«Использование метода проекта на уроках литературы»
методическая разработка
Проектная деятельность на уроке литературы и истории в рамках бинарного занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya_emelyanova.docx | 19.01 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование метода проекта на уроках литературы»
Емельянова Т.М., преподаватель русского языка и литературы ОГА ПОУ НовХИТ
Сегодня образовательная парадигма направлена на индивидуализацию и дифференциацию обучения. Образовательные системы должны адаптироваться к современным условиям, индивидуальным интересам, возможностям и способностям обучающихся. Поэтому построение учебного процесса строится на основе активизации форм познавательной деятельности, а также развитии познавательных потребностей, интересов, умений применять знания в практической деятельности.
В настоящее время прослеживается негативная тенденция, вызванная снижением интереса обучающихся к учебным дисциплинам, в частности к литературе. В связи с этим необходима разработка эффективных методов обучения, которые будут соответствовать современным требованиям и технологиям, что позволит сформировать у обучающихся информационную и коммуникативную компетенцию.
Среди современных технологий, можно выделить метод проекта или проектная деятельность. Метод проекта – это одна из личностно ориентированных технологий. Работа над проектом формирует умение самостоятельно решать проблемную задачу, организовывать самостоятельной деятельности. Поэтому учебный проект интегрирует в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.
Литература является дисциплиной общеобразовательного цикла. Основным видом учебной деятельности обучающихся является анализ формы и содержания литературных произведений русской классики, т.е. научить ребят работать с текстом, книгой, художественным словом.
Проектная деятельность на уроках литературы с использованием современных ИКТ-технологий в большей степени позволяет мотивировать обучающихся на самостоятельное осознанное чтение произведений.
В основе каждого учебного проекта лежит проблема, таким образом, целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы. Ниже представлен алгоритм учебного проекта, применяемый к любой теме.
Выделение проблемы проекта | «Почему тема актуальна?» | Актуальность проблемы – мотивация к самостоятельной деятельности обучающихся |
Четкая постановка цели проекта | «Зачем мы делаем проект?» | Целеполагание |
Выделение задач проекта | «Что для этого мы делаем?» | Постановка задач |
Выбор методов и способов решения задач | «Как мы это можем делать?» | Выбор способ и методов, планирование (если групповой проект, распределение функций) |
Получение результата | «Что получится?» (как решение проблемы) | Ожидаемый результат |
Можно выделить следующие общие этапы для учебного проекта:
- погружение в проект;
- организация деятельности;
- осуществление деятельности;
- презентация результатов.
Проектная деятельность по бинарному занятию Литература и История «Россия на изломе в поэме А. Блока «Двенадцать»
В ходе проекта студенты выполняют групповую работу. Делятся на команды:
- «Историки» - рассматривают исторические события, с применением знаний исторического процесса развития нашего государства. Анализируют события с исторической оценкой, которые легли в основу поэмы;
- «Знаменосцы» - исследуют историческую и литературную символику, используемую в творчестве писателя. Ищут аналогии и их значение.
Группы осуществляют самостоятельную работу по поиску, отбору, анализу и синтезу полученной информации, подготавливают свои доклады, презентации. На этапе представления группы презентуют материал, вступают в дискуссии, оценивают позиции других участников, участвуют в подведении итогов по учебному проекту. Совместно делают выводы: плюсы и минусы проекта.
Примерные проблемные вопросы, которые ставят для решения группы:
- Анализ и восприятие революционных событий с учетом современных реалий и политической обстановки.
- Какие исторические факты переосмысливает А.Блок в поэме «Двенадцать»?
- Символы революции в поэме, каково их значение?
- Кто является главными героями поэмы?
- Как можно охарактеризовать их поведение?
- Какую позицию отразил А. Блок по отношению к революции?
- В чем заключается сатирическая составляющая поэмы?
- Религиозный компонент: религия в поэме «Двенадцать»
- Ваше отношение к гвардейцам революции?
Метод проекта в учебном процессе способствует формированию у студентов целого ряда ключевых компетентностей: прежде всего, коммуникативной (общение в группе, выступления при защите своего проекта, ответы на вопросы); социальной (умение использовать знания и другие ресурсы окружающих для решения проблемы), информационной (получать нужную информацию из различных источников: книги, конспекта, интернета, умения развёртывать информацию), культурологической (осознание высоких художественных достоинств произведений), рефлексивной (умение подростка действовать в соответствии с вопросами: зачем я это делал и что я получил?).
Таким образом, проектная технология способствует формированию нового качества образования студентов, а значит - востребованности на рынке труда, успешности в жизни, адаптации в быстро меняющемся социуме. Заслуга метода проектов в том, что он создает ситуацию успеха для каждого независимо от способностей, наклонностей, черт характера.
Литература:
- Новые педагогические информационные технологии в системе образования. Под редакцией доктора пед. Наук проф. М., ACADEMA, 2002
- Пахомова учебного проекта в образовательном учреждении. М., Аркти, 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ на занятиях по дисциплине Методика преподавания технологии (труда) с практикумом
Метод проектов - один из наиболее приближенных к реальной практике, позволяет формировать не просто умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с опытом применения их в практиче...
Использование метода проектов на уроках специальных дисциплин
Презентация рассказывает об использовании метода проектов на уроках специальных дисциплин с применением технологического модуля САПР CAD/CAM/ ADEM для подготовки обучающихся по профе...
Доклад на тему "Метод проектов на уроках русского языка и литературы"
Доклад учителя русского языка и литературы на тему "Метод проектов на уроках русского языка и литературы"...
Методические рекомендации "Использование метода проекта при подготовке и проведении экскурсии с дошкольниками"
Методические рекомендации в данной статье очень подробно и ясно раскрывают метод проекта по организации подготовке и проведению экскурсий. Правильная подборка словесного, наглядного матер...
Применение метода проектов на уроках русского языка и литературы
Материал предлагается преподавателям русского языка и литературы общеобразовательной школы или учреждений СПО или НПО. Этот метод особенно хорош при выполнении самостоятельных и творческих работ ...
Применение метода проектов на уроках русского языка и литературы
Статья "Применение метода проектов на уроках русского языка и литературы"предназначена преподавателям русского языка и литературы общеобразовательных учреждений. Метод проектов самый демократичный, та...
Использование метода проекта на уроках английского языка
Сегодня в связи со стремлением педагогов повышать качество обучения, все настойчивее звучит призыв к переходу на обучения, используя педагогические технологии, т.к. они позволяют реализовывать различн...