Сташ Лариса Гиссовна
план-конспект урока
Технологическая карта включает подробное описание хода урока с указанием целей и планируемых результатов, методических приёмов. Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС ООО и ориентирован на выработку универсальных учебных действий.
При выборе методов, форм и средств обучения учащихся для достижения поставленной цели учтены основные принципы:
-принцип доступности материала: предлагаемый на уроке языковой материал соответствует возрасту учащихся (11-12 лет) и их жизненному опыту;
- принцип развития выразительности речи (репродуктивно-поисковая, творческая деятельность, беседа, практическая работа, краткие выступления учащихся).
Образовательные, воспитательные и развивающие задачи рассматриваются в комплексе и взаимосвязи. Задания к уроку выбраны с ориентиром на актуальность, а также на поисково- исследовательскую деятельность учащихся.
Основными формами, методами и приемами работы данного урока являются вопросно - ответная форма, работа в группах, в парах, работа с разными источниками информации, самоконтроль, наглядность, поисковый метод, метод орфографического чтения. Их сочетание помогает учащимся научиться правильно писать суффиксы существительных –чик (-щик), выделять в тексте слова с суффиксами –чик (-щик); обеспечить хорошую работоспособность, творческое настроение, оценить свою деятельность в конце урока.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Учитель русского языка и литературы Сташ Л.Г.
МБОУ СОШ №18 станицы Рязанской, Белореченского района,
Краснодарского края
Технологическая карта
УМК: М.Т. Баранов, Т. А. Ладыженская и др. « Русский язык.6 класс».
Тема: Буквы Ч и Щ в суффиксе существительных –чик (- щик).
Тип урока: урок открытия новых знаний, комплексного применения УУД при выполнении компетентностно - ориентированных заданий с элементами групповой и проектно-исследовательской деятельности.
Цель:
Образовательная
1.Научить узнавать и правильно писать суффиксы -чик (-щик).
2. Устно рассуждать и письменно объяснять условия выбора букв ч и щ в суффиксах.
3. Обнаруживать по опознавательным признакам места применения правил.
4. Научить определять значения суффикса –чик.
5. Формировать орфографические и пунктуационные навыки.
Развивающая
1.Развивать информационную компетенцию: навыки работы с различными источниками информации (текст, словарная статья, монологическая речь учителя, учащихся, окружающий мир).
2.Развивать предметную компетенцию: навыки выразительного чтения, устной и письменной монологической речи, навык нахождения изучаемой орфограммы.
3.Развивать орфографическую зоркость, зрительную память, творческие способности учащихся.
4.Развивать коммуникативную компетенцию: навыки группового взаимодействия.
5.Развивать учебно – познавательные компетенции: исследовательские навыки познания, умение действовать самостоятельно, добывание знаний непосредственно из реальности.
Воспитательная
1.Формировать социокультурную компетентность: возбуждение интереса к изучаемой теме, бережного отношения к родному русскому языку.
2. Воспитывать интерес к слову и понимание необходимости правильной устной и письменной речи.
Формируемые УУД | |||
Личностные | Коммуникативные | Познавательные | Регулятивные |
-формировать осознанный интерес к изучению русского языка; -осознавать ценности изучаемого правила, практической его важности, ценностное отношение к умению выявлять проблему; -определять цель урока, выбирать действия по достижению цели; -контролировать и оценивать свою работу и полученный результат. | -формулировать собственное мнение; -осуществлять речевое взаимодействие в разных ситуациях общения; -работать в группе. | -осуществлять информационную переработку текста (план, схема, таблица); -выразительно читать, строить устное и письменное высказывание; -проводить исследовательскую деятельность под руководством учителя. | -планирование самостоятельного выполнения заданий; -выбор темпа работы; -умение действовать самостоятельно. |
Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные |
- познакомить учащихся со способами действия при выборе написания в существительных суффиксов -чик, -щик; -научить применять этот способ действия для правильного написания суффиксов -чик, -щик; -обогатить словарный запас учащихся; -производить морфемный, словообразовательный, лексический, синтаксический разборы. | - проводить наблюдение под руководством учителя; - осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов; - давать определение понятиям; - устанавливать причинно-следственные связи. . | - формирование устойчивого познавательного интереса к русскому языку; - осознание ценности изучаемого правила, практической его важности; - ценностное отношение к умению выявлять проблему, определять цель урока; - выбирать действия по достижению цели; контролировать и оценивать свою работу и полученный результат. |
Оборудование:
- мультимедийная презентация;
- «Словарь русского языка»;
- ЭОР «Правописание суффиксов – ЧИК-/-ЩИК-», модуль ОМС «Суффиксы имён существительных –чик, -щик»;
- интерактивная доска;
- рабочие листы для мини-проектов.
Этап урока | Форма работы | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД | ||
I. Самоопределение к деятельности, целеполагание. Совместное определение цели и задач урока, этапов и форм работы. | Беседа | Сформулируйте цель урока, исходя из того, что нам уже знакомы такие разделы языкознания, как морфемика, словообразование, орфография. Используйте опорные слова:
| Организует учащихся к уроку через проблемную беседу. Сегодня мы продолжим путешествие в увлекательный мир морфемики, словообразования и орфографии. -Что такое морфемика? - А какие морфемы вы знаете? - А что такое словообразование? - А что изучает орфография? - А зачем нужно изучать эти разделы науки о языке? | Настраиваются на плодотворную работу. Записывают дату и вид работы в тетради. | Регулятивные. | ||
II. Этап актуализации знаний и фиксации затруднений в деятельности. | Словарная работа | Бе(з, с)печный, ощ(ю,у)щение, ди(ф,фф)еренцировать, расст(е,и)лать, рю(к,г)зак, (с,з)делать, раз(ы,и)грать. (Слайды 2,3) | Выберите правильные буквы в словах и сложите из них название морфемы. -Я рада, что вы справились с заданием. -О какой морфеме мы будем сегодня говорить? | Проверяют в парах, работают на ИАД, складывают слово «СУФФИКСЫ». Выдвигают предположение о теме и цели урока. | Познавательные. Коммуникативные. | ||
III. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала. | Компетентностно- ориентированное задание. Работа с ИАД и параграфом учебника. | Работа с ИАД, на которую спроецированы изображения людей разных профессий. Чтение § 52, с. 153. Изучение теоретических сведений, работа с правилом звезды. (Слайды 4,5,6) | Организует беседу, консультирует учащихся. -Посмотрите на экран, что вы видите? (на слайде изображены люди разных профессий). - На какую морфему оканчиваются эти слова. -Помогите мне выбрать нужный суффикс. - Какую орфографическую проблему вы обнаружили? | Делают вывод: произношение суффиксов не соответствует их написанию. Формулируют и записывают тему урока. Самостоятельно формулируют цели урока. Выполняют задания к тексту параграфа (устно). Пользуясь правилом звезды, делают вывод о том, что после согласных д, т, з, с, ж пишется суффикс - чик. Заполняют таблицу в рабочих тетрадях (записывают в два столбика существительные с суффиксами –чик, щик, проговаривая алгоритм-рассуждение на с.153) | Познавательные (анализ, синтез, сравнение, обобщение, анало- гия, классификация– построение логической цепи рассуждений, вы- ведение следствий; – самостоятельное создание алгоритмов деятельности; – доказательство). Коммуникативные. | ||
Работа со второй частью орфограммы № 33. | Изучение теоретических сведений. ( Слайд 7) | Организует беседу, консультирует учащихся. - Что нового вы узнали? | Делают вывод: ь знак пишется перед суффиксами –чик-, -щик- только после буквы «л». | Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные. | |||
Закрепление знаний. | Работа с ЭОР: флеш-тест «Правописание суффиксов –чик-/ -щик-» | Выполнение флеш-тестов с материалом ЭОР. ( Слайд 8) | Организует беседу, консультирует учащихся. | Вырабатывают и закрепляют навыки правописания ь после л перед суффиксами –чик-/-щик-. Оценивают свою работу. | Регулятивные. Познавательные. Личностные. | ||
Грамматико-орфографическая работа в группах. | Работа со словами в рамках: арматура, бетон. (Слайд 9) | Организует беседу, консультирует учащихся. -Выполните лексический анализ слов; - подберите однокоренные слова с суффиксом щик; -сделайте морфемный и словообразовательный разбор слов; - составьте словосочетания; -выполните синтаксический разбор словосочетаний; | Выполняют указанные виды грамматических разборов. | Познавательные. Регулятивные. Личностные | |||
Работа по теме урока. | Работа в паре – анализ текста. | Упр. 294, стр. 154. Восстановление текста | Консультирует пары учащихся | - Восстанавливают текст, вставляя на месте пропусков существительные, называющие лиц по профессии. - выполняют морфологический и словообразовательные разборы (устно). - делают выводы о том, что суффиксы – чик, щик называют лица по профессии, роду деятельности. | Личностные (понимание необходимости следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям). Коммуникативные. Познавательные (понимание текстов, извлечение необходимой информации; – самостоятельное создание алгоритмов деятельности; – доказательство). | ||
Отчёт одной из пар. (Слайд 10). | Проецирует выполненное задание, проверяет правильность выполнения. | Слушают, дополняют, корректируют выполненное задание. | Коммуникативные. Познавательные. Регулятивные ( волевая саморегуляция в ситуации затруднения). | ||||
IV. Физминутка. |
На доске записаны слова: камень- каменщик, извозчик, стекло-стекольщик, разведчик, паркет- паркетчик, бетон- бетонщик, кран-крановщик. | Я вижу, вы немного устали, проведем разминку. Я буду указывать на слово, если в нем нет суффикса – приседаем, есть суффикс чик – встаём, щик - хлопаем. | Выполняют физминутку. | Регулятивные Познавательные. | |||
Проектное задание. | Мини-проект «Значения суффикса -чик». | Работа в 3 группах: 1группа: читает и разбирает следующие пары слов: сарайчик – грузчик, магазинчик- летчик, стульчик – объездчик, карманчик – датчик, подписчик - автопогрузчик. 2 группа: читает и разбирает следующие пары слов: заказчик-диванчик, советчик-кафтанчик, попутчик-стаканчик, грузчик радиопередатчик, фонтанчик - датчик. 3 группа: читает и разбирает следующие пары слов: разведчик - наборчик, газетчик-огурчик, резчик-колокольчик, укладчик- передатчик, вагончик – автопогрузчик. | Сопровождает и контролирует мини-проект. В конце проекта учитель подводит итог: «Какие же ещё значения имеет суффикс -чик?» | Обсуждают в группе, предлагают свои примеры вариантов суффиксов. Фиксируют на листах своё открытие. Защищают проект. Доказывают, что суффикс –чик, кроме значения рода деятельности и занятий лица, имеет уменьшительно-ласкательное значение, а также может обозначать названия «механизмов», «аппаратов»,«инстру-ментов». | Коммуникативные Познавательные Личностные | ||
V. Подведение итогов. Рефлексия. | Продолжите предложение: Сегодня я повторил(а), (что?) Сегодня я научился(лась)…. Я не совсем понял(а)… Как я оцениваю свою работу на уроке? ( Слайд 12) | Организует работу. | Делают вывод о правиле написания букв Ч и Щ в суффиксе –ЧИК, -ЩИК. Оценивают свою работу с помощью высказываний и смайликов. | Регулятивные – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью – формулирование и аргументация своего мнения, учет разных замечаний. Личностные – адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности – следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. | |||
VI. Домашнее задание. | Дифференцированное задание: На «3» - § 52, упр.292; На «4» - Упр. 295; На «5» - задание на сайте: (Слайд 13). |
Источники информации:
Интернет-ресурсы: http://www.files.school-collection.edu.ru/ http://www. festival.1september.ru/ http://www. gramma.ru/RUS/ |
Обоснование методов и принципов урока Данный урок по учебнику «Русский язык. 6 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова. М.: Просвещение, 2015 г. в разделе курса «Морфология. Орфография. Культура речи» вводит в тему «Буквы Ч и Щ в суффиксе существительных –чик (- щик)» и опирается на конкретные знания, навыки и умения детей. Технологическая карта включает подробное описание хода урока с указанием целей и планируемых результатов, методических приёмов. Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС ООО и ориентирован на выработку универсальных учебных действий. При выборе методов, форм и средств обучения учащихся для достижения поставленной цели учтены основные принципы: -принцип доступности материала: предлагаемый на уроке языковой материал соответствует возрасту учащихся (10-11 лет) и их жизненному опыту; - принцип развития выразительности речи (репродуктивно-поисковая, творческая деятельность, беседа, практическая работа, краткие выступления учащихся). Образовательные, воспитательные и развивающие задачи рассматриваются в комплексе и взаимосвязи. Задания к уроку выбраны с ориентиром на актуальность, а также на поисково- исследовательскую деятельность учащихся. Основными формами, методами и приемами работы данного урока являются вопросно - ответная форма, работа в группах, в парах, работа с разными источниками информации, самоконтроль, наглядность, поисковый метод, метод орфографического чтения. Их сочетание помогает учащимся научиться правильно писать суффиксы существительных –чик (-щик), выделять в тексте слова с суффиксами –чик (-щик); обеспечить хорошую работоспособность, творческое настроение, оценить свою деятельность в конце урока. |
Мини-проект «Значения суффикса -чик»
Группа 1.
Прочитайте и распределите по группам следующие пары слов:
сарайчик – грузчик, магазинчик- летчик, стульчик – объездчик, карманчик –датчик, подписчик - автопогрузчик.
-чик | ||
Обозначает род деятельности, занятия человека | Обозначает | Обозначает |
Грузчик |
О каких новых значениях суффикса –чик вы узнали? Приведите свои примеры новых значений суффикса - чик.
Мини-проект «Значения суффикса -чик»
Группа 2.
Прочитайте и распределите по группам следующие пары слов:
заказчик-диванчик, советчик-кафтанчик, попутчик-стаканчик, грузчик – радиопередатчик, фонтанчик - датчик.
-чик | ||
Обозначает род деятельности, занятия человека | Обозначает | Обозначает |
Грузчик |
О каких новых значениях суффикса –чик вы узнали? Приведите свои примеры новых значений суффикса - чик.
Мини-проект «Значения суффикса -чик»
Группа 3.
Прочитайте и распределите по группам следующие пары слов:
разведчик - наборчик, газетчик-огурчик, резчик-колокольчик, укладчик – передатчик, вагончик – автопогрузчик.
-чик | ||
Обозначает род деятельности, занятия человека | Обозначает | Обозначает |
Грузчик |
О каких новых значениях суффикса –чик вы узнали? Приведите свои примеры новых значений суффикса - чик.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публикация рисунков учащихся в поэтическом издании Филиной - Седельниковой Ларисы Федоровны «Словом отворяя душу». – Тюмень: Сибирский издательский дом, 2016. – 104 с.
2016 год Город Тюмень Публикация работ детей (5 учащихся) в поэтическом издании Филиной - Седельниковой Ларисы Федоровны «Словом отворяя душу». – Тюмень: Сибирский издательский дом, ...
Автор: Речинская Лариса Михайловна, ГБПОУ ВО «РТСиСТ» 20.01.2017г. Формы патриотического воспитания студентов и инновационные подходы.
Проблема нравственного и патриотического воспитания молодежи остро встает в современных условиях, когда все чаще появляются факты искажения исторической правды. Некоторые полит...
Уголок тьютора Капустиной Ларисы Сергеевны В ПРЦ
Уголок тьютора Капустиной Ларисы Сергеевны в ПРЦ...
Сташ Лариса Гиссовна
Презентация в игровой форме позволяет ученикам 6 классов изучить тему "Правописание суффиксов -чик-, -щик-"...