Методические разработки урока "Рассказы И.А.Бунина о любви.(«Темные аллеи»)"
методическая разработка

Беленькая Лариса Николаевна

Методические разработки урока "Рассказы И.А.Бунина о любви.(«Темные аллеи»)"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehn_karta_okonch_variant4.odt29.71 КБ

Предварительный просмотр:

Беленькая Лариса Николаевна

Предмет: русский язык

Курс: 1

Тема урока: Практикум «Стили речи».

Тип урока: урок отработки умений

Формы организации учебной работы:групповая, индивидуальная

Оборудование: раздаточный материал, опорные схемы, таблицы

Планируемые результаты:

Личностные

Метапредметные

Предметные

– стремление к речевому эталону;

‒ совершенствование различных видов речевой деятельности;  

– способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной

форме;

‒ соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность,

связность, соответствие теме и др.)

Регулятивные:

– осуществлять саморегуляцию и самоконтроль;

‒ оценивать правильность выполнения учебной задачи, возможности ее решения;

– выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Познавательные:

‒ определение цели учебной деятельности;

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

Коммуникативные:

‒ слушать и понимать чужую речь;

– уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с

задачами и условиями коммуникации;

‒ владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и

синтаксическими нормами русского языка;

Образовательные:

– оценивать речь с точки зрения соблюдения стилистических и акцентологических норм;

‒ правильно составлять и оформлять тексты разных стилей речи;

Развивающие:

– способствовать развитию логического мышления обучающихся, культуры устной и письменной речи, познавательных интересов и познавательной активности

Воспитательные:

‒ создать условия для воспитания внимания к слову, а также культуры общения

Этапы работы

Содержание этапа

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

1

Организационный момент

‒ проверка готовности к занятию (наличие тетрадей, опорных схем,раздаточного материала);  

‒ эмоциональный настрой обучающихся на работу, концентрация внимания на учебных задачах и цели  урока.

 

Прочитайте предложения:

Вода при комнатной  температуре- прозрачная жидкость,не обладающая ни вкусом,ни цветом ,ни запахом,при отрицательной температуре -лед или снег,в газообразном состоянии-водяной пар.

По сообщению Интерфакс, 4 октября в 12 .00 по московскому времени,был произведен ввод в эксплуатацию дополнительных очистных сооружений водохранилища города.

По настоящему договору теплоснабжающая организация обязуется подавать Потребителю через присоединенную сеть тепловую энергию в  сетевой воде из системы централизованного горячего водоснабжения,а Потребитель обязуется оплачивать принятую тепловую энергию,горячую воду и теплоноситель,а также соблюдать предусмотренный Договором режим их потребления.

 Склонившись над водою,машинально смотрел он на последний розовый отблеск заката,на ряд домов,темневших в сгущавшихся сумерках,на одно отдаленное окошко,где-то в мансарде,по левой набережной,блиставшее,точно в пламени,от последнего солнечного луча,ударившего в него на мгновение,на темневшую воду канавы и,казалось,со вниманием всматривался в эту воду.

 Слушай,приятель,встань в очередь,всем воды хочется,но все стоят. Один ты такой умник нашелся!В такую жару ни о чем другом,как о воде и не думается...

В чем их сходство? В чем различие?

Какие стили речи вы знаете?

   Какова тема нашего урока-практикума?

 Сегодня  мы повторим и обобщим знания по теме «Стили речи» .

‒ обучающиеся проверяют готовность к уроку

2

Мозговой штурм

‒ осуществление контроля над усвоением изученного материала, корректирование ответов

Узнайте стили речи по их характеристикам:

1.Логично(последовательно и аргументированно),беспристрастно,точно(исключая приблизительность) передается информация для сообщения знаний.

2.Точно(исключая двусмысленность),официально,по общепринятому стандарту излагается что-либо.

3.Непринужденно,без особых забот о литературной правильности речи выражается личное отношение к чему-либо или сообщается что-либо в процессе общения людей.

4.Прямо и призывно,с целью воздействия на читателя(слушателя)выражается гражданская позиция автора в связи с чем-либо.

5.Опосредованно,через систему художественных образов в отшлифованной форме речевого произведения как вида словесного искусства повествуется о чем-либо для воздействия авторской поэтической мыслью на читателя.

 демонстрируют степень усвоения пройденного материала, осуществляют взаимоконтроль

3

Повторение  и отработка знаний и умений

Организация речевой практики

Определите, в каком функциональном стиле могут быть использованы приведенные ниже слова и словосочетания. Напишите слова и словосочетания,которые в равной степени могут быть употреблены во всех стилях .Выпишите их по группам(научные,официально-деловые,разговорные).Составьте небольшой текст с из сочетаний одной стилистической группы:

1.Уведомление,дубликат,город,рефлекс,симпозиум,ингредиент,иммунитет,экологический,бестия,книжка,пятый,ворчун,дрыхнуть,явление,нижеподписавшийся,синий,сорвиголова,строить,конституция.

2.Уполномочен сообщить,обоснованный вывод, вкалывать без обеда,обобщить сказанное,обвинительная речь,замотанный вконец,в соответствии с вышеизложенным,развалился на стуле,привести в соответствие,настоящий закон,коммуникативная компетенция,культура речи,без царя в голове

К каким стилям относятся данные жанры речи?

Заполните таблицу по образцу.

Диссертация, реферат, отчет, роман, рассказ, репортаж, поэма, повестка, заявление, акт, открытое письмо, конспект, докладная, сопроводительное письмо, обвинительное заключение, диалог, басня, фраза, лозунг, листовка, закон, постановление, анкета, характеристика, ода, сказка, статья, заметка, объявление договор, указ, речь(выступление).

Лингвистический анализ текста по плану.

   Я вынул из ящика стола тяжелые списки романа и черновые тетради и начал их жечь.Это страшно трудно делать,потому что исписанная бумага горит неохотно. Ломая ногти и раздирая тетради,стоймя вкладывая их между поленьями и кочергой,трепал листы. Пепел по временам одолевал меня,душил пламя,но я боролся с ним,и роман,упорно сопротивляясь,все же погибал .Знакомые слова мелькали передо мной,они пропадали лишь тогда,когда бумага чернела,и я кочергой яростно добивал их.

                              (по М.Булгакову)

-Определите тему текста.

-Определите основную мысль текста.

-Выделите микротемы.

-Определите тип текста.

-Определите стиль текста.

-Укажите используемые стилистические средства.

-Какова особенность употребления глаголов в данном тексте?

‒ высказывают предположения, аргументируют свою позицию, осознают необходимость изучения стилистических особенностей  различных стилей речи

 

4

Самостоятельная письменная работа

1 вариант

Доказывать,что грамотность наших школьников сильно понизилась,значило бы ломиться в открытую дверь. Это обнаруживается на приемных экзаменах в высшие учебные заведения и техникумы;на уровне грамотности машинисток и переписчиц,недавно окончивших школу;при обследованиях школ,и вообще везде,где приходится наблюдать людей,обучавшихся письму последнее время. Не надо,конечно,думать,что в прежнее время по этой части все обстояло благополучно;вопрос о поднятии грамотности всегда стоял на очереди. Но надо откровенно признать,что сейчас этот вопрос приобрел совершенно необычную остроту и что вопли о недопустимой безграмотности питомцев нашей школы отнюдь не преувеличены. Надо откровенно признать,что этот пробел в нашем школьном деле дошел до размеров общественного бедствия,что об этом надо кричать и изыскивать меры для его изживания.

           Л.Щерба. Безграмотность и ее причины.

2 вариант

   У каждого из нас своя»речка».Неважно какая,большая Волга или малютка Усманка. Все ли мы понимаем,какое это сокровище-речка?И как оно уязвимо ,это сокровище?Можно заново построить разрушенный город. Можно посадить новый лес,выкопать пруд. Но живую речку,если она умирает,как всякий живой организм,сконструировать заново невозможно.

   Последние годы во всем мире идет  озабоченный разговор о воде. Вода становится одной из главных ценностей на земле. Но когда говорят:  »Миссисипи мелеет» или :   ”Мелеет Дон»,не все понимают,что корень проблемы лежит на берегах маленьких усманок и даже безымянных речек и ручейков. Жизнь зародилась,осела и развивается около рек. Только-только пробившийся из земли ключик без пользы уже не течет. Но ,кроме благ и радостей,отдаваемых всему живущему на ее берегах,речонка упорно несет свою воду в «общий котел»,из которого пьют сегодня огромные города и крупные промышленные центры. А если какой-нибудь город начинает страдать от жажды,если мелеют большие реки,первую из причин надо искать там,где расположены «капилляры» водной системы,-на малых речках.

                     В.Песков. Отечество

  Задания:

 Проанализируйте тексты публицистического стиля:

1)примерами из текста подтвердите,что они: а)написаны на общественно значимую,злободневную тему; б)адресованы массовому читателю; в)призваны воздействовать на рассудок и чувства читателей с целью воспитания  у них высоких,благородных гражданских чувств;

 2)докажите,что для текстов характерна прямая и открытая оценочность (без обращения к художественным образам),в которой ярко выражена позиция автора,его страстное желание убедить читателя в своей правоте;

 3)найдите языковые средства,создающие общую экспрессивность текста: специальные выразительные средства-эпитеты,сравнения,метафоры,риторические вопросы или восклицания,противопоставления и т. п.; найдите характерные для публицистического стиля слова и словосочетания,обозначающие обобщенные и общественно-значимые понятия-политики,морали,нравственности,культуры,социальных чувств;

‒ осуществляют работу над заданием

5

Домашнее задание

‒ Подобрать или составить самостоятельно  текст со смешением стилей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Смысл человеческой жизни в рассказе И.А.Бунина "Господин из Сан-Франциско"

В чем заключается смысл человеческой жизни? На этот, казалось бы, банальный вопрос нет определенного ответа. Бунин в рассказе "господин из Сан-франциско" выражает свое мнение по этому поводу. Задача с...

Методическая разработка олимпиады по творчеству И.А. Бунина

Внеклассная работа по литературе способствует идейно- эстетическому воспитанию учащихся, повышению уровня знаний по предмету.Она помогает учащимся выбрать свою позицию в жизни, учит общаться, думать, ...

Методическая разработка "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по разработке и изданию учебно-методических материалов"

Методические рекомендации предназначены для педагогических работников СПб ГБПОУ  « Колледж» Красносельский».Содержание настоящих методических рекомендаций направлено на обеспече...

Методические рекомендации по самостоятельной работе Обществознание, Методическая разработка кураторского часа "Коррупция как особый вид преступлений", Методическая разработка"Выбор за нами".

Мкетодические разработки необходимы для реализации своих творческих способностей преподавателя и необходимиго обмена методическим опытом для молодых преподавателей и кураторов....

Методическая разработка урока-викторины «Знатоки финансовой грамотности» /методическая разработка дополнительного учебного занятия по учебной дисциплине «Обществознание (включая экономику и право)» /

Методическая разработка  составлена  для обучающихся, изучающих дисциплину «Обществознание (включая экономику и право)» включая раздел «Финансовая грамотность».В ходе...