МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по подготовке и защите выпускных квалификационных работ (дипломных проектов) по специальности 54.02.01. Дизайн (по отраслям)
методическая разработка

Гура Ирина Павловна

Методические рекомендации по  подготовке и защите выпускных квалификационных (дипломных) работ по специальности  54.02.01 Дизайн (по отраслям) разработаны в соответствии с письмом Минобрнауки России от 20 июля 2015 г. n 06-846 методические рекомендации по организации выполнения и защиты выпускной квалификационной работы в образовательных организациях, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена, Положением  по организации выполнения и защиты ВКР в ОГАПОУ «Алексеевский колледж» и методическими  указаниями  к  выполнению  и защите ВКР в ОГАПОУ «Алексеевский колледж»

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ВНУТРЕННЕЙ И КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ                                                                        

                                                               «АЛЕКСЕЕВСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ

 по  подготовке и защите

выпускных

квалификационных работ

 (дипломных проектов)

по специальности

54.02.01. Дизайн (по отраслям)

 

Алексеевка, 2018

 Принято

предметно - цикловой комиссией

общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей

по специальности 54.02.01 Дизайн 

Протокол   № _______ от 20____ г.

Председатель________  А.А.Ларшин

Утверждаю:

Директор ОГАПОУ

«Алексеевский колледж»

___________________    О.В.Афанасьева

Приказ №       от  __________2018 г.

Методические рекомендации по  подготовке и защите выпускных квалификационных (дипломных) работ по специальности  54.02.01 Дизайн (по отраслям) разработаны в соответствии с письмом Минобрнауки России от 20 июля 2015 г. n 06-846 методические рекомендации по организации выполнения и защиты выпускной квалификационной работы в образовательных организациях, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена, Положением  по организации выполнения и защиты ВКР в ОГАПОУ «Алексеевский колледж» и методическими  указаниями  к  выполнению  и защите ВКР в ОГАПОУ «Алексеевский колледж»

Составитель:

Гура И.П. - преподаватель общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей  по специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям);

Содержание

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                              4

I.ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ           5

II. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА        7

III. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА        8

IV. ТРЕБОВАНИЯ К ГРАФИЧЕСКОЙ ЧАСТИ, МАКЕТУ, ХУДОЖЕСТВЕННО-КОНСТРУКТОРСКОМУ ИЗДЕЛИЮ                           13                

V. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА                                                                                 15

VI. РЕКОМЕНДАЦИИ   К  ПОДГОТОВКЕ И  ОФОРМЛЕНИЮ ПРЕЗЕНТАЦИЙ                                                                                                    19

VII.  РЕЦЕНЗИРОВАНИЕ ДИПЛОМНЫХ ПРОЕКТОВ                                  20

VIII. ЗАЩИТА ДИПЛОМНЫХ ПРОЕКТОВ                                                     21              

IX. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА                                   21

ПРИЛОЖЕНИЯ                                                                                                     24

ВВЕДЕНИЕ

Организация выполнения и защиты выпускной квалификационной  работы по специальности 54.02.01. Дизайн (по отраслям), проводится в соответствии с методическими  рекомендациями  по организации выполнения и защиты выпускной квалификационной работы в образовательных организациях, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена, Положением  по организации выполнения и защиты ВКР в ОГАПОУ «Алексеевский колледж» (далее – Положение).

Вместе с тем, с учетом специфики  специальности, существует необходимость в выработке специальных рекомендаций по выполнению ВКР.

В соответствии с п. 4.1. Положения  по организации выполнения и защиты ВКР в ОГАПОУ «Алексеевский колледж», для студентов данной специальности определена такая форма выпускной квалификационной  работы как дипломный проект.

Тематика ВКР соответствует  содержанию профессиональных модулей:

по специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям):

ПМ 01. Разработка художественно-конструкторских (дизайнерских) проектов промышленной продукции, предметно-пространственных комплексов

ПМ 02. Техническое исполнение художественно-конструкторских (дизайнерских) проектов в материале

ПМ 03. Контроль за изготовлением изделий в производстве в части соответствия их авторскому образцу

ПМ  04. Организация работы коллектива исполнителей

ПМ 05. Выполнение   работ   по профессии «Исполнитель художественно-оформительских работ»

Содержанием выпускной квалификационной работы (дипломного проекта) является разработка и выполнение в материале дизайн-проекта (или выполнение изделия или продукта творческой деятельности) в соответствии с видом профессиональной деятельности.

Дипломный проект студента, обучающегося по специальности 54.02.01. Дизайн (по отраслям) является его выпускной квалификационной работой и представляет собой законченную разработку (исполнение) в которой систематизированы все знания и умения, полученные в ходе освоения  общепрофессиональных дисциплин  и профессиональных модулей.

Цель дипломного проектирования – систематизировать, расширить и закрепить теоретические знания и практические навыки по специальности. Дипломный проект должен отражать умение студента самостоятельно принимать решения, анализировать исходный материал, как в контексте художественного решения, так и с точки зрения технологической и экономической адекватности.

Задачей разработки конкретного проекта является создание реального объекта, серии произведений дизайна, на основе заданных условий. Важно отметить, что выпускник в дипломном проекте должен продемонстрировать свои возможности и умение решать задачи соответствующие квалификации Дизайнер.

  1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

1.1.Дипломный проект (далее ДП) - это итоговая аттестационная самостоятельная работа студента, выполненная им на выпускном курсе, оформленная с соблюдением необходимых требований и представленная по окончанию обучения к защите перед государственной аттестационной комиссией.

1.2. Защита ДП является обязательным испытанием, включаемым в итоговую государственную аттестацию всех выпускников колледжа, завершающих обучение по программам среднего профессионального образования.

1.3. Защита ДП  проводится с целью выявления готовности выпускника к осуществлению основных видов деятельности и соответствия уровня и качества подготовки  по Федеральным государственным образовательным стандартам среднего профессионального образования в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников.

1.4. Выполнение и защита ДП являются заключительным этапом обучения студентов и имеют своей целью:

- развитие способностей выпускников определять актуальность целей и задач и практическую значимость проекта,  проводить  анализ литературы по исследуемой проблеме, планировать и проводить практическую часть работы, обсуждать полученные результаты и делать  теоретические обобщения и практические выводы, обоснованные предложения и рекомендации по совершенствованию процессов в изучаемой области;

 -закрепление, обобщение, систематизацию и расширение теоретических и практических знаний по общепрофессиональным  дисциплинам и профессиональным модулям и выявление умений в применении этих знаний при решении конкретных профессиональных задач;

- развитие у будущих специалистов навыков ведения самостоятельной работы, овладения методикой исследования и экспериментирования при решении разрабатываемых в выпускной работе проблем и вопросов, применения традиционных и современных методов исследования;

-выявление степени теоретической и практической подготовленности студентов к самостоятельному решению профессиональных задач, установленных  государственным образовательным стандартом, профессиональной эрудиции выпускника;

1.5. При разработке программы итоговой государственной аттестации определяется тематика дипломных проектов в соответствии с присваиваемой выпускниками квалификацией.

1.6. Темы ДП разрабатываются преподавателями по возможности совместно со специалистами других образовательных учреждений, организаций, заинтересованных в разработке данных тем и доводятся до сведения студентов не позднее, чем за 6 месяцев до начала ИГА. Тема ДП может быть предложена студентом при условии обоснования им целесообразности её разработки.

1.7. Темы ДП должны отражать современный уровень развития образования, культуры, науки, техники, производства и соответствовать социальному заказу общества.

Выбранная тема окончательно закрепляется за студентом приказом директора колледжа.

1.8. По выбранному направлению проекта руководитель ДП разрабатывает совместно со студентом индивидуальный план подготовки и выполнения выпускной квалификационной работы.

1.9. Задания на ДП рассматриваются предметно - цикловыми комиссиями (далее – ПЦК) и  выдаются студенту не позднее, чем за две недели до начала преддипломной практики.

1.10.Задания на ДП сопровождаются консультацией, в ходе которой разъясняются назначение и задачи, структура и объем работы, принципы разработки и оформления, примерное распределение времени на выполнение отдельных частей ДП.

1.11.Общее руководство и контроль за ходом выполнения ДП осуществляют заместители директора по учебной, учебно - методической работе, заведующие отделениями, председатели цикловых комиссий в соответствии с должностными обязанностями.

1.12.Основными функциями руководителя ДП являются:

- разработка индивидуальных заданий;

-консультирование по вопросам содержания и последовательности выполнения ДП;

- оказание помощи студенту в подборе необходимой литературы;

- контроль хода выполнения ДП;

- подготовка письменного отзыва на ДП.

К каждому руководителю может быть одновременно прикреплено не более 8 студентов. На консультации для каждого студента должно быть предусмотрено 17 часов.

1.13.По завершении студентом ДП руководитель подписывает ее и вместе с заданием и своим письменным отзывом передает в учебную часть.

II. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА

1 этап - определяющий:

  • утвердить тему дипломного проекта  на заседании цикловой комиссии;
  • определить план и график ведения работы над дипломным проектом и

согласовать с руководителем ВКР;

  • определить структуру работы и содержание каждой её части;
  • проанализировать литературу и интернет - источники по проектной теме или проблеме исследования;
  • выдвинуть предположение о результате дипломного проекта, его новизне и практической значимости;
  • определить перечень эскизного материала;
  • определить задачи и этапы выполнения творческой работы в материале (при необходимости).

2 этап - основной:

  • обосновать актуальность и значимость выбранной темы ВКР;
  • обобщить материал, полученный в результате проведённого пред проектного исследования и анализа, логически обосновать выводы;
  • провести дизайн - проектные разработки, обобщить полученные

результаты, логически обосновать выводы;

  • провести необходимые экономические виды обоснования ВКР;
  • выполнить художественно-графическую часть ВКР;
  • обосновать значимость темы ВКР для дизайнерской практики в области применения;
  • разработать презентационные материалы ВКР, а именно: компьютерную презентацию, наглядный материал (планшеты).

3этап - завершающий:

  • представить в полном объёме ВКР на рецензию рецензенту и руководителю ВКР;
  • ознакомиться с рецензией;
  • внести необходимые изменения в соответствии с замечаниями в рецензии или подготовить аргументированные ответы на замечания;
  • составить план выступления к защите;
  • подготовить доклад;
  • ответить на замечания председателя, руководителя, членов аттестационной комиссии.

Таким образом, процесс выполнения дипломного проекта (ВКР) включает в себя ряд взаимосвязанных этапов:

а) выбор темы и изучение соответствующих материалов (литература, периодика, иллюстрации, материалы Интернет и т.д.);

б) анализ и обобщение информации по избранной теме;

в) определение общей концепции проекта (в рабочих эскизах);

г) практическое выполнение технологической части проекта (преддипломная практика);

д) оформление пояснительной записки (ПЗ);

е) подготовка графической части и презентации дипломной работы (эскизы, чертежи, зарисовки, компьютерная презентация и визуальная поддержка и т.п.);

з) рецензирование;

е) защита.

График работы над ВКР составляется с учётом специфики темы и носит индивидуальный характер.

Дипломный проект, выполненный студентом в полном объёме, сдаётся на рецензию руководителю и рецензенту согласно графику выполнения ВКР.

III. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА

По структуре дипломный проект состоит из пояснительной записки, и выполненной в материале практической части.

Пояснительная записка является основным документом, предъявляемым студентом при защите дипломного проекта.

Выпускная работа на квалификацию «дизайнер» является законченной работой, содержащей решение задачи по соответствующему направлению.

В общем виде она должна содержать:

• Обоснование выбора темы,

• Актуальность поставленной задачи,

• Обзор опубликованной литературы по выбранной теме,

• Творческое решение поставленных задач и выбор оптимального варианта,

• Художественно-графическое воплощение принятого варианта,

обоснование его образно-художественных характеристик, выводы, список литературы и приложения.

В пояснительной записке дается теоретическое, а в необходимых случаях и расчетное обоснование создаваемых изделий или продуктов творческой деятельности. Объем пояснительной записки составляет до 35 страниц печатного текста без приложений.

 

Материалы пояснительной записки располагаются в следующем порядке:

  1. Титульный лист
  2. Содержание (содержит список заголовков разделов, подразделов и пунктов пояснительной записки с указанием номера страницы, на которой они начинаются)
  3. Введение
  4. Основной текст пояснительной записки (Глава 1, Глава 2)
  5. Заключение
  6. Список использованных источников

7.Приложения                                                                                     

ВВЕДЕНИЕ  (4 страницы)

Во введении излагается формулировка главных  вопросов дипломного проекта, границы разрабатываемой темы, особенности подхода к решению (выбора метода исследования, расчета или дизайнерского решения). Введение завершается формулировкой основной цели, задач, методов дипломного исследования. 

Разработка введения

Во-первых, во введении следует обосновать актуальность избранной темы ВКР, раскрыть ее теоретическую и практическую значимость, сформулировать цели и задачи работы

Во-вторых, во введении, а также в той части работы, где рассматривается теоретический аспект данной проблемы, автор должен дать, хотя бы кратко, обзор литературы, изданной по этой теме.

Введение должно подготовить читателя к восприятию основного текста работы. Оно состоит из обязательных элементов, которые необходимо правильно сформулировать.

Актуальность исследования (почему это следует изучать?) рассматривается с позиций социальной и практической значимости, например:

НАПРИМЕР: В настоящее время  организация и проведение  профориентационной работы с учащимися  позволяет не только раскрыть их ресурсы и способности, но и построить личный профессиональный план, адаптироваться на современном рынке труда. В связи с этим актуальным становится разработка  рекламных материалов  для  эффективного проведения профориентационной  работы.

 В данном пункте необходимо раскрыть суть исследуемой проблемы и показать степень ее проработанности в различных интернет - источниках, литературе. Здесь же можно перечислить источники информации, используемые для исследования. (Информационная  база исследования может быть вынесена в первую главу).

Цель исследования (какой результат будет получен?) должна заключаться в решении исследуемой проблемы путем ее анализа и практической реализации. Цель всегда направлена на объект.

НАПРИМЕР: Цель – создание  рекламной брошюры для проведения профориентационной работы.

Проблема исследования   (что   следует  изучать?) показывает осложнение, нерешенную задачу или факторы, мешающие её  решению. Определяется 1 - 2 терминами. (Проблема с «минуса»)

НАПРИМЕР: Недостаточное использование наглядности  при проведении профориентационной деятельности  для привлечении абитуриентов на обучении специальностям художественного профиля приводит к её низкой эффективности.

Объект исследования (что будет исследоваться?) предполагает работу с понятиями. В данном пункте дается определение явлению, на которое направлена исследовательская деятельность. Объектом может быть личность, среда, процесс, структура, хозяйственная деятельность предприятия (организации).

НАПРИМЕР: Объект исследования -  профориентационная работа колледжа и конкретно отделения дизайн.

   Объектом исследования является тот факт, событие или явление, которое будет рассматриваться в дипломном проекте.

Предмет исследования (как, через что будет идти поиск?). Здесь необходимо дать определение планируемым к исследованию конкретным свойствам объекта или способам изучения экономического явления. Предмет исследования направлен на практическую деятельность и отражается через результаты этих действий.

НАПРИМЕР: Предмет исследования - создание методических и рекламных материалов для  обеспечения грамотного выбора будущей профессии абитуриентом.

 Предметом является то, что необходимо сделать, чтобы рассмотреть объект.

Гипотеза исследования (что не очевидно в исследовании?).

Возможная структура гипотезы:

-догадка (свое  мнение)  «Вместе с тем…».

-предположение «Можно...».

-доказательство «Если...».

Например, можно предположить, что наглядно представляющий учебное заведение или специальность рекламный материал будет способствовать лучшему достижению целей  профориентационной деятельности.

Задачи исследования (как идти к результату?), пути  достижения  цели. Задачи соотносятся с гипотезой. Определяются они исходя из целей работы. Формулировки задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав и параграфов работы. Как правило, формулируются 3-4 задачи.

Перечень рекомендуемых задач:

1.«На основе теоретического анализа литературы разработать...» (ключевые понятия, основные концепции).

2.«Определить… » (выделить основные условия, факторы, причины, влияющие на объект исследования).

3.«Раскрыть…. » (выделить основные условия, факторы, причины, влияющие на предмет исследования).

4.«Разработать…. » (средства, условия, формы, программы).

5.«Апробировать… » (что разработали) и дать рекомендации...

НАПРИМЕР: 

Задачи дипломного проекта:

Определить факторы, влияющие на  эффективность профориентационной работы;

Осуществить сбор визуального ряда  лучших работ студентов по профессиональным дисциплинам.

Разработать  эскизы рекламной брошюры отделения.

Методы исследования (как исследовали?) дается краткое перечисление методов исследования через запятую без обоснования: наблюдение, анализ, описание, сбор информации, обобщение, систематизация.

Теоретическая и практическая значимость исследования (что нового, ценного дало исследование?) не носит обязательного характера. Наличие сформулированных направлений реализации полученных выводов  и предложений придает работе большую практическую значимость.

НАПРИМЕР: 

При написании  можно использовать следующие фразы:

-результаты исследования позволят осуществить…;

-результаты исследования будут способствовать разработке…….;

-результаты исследования позволят совершенствовать….

Структура работы - это завершающая часть введения (что в итоге в работе представлено).

В завершающей части в назывном порядке перечисляются структурные части работы, например: «Структура работы соответствует логике исследования и включает в себя введение, две главы, заключение, список использованных источников,   12 приложений».

Здесь допустимо дать развернутую структуру ВКР и кратко изложить содержание глав.

Таким образом, введение должно подготовить к  восприятию основного текста работы.

Разработка основной части дипломного проекта

Основной текст пояснительной записки делится на разделы, в которых приводятся данные, отражающие сущность, методику и основные результаты выполненной работы.

ГЛАВА I. (10-12 страниц) представляет собой обзорно-реферативную часть проекта.  В этом разделе на основе анализа литературных и других источников  дается общий обзор состояния вопроса, история развития проектируемого объекта, описывается суть и свойства изучаемого объекта, явления.  В первой главе должны быть раскрыты понятия и сущность изучаемого явления или  процесса, уточнены формулировки и др.

Рассматриваются возможные варианты решения поставленной дизайнерской задачи. Дается их критическая оценка, производится анализ материалов, относящихся к объекту проектирования, обосновываются метод решения, который используется при выполнении   разработки темы, и выбранные для этой цели средства.

При необходимости излагаются расчетно-теоретические, экспериментальные средства решения проблемы и результаты, полученные при выполнении проекта.

Обзорная часть проекта немыслима без указания ссылок на источники (книги, статьи, фирменные документы, материалы из сети Internet).

Количество и содержание разделов основного текста дипломного проекта определяется дипломником и его руководителем, исходя из удобства представления результатов работы.

ГЛАВА II. (10-12 страниц)  содержит описание материалов, техники исполнения, композиционное решение и последовательность выполнения работы. Содержание второй главы носит поисково-творческий характер, связанный с поставленными в дипломном проекте целями и задачами.

Представляется описание разработки и анализа вариантов проектируемого объекта (наброски, эскизы); выбор и обоснование оптимального конечного варианта; разработка композиционного и объёмно-пластического решения.

Представляются основные конструктивные решения (выбор конструкционных и декоративно-отделочных материалов), цветофактурное решение.

Описывается технология и ход выполнения дизайн-проекта.

В зависимости от темы дипломного проекта одна из частей пояснительной записки может быть посвящена изложению результатов решения таких  вопросов, как расчетно-конструкторская, технологическая часть задания.

В другой части могут быть изложены полученные при проектировании практические  результаты.  

Один из  разделов пояснительной записки может содержать обоснование выбранной структуры разрабатываемого программного обеспечения, обоснование структуры используемых данных, моделей баз данных, алгоритмов программ. В следующем разделе можно привести описание программного обеспечения, особенностей его реализации, связанных с выбранными инструментальными средствами  и т.д.      

Поскольку пояснительная записка пишется уже после того, как работа выполнена, то   пояснительная записка должна быть описанием того, как делалась работа, содержать описание различных вариантов решения, обоснование выбранных решений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ (3-4 страницы) должно содержать: краткие выводы по результатам выполненной работы, количественные и качественные оценки  полученного результата: оценку полноты решений поставленных задач, описание профессиональных трудностей, с которыми дипломник столкнулся при выполнении профессиональной задачи и способы их решения, конкретные рекомендации по изученному объекту исследования.

В заключение приводятся сведения о практическом использовании  выполненной работы, ссылки на конференции, семинары или выставки, в которых принимал участие автор (если принимал).  В приложении к пояснительной записке целесообразно приложить копии упоминаемых материалов. В заключении следует отметить перспективу развития работ, проводившихся во время дипломного проектирования.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ отражает  список литературы,  проработанный  автором,  независимо от того имеются ли в тексте ссылки на нее или нет.  Пояснительная записка дипломного проекта  должна  иметь 20 источников и более,  из них  75% - последних 5 лет издания. Список использованных источников  должен оформляться в соответствии с требованиями ГОСТа 7.1.-2003.

ПРИЛОЖЕНИЯ В приложении рекомендуется включать материалы,  имеющие принципиальное значение для понимания сути представляемой работы. Это могут быть иллюстрации (фотографии) вспомогательного характера, чертежи и схемы, эскизы.

В приложения включаются материалы (наброски идеи, эскизы, варианты разрабатываемой идеи с поясняющим текстом), подтверждающие выводы и рекомендации по дипломному проекту.

Приложение   (шрифт - 14, допускается интервал -1). В тексте работы на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте работы. Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху слева слова «Приложение». Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.

IV. ТРЕБОВАНИЯ К ГРАФИЧЕСКОЙ ЧАСТИ, МАКЕТУ, ХУДОЖЕСТВЕННО-КОНСТРУКТОРСКОМУ ИЗДЕЛИЮ

Графическая часть дипломного проекта должна занимать до 3 планшетов, выполненных с применением компьютерных технологий. На планшетах в определенной последовательности демонстрируются этапы работы над проектом.

Может быть рекомендовано следующее соотношение при распределении графического материала на планшетах:

к первой главе: 1 планшет;

ко второй главе: 1-2 планшета;

Содержание графической части в зависимости от темы дипломного проекта может варьироваться.

 Содержание визуально-графической информации определяется требованием специфики выполняемого дипломного  проекта и рекомендуется руководителем проекта.

Разнообразие возможных вариантов тем для дипломного проектирование и объектов проектирования дает большое разнообразие содержания графической части.

Это могут быть рисунки и различного рода чертежи интерьерных и экстерьерных пространств, парковых зон, моделирование театральных пространств для спектакля или праздника, моделирование среды и т.д.

Например, графическая часть дипломного проекта по тематике ландшафтного проектирования может включать следующие графические элементы и чертежи:

  • генеральный план;
  • ситуационный план;
  • фотографии, зарисовки, топографическая съёмка участка, отражающая рельеф, существующие насаждения и постройки);
  • цветоритмические поиски концепции;
  • дендроплан;
  • детальная разработка 2-3 фрагментов генерального плана;
  • сечения;
  • перспективы, виды, панорамы;
  • планы, фасады, конструктивные узлы малых форм;
  • схемы оборудования участка (водостока и дренажной системы, конструкции подпорных стен и водоёмов, покрытия дорожек).

Графическая часть дипломного проекта по проектированию интерьеров может включать следующие материалы и чертежи:

  • характеристика существующего положения;
  • планы существующих помещений;
  • схемы зонирования;
  • цветоритмические поиски концепции;
  • схемы освещения;
  • планы (новые или реконструкция);
  • развёртки стен;
  • перспективы или аксонометрии помещений;
  • план потолка;
  • план пола;
  • архитектурно-конструктивные детали и узлы;
  • схемы оборудование интерьера.

С целью наиболее полного раскрытия планировочного, объёмно-пространственного и конструктивного решения объекта проектирования масштабы следует по возможности делать крупными, способствующими наиболее детальной разработке чертежей.

Графика выполнения чертежей дипломного проекта может быть любой. Компоновка чертежей на листах зависит от размеров и композиции проектируемого объекта и должна отражать иерархию главного и соподчинённого. Подача графического материала утверждается руководителем проекта.

 Графический материал сопровождается макетом, который выполняется на отдельном планшете из бумаги и картона. Допускается выполнение макета из пенокартона или другого материала. Площадь макета должна быть не меньше 1кв.м. Все чертежи проекта и макет должны представлять собой единое целое. Подрамники и макет нумеруются, в нижнем правом углу проставляются фамилии и инициалы дипломника и руководителя дипломного проекта.

Графическая часть дипломного проекта по проектированию художественно-конструкторских изделий может включать следующие материалы и чертежи:

  • чертежно-конструкторскую документацию, рабочие чертежи, необходимые для создания изделия.
  • цветоритмические поиски концепции;
  • перспективное изображение разрабатываемого изделия 
  • эскизный проект окончательное творческое предложение, полно определяющее все характеристики изделия 

Художественно-конструкторское изделие выполняется в материале, согласно проекту. Изделие должно отвечать всем критериям технологической подготовки и обработки материала, иметь законченный вид и отделку.

 При выполнении выпускной квалификационной работы (дипломного проекта), в зависимости от выбранной темы, предполагается применение как традиционных, так и современных материалов и технологий.

V. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА

5.1. Для оформления  документации по пояснительной записке к ДП утверждаются  следующие формы, согласно приложениям:

  • Титульный лист  
  • Содержание
  • Список  использованных источников  
  • Индивидуальный план выполнения ДП
  • План-карта  
  • Задание к выпускной квалификационной работе

- Отзыв

- Рецензия

5.2. Пояснительная записка к дипломному проекту выполняется в электронном виде, и печатается только на лицевой стороне белой бумаги  следующим образом:

  • размер бумаги стандартного формата А4 (210 х 297 мм)
  • поля: левое – 30 мм, верхнее – 20 мм, правое – 15 мм, нижнее – 20 мм.
  • ориентация: книжная
  • шрифт: Times New Roman.
  • кегль: - 14 пт (пунктов) в основном тексте
  • междустрочный интервал – полуторный  
  • расстановка переносов – автоматическая
  • форматирование основного текста и ссылок – в параметре «по ширине»
  • цвет шрифта – черный
  • красная строка – 1,5 см

5.3. При нумерации страниц ДП  выполняются следующие требования:

  • Нумерация страниц   производится,    начиная с 3-й страницы  - ВВЕДЕНИЕ  (Вставка – номера страниц).  На титульном листе и листе с оглавлением страницы не выставляются.
  • Номер страницы располагается в верхнем правом углу.
  • Нумерация страниц   производится последовательно,  включая  введение,  главы,  заключение, список литературы.
  • Страницы приложения не нумеруются.    

5.4.  При оформлении пояснительной записки к ДП  заголовки должны соответствовать следующим требованиям:

  • Пункты плана (заголовки) не выделяются жирным шрифтом.
  • Заголовки выравниваются по центру.
  • Точка в конце заголовка не ставится.
  • Заголовок не имеет переносов, то есть на конце строки слово должно быть обязательно полным.
  • Каждую главу необходимо начинать с новой страницы, а параграфы располагаются друг за другом по тексту.

5.5.Содержание  – это отображение структуры  работы  в виде списка,  включающего:    введение, названия  глав, параграфов каждой главы, списка использованных источников, приложения.

5.6. Оформление списка использованных источников осуществляется согласно Приложению.

5.7. Связь списка использованных источников с текстом осуществляется с помощью ссылок, для нумерации которых используются арабские цифры.

Например, если автор ссылается на работу, представленную в списке литературы под номером 7, то эта цифра должна ставиться и  в тексте работы, она заключается в квадратные скобки, например: «В.И. Николаев [7] утверждает……», или «По А.Т. Брыкину [2] терминология используется…..». Если приводится цитата, т.е. дословное описание определенных положений, выводов какого- либо автора, то указывается и номер страницы, с которой она взята, например: «Сущность обучения, указывает Н.Ф. Талызин [15, 7].,- состоит….».. Цитата в работе заключается в кавычки.

ПРИМЕРЫ

библиографического описания

(к рефератам, курсовым и дипломным работам).

(на основании ГОСТа 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления»)

Законодательные материалы

Конституция и государственная символика Российской Федерации. – М.: Эксмо, 2004. – 64с. – (Российское законодательство).

Закон Российской  Федерации «Об образовании». – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 96с. – (Правовая библиотека образования).

Книга одного автора

Ильин Е.П. Психология: учебник для средних учебных заведений /Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2004. – 560 с.

Коджаспирова Г.М. Педагогика: Практикум и методические материалы: учеб. пособие для студ. пед. училищ и колледжей /Г.М. Коджаспирова. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 416 с.

Мудрик А.В. Основы социальной педагогики: учеб. для студ. сред. проф. учеб. заведений  /А.В. Мудрик. – М.: Академия, 2006. – 208 с.

Книга двух авторов

Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Н.А. Виноградова Л.В. Борикова. – 5-е изд., стер.  – М.: Академия, 2007. –96 с.

Григорьев В.П. Элементы высшей математики: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования /В.П. Григорьев, Ю.А. Дубинский. – М.: Академия, 2004. – 320 с.

Рожков М.И. Профилактика наркомании у подростков: учебно - метод. пособие /М.И. Рожков, М.А. Ковальчук. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 144 с.

Книга трёх авторов

Голубев А.П. Английский язык: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений /А.П. Голубев, Н.В. Балюк, И.Б. Смирнова. – 6-е изд., стер. – М.: Академия, 2008. – 336 с.

Рудакова И.А. Конфликтология для педагогов /И.А. Рудакова, С.В. Жильцова, Е.А. Филипенко. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 155 с.

Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – 3-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2004. – 576 с.

Книга, имеющая более трех авторов,

описывается под заглавием

Основы социальной педагогики: учеб. пособие для студ. пед. вузов и колледжей /    В.И. Загвязинский [и др.]; под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 160 с.

Сценарии школьных праздников на английском языке: метод. пособие /М.А. Сухоросова [и др.]. – М.: АСТ Астрель, 2003. – 190 с.

Экология Белгородской области: учеб. пособие для учащихся 8-11-х классов / А.Н. Петин [и др.]. – М.: МГУ, 2002. – 288 с.

Книга без указания авторов на титульном листе

Информатика. Базовый курс: учеб. пособие для вузов /под ред. С.В. Симоновича. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 640 с.

Методика и технологии работы социального педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. – 2-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2004. – 192 с.

Оздоровительная работа в ДОУ: нормативно-правовые документы, рекомендации / авт.-сост. М.С. Горбатова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 428 с.

Словари, справочники

Комплексный словарь русского языка / А.Н. Тихонов и др.; под ред. Д-ра филол.наук А.Н. Тихонова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Рус. Яз. – Медиа, 2007. – 1229 с.

Философский энциклопедический словарь /под ред. Е.Ф. Губского. – М.: Инфра-М, 2004. – 578 с.

Языкознание. Большой энциклопедический словарь / под ред. В.Н. Ярцева. – 2-е изд. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. – 685 с.

Стандарты

ГОСТ 7.1—2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления. – Введ. 2004. – 01.07. – М.: Изд-во стандартов, 2004. – 156с.

Электронные ресурсы

Internet шаг за шагом [Электронный ресурс]: интерактив. учеб. – Электрон. дан. и прогр. – СПб.: ПитерКом, 1997. – 1электрон. опт. диск. (CD-ROM) + прил.(127 с.)

Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия [ Электронный ресурс] / 2 электрон. опт. диска (СД-ROM): зв. цв. – 5-е изд. – Электрон. текст дан. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.

Мудрик А. В. Воспитание в контексте социализации [Электронный ресурс ] // БИКИ. – 2004. - №1. – Режим доступа: hppt: //www.vniki.ru

Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] / Центр информ. Технологий РГБ. – Электрон. дан. – М.: РГБ, 1997. – Режим доступа: http // www. rsl.ru

Статья из сборника

Лернер И.Я. Дидактика /И.Я. Лернер, М.И. Скаткин // Педагогическая энциклопедия: В 2 т. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. – т.1: А-М. – С. 265-269

Ядов В.А. Личность как предмет изучения /В.А. Ядов // Социальная психология в трудах отечественных психологов / под ред. А.Л. Свенцицкого. – СПб., 2000. – С.70-75.

Статья из журнала или газеты

Дулатова З.А. Освоение школьниками способов познавательной деятельности при изучении информатики / З.А. Дулатова, В.А. Дурасов // Информатика и образование. – 2007. - №6. – С. 71-74

VI. РЕКОМЕНДАЦИИ   К ПОДГОТОВКЕ И ОФОРМЛЕНИЮ ПРЕЗЕНТАЦИЙ

7.1. Важным этапом подготовки к защите   ДП  является подготовка презентации. Презентация - системный итог  творческой и исследовательской работы студента,  в нее вынесены все основные результаты    деятельности.

7.2. Выполнение презентаций для  защиты    ДП  позволяет логически выстроить   материал, систематизировать его, представить  к защите, приобрести     опыт  выступления перед аудиторией,  формирует коммуникативные компетентности студентов.

7.3. Для оптимального отбора содержания материала работы в презентации необходимо выделить ключевые понятия, теории, проблемы, которые раскрываются в презентации в виде схем, диаграмм, таблиц, с указанием авторов. На каждом слайде определяется   заголовок   по содержанию материала.

7.4. Оптимальное количество слайдов, предлагаемое к защите работы 15-20.  Объем материала, представленного в одном слайде  должен отражать  в основном  заголовок слайда.

7.5. Для оформления слайдов презентации рекомендуется   использовать   простые шаблоны,   соблюдать единый стиль оформления  всех слайдов.  Не рекомендуется на одном слайде использовать более 3 цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста.  Смена слайдов   устанавливается по щелчку без времени.

7.6. Шрифт, выбираемый для презентации должен обеспечивать   читаемость на экране и быть в пределах размеров -  18-72 пт, что обеспечивает презентабельность   представленной информации. Шрифт   на слайдах презентации должен соответствовать выбранному шаблону оформления.  Не следует использовать разные шрифты в одной презентации. При копировании текста из программы Word   на слайд   он должен быть вставлен  в текстовые рамки на слайде.

7.7. Алгоритм выстраивания презентации соответствует логической структуре работы и отражает последовательность ее этапов. Независимо от алгоритма выстраивания презентации, следующие слайды являются обязательными.

  • В содержание первого слайда выносится полное наименование образовательной организации, согласно уставу, тема  ДП,  ФИО студента, ФИО руководителя, ФИО консультанта (при наличии).
  • Слайды с заголовком – Понятийный аппарат исследования.
  • Слайды с теоретическими положениями, выносимыми на защиту.
  • Слайды, иллюстрирующие   этапы и результаты  (количественные и качественные)  опытно-экспериментальной части работы.  

7.8. В презентации материал целесообразнее представлять в виде таблиц, моделей, эскизных поисков, поэтапной работы,  программ.

7.9. В практической части работы рекомендуется использовать фотографии, графики, диаграммы, таблицы,  эскизные поиски, рекомендации, характеристики.

7.10. На слайде с результатами    работы рекомендуется представлять обобщенные результаты практической части работы.

Структура презентации, сопровождающей защиту дипломного проекта

1

Титульный лист

2

Обоснование актуальности (короткие, емкие фразы из введения)

3

Цели и задачи дипломного проекта

(2-4 слайда)

В первой главе работы  изучены…. виды, типы, особенности…. (фото и краткие пояснения к ним) – то, что вы изучили в первой главе, то, что необходимо вам для реализации проекта

(1-4 слайда)

Технология выполнения ….. включала в себя следующие этапы ..

- поиск эскизов (несколько вариантов на 1-4 слайдах, последний – окончательный вариант)

2-3 слайда

- освоение технологии

(перечисление этапов, может быть фото)

1-2 слайда

- подбор материалов

3-6 слайдов

- описание и иллюстрация этапов собственной работы по выполнению проекта

1-2 слайда

- заключение:  

- решены следующие задачи

- выполнен проект (итоговое фото)

VII.  РЕЦЕНЗИРОВАНИЕ ДИПЛОМНЫХ ПРОЕКТОВ

3.1. Выполненные ДП рецензируются специалистами, хорошо владеющих вопросами, связанными с тематикой выпускных квалификационных работ.

3.2. Рецензенты ДП назначаются приказом директора колледжа.

3.3. Рецензия должна включать:

- заключение о соответствии ДП заданию на нее;

- оценку качества выполнения каждого раздела ДП;

- оценку степени разработки новых вопросов, оригинальности решений (предложений), теоретической и практической значимости работы;

- оценку ДП.

3.4. Содержание рецензии доводится до сведения студента не позднее, чем за день до защиты ДП.

3.5. Внесение изменений в ДП после получения рецензии не допускается.

3.6. Заместитель директора по учебной работе после ознакомления с отзывом руководителя и рецензией передает ДП в государственную аттестационную комиссию.

VIII. ЗАЩИТА ДИПЛОМНЫХ ПРОЕКТОВ

4.1. Защита ДП проводится на открытом заседании государственной аттестационной комиссии.

4.2. На защиту ДП отводится до 30 минут. Процедура защиты устанавливается председателем государственной аттестационной комиссии по согласованию с членами комиссии и, как правило, включает доклад студента (не более 10 - 15 минут), чтение отзыва и рецензии, вопросы членов комиссии, ответы студента. Может быть предусмотрено выступление руководителя дипломного проекта, а также рецензента, если он присутствует на заседании государственной аттестационной комиссии.

4.3. При определении окончательной оценки по защите ДП учитываются:

- доклад выпускника по каждому разделу;

- ответы на вопросы;

- оценка рецензента;

- отзыв руководителя.

4.4. Студенты, выполнившие выпускную ДП, но получившие при защите оценку «неудовлетворительно», имеют право на повторную защиту. В этом случае государственная аттестационная комиссия может признать целесообразным повторную защиту студентом той же ДП либо вынести решение о закреплении за ним нового задания на ДП и определить срок повторной защиты, но не ранее чем через год.

4.5. Студенту, получившему оценку «неудовлетворительно» при защите ДП, выдается академическая справка установленного образца. Академическая справка обменивается на диплом в соответствии с решением государственной аттестационной комиссии после успешной защиты студентом ДП.

IX. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА

Защита дипломного проекта оценивается «5» «отлично» при условии:

- представленная на ГИА ВКР выполнена в полном соответствии с заданием и имеет подписи выпускника, руководителя ВКР, консультантов по разделам ВКР и рецензента в основных надписях всех входящих в ВКР документов;

- работа выполнена на высоком теоретическом и практическом уровне, с полным раскрытием темы, дано глубокое, самостоятельное, оригинальное решение проблемы дипломной работы (ВКР); разработаны авторские проекты решения задач по наиболее актуальным вопросам дизайна в информационных технологиях, в которых широко использованы различные методы исследования и дизайн - проектирования;

- представленные дизайнерские разработки и научные исследования, выполненные в рамках работы, могут быть рекомендованы к производству или использованию в реальной дизайнерско - проектной деятельности;

- графические проектные материалы разработаны самостоятельно и выполнены на высоком художественном и эстетическом уровне с использованием современных компьютерных технологий и специализированных дизайнерских программ;

- дипломный проект отражает тематику выбранного проекта или исследования и высокопрофессиональна;

- доклад по теме ВКР сделан грамотно, четко и аргументировано;

- даны аргументированные ответы на замечания и на все поставленные вопросы в ходе защиты.

Оценкой «4» «хорошо» оценивается работа, если:

- представленная на ГИА ВКР выполнена в полном соответствии с заданием и имеет подписи выпускника, руководителя ВКР, консультантов по разделам ВКР и рецензента в основных надписях всех входящих в ВКР документов;

- дипломный проект (ВКР) выполнен в полном объёме, на достаточно высоком теоретическом и практическом уровне и содержит отдельные выводы и обобщения;

- разработанные проекты разрешения задач по наиболее актуальным вопросам дизайна в информационных технологиях не так широко представлены в дипломном проекте (ВКР);

- графические проектные материалы разработаны самостоятельно и выполнены на хорошем художественном и эстетическом уровне с использованием современных компьютерных технологий и специализированных дизайнерских программ;

- представленные дизайнерские разработки и исследования, выполненные в рамках работы, рекомендованы к использованию в процессе обучения по специальности  54.02.01Дизайн (по отраслям) в качестве иллюстративно- информационного пособия;

- дипломный проект (ВКР) выполнен согласно утверждённой тематике;

- сделан хороший доклад и даны ответы на вопросы в ходе защиты.

Оценкой  «3» «удовлетворительно» оценивается работа если:

- в дипломном проекте (ВКР) недостаточно глубоко разработана научно-теоретическая и практическая база защищающей проблемы, вопроса,

задачи;

- недостаточно широко представлен и использован научно-практический потенциал методологии дизайн-проектирования в области информационных технологий;

- графические проектные материалы разработаны самостоятельно, но выполнены не на должном художественном и эстетическом уровне, недостаточно использованы ресурсы современных компьютерных технологий и специализированных дизайнерских программ;

- представленные дизайнерские разработки и научные исследования, выполненные в рамках работы, не представляют большого интереса при организации процесса обучения по специальности 54.02.01Дизайн (по отраслям) в качестве иллюстративно-информационного пособия;

- не в полном объёме представлены отдельные части дипломного проекта (пояснительной записки, презентационных материалов);

- сделан посредственный доклад и даны не все ответы на вопросы в ходе защиты.

Оценка «2» «неудовлетворительно» - ставится в том случае, если:

− представленная на ГИА ВКР не выполнена в полном соответствии с заданием и не имеет подписи выпускника, руководителя ВКР, рецензента в основных надписях всех входящих в ВКР документов;

− доклад на тему, представленной на защите ВКР не раскрывает сути поставленной задачи и не отражает способов ее решения;

− студент не понимает вопросов по тематике данной ВКР и не знает ответы на теоретические вопросы, требующие элементарных знаний учебных дисциплин;

− студент не способен пояснить основные положения ВКР, что указывает на не самостоятельное выполнение работы или результаты работы фальсифицированы.

ПРИЛОЖЕНИЯ

ДЕПАРТАМЕНТ ВНУТРЕННЕЙ И КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ      

«АЛЕКСЕЕВСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Допущена к защите

« ____»_____________

Заместитель директора  

________И.А. Злобина

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ДИПЛОМНОМУ ПРОЕКТУ

на тему:

Разработка и выполнение в материале светильника «Разноцветие»

как элемента предметно-пространственной среды

Выполнила:

Тимошенко Владлена Сергеевна,

студентка 4 курса

специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям)

Руководитель:

Гура Ирина Павловна,

преподаватель общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей

специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям)

                                             Алексеевка, 2019

СОДЕРЖАНИЕ

3

7

11

15

19

23

27

31

34

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

ГЛАВА I.  РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ  СВЕТОВОГО ОСВЕЩЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОСТРАНСТВА

1.1.История развития приборов искусственного освещения                                                                  

1.2.Виды  современных светильников

1.3.Значение светильников в интерьере помещения

ГЛАВА II. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА СВЕТИЛЬНИКА     «РАЗНОЦВЕТИЕ» КАК ДЕКОРАТИВНОГО ЭЛЕМЕНТА ИНТЕРЬЕРА

2.1. Анализ источника творчества

2.2. Художественно-дизайнерская проработка и концепция проекта

2.3.Технологическая разработка и экономическое обоснование проекта

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

 Свет фундаментальная категория человеческого бытия. Неслучайно библейская история сотворения мира начинается с сотворения света. В своем противоположении тьме свет носит глубоко символический, этический характер. В тоже время и естественный, и искусственный свет являются феноменом физического мира. 

  Влияние света на человека давно и хорошо изучено. Солнечные лучи повышают активность коры головного мозга, улучшают работу сердечно-сосудистой системы, ускоряют обмен веществ. В темноте человек становится пассивным и сонливым, у него замедляются реакции. Недаром зимой немало людей страдают от недостатка энергии, вялости, раздражительности, усталости. В случае серьёзных расстройств иногда применяют светолечение. Но многих проблем легко избежать, если правильно организовать освещение в доме [2, 25].

Естественный свет придает дому уют, дыхание жизни, меняясь в течение дня: прозрачный утренний свет, яркий свет полдня, легкие мягкие сумерки, темнота вечера. Кроме того, его характер зависит от погоды и сезона: порой свет бывает мягким и рассеянным, а в другое время резким и ясным.

Зависимости от источника света производственное освещение может быть трех видов: естественное, искусственное и соединенное, т.е. совмещенное - одновременное сочетание естественного и искусственного освещения [7, 34].

Создать хорошо продуманную систему освещения - исключительно эффективный способ, чтобы усилить ощущение пространства. Ночью или даже в течение дня, в зависимости расположения источников естественного света в доме, темные зоны визуально делают комнату меньше и менее приятной.

Актуальность темы дипломного проекта состоит в том, что освещение играет важную роль при оформлении помещения, так как от него зависит впечатление от дизайна интерьера, складывающееся при входе в комнату, а также настроение и самочувствие человека при нахождении в ней. Дизайнерам приходится создавать световые сцены, разграничивать пространство, высвечивать те или иные зоны в помещении. Это достигается использованием разных видов светильников и их размещением в интерьере.

 При этом правильное размещение источников света подчеркивает стилистическую идею дизайнера. Наличие достаточного количества света в интерьере любого помещения способно не только воздействовать на наше настроение и эмоции, но и придавать пространству, которое нас окружает, различные оттенки.

Функциональное назначение освещения - увеличить видимость в отсутствии дневного света, снизить утомляемость глаз. Эстетическое назначение – создать желаемую атмосферу, подчеркнуть эффектные детали, подсветить картину, вазу, растение [16, 156].

Правильно подобранный свет помогает создать различную атмосферу вокруг нас. Она может быть спокойной, романтической, деловой и праздничной. Свет как бы растворяет окружающие нас предметы. Или, наоборот, они приобретают большую контрастность и яркость.

Для любого помещения необходимы светильники, которые надо правильным образом разместить в помещении. Только в этом случае помещение преобразовывается, зрительно меняются его размеры [11, 138].

Неправильно подобранное освещение может испортить впечатление о помещении, даже если оно хорошо отделано и мебель подобрана правильно.

Для того чтобы помещение выглядело стильным и гармоничным, нужно тщательно продумать выбор люстры. Она будет служить не только основным источником света, но также и отличным дополнением любого интерьера. Сегодня существует несколько главных критериев и параметров, на принципах которых осуществляется подбор осветительного оборудования. Для каждой отдельной комнаты оно продумывается исходя из назначения и дальнейшего время препровождения.

Размер люстры обязан максимально гармонично смотреться с общей площадью помещения. Если речь идет о небольшой комнате, в которой невысокие потолки, то не нужно покупать шикарную подвесную люстру с большим количеством плафонов. В таком случае она не будет смотреться на общем фоне интерьера [15, 110].

Целью данной работы является - разработка и выполнение в материале декоративного  светильника для формирования предметно-пространственной среды.

Проблема состоит в увеличение функциональности и привлекательности светильника за счет его цветового и  конструктивного решения.

Объектом исследования является процесс проектирования в дизайне.

Предметом исследования - дизайн светильника. 

Гипотеза исследования  заключается в предположении о том, что наглядно представленное выполнение светильника будет способствовать созданию удобной световой среды для отдыха человека.

Для достижения цели представляется необходимым осуществить последовательное решение следующих задач:

  • Изучить историю развития приборов искусственного освещения; 
  • Рассмотреть основные виды  современных светильников;
  • Проанализировать значение светильников в интерьере помещения;
  • Разработать художественно-дизайнерскую проработку и концепцию проекта;
  • Представить технологию разработки и составить экономическое обоснование проекта.

Результаты  исследования будут способствовать разработке множества идей светильников, а также оформления   интерьера с их участием.

Методы исследования представляют собой наблюдение, анализ, сбор информации, обобщение, систематизацию.

Теоретическая и практическая значимость дипломного проекта будет способствовать разработке множества идей дизайна и активному применению светильников с декоративным освещением в оформлении интерьера.

Структура работы соответствует логике исследования и включает в себя введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложения.

Во введении излагается формулировка главных вопросов дипломного проекта, границы разрабатываемой темы, особенности подхода к решению выбора метода исследования, расчета и дизайнерского решения. Введение завершается формулировкой основной цели, задач, методов дипломного проектирования.

В первой главе рассматривается история развития приборов искусственного освещения, основные виды  современных светильников, изучается значение светильников в интерьере помещения.

Во второй главе сформулирована разработка проекта декоративного светильника как элемента предметно-пространственной среды, его художественно-дизайнерская проработка и концепция проекта, технологическая разработка и экономическое обоснование проекта.

В заключении подводятся итоги проделанной работы и делаются выводы, подтверждающие актуальность.

Приложение включает информационно-иллюстративный ряд.

ГЛАВА I.  РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ  СВЕТОВОГО ОСВЕЩЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОСТРАНСТВА

  1. История развития приборов искусственного освещения

Многовековая история бытовых светильников демонстрирует зависимость их формы от развития техники искусственного освещения, материалов и технологии изготовления, архитектуры, декоративно-прикладного искусства и, наконец, дизайна.

Самым первым источником искусственного света был очаг. Таким образом, первоначально жилое помещение освещалось одним источником, находящимся в центре. Необходимость в дополнительном боковом освещении возникла одновременно с потребностью человека само выражаться в наскальных росписях. В работе ему помогал факел, который устанавливался в щели между камнями. В Средние века для укрепления факела на плоскости стены стали применяться кованые зажимы. Именно это нехитрое устройство послужило прообразом бра [24].

В Греции и Риме были широко распространены напольные светильники, состоящие из треножника и чаши с горючим веществом  и нередко с ароматическими добавками. Более поздняя модификация этого светильника - канделябр. В отличие от треножника, он имел единственную опору, широкую у основания [26],  (Приложение 1).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Айсмен Л. Дао цвета. Цветовая гамма вашего дома и вашего настроения./ Л. Айсмен - М., 2005.-172 с., ил.
  2. Барановский М.И. Современная квартира / М.И. Барановский. - М.: Киев: Реклама, 2015. - 160 c.
  3. Ватерман  Г. Дизайн вашей квартиры: Дизайн. Цвет. Освещение. Интерьер /Г. Ватерман. - М.: «Кристина & К», 2008. - 128 c.
  4. Гарашин А.А. Методология, дизайн – проектирования элементов предметной среды. Дизайн унифицированных объектов / А.А.Гаршин, Учеб. Пособие,  - М., 2004.- 232 с.: ил.
  5. Гилл, М. Гармония цвета. Естественные цвета / М. Гилл. - М.: «АСТ», 2006. - 144 c.
  6. Иттен Й. Искусство формы/ Й Иттен – М.: Изд. Д. Аронов, 2001. – 136 с., ил.
  7. Иванов, Б.К. Электромонтер по обслуживанию и ремонту электрооборудования: учебное пособие для НПО/  Б.К. Иванов. - Ростов н/Д: «Феникс», 2011.-320 с. 
  8. Кристанини Д. Ф. Цветы из шелка, бумаги и капрона /Д.Ф. Кристинини, В. С. Беллини – М.: Арт-родник, 2011 г. – 160 с.
  9. Логвиненко Г.М.  Декоративная композиция/ - Г.М.  Логвиненко М.: «Владос», 2010. — 144 с.
  10.  Норман Д.  Дизайн промышленных товаров / Д. Норман - М.: Вильямс, 2009. -384 с.
  11.  Онищенко В. В. Светильники своими руками/ В. В. Онищенко.-М.: «Фолио», 2013.- 232 с.
  12.   Паранюшин Р.В. Композиция. Серия «Школа изобразительных искусств»/ Р.В. Паранюшин.- Ростов,2011.- 80 с.

ОГАПОУ  «Алексеевский колледж»

Специальность 54.02.01 Дизайн (по отраслям)

ЗАДАНИЕ

К ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЕ

Студента____________________________________________________________________

                                                           (фамилия, имя, отчество)

1. Тема работы_______________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Утверждена приказом по колледжу от «____» ______________20____г. №_____________

2. Руководитель_______________________________________________________________

                                                               (фамилия, имя, отчество)

3. Время выполнения ВКР с __________________________по_________________________

Срок сдачи законченной работы__________________________________________________

4.Исходные данные к проекту

Цель_________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Объект_______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Предмет______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Гипотеза______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

5. Содержание и объем работы (план работы)

6. Перечень практических материалов

7. Задание утверждено председателем ПЦК общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей по специальности  54.02.01 Дизайн (по отраслям) от _____________________, протокол №________

8. Дата выдачи задания__________________________________________________________

Руководитель____________________(Ф.И.О)

                                     (подпись)

Задание принял к исполнению________________(Ф.И.О.)

                                                            (подпись)

Зам. директора __________________Ф.И.О.

                                    (подпись)

«_____»_____________________20_____г.

ДЕПАРТАМЕНТ ВНУТРЕННЕЙ И КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«АЛЕКСЕЕВСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ВЫПОЛНЕНИЯ

 ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА

на тему:

Разработка и выполнение в материале светильника «Разноцветие»

как элемента предметно-пространственной среды

Выполнила:

Тимошенко Владлена Сергеевна

студентка 4 курса

специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям)

Руководитель:

Гура Ирина Павловна,

преподаватель общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей

специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям)

Алексеевка 2019

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ВЫПОЛНЕНИЯ

ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА

на тему:

Разработка и выполнение в материале светильника «Разноцветие» как элемента предметно-пространственной среды.

студентки 4 курса

 специальность 54.02.01  Дизайн (по отраслям)

Тимошенко Владлены Сергеевны

№ п/п

Содержание работы

Сроки

Оценка

1

Подготовительный этап – обсуждения концепции дипломного проекта. Изучение специальной литературы, сбор и анализ материалов, документов по теме проектирования.

сентябрь – октябрь

2

Выбор и уточнение темы ВКР.

до 20 сентября

3

Сбор литературы по проблематике.

до 10 октября

4

Разработка плана работы над дипломным проектом.

до 20 октября

5

Разработка  понятийного аппарата, обработка и систематизация собранного материала (Введение)

октябрь - ноябрь

6

Работа над первой главой (теоретическое обоснование проблемы)

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ  СВЕТОВОГО ОСВЕЩЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОСТРАНСТВА

1.1.История развития приборов искусственного освещения

1.2.Виды  современных светильников

1.3.Значение светильников в интерьере помещения

до 31 декабря

7

Предварительное обсуждение работы с руководителем

до 18 января

8

Уточнение и дополнение сведений по теоретическому обоснованию проекта.

до 25 января

9

Основной этап – разработка проектной части дипломной работы, оформление заданий по выполнению дипломного проекта

до 31 марта

10

Работа над второй главой (разработка проектной части работы в материале).

РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА СВЕТИЛЬНИКА «РАЗНОЦВЕТИЕ» КАК ДЕКОРАТИВНОГО ЭЛЕМЕНТА ИНТЕРЬЕРА

2.1. Анализ источника творчества

2.2. Художественно-дизайнерская проработка и концепция проекта

2.3.Технологическая разработка и экономическое обоснование проекта

апрель

11

Формирование заключительной части работы. Разработка выводов.

до 30 апреля

12

Проведение исследовательской работы на базе практики. Техническое оформление работы.

до 10 мая

13

Доработка дипломного проекта в соответствии с замечаниями руководителя, оформление и брошюрование.

до 1 июня

14

Представление работы руководителю на отзыв.

до 27 мая

15

Сдача работы на рецензирование

до 1 июня

16

Сдача работы с отзывом и рецензией заместителю директора по УР

7 июня

16

Подготовка доклада и презентации  к защите.

 10 июня

17

Защита работы.

Начало июня

Согласованно:

Руководитель: _____________ Гура Ирина Павловна              

Студент: ______________ Тимошенко Владлена Сергеевна

ПЛАН – КАРТА ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА

Выполнила: Тимошенко Владлена Сергеевна,

студентка 4 курса

специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям)

Руководитель: Гура Ирина Павловна,

преподаватель общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей  специальности 54.02.01  Дизайн (по отраслям)

Тема: Разработка и выполнение в материале светильника «Разноцветие» как элемента предметно-пространственной среды.

Цель: разработка и выполнение в материале декоративного  светильника, для формирования предметно-пространственной среды.

Проблема: Увеличение функциональности и привлекательности светильника за счет его цветового и  конструктивного решения.

Объект: процесс проектирования в дизайне.

Предмет: дизайн светильника

Задачи:

1.   Изучить историю развития приборов искусственного освещения.

2.    Рассмотреть основные виды  современных светильников.

3.    Проанализировать значение светильников в интерьере помещения.

4. Представить художественно-дизайнерскую проработку и концепцию проекта.

5. Разработать технологию изготовления светильника и составить экономическое обоснование проекта.

Согласовано:

Руководитель ____________   Гура Ирина Павловна

Студент          ____________   Тимошенко Владлена Сергеевна

ДЕПАРТАМЕНТ ВНУТРЕННЕЙ И КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ                                                                        

                                                               «АЛЕКСЕЕВСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

ПРИЛОЖЕНИЕ К ДИПЛОМНОМУ ПРОЕКТУ

на тему:

Разработка и выполнение в материале светильника «Разноцветие»

 как элемента предметно-пространственной среды

Выполнила:

Тимошенко Владлена Сергеевна,

студентка 4 курса

специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям)

Руководитель:

Гура Ирина Павловна,

преподаватель общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей

специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям)

 

Алексеевка 2018

СПИСОК ПРИЛОЖЕНИЙ

Приложение 1. Канделябр

Приложение 2. Венецианская свечная люстра

Приложение 3. Люстра

Приложение 4. Бра

Приложение 5. Торшер

Приложение 6. Ночник

Приложение 7. Прожектор

Приложение 8. Светильник из металла

Приложение 9. Светильник из гипса

Приложение 10. Цветовые оттенки ирисов

Приложение 11. Фреска на стене Кносского дворца «Жрец»

Приложение 12. Ван Гог «Поле ирисов»

Приложение 13. Современные изделия

Приложение 14. Эскизы

Приложение 15. Капрон

Приложение 16. Каркас лепестков

Приложение 17. Собирание цветов на стебле

Приложение 18. Окрашивание капрона

Приложение 19. Подбор гирлянды

Приложение 20. Украшение цветов пестиками

Приложение 21. Тейп лента

Приложение 22. Присоединение проводов

Приложение 23. Стеклянная ваза,  пластиковая труба, блок питания.

Приложение 24. Заполнение вазы декоративными элементами

Приложение 25. Проект светильника «Разноцветие»

Приложение 17.                                               Собирание цветов на стебле

                         

Описание: C:\Users\кисс\Desktop\9sRALZcEucE.jpg

Приложение 18.                                                             Окрашивание капрона

Описание: C:\Users\кисс\Desktop\GqKC2FG9tK4.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа междисциплинарного курса 02.04.Дизайн интерьера для специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям)

Программа междисциплинарного курса 02.04. Дизайн интерьера является частью рабочей программы ПМ.02 Техническое исполнение художественно-конструкторских (дизайнерских) проектов в материале...

Рабочая программа производственной практики ПМ.02Техническое исполнение художественно-конструкторских (дизайнерских) проектов в материале для специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям)

Рабочая программа производственной практики к профессиональному модулю ПМ.02 «Техническое исполнение художественно-конструкторских (дизайнерских) проектов в материале» вводится в соответствии с ФГОС С...

Методические рекомендации к выпускной квалификационной работе (дипломной работе) ОПОП 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»

При разработке методических рекомендаций в основу положены: 1) ФГОС СПО по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» утвержденный Министерством образования и...

МУ Оформление выпускных квалификационных работ (дипломных, курсовых проектов)

В методических рекомендациях представлены требования по оформлениюпояснительных записок к ВКР (ДП), которые являются текстовымидокументами. Указания составлены с учётом требований ГОСТ 7.32-2001,ГОСТ ...

Комплект контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю ПМ 01 Разработка художественно-конструкторских (дизайнерских) проектов промышленной продукции, предметно-пространственных комплексов по специальности 54.02.01. Дизайн (по отраслям)

Материалы для оценки сформированности знаний, умений, практического опыта в результате изучения  ПМ 01 Разработка  художественно-конструкторских (дизайнерских)  проектов ...

ЕДИНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ (ДИПЛОМНЫХ РАБОТ/ПРОЕКТОВ)

Методические рекомендации содержат Единые требования к содержанию и оформлению выпускных квалификационных работ (дипломных работ/проектов) в соответствии с требованиями ФГОС.Рекомендации предназначены...

Тест по дисциплине "Моделирование эскизных проектов дизайн-объектов" по специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям)

Тестовое задание для определения качества подготовки студентов по дисциплине "Моделирование эскизных проектов дизайн-объектов по специальности" 54.02.01 Дизайн (по отраслям)...