Лекция "Потребностно - мотивационная сфера"
план-конспект урока

Метелик Наталья Петровна

Лекция, раздел "Общая психология"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lektsiya_potrebnostno_-_motivats._sfera.docx23.81 КБ

Предварительный просмотр:

Лекция «Потребностно – мотивационная сфера личности»

Вопрос 1. Способности и задатки

Способности - это индивидуально – психологические особенности человека, которые отражают  его готовность к овладению конкретной деятельностью и успешному ее осуществлению.

Природными предпосылками способностей являются задатки.

Признаки определения способностей

1. Под способностями понимают индивидуально – психологические особенности, отличающие одного человека от другого

2. Способности – те индивидуальные особенности, которые связаны с успешностью выполнения деятельности одной, или нескольких.

3. Способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам человека.

Задатки - это врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, органов чувств и движения, функциональные особенности организма человека, составляющие природную основу развития его способностей.

Задатки являются лишь одним из условий развития и формирования способностей. Даже самые хорошие задатки для превращения их в способности требуют развития в соответствующей деятельности. Раннему пробуждению задатков способствует благоприятная среда, воспитание и обучение. Люди от природы наделены различными задатками, они лежат в основе развития способностей. Не развитые вовремя задатки исчезают. Многим известны случаи, когда дети, попав в логово зверей и не получив, таким образом, возможности развивать свои задатки, теряли их навсегда.

На проявление способностей оказывает влияние преобладание у человека I или  II сигнальной системы. Врожденные особенности мозга проявляются в типологических особенностях человека.

Павлов выделил 3 типа особенностей человека в зависимости от преобладания I или  II сигнальной системы:

1. Художественный тип (преобладания I сигнальной системы). Для людей такого типа характерно целостное восприятие действительности, образное мышление и воображение, повышенная эмоциональная восприимчивость и аффективность.

2. Мыслительный тип (преобладания  II сигнальной системы). Представители этого типа отличаются дробным восприятием действительности, абстрактным и теоретическим мышлением и воображением. В эмоциональном плане – рассудительны и спокойны.

3. Смешанный тип. Характеризуется равным представительством  особенностей художественного и мыслительного типов.

Вопрос 2. Классификация способностей

Способности различают  по широте и направленности на природные и специфические.

Природные способности - это способности общие для человека и животных (восприятие, память, способность к элементарной коммуникации, мышление). Природные способности непосредственно связаны с врожденными задатками. Формирование способностей происходит при наличии элементарного жизненного опыта, через механизмы научения и т.п.;

Специфические способности - формируются на основе природных способностей.

I. Специфические особенности  по широте и направленности различаются (делятся) на:

  • общие - это способности, которые свойственны для большинства людей и определяют успехи человека в самых различных видах деятельности. К числу общих способностей человека относятся мыслительные способности, способности, проявляющиеся в общении, взаимодействии с людьми (способность правильно воспринимать и оценивать поступки людей, взаимодействовать с ними и налаживать хорошие взаимоотношения в различных социальных ситуациях, способность к речи, мимике, жестам и т.д.). Способности к общению являются социально обусловленными и формируются у человека в процессе его жизни в обществе;
  • специальные высшие интеллектуальные способности - определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие (литературные, художественно-творческие, музыкальные, математические, технические, спортивные и др.).

Специальные  подразделяются на:

  • теоретические способности (склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям);
  • практические способности (способности к конкретным практическим действиям).

Теоретические и практические способности обычно не сочетаются друг с другом. Их сочетание встречается у одаренных, разносторонне развитых людей;

II. По уровню развития выделяют:

Одаренность – совокупность общих и специальных способностей, которая обеспечивает успешную деятельность человека в определенной области и выделяет  его из других.

Талант – высокий уровень развития специальных способностей.

Талант и  одаренность –  связаны с особенностью мотиваций человека. Одаренные дети отличаются тем, что у них есть повышенная тяга к занятию делом, которое им очень нравиться, и впоследствии вся жизнь концентрируется вокруг этой деятельности. Сенситивный период проявляется повышенной чувствительностью к тем или иным средовым воздействиям, а также к освоению того ли иного рода деятельности (2-3 года – развитие речи; 5-7 лет – чтение, писание).

Гениальность – высший уровень развития способностей человека, делающий его незаурядной и выдающейся личностью.

Ученые подсчитали, что за всю историю человечества гениальных людей было около 400. Среди них, например, М.В. Ломоносов, Леонарда да Винчи, и др. Творчество гениев имеет всегда положительное историческое значение. Очень часто гений создает свое историческое время.

Вопрос 3. Структура способностей

        Способности человека к определенному виду деятельности имеют сложную структуру, представляющую собой совокупность особенностей психики. Например, в структуру музыкальных способностей включается: музыкальный слух, способность к слуховым представлениям, музыкально – ритмическое чувство. Литературные способности включают: высокий уровень эстетического чувства, потребности к самовыражению, оригинального, совершенного языка, склонности к фантазированию и т.д. 

Успешность выполнения деятельности зависит от сочетания способностей. При отсутствии задатков к развитию каких – либо способностей их дефицит  восполняется:

-  за счет развития других способностей;

-   через приобретение навыков;

-   за счет формирования индивидуального стиля деятельности.

Такое замещение называется компенсаторными возможностями психики. 

Вопрос 4. Развитие способностей

        Чтобы любые задатки превратились в способности, они должны пройти большой путь развития. В период с рождения до 6-7 лет происходит совершенствование работы всех анализаторов, связей между органами движения (особенно рук), что является условием для развития общих способностей.

        Младший и средний школьный возраст – время ускоренного развития специальных способностей.  Условиями их становления в этот период являются игра, творческая, мотивированная и разнообразная деятельность, находящаяся в «зоне потенциального развития», т.е. на пределе возможностей  ребенка. (Л.С.Выготский). Становление способностей также осуществляется совместно с развитием волевой сферы человека и определяется качеством обучения и воспитания.

Патологические снижения способностей  называются олигофренией. Она имеет различные степени выраженности.

  1. Легкая – дебильность;
  2. Средняя – имбецильность;
  3. Глубокая – идиотия.

Для таких детей разрабатываются специальные программы, подбираются методики и коррекции во вспомогательных учебных заведениях.

Вопрос 5. Направленность личности

Направленность личности – системообразующее свойство личности, определяющее её психологический склад.

  Особенности направленности личности.
1. Социальная значимость отношений личности, уровень их общественной ценности – нравственность ее повседневного поведения, соответствие нравственности личности прогрессивным социальным идеям, идейность личности
2. Разнообразие потребностей личности, широта ее интересов и определенность центральных стержневых интересов – целеустремленность личности.
3. Степень устойчивости отношений – последовательность и принципиальность личности, или цельность личности.

Формы направленности личности. Все они являются мотивами деятельности.

  1. Влечение – наиболее примитивная биологическая форма направленности, побуждение к деятельности, представляющее собой недостаточно осознанную потребность.
  2. Желание - более высокая форма направленности, при которой человек осознает то, к чему он стремится, т.е. цель своего стремления. Это мотивационное состояние, при котором потребности  соотнесены с конкретным предметом их удовлетворения.
  3. Стремление - возникает при включении в структуру желания волевого компонента.
  4. Интерес – познавательная форма направленности, направленная на предметы и явления окружающего мира.  Интересы различают: поверхностные и глубокие,  действенные – недейственные, устойчивые – неустойчивые).
  5. Склонность – избирательная направленность индивида на  определенную деятельность, побуждающая ею заниматься.  Возникает при включении в интерес волевого компонента. На основе интересов и склонностей формируются идеалы.
  6. Идеал - форма направленности, воплощенная в определенном, конкретном образе, на который человек, имеющий данный идеал, хочет походить.
  7. Мировоззрение – система взглядов, идей на мир в целом.
  8. Убеждение – высшая форма направленности, система мотивов личности, побуждающая её поступать в соответствии со своими взглядами, принципами и мировоззрением.

Под сосредоточенностью понимается та или иная степень углубления в данную деятельность. Как и направленность, сосредоточенность может быть подвержена колебаниям, может быть кратковременным процессом и достаточно длительным состоянием. Чем материал сложнее, необычнее, чем больше заинтересованность и сосредоточенность, вплоть до того, что человек перестает реагировать на некоторые раздражители, даже если они исходят из собственного тела

Одни мотивы (установки, влечения, желания) носят побудительный характер, другие (интересы, мечты, идеалы, убеждения) - притягательный.

Вопрос 6. Потребность

  Потребность – испытываемая человеком нужда в чем – либо. Это могут быть предметы, объекты, объективные условия, состояния и т.п. Потребности побуждают человека к постоянному поиску того, что их удовлетворяет. Удовлетворение потребностей вызывает у человека чувство удовольствия, и наоборот.

Виды потребностей

  1. Биологические ( материальные) – в пище, еде, во сне, в жилище, в безопасности,  в сексе, в экономии сил;
  2. Социальные -  в принадлежности к какой – либо группе, в признании, в доминировании, в лидерстве, в самоутверждении, во внимании;
  3. Идеальные (духовные) – в познании окружающего мира, самоуважении и самореализации, познавательные потребности и познания смысла своего существования.

Вопрос 7. Мотивы, мотивация

 Мотивы  - это внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, игра, общение), связанной с удовлетворением определенной потребности.

Функции мотивов

  1. Побуждающая – вызывает и  направляет активность человека,  его поведение и деятельность.
  2. Направляющая – отражает выбор и осуществление определенной линии поведения
  3. Регулирующая – определяет характер поведения и деятельности. Реализация этой функции связана с иерархией мотивов.

Мотивация - это совокупность факторов детерминирующих поведение, а также сам процесс формирования мотивов.

Фазы мотивации

1 фаза – актуализация потребности (возрастание эмоциональной напряженности, желание что – либо сделать, стремление к активности, носящее направленный характер).

2 фаза – поисковая (поиск предмета, который мог бы удовлетворить потребность, трансформация потребности в мотив).

3 фаза – инструментальная (субъект совершает некоторые конкретные действия, направленные на достижение цели, что приводит к удовлетворению потребности)

4 фаза – завершающая (момент удовлетворения потребности, снижение эмоционального  напряжения и общая релаксация (расслабление)).

Мотивационная сфера личности представляет собой совокупность стойких мотивов, имеющих определенную иерархию и выражающих направленность личности.

Мотивацией к деятельности могут быть:

1) мотивация успеха - действия человека направлены на то, чтобы достичь конструктивных, положительных результатов.  Личности с преобладанием мотивации успеха обычно активны, инициативны в преодолении препятствий, отличаются настойчивостью в достижении цели, склонны планировать свое будущее на большие промежутки времени. Они ставят перед собой средние или слегка завышенные цели, переоценивают свои неудачи. В условиях дефицита времени или повышения сложности задачи результативность деятельности, как правило, улучшается. Для них представляют интерес сложные задачи.

2) мотивация боязни неудачи - действия человека направлены на то, чтобы избежать порицания, наказания. Ожидание неприятных последствий — вот что определяет его деятельность. Люди с преобладанием этой мотивации мало инициативны, избегают ответственных заданий, изыскивают причины отказа от них. Они или ставят перед собой неоправданно завышенные цели или наоборот выбирают легкие задания, не требующие особых трудовых затрат. Склонны к переоценке своих успехов в свете неудач. В условиях дефицита времени и повышенной сложности задания результативность деятельности у них ухудшается. Не отличаются настойчивостью в достижении цели.

К социально значимым мотивационным образованиям относятся:

1) потребность в общении;

2) мотив отвергания - боязнь быть отвергнутым;

3) мотив власти;

4) альтруизм - стремление человека бескорыстно оказывать помощь людям;

5) эгоизм -стремление удовлетворять личные потребности и интересы безотносительно к потребностям и интересам других людей и социальных групп;

4) агрессивность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

. Мотивационно-ценностное отношение к педагогической профессии.

Материал может быть использован для проведения психолого-педагогического практикума....

ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТИ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Выступление на педагогическом совете колледжа.В докладе отражены проблемы формирования у студентов образовательного уччреждения мотивации к занятиям физической культурой....

Мотивационная сфера спортсменов-студентов различного года обучения и специализации

Для формирования устойчивого ценностного отношения к физкультурно-спортивной деятельности, проявляющегося на протяжении всей дальнейшей жизни, необходимо в процессе формирования личности специалиста в...

МОТИВАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПОРТФОЛИО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ СПО

В широком смысле портфолио - это упорядоченный, грамотно оформленный набор достижений деловой личности, занятой в любой сфере деятельности.Создать профессиональное портфолио - это одно из важнейших де...

Создание мотивационной среды для повышения эффективной деятельности учебного заведения

    Повышение уровня трудовой мотивации работников является важным условием для любой организации или учреждения. Эффективный работник - это высококвалифицированный, мотивированный сп...

изучение мотивационной сферы

Методика диагностики направленности учебной мотивации...