РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.04 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ (ЛИЦАМИ ИХ ЗАМЕНЯЮЩИМИ) И СОТРУДНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.01. Дошкольное образование
методическая разработка
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 44.02.01 «Дошкольное образование» и требованиями профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" утвержденного приказом № 544н от 18.10.2013
Организация-разработчик: бюджетное учреждение профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа –Югры «Когалымский политехнический колледж».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pm.04_ispravlennye_chasytolkunova.docx | 101.56 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора №
«______»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.04 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ
(ЛИЦАМИ ИХ ЗАМЕНЯЮЩИМИ) И СОТРУДНИКАМИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
программы подготовки специалистов среднего звена
по специальности
44.02.01. Дошкольное образование
СОГЛАСОВАНО ________________________________ наименование организации (работодателя) _______________________________________________ наименование должности _______________________________ подпись И.О Ф «___» ____________________ 2017 г. МП | Форма обучения очная Курс 4 Семестр 8 |
Когалым 2017г.
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 44.02.01 «Дошкольное образование» и требованиями профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" утвержденного приказом № 544н от 18.10.2013
Организация-разработчик: бюджетное учреждение профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа –Югры «Когалымский политехнический колледж».
РАССМОТРЕНО
на заседании методического объединения по направлениям подготовки: 44.02.01 Дошкольное образование, 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), 19.02.10 Технология продукции общественного питания, 19.01.17 Повар, кондитер, 46.01.09 Делопроизводитель.
Протокол № ______ от «____» ____________20__г.
СОГЛАСОВАНО
Педагог-библиотекарь ______________ /Л.Н. Родионова/
подпись расшифровка
Разработчики:
Преподаватель БУ «Когалымский политехнический колледж» Толкунова Ю.С.
СОДЕРЖАНИЕ
| 4 |
| 7 |
| 9 |
| 16 |
| 18 |
ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ……………………………………………………………………… | 20 |
1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯПМ 04 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ(ЛИЦАМИ ИХ ЗАМЕНЯЮЩИМИ) И СОТРУДНИКАМИОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Область применения рабочей программы
Программа профессионального модуля (далее программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности 44.02.01 Дошкольное образование углубленной подготовки СПО в соответствии с ФГОС.
Рабочая программа профессионального модуля (далее - рабочая программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 44.02.01 Дошкольное образование в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Взаимодействие с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками образовательной организации и соответствующих общих (ОК), профессиональных (ПК) и дополнительных профессиональных компетенций (ДПК):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ПК 4.1 Определять цели, задачи и планировать работу с родителями
ПК 4.2Проводить индивидуальные консультации по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка
ПК 4.3Проводить родительские собрания, привлекать родителей к организации и проведению мероприятий в группе и в образовательном учреждении
ПК 4.4Оценивать и анализировать результаты работы с родителями, корректировать процесс взаимодействия с ними
ПК 4.5Координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения, работающих с группой;
ДПК 7. Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка.
1.2 Цели и задачи профессионального модуля - требования к результатам освоения профессионального модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- планирования работы с родителями (лицами, их заменяющими);
- наблюдения за детьми и обсуждения с родителями достижений и трудностей в развитии ребенка;
- определения целей и задач работы с отдельной семьей по результатам наблюдений за ребенком, изучения особенностей семейного воспитания;
- взаимодействия с администрацией образовательного учреждения, воспитателями, музыкальным работником, руководителем физического воспитания, медицинским работником и другими сотрудниками;
- руководства работой помощника воспитателя;
- разработки (совместно с другими специалистами) и реализации совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка.
уметь:
-планировать работу с родителями (лицами, их заменяющими);
-изучать особенности семейного воспитания дошкольников, взаимоотношения родителей и детей в семье;
-формулировать цели и задачи работы с семьей;
-организовывать и проводить разнообразные формы работы с семьей (родительские собрания, посещение детей на дому, беседы), привлекать родителей к проведению совместных мероприятий;
- консультировать родителей по вопросам семейного воспитания, социального-психического и физического развития ребенка;
- анализировать процесс и результаты работы с родителями (лицами, их заменяющими);
- взаимодействовать с работниками дошкольного учреждения по вопросам воспитания, обучения и развития дошкольников;
- руководить работой помощника воспитателя;
- использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий.*
знать:
- основные документы о правах ребенка и обязанности взрослых по отношению к детям;
- сущность и своеобразие процесса социализации дошкольников;
- основы планирования работы с родителями (лицами, их заменяющими);
- задачи и содержание семейного воспитания;
- особенности современной семьи, ее функция;
- содержание и формы работы с семьей;
- особенности проведения индивидуальной работы с семьей;
- методы и приемы оказания педагогической помощи семье;
- методы изучения особенностей семейного воспитания;
- должностные обязанности помощника воспитателя;
- формы, методы и приемы взаимодействия и организации профессионального общения с сотрудниками образовательного учреждения, работающими с группой;
- основные закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно работать с родительской общественностью.*
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы профессионального модуля:
всего – 150 часа, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося96 часа, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 64 часов;
в том числе практических занятий – 24 часов.
самостоятельной работы обучающегося – 32 часов;
учебной и производственной практики – 54 часов.
Наименование МДК | Максимальная учебная нагрузка | Самостоятельная работа | Обязательная аудиторная учебная нагрузка | обязательная аудиторная нагрузка | Учебная практика | Производственная практика | Курсовой проект | ||
Теоретические занятия | Практические | Лабораторные | |||||||
8 семестр | |||||||||
МДК.04.01 Теоретические и методические основы взаимодействия с родителями (лицами.их заменяющими) и сотрудниками дошкольной образовательной организации | 96 | 32 | 64 | 40 | 24 | - | 18 | 36 | - |
ИТОГО | 96 | 32 | 64 | 40 | 24 | - | 18 | 36 | - |
Контрольная работа по МДК 04.01 (8 семестр) | |||||||||
Квалификационный экзамен (8 семестр) |
2 РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД) Взаимодействие с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками образовательной организации, в том числе профессиональными (ПК) и общими компетенциями (ОК):
3 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1 Тематический план профессионального модуля
Коды профессиональных компетенций | Наименования разделов профессионального модуля | Всего часов (макс. учебная нагрузка и практики) | Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) | Практика | |||||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося | Учебная, часов | Производственная (по профилю специальности), часов (если предусмотрена рассредоточенная практика) | ||||||
Всего, часов | в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,часов | в т.ч., курсовая работа (проект), часов | Всего, часов | в т.ч., курсовая работа (проект), часов | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
ДПК 7; ПК 4.1 – 4.5 | МДК.04.01Теоретические и методические основы взаимодействия с родителями (лицами.их заменяющими) и сотрудниками дошкольной образовательной организации | 96 | 64 | 24 | - | 32 | - | 18 | 36 |
Учебная практика Производственная практика | 18 36 | ||||||||
Всего: | 150 |
3.2 Содержание обучения по профессиональному модулюПМ.04 Взаимодействие с родителями (лицами их заменяющими) и сотрудниками образовательной организации
Наименование разделов ПМ, междисциплинарных курсов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
МДК.04.01 Теоретические и методические основы взаимодействия с родителями (лицами.их заменяющими) и сотрудниками дошкольной образовательной организации | |||
Раздел 1. Основы семейного воспитания | |||
Тема 1.1. Семья как социальный институт | Содержание учебного материала | ||
Сущность и своеобразие процесса социализации дошкольников. Понятие социализации. Особенности социализации детей в дошкольном возрасте. | 2 | 2 | |
Семья как социальный институт: понятие, функции семьи, факторы, влияющие на функции семьи. Типология семей. Определение понятия «семья». Признаки семьи. Основные функции семьи: репродуктивная, хозяйственная, рекреационная, воспитательная и др. Факторы, влияющие реализацию функций семьи. Типология семьи. | 2 | 2 | |
Жизненный цикл семьи: понятие и особенности жизненного цикла семьи. Характеристика стадий развития семьи Понятие жизненного цикла семьи. Характеристика стадий развития семьи. Особенности жизненного цикла семьи преддошкольника, дошкольника, школьника, подростка и семьи, выполнившей свою родительскую функцию. | 2 | 2 | |
Особенности, тенденции развития и проблемы современной семьи. Возникновение брачных отношений между полами в первобытном обществе. Исторические формы брака: групповой брак, полигамия, парный брак. Развитие представлений о семье и браке в России. Формирование супружеской пары. Динамика супружеских отношений. Родительство. | 2 | 2 | |
Практическоезанятие №1.Контрольная работа. | 2 | ||
Самостоятельная работа Написание сочинения на одну из тем по выбору студента: «Все начинается с семьи», «Семья для меня – это…», «Моя будущая семья» Создание «Иерархии функций семьи» с обоснованием своего выбора Составление словаря (глоссария) по теме «Семья как социальный институт» | 8 | ||
Тема 1.2. Семья как институт воспитания | Содержание учебного материала | ||
Семейное воспитание: понятие, особенности, принципы, условия, факторы. Понятие и особенности семейного воспитания. Характеристика принципов целенаправленности, научности, гуманизма, планомерности, последовательности, непрерывности семейного воспитания. Методы формирования сознания, организации и стимулирования деятельности и поведения в семейном воспитании. Понятия «дисгармоничная семья», «неблагополучная семья». Признаки неблагополучной семьи. Типичные недостатки семейного воспитания. | 2 | 2 | |
Задачи и содержание семейного воспитания. Функции и задачи семейного воспитания. Нравственное, гражданское, трудовое, эстетическое, экологическое, экономическое воспитание ребенка в семье. Половое воспитание в семье. Современные методики домашнего воспитания и раннего развития детей (М. Монтессори, С. Лупан, Е. Б. Никитины, М. Ибука, Ш. Сузуки, Н. Зайцев, Г. Доман). | 2 | 2 | |
Родительская установка и стили семейного воспитания.Понятие родительской установки. Стили воспитания: сочувствующий, попустительский, состязательный, рассудительный, предупредительный, контролирующий, гармоничный. Зависимость судьбы человека от влияния родителей в раннем детстве. Динамика становления личности ребенка под влиянием стиля жизни семьи. Юность как период выбора самостоятельного жизненного пути. Родительский авторитет. Бабушки и дедушки как воспитатели. | 2 | 2 | |
Особенности воспитания детей в однодетных и многодетных семьях.Понятие о воспитательном потенциале семьи. Единственный ребёнок в семье и особенности его воспитания. Типичные ошибки и трудности семейного воспитания единственного ребенка. Проблемы современной семьи с единственным ребенком. Многодетные семьи. Категории многодетности. Проблемы многодетных семей. Специфика воспитания детей в многодетных семьях. Воспитательный потенциал неполной и приемной, городской и сельской семей. | 2 | 2 | |
Особенности взаимодействия и взаимовлияния старших и младших детей в семье. Возрастной аспект взаимоотношения детей в семье. Порядок рождения и ролевые позиции детей в семье. Близнецы в семье. | 4 | 2 | |
Практическоезанятие №2.Контрольная работы. | 2 | ||
Практическоезанятие №3.Семейное воспитание в России. Особенности воспитания детей в разных слоях общества: в дворянской, купеческой, мещанской среде | 2 | ||
Практическоезанятие №4.Семейное воспитание в России. Особенности воспитания детей в разных слоях общества в России: в крестьянской среде, воспитание детей в семье императора. | 2 | ||
Практическоезанятие №5.Традиции семьи и брака в различных религиях. Особенности воспитания в православии, исламе, буддизме, иудаизме. | 2 | ||
Практическое занятие №6.Методика организации анкетирования | 2 | ||
Самостоятельная работа Подбор пословиц и поговорок о семейном воспитании, семейных обычаях (5-10) Подготовка презентации «Отец и мать как воспитатели» на основе типологии отцов и матерей (учебник Т.А. Куликовой «Семейная педагогика и домашнее воспитание», с.80-81) Выполнение заданий из учебника Т.А. Куликовой «Семейная педагогика и домашнее воспитание», с.42 Подготовка просветительской информации для родителей на тему: «Тактика формирования положительных взаимоотношений между старшими и младшими детьми в семье» | 8 | ||
8 семестр | |||
Тема 1.3. Семейное воспитание в разных слоях общества и религиях | Содержание учебного материала | ||
Традиции семьи и брака в различных религиях. Особенности воспитания в православии, исламе, буддизме, иудаизме. | 2 | 2 | |
Домашнее воспитание в условиях вариативности системы дошкольного образования. Специфика педагогической деятельности домашнего педагога в условиях современной России. Цели и содержание домашнего воспитания. Функции домашнего педагога. Няня и гувернантка как домашние воспитатели. Профессиональные качества домашнего педагога. Возможность полученияобщего образования в семье. Условия организации семейного образования. | |||
Самостоятельная работа Подбор примеров из жизни, художественной литературы, иллюстрирующих особенности, обычаи, воспитательный потенциал семей разных слоев общества и религий | 2 | ||
Раздел 2. Содержание и организация взаимодействия воспитателями с родителями (лицами их заменяющими) воспитанников дошкольного образовательного учреждения | |||
Тема 2.1. Основные документы о правах ребенка и обязанности взрослых по отношению к детям | Содержание учебного материала | ||
Основные документы Федерального и регионального уровня о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям. НПД о правах ребенка различного уровня: международного, федерального, регионального, локального. | 2 | 2 | |
Тема 2.2. Содержание и формы работы с семьей | Содержание учебного материала | ||
Цели и задачи работы с семьей, привлечение родителей к проведению совместных мероприятий Психолого-педагогические основы взаимодействия и сотрудничества семьи и педагогов. Основания и общие рекомендации по взаимодействию с родителями детей дошкольного возраста. Принципы сотрудничества, партнерства и гуманизма как основополагающие в практике взаимодействия детского сада и семьи. Практические показатели партнерства детского сада и семьи в вопросах воспитания. | 1 | 2 | |
Методы изучения особенностей семейного воспитания дошкольников (наблюдение, анкетирование) Методы изучения семейного воспитания, детско-родительских отношений, условий для всестороннего развития детей и т.д. Основания для выбора методов. Наблюдение как метод изучения особенностей семейного воспитания. Достоинства и недостатки наблюдения. Особенности подготовки и проведения наблюдения, анализ и применение полученных данных. Анкетирование как метод изучения особенностей семейного воспитания. Достоинства и недостатки анкетирования. Условия и особенности организации, проведения анкетирования и анализа полученных результатов. | 1 | 2 | |
Групповые и массовые формы работы с семьей. Содержание и формы работы с семьей. Многообразие форм работы с родителями, их классификация. Краткая сущностная характеристика. Групповые формы работы с родителями, значение, особенности организации. Особенности групповых и массовых форм работы с семьей, их отличие от других форм. | 1 | 2 | |
Методика организации родительского собрания. Родительское собрание как форма взаимодействия воспитателей детского сада и семьи. Основные цели и задачи родительских собраний как формы групповой работы с семьей. Типы родительских собраний и их особенности. Формы проведения родительских собраний. Структура родительского собрания. Этапы подготовки родительского собрания. Правила проведения родительского собрания. | 1 | 2 | |
Особенности проведения индивидуальной работы с семьей. Методы и приемы оказания педагогической помощи семье. Методы и приемы оказания педагогической помощи семье. Коррекция семейных отношений. Педагогические условия выбора эффективных методов и приемов работы с родителями. Характеристика групп методов. | 2 | 2 | |
Методика организации консультирования родителей по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка. Особенности проведения индивидуальной работы с семьей. Консультирование как форма индивидуальной работы с семьей. | 2 | 2 | |
Анализ процесса и результатов работы с родителями. Основы планирования работы с родителями. Педагогические основы планирования. Виды планирования. Годовой план дошкольного образовательного учреждения по работе с семьей. Содержание планирования работы воспитателя с родителями. Основные показатели и критерии оценки взаимодействия детского сада с семьей. Привлечение родительской общественности к оценке качества образования в дошкольном образовательном учреждении. | 2 | 2 | |
Практическое занятие №7.Методика работы с родителями в проектной деятельности | 8 | ||
Практическое занятие №7.Методика организации родительского собрания | 1 | ||
Практическое занятие №8.Методика организации консультирования родителей по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка | 1 | ||
Практическое занятие №9.Анализ процесса и результатов работы с родителями. Основы планирования работы с родителями | 1 | ||
Практическое занятие №10.Использование Интернет-ресурсов при организации взаимодействия с семьей воспитанника | 1 | ||
Самостоятельная работа Подготовка информации для просвещения и повышения педагогической культуры родителей дошкольников. Составление плана наблюдения за ребенком и родителями с целью изучения особенностей семейного воспитания. Разработать анкету для родителей на одну из предложенных тем: Готовность к поступлению в ДОУ», «Игры для развлечения и ума», «Удовлетворенность работой образовательного учреждения» (или другая тема по согласованию с преподавателем) Подготовка сообщений об одной из нетрадиционных форм работы с семьей. Разработка конспекта тематического родительского собрания. Моделирование ситуаций консультирования и подготовка к их демонстрации с учетом основных принципов взаимодействия Разработка рекомендаций по структуре, информационному наполнению и оформлению официального сайта детского сада, группы, воспитателя | 10 | ||
Раздел 3. Содержание и организация взаимодействия воспитателя с сотрудниками дошкольной образовательной организации | |||
Тема 3.1. Взаимодействие и профессиональное общение воспитателя с администрацией и сотрудниками образовательной организации | Содержание учебного материала | ||
Должностные обязанности помощника воспитателя. Руководство работой помощника воспитателя. Должностная инструкция помощника воспитателя. Функционал, входящий в работу помощника воспитателя. Условия организации эффективного взаимодействия воспитателя и помощника воспитателя. Особенности организации взаимодействия и профессионального общения воспитателя и помощника воспитателя. | 2 | 2 | |
Содержание взаимодействия с администрацией образовательного учреждения, воспитателями, музыкальным работником и другими сотрудниками Нормативно-правовые основы взаимодействия воспитателя с сотрудниками дошкольного образовательного учреждения. Система профессионально-педагогических отношений в дошкольном образовательном учреждении. Основные формы, методы и приемы взаимодействия с сотрудниками детского сада. | 2 | 2 | |
Формы, методы и приемы взаимодействия и организации профессионального общения с сотрудниками образовательного учреждения, работающими с группой. Профессионально-педагогическое общение, его значение во взаимодействии воспитателя с сотрудниками дошкольного образовательного учреждения. Уровни профессионально-педагогического общения и их последствия | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа Разработка и защита сценария мероприятия с участием одного из специалистов ДОУ | 4 | ||
Учебная практика Виды работ: Ознакомление с планированием работы воспитателя с родителями. Составление пробных планов работы с родителями (лицами, их заменяющими). Разработка тематики консультирования родителей по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка. Планирование взаимодействия с сотрудниками дошкольной образовательной организации по вопросам воспитания, обучения и развития дошкольников. | 18 | ||
Производственная практика Виды работ: Планирование работы с родителями (лицами, их заменяющими); Проведение индивидуальных консультаций для родителей; Проведение родительских собраний; Организация совместных мероприятий детей и родителей; Наблюдение за детьми и обсуждение с родителями достижений и трудностей в развитии ребенка; Определение целей и задач работы с отдельной семьей по результатам наблюдений за ребенком, изучения особенностей семейного воспитания; Взаимодействие с администрацией образовательного учреждения, с сотрудниками ДОУ (воспитателями, музыкальным работником, руководителем физического воспитания, медицинским работником и другими); Руководство работой помощника воспитателя. | 36 | ||
ВСЕГО | 150 |
4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1 Требования к минимальному материально-техническомуобеспечению
Реализация программы модуля предполагает наличие учебного кабинета «Теоретических и методических основ дошкольного образования»
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
- набор ученической мебели, доска классная;
- шкаф книжный;
- учебная, методическая, справочная литература, раздаточный материал, методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентов, материалы для контроля (тесты, электронные тесты, тексты с заданиями и др.).
Технические средства обучения:
- компьютер с доступом к сети Интернет;
- интерактивная доска, мультимедийный проектор;
- магнитно-маркерная доска;
- DVD-проигрыватель.
Лаборатория информатики и информационно-коммуникационных технологий:
Технические средства обучения:
- компьютеры, объединенные в локальную сеть с доступом к сети Интернет;
- интерактивная доска, мультимедийный проектор;
- стандартное программное обеспечение;
- электронные образовательные ресурсы, в том числе разработанные в колледже (программы, пособия, рекомендации и др.).
Библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет:
Реализация программы модуля предполагает обязательную учебную и производственную практику.
Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест практики: базовые дошкольные образовательные организации, методический кабинет ДОО.
4.2 Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
- Прищепа, С.С. Партнерство дошкольной организации и семьи: учеб.пособ. / С.С Прищепа. – М.Мозаика-Синтез, 2017. – 187 с. – Текст: непосредственный.
- Основы семейного воспитания: учебник / В.П. Сергеева, Э.К. Никитина, М.Н. Недвецкая [и др.] ; под ред. В.П. Сергеевой. – М.: Академия, 2015. – 192 с. – Текст: непосредственный.
Дополнительные источники:
- Микляева, Н. В. Теоретические основы дошкольного образования [Электронный ресурс]: учебник для СПО / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, Н. А. Виноградова ; под общ.ред. Н. В. Микляевой. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2017. – 496 с. – Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/27654E87-2352-4F06-A746-E5E10698C4D7 (ЭБС «ЮРАЙТ»)
- Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред.проф. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – 15-е изд., стер. – Москва: Академия, 2014. – 416 с.
4.3 Общие требования к организации образовательного процесса
Преподавание междисциплинарного курса осуществляется в форме лекций, комбинированных уроков, семинаров, практических занятий, самостоятельной работы студентов.
Производственная практика по данному модулю проводится концентрированно на базе дошкольных образовательных учреждений Вологодской области.
Консультации могут проводиться индивидуально, для подгруппы или группы обучающихся.
Освоение данного профессионального модуля осуществляется параллельно с изучением дисциплин общего гуманитарного и социально-экономического, математического и общего естественнонаучного циклов, общепрофессиональных дисциплин.
Изучение данного модуля проходит параллельно с изучением других профессиональных модулей.
4.4 Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение: педагогические кадры, имеющие высшее педагогическое образование по специальности педагогика и психология/дошкольная, квалификация преподаватель дошкольной педагогики и психологии, методист по дошкольному воспитанию; наличие квалификационной категории первой или высшей.
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой: педагогические кадры с высшим педагогическим, психолого-педагогическим образованием, имеющие подготовку по специальности педагогика и психология/дошкольная, опыт работы не менее 3 лет;
- курсы повышения квалификации (каждые 3 года)/ стажировка в образовательной организации.
5 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки | |
ДПК 7. Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка. | Создание плана работы с родителями и методических рекомендаций, пособий и др. для родителей. Установление психологического контакта с родителями. | Экспертная оценка планов, методических рекомендаций и др. | |
ПК 4.1 Определять цели, задачи и планировать работу с родителями |
| Экспертная оценка планов, методических рекомендаций и др. | |
ПК 4.2 Проводить индивидуальные консультации по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка | Владение навыками психолого-педагогического, семейного консультирования. Установление психологического контакта с родителями. Консультирование по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка. Ведение отчетной документации по результатам индивидуальных консультаций с родителями. | Подготовка просветительской информации для родителей, анкетирование, моделирование ситуаций консультирования, разработка рекомендаций и т.д. | |
ПК 4.3 Проводить родительские собрания, привлекать родителей к организации и проведению мероприятий в группе и в образовательном учреждении | Организация и проведение разнообразных форм работы с семьей. Привлечение родителей к проведению совместных мероприятий. Оформление информационных стендов, выставок, образовательных достижений детей | Экспертная оценка проведенных разнообразных форм работы с семьей и их результативности. | |
ПК 4.4 Оценивать и анализировать результаты работы с родителями, корректировать процесс взаимодействия с ними | Проведение диагностики процесса взаимодействия с родителями с целью его коррекции. Осуществление психолого-педагогического анализа процесса и результатов работы с родителями. Внесение изменений в процесс взаимодействия с родителями на основе анализа. | Экспертная оценка защиты дневника практики, анализ плана работы с родителями, анкетирование и т.д. | |
ПК 4.5 Координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения, работающих с группой; | Определение целей и задач взаимодействия с сотрудниками образовательного учреждения: медицинский работник, логопед, педагог-психолог, заведующий ДОУ и др. Использование разнообразных форм, методов и приемов взаимодействия с сотрудниками образовательного учреждения. Организация профессионального общения с сотрудниками образовательного учреждения, работающих с группой. | Экспертная оценка отчет по педагогической практике по координации деятельности сотрудников образовательного учреждения, работающих с группой, разработка и защита сценария мероприятия с участием специалистов |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | Участвует в профессионально-значимых мероприятиях (конференции, форумы и т.д.) Определят значимость освоения ОПОП для дальнейшей профессиональной деятельности Участвует в профессионально-значимых мероприятиях (конференции, форумы и т.д.) Планирует трудоустройство по профессии | Психологическое анкетирование, Наблюдение, собеседование Наблюдение за процессами оценки и самооценки, видение путей самосовершенствования, стремление к повышению квалификации. Защита исследовательских работ |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | Эффективно организует собственную деятельность; Разрабатывать календарно-тематический план в соответствии с целью и задачами деятельности. Выбирает эффективные способы решения в зависимости от профессиональной задачи Аргументирует выбор способа решения профессиональной задачи Анализирует эффективность способа и результат решения профессиональной задачи | Наблюдение за организацией деятельности Экспертиза календарно-тематического плана Презентация отчета Круглый стол, конференция по результатам практики |
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. | Анализирует профессиональную ситуацию и определяет возможные риски Фиксирует нестандартную профессиональную ситуацию Демонстрирует готовность к решению нестандартных ситуаций Определяет возможные способы решения нестандартной ситуации Выбирает наиболее оптимальный способ решения, аргументирует выбор способа | Наблюдение за организацией деятельности Презентация аналитических материалов. |
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | Использует разнообразные источники информации (учебно-методические пособия, монографии, периодическая печать, интернет и т.д.) Подбирает необходимое количество источников информации в соответствии с профессиональной задачей Систематизирует, обобщает имеющуюся информацию, Сопоставляет точки зрения различных авторов, Делает выводы, Определяет свою позицию по проблеме, аргументирует ее | Наблюдение за организацией работы с информацией Подготовка докладов и сообщений по учебным дисциплинам Защита исследовательских работ |
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. | Устанавливает контакт с членами группы, Организует совместную деятельность, является ее активным участником, Определяет свою позицию в зависимости от группы и ситуации, Принимает личность каждого члена группы, учитывает позицию каждого участника Владеет и использует интерактивные технологии в профессиональной деятельности Создает доброжелательную атмосферу в детском коллективе, Владеет методиками сплочения коллектива и команды, Предупреждает и разрешает конфликтные ситуации Устанавливает психологический контакт с субъектами взаимодействия, Выбирает эффективную стратегию взаимодействия в зависимости от ситуации, Использует разнообразные средства общения (визуальные, аудиальные и т.д.) | Наблюдение за процессом взаимодействия, Диагностика межличностных отношений в группе, Выполнение проектной деятельности, КТД и т.д. Проектная деятельность, КТД, Наблюдение занятий, Самоанализ занятий, деятельности, Конференция по практике Наблюдение за процессом общения, Ролевые игры, Защита исследовательских работ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОС ПМ.04 Взаимодействие с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками образовательной организации. по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование»
Комплект контрольно - оценочных средств по профессиональному модулю разработан на основе федерального государственного образовательного стан...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.04 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ (ЛИЦАМИ, ИХ ЗАМЕНЯЮЩИМИ) И СОТРУДНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Рабочая программа профессионального модуля ПМ.04 Взаимодействие с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками образовательной организации разработан на основе Федерального государ...
Организация проектной деятельности в образовательных учреждениях СПО в условиях реализации ФГОС при изучении ПМ 04 Взаимодействие с родителями (лицами их заменяющими) и сотрудниками образовательной организации
Статья "Организация проектной деятельности в образовательных учреждениях СПО в условиях реализации ФГОС при изучении ПМ 04 Взаимодействие с родителями (лицами их заменяющими) и сотрудниками образ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА профессионального модуля ПМ.04 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ (ЛИЦАМИ, ИХ ЗАМЕНЯЮЩИМИ) И СОТРУДНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ. Специальность 44.02.01 Дошкольное образование
Рабочая программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 44.02.01 Дошкольное образование (углубленной п...
Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ и по проведению практических занятий по ПМ.04 Взаимодействие с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками образовательной организации
Методические рекомендации для обучающихся по выполнению самостоятельных работ и по проведению практических занятий по ПМ.04 Взаимодействие с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками об...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.04 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ (ЛИЦАМИ ИХ ЗАМЕНЯЮЩИМИ) И СОТРУДНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.01. Дошкол
Рабочая программа производственной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования ...
Дневник производственной практике ПМ.04 Взаимодействие с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками образовательной организации для специальности 44.02.04 Специальное дошкольное образование. 2021
Дневник производственной практики (по профилю специальности) ПП.04 (далее - производственной практики) по профессиональному модулю ПМ. 04 Взаимодействие с родителями и сотрудниками образов...