Методические материалы к уроку обществознания по теме "Религия и религиозные организации"
методическая разработка

Тетачко Светлана Ивановна

Методические материалы (технологическая карта) к уроку обществознания в организациях  СПО по теме "Религия и религиозные организации"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

1. Ф. И. О. преподавателя:  Тетачко Светлана Ивановна
2. Группа, курс, специальность:  3-119О  1 курс   специальность «Организация обслуживания в общественном питании»

Дата:  22.11.2017

Предмет «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»    № урока по расписанию:   № 10-11
3. Тема урока: Религия и религиозные организации
4. Место и роль урока в изучаемой теме   

Раздел 2  Духовная культура человека и общества

Тема 2.3. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры

5. Цель урока:

Формирование ценностного отношения обучающихся к совместной учебной деятельности по освоению новых знаний о религии и религиозным организациям как одной из форм культуры.

6. Задачи урока:

  • Образовательные:

- Продолжить знакомство с культурой и духовной жизнью общества.

- Дать обучающимся представление о религии как мировоззрении, раскрыть ее сущность и основные функции.

- Понимать роль религии в жизни общества

- Объяснять религиозную направленность.

- Раскрывать сущность религиозной терминологии

  • Развивающие:

- Развивать критическое мышление через осмысление студентами своего отношение к религии и атеизму

  • Воспитательные:

- Воспитывать толерантность к людям, исповедующим ту или иную религию и культуру, чувство уважения к другой культуре и деятелям культуры.

7. Тип урока:

Изучения нового материала

8. Образовательные ресурсы:

- основные

- дополнительные

  • Обществознание. 10 класс: Учебник: базовый уровень / Л.Н. Боголюбов и др. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016 – 350 с.
  • Ширяев В.Л. Словарь религиозных терминов.
  • Компьютер, проектор, экран, доска.
  • Мультимедийная презентация по теме урока
  • Тестовые задания по обществознанию для 10 класса к учебнику Л.Н. Боголюбова.
  • Тренировочные задания в формате ЕГЭ под ред. П. А. Баранова

9. Формируемые УУД

Личностные:

  • Мотивированность на  созидательное участие в жизни общества;
  • Ценностные ориентиры, основанные на идеях поддержания гражданского мира и согласия, толерантности, отношения к человеку, его правам и свободам как высшей ценности, признания равноправия народов, культур, религий, единства разнообразных культур

Регулятивные:

  • Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата)
  • Способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей.
  • Умение выполнять задания на оценку своих учебных достижений, поведения с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения.
  • Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения

Познавательные:

  • Умение планировать и прогнозировать свои действия, формулировать учебную задачу с помощью учителя, определять область незнания
  • Умение выполнять познавательные задания на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках, перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу).
  • Умение объяснять явления и процессы с точки зрения науки

Коммуникативные:

  • Владение различными видами публичных выступлений (сообщений, дискуссий, диалога) и следование этическим нормам и правилам ведения диалога.
  • Продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе деятельности
  • Учитывать позиции других участников деятельности
  • Ясно и точно излагать свою точку зрения

10. Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Научатся: 

- владеть базовым понятийным аппаратом по теме урока

- навыкам оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и

процессов общественного развития

- Систематизировать информацию в таблице, который поможет учащимся закрепить представления об одной из форм духовной культуры – религии, узнают о ее разновидностях, формах и функциях.

Получат возможность научиться: 

- Определять положительные и отрицательные стороны религии для лучшего усвоения учебного материала.

Выполнять универсальные логические действия:

- выполнять анализ (выделение признаков),

- производить синтез (составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием),

- выбирать основания для сравнения и классификации объектов,

- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи,

- выстраивать логическую цепь рассуждений.

Владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской деятельности, навыками разрешения проблем.

Владеть языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания

Учащиеся понимают положительное влияние нравственных заповедей на духовное совершенствование человека. 

Выражают отношение к религии; стремятся  к взаимопониманию с представителями иных культур, мировоззрений, народов и стран, на основе взаимного интереса и уважения.

11. Основные понятия

Культура, социальный институт, религия, религиозные организации, религиозное сознание, светское сознание,  конфессия, мистерия, церковь, свобода совести, атеизм, теизм, архаичные религии, мировые религии, мифология, тотемизм, фетишизм, анимизм, культ, толерантность.

12. План урока

  1. Организация начала занятия – 2 мин.
  2. Проверка домашнего задания – 15 мин.
  3. Актуализация знаний – 10 мин
  4. Постановка учебной задачи – 15 мин
  5. Открытие нового знания – 10 мин
  6. Первичное закрепление – 15 мин
  7. Включение новых знаний в систему знаний и их систематизация – 10 мин
  8. Рефлексия – 5 мин
  9. Заключительный этап – 5 мин
  10. Домашнее задание – 3 мин

Характеристика этапов урока

Этапы урока

Время (мин)

Цель этапов урока

Содержание учебного материала

Методы и приемы работы

ФОУД

Универсальные

учебные действия

(УУД)

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

1. Организация начала занятия

2 мин

Эмоциональная, психологическая и мотивационная

подготовка

учащихся

к усвоению

изучаемого

материала.

-

Метод – словесный.

Беседа

Фронтальная работа

Сотрудничество с учителем.

Приветствие, положительный настрой на работу и сотрудничество.

Настраиваются на работу.

2. Проверка домашнего задания

15 мин

Установление правильности и осознанности усвоения пройденного материала, выявление пробелов, их корректировка.

- Наука и ее функции в обществе

- Этика научного познания

- Образование в современном обществе

- Образование в Росси

Метод – словесный; репродуктивный

1. Работа с тестами – тестирование с целью повторения и закрепления пройденного материала

2. Устный ответ на вопрос

3. Смаооценка

Фронтальная и индивидуальная работа

Осознанное построение речевого высказывания. Умение сличать свою работу с заданным эталоном. Обнаружение отклонений. Коррекция. Поиск и выделение необходимой информации. Умение выполнять задания на оценку своих учебных достижений

Учитель дает задания:

1) Работа с тестовыми заданиями к уроку по теме «Наука», «Образование».

2) Проверка домашнего задания устно, ответы на вопросы:

1.Что такое наука?

2.Что такое образование?

1) Работают с тестами – вся группа

2) Оценивают свои результаты ответов в тестах по предложенным критериям  

3)  Отвечают устно на вопросы учителя  – 2-3 человека.

2. Актуализация знаний

10 мин

Воспроизведение знаний и способов действий,  необходимых и достаточных для открытия новых знаний. Определение границ знания и незнания

- Духовная сфера

- Теизм

- Атеизм

- Религия

- Вера и вероисповедание

- Бог

Метод – словесный, наглядный; частично-поисковый.

1. Получение визуальной информации, комментирование, обсуждение

2. Устный ответ на вопрос

3. Групповое выполнение задания

Фронтальная  и групповая работа

Знание ключевых понятий раздела «Духовная сфера»

Умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения

Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата)

Владение различными видами публичных выступлений и следование этическим нормам и правилам ведения диалога.

Умение выполнять познавательные и практические задания на оценку своих учебных достижений, поведения, выполнение в повседневной жизни этических норм.

Организует групповую работу по просмотру видеосюжета с проблемными заданиями для определения темы урока через перспективные знания терминологии

1) Задает вопросы по видеосюжету

2) Предлагает сформулировать тему урока, уточняет тему урока

3) Предлагает выполнить письменное задание «Цитаты великих о религии» в тетрадях (ответ на вопрос)

1. Просматривают видеосюжет

2. Отвечают на вопрос, обсуждают и формулируют тему урока.

3. Работают в малых группах по 4 человека.

3. Постановка учебной задачи

15 мин

Формирование и развитие ценностных ориентаций к умению определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему для изучения

- Символы, Обряды, Правила поведения, Религиозные направления, Религиозные организации, Влияние на общество, Отношение к религии

Метод – словесный; частично-поисковый.

1. Мозговой штурм

2. Устный ответ на вопрос, обсуждение

3. Групповое выполнение задания

4. Стратегия смыслового чтения «Знаю. Хочу узнать. Узнал»

Технология критического мышления

Фронтальная  и групповая работа

Умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения

Умение планировать и прогнозировать свои действия, формулировать учебную задачу с помощью учителя, определять область незнания

Продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе деятельности

Учитывать позиции других участников деятельности

Ясно и точно излагать свою точку зрения

Оценивать свою работу и работу членов группы

Организует ситуацию формулирования проблемы и цели для изучения через выяснение, какого знания не хватает для решения проблемы:

1) Проводит «Мозговой штурм» - слова-ассоциации к понятию «религия»

2) Организует заполнение таблицы «Знаю. Хочу узнать. Узнал» - графы 1 и 2 «Знаю. Хочу узнать»

1. Записывают в тетради слова-ассоциации.

2. Обсуждают в группах, группируют по признакам: Символы, Обряды, Правила поведения, Религиозные направления, Религиозные организации, Влияние на общество, Отношение к религии и т.д.

3. Записывают в графу «Знаю»

4. Формулируют и обсуждают вопросы, формулируют цели урока, заполняют графу «Хочу узнать»

4. Открытие новых знаний

10 мин

Формирование и развитие ценностных ориентаций к совместной деятельности по открытию нового знания о религии как одной из форм культуры

- Религия, религиозное и светское сознание

Метод – словесный, практический (самостоятельная работа); частично-поисковый.

1. Работа с текстовыми источниками информации

2. Стратегия смыслового чтения «Знаю. Хочу узнать. Узнал»

Технология критического мышления

Фронтальная работа

Умение находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках, адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия, преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, соотносить их с собственными знаниями)

Знание основных нравственных понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни

Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность.

Умение выполнять познавательные задания на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках, перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу), оценку своих учебных достижений, поведения.

Организует ситуацию решения учебной задачи:

1) Предлагает по учебнику определить следующие основные понятия: религия, религиозное и светское сознание

2) Организует заполнение таблицы «Знаю. Хочу узнать. Узнал» - графы 3 «Узнал»

1. Работают с учебником (параграф 14, стр.142-143)

2. Записывают в графу «Узнал»

5. Первичное закрепление

15 мин

Формирование и развитие ценностных ориентаций к умению выполнять задание по алгоритму на основе зрительных образов

- Мировые и региональные религии,

- религиозные культы,

- религиозные общественные институты,

- религиозные лидеры, - религиозные организации,

 - конфессии,

межрелигиозный мир,

- религиозные войны,

- церковь

Метод – словесный, наглядный; частично-поисковый; проблемное изложение материала.

1. Получение визуальной информации, комментирование, обсуждение

2. Стратегия смыслового чтения «Знаю. Хочу узнать. Узнал»

Технология критического мышления

Фронтальная работа

Умение объяснять явления и процессы с точки зрения науки. Овладение различными видами публичных выступлений (высказывание, монолог). Следование правилам ведения диалога

Организует выполнение задания:

1) Демонстрирует слайды презентации

2) Организует обсуждение и распознавание

2) Организует заполнение таблицы «Знаю. Хочу узнать. Узнал» - графы 3 «Узнал»

1. Просматривают слайды

2. Отвечают на вопросы, обсуждают и формулируют увиденное

2. Записывают в графу «Узнал»

6.  Включение новых знаний в си знаний и их систематизация

10 мин

Формирование и развитие ценностных ориентаций к обобщению знаний и способов действий, повторению ранее усвоенных ЗУНов

- Религиозное сознание

- Мировые религии

- Религия как государственный институт

-Государственно-религиозные отношения

Межрелигиозный мир

Метод – словесный, практический (самостоятельная работа); частично-поисковый.

1. Работа с текстовыми источниками информации

2. Письменный ответ на вопрос, обсуждение

3. Самооценка

Фронтальная работа

Знание основных нравственных понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни. Умение выполнять задания на оценку своих учебных достижений

Организует ситуацию выполнения задания на повторение и закрепление изученного ранее:

1) Предлагает по учебнику ответить на вопросы по вариантам

2) Организует обсуждение ответов, дополняет

3) Прилагает оценить себя по предложенным критериям

1. Работают с учебником, отвечают на вопросы (параграф 14, стр.152)

2. Обсуждают ответы

3) Оценивают свой ответ по предложенным критериям  

7. Рефлексия

5 мин

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всей группы.

Обобщение полученных на уроке знаний.

- Мировые и региональные религии,

- религиозные культы, - религиозные общественные институты,

- религиозные лидеры, - религиозные организации,

 - конфессии,

межрелигиозный мир,

- религиозные войны,

- церковь

- религия

- религиозное и светское сознание

Метод – словесный.

Ведение диалога, беседа

Фронтальная работа

Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. Формирование способности к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме (отношение к религии и атеизму, осознание своего конституционного права на свободу совести, осознание своего места в поликультурном мире). Отношение к человеку, его правам и свободам как высшей ценности

Организует дискуссию, позволяющую ученикам осмыслить полученные результаты по изучению темы, способы их достижения, соотнести цели и полученный результат, личный вклад в коллективную работу:

1) Обобщает изученный материал в виде вопросов

2) Ведет диалог

1. Участвуют в диалоге с учителем, отвечают на вопросы

2. Анализируют и осмысливают, проговаривают свои достижения

8. Заключительный

5 мин

Подведение итогов и оценка результатов   в достижении поставленных целей

- Мировые и региональные религии,

- религиозные культы, - религиозные общественные институты,

- религиозные лидеры, - религиозные организации,

 - конфессии,

межрелигиозный мир,

- религиозные войны,

- церковь

- религия

- религиозное и светское сознание

Метод – словесный.

Ведение диалога, беседа

Фронтальная работа

Анализ, построение логической цепи рассуждений.

Оценивание работы учащихся.

- Подводит общий итог работы студентов на уроке.

- Оценка работы каждого студента и группы.

- Анализируют полученную информацию, задают преподавателю вопросы

9. Домашнее задание

3 мин

Углубление знаний по теме урока.

Обеспечение понимания содержания и способа выполнения домашнего задания

- Мировые и региональные религии,

- религиозные культы, - религиозные общественные институты,

- религиозные лидеры, - религиозные организации,

 - конфессии,

межрелигиозный мир,

- религиозные войны,

- церковь

- религия

- религиозное и светское сознание

Метод – словесный, практический, репродуктивный, частично-поисковый.

1. Работа с текстовыми источниками информации

2. Письменный ответ на вопрос

3. Анализ материалов СМИ, подготовка сообщения

4. Создание мультимедийных презентаций

Индивидуальная работа.

Умение слушать и запоминать алгоритм выполнения домашнего задания. Умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой информации. Определение сущностных характеристик изучаемого явления, поиск и извлечение нужной информации по заданной теме из различных источников, перевод информации из одной знаковой системы в другую

Конкретизирует домашнее задание - Параграф 14.

Задание на выбор по уровню сложности:

1. задание № 1, стр.152 (работа в тетради)

2. задание № 2, стр.152 (написание сообщения)

3. Подготовка презентации по теме «Виды религии» на выбор

Записывают в тетрадь задание.

Поведение итогов урока:

1. Работа обучающихся на уроке (указать активность, меру занятости):

На уроке использовались активные и интерактивные формы обучения. Поскольку на уроке использовались различные формы организации учебной деятельности: индивидуальные, групповые, фронтальные, то все учащиеся были заняты в различной степени были заняты на всех этапах урока.

2. Дифференциация и индивидуализация обучения (подчеркнуть): присутствовала / отсутствовала.

3. Характер самостоятельной работы учащихся (подчеркнуть): репродуктивный, / продуктивный.

4. Оценка достижения целей урока:

Цель урока – «Формирование ценностного отношения обучающихся к совместной учебной деятельности по освоению новых знаний о религии и религиозным организациям как одной из форм культуры»  была достигнута за счет использования технологии критического мышления.

Планируемые результаты: предметные, метапредметные, личностные, также были достигнуты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка бинарного урока (обществознание, английский язык) Тема: СМИ - четвёртая власть

Методическая разработка бинарного урока - обществознание и английский язык предназначена для преподавателей профессиональных образовательных учреждений и учителей общеобразовательных школ. Данная мето...

Методические материалы к урокам

Презентации к урокам (в том числе в дистанционном формате), онлайн-лекции, задания, методические рекомендации для студентов...

Методические материалы к урокам

Презентации к урокам...

Методические материалы к уроку по теме "Теория цвета"

Методические материалы (презентация) к уроку Цветоведения по теме "Теория цвета" методиста, преподавателя Тетачко С.И.  в рамках содержания дисциплины "Спецрисунок и художественная...

Методические материалы к уроку Эстетики по теме "Базовые категории эстетики"

Методические материалы (презентация) к уроку Эстетики в организациях СПО по теме "Базовые категории эстетики"  методиста, преподавателя Тетачко С.И....

Методические материалы к уроку Эстетики по теме "Античная эстетика"

Методические материалы (лекция  и презентация) к уроку Эстетики в организациях СПО по теме "Античная эстетика"...

Методические материалы к уроку Эстетики по теме "Эстетика Средневековья"

Методические материалы (лекция) к уроку Эстетики в организациях СПО по теме "Эстетика Средневековья"...