Исповедальные мотивы поэмы А. Ахматовой "Реквием" . Конспект урока
план-конспект урока

Тыщук Анна Олеговна

Конспект урока по литературе  в 11 классе по поэме А.Ахматовой "Реквием" с комментированном чтением 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_a.akhmatovoy_rekviem.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА

по поэме А.А. Ахматовой «Реквием»

Урок в 11 классе

СПб ГБ ПОУ «Петродворцовый колледж»

Учитель: Тыщук А.О., преподаватель русского языка и литературы 1 категории

Тема: Исповедальные мотивы поэмы А.Ахматовой «Реквием»

Цель урока:

  1. Личностный результат – осознавать трагедию страны в эпоху сталинских репрессий, необходимость сохранения памяти о страшных годах в истории страны.
  2. Метапредметный результат – уметь анализировать текстовую информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации, устанавливать логические связи, работать индивидуально и в группе.
  3. Предметный результат – знать историю создания поэмы А. Ахматовой «Реквием», жанровые и композиционные особенности произведения, связанные с особенностями повествования, строить развёрнутое связное высказывание.

Оборудование: презентация, компьютер, экран, проектор, поэма А.Ахматовой «Реквием», запись В.А. Моцарт «Реквием» (Лакримоза, 7 часть), карточки с ДЗ, карточки с вопросами для работы в группах,

Этапы урока

1. Организационный момент (4 мин)

Цель этапа:

Создание рабочей обстановки на уроке, формулировка темы и цели.

Учитель:

- Ребята, для работы сегодня нам понадобятся тетради, текст поэмы А.Ахматовой «Реквием».

- Работу будем проводить индивидуально и в группах.

- Критерии оценки устных ответов у вас есть на столе, вы с ними уже знакомы, попрошу придерживаться их требований при ответе.

Итак, продолжая изучать творчество А.А. Ахматовой, сегодня мы знакомимся ещё с одним её произведением – поэмой «Реквием». Записываем тему урок «Исповедальные мотивы поэмы  А.Ахматовой «Реквием».

Учитель:

Глядя на тему урока, прослушайте отрывок В.А. Моцарта «Реквием» (Лакримоза, 7 часть), сформулируйте  цель урока.

Деятельность учащихся

Учитель:

- Давайте обратимся к названию произведения. Что обозначает слово «Реквием»? Работаем с толковым словарём, выпишите это понятие.

Учащиеся:

 (Реквием – католическое богослужение по умершим, а также траурное музыкальное произведение – Р. Моцарта).

  Учитель:

Ахматова нередко называет поэму по латыни – «Requiem». («Вечный покой даруй им, Господи!»).

- Почему Ахматова остановилась на таком названии? Как вы думаете?

  Учащиеся:

Это увековечивание памяти обо всех людях, погибших в годы репрессий, вечная молитва о них.

Возможные ответы учащихся

Я думаю, поэма называется «Реквием», так как в теме обозначены переживания поэтессы в трагические годы «ежовщины.

2. Проверка домашнего задания (4 мин)

Цель этапа:

Проверка уровня подготовленности учащихся к восприятию и анализу поэмы А. Ахматовой «Реквием»

Учитель:

- Какое задание выполняли дома?

- Я предлагаю вам письменный блиц-опрос ДЗ, листы перед вами, запишите свою фамилию, на работу 2-3 минуты.

Блиц – опрос по творчеству А.А. Ахматовой

№ п п

Вопрос

Ответ

1

К каким фольклорным жанровым традициям обращается А.Ахматова в своих стихотворениях?

 Молитва, плач, причитание, песня

2

Как воспринимает Ахматова новую эпоху, пришедшую после революции?

 Трагическое время потерь и разрушений

3

В чём Ахматова видит своё предназначение?

 Разделить судьбу Родины, отказ от эмиграции

4

В каком произведении с наибольшей силой проявляется мотив осиротевшей матери?

 «Реквием»

5

Коснулись ли репрессии семьи Ахматовой? Если да, то как?

 Да, аресты сына Льва, расстрел мужа Н. Гумилёва

6

«Сотканный» из простых слов, «подслушанных», как пишет Ахматова, в тюремных очередях, он с потрясающей поэтической и гражданской силой передал и время и душу народа. О каком произведении Ахматовой идет речь?

 «Реквием»

  1. Актуализация знаний по поэме «Реквием» (7 минут)

Цель этапа: индивидуальные выступления позволяют создать проблемную ситуацию на уроке, что способствует повышению мотивации учащихся, повысить интерес к личности А. Ахматовой, к событиям, описанным в поэме.

Учитель:

А. А. Ахматова - поэтесса неординарная. Чтобы глубже понять содержание поэмы, необходимо знать особенности того времени. Давайте послушаем историческую справку, которую подготовила ________________

Историческая справка (уч-ся).

К концу 30-х годов сформировалась целостная общественная система, определяемая как «государственный социализм». Собственность и власть по существу оказались в руках партийно-государственного аппарата во главе со Сталиным. Осуществлялся жестокий контроль за всем и всеми. Человек становился механизмом, «винтиком», который можно было всегда легко и быстро заменить. За малейшее нарушение и инакомыслие полагалось наказание. Страна осуществляла свое правосудие не только с помощью судебной системы, а и особыми совещаниями при НКВД и ОГПУ, «двойками» и «тройками».

В первую очередь, расправы проводились над лицами, пользующимися популярностью и авторитетом.

По стране прокатились три волны сталинских репрессий:

1-ая-        коллективизация и индустриализация. Пик ее приходился на 1928-31 годы и захватил от 250 тысяч до 1 миллиона семей, сосланных на стройки, в лагеря и поселения. В 1929 - 32 годах было закрыто 90% церквей и высланы их священнослужители. Около 3 миллионов человек, занятых при НЭПе, стали «лишенцами». Для ученых создавались «шараги», спецлагеря по проведению научных исследований и изысканий.

2-ая        - (1932-33 и 1939-40 годы) захватила простых тружеников.

3-ья        - захватила народнохозяйственные, партийные, государственные, военные,

научно-технические кадры и остатки старой творческой интеллигенции. Обвинения им предъявлялись в основном по пунктам 58-й статьи Уголовного кодекса (преступления против государства). Срок от 5 до 25 лет лагерного заключения, а каждый десятый осужденный в 1936-38 годах приговаривался к смертной казни. Количество заключенных в СССР на конец 30-х годов практически не поддается точному исчислению. Большинство исследователей склоняются к цифре 35 миллионов человек

Учитель:

          - Самыми страшными годами «большого террора» были 1936 - 1938 годы, время, когда нарком внутренних дел был Николай Иванович Ежов, в народе время его управления в НКВД позвали «ежовщиной»

  • Вспомним, какими были 30-е годы для А. А. Ахматовой ?

Учащиеся:

         а)        30 - ые годы оказались для Ахматовой порой наиболее тяжких в ее жизни испытаний. Чудовищные репрессии, обрушившиеся чуть ли не на всех друзей и единомышленников Ахматовой, разрушили и ее семейный очаг: 22 октября 1935 года были арестованы как «участники антисоветской террористической группы» ее бывший (второй) муж, профессор Всероссийской Академии художеств Н. Н. Пунин, и ее сын, студент исторического факультета Ленинградского государственного университета Лев Николаевич Гумилев. Ахматова обратилась с письмом к Сталину, и 14 ноября 1935 года они были освобождены.

Второй раз Лев Гумилев был арестован 10 марта 1938 года за «участие в молодежной антисоветской террористической организации в ЛГУ». Приговор - 5 лет исправительно - трудовых лагерей.

Третий арест сына был в 1949 году (10 лет). Л. Н. Гумилев полностью реабилитирован в 1975 году.

Сама Ахматова жила все эти годы в ожидании ареста. В длинных и горестных тюремных очередях, чтобы сдать передачу и узнать о судьбе сына, она провела, по ее словам, семнадцать месяцев.

         б)Казалось бы, в таких условиях писать было немыслимо, и она действительно не писала, то есть не записывала своих стихов, доверяя их своим надежным друзьям, чтобы те заучивали их наизусть.

Лидия Чуковская в своих «Записках об Анне Ахматовой» пишет, с какой осторожностью, шепотом читала она свои стихи, а иногда не решалась даже и на шепот, так как застенок был совсем рядом. «В те годы, - поясняет Л. Чуковская в своем предисловии к «Запискам», - Анна Андреевна, навещая меня, читала мне стихи из «Реквиема» тоже шепотом, а у себя в Фонтанном Доме не решалась даже на шепот: внезапно, посреди разговора она умолкала и, показав глазами на потолок и стены, брала клочок бумаги и карандаш; потом громко произносила что-нибудь очень светское: «Хотите чаю ?» или «Вы очень загорели», потом исписывала клочок быстрым почерком и протягивала мне. Я прочитывала стихи и, запомнив, молча возвращала их ей. «Нынче ранняя осень», - громко говорила Анна Андреевна и, чиркнув спичкой, сжигала бумагу над пепельницей.

Это был обряд: руки, спички, пепельница - обряд прекрасный и горестный.

По словам Чуковской, оформленный в 1940 году «Реквием» знали наизусть 11 человек, и, как говорила Ахматова, «никто меня не предал». Рукописи, как правило, сжигались, и только в 1962 году, в период «оттепели», Ахматова передала «Реквием» в журнал «Новый мир». К этому времени произведение имело уже широкое хождение среди читателей в самиздатовских списках. В 1963 году «Реквием» был напечатан за границей (в Мюнхене). В России впервые «Реквием» был напечатан в журнале «Октябрь» № 3 за 1987 год.

4. Изучение нового учебного материала (15-20 мин)

Цель этапа:

Развитие навыков анализа поэтического текста.

Учитель:

  1. Анализ произведения:

- Подумаем над жанром: О жанре ахматовского «Реквиема» высказываются разные суждения. Одни исследователи называют «Реквием» лирическим циклом (В. А. Черных, В. Г. Адмони). Другие считают, что это поэма (Лесневский С.).

  • Как вы восприняли «Реквием» - как поэму или как цикл отдельных стихотворений?

Лирический цикл - объединение ряда произведений на основе идейно-тематического сходства, общности жанра, места и времени, формы и стиля повествования.

Поэма - крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом. Она имеет определённую кольцевую композицию.

- Поэма многоголоса: мы слышим голос поэта, матери, историка. Попробуем проанализировать поэму с разных точек зрения. И подумаем, зачем автору понадобилось такое многоголосие?

 Анализ произведения по группам. 

Учитель:

Посвящение - написано в марте1940 года.

 - От чьего имени говорит Ахматова? Какое местоимение преобладает? ( Ахматова говорит от имени всех матерей, местоимение "мы")

 - Обратим внимание на первый образ: "Перед этим горем гнутся горы, не течет великая река ". Ассоциации? (Знак Апокалипсиса).

Ахматова выбирает библейские символы для обрисовки того  времени - символ эпохи.

 - Какие еще библейские образы появятся в поэме? (Иисус, Мария Магдалена, Мария)

Это посвящение должно напомнить вам еще одно послание, написанное  в 1928 году А. С. Пушкиным - "В Сибирь", декабристам:

Любовь и дружество до вас

Дойдут сквозь мрачные затворы,

Как в ваши каторжные норы

Доходит мой свободный глас.

- Как вы считаете, можно ли сопоставить декабристов и жертв сталинских репрессий? Почему это сделала Ахматова?

- А есть ли в строчках Ахматовой надежда, которой пронизано стихотворение Пушкина? ( В ее толковании исчезает надежда на что-то хорошее, ее надежда "все поет вдали").

      Тем не менее близость в этих стихотворениях есть: Ахматова также относится ко всем осужденным, как Пушкин относился к декабристам, то есть с преклонением перед их муками, перед горем их родных и близких. Но полностью горе жен декабристов и жен и матерей репрессированных нельзя сравнивать, так как  если жены декабристов ехали в Сибирь добровольно, то "невольных подруг " Ахматовой туда ссылали:

Где теперь невольные подруги

Двух моих осатанелых лет?

Что им чудится в сибирской вьюге?..

- Как вы понимаете слова "осатанелых лет"?

Мир благополучия противопоставляется миру заключенных и их близких.

Пролог и 1часть -  осень 1935 - первый арест сына.

- Есть ли в описании города пушкинские традиции величия и гармонии? ( Нет, город - привесок к огромной тюрьме.)

 - Какой вы видите лирическую героиню в 1 части? ( Она - одна из тысячи русских женщин. Образ из древнерусской истории и литературы - стрелецкая женка)

Неслучайно в поэме появляется "тихий Дон" - Ахматова и сама ощущает себя Ярославной ( только у Ярославны - берег Дуная ).

2 часть - образ льющейся реки - традиционный в фольклоре образ, связанный со слезами; желтый свет - символ смерти, предательства.

3 часть - мотив раздвоенности. Ахматова словно смотрит в зеркало своей  судьбы и не может принять ее. Черное сукно - символ траура и забвения.

4 часть - нет рифмы в последнем четверостишии: строка обрывается, как жизнь.

5 часть - Опишите состояние матери.

 - Объясните слова Ахматовой: "Ты сын и ужас мой".

Мы знаем лирическую героиню ранней , преимущественно любовной  лирики Ахматовой как сильную, очень гордую женщину. Может ил быть гордой мать, если от этого зависит судьба ее сына?

 - Как вы понимаете финальный образ 5 главы:

И прямо мне в глаза глядит

И скорой гибелью грозит

Огромная звезда ?    

(Это может быть символика Апокалипсиса - комета, предвещающая катастрофу, или кремлевская звезда, эмблема Советского Союза - следующий черед ареста - черед Ахматовой.)

5. Итоговый вопрос, вывод (5 мин)

Учитель:

- Каково же предназначение поэмы А.Ахматовой «Реквием»?

- Согласны ли вы со словами Дмитрия Сергеевича Лихачёва «Память активна. Она не оставляет человека равнодушным, бездеятельным…Память должна уберечь от повторения прошлых ошибок».

6. Рефлексия (3 мин)

Сегодня на уроке я узнал…, понял…, осознал…, задумался…

7. Подведение итогов урока, выставление оценок (3 мин)

8. ДЗ. (2 мин)

Цель этапа:

Соотнести рассмотренный на уроке материал со своими чувствами, мыслями, впечатлениями. Изложить свои выводы в творческой форме.

1). Подготовиться к письменной работе по биографии М. Цветаевой (учебник стр. 348-352);

2) Напишите сочинение-миниатюру на одну из предложенных тем:

1. И.Семибратова считает, что «величаво и трагично начинает Ахматова своё свидетельство очевидца о том времени - подлинный документ эпохи».

      - Как вы понимаете определение «документ эпохи»? Правомерно ли, на ваш взгляд, использование этого определения относительно поэмы «Реквием»? Почему?

 2.«О «Реквиеме» трудно говорить и писать. Каждое слово, каждая строка поэмы кровоточит. Её невозможно читать без боли и содрогания. Эта поэма могла быть написана только женщиной, матерью, женой. Крик, вопль, плачь, проклятия – все слилось, невозможно разобрать, где голос автора, а где стоны живых и мольба об отмщении мертвых» (А.С.Крюков)

      - Расскажите о своих чувствах при чтении поэмы. Они совпадают с теми, о которых пишет ученый?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению ,3класс.УМК "ПНШ". Тема :"Сравнительный анализ Венгерской сказки"Два жадных медвежонка"и корейской сказки"Как барсук и куница судились"Презентация к уроку.

Конспект урока по литературному чтению ,3класс.УМК "ПНШ". Тема :"Сравнительный анализ Венгерской сказки"Два жадных медвежонка"и корейской сказки"Как барсук и куница судились"В конспекте побробно распи...

Методическая разработка. Раздел: Волейбол. Конспект урока по теме урока: техника приема и передач мяча.

Раздел программы: волейбол.Тема урока: техника приема и передач мяча.Цель урока: повысить двигательную активность обучающихся  с помощью игры волейбол.Задачи урока:совершенствование техники прием...

Методическая разработка. Конспект урока. Вводный урок по физической культуре из цикла уроков по теме "Футбол" для студентов 1 курса с использованием ИКТ.

КОНСПЕКТурока по физической культуре на 1 курсе НПО и СПО.    Преподаватель физ. воспитания: Ефимов Е.В.Раздел программы: футбол....

Конспект урока литературы в 5 классе по теме «Пролог к поэме А. С. Пушкина “Руслан и Людмила” как собирательная картина народных сказок

В данной работе отражается краткая история создания произведения. Сопоставление экранизации и текста пролога. Даются новые термины по теории литературы,а также повторение темы "Сказки". По ходу работы...

Методы и приёмы стимулирования учебной деятельности и развития мотивов учения у обучающихся на уроках английского языка.

      Проблема мотивации в учении возникает по каждой дисциплине. В соответствующих методиках и учебных пособиях разработаны способы её развития и стимулирования с учётом специфи...

Конспект урока по теме "Темы и мотивы лирики в творчестве М.Цветаевой"

В данном методическом материале приведен план-конспекр урока с применением технологии развивающего обучения....