Методические рекомендации "Технологическая карта занятия"
методическая разработка
Представлены рекомендации по составлению технологической карты занятия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mr_po_tk.docx | 60.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр развития Творчества «Созвездие»
Методические рекомендации
для педагогов дополнительного образования
«Технологическая карта занятия»
Автор:
Миронова А. А., методист
Надым, 2019
Содержание
- Пояснительная записка
- Основные подходы к составлению технологической карты занятия
- Варианты технологических карт
- Занятие «открытие» новых знаний.
- Занятие освоение нового материала.
- Занятие-рефлексия.
- Виды универсальных учебных действий (УУД), способы их формирования.
- Заключение
- Список использованной литературы
- Приложения
Современное образование предполагает не только трансляцию знаний, но и взаимосвязь его с другими сферами деятельности. Инновации становятся ключевым методом в работе педагога. Это дает возможность не только отойти от привычного видения логики преподавания, но и модернизировать технологию так, чтобы ребенок смог применить полученные умения и навыки в других сферах своей жизнедеятельности.
Время не стоит на месте. Все вокруг интенсивно изменяется и модернизируется. Такой тенденции должен следовать и педагог. Активное применение современных образовательных технологий в системе основного общего образования не оставляет выбора системе дополнительного образования: либо пропасть между образовательными организациями начального, общего и среднего образования и учреждениями дополнительного образования разрастается, либо происходит активное интегрирование одной системы в другую. Дополнительное образование еще строго не привязано к ФГОСам, но это не означает, что реформа системы не будет осуществлена. Деятельность становится основой формирования знаний, умений и навыков. Чтобы ребенок вел активную поисковую деятельность, педагог должен организовать этот процесс, дать ему те инструменты, использование которых приведёт ребенка к тому результату, который он ожидает. Педагог ставится не наставником, а соратником, помогающим преодолевать трудности.
Для успешного выстраивания деятельности педагога необходимо совершать ряд профессионально-педагогических умений. Среди них – умения по проектированию и проведению занятий, реализующих системно-деятельностный подход. Этим определяется создание нового вида методической продукции – технологической карты занятия.
Основным отличием карты от привычного конспекта выступает более эффективное и качественное проектирование будущего занятия.
Целью работы является обобщение методологических подходов к организации составления технологической карты с опорой на личностный профессиональный опыт педагогов.
Методические рекомендации по составлению технологической карты занятия.
Одним из требований к современному педагогу является учет индивидуально-личностных особенностей учащегося в рамках деятельностного подхода в реализации основных общеобразовательных программ. Данные методические рекомендации посвящены методике разработки и оформлению технологической карты занятия педагогами дополнительного образования.
В рекомендациях приведены примеры заполнения карт по программам художественной и технической направленности. Предназначение данных методических рекомендаций состоит в том, чтобы дать педагогу инструментарий, позволяющий увидеть занятие не в вертикальной плоскости, как при реализации традиционного метода обучения, а в горизонтальной, в соответствии с логикой всей программы.
Методические рекомендации призваны оказать реальную помощь педагогу при выстраивании логики занятия, а также грамотно оформить документацию при подготовке к процедуре аттестации.
Источником практического опыта является деятельность педагогов муниципального образовательного учреждения «Центр развития творчества «Созвездие». Основной сферой использования методических рекомендаций является как повседневная деятельность, так и подготовка к открытым мероприятиям.
Целью методических рекомендаций является оказание методической помощи педагогам, описание алгоритма составления технологической карты занятия в зависимости от типа занятия и используемых образовательных технологий. Использование технологической карты позволяет увидеть реализацию деятельностного подхода на занятии.
Исходя из выше сказанного, определены задачи работы:
- анализ разноплановых источников по указанной тематике;
- выявление актуальных типов занятий в дополнительном образовании в рамках реализации деятельностного подхода и составление карт по ним;
- составление методических рекомендаций для педагогов.
Использование технологической карты позволяет сделать учебный процесс более эффективным, обеспечивает реализацию предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся, отследить формирование универсальных учебных действий и сократить время педагога на подготовку к занятию.
Ожидаемые результаты:
- овладение опытом составления технологической карты вне зависимости от направленности реализуемой программы;
- создание действенной, работоспособной системы помощи педагогам;
- создание методической копилки с материалами по составлению технологической карты занятия.
Основной отличительной особенности разработки является учет инновационных процессов в образовании по двум типам (по М. В. Кларину):
- инновация – модернизация, суть которой состоит в усовершенствовании учебного процесса, не затрагивая его организационную сторону;
- инновация – трансформация, где существенное преобразование терпит форма организации учебного процесса.
Помимо этого, Сумнительный К. и Богуславский М. вывели несколько иную классификацию инноваций:
- инновации-ретроновации, где новшество носит повторный характер, который становится востребованным временными реалиями;
- инновации-реновации, где имеющийся опыт переносится в новые реалии и соответственно трансформируется;
- аналоговые инновации, когда в уже существующий распространенный подход вносятся частные модификации;
- интегрированные инновации, когда старые элементы преобразуются в новую композицию, которая обеспечивает появление нового качества или выход на новый уровень.
Основные подходы к составлению технологических карт.
Роль педагога меняется, и он становится координатором информационного потока. Чтобы соответствовать современным требованиям педагог обязан овладеть новыми образовательными технологиями и методиками, чтобы понимать потребности учащихся и уметь с ними общаться.
Центральным понятием становятся универсальные учебные действия. Все умения формируются в непосредственной деятельности. Понятие деятельности является одним из ключевых в системно-деятельностном подходе. Педагог выступает не только как носитель определенных знаний, а в качестве организатора поиска этого знания. Чтобы грамотно скоординировать познавательную активность детей, для облегчения понимания места одного занятия в их системе применяется технологическая карта. Она выступает своего рода минипроектом. В отличие от конспекта занятия она технологическая карта дает наглядное представление логики занятия при деятельностном подходе в обучении.
Технологическая карта занятия – относительно новый инструмент педагогического планирования, обеспечивающий качество образовательной деятельности в рамках конкретного промежутка времени (занятия), содержащий перечень планируемых результатов и путей их достижения в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
Основные отличия технологической карты занятия от традиционного конспекта
Технологическая карта | Традиционный конспект |
Оформляется в виде таблицы и описывает деятельность педагога и учащихся на каждом этапе занятия | Оформляется как сценарий и содержит описание слов, действий педагога и предполагает ответы учащихся |
Характеризует деятельность учащегося с указанием УУД, формирование которых предполагается при каждом учебном действии | Указывает и описывает формы и методы, используемые на занятии |
Помогает планировать результаты по каждому виду деятельности и держать под контролем процесс их достижения | Присутствуют только цели и задачи занятия |
Приемы деятельности используются фиксированно и осознанно | Деятельность носить стихийные характер, часто не осознаваемый |
Основной формой получения знаний является учебное сотрудничество | Предпочтительнее индивидуальная форма получения знаний |
Проектируется не только деятельность педагога, но и деятельность учащегося | Проектируется по видам деятельности педагога |
Формирование целостной картины мира на основе реального использования жизненного опыта детей, знаний из других предметных областей, метапредметных знаний | Межпредметные связи базируются на основании некоторых элементов знаний |
Оценка результатов происходит всеми участниками процесса, происходит индивидуализация достижений | Оценка результатов происходит в целом только педагогом. |
Основные этапы занятия остаются прежними, но выбор форм, методов, содержания и других составляющих становится более критичным.
Структура технологической карты
В структуру технологической карты входят определенные этапы. В зависимости от типа занятия. Основные моменты остаются неизменны. Их описание будет приведено единожды. В дальнейшем при возникновении затруднений педагог может вернуться к ним и заново ознакомиться. Отличительные элементы в каждом типе занятия будут прописаны отдельно. Это позволит не только не потерять структуру занятия, но и даст возможность увидеть отличительные особенности.
Для того чтобы понять содержательное наполнение занятия, педагогу нужно ответить на вопросы:
- какие операции нужно выполнить для достижения цели?
- какова последовательность этих операций?
- как часто необходимо выполнять эти операции?
- каковы затраты при выполнении одной операции?
- каков результат выполнения этой операции?
Основное отличие технологической карты занятия – это отражение системно-деятельностного подхода. По технологической карте занятия в вертикальной плоскости можно отследить деятельность педагога и учащегося, а в горизонтальной - этапы занятия, количество которых будет зависеть от типа занятия. Логика технологической карты направлена на самостоятельное формирование учебной деятельности, которая имеет своей задачей формирование интеллектуальных способностей. Это отражает вертикаль технологической карты, в которой отражены конкретные формы деятельности.
Персонификация образования является одним из аспектов философии педагогики и имеет тесную связь с дифференциацией. Это отражает горизонталь технологической карты.
Технологическая карта занятия позволяет увидеть систему и целостность учебного материала, осуществляет проектирование образовательного процесса с учетом основной цели программы. Процесс обучения приобретает гибкость за счет выбора эффективных приемов и форм работы. Этот вид документации помогает заранее согласовать действия педагога и учащихся. Самостоятельная деятельность учащихся из мало контролируемого стихийного процесса перетекает в специально организованный процесс.
Составление технологической карты для педагога позволит не только контролировать ход занятия, но и отследить степень реализации планируемых результатов. В технологической карте занятия легче отследить системность в формировании универсальных учебных действий, а так же спроектировать последовательность работы по освоению программного материала. Системность приводит к повышению качества образования, что является одним из показателей эффективности учреждения. Информационный поток приобретает структуру, что позволит учащимся успешнее осваивать материал. Педагог создает среду не только для развития качеств учащихся, но и для практического применения тех знаний, которые он уже имеет в своем жизненном опыте.
Составление технологической карты занятия позволяет педагогу легче проектировать цели занятия:
- как предвосхищение результата деятельности;
- как предметную проекцию будущего;
- как субъективный образ желаемого, опережающего отражения событий в сознании человека.
За основу будет приемлемо в нашем случае взять определение цели как некоего образовательного продукта, который имеет внешнюю или внутреннюю форму, созданный за определенный промежуток времени и легко проверяемый диагностическим инструментарием.
Цель должна быть конкретна, четко ориентирована на формирование знаний, умений и навыков, а также легко диагностируема.
В соответствии с современными требованиями педагог формирует у учащегося универсальные учебные действия, которые ребенок сможет применить в другой области деятельности и на практике своего жизненного опыта. УУД – это умение учиться, т.е. то, насколько человек способен к самосовершенствованию через усвоение нового для него социального опыта.
Целеполагание становится одним из актуальных направлений развития. Занятия по типу целеполагания делятся на:
- «открытия» нового знания;
- освоения нового способа деятельности;
- рефлексии;
- тренировки умений.
Шапка технологической карты описывает следующее:
- тема занятия;
- тип занятия;
- цель занятия;
- планируемые результаты;
- оборудование.
Далее педагог заполняет содержательную часть. Она имеет форму таблицы
Структурные этапы занятия | Время | Методы обучения | Деятельность педагога | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Обязательные этапы в структуре технологической карты.
В структуре технологической карты присутствуют обязательные элементы, не зависящие от типа занятия. Ниже приведены характеристики таких компонентов. При рассмотрении технологической карты по типу занятий эти этапы будут перечислены в назывном порядке.
В любом занятии будет присутствовать содержательная и деятельностная цели. Они различны, и описаны в соответствии с типом занятия.
Организационный момент. Определяет внешнюю и внутреннюю готовность всех субъектов педагогической деятельности к занятию. Это не только подготовка рабочего места, но и психологическая готовность к занятию. Основная задача этого этапа – привести группу детей в «рабочее состояние».
Актуализация опорных знаний. Этот этап предполагает не только воспроизведение уже имеющихся знаний, но и способность применять их в новой ситуации. Кроме того, в этот этап входит сосредоточение внимания, понимание значимости последствий деятельности, пробуждение интереса и энтузиазма к занятию. Именно на этом этапе происходит включение мыслительных операций, фиксируются индивидуальные затруднения.
Мотивация деятельности. Учащиеся должны понять, для чего им нужно новое знание. Педагог помогает определить личностную значимость. Так возникает триада «хочу-надо-могу». Педагог создает внутреннюю потребность через внешнее противоречие. При этом устанавливаются тематические рамки. У учащихся возникает желание освоить новое.
Рефлексия. Основная задача – оценить субъектами образовательного процесса собственную учебную деятельность, осознать методы своей деятельности. Рефлексия может быть организована при помощи вопросов или же иных форм подведения итогов. На этом этапе происходит фиксация достижения цели занятия, поставленных задач, достигнутых результатов и соотнесение их с ожидаемыми. Намечаются цели дальнейшей работы.
Итоги занятия. Данных этап, как и предыдущий, относится к заключительному. Учащиеся подводят итог, получают (если это предусмотрено программой) какое-либо задание, приводят в порядок свои рабочие места.
Варианты технологической карты в зависимости от типа занятия.
Занятие «открытия» нового знания.
Основное отличие цели таких занятий состоит в расширении понятийной базы. Это достигается путем включения новых элементов. Деятельность определяется формированием у учащихся умений реализовывать новые способы действий.
Основные этапы занятия:
- организационный момент;
- актуализации опорных знаний;
- мотивация деятельности;
- изложение нового материала. В ходе данного этапа происходит поиск возможных вариантов решения проблемы. Учащиеся при помощи педагога открывают для себя новый способ решения задачи, которая вызывала затруднение. Педагог становится не транслятором знаний, а организатором деятельности. На этом этапе дети могут выдвинуть гипотезы, используя известные им сведения или средства. В ходе данного этапа происходит поиск решения и понимание затруднения. Немаловажным моментом становится фиксация преодоления затруднений, т.е. получение нового знания;
- обобщение и систематизация знаний. На этом этапе педагог вместе с учащимися включает получение новых знаний в ту систему, которая уже есть. А также дает понять детям, что без отработки полученного знания невозможно дальнейшее успешное применение новых способов деятельности. Главная задача – отработать с детьми механизм, чтобы знание из внешнего перешло во внутреннее, т.е. произошел процесс интериоризации. Педагог обращает внимание детей на процесс самопроверки, т.е. сравнение выполненного задания с эталоном. На этом же этапе происходит отработка ошибок, их исправление. Таким образом, даже при ошибках, допущенных детьми, создается ситуация успеха для каждого учащегося путем проведения индивидуальной коррекционной работы и обогащению арсенала детей способами исправления допущенных неверных действий. Дети на данном этапе могут работать в любой форме (парная, подгрупповая, групповая), фиксировать границы применения нового знания, а также возможные области его применения;
- рефлексия;
- итоги занятия.
Занятие освоение нового знания.
Деятельностная цель этого вида занятия основана на формировании способности к новому способу действий, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
Содержательная цель тесно связана с теоритическим обоснованием применимых понятий. Так же строится содержательная методическая линия. Рассматриваемая форма занятий направлена на формирование представлений о методах, которые связывают понятия в единую систему. На занятиях организовывается понимание и построение учащимися норм и методов учебной деятельности, самоконтроль и самооценку, рефлексивную самоорганизацию.
Основные этапы занятия:
- организационный момент;
- актуализация опорных знаний;
- мотивация деятельности;
- изложение нового материала;
- первичное применение нового материала. Этот этап состоит из отработки заданий, которая сопровождается комментариями педагога. Учащиеся знакомятся с быстрыми способами устранения ошибок, обоснованием нового метода, его эффективностью по сравнению с тем, что им уже доступно;
- применение новых умений в стандартных условиях. Чтобы интериоризация знаний произошла, необходимо пройти путь их отработки в стандартных условиях с воспроизведением действий вслух. Проще этот этап можно назвать «действие по образцу». Дети закрепляют те умения, которым научились только что. Необходимы стандартные условия, которые не изменились с момента показа действий педагогом. Как только дети освоят основные умения, то можно переходить к следующему этапу;
- творческий перенос знаний. Дети погружаются в творческий процесс, где могут применить умения, отработанные в стандартных условиях. Педагог в данном случае становится сторонним наблюдателем. Он не вмешивается в процесс, но может посредством наблюдения отметить степень освоения нового способа деятельности того или иного учащегося;
- рефлексия;
- итоги занятия.
Занятие-рефлексия.
Задачи занятия – фиксирование и преодоление возникающих затруднений в собственных действиях, а не в содержании деятельности. На занятии важно, чтобы дети смогли выбирать способы коррекции не случайным образом, а осознанно видеть свои ошибки и знать каким образом их можно исправить. Этому способствует рефлексивный метод.
Дети при помощи педагога выстраивают свой алгоритм исправления ошибок. Особенность данного алгоритма состоит в том, что дети сами составляют ход действий. При системности таких занятий учащиеся быстро запоминают действия, осваивают их и применяют на практике. Эта форма достаточно тяжела для педагога, так как требует большой и длительной подготовки. Однако стоит отметить большой интерес со стороны учащихся к таким занятиям.
Учащиеся не просто отрабатывают решение задач, а осваивают метод коррекции собственных действий: находят ошибки, вычленяют их причину, исправляют и оценивают правильность выбранного способа действий. Качество освоения материала увеличивается. Опыт рефлексивных занятий переносятся на другие области.
Исходя из выше указанного, содержательная цель занятия заключается в закреплении и возможности коррекции уже изученных способов действий, понятий и алгоритмов. Деятельностная цель – сформировать способности к рефлексии по типу контроля и коррекции, а также реализации норм.
Основные этапы занятия:
- организационный момент;
- мотивация деятельности;
- контроль:
факторов внешних связей;
умения раскрывать сущность понятий;
умения систематизировать знания;
умения применить знания в стандартных условиях;
умения применить знания в нестандартных условиях;
На занятии происходит выявление места и причины затруднения, выбор способа и средства реализации для осознания и осмысления корректировки допущенных ошибок при самостоятельной работе. Педагог направляет творческий процесс поиска, содействует формулированию индивидуальной цели. Взрослый выполняет функцию организатора и регулирует временные затраты. Деятельность учащихся выстраивается так, что ошибки и затруднения классифицируются по типам и для каждого находится свой путь решения. Работа строиться на основе фронтального обсуждения;
- рефлексия;
- итоги занятия.
Помимо перечисленных типов занятий могут быть занятия комбинированного типа. Они включают в себя не только обязательные этапы, но и элементы других занятий.
Методы обучения, согласно классификации И. Лернер, М. Скаткину, могут быть следующими:
- объяснительно-иллюстративные. К ним относятся вербальные способы выражения информации (рассказ, беседа, объяснение, инструктаж и пр.) и демонстрация материала;
- репродуктивные. Методы, при которых педагог выступает транслятором имеющихся знаний (лекция, пример, упражнение, алгоритмические действия);
- проблемные. К ним относятся все методы, в которых задается проблемная ситуация и в дальнейшем происходит поиск решения (игры, обобщение и пр.);
- частично поисковыми. В этих методах отражается суть проблемы, дается результат, но определить пути решения предлагается самим учащимся (диспут, наблюдение, самостоятельная работа, лабораторная работа);
- поисковые. Учащиеся полностью погружаются в проблему и выстраивают собственное видение решение проблемы или нахождение закономерностей (исследовательское моделирование, проектирование, сбор новых фактов).
Методы контроля могут быть устными, письменными, программированными, практическими, комбинированными. Выбор того или иного способа зависит от целей и задач занятия, временных ресурсов, материально-технического оснащения, возможностей учащихся и педагога.
Виды универсальных учебных действий (УУД), способы их формирования.
Универсальные учебные действия (УУД) подразделяются на личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные.
Личностные УУД создают ценностную ориентацию учащегося, отражают знание моральных норм и умение им следовать. Воспитывают умение соотносить совершенные поступки с этическими чувствами, к которым относятся вина, совесть, стыд и др. Личностные УУД определяют все направления развития личности с приставкой само: самоопределение, самокритичность, самовосприятие и т.д., а также формируют основы гражданской идентичности. К этой же группе действий относится установка на здоровой образ жизни, экологическая культура. В возрасте старшего школьника происходит осознание ответственности за собственное благополучие, этнической принадлежности, формируется гуманистическое сознание. При этом именно в этой группе УУД развивается социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм. Стоит отметить, что согласно законам нейропсихического развития мозг ребенка развивается неравномерно относительно временных рамок. Лобные доли продолжают свое формирование вплоть до 21 года. Поэтому требовать от учащегося полностью сформированных личностных универсальных учебных действий на этапе обучения бессмысленно. Педагог формирует траекторию развития, дает представления о социальных и моральных нормах, которые приняты, но говорить о полностью сформировавшейся личности еще рано. Именно в этом виде действия развивается эмпатия, способность адекватно воспринимать сложившиеся трудности, эмоционально-нравственная отзывчивость.
К личностным УУД относится положительное отношение к познавательной деятельности; желание приобретать новые знания; стремиться к преодолению трудностей; желание осваивать новые виды деятельности; участвовать в творческом процессе; осознание себя не только как индивидуальности, но и как члена общества; признание морально-этических норм; осознание себя как гражданина; развитие критического мышления.
Основные пути формирования УУД: задания, стимулирующие познавательную деятельность, работа с текстами, анализ и синтез изученного материала, аудирование, выполнение проектов, обсуждение ситуаций и поведения персонажей, работа в парах и группах, сопоставление явлений и пр.
Регулятивные УУД включают в себя целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию и оценку.
Целеполагание представляет собой постановку учебной задачи на основе того, что учащемуся уже известно и соотнесения того, что неизвестно.
Планирование включает в себя определение последовательности поставленных промежуточных целей при учете конечного результата. Здесь же составляется план и определяется последовательность действий.
Прогнозирование - это определенное видение результата с учетом его временных характеристик и уровня его освоения.
Контроль осуществляется путем сопоставления способа действия и его результата с тем эталоном, который бы задан изначально. Цель контроля – обнаружить отклонения и отличия от эталона.
Коррекция включает в себя включение нужных и важных дополнений в план и способ действия при расхождении фактически получаемого и ожидаемого продукта. Именно здесь находят свое отражение способность к исправлению результатов, действий, а так же ошибок.
Оценка подразумевает умение осознать уровень усвоения знаний, способность соотносить полученный результат и поставленную цель, поставить учебную задачи с учетом того, каких знаний недостаточно для продолжения деятельности.
В регулятивные УУД также включают в себя умение преобразить практическую задачу в познавательную; действовать по плану, предложенному педагогом; способность прислушиваться к мнениям окружающих и адекватно воспринимать иные предлагаемые решения; умение выбрать доминирующий мотив и приложить некоторые волевые усилия для достижения поставленной цели. При этом в указанный тип УУД входит и стабилизация эмоционального состояния при решении задач, вызывающих затруднения.
Основные пути формирования регулятивных УУД включают в себя формулирование цели при помощи опорных глаголов, приемы, которые обозначают личностную значимость темы для учащегося, а так же определение уровня дефицита знаний при изучении определенной темы.
Коммуникативные УУД в основе своей имеют способность к верному и содержательному способу передачи информации. Это не только вербальные способы общения, но и способность к невербальному воспроизведению полученной информации.
К вербальным коммуникативным УУД относятся умения конструктивно строить диалог и верно передавать информацию; планировать учебное сотрудничество не только с педагогом, но и со сверстниками; умение достаточно полно и точно выражать свои мысли; умение ставить вопросы для поиска необходимой информации; умение найти конструктивный выход при сложившейся конфликтной ситуации; способность обратиться за помощью к другому субъекту образовательного процесса; умение точно формулировать свои затруднения; умение предложить свою помощь и сотрудничество; умение оформить свою мысль не только в устной форме, но и в письменной; умение строить высказывания, понятные не только автору, но и партнерам; умение построить монологичное высказывание; умение оказывать взаимопомощь в сотрудничестве; умение аргументированно отстоять свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке совместного решения в целях решения общей цели.
Помимо вербальных способов в данные УУД входят и невербальные: умение принять на себя ответственность за решение; умение планировать при распределении ролей во взаимодействии; умение воспринимать на слух тексты и инструкции, транслируемые не только педагогом, но и партнером по общению; умение слушать и слышать собеседника, а также вести не только устный, но и письменный диалог в соответствии с нормами русского языка; умение интегрироваться в группу сверстников; умение адекватно оценить свое поведение, а также поведение своих партнеров и окружающих.
Основными способами формирования коммуникативных УУД выступают методы мозгового штурма, сотрудничества, дидактической игры, работы в парах и пр.
Познавательные УУД предполагают действия, связанные с исследованием, поиском и отбором необходимой информации, ее структурированием и моделированием. При этом выделяют общеучебные, логические, знаково-символические и информационные действия.
К общеучебным относятся действия, связанные с формулированием познавательной цели, поиском и выделением информации. К этому же типу УУД относится и моделирование с помощью знаков и символов, а также ориентирование в способах решения поставленных задач. С учетом того, что можно использовать различные вариации одного и того же решения. Помимо специфичных способов решения задач, необходимо учитывать и владение общими приемами решения. Формулирование проблем и способность вычленить их из общего потока информации так же относится к познавательным общеучебным УУД.
Стоить отметить, что действия, которые связаны с созданием алгоритмов деятельности, смыслообразованием, творческим и исследовательским направлением работы на занятии относится к общеучебному типу познавательных УУД. Также этот вид учебных действий тесно связан с коммуникативными действиями, так как без умения грамотно формулировать цели и задачи, а также аргументированно отстаивать свою позицию невозможно. Для этого учащемуся необходимо произвести предварительное изучение и анализ имеющейся информации.
Логический компонент познавательных УУД представляет собой анализ, синтез, выбор оснований, установление связей, доказательство выдвигаемых предположений. Основной упор при формировании логического компонента делается на доказательную часть выдвигаемых гипотез. Чтобы найти верное решение задачи необходимо произвести сравнение имеющихся возможностей и путей, а также построить логическую цепочку рассуждений. Особую роль в развитии познавательных логических учебных действий играет проектная деятельность. Именно в ней учащийся способен пройти все ступени развития познавательных логических универсальных учебных действий.
Знаково-символические познавательные УУД предполагают использование знаков и схем для решения поставленных задач. Допустимо преобразование уже имеющихся моделей. Основной упор делается на моделирование. Таким образом, ребенок учится выделять и обобщенно фиксировать группы признаковой, которые, по его мнению, считаются существенными.
Информационные познавательные УУД включают в себя работу с информацией в различном виде и из различных источников. Так же учащийся может дополнять уже имеющуюся информацию новыми фактами. При этом происходит структурирование информации на основную и второстепенную. Возможно применение современных технологий и ИКТ. Передача полученной информации осуществляется различными способами: устным, письменным, цифровым. Основной упор делается на работу с информацией, не зависимо от формы ее предоставления.
Заключение
Технологическая карта занятия представляет собой относительно новый вид документации. При помощи нее учебный процесс становится более эффективным и качественным.
В этом виде документации четко просматривается деятельность педагога при формировании универсальных учебных действий, а так же сокращается время подготовки занятия.
Обязательным в технологической карте становится отражение взаимодействия педагога и учащихся. Схематичное отражение занятия позволит педагогу детально увидеть сам процесс еще на стадии подготовки. Педагог сможет оценить эффективность используемых методов и средств на каждом этапе занятия. Постоянное применение технологической карты позволяет педагогу ориентироваться в понятиях системно-деятельностного подхода.
Дидактика образовательного процесса получает свою реализацию в различных учебных задачах.
Технологическая карта занятия позволит:
- применять требования ФГОСов в системе дополнительного образования;
- изучить, понять и применять в системе технологию формирования универсальных учебных действий;
- увидеть место метапредметных связей в целостной картине современного образования;
- использовать воспитательный потенциал в полном объеме;
- определить уровень раскрытия материала и соотнести его не только с ранее изученным, но и с тем материалом, который будет изучаться в последующим;
- реализовать творческий потенциал педагога и учащихся;
- эффективнее распределять время при подготовке к занятию;
- индивидуализировать и дифференцировать образовательный процесс.
Результаты, которые отражены в программе развития учреждения дополнительного образования хоть и не привязаны жестко к государственным стандартам, но имеют к ним прямое отношение. Игнорирование требований, которые предъявляются к выпускникам системы дополнительного образования недопустимо. Это становится одним из актуальных вопросов современного образования. Если ФГОСы помогают ответить на вопрос: «Чему учить?», то технологическая карта поясняет «как учить».
Раскрытие темы в технологической карте не одного занятия предоставляет возможность увидеть систему деятельности педагога и учащихся, так как предполагается обозначение не только темы, целей и задач, но и тех средств и методов, которые будут применены.
Список использованной литературы
- Аксенова Н. И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов [Текст] / Н. И. Аксенова // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. заочн. научн. конф. (г. Санкт- Петербург, февраль 2012 г.). – СПб.: Реноме, 2012 – с. 140-142
- Борисов Н. Ю. Конструирование технологической карты урока. Научно-методическое пособие. – М., 2009
- Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.); под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009.
- Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч. 1 / (М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Кабанова и др.); под. Ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
- Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003.
- Планируемые результаты начального общего образования / (Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.) ; под. ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
- Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / (А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркина и др.); под ред. А.Б. Воронцова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
- Примерные программы по учебным предметам. Часть 1. Часть 2. . - М., - Просвещение - 2010.
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения -М.,- Просвещение - 2010
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / (В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.); под. ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.
- Сальникова Т. П. Педагогические технологии. – М., 2005
- Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: Аркти, 2007.
- Сухов В. П. Системно=деятельностный подход в развивающем обучении школьников. – СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2004
- Теинякина О. В. Разработка технологической карты учебного занятия в соответствии с компонентами деятельности // Концепт. – 2015. - №6.
- Хуторской А. В. Системно-деятельностном подход в обучении: Научно-методическое пособие. (Серия «Новые стандарты»)
- Хуторской А. В, Метапредметный подход в обучении: Научно-методическое пособие. (Серия «Новые стандарты»)
Приложение 1
Пример технологической карты занятия художественной направленности
Тема занятия: «Изготовление пасхальных сувениров»
Тип занятия: комбинированное
Цель: приобщить воспитанников к духовным ценностям и традициям русского народа посредством создания пасхальных символов.
Планируемые результаты: обучающиеся смогут обогатить набор технических приемов выполнения пасхального сувенира, реализовать свои творческие навыки.
Оборудование: соль, мука, вода, клей, стеки, пищевые красители, миска, скалка, ножи, деревянная заготовка яйца, карандаши, корзина, мультимедийные проектор, ноутбук.
Структурные этапы | Время | Методы обучения | Деятельность | Формируемые УУД | |
педагога | учащихся | ||||
Организационный | 5 мин | Приветствие, проверка готовности учащихся к занятию, создание положительного настроя на работу | Приветствие, организация места работы. | Самоорганизация | |
Актуализация опорных знаний | 7 мин | Объяснительно-иллюстративные (беседа, прослушивание) | Рассказ о весенних праздниках, демонстрация иллюстраций | Актуализируют имеющиеся знания о народных весенних праздниках, задают вопросы | Ориентация в способах решения задач |
Мотивация деятельности | 3 мин | Проблемные | Создание противоречия в сознании учащихся, постановка проблемы | Определяют личностную значимость, принимают поставленную задачу | Желание приобрести новые знания, целеполагание |
Изложение нового материала | 15 мин | Объяснительно-иллюстративные, репродуктивные (демонстрация алгоритма) | Демонстрация, инструктаж, представление основных элементов изделия, разъяснения по декорированию заготовки, опрос | Использование приемов декорирования в стандартных условиях | Анализ и синтез, умение действовать по плану, умение сравнивать, умение грамотно сформулировать свои затруднения |
Перерыв | 10 мин | Физкультминутка | |||
Творческий перенос знаний | 30 мин | Частично поисковые (самостоятельная деятельность) | Закрепить навыки и умения работы с соленым тестом, красками, развивать умения эстетично оформить изделие, наблюдение | Аргументирование объяснение своего выбора, выделение главных характеристик, отражающих основные традиции праздника, применение полученных знаний в новых условиях, осуществление самопроверки | Действие по плану и алгоритму, целеполагание, установление связей, умение попросить помощи |
Рефлексия | 7 мин | Комбинированный контроль | Обеспечение положительной реакции учащихся на творчество других детей | Предварительное оценивание полученного изделия, определение трудностей. | Нравственно-эстетическое оценивание, сравнение, умение аргументированно доказать свой выбор |
Итоги занятия | 3 мин | Акцентирование внимания на конечном итоге, прощание | Подведение итога занятия, уборка рабочего места, прощание |
Приложение 2
Примеры конструирования
задач занятия с учетом возраста детей
(авторы: Е.В. Авдеева, Е.Г. Метелева, Н.Б. Новоселова)
Обучающие задачи направлены на освоение воспитанниками системы учебных знаний и формирования предметных умений и навыков.
Примеры обучающих действий педагога: познакомить, научить, учить, изучить, повторить, закрепить, дать основы, научить сравнивать, анализировать, высказывать, применять, создавать, систематизировать, свободно оперировать понятиями и т.д.
Развивающие задачи направлены на развитие познавательного интереса, способностей и задатков ребенка.
Возраст воспитанников | Примеры формулировки развивающих задач |
Младший школьный возраст | ● развивать психические процессы (внимания, памяти, речи, восприятия, мышления, воображения), познавательный интерес, ● развивать эмоциональную сферу, ● развивать творческие способности – формировать рефлексивные умения (умение разумно и объективно посмотреть на себя со стороны, проанализировать свои суждения и поступки: почему он это сделал?), ● развивать любознательность, чувство удовлетворения при успехах и неудовлетворения при неудачах, ● развивать гибкость, логичность мышления, доказательность суждений, ● развивать эстетические чувства |
Подростки | ● развивать самосознание, ● развивать интерес к познавательной деятельности, ● развивать умения самовыражаться, самоутверждаться, ● развивать творческие способности, ● формировать способы социального взаимодействия, ● развивать коммуникативные способности, умение жить в коллективе |
Старшеклассники | ● развивать познавательные и профессиональные интересы, ● развивать способность строить жизненные планы и вырабатывать нравственные идеалы, ● формировать рефлексивный тип мышления (умение провести адекватный самоанализ своих умений, качеств, поступков), ● развивать самосознание, ● развивать творческие способности |
Воспитательные задачи направлены на освоение, усвоение и присвоение общекультурных ценностей, формирование положительных качеств личности.
Возраст | Действие | Качества |
младший школьный возраст | воспитывать | Любовь к малой родине: ● к родному дому, школе, семье, двору, микрорайону, городу |
Доброжелательное отношение к окружающим: ●соблюдение правил этикета, ●доброжелательность, ● дружелюбие, ●готовность сотрудничать, ●вежливость | ||
Умение заботиться: ●доброту, ●искренность, ●чуткость, ●общительность, ●стремление помочь, ●отзывчивость | ||
формировать | Положительную самооценку | |
Потребность в самоорганизации: ●аккуратность, ●бережливость, ●трудолюбие, ●сдержанность, ●основы самоконтроля, ●скромность, ●самостоятельность, ●умение доводить начатое дело до конца, ●настойчивость, ●выдержку | ||
Потребность в здоровом образе жизни: ●умение видеть прекрасное, ●гигиенические знания и умения, ●оптимизм, ●доброжелательное отношение к труду, ●культура труда. | ||
Подростки | воспитывать | Гражданские качества личности: ●интерес к общественной жизни, ● стремление помогать, ● патриотизм, ● активную жизненную позицию, ● критичность, ● оптимизм, ● общественную активность, ● чувство долга, ● предприимчивость |
формировать | Положительную «Я-концепцию»: ● умение аргументировать свою позицию, ● положительную самооценку, ● самокритичность, ● оптимизм, ● уверенность в себе, ● лидерские качества, ● умение сопереживать | |
Потребность в саморегуляции: ● ответственность, ● самоконтроль, ●рассудительность, ● тактичность, ● терпимость, ●самостоятельность, ● умение адаптироваться к новым условиям, ● умение прогнозировать собственную деятельность, ● умение организовать свою деятельность и анализировать её | ||
Потребность в здоровом образе жизни: ● разнообразие интересов, ● осознание своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе | ||
старшеклассники | формировать | Положительную мотивацию на культуру жизнедеятельности: ● уважительное отношение к людям, ● общественную активность, ● интерес к культуре и истории России, ● стремление принести пользу обществу, ● понимание личного и общественного значения труда, ● осознание личной и общественной значимости образования (знаний), ● потребность к самопознанию, ● умение ставить цели и реализовывать их, ● осознание значимости результата |
Потребность в общении в контексте культуры: ●умение идти на компромисс, ● тактичность, ● терпимость, ●толерантность, ●умение доказать свою точку зрения, ●умение выходить из конфликтных ситуаций, ● знание этики семейных отношений, ● умение организовать культурный досуг | ||
способствовать | Личностному и профессиональному самоопределению: ● формированию потребности в достижении цели (личностной и общественнозначимой), ● самовоспитанию, ● формированию умения соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии, ● формированию профессионально важных качеств личности, ● оценке и коррекции профессиональных планов воспитанников |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по дисциплине «Физическая культура» в виде технологических карт занятий по легкой атлетике». в помощь преподавателям для специальности 21.02.08. Прикладная геодезия
Методическая разработка по дисциплине «Физическая культура» в виде технологических карт занятийпо профессионально-прикладной физической подготовке» в помощь преподавателям ...
Учебно- методический комплекс предмета: Устройство, текущее содержание и ремонт железнодорожного пути. Профессия: Монтер пути 2,3 разряда. Рабочие планы и технологические карты занятий.№№ 1-15 из 48
Учебно- методический комплекс предмета: Устройство, текущее содержание и ремонт железнодорожного пути. Профессия: Монтер пути 2,3 разряда. Рабочие планы и технологические карты занятий. №№ 1-15 из 48...
Учебно- методический комплекс предмета: Устройство, текущее содержание и ремонт железнодорожного пути. Профессия: Монтер пути 2,3 разряда. Рабочие планы и технологические карты занятий.№№ 1-15 из 48
Учебно- методический комплекс предмета: Устройство, текущее содержание и ремонт железнодорожного пути. Профессия: Монтер пути 2,3 разряда. Рабочие планы и технологические карты занятий. №№ 1-15 из 48...
Учебно- методический комплекс предмета: Устройство, текущее содержание и ремонт железнодорожного пути. Профессия: Монтер пути 2,3 разряда. Рабочие планы и технологические карты занятий.№№ 16-30 из 48
Учебно- методический комплекс предмета: Устройство, текущее содержание и ремонт железнодорожного пути. Профессия: Монтер пути 2,3 разряда. Рабочие планы и технологические карты занятий №№ 16-30...
Учебно- методический комплекс предмета: Устройство, текущее содержание и ремонт железнодорожного пути. Профессия: Монтер пути 2,3 разряда. Рабочие планы и технологические карты занятий №№ 31-48
Учебно- методический комплекс предмета: Устройство, текущее содержание и ремонт железнодорожного пути. Профессия: Монтер пути 2,3 разряда. Рабочие планы и технологические карты занятий №№ 31-48...
Методические рекомендации по составлению и оформлению технологической карты занятия
Методические рекомендации по составлению и оформлению технологической карты занятия содержат информацию о структуре и содержании учебного занятия (по ФГОС), о типах и видах занятия, целях обучения, пл...