Рабочая программа по дисциплине ОУД.01 Русский язык
рабочая программа

Титова Татьяна Ильинична

     Рабочая программа дисциплины разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 №06-259). Рабочая программа дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 34.02.01 Сестринское дело.

Цель:

• совершенствование общеучебных умений и навыков обучаемых: языковых, речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_oud.01_3.docx150.07 КБ

Предварительный просмотр:

.

Департамент здравоохранения

Воронежской области

бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Воронежской области

«Борисоглебский медицинский колледж»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД.01 Русский язык

для специальности 34.02.01 Сестринское дело

2020 г.


Рабочая программа разработана в соответствии с «Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259), Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об образовании); приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования"; приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. N 1645 "О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования"; приказом Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. N 464 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования"; приказом Минобрнауки России от 15 декабря 2014 г. N 1580 "О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»; примерной программы дисциплины «Русский язык»  , рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования Протокол № 3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 372 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО»

РАССМОТРЕНО

Цикловой методической комиссией

общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Протокол  № 1 от «1»  09   2020 г.

Председатель ЦМК____/ Т.И.Титова /                                      

«

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора

по учебной работе

 «   »      2020 г.

___________/ Е.И. Полянская /

Составитель: Т.И. Титова, преподаватель БПОУ ВО «Борисоглебскмедколледж»

        


СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

5

1.1.Пояснительная записка

5

 1.2.Общая характеристика дисциплины «Русский язык»  

6

1.3.Место дисциплины в учебном плане

6

1.4.Количество часов на освоение рабочей программы дисциплины

6

1.5. Результаты освоения дисциплины

6

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

9

2.1. Содержание дисциплины

9

2.2. Объем дисциплины и виды учебной работы

14

2.3. Тематический план  дисциплины ОУД.01 Русский язык

15

3.ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ  ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

33

4.ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ДОКЛАДОВ (СООБЩЕНИЙ)

37

5.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

39

6.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

42

6.1. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы дисциплины «Русский язык»  

42

6.2. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

42

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1.Пояснительная записка

Область применения программы. Программа общеобразовательной дисциплины «Русский язык»    предназначена для изучения русского языка. Рабочая программа дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 34.02.01 Сестринское дело.

 Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения дисциплины «Русский язык», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 №06-259).

Цель дисциплины: совершенствование общеучебных умений и навыков обучаемых: языковых, речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических.

Содержание программы учебной дисциплины «Русский язык»   направлено на выполнение следующих задач:

•         формирование функциональной грамотности и всех видов компетенций (языковой, лингвистической (языковедческой), коммуникативной, культуроведческой);

• совершенствование умений обучающихся осмысливать закономерности языка,        правильно, стилистически верно использовать языковые единицы в устной и письменной речи в разных речевых ситуациях;

•        дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков.

1.2.Общая характеристика дисциплины «Русский язык»  

Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развивает их абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.

Содержание учебной дисциплины «Русский язык»   обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций. Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык»    завершается подведением итогов в форме экзамена в рамках промежуточной аттестации.  

1.3. Место дисциплины в учебном плане

Дисциплина ОУД.01 Русский язык является частью учебного предмета «Русский язык»  обязательной предметной области «Филология» ФГОС среднего общего образования и входит в цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин по специальности 34.02.01 Сестринское дело.

1.4. Количество часов на освоение рабочей программы дисциплины

Максимальная учебная  нагрузка обучающегося 120 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 80 ч.;

самостоятельной работы обучающегося 40 ч.  

1.5.Результаты освоения дисциплины

Освоение содержания дисциплины «Русский язык»   обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

• личностных:

− воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и

отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на

протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и

других народов;

− понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;

− осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

− формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

− способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

− готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной

деятельности;

− способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования;

• метапредметных:

− владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;

−владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать

свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

− применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего

возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах

деятельности;

− овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;

− готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

−умение извлекать необходимую информацию из различных источников:

учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения

когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка;

• предметных:

− сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;

− сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

− владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за

собственной речью;

− владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

− владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

− сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;

− сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;

− способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

− владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

– сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1.Содержание дисциплины

Введение

Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление. Язык как система. Основные уровни языка. Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском литературном языке и языковой норме. Значение русского языка при освоении профессий СПО и специальностей СПО

1. Язык и речь. Функциональные стили речи Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. Функциональные стили речи и их особенности. Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования. Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др. Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др. Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля. Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления. Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств и др. Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Абзац как средство смыслового членения текста. Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение). Соединение в тексте различных типов речи. Лингвостилистический анализ текста.

2. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография

Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слоги. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова. Орфоэпические нормы: произносительные нормы и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков, заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря. Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс, аллитерация.

Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употребление буквы ь. Правописание о/е после шипящих и ц. Правописание приставок на з- / с-. Правописание и/ы после приставок.

3. Лексикология и фразеология

Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза. Русская лексика с точки зрения ее происхождения (исконно русская, заимствованная лексика, старославянизмы). Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная, книжная, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика. Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Особенности русского речевого этикета. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта. Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки. Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари. Лексикофразеологический разбор. Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление.

4. Морфемика, словообразование, орфография

Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова. Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Понятие об этимологии. Словообразовательный анализ. Употребление приставок в разных стилях речи. Употребление суффиксов в разных стилях речи. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов. Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок при- / пре-. Правописание сложных слов.

Анализ одноструктурных слов с морфемами-омонимами; сопоставление слов с морфемами-синонимами. Распределение слов по словообразовательным гнездам, восстановление словообразовательной цепочки. Выработка навыка составления слов с помощью различных словообразовательных моделей и способов словообразования. Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов. Составление текстов (устных и письменных) с использованием однокоренных слов, слов одной структуры. Морфемный, словообразовательный, этимологический анализ для понимания внутренней формы слова, наблюдения за историческими процессами.

5. Морфология и орфография

Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста. Основные выразительные средства морфологии. Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных. Правописание окончаний имен существительных. Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи. Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имен прилагательных в речи. Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного. Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и других с существительными разного рода. Местоимение. Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимения. Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте. Синонимия местоименных форм. Глагол. Грамматические признаки глагола. Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание не с глаголами. Морфологический разбор глагола. Употребление форм глагола в речи. Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоциональности. Синонимия глагольных форм в художественном тексте. Причастие как особая форма глагола. Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание не с причастиями. Правописание -н- и -нн- в причастиях и отглагольных прилагательных. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Морфологический разбор причастия. Употребление причастий в текстах разных стилей. Синонимия причастий. Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание не с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Морфологический разбор деепричастия. Употребление деепричастий в текстах разных стилей. Особенности построения предложений с деепричастиями. Синонимия деепричастий. Наречие. Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов. Морфологический разбор наречия. Употребление наречия в речи. Синонимия наречий при характеристике признака действия. Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте. Слова категории состояния (безлично-предикативные слова). Отличие слов категории состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния. Их функции в речи.

Служебные части речи Предлог как часть речи. Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов. Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др. Союз как часть речи. Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов. Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте. Частица как часть речи. Правописание частиц. Правописание частиц не и ни с разными частями речи. Частицы как средство выразительности речи. Употребление частиц в речи. Междометия и звукоподражательные слова. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление междометий в речи.

6. Синтаксис и пунктуация Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. Основные выразительные средства синтаксиса. Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения. Синонимия словосочетаний. Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. Интонационное богатство русской речи. Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов. Стилистические функции и роль порядка слов в предложении. Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим. Синонимия составных сказуемых. Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство связи предложений в тексте. Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение). Роль второстепенных членов предложения в построении текста. Синонимия согласованных и несогласованных определений. Обстоятельства времени и места как средство связи предложений в тексте. Односоставное и неполное предложение. Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего. Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого. Синонимия односоставных предложений. Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы; использование их в разных типах и стилях речи. Использование неполных предложений в речи.

Односложное простое предложение. Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения. Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи. Синонимика ряда однородных членов предложения с союзами и без союзов. Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление определений. Синонимия обособленных и необособленных определений. Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. Уточняющие члены предложения. Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения. Знаки препинания при словах, грамматически несвязанных с членами предложения. Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов. Употребление вводных слов в речи; стилистическое различие между ними. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте. Знаки препинания при обращении. Использование обращений в разных стилях речи как средства характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему. Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами. Употребление сложносочиненных предложений в речи. Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи. Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Синонимика простых и сложных предложений (простые и сложноподчиненные предложения, сложные союзные и бессоюзные предложения). Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах. Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге.

2.2. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

120

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

80

в том числе:

теоретические занятия

80

практические занятия

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

40

в том числе:

работа с учебником, со справочной литературой, написание конспектов, тезисов, сообщений

10

составление таблиц, схем

10

составление глоссария

6

создание мультимедийных презентаций /мини – презентации в составе общего проекта

9

написание письменных работ различных жанров

5

Промежуточная аттестация в форме экзамена

2.3. Тематический план дисциплины ОУД.01 Русский язык

Наименование тем

Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

1

2

3

Тема 1.

Язык как средство общения и форма существования национальной культуры.

Содержание учебного материала:

Введение

Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление. Язык как система. Основные уровни языка.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие:

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Составить тезисы: «Формы существования национального русского языка: русский литературный        язык, просторечие, диалекты, жаргонизмы».

0,5

Тема 2.

Русский язык в современном мире.

Язык и культура.

Содержание учебного материала:

Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском литературном языке и языковой норме. Значение русского языка при освоении  специальностей СПО.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие:

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Сообщение на тему: «Русский язык среди других языков мира».

0,5

Тема 3.

Язык и речь. Виды речевой деятельности.

Содержание учебного материла:

Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие:

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся

Эссе: «Язык и культура».

0,5

Тема 4.

Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.

Содержание учебного материла:

Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие:

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся

Сообщение на тему: «Языковой портрет современника».

0,5

Тема 5.

Функциональные стили речи и их особенности. Разговорный стиль речи

Содержание учебного материла:

Функциональные стили речи и их особенности. Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся

Сообщение на тему: «Культурно-речевые традиции русского языка и современное состояние русской        устной речи».

0,5

Тема 6.

Научный стиль речи. Официально-деловой стиль речи

Содержание учебного материла:

Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др. Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся

Письменная работа на тему: «Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме».

0,5

Тема 7.

Публицистический стиль речи. Художественный стиль речи

Содержание учебного материла:

Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля. Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления. Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств и др.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовить сообщение на тему: «Экология русского языка» /«Молодежный сленг и жаргон» (по выбору).

0,5

Тема 8.

Текст как произведение речи.

Содержание учебного материла:

Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Абзац как средство смыслового членения текста. Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение). Соединение в тексте различных типов речи. Лингвостилистический анализ текста.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие:

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся

Работа  со словарями, справочниками, энциклопедиями, Интернет-ресурсами.                                                   Выписать из художественных текстов примеры функционально-смысловых типов речи  (повествование, описание, рассуждение).

0,5

Тема 9.

Фонетика.

Фонетические единицы. Звук и фонема.

Содержание учебного материла:

Фонетика, орфоэпия, графика, орфография. Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слоги. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся

Заполнить таблицу: «Звонкие и глухие согласные»

0,5

Тема 10 .

Орфоэпия. Орфоэпические нормы

Содержание учебного материла:

Орфоэпические нормы: произносительные нормы и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков, заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря. Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс, аллитерация.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся

Работа  со словарями, справочниками, энциклопедиями, Интернет-ресурсами.                                                  

Выписать из орфоэпического словаря 30 слов, вызывающих затруднения при произношении (орфоэпический минимум)

0,5

Тема 11 .

Орфография.

Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных.

Содержание учебного материла:

Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употребление буквы ь.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся

Заполнить таблицу: «Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных».

0,5

Тема 12 .

Правописание о/е после шипящих и ц.

Содержание учебного материла:

Правописание о/е после шипящих и ц.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся

Заполнить таблицу: «Правописание О-Е(Ё) после шипящих и Ц в различных частях речи»

0,5

Тема 13 .

Правописание приставок на з- / с-.

Содержание учебного материла:

Правописание приставок на з- / с-.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся

Заполнить таблицу: «Правописание приставок на З - / С -»

0,5

Тема 14.

Правописание и/ы после приставок.

Содержание учебного материла:

Правописание и/ы после приставок.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие:

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся

Заполнить таблицу: «Правописание И – Ы после приставок».

0,5

Тема 15 .

Лексикология и фразеология. Слово в лексической системе языка

Содержание учебного материла:

Лексикология и фразеология. Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся

Работа  со словарями, справочниками, энциклопедиями, Интернет-ресурсами

Выписать из словарей по 5пар синонимов, омонимов, антонимов

0,5

Тема 16.

Русская лексика с точки зрения ее происхождения

Содержание учебного материла:

Русская лексика с точки зрения ее происхождения (исконно русская, заимствованная лексика, старославянизмы).

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся

Работа  со словарями, справочниками, энциклопедиями, Интернет-ресурсами

Выписать признаки старославянизмов

   1) фонетические;

   2) словообразовательные;

   3) семантические;

   4) стилевые и стилистические

Употребление иноязычных слов в современной речи.

0,5

Тема 17.

Лексика с точки зрения ее употребления

Содержание учебного материла:

Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная, книжная, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся

Работа  со словарями, справочниками, энциклопедиями, Интернет-ресурсами:

Составить глоссарий: «Употребление профессиональной лексики и  терминов».

0,5

Тема 18.

Активный и пассивный словарный запас.

Содержание учебного материла:

Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Особенности русского речевого этикета. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта. Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки. Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие:

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся

Работа со словарями, справочной литературой. Выписать 5 фразеологизмов, 5 пословиц / поговорок о русском языке

0,5

Тема 19.

Лексические нормы.

Содержание учебного материла:

Лексические нормы.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся

Работа со словарями, справочной литературой.

Конспект темы: «Лексические нормы»

0,5

Тема 20 .

Лексические ошибки и их исправление.

Содержание учебного материла:

Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся

Работа со словарями, справочной литературой.

Конспект темы: «Как избежать лексических ошибок?»

0,5

Тема 21.

Морфемика.

Понятие морфемы как значимой части слова.

Содержание учебного материла:

Морфемика, словообразование, орфография. Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся

Работа  со словарями, справочниками, энциклопедиями, Интернет-ресурсами

Составить глоссарий по теме «Морфемика» (определение морфем: корень, аффикс, суффикс, постфикс)

0,5

Тема 22.

Словообразование. Способы словообразования.

Содержание учебного материла:

Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Понятие об этимологии. Словообразовательный анализ. Употребление приставок в разных стилях речи. Употребление суффиксов в разных стилях речи. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие:

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся

Составить глоссарий темы

0,5

Тема 23 .

Орфография. Правописание чередующихся гласных в корнях слов.

Содержание учебного материла:

Правописание чередующихся гласных в корнях слов.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся

Заполнить таблицу: «Правописание корней с чередующимися гласными Е-И; О-А»

0,5

Тема 24.

Правописание приставок при- / пре-.

Содержание учебного материла:

Правописание приставок при- / пре-.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся

Заполнить таблицу: «Правописание приставок ПРИ - / - ПРЕ – »

0,5

Тема 25.

Правописание сложных слов.

Содержание учебного материла:

Правописание сложных слов.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся

Заполнить таблицу «Правописание сложных слов»

0,5

Тема 26 .

Повторение и обобщение изученного материала.

Содержание учебного материла:

Повторение и обобщение изученного материала.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие:

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с таблицами, схемами, алгоритмами

Выполнение упражнений.

0,5

Тема 27 .

Повторение и обобщение.

Содержание учебного материла:

Повторение и обобщение изученного

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с таблицами, схемами, алгоритмами. Повторение теоретического материала. Выполнение упражнений.

0,5

Тема 28.

Повторение и обобщение.

Содержание учебного материла:

Повторение и обобщение изученного материала.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с таблицами, схемами, алгоритмами. Повторение теоретического материала. Выполнение упражнений.

0,5

Тема 29 .

Морфология и орфография

Грамматические признаки слова

Содержание учебного материла:

Морфология и орфография

Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста. Основные выразительные средства морфологии.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся

Конспект темы

0,5

Тема 30.

Имя существительное.

Содержание учебного материла:

Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных. Правописание окончаний имен существительных. Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие:

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся

Конспект темы, мини – презентации в составе общего проекта

0,5

Тема 31 .

Имя прилагательное.

Содержание учебного материла:

Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имен прилагательных в речи.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся

Конспект темы,  мини – презентации в составе общего проекта

0,5

Тема 32.

Имя числительное

Содержание учебного материла:

Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного. Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и других с существительными разного рода.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся

Конспект темы,  мини – презентации в составе общего проекта

0,5

Тема 33.

Местоимение.

Содержание учебного материла:

Местоимение. Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимения. Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте. Синонимия местоименных форм.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся

Конспект темы,  мини – презентации в составе общего проекта

0,5

Тема 34 .

Глагол.

Содержание учебного материла:

Глагол. Грамматические признаки глагола. Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание не с глаголами. Морфологический разбор глагола. Употребление форм глагола в речи. Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоциональности. Синонимия глагольных форм в художественном тексте.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие:

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся

Конспект темы,  мини – презентации в составе общего проекта

0,5

Тема 35 .

Причастие как особая форма глагола.

Содержание учебного материла:

Причастие как особая форма глагола. Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание не с причастиями. Правописание -н- и -нн- в причастиях и отглагольных прилагательных. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Морфологический разбор причастия. Употребление причастий в текстах разных стилей. Синонимия причастий.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся

Конспект темы,  мини – презентации в составе общего проекта

0,5

Тема 36 .

Деепричастие как особая форма глагола.

Содержание учебного материла:

Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание не с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Морфологический разбор деепричастия. Употребление деепричастий в текстах разных стилей. Особенности построения предложений с деепричастиями. Синонимия деепричастий.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся

Конспект темы,  мини – презентации в составе общего проекта

0,5

Тема 37.

Наречие.

Содержание учебного материла:

Наречие. Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов. Морфологический разбор наречия. Употребление наречия в речи. Синонимия наречий при характеристике признака действия. Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся

Конспект темы,  мини – презентации в составе общего проекта

0,5

Тема 38 .

Слова категории состояния

Содержание учебного материла:

Слова категории состояния (безлично-предикативные слова). Отличие слов категории состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния. Их функции в речи.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие:

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся

Конспект темы,  мини – презентации в составе общего проекта

0,5

Тема 39.

Повторение и обобщение изученного материала

Содержание учебного материла:

Повторение и обобщение изученного материала

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с таблицами, схемами, алгоритмами

Повторение  конспектов.

Выполнение упражнений.

0,5

Тема 40.

Повторение и обобщение изученного материала

Содержание учебного материла:

Повторение и обобщение изученного материала

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с таблицами, схемами, алгоритмами. Повторение теоретического материала. Выполнение упражнений.

0,5

Тема 41.

Подготовка к контрольной работе

Содержание учебного материла:

Подготовка к контрольной работе

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с таблицами, схемами, алгоритмами. Повторение теоретического материала. Выполнение упражнений.

0,5

Тема 42 .

Контрольная работа

Содержание учебного материла:

Контрольная работа

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с таблицами, схемами, алгоритмами. Повторение теоретического материала. Выполнение упражнений.

0,5

Тема 43 .

Морфология и орфография

Служебные части речи Предлог как часть речи.

Содержание учебного материла:

Морфология и орфография

Служебные части речи Предлог как часть речи. Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся

Конспект темы,  мини – презентации в составе общего проекта

0,5

Тема 44.

Употребление предлогов в составе словосочетаний.

Содержание учебного материла:

Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся

Заполнить таблицу: "Правописание предлогов в составе словосочетаний»

0,5

Тема 45.

Союз как часть речи. Правописание союзов.

Содержание учебного материла:

Союз как часть речи. Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся

Заполнить таблицу: «Правописание союзов».

0,5

Тема 46.

Употребление союзов в простом и сложном предложении.

Содержание учебного материла:

Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся

Работа  со словарями, справочниками, энциклопедиями, Интернет-ресурсами.

Отличие союзов от омонимичных частей речи

0,5

Тема 47.

Частица как часть речи. Правописание частиц.

Содержание учебного материла:

Частица как часть речи. Правописание частиц.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся

Заполнить таблицу: «Правописание частиц».

0,5

Тема 48.

Правописание частиц не и ни с разными частями речи.

Содержание учебного материла:

Правописание частиц не и ни с разными частями речи. Частицы как средство выразительности речи. Употребление частиц в речи.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся

Заполнить таблицу: «Правописание частиц  НЕ и НИ с разными частями речи».

0,5

Тема 49.

Междометия и звукоподражательные слова.

Содержание учебного материла:

Междометия и звукоподражательные слова. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление междометий в речи.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся

Составить схему: «Правописание междометий и звукоподражаний»

0,5

Тема 50 .

Повторение и обобщение изученного материала.

Содержание учебного материла:

Повторение и обобщение изученного материала.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с таблицами, схемами, алгоритмами. Повторение теоретического материала. Выполнение упражнений.

0,5

Тема 51.

Повторение и обобщение изученного материала

Содержание учебного материла:

Повторение и обобщение изученного материала

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с таблицами, схемами, алгоритмами. Повторение теоретического материала. Выполнение упражнений.

0,5

Тема 52  .

Повторение и обобщение изученного материала

Содержание учебного материла:

Повторение и обобщение изученного материала

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с таблицами, схемами, алгоритмами. Повторение  конспектов.  Выполнение упражнений.

0,5

Тема 53.

Синтаксис и пунктуация. Основные единицы синтаксиса.

Содержание учебного материла:

Синтаксис и пунктуация. Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое.

Основные выразительные средства синтаксиса.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся

Составить глоссарий

0,5

Тема 54.

Словосочетание. Строение словосочетания.

Содержание учебного материла:

Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения. Синонимия словосочетаний.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся

Составить глоссарий

0,5

Тема 55.

Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания.

Содержание учебного материла:

Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. Интонационное богатство русской речи. Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов. Стилистические функции и роль порядка слов в предложении.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся

Составить глоссарий

0,5

Тема 56.

Грамматическая основа простого двусоставного предложения.

Содержание учебного материла:

Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим. Синонимия составных сказуемых. Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство связи предложений в тексте.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся

Заполнить таблицу: «Тире между подлежащим и сказуемым».

0,5

Тема 57.

Второстепенные члены предложения.

Содержание учебного материла:

Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение). Роль второстепенных членов предложения в построении текста. Синонимия согласованных и несогласованных определений. Обстоятельства времени и места как средство связи предложений в тексте.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся

Составить письменное высказывание на тему: «Второстепенные члены предложения»

0,5

Тема 58 .

Односоставное и неполное предложение.

Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего.

Содержание учебного материла:

Односоставное и неполное предложение.

Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся

Заполнить таблицу: «Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего »

0,5

Тема 59.

Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого.

Содержание учебного материла:

Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого.

Синонимия односоставных предложений. Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы; использование их в разных типах и стилях речи. Использование неполных предложений в речи.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся

Заполнить таблицу: «Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого»

0,5

Тема 60.

Осложненное простое предложение.

Содержание учебного материла:

Осложненное простое предложение. Предложения с однородными членами и знаки препинания в них.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся

Заполнить таблицу: «Предложения с однородными членами и знаки препинания в них»

0,5

Тема 61 .

Однородные и неоднородные определения.

Содержание учебного материла:

Однородные и неоднородные определения.

Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи. Синонимика ряда однородных членов предложения с союзами и без союзов.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся

Составить глоссарий

0,5

Тема 62 .

Предложения с обособленными и уточняющими членами.

Содержание учебного материла:

Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление определений. Синонимия обособленных и необособленных определений.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся

Заполнить таблицу: «Обособление определений».

0,5

Тема 63.

Обособление приложений.

Содержание учебного материла:

Обособление приложений.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся

Заполнить таблицу: «Обособление приложений».

0,5

Тема 64.

Обособление дополнений.

Содержание учебного материла:

Обособление дополнений.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся

Заполнить таблицу: «Обособление дополнений».

0,5

Тема 65 .

Обособление обстоятельств.

Содержание учебного материла:

Обособление обстоятельств. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. Уточняющие члены предложения.

Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся

Заполнить таблицу: «Обособление обстоятельств».

0,5

Тема 66 .

Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Вводные слова и предложения.

Содержание учебного материла:

Знаки препинания при словах, грамматически несвязанных с членами предложения. Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов. Употребление вводных слов в речи; стилистическое различие между ними. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся

Заполнить таблицу: «Значение вводных слов».

0,5

Тема 67 .

Знаки препинания при обращении.

Содержание учебного материла:

Знаки препинания при обращении. Использование обращений в разных стилях речи как средства характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся

Составить схему  

0,5

Тема 68 .

Повторение и обобщение изученного материала.

Содержание учебного материла:

Повторение и обобщение изученного материала.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с таблицами, схемами, алгоритмами. Повторение  теоретического материала.

Выполнение упражнений.

0,5

Тема 69.

Сложное предложение. Сложносочиненное предложение.

Содержание учебного материла:

Сложное предложение. Сложносочиненное предложение.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся

Выписать определение ССП

0,5

Тема 70.

Знаки препинания в сложносочиненном предложении.

Содержание учебного материла:

Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами. Употребление сложносочиненных предложений в речи.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся

Заполнить таблицу: «Знаки препинания в сложносочиненном предложении».

0,5

Тема   71.

Сложноподчиненное предложение.

Содержание учебного материла:

Сложноподчиненное предложение.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся

Заполнить таблицу: «Знаки препинания в сложноподчиненном предложении».

0,5

Тема   72.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

Содержание учебного материла:

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся

Заполнить таблицу: «Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточными».

0,5

Тема 73  .

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

Содержание учебного материла:

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся

Заполнить таблицу: «Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными».

0,5

Тема  74.

Бессоюзное сложное предложение.

Содержание учебного материла:

Бессоюзное сложное предложение.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся

Заполнить таблицу: «Знаки препинания в бессоюзном предложении».

0,5

Тема  75 .

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Содержание учебного материла:

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Синонимика простых и сложных предложений (простые и сложноподчиненные предложения, сложные союзные и бессоюзные предложения).

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся

Заполнить таблицу: «Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи»

0,5

Тема   76.

Способы передачи чужой речи.

Содержание учебного материла:

Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся

Составить схему: «Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах».

0,5

Тема  77 .

Оформление диалога.

Содержание учебного материла:

Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся

Составить схему: «Знаки препинания при диалоге».

0,5

Тема  78 .

Повторение и обобщение изученного материала

Содержание учебного материла:

Повторение и обобщение изученного материала

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся

Творческая работа: «Моя будущая профессия».

0,5

Тема  79 .

Повторение и обобщение изученного материала

Содержание учебного материла:

Повторение и обобщение изученного материала

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с таблицами, схемами, алгоритмами. Повторение  конспектов. Выполнение упражнений.

0,5

Тема 80 .

Итоговое занятие.

Содержание учебного материла:

Повторение, обобщение, систематизация изученного материала

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с таблицами, схемами, алгоритмами. Повторение теоретического материала. Выполнение упражнений. Подготовка к экзамену.

0,5

3. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Содержание обучения

Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий)

Введение

Извлекать из разных источников  и преобразовывать информацию о языке как развивающемся явлении, о связи языка и культуры;

 характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка; анализировать пословицы и поговорки о русском языке; составлять связное высказывание (сочинение-рассуждение) в устной или письменной форме; приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;

 определять тему, основную мысль текстов о роли русского        языка в жизни общества;

 вычитывать разные виды информации;

проводить языковой         разбор текстов;

извлекать информацию из разных источников (таблиц, схем);

преобразовывать информацию;

строить рассуждение о роли русского языка в жизни человека

Язык и речь. Функциональные стили речи

Выразительно читать текст, определять тему, функциональный тип речи, формулировать основную мысль художественных текстов;

 вычитывать разные виды информации;

характеризовать средства и способы связи предложений в тексте;

выполнять лингвостилистический анализ текста; определять авторскую позицию в тексте;

высказывать свою точку зрения по проблеме текста; характеризовать изобразительно-выразительные средства языка,

 указывать их роль в идейно-художественном содержании текста;

составлять связное высказывание (сочинение) в устной и письменной форме на основе проанализированных текстов;

определять эмоциональный настрой текста; анализировать речь с точки зрения правильности, точности, выразительности, уместности употребления языковых средств;

подбирать примеры по темам, взятым из изучаемых художественных произведений;

 оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным задачам и нормам современного русского литературного языка;

исправлять речевые недостатки, редактировать текст;

выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, докладами на учебно-научную тему; анализировать и         сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира;

различать тексты разных функциональных стилей (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций); анализировать тексты разных жанров научного (учебно-научного), публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи; создавать устные и письменные высказывания разных стилей,         жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад; интервью, репортаж, эссе; расписка, доверенность, заявление; рассказ, беседа, спор); подбирать тексты разных функциональных типов и стилей;

осуществлять информационную переработку текста, создавать вторичный текст, используя разные виды переработки текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотацию, рецензию)

Фонетика, орфоэпия, графика, орфография

Проводить фонетический разбор;

 извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника; извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать ее в различных видах деятельности; строить рассуждения с целью анализа проделанной работы;

определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае; проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т.д.; извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись)

Лексикология и фразеология

Аргументировать различие лексического и грамматического значения слова; опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи; извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности; познавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение)

Морфемика, слово образование, орфография

Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста; проводить морфемный, словообразовательный, этимологический, орфографический анализ; извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из         таблиц, схем учебника; характеризовать         словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов; опознавать         основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их; извлекать         необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных; использовать         этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова

Морфология и орфография

Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста, анализировать с точки зрения текстообразующей роли; проводить морфологический, орфографический, пунктуационный анализ; извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника; строить рассуждения с целью анализа проделанной работы; определять круг орфографических и пунктуационных правил,         по которым следует ориентироваться в конкретном случае; проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т.д.; подбирать примеры по теме из художественных текстов изучаемых произведений; составлять монологическое высказывание на лингвистическую         тему в устной или письменной форме; анализировать текст с целью обнаружения изученных понятий (категорий), орфограмм, пунктограмм;

Извлекать необходимую информацию из мультимедийных словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма; определять роль слов разных частей речи в текстообразовании

Синтаксис и пунктуация

Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста, анализировать с точки зрения текстообразующей роли, проводить языковой разбор (фонетический, лексический, морфемный, словообразовательный, этимологический, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный); комментировать ответы товарищей;        извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из •        таблиц, схем учебника; строить рассуждения с целью анализа проделанной работы; определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае; анализировать текст с целью обнаружения изученных понятий (категорий), орфограмм, пунктограмм; составлять синтаксические конструкции (словосочетания, предложения) по опорным словам, схемам, заданным темам, соблюдая основные синтаксические нормы; проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т.д.; подбирать примеры по теме из художественных текстов изучаемых произведений; определять роль синтаксических конструкций в текстообразовании; находить в тексте стилистические фигуры; составлять связное высказывание (сочинение) на лингвистическую тему в устной и письменной форме по теме занятия; извлекать необходимую информацию из мультимедийных словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма; производить синонимическую замену синтаксических конструкций; составлять монологическое высказывание на лингвистическую         тему в устной или письменной форме; пунктуационно оформлять предложения с разными смысловыми отрезками; определять роль знаков препинания в простых и сложных предложениях; составлять схемы предложений, конструировать предложения         по схемам

4. ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ДОКЛАДОВ (СООБЩЕНИЙ)

•Русский язык среди других языков мира.

•Языковой вкус. Языковая норма. Языковая агрессия.

•Языковой портрет современника.

.• Молодежный сленг и жаргон

• Деятельность М.В. Ломоносова в развитии и популяризации русского литературного языка.

•А.С. Пушкин — создатель современного русского литературного языка.

•Русский литературный язык на рубеже XX—XXI веков.

•Формы существования национального русского языка: русский литературный        язык, просторечие, диалекты, жаргонизмы.

•Язык и культура.

•        Культурно-речевые традиции русского языка и современное состояние русской        устной речи.

•Вопросы экологии русского языка.

•Виды делового общения, их языковые особенности.

•Языковые особенности научного стиля речи.

•Особенности художественного стиля.

•Публицистический стиль: языковые особенности, сфера использования.

•Экспрессивные средства языка в художественном тексте.

•СМИ и культура речи.

•Устная и письменная формы существования русского языка и сферы их применения.

•Стилистическое использование профессиональной и терминологической лексики        в произведениях художественной литературы.

•Текст и его назначение. Типы текстов по смыслу и стилю.

• Русское письмо и его эволюция.

•Функционирование звуков языка в тексте: звукопись, анафора, аллитерация.

•Антонимы и их роль в речи.

• Синонимия в русском языке. Типы синонимов. Роль синонимов в организации        речи.

• Старославянизмы и их роль в развитии русского языка.

• Русская фразеология как средство экспрессивности в русском языке.

• В.И. Даль как создатель «Словаря живого великорусского языка».

• Строение русского слова. Способы образования слов в русском языке.

• Исторические изменения в структуре слова.

• Учение о частях речи в русской грамматике.

• Грамматические нормы русского языка.

• Лексико-грамматические разряды имен существительных (на материале произведений художественной литературы). • Прилагательные, их разряды, синтаксическая и стилистическая роль (на примере лирики русских поэтов).

• Категория наклонения глагола и ее роль в текстообразовании.

• Вопрос о причастии и деепричастии в русской грамматике.

• Наречия и слова категории состояния: семантика, синтаксические функции,        употребление.

•Слова-омонимы в морфологии русского языка.

• Роль словосочетания в построении предложения.

• Односоставные предложения в русском языке: особенности структуры и семантики.

• Синтаксическая роль инфинитива.

• Предложения с однородными членами и их функции в речи.

• Обособленные члены предложения и их роль в организации текста.

• Структура и стилистическая роль вводных и вставных конструкций.

• Монолог и диалог. Особенности построения и употребления.

• Синонимика простых предложений.

• Синонимика сложных предложений.

 • Использование сложных предложений в речи.

• Способы введения чужой речи в текст.

• Русская пунктуация и ее назначение.

• Порядок слов в предложении и его роль в организации художественного текста.

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения устного опроса, тестирования, а также выполнения обучающимися письменных работ, индивидуальных заданий, составления схем, заполнения таблиц.  

Метапредметные и предметные результаты обучения

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;

устный ответ обучающегося (беседа, дискуссия, монологический ответ); письменные работы;

выполнение самостоятельной работы (презентация,  конспект, заполнение таблиц, составление схем и т.д.);

экзаменационная работа

владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

выполнение письменной работы;                                                      устный ответ обучающегося;

выполнение тестовых  заданий;

экзаменационная работа

применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего − возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;        

устный ответ обучающегося

овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;

устный ответ обучающегося

готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

устные и письменные ответы обучающегося;

выполнение индивидуального  задания (презентации,  сообщения, доклада и т.д.)

умение извлекать необходимую информацию из различных источников:         учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка;

устный ответ обучающегося (беседа, дискуссия, монологический ответ обучающегося);

выполнение самостоятельной работы (презентация,  конспект, заполнение таблиц, написание сообщений, докладов, составление схем и т.д.);

сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;

устные и письменные ответы обучающегося,                                выполнение самостоятельной работы  

сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

письменные работы (диктант, сочинение, изложение);                            выполнение тестовых  заданий;                              выполнение самостоятельной  работы.                        

экзаменационная работа

владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

устный ответ обучающегося (беседа, дискуссия, монологический ответ);                                                   выполнение индивидуального  задания

владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной         и скрытой, основной и второстепенной информации;

 устные и письменные ответы обучающегося,  

самостоятельная работа

владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

оценка письменных работ различных жанров;        

выполнение самостоятельной работы (написание конспектов, тезисов, сообщений, докладов, аннотаций и т.д.)

сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;

выполнение письменной работы;

устный ответ обучающегося;

выполнение тестовых  заданий;

сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;

выполнение письменной работы;                     устный ответ обучающегося;           выполнение тестовых  заданий;

способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

письменный и устный ответ обучающегося;                      

выполнение самостоятельной работы (презентация,  конспект, заполнение таблиц, написание сообщений, докладов, составление схем и т.д.)

владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

устный ответ обучающегося (беседа, дискуссия, монологический ответ);                                                           выполнение самостоятельной работы;                   письменные работы  различных жанров;                                        экзаменационная работа

сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.

письменные работы  различных жанров;                                                 устные ответы обучающегося;                                                          выполнение самостоятельной работы;                         выполнение индивидуального  задания

экзаменационная работа

6. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

6.1.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы дисциплины «Русский язык»  

В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Русский язык»    входят:

  • учебно-методический комплекс преподавателя;
  • наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, портретов учёных, писателей, поэтов);
  • медиапособия
  • информационно-коммуникативные средства;
  • технические средства обучения;
  • библиотечный фонд.

6.2. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: учебник для учреждений сред.проф. образования. — М., 2016.
  2. Воителева Т.М. Русский язык: сб. упражнений: учеб.пособие сред. проф. образования. — М., 2016.

Дополнительные источники:

1. Русский язык.10-11кл. Учеб.пособие для общеобразоват.учеб.заведений/ Д.Э. Розенталь.-М.:ООО « Издательство Оникс». 2005.

2. Русский язык. Пособие для факультативного курса: Учеб.пособие для сред.спец.учеб.заведений/ И.И. Ворожбицкая, Э.С. Горобецкая, Р.А. Лазаренко и др.; Под ред.А.В. Барандеева, – М.:Высш.шк.,1987.

Словари:

Ожегов С. И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. —

Ушаков Д. Н., Крючков С. Е. Орфографический словарь. — М., 2006.

Интернет-ресурсы

http://window.edu.ru/

http://school-collection.edu.ru/

http://www.gramota.ru/

http://gramma.ru/

www.eor.it.ru/eor  (учебный портал по использованию ЭОР). www.ruscorpora.ru  (Национальный корпус русского языка — информационно-справочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме).

www.russkiyjazik.ru  (энциклопедия «Языкознание»). www.etymolog.ruslang.ru  (Этимология и история русского языка). www.rus.1september.ru  (электронная версия газеты «Русский язык»  ).  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и комплект контрольно-оценочных средств по дисциплине ОГСЭ 05. Русский язык и культура речи

Рабочая программа дисциплины "Русский язык и культура речи" разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по спе...

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД. 01 «Русский язык и литература» по профессии 46.01.02 Архивариус (базовая подготовка)

Программа учебной дисциплины ОУД.01 «Русский язык и литература» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС начального профессионального образования (базо...

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД. 01 «Русский язык и литература» по профессии 46.01.02 Архивариус (базовая подготовка)

Программа учебной дисциплины ОУД.01 «Русский язык и литература» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС начального профессионального образования (базо...

Рабочая программа элективного предмета по русскому языку для 6 класса "Загадки русского языка"

Программа  составлена в соответствии с требованиями:федерального компонента государственного образовательного  стандарта; основной образовательной программы МБОУ «Ленинская ...

Рабочая программа дисциплины ОДБ.01 Русский язык для специальности 34.02.01 Сестринское дело

Рабочая программа дисциплины ОДБ.01 Русский язык для специальности 34.02.01 Сестринское дело...

Рабочая программа дисциплины ОДБ.01 Русский язык для специальности 34.02.01 Сестринское дело

Рабочая программа дисциплины ОДБ.01 Русский язык для специальности 34.02.01 Сестринское дело...