Методические указания по самостоятельной работе обучающихся по учебной дисциплине ОГСЭ.01 "Основы философии"
методическая разработка

Осипова Ольга Сергеевна

Данные методические указания разработаны для студентов специальности 09.02.04 "Информационные системы (по отраслям). В методические указания включен перечень самостоятельных работ, описания работ и инструкции к их выполнению, а также даны ссылки на источники, которыми обучающиеся могут руководствоваться при выполнении самостоятельной внеаудиторной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mu_k_sr_na_sayt.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Колледж «ПетроСтройСервис»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по самостоятельной работе обучающихся

по учебной дисциплине

ОГСЭ.01 «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»

Специальность: 09.02.04 «Информационные системы (по отраслям)»

Санкт-Петербург, 2020

    Методические указания по выполнению самостоятельных заданий обучающихся по учебной дисциплине разработаны на основе, Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО), специальности 09.02.04  «Информационные системы (по отраслям)».

Разработчик:

СПб ГБ ПОУ КПСС                Преподаватель и методист:                 О. С. Осипова

Рассмотрена и согласована

Предметно-цикловой комиссией общих гуманитарных и социально-экономических

Дисциплин

Протокол № 1 от «28» 08. 2020 г.

.

                             

СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА        ……..4

1. ПЕРЕЧЕНЬ ВНЕАУДИТОРНЫХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ   ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОГСЭ.01 «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»        6

2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ К ВНЕАУДИТОРНЫМ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ РАБОТАМ        7

                   


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методические указания по организации внеаудиторной самостоятельной работы предназначены для оказания помощи обучающимся при освоении учебной дисциплины ОГСЭ. 01 «Основы философии», предусмотренной Федеральным государственным образовательным стандартом по специальности 09.02.04 – «Информационные системы (по отраслям)».

       Самостоятельная работа является неотъемлемым этапом изучения учебной дисциплины ОГСЭ.01 «Основы философии», а методические указания оказывают помощь обучающимся при самостоятельной работе над закреплением полученных знаний и умений во внеаудиторное время. Объем самостоятельной работы составляет 50% от аудиторных занятий.

Целью методических указаний по организации внеаудиторной самостоятельной работы является повышение эффективности учебного процесса, в том числе, благодаря самостоятельной работе, в которой обучающийся становится активным субъектом обучения, что означает:

- способность занимать в обучении активную позицию;

- готовность мобилизовать интеллектуальные и волевые усилия для достижения учебных целей;

- умение проектировать, планировать и прогнозировать учебную деятельность;

- привычку инициировать свою познавательную деятельность на основе внутренней положительной мотивации;

- осознание своих потенциальных учебных возможностей и психологическую готовность составить программу действий по саморазвитию.

Целью создания данных методических рекомендаций является продолжение работы по формированию абстрактного мышления, гуманистического мировоззрения, умения получать и критически осмысливать философскую информацию из различных источников и самостоятельно ориентироваться в ней, умения анализировать, систематизировать применять полученные знания для решения задач познавательного и практического характера, а так же подготовить будущего специалиста к профессиональным действиям.

Формируемые в процессе выполнения внеаудиторных самостоятельных работ   умения могут быть использованы обучающиеся в будущей профессиональной деятельности.

        Внеаудиторная самостоятельная работа   по учебной дисциплине ОГСЭ.01 «Основы философии» способствуют формированию следующих общих компетенций:

ОК 01. Понимать сущность и значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

ОК 02. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

ОК.03. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

ОК 04. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

ОК 05. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

ОК 06. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;

ОК 07. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий;

ОК 08. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;

ОК 09. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

В ходе самостоятельных учебных занятий обучающийся должен вести конспектирование учебного материала. При конспектировании желательно оставлять в рабочих конспектах поля, на которых можно делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанный на аудиторном занятии, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений.

В методических рекомендациях приведен алгоритм выполнения различных видов самостоятельной работы, предусмотренной рабочей программой учебной дисциплины ОГСЭ.01 «Основы философии».

Методика выполнения каждого выбранного вида работ расписывается подробно: с указанием конкретных действий, которые должны выполнить обучающиеся и указывается, что является результатом выполнения тех или иных действий;

Внеаудиторная самостоятельная работа по дисциплине ОГСЭ.01 «Основы философии» выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

В методических указаниях предлагаются к выполнению внеаудиторные самостоятельные работы, предусмотренные учебной рабочей программой дисциплины ОГСЭ.01 «Основы философии»

При разработке содержания внеаудиторных самостоятельных работ учитывался уровень сложности освоения обучающимися соответствующей темы и общих компетенций, на формирование которых направлена дисциплина.


1. Перечень внеаудиторных самостоятельных работ   по дисциплине

ОГСЭ 01. «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»

Наименование раздела, темы

Номер, название самостоятельной  работы

Количество часов, отведенных на работу

Форма представления результата

Тема 1.1. Античная философия.

Самостоятельная работа № 1. Составить опорный конспект по теме «Римская философия».

2

Конспект в электронном документе

Раздел 1. История философии

Самостоятельная работа № 2. Написать эссе «Наиболее значимый период развития философии и его представитель».

2

Эссе в электронном документе

Тема 2.3. Этика и Социальная философия

Самостоятельная работа обучающихся № 3. Чтение работы Хосе Ортеги-и-Гассета «Восстание масс».

4

Устные ответы на  вопросы по тексту

     

2. Технологические карты к внеаудиторным самостоятельным работам обучающихся

Самостоятельная работа № 1.

Составить опорный конспект по теме «Римская философия»

            Цель: дать характеристику основным философским учениям Древнего Рима.

В результате выполнения самостоятельной работы формируются и закрепляются следующие знания: 

З1 основные категории и понятия философии;

З2 роль философии в жизни человека и общества;

33 основы философского учения о бытии;

34 сущность процесса познания;

         В результате выполнения самостоятельной работы    формируются следующие умения: 

У1 ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста.

Информационное обеспечение

Интернет ресурсы:

1. Новая философская энциклопедия. Цицерон: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH01e1ff06835920f2c6bae3e1 .

2. Новая философская энциклопедия. Сенека: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH01beef78b672acbbae2e9dbe .

3. Новая философская энциклопедия. Марк Аврелий: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH01e202fe8b591ef6c2bae3e1 .

4. Психологическая библиотека Киевского Фонда содействия развитию психической культуры PSYLIB: http://www.psylib.ukrweb.net/books/index.htm#fil.

5. Цифровая библиотека по философии [Электронный ресурс], режим доступа: http://filosof.historic.ru/books/c0004_1.shtml .

Время выполнения – 2 часа.

Ход выполнения задания

Задание: Используя интернет-источники составьте опорный конспект в электронном формате, состоящий из двух разделов: Философия Древней Индии и философия Древнего Китая.  Шрифт Times New Roman, кегль 14, межстрочный интервал 1,5; выравнивание текса по ширине; заголовок – полужирным шрифтом по центру; отступ красной строки 1,25.

Порядок выполнения задания:

1. Проанализируйте интернет-источники на содержание информации по теме «Римская философия».

2. Выберите 2-3 интернет-источника в которых информация вам наиболее понятна, на основе которых будет составлен конспект.

3. Опираясь на выбранные интернет-источники составьте конспект, отразив ключевые моменты и особенности философии Древнего Рима.

Форма предоставления отчета:

Конспект в электронном формате отправляется на почту преподавателя.

Критерии оценки:

Работа выполнена: Конспект представлен преподавателю в электронном формате..

Работа не выполнена: Конспект не представлен преподавателю.

Анализ работы:

Особенности римской философии, которые следует обозначить в опорном конспекте: учения Цицерона, Сенеки, Марка Аврелия.

Самостоятельная работа № 2.

«Написать эссе на тему “Наиболее значимый период развития философии и его представитель”»

            Цель: критически оценить и обобщить изученный материал по разделу «История философии». Дать самостоятельную оценку одному из периодов.

В результате выполнения самостоятельной работы формируются и закрепляются следующие знания: 

З1 основные категории и понятия философии;

З2 роль философии в жизни человека и общества;

33 основы философского учения о бытии;

34 сущность процесса познания;

35 основы научной, философской и религиозной картин мира.

         В результате выполнения самостоятельной работы    формируются следующие умения: 

У1 ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста.

Информационное обеспечение

Основные источники:

  1. Ивин, А. А., Никитин, И. П. Основы философии: учебник для СПО / А. А. Ивин, И.П.Никитин. – М. : Издательство Юрайт, 2017. – Серия: Профессиональное образование.

Интернет ресурсы:

1. Новая философская энциклопедия: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/page/about

  1. Стэндфордская философская энциклопедия: переводы избранных статей: http://www.philosophy.ru/ .
  2. Психологическая библиотека Киевского Фонда содействия развитию психической культуры PSYLIB: http://www.psylib.ukrweb.net/ .
  3. Основы философии: курс лекций/ - Электрон. текстовые данные.- Волгоград [Электронный ресурс]: Волгоградский институт бизнеса, 2015.- 88 c. -,  режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/56022.html.- ЭБС «IPRbooks»;
  4. Сафонова, А. И. Основы философии.- Волгоград [Электронный ресурс]: Волгоградский институт бизнеса, 2015, режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/35536.- ЭБС «IPRbooks»;
  5. Цифровая библиотека по философии [Электронный ресурс], режим доступа http://filosof.historic.ru/

Время выполнения – 2 часа

Ход выполнения задания

Задание: Используя опорные конспекты в рабочей тетради, учебник по Основам философии и интернет-источники написать эссе на тему «Наиболее значимый период развития философии и его представитель» объемом 1- 1,5 страниц. Шрифт Times New Roman, кегль 14, межстрочный интервал 1,5; выравнивание текса по ширине; заголовок – полужирным шрифтом по центру; отступ красной строки 1,25.

Порядок выполнения задания:

1. Выберите, какой этап развития философии Вам наиболее интересен.

2. Прочитайте опорный конспекты в рабочей тетради по выбранному Вами периоду развития философии или учебник (часть 1. История философии).

2. Определите, идеи какого философа, являющегося представителем выбранного вами этапа, вам наиболее близки, с чьими взглядами Вы согласны, кого считаете наиболее ярким представителем своего времени.

3. Приступайте к написанию эссе на тему «Наиболее значимый период развития философии и его представитель» в электронном формате.

4. Отправьте готовое эссе на электронную почту преподавателя или распевайте его и принесите на занятие.

Форма предоставления отчета:

Электронный формат эссе на почту преподавателя или распечатанное эссе на занятии.

Критерии оценки:

Работа выполнена: Эссе представлено преподавателю в электронном или печатном формате. Выдержаны объем и структура работы.

Работа не выполнена: Эссе не представлено преподавателю / эссе представлено в электронном или печатном формате, но не выдержаны объем и структура работы.

Анализ работы:

«Эссе - это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, так или иначе с нею связанные».

Характеристика эссе:

  • наличие конкретной темы или вопроса. Произведение, посвященное анализу широкого круга проблем, по определению не может быть выполнено в жанре эссе.
  • эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.
  • как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо, такое произведение может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или чисто беллетристический характер.
  • в содержании эссе оцениваются в первую очередь личность автора - его мировоззрение, мысли и чувства.

Структура эссе:

1. Вступление – фиксируется мнение автора как ответ на вопросы темы эссе «Какой период развития философии Вы считаете наиболее значимым? Кто, на Ваш взгляд, является наиболее ярким представителем данного периода?». – 1 абзац

2. Тезис, аргументы – строятся как ответ на вопрос «Почему Вы считаете, что именно данный период является наиболее значимым этапом в истории развития философии?». Необходимо обосновать свою точку зрения, привести примеры. Выразить именно ваше личное мнение и взгляд с помощью логики и аргументации. – 2 абзаца.

3. Тезис, аргументы – строятся как ответ на вопрос «Почему учение именно данного философа Вам близко?». Здесь также аргументируется своя точка зрения с примерами.

Можно использовать прием сравнения. – 2 абзаца.

4. Заключение – подводится общий итог, еще раз резюмируется мнение автора. – 1-2 абзаца.

Самостоятельная работа обучающихся № 3.

Чтение работы Хосе Ортеги-и-Гассета «Восстание масс».

Цель: провести философский анализ современного массового общества опираясь на идеи Хосе Ортеги-и-Гассета в его работе «Восстание масс».

В результате выполнения самостоятельной работы формируются и закрепляются следующие знания: 

З1 основные категории и понятия философии;

33 роль философии в жизни человека и общества;

34 об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

З5 о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

         В результате выполнения самостоятельной работы    формируются следующие умения: 

У1 ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста.

Информационное обеспечение

Интернет-ресурсы:

1. Текст работы Хосе Ортеги-и-Гассета «Восстание масс»: http://lib.ru/FILOSOF/ORTEGA/ortega15.txt_with-big-pictures.html .

Время выполнения – 4 часа.

Ход выполнения задания

Задание: прочитайте работу испанского философа и социолога Хосе Ортега-и-Гассета «Восстание масс». Будьте готовы к краткому пересказу текста и ответу на вопросы по содержанию работы.

Порядок выполнения задания:

1. Прочитайте работу Хосе Ортега-и-Гассета «Восстание масс».

2. Опираясь на содержание текста будьте готовы ответить на вопросы:

  • Что автор называет восстанием масс? Сформулируйте главную проблему, которую ставит и решает Ортега-и-Гассет.
  • Перечислите аргументы, подтверждающие реальность ситуации восстания масс.
  • Что такое «масса»? Выделите исторические предпосылки восстания масс.
  • Что из себя представляет массовый человек?
  • Как массовый человек воспринимает культуру?

Форма предоставления отчета:

Устные ответы на вопросы по содержанию работы.

Критерии оценки:

Работа выполнена:  обучающийся знает содержание работы «Восстание масс» и может ответить на вопросы по тексту.

Работа не выполнена: обучающийся не знает содержания работы «Восстание масс» и не может ответить на вопросы по тексту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания по самостоятельной работе обучающихся по дисциплине "Электротехника и электроника" на тему: "Расчет цепей переменного тока".

В указаниях поясняются методы расчета установившихся режимов линейных электрических цепей переменного тока. Предназначено в помощь обучающимся по курсу электротехника и электроника....

Памятка по разработке методических указаний по планированию и организации самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине/междисциплинарному курсу/профессиональному модулю

Памятка по разработке методических указаний по планированию и организации самостоятельной работы по учебной дисциплине/междисциплинарному курсу/профессиональному модулю разработана для преподавателей ...

Методические указания по организации самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине ОП.13 Введение в специальность

Методические указания предназначены для  обеспечения эффективности организации самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине ОП.13 Введение в специальность для специальности СПО 19.02....

Методические указания для самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине «Здоровый человек и его окружение. Раздел 4. Здоровье лиц пожилого и старческого возраста»

Самостоятельная внеаудиторная работа студентов по учебной дисциплине «Здоровый человек и его окружение Раздел 4. Здоровье лиц пожилого и старческого возраста» составляет 4 часа. Цели внеаудиторно...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ЗАДАНИЯ для самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине ОП.04 Техническая механика для специальности 13.02.06 Релейная защита и автоматизация электроэнергетических систем

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ЗАДАНИЯ для самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине ОП.04 Техническая механика для специальности 13.02.06 Релейная защита и автоматизация электр...

Методические рекомендации к самостоятельной работе обучающихся по учебной дисциплине «Основы проектной деятельности» для специальностей 44.02.02 «Преподавание в начальных классах», 44.02.01 «Дошкольное образование»

Методическое пособие посвящено организации проектной деятельности обучающихся в условиях реализации освоения вариативного компонента основной профессиональной образовательной программы СПО по специаль...