Методические указания по самостоятельной работе обучающихся по учебной дисциплине ОГСЭ.01 "Основы философии"
методическая разработка
Данные методические указания разработаны для студентов специальности 09.02.04 "Информационные системы (по отраслям). В методические указания включен перечень самостоятельных работ, описания работ и инструкции к их выполнению, а также даны ссылки на источники, которыми обучающиеся могут руководствоваться при выполнении самостоятельной внеаудиторной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mu_k_sr_na_sayt.doc | 96.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Колледж «ПетроСтройСервис»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по самостоятельной работе обучающихся
по учебной дисциплине
ОГСЭ.01 «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»
Специальность: 09.02.04 «Информационные системы (по отраслям)»
Санкт-Петербург, 2020
Методические указания по выполнению самостоятельных заданий обучающихся по учебной дисциплине разработаны на основе, Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО), специальности 09.02.04 «Информационные системы (по отраслям)».
Разработчик:
СПб ГБ ПОУ КПСС Преподаватель и методист: О. С. Осипова
Рассмотрена и согласована
Предметно-цикловой комиссией общих гуманитарных и социально-экономических
Дисциплин
Протокол № 1 от «28» 08. 2020 г.
.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПЕРЕЧЕНЬ ВНЕАУДИТОРНЫХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОГСЭ.01 «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ» 6
2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ К ВНЕАУДИТОРНЫМ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ РАБОТАМ 7
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методические указания по организации внеаудиторной самостоятельной работы предназначены для оказания помощи обучающимся при освоении учебной дисциплины ОГСЭ. 01 «Основы философии», предусмотренной Федеральным государственным образовательным стандартом по специальности 09.02.04 – «Информационные системы (по отраслям)».
Самостоятельная работа является неотъемлемым этапом изучения учебной дисциплины ОГСЭ.01 «Основы философии», а методические указания оказывают помощь обучающимся при самостоятельной работе над закреплением полученных знаний и умений во внеаудиторное время. Объем самостоятельной работы составляет 50% от аудиторных занятий.
Целью методических указаний по организации внеаудиторной самостоятельной работы является повышение эффективности учебного процесса, в том числе, благодаря самостоятельной работе, в которой обучающийся становится активным субъектом обучения, что означает:
- способность занимать в обучении активную позицию;
- готовность мобилизовать интеллектуальные и волевые усилия для достижения учебных целей;
- умение проектировать, планировать и прогнозировать учебную деятельность;
- привычку инициировать свою познавательную деятельность на основе внутренней положительной мотивации;
- осознание своих потенциальных учебных возможностей и психологическую готовность составить программу действий по саморазвитию.
Целью создания данных методических рекомендаций является продолжение работы по формированию абстрактного мышления, гуманистического мировоззрения, умения получать и критически осмысливать философскую информацию из различных источников и самостоятельно ориентироваться в ней, умения анализировать, систематизировать применять полученные знания для решения задач познавательного и практического характера, а так же подготовить будущего специалиста к профессиональным действиям.
Формируемые в процессе выполнения внеаудиторных самостоятельных работ умения могут быть использованы обучающиеся в будущей профессиональной деятельности.
Внеаудиторная самостоятельная работа по учебной дисциплине ОГСЭ.01 «Основы философии» способствуют формированию следующих общих компетенций:
ОК 01. Понимать сущность и значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
ОК 02. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
ОК.03. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
ОК 04. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
ОК 05. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
ОК 06. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;
ОК 07. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий;
ОК 08. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;
ОК 09. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
В ходе самостоятельных учебных занятий обучающийся должен вести конспектирование учебного материала. При конспектировании желательно оставлять в рабочих конспектах поля, на которых можно делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанный на аудиторном занятии, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений.
В методических рекомендациях приведен алгоритм выполнения различных видов самостоятельной работы, предусмотренной рабочей программой учебной дисциплины ОГСЭ.01 «Основы философии».
Методика выполнения каждого выбранного вида работ расписывается подробно: с указанием конкретных действий, которые должны выполнить обучающиеся и указывается, что является результатом выполнения тех или иных действий;
Внеаудиторная самостоятельная работа по дисциплине ОГСЭ.01 «Основы философии» выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
В методических указаниях предлагаются к выполнению внеаудиторные самостоятельные работы, предусмотренные учебной рабочей программой дисциплины ОГСЭ.01 «Основы философии»
При разработке содержания внеаудиторных самостоятельных работ учитывался уровень сложности освоения обучающимися соответствующей темы и общих компетенций, на формирование которых направлена дисциплина.
1. Перечень внеаудиторных самостоятельных работ по дисциплине
ОГСЭ 01. «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»
Наименование раздела, темы | Номер, название самостоятельной работы | Количество часов, отведенных на работу | Форма представления результата |
Тема 1.1. Античная философия. | Самостоятельная работа № 1. Составить опорный конспект по теме «Римская философия». | 2 | Конспект в электронном документе |
Раздел 1. История философии | Самостоятельная работа № 2. Написать эссе «Наиболее значимый период развития философии и его представитель». | 2 | Эссе в электронном документе |
Тема 2.3. Этика и Социальная философия | Самостоятельная работа обучающихся № 3. Чтение работы Хосе Ортеги-и-Гассета «Восстание масс». | 4 | Устные ответы на вопросы по тексту |
2. Технологические карты к внеаудиторным самостоятельным работам обучающихся
Самостоятельная работа № 1.
Составить опорный конспект по теме «Римская философия»
Цель: дать характеристику основным философским учениям Древнего Рима.
В результате выполнения самостоятельной работы формируются и закрепляются следующие знания:
З1 основные категории и понятия философии;
З2 роль философии в жизни человека и общества;
33 основы философского учения о бытии;
34 сущность процесса познания;
В результате выполнения самостоятельной работы формируются следующие умения:
У1 ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста.
Информационное обеспечение
Интернет ресурсы:
1. Новая философская энциклопедия. Цицерон: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH01e1ff06835920f2c6bae3e1 .
2. Новая философская энциклопедия. Сенека: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH01beef78b672acbbae2e9dbe .
3. Новая философская энциклопедия. Марк Аврелий: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH01e202fe8b591ef6c2bae3e1 .
4. Психологическая библиотека Киевского Фонда содействия развитию психической культуры PSYLIB: http://www.psylib.ukrweb.net/books/index.htm#fil.
5. Цифровая библиотека по философии [Электронный ресурс], режим доступа: http://filosof.historic.ru/books/c0004_1.shtml .
Время выполнения – 2 часа.
Ход выполнения задания
Задание: Используя интернет-источники составьте опорный конспект в электронном формате, состоящий из двух разделов: Философия Древней Индии и философия Древнего Китая. Шрифт Times New Roman, кегль 14, межстрочный интервал 1,5; выравнивание текса по ширине; заголовок – полужирным шрифтом по центру; отступ красной строки 1,25.
Порядок выполнения задания:
1. Проанализируйте интернет-источники на содержание информации по теме «Римская философия».
2. Выберите 2-3 интернет-источника в которых информация вам наиболее понятна, на основе которых будет составлен конспект.
3. Опираясь на выбранные интернет-источники составьте конспект, отразив ключевые моменты и особенности философии Древнего Рима.
Форма предоставления отчета:
Конспект в электронном формате отправляется на почту преподавателя.
Критерии оценки:
Работа выполнена: Конспект представлен преподавателю в электронном формате..
Работа не выполнена: Конспект не представлен преподавателю.
Анализ работы:
Особенности римской философии, которые следует обозначить в опорном конспекте: учения Цицерона, Сенеки, Марка Аврелия.
Самостоятельная работа № 2.
«Написать эссе на тему “Наиболее значимый период развития философии и его представитель”»
Цель: критически оценить и обобщить изученный материал по разделу «История философии». Дать самостоятельную оценку одному из периодов.
В результате выполнения самостоятельной работы формируются и закрепляются следующие знания:
З1 основные категории и понятия философии;
З2 роль философии в жизни человека и общества;
33 основы философского учения о бытии;
34 сущность процесса познания;
35 основы научной, философской и религиозной картин мира.
В результате выполнения самостоятельной работы формируются следующие умения:
У1 ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста.
Информационное обеспечение
Основные источники:
- Ивин, А. А., Никитин, И. П. Основы философии: учебник для СПО / А. А. Ивин, И.П.Никитин. – М. : Издательство Юрайт, 2017. – Серия: Профессиональное образование.
Интернет ресурсы:
1. Новая философская энциклопедия: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/page/about
- Стэндфордская философская энциклопедия: переводы избранных статей: http://www.philosophy.ru/ .
- Психологическая библиотека Киевского Фонда содействия развитию психической культуры PSYLIB: http://www.psylib.ukrweb.net/ .
- Основы философии: курс лекций/ - Электрон. текстовые данные.- Волгоград [Электронный ресурс]: Волгоградский институт бизнеса, 2015.- 88 c. -, режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/56022.html.- ЭБС «IPRbooks»;
- Сафонова, А. И. Основы философии.- Волгоград [Электронный ресурс]: Волгоградский институт бизнеса, 2015, режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/35536.- ЭБС «IPRbooks»;
- Цифровая библиотека по философии [Электронный ресурс], режим доступа http://filosof.historic.ru/
Время выполнения – 2 часа
Ход выполнения задания
Задание: Используя опорные конспекты в рабочей тетради, учебник по Основам философии и интернет-источники написать эссе на тему «Наиболее значимый период развития философии и его представитель» объемом 1- 1,5 страниц. Шрифт Times New Roman, кегль 14, межстрочный интервал 1,5; выравнивание текса по ширине; заголовок – полужирным шрифтом по центру; отступ красной строки 1,25.
Порядок выполнения задания:
1. Выберите, какой этап развития философии Вам наиболее интересен.
2. Прочитайте опорный конспекты в рабочей тетради по выбранному Вами периоду развития философии или учебник (часть 1. История философии).
2. Определите, идеи какого философа, являющегося представителем выбранного вами этапа, вам наиболее близки, с чьими взглядами Вы согласны, кого считаете наиболее ярким представителем своего времени.
3. Приступайте к написанию эссе на тему «Наиболее значимый период развития философии и его представитель» в электронном формате.
4. Отправьте готовое эссе на электронную почту преподавателя или распевайте его и принесите на занятие.
Форма предоставления отчета:
Электронный формат эссе на почту преподавателя или распечатанное эссе на занятии.
Критерии оценки:
Работа выполнена: Эссе представлено преподавателю в электронном или печатном формате. Выдержаны объем и структура работы.
Работа не выполнена: Эссе не представлено преподавателю / эссе представлено в электронном или печатном формате, но не выдержаны объем и структура работы.
Анализ работы:
«Эссе - это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, так или иначе с нею связанные».
Характеристика эссе:
- наличие конкретной темы или вопроса. Произведение, посвященное анализу широкого круга проблем, по определению не может быть выполнено в жанре эссе.
- эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.
- как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо, такое произведение может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или чисто беллетристический характер.
- в содержании эссе оцениваются в первую очередь личность автора - его мировоззрение, мысли и чувства.
Структура эссе:
1. Вступление – фиксируется мнение автора как ответ на вопросы темы эссе «Какой период развития философии Вы считаете наиболее значимым? Кто, на Ваш взгляд, является наиболее ярким представителем данного периода?». – 1 абзац
2. Тезис, аргументы – строятся как ответ на вопрос «Почему Вы считаете, что именно данный период является наиболее значимым этапом в истории развития философии?». Необходимо обосновать свою точку зрения, привести примеры. Выразить именно ваше личное мнение и взгляд с помощью логики и аргументации. – 2 абзаца.
3. Тезис, аргументы – строятся как ответ на вопрос «Почему учение именно данного философа Вам близко?». Здесь также аргументируется своя точка зрения с примерами.
Можно использовать прием сравнения. – 2 абзаца.
4. Заключение – подводится общий итог, еще раз резюмируется мнение автора. – 1-2 абзаца.
Самостоятельная работа обучающихся № 3.
Чтение работы Хосе Ортеги-и-Гассета «Восстание масс».
Цель: провести философский анализ современного массового общества опираясь на идеи Хосе Ортеги-и-Гассета в его работе «Восстание масс».
В результате выполнения самостоятельной работы формируются и закрепляются следующие знания:
З1 основные категории и понятия философии;
33 роль философии в жизни человека и общества;
34 об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
З5 о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.
В результате выполнения самостоятельной работы формируются следующие умения:
У1 ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста.
Информационное обеспечение
Интернет-ресурсы:
1. Текст работы Хосе Ортеги-и-Гассета «Восстание масс»: http://lib.ru/FILOSOF/ORTEGA/ortega15.txt_with-big-pictures.html .
Время выполнения – 4 часа.
Ход выполнения задания
Задание: прочитайте работу испанского философа и социолога Хосе Ортега-и-Гассета «Восстание масс». Будьте готовы к краткому пересказу текста и ответу на вопросы по содержанию работы.
Порядок выполнения задания:
1. Прочитайте работу Хосе Ортега-и-Гассета «Восстание масс».
2. Опираясь на содержание текста будьте готовы ответить на вопросы:
- Что автор называет восстанием масс? Сформулируйте главную проблему, которую ставит и решает Ортега-и-Гассет.
- Перечислите аргументы, подтверждающие реальность ситуации восстания масс.
- Что такое «масса»? Выделите исторические предпосылки восстания масс.
- Что из себя представляет массовый человек?
- Как массовый человек воспринимает культуру?
Форма предоставления отчета:
Устные ответы на вопросы по содержанию работы.
Критерии оценки:
Работа выполнена: обучающийся знает содержание работы «Восстание масс» и может ответить на вопросы по тексту.
Работа не выполнена: обучающийся не знает содержания работы «Восстание масс» и не может ответить на вопросы по тексту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические указания по самостоятельной работе обучающихся по дисциплине "Электротехника и электроника" на тему: "Расчет цепей переменного тока".
В указаниях поясняются методы расчета установившихся режимов линейных электрических цепей переменного тока. Предназначено в помощь обучающимся по курсу электротехника и электроника....
Памятка по разработке методических указаний по планированию и организации самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине/междисциплинарному курсу/профессиональному модулю
Памятка по разработке методических указаний по планированию и организации самостоятельной работы по учебной дисциплине/междисциплинарному курсу/профессиональному модулю разработана для преподавателей ...
Методические указания по организации самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине ОП.13 Введение в специальность
Методические указания предназначены для обеспечения эффективности организации самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине ОП.13 Введение в специальность для специальности СПО 19.02....
Методические указания для самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине «Здоровый человек и его окружение. Раздел 4. Здоровье лиц пожилого и старческого возраста»
Самостоятельная внеаудиторная работа студентов по учебной дисциплине «Здоровый человек и его окружение Раздел 4. Здоровье лиц пожилого и старческого возраста» составляет 4 часа. Цели внеаудиторно...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ЗАДАНИЯ для самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине ОП.04 Техническая механика для специальности 13.02.06 Релейная защита и автоматизация электроэнергетических систем
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ЗАДАНИЯ для самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине ОП.04 Техническая механика для специальности 13.02.06 Релейная защита и автоматизация электр...
Методические рекомендации к самостоятельной работе обучающихся по учебной дисциплине «Основы проектной деятельности» для специальностей 44.02.02 «Преподавание в начальных классах», 44.02.01 «Дошкольное образование»
Методическое пособие посвящено организации проектной деятельности обучающихся в условиях реализации освоения вариативного компонента основной профессиональной образовательной программы СПО по специаль...