПРИЛОЖЕНИЕ».

Приложение должно иметь заголовок, который записывают с прописной буквы, полужирным шрифтом, отдельной строкой по центру без точки в конце.

Приложения обозначают прописными буквами кириллического алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ъ, Ы, Ь. После слова «ПРИЛОЖЕНИЕ» следует буква, обозначающая его последовательность.

Пример

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Схема вечернего макияжа

Если в отчете одно приложение, оно обозначается «ПРИЛОЖЕНИЕ А».

Приложения, как правило, выполняют на листах формата A4. Допускается оформление приложения на листах формата A3.

Приложения должны иметь общую с остальной частью отчета сквозную нумерацию страниц.

Все приложения должны быть перечислены в содержании  работы с указанием их обозначений, статуса и наименования.

В тексте  работы на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте.

Ссылка на приложение в тексте оформляется в круглых скобках с указанием обозначения,

Пример: 

(Приложение А. Схема Вечернего макияжа). 

Правила оформления списка использованных источников

Важным этапом научно-исследовательской работы является оформление её результатов.

Оформление библиографической части научно-исследовательской работы включает:

  • оформление списка использованных источников,
  • использование цитат и ссылок.

При создании списка использованных источников необходимо указывать источники под номерами в алфавитном порядке фамилий авторов или заглавий.

Использованные источники указываются в следующем порядке: нормативные документы, учебная и монографическая литература, периодическая литература, источники на электронных носителях локального доступа, источники на электронных носителях удаленного доступа (т.е. Интернет - источники).

Год издания учебной литературы должен быть не больше 5-ти лет на момент использования в работе.

В списке использованных источников отражается литература, проработанная исследователем, независимо от того, имеются ли в тексте ссылки на неё или нет.

КНИГА

… одного автора

Афонина С.В. Электронные деньги: учеб. Пособие.  - СПб:  Питер, 2001. - 120 с.

Иванова С.Г. Математические методы исследований в горном деле: автореф. дис. канд. физ.-мат. наук.- С.-Петерб. гос. ун-т. - СПб, 2000. - 16 с.

... двух авторов

Гильберт К.Э., Кун Г. История эстетики.- СПб.:  Алетея, 2000. — 651  с.  

Тюрденева Л.Г. Испанский язык за 100 часов: начальный курс. - 2-е изд., испр. - М.: Высш. шк., 2006. - 427 с.

... трех авторов

Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи: стилистика слов, вариантов.- 2-е изд., испр. и доп. - М.: Наука, 2001. - 555 с.

Карбек Х. Windows 2000 Network: экзамен 70-216: пер. с англ. - СПб.:  Питер, 2001. - 447 c.  

… более трех авторов

Инженерная графика: конструкторская информатика: учеб. - 2-е изд. - М.: Айрис-Пресс, 2004. - 374 с.

Проблемно-ориентированная психотерапия: интегративный подход: пер. с нем. / А. Блазер [и др.]. - М.: Класс, 1998. - 256 с.

отдельный том многотомного издания

Английский язык для делового общения: в 2 т. / Г.А.Дудкина [и др.]. - 6-е изд., испр. - М.: Филоматис, 2006. - Т. 1.- 718  с.

ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС

локального доступа

Владимир Путин. 4 года работы Президента России, 31 декабря 1999 - 31  декабря 2003 [Электронный ресурс]: офиц. хроника, выступления, док., события. - Электрон. текстовые дан. (650 mb). - М., 2004. - 1 электрон., опт. диск в контейнере. - Систем. требования: Intel Ptntium /16/1G/ SVGA 800 x 600 High Color / CD-ROM; операц. системы: Windows 98 и выше; браузер:  Microsoft Internet Explorer 5. 5 и выше. - Загл. с этикетки диска.

удаленного доступа (из Интерента)

Национальный информационно-библиотечный центр «ЛИБНЕТ» [Электронный ресурс].-URL: http://www.nilc.ru (дата обращения 13.03.2003).

Статистические показатели российского книгоиздания в 2006 г.: цифры и рейтинги [Электронный ресурс]. - 2006. - URL: http://bookhamber.ru/stat_2006.htm (дата обращения 12.03.2009).

СТАТЬЯ из...

... сериального издания

Об поставках продукции для федеральных государственных нужд : федеральный закон РФ от 13.12.2000 № 60-ФЗ // Рос. газета. - 2000. - 3 марта. - С. 1.

Семыкина Л.Н. Учет расходов на оплату труда в отечественной и международной практике  // Междунар. бухгалтер. учет. - 2003. - № 9. - С. 28-33.

Малютин Р.С. Золотодобывающая промышленность России [Электронный ресурс]: состояние и перспективы // БИКИ. - 2004. - № 1. - URL: http://www.vniki.ru, свободный (дата обращения 15.11.2016).

... книги или другого разового издания

Яковец Ю.В. Цивилизованные аспекты глобализации // Глобализация: конфликт или диалог цивилизаций: вызовы-версии-перспективы. - М., 2002. - С. 22-33.

... многотомного издания

Зайдерман Ф.Р. Пирогенная деградация осушенных торфяных почв// Антропогенная деградация почвенного покрова и меры ее предупреждения: тез. и докл. всерос. конф. - М., 1998. - Т. 2. - С. 70-72.

… электронного ресурса удаленного доступа

Бахтурина Т.А. Структура и объект библиографической записи. Пунктуация [Электронный ресурс] // Library.ru: информационно-справочный портал. — URL: http://www.library.ru/ 1/kb/articles/article.php?a_uid=80 (дата обращения 15.11.2016)

ВНИМАНИЕ! Все листы работы и приложений прошиваются и подшиваются в папку.

Критерии оценки реферата

В случае отрицательного заключения преподавателя студент обязан доработать или переработать реферат. Срок доработки реферата устанавливается руководителем с учетом сущности замечаний и объема необходимой доработки.

Критерии оценки реферата:

Оценка «5» (отлично) выставляется, если тема соответствует содержанию; определена и глубоко изучена проблема; материал логично изложен; докладчик свободно владеет материалом, изложение ведется с опорой на тезисы; регламент изложения соблюдается, реферат оформлен в соответствии с требованиями.

 Оценка «4» (хорошо)  выставляется, если тема соответствует содержанию; определена и изучена проблема; материал логично изложен, докладчик хорошо владеет материалом, изложение ведется с опорой на тезисы; регламент изложения соблюдается, реферат оформлен в соответствии с требованиями.

Оценка «3» (удовлетворительно) выставляется, если тема не вполне соответствует содержанию; проблема  определена, но изучена поверхностно; материал не логично изложен, докладчик с трудом ориентируется в материале, наблюдается сплошное чтение текста; регламент изложения не соблюдается, есть нарушения в оформлении реферата.

Оценка «2» (неудовлетворительно) – тема реферата не раскрыта, не содержит анализа источников и подходов по выбранной теме, обнаруживается существенное непонимание проблемы.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ ДОКЛАДА

Доклад – публичное сообщение, представляющее собой развёрнутое изложение определённой темы.

Этапы подготовки доклада:

1. Определение цели доклада.

2. Подбор необходимого материала, определяющего содержание доклада.

3. Составление плана доклада, распределение собранного материала в необходимой логической последовательности.

4. Общее знакомство с литературой и выделение среди источников главного.

5. Уточнение плана, отбор материала к каждому пункту плана.

6. Композиционное оформление доклада.

7. Заучивание, запоминание текста доклада, подготовки тезисов выступления.

8. Выступление с докладом.

9. Обсуждение доклада.

10. Оценивание доклада

Композиционное оформление доклада – это его реальная речевая внешняя структура, в ней отражается соотношение частей выступления по их цели, стилистическим особенностям, по объёму, сочетанию рациональных и эмоциональных моментов, как правило, элементами композиции доклада являются: вступление, определение предмета выступления, изложение(опровержение), заключение.

Вступление помогает обеспечить успех выступления по любой тематике.

Вступление должно содержать:

  • название доклада;
  • сообщение основной идеи;
  • современную оценку предмета изложения;
  • краткое перечисление рассматриваемых вопросов;
  • интересную для слушателей форму изложения;
  • акцентирование оригинальности подхода.

Выступление состоит из следующих частей:

Основная часть, в которой выступающий должен раскрыть суть темы, обычно строится по принципу отчёта. Задача основной части: представить достаточно данных для того, чтобы слушатели заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами.

Заключение - это чёткое обобщение и краткие выводы по излагаемой теме.

Критерии оценки доклада:

Оценка «5» (отлично) выставляется, если тема соответствует содержанию; определена и глубоко изучена проблема; материал логично изложен; докладчик свободно владеет материалом, изложение ведется с опорой на тезисы; регламент изложения соблюдается.

 Оценка «4» (хорошо)  выставляется, если тема соответствует содержанию; определена и изучена проблема; материал логично изложен, докладчик хорошо владеет материалом, изложение ведется с опорой на тезисы; регламент изложения соблюдается.

Оценка «3» (удовлетворительно) выставляется, если тема не вполне соответствует содержанию; проблема  определена, но изучена поверхностно; материал не логично изложен, докладчик с трудом ориентируется в материале, наблюдается сплошное чтение текста; регламент изложения не соблюдается.

Оценка «2» (неудовлетворительно) – тема доклада не раскрыта, не содержит анализа источников и подходов по выбранной теме, обнаруживается существенное непонимание проблемы.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ

Компьютерную презентацию, сопровождающую выступление докладчика, удобнее всего подготовить в программе MS PowerPoint. Презентация как документ представляет собой последовательность сменяющих друг друга слайдов - то есть электронных страничек, занимающих весь экран монитора (без присутствия панелей программы). Чаще всего демонстрация презентации проецируется на большом экране, реже – раздается собравшимся как печатный материал. Количество слайдов адекватно содержанию и продолжительности выступления (например, для 5-минутного выступления рекомендуется использовать не более 10 слайдов).

Особо тщательно необходимо отнестись к оформлению презентации. Для всех слайдов презентации по возможности необходимо использовать один и тот же шаблон оформления, кегль – для заголовков - не меньше 24 пунктов, для информации - для информации не менее 18. В презентациях не принято ставить переносы в словах.

Примерная структура презентации

Титульный лист

1 слайд

Описание объекта и предмета исследования, целей и задач проводимой работы, анализ проведенной работы

1 слайд

Основная часть

Необходимое количество слайдов

Краткие выводы

1 слайд

При подготовке презентации необходимо учитывать, что на один слайд необходимо от  50 секунд  до 1 минуты.

Этапы подготовки презентации:

  • Сбор и анализ информации для презентации. Изучить материалы темы, выделяя главное и второстепенное;
  • Установить логическую связь между элементами темы.
  • Создать проект презентации на бумажном носителе.
  • Создать электронную презентацию в программе MS Power Point.
  • Настроить анимации, подготовить слайд-фильма к показу.
  • Оформить работу и предоставить к установленному сроку.
  • Репетиционная демонстрация презентации. Настройка времени показа и управления презентации. Устранение возможных технических неполадок.
  • Демонстрация презентации

Требования к оформлению слайдов электронной презентации

  1. Средний расчет времени, необходимого на презентацию ведется исходя их количества слайдов. Обычно на один слайд необходимо не менее двух-трех минут.
  2. Необходимо использовать максимальное пространство экрана (слайда) - например, увеличив рисунки.
  3. Дизайн должен быть простым и лаконичным.
  4. Каждый слайд должен иметь заголовок.
  5. Каждая иллюстрация, рисунок должны быть подписаны и в случае заимствования  иметь ссылку на источник информации.
  6. Завершать презентацию следует выводом, содержащим важные данные, прозвучавшие в докладе.

Критерии оценки:

  • актуальность темы;
  • соответствие содержания презентации теме;
  • глубина проработки материала;
  • правильная структурированность информации;
  • наличие логической связи изложенной информации;
  • эстетичность оформления, его соответствие требованиям;
  • работа представлена в срок.

Оценка «5» (отлично) выставляется, если студент создал презентацию самостоятельно; презентация содержит не менее 10-13 слайдов информации; эстетически оформлена; имеет иллюстрации; содержание соответствует  теме; правильная структурированность информации; в презентации прослеживается наличие логической связи изложенной информации; студент представляет свою презентацию.

Оценка «4» (хорошо) выставляется, если студент создал презентацию самостоятельно; презентация содержит не менее 10 слайдов информации; эстетически оформлена; не имеет иллюстрации; содержание соответствует  теме; правильная структурированность информации; в презентации не прослеживается наличие логической связи изложенной информации; студент представляет свою презентацию в срок.

Оценка «3» (удовлетворительно) выставляется, если студент не сам создал презентацию; презентация содержит  менее 10 слайдов; оформлена не эстетически, не имеет иллюстрации; содержание не в полной мере соответствует  теме; в презентации не прослеживается наличие логической связи изложенной информации; студент не представляет свою презентацию в срок.

Оценка «2» (не удовлетворительно) выставляется, если студент не сам создал презентацию; презентация содержит  менее 10 слайдов; оформлена с нарушением требований, не имеет иллюстрации; содержание не соответствует  теме; выстроена не логично; студент не представил свою презентацию в срок.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Образец оформления титульного листа

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

Правительство Санкт-Петербурга

Комитет по образованию

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «РОССИЙСКИЙ КОЛЛЕДЖ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ»

РЕФЕРАТ

МОДА КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН

Исполнитель

студентка группы 3-319 К

И.И. Иванова

(подпись)

Руководитель, преподаватель

высшей  категории

С.И. Тетачко

(подпись)

Санкт-Петербург 2021

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Образец  оформления содержания реферата

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………...……………...

3

ГЛАВА 1 ИСТОРИЯ МОДЫ ………………………………………………    

3

1.1 Обычай и мода……………………………………………………………………

3

1.2. Возникновение и эволюция моды ………………………………………    

3

ГЛАВА 2 МЕХАНИЗМЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ МОДЫ  НА ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ ……………………………………………..

3

2.1 Мода: стандарты и объекты……………………………………………….

3

2.2 Социальные функции моды и социальные институты общества ……..

2.3 Цикличность процессов моды ……………………………………………

2.4 Мода, ее потребители, стратификация и социальная иерархия ………..        

3

3

3

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………….………….…………....….................

3

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧИКОВ…………………………

3

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………...

3


ПРИЛОЖЕНИЕ В

Образец написания введения

ВВЕДЕНИЕ 

 XXI век характеризуется кардинальными изменениями научно-технического и технологического характера, которые оказывают существенное влияние на социокультурные условия жизни современного человека. Изменение социальной реальности требует преобразования социальных качеств личности для адаптации индивидуума к новым условиям. Одним из механизмов регуляции в структуре социокультурных отношений является мода.

Мода является фактором, требующим очень серьезного отношения в цивилизованном обществе, так как имеет прямое влияние на экономическое и социальное развитие общества. Изучение закономерностей изменения моды; в течение длительного периода ее существования, дает возможность ее прогнозирования. Прогнозирование моды необходимо не только для наблюдения за развитием ее главных тенденций, но и за реакцией на нее различных категорий населения.

Объект исследования: мода.

Предмет исследования: механизмы воздействия моды на индивида и общественное сознание.

Цель исследования: раскрыть сущность и понятие моды как социокультурного феномена.

Задачи исследования:

- рассмотреть история моды: ее возникновение и развитие

- определить стандарты и объекты моды

- раскрыть социальные функции моды и ее связь с социальными институтами общества

- проанализировать цикличность процессов моды

- определить характер взаимосвязи моды и социальной стратификации, моды и социальной иерархии

- выявить структуру потребителей моды

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Образец написания заключения

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мода действует главным образом в обществах и группах, где имеется хоть какое-то изобилие, избыточность благ, материальных и духовных. Она вносит вклад и в ориентацию на человеческие потребности, и в стимулирование нововведений, и в контакты с другими обществами, выполняет ряд важных социальных функций.

Каждый человек, так или иначе, не только должен, но и вынужден постоянно осуществлять в своей жизни выбор между различными ценностями и образцами поведения. Знание о том, что есть мода, может помочь осуществлять этот выбор ответственно, в интересах развития личности и общества, без которого личность не существует.

Мода возникает преимущественно стихийно, под влиянием доминирующих в данный период и в данном обществе настроений, вкусов, увлечений. В процессе общения люди оказывают друг на друга влияние, как определенный тип поведения и стиля жизни человека, хотя следование ей начинается с восприятия и подражания вещам, предметам, манерам. Выступая в роли регулятора человеческого общения, мода является своеобразным дополнением к традициям и обычаям, неофициально узаконивается властью массовой привычки.

ПРИЛОЖЕНИЕ Д

Образец оформления списка использованных источников

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Гофман А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения: учебн. пособие. -  М.: Высшая школа, 1999 – 224 с.
  2. Ермилова В.В. Моделирование и художественное оформление одежды: учебник для студентов СПО. – М.: Академия, 2016 – 286 с.
  3. Ермилова Д.Ю. История Домов моды: учебное пособие. – М.: Академия, 2004 – 321 с.
  4. Тард Г. Законы подражания. – СПб.: Алтея, 1992 – 228 с.
  5. Фукс Э. Иллюстрированная история нравов. Буржуазный век. - М.: Просвещение, 1994 – 368 с.
  6. Мода как феномен — характеристика, черты и функции [Электронный ресурс]. - 2014. - URL: http://velikayakultura.ru/fenomeny-sovremennoy-kultury/moda-kak-sotsialno-kulturnyiy-fenomen-harakteristika-chertyi-i-funktsii (дата обращения 12.03.2021).
  7. Белоусова В.В. Мода как феномен социокультурной коммуникации [Электронный ресурс] // РГУ им. Герцена. - 2009. - № 1. - URL: https://ronl.org/stati/sociologiya/431242/ (дата обращения 12.03.2021).

ПРИЛОЖЕНИЕ Д

Образец оформления приложения

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Субкультура аниме


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по подготовке, оформлению и защите выпускных квалификационных работ студентов студентами, осваивающими программу подготовки специалистов среднего звена

Методические рекомендации по подготовке, оформлению и защите выпускных квалификационных работ студентами укрупненной группы специальностей "Образование, педагогические и гуманитарные науки"...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ И ЗАЩИТЕ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих для обучающихся по профессии 19.01.17 Повар, кондитер

Выпускная квалификационная работа является формой государственной итоговой аттестации студентов, завершающих обучение по основной профессиональной образовательной программе среднего профессионального ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по подготовке, выполнению, оформлению и защите выпускной квалификационной работы (дипломного проекта) для обучающихся по специальности 42.02.01 Реклама

Методические рекомендации предназначены для обучающихся по специальности 42.02.01 Реклама и представляют собой совокупность требований к организации, выполнению и защите выпускных квалификационных ра...

Методические рекомендации по подготовке реферата для дисциплины «Имиджелогия» для специальности 43.02.02 Парикмахерское искусство (углубленная подготовка)

Методические рекомендации предназначены для студентов специальности 43.02.02 Парикмахерское искусство с целью облегчения работы по подготовке и выполнению рефератов и улучшению их качества....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по подготовке и защите выпускных квалификационных работ (дипломных проектов) по специальности 54.02.01. Дизайн (по отраслям)

Методические рекомендации по  подготовке и защите выпускных квалификационных (дипломных) работ по специальности  54.02.01 Дизайн (по отраслям) разработаны в соответствии с письмом Минобрнаук...

Методические рекомендации по подготовке и защите дипломной работы для специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей

Методические рекомендации составлены в соответствии с современными требованиями при подготовке обучающихся к отдельным видам учебно-исследовательской работы, а также публичной защите своего выступлени...

Методические рекомендации к подготовке и защите письменной работы для студентов

Данные методические указания предназначены для организации учебно-исследовательских действий по выполнению письменной работы для аттестации по рабочей профессии "Повар".В них отражены ...