Использование современных цифровых технологий в процессе изучения музыкальной литературы
статья
Методическое сообщение посвящено различным формам использования цифровых технологий, активно практикуемым преподавателями «Детской музыкальной школы №30» Советского района г. Казани на уроках музыкальной литературы с целью воспитания заинтересованных любителей классической музыки.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа №30» Советского района города Казани
Использование современных цифровых технологий
в процессе изучения музыкальной литературы
методическое сообщение
Наталья Анатольевна Стрельникова,
преподаватель
Методическое сообщение посвящено различным формам использования цифровых технологий, активно практикуемым преподавателями
«Детской музыкальной школы №30» Советского района г. Казани
на уроках музыкальной литературы с целью воспитания
заинтересованных любителей классической музыки.
2021 г.
Музыкальная литература - учебный предмет, который входит в обязательную часть предметной области «Теория и история музыки». На уроках «Музыкальной литературы» происходит формирование музыкального мышления учащихся, навыков восприятия и анализа музыкальных произведений, приобретение знаний о закономерностях музыкальной формы, о специфике музыкального языка, выразительных средствах музыки.
В Детской музыкальной школе №30 Советского города Казани изучение предмета «Музыкальная литература» происходит в течение пяти лет: 1-ый год обучения (4 класс); 2-ой год обучения (5 класс) - татарская музыкальная литература; 3-ий год обучения (6 класс) – зарубежная музыкальная литература; 4-ый год обучения (7 класс) русская музыкальная литература; 5-ый год обучения (8 класс) – отечественная музыкальная литература ХХ века.
Совершенно очевидно, что наряду с традиционной формой обучения в современное время необходимо использовать и современные цифровые технологии. Сегодня компьютер – привычная и комфортная среда нашего существования – профессионального и личного. Компьютер с его неограниченными возможностями привлекателен, прежде всего, тем, что по-новому обеспечивает процессы коммуникации в обучении юных музыкантов. С компьютером практически исчезает недоступность каких-либо материалов: книг, статей, нот, аудио- и видеозаписей. Сегодня к услугам учебного процесса электронные библиотеки (в том числе нотные), аудио- и видеотеки в Интернете, сканеры, принтеры, программы, конвертирующие информацию и мн. др. Таким образом, новые компьютерные технологии, несомненно, приводят к преобразованию всего учебного процесса.
В настоящее время в ДМШ и ДШИ новые цифровые технологии находят большое применение, и в частности, именно в области теоретических предметов: сольфеджио и музыкальная литература. В преподавании предмете «Музыкальная литература» цифровые технологии используются особенно широко и разнопланово. Они позволяют наряду с совершенно необходимыми и незаменимыми традиционными учебниками с фонохрестоматиями по всем названным курсам, - использовать видеозаписи симфонических концертов, оперных и балетных спектаклей, а также создавать собственный дидактический материал в виде презентаций по отдельным темам.
В нашей школе, в ДМШ № 30, активно используются эти возможности. Среди особенно удачных работ можно назвать цикл презентаций педагогов школы по зарубежной музыкальной литературе по биографическим темам курса. С большим интересом дети знакомятся с биографиями И.С. Баха, Й. Гайдна, В.А. Моцарта, Л. ван Бетховена, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, представленными не только в виде рассказа, но и в виде подробного и тщательно выверенного иллюстративного ряда в замечательно красочном цикле презентаций, рассчитанном на полный учебный год. Презентации, подготовленные преподавателем к уроку, дополняют рассказ и объяснение яркими визуальными впечатлениями.
Самостоятельная работа учащихся также часто связана с созданием презентаций. В курсе музыкальной литературы темой презентаций становятся либо творчество композитора или исполнителя, либо рассказ об отдельном жанровом направлении творчества, или даже о конкретном музыкальном произведении. В процессе подготовки учениками проводится большая изыскательная работа, связанная с поиском дополнительного материала из Интернет-ресурсов, что, безусловно, положительно сказывается на интеллектуальном и общем культурном развитии учащихся, их уровне знаний по предмету.
Воспитанники школы принимают активное участие в создании презентаций и видеороликов по изучаемым темам. Так, из наиболее интересных творческих работ в этом направлении можно отметить следующие:
в курсе изучения отечественной музыкальной литературы XX века
- ученик Камашев Даниил представил презентацию о жизни и творчестве композитора А. Скрябина;
- Безденежных Виктория подготовила тему о киномузыке Альфреда Шнитке;
- Меграбян Ерджаник – о рок-опере Э.Л. Уэббера «Иисус Христос-суперзвезда»
по курсу татарской музыкальной литературы
- Хайдаровой Амирой была выполнена презентация о жизни и творчестве певца Хайдара Бигичева;
- Альмухаметовым Тимуром – о рок-опере молодого татарского композитора Эльмира Низамова «Алтын Казан». Обе работы были представлены на региональном конкурсе и стали лауреатами первой степени
Ученица выпускного класса ДМШ №30 Габдулиманова Асия, владеющая навыками создания видео в формате МР4, подготовила видеоролик-презентацию на тему «Маршал советской и строевой песни – композитор В. Соловьёв-Седой» https://yadi.sk/d/YoeElLlVdSxsj. Этот материал удостоен звания победителя в заочном конкурсе презентаций на III Открытой Региональной музыкально-теоретической олимпиаде учащихся ДМШ, ДШИ и ССУЗов (Поволжский регион) в 2015 году.
Использование цифровых технологий не ограничивается только учебной программой. Музыкальное искусство настолько широко и многопланово, что возникает необходимость изучения его в разных аспектах. Например, после поездки преподавателей музыкальной школы в Воткинск, на родину П.И. Чайковского, в школе была организована и проведена школьная интернет-олимпиада «Путешествие по сайту Музея-усадьбы П.И. Чайковского в Воткинске»: https://nsportal.ru/kultura/muzykalnoe-iskusstvo/library/2016/01/24/puteshestvie-po-saytu-muzeya-usadby-p-i-chaykovskogo
В школьной интернет-олимпиаде приняли участие ученики старших классов ДМШ №30, а дипломы победителей и сертификаты участников были получены по электронной почте из Воткинска, за подписью Заслуженного работника культуры Удмуртской Республики, директора БУК УР «ГМАК «Музей – усадьба П.И. Чайковского» Негановой Татьяны Николаевны.
Среди интернет-сайтов, предлагающих участие в мероприятиях по музыкальной литературе, нужно особо выделить сетевое издание Центр АРТ-образования. Ежегодно Центр проводит олимпиаду по музыкальной литературе «MUSICUS IUVENIS» («Юный музыкант»). С 2014 по 2017 годы олимпиада была Всероссийской (с 2018 года – Международная) и организовывалась совместно с ГАОУ ДПО «Институт развития образования» Республики Татарстан. Начиная с 2019 года, олимпиада проводится совместно с ФГБОУ ВО "Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева".
Победителями и призёрами олимпиады «MUSICUS IUVENIS» в разные годы становились ученики ДМШ №30 Галиуллина Диляра, Галиев Ильдар, Михеев Владислав, Степанова Вероника.
Множество интернет-конкурсов, викторин и олимпиад, соотносящихся с программой по музыкальной литературе, предлагает также Центр дистанционных мероприятий «ИнтеллектУм». Например,
- к 145-летию С.В. Рахманинова «Музыка должна идти от сердца»;
- к 175-летию Н.А. Римского-Корсакова «Корифей золотого века»;
- «Детский уголок» К. Дебюсси;
- «Картинки с выставки» М. Мусоргского;
- «Карнавал животных» К. Сен-Санса и многие другие.
В этих олимпиадах ученики с удовольствием участвуют, учась находить нужную информацию о музыке и музыкантах в интернете.
http://intelekt-um.ru/meropriyatiya-po-teme-muzyka.html
Несомненно, с появлением последующих новых технологий цифровая образовательная среда в области дополнительного образования, в том числе по предмету «Музыкальная литература», будет прирастать новыми замечательными возможностями и всячески обогащаться во благо культурного и музыкального образования подрастающих поколений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/26/picture-674401-1443280351.jpg)
конспект открытого урока "Изучение формы вариаций на уроках музыкальной литературы"
Изучение формы вариаций, её различных типов, по методике Е.Б.Лисянской...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/24/picture-749553-1498324840.jpg)
Использования интерактивных технологий в процессе изучения дисциплины Инженерная графика
В данной статье идет речь об изучении предмета Инженерная графика с помощью интерактивных и мультимедийных технологий в системе средне специального образования....
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/07/picture-118126-1349620904.jpg)
Использование современных цифровых технологий в педагогической и концертмейстерской практике
В данной работе подробно описывается возможность применения в обучении игре на фортепиано а также концертмейтсерской деятельности цифрового фортепиано...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/10/picture-971766-1510333786.jpg)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА "ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ И ЗАЩИТЫ БАЗ ДАННЫХ"
Одним из активных образовательных методов является применение театрализованных технологий в процессе обучения. Когда учебный процесс протекает так, что все обучающиеся оказываются вовлеченными в проце...
«Использование современных педагогических средств для формирования учебных мотивов студентов в процессе изучения профессиональных дисциплин»
laquo;Использование современных педагогических средств для формирования учебных мотивов студентов в процессе изучения профессиональных дисциплин»...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/28/picture-1397042-1648462628.jpg)
Материал Для объединенного заседания ЦМК Тема заседания: «Возможности цифровой платформы Learning Apps в процессе изучения дисциплин»
С введением ФГОС нового поколения, в основе которого лежит системно-деятельностный подход, в системе основного общего образования Российской Федерации была обозначена задача овладения учащимися суммой...
![](/sites/default/files/pictures/2022/07/08/picture-1413954-1657292520.jpg)
Статья "Опыт использования современных образовательных технологий при изучении МДК 02.03 Лечение пациентов акушерского профиля"
Опыт использования современных образовательных технологий при изучении МДК 02.03 Лечение пациентов акушерского профиля...