Наглядная философия
учебно-методический материал
Учебно-методическое пособие для студентов, оказывающее помощь в изучении дисциплины "Основы философии". Особо актуально в период дистанционного обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
filosofiya_v_shemah_i_tablitsah.doc | 1.36 МБ |
naglyadnaya_filosofiya.doc | 236 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
ФИЛОСОФИЯ
СХЕМЫ И ТАБЛИЦЫ
Представленный материал выполняет следующие функции:
- повышает степень наглядности, делает доступным для студентов учебный материал;
- является источником информации, освобождая преподавателя от большого объема технической работы, что повышает его творческий уровень.
Составлено в соответствии с рабочей программой по дисциплине: «Основы философии». Разработано по всей дисциплине «Основы философии», помогает сформировать следующие знания и умения студентов:
- представление о философских, научных и религиозных картинах мира, смысле жизни человека, формах человеческого сознания и особенностях его проявления в современном обществе, о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества, цивилизации;
- знания о роли науки и научного познания, его структуре, формах и методах, социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологии;
- знания об условиях формирования личности, её свободы и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей природной среды.
РАЗДЕЛ 1. ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ
ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА
Тема 1.1: «Происхождение философии. Философия как наука»
Общее понятие мировоззрения и его основные виды
Функции философии
РАЗДЕЛ 1. ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ
ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА
Тема 1. 2: «Происхождение философии. Философия как наука»
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ
Эпоха | Предмет изучения | Основная идея |
1. Античность (Фалес, Гераклит и др.) | Микро-макро-космос | Гармония между человеком и космосом Космоцентризм |
2. Средневековье (Ф. Аквинский и др.) | Человек - бог | Теологическая идея. Мир человека через бога Теоцентризм |
3. Возрождение и Просвещение (Дж. Бруно, Дж. Локк и др.) | Человек и общество | Гуманизм. Человек – гармония души и тела Антропоцентризм |
4. Философия Нового времени (Бэкон, Декарт и др.) | Человек и природа | Естественнонаучное освоение мира Наукоцентризм |
5. Немецкая классическая философия (Кант, Гегель и др.) | Творческий субъект и его деятельность | Творческая субъективность |
6. Неклассическая философия (Ницше. Фрейд и др.) | Субъективно – объективный фактор | Идея свободы |
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
2 РАЗДЕЛ. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
Тема 2.1: «Философия Древнего Востока»
Даосизм – древнейшее философское учение Китая
2 РАЗДЕЛ. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
Тема 2.1: «Философия Древнего Востока»
Философская школа Древнего Китая – конфуцианство
2 РАЗДЕЛ. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
Тема 2.1: «Философия Древнего Востока»
2 РАЗДЕЛ. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
Тема 2.2: «Развитие античной философии»
Краткая характеристика этапов (периодов) древнегреческой философии
2 РАЗДЕЛ. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
Тема 2.3: «Философия эпохи Средневековья, Возрождения,
Нового времени»
Основные направления и характерные черты философии
эпохи Возрождения
2 РАЗДЕЛ. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
Тема 2.3: «Философия эпохи Средневековья, Возрождения,
Нового времени»
Основные философские направления
Нового времени и Просвещения
Идолы Френсиса Бэкона
Идолы рода – ложные представления о Мире, которые присуще всему человеческому роду и являются результатом ограниченности ума и органов чувств человека. |
Идолы пещеры – искаженные представления о действительности, связанные с субъективностью восприятия окружающего мира. |
Идолы рынка и площади – ложные представления людей, порожденные неоднозначным употреблением слов. |
Идолы театра – ложные представления о мире, заимствованные из различных философских школ. |
РАЗДЕЛ 2. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
Тема 2.4: «Немецкая классическая философия»
РАЗДЕЛ 2. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
Тема 2.4: «Немецкая классическая философия»
Философия марксизма
2 РАЗДЕЛ. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
Тема 2. 5: «Русская философия»
Общее понятие и характерные черты русской философии
2 РАЗДЕЛ. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
Тема 2.5: «Русская философия»
РАЗДЕЛ 2. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
Тема 2.6: «Философия XX века»
Основные направления философии XX века
Главное философское направление | Философы | Главный философский интерес |
Феноменология от греч. phainomenon — являющееся | Э. Гуссерль, М. Шелер | "Работа" сознания с феноменами |
Герменевтика от греч. hermeneuo разъясняю | В. Дильтей М. Хайдеггер | Бытие человека в мире, поиск сущего |
Аналитическая философия | Л. Витгенштейн | Логический анализ языка, употребление языка |
Постмодернизм англ. postmodernism < лат. post после + modernus новый | А. Дж. Тойнби | Деконструкция принятых в обществе правил поведения и ценностей; плюрализм |
Неклассическая идеалистическая философия
РАЗДЕЛ 2. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
Тема 2.6: «Философия XX века»
Иррационализм. Философия Артура Шопенгауэра
РАЗДЕЛ 2. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
Тема 2.6: «Философия XX века»
«Философия жизни» Фридриха Ницше
РАЗДЕЛ 3. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О БЫТИИ
Тема 3.2: «Философская категория бытия.
Материя, ее основные свойства»
РАЗДЕЛ 3. «ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О БЫТИИ»
Тема 3.2: «Философская категория бытия.
Материя, ее основные свойства»
Материя (материальное бытие)
Основные свойства (атрибуты) материи
РАЗДЕЛ 4: «ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ
ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕКА»
Тема 4.2. «Сознание, его происхождение и сущность»
Теория отражения
РАЗДЕЛ 4: «ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ
ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕКА»
Тема 4.3: «Познание ка объект философского анализа. Сущность процесса познания»
Основные ступени процесса познания
ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ Познание посредством зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания | ||||
Основные формы | Определение | Примеры | ||
Ощущение | Чувственный образ отдельных сторон, процессов, явлений объективного мира. | Красный, звонкий, кислый, ароматный, твердый. | ||
Восприятие | Целостный чувственный образ предметов, данных посредством наблюдения | Дома, человек, горы | ||
Представление | Воспроизведение в памяти ранее виденных явлений и представлений. | Деревья, поезда, молнии | ||
РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ Познание посредством мышления, языкового общения. | ||||
Основные формы | Определение | Примеры | ||
Понятие | Форма мысли, в которой отражаются общие существенные связи и отношении. | «Число», «животное», «государство» | ||
Суждение | Форма мысли, в которой посредством связи понятий утверждается или отрицается что-либо | Грипп – инфекционное заболевание. Л. Н. Толстой – великий русский писатель | ||
Умозаключение | Форма мысли, состоящая из нескольких суждений (посылки), с помощью которых выводится новое суждение (заключение или следствие) |
|
Методы научного познания
Метод | Его сущность |
Наблюдение | Изучение объекта в естественных условиях |
Эксперимент | Изучение объекта в искусственных условиях |
Анализ (от гр. «анализис» - разложение, расчленеие) | Мысленное или вещественное разложение на части |
Синтез (от гр. «синтезис» -соединение) | Мысленное или вещественное объединение вещей |
Индукция (от лат. «индуцио» - наведение) | Процесс движения мысли от единичных вещей к общим выводам |
Дедукция (от лат. «дедуцио» - выведение) | Процесс движения мысли от общего к единичному. |
Абстрактное (от лат. «абстракцио» - отвлечение) | Мысленное отвлечение от одних свойств и выделение других |
Конкретное | Познание предмета и его свойств в их единстве |
Моделирование | Упрощенное воспроизведение оригинала. Материальное – модель сердца. Идеальное – формулы, уравнение. |
Компьютеризация | Использование электронно-вычислительной техники |
РАЗДЕЛ 5. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ ОБ ОБЩЕСТВЕ
Тема 5.1: «Общество как саморазвивающаяся система»
Философия об обществе
Историческая эпоха философии | Что такое общество? |
Античность | Совокупность людей, более или менее удачно живущих по законам справедливости |
Средние века | "Град земной", стремящийся к "граду небесному" |
Новое время | Люди, живущие в соответствии с ими же установленным общественным договором (Локк, Руссо) Продукт взаимодействия людей на основе их совместной трудовой деятельности (Маркс) |
ХХ в. | Система социальных действий людей, смысл которых определяется выработкой ценностей (Вебер, Парсонс, Сорокин и др.) Коммуникация, взаимосвязь людей по нормам, устанавливаемым в хорошо организованной дискуссии (Хабермас и др.) |
Примечание. В философии XX в. общество чаще всего характеризуется в соответствии с избранными им ценностными ориентирами. Но надо иметь в виду, что путь к этим ценностям может быть различным, а именно: феноменологическим, герменевтическим, аналитическим, постмодернистским.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка наглядных пособий и игр к образовательной программе «Музыкальная игротека для аккордеона»
Для педагогов аккордеонистов отличное пособие преподавателя, исполнителя Григорьевой Ирины Леонидовны....
Наглядные методы производственного обучения.
Подымается вопрос о наглядности обучения....
Раздаточный наглядный материал к урокам производственного обучения
Данный раздаточный материал является хорошим наглядным средством на уроках производственного обучения....
Методическое наглядное пососбие "Инструменты Adobe Photoshop"
Методическая таблица, отображающая значения панели инстрментов рабочей области Adobe Photosho...
Методика использования изобразительных средств наглядности на уроках истории
План. Введение. 1. Основные цели использования изобразительных средств наглядности на уроках истории. 2. Место художественной литературы на уроке истории и принципы ее отбора. 3. К...
Курс лекций по учебной дисциплине ОГСЭ.01 Основы философии. Раздел 1. Предмет философии и ее история. Тема 1.1 Основные понятия и предмет философии. Тема 1.2 Философия Древнего мира и средневековая философия.
Курс лекций по учебной дисциплине "Основы философии" для обучающихся СПО...
План-конспект учебного занятия по Основам философии. Введение. Предмет философии и ее место в системе научного знания. Философия и мировоззрение
Обучающийся должениметь представление:Об основах религиозного мировоззрения, о трех мировых религиях;Об общих предпосылках возникновения философииО специфике историко-философского процесса;О единстве ...