МОТИВАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПОРТФОЛИО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ СПО
статья на тему

В широком смысле портфолио - это упорядоченный, грамотно оформленный набор достижений деловой личности, занятой в любой сфере деятельности.

Создать профессиональное портфолио - это одно из важнейших действий, которое необходимо совершить соискателю работы в любой сфере деятельности для достижения успеха. Наряду с резюме, рекомендательными письмами и сертификатами, I портфолио участвует в процессе формирования Вашего имиджа в глазах работодателя. Роль портфолио в этом процессе велика: по тому, как сделано портфолио соискателя, работодатель судит не только о профессиональной деятельности кандидата, но также видит принципы, личные акценты и логику кандидата. \

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОТИВАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПОРТФОЛИО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ СПО

В широком смысле портфолио - это упорядоченный, грамотно оформленный набор достижений деловой личности, занятой в любой сфере деятельности.

Создать профессиональное портфолио - это одно из важнейших действий, которое необходимо совершить соискателю работы в любой сфере деятельности для достижения успеха. Наряду с резюме, рекомендательными письмами и сертификатами, I портфолио участвует в процессе формирования Вашего имиджа в глазах работодателя. Роль портфолио в этом процессе велика: по тому, как сделано портфолио соискателя, работодатель судит не только о профессиональной деятельности кандидата, но также видит принципы, личные акценты и логику кандидата. \

Портфолио в переводе означает «папка с документами», «папка специалиста».

В узком смысле портфолио значит ряд высококачественных фотографий, которые делает профессиональный фотограф в рамках персональной фотосессии, воспользоваться которыми может в деловых и рекламных целях актер или модельное агентство.

Педагогу, чтобы быть по достоинству оцененным, необходимо проделать большую работу по систематизации и обобщению наработанного опыта И, как показывает практика, эта задача решается с помощью портфолио, которое очень четко характеризует деятельность педагога с точки зрения информационной и профессиональной культуры.

Характеристики технологии «Портфолио».

В зависимости от конкретных целей выбирается тип «Портфолио»:

«Портфолио отзывов» - рецензии на авторские учебные материалы; экспертная оценка образовательного процесса или результатов педагогического труда; другие материалы, характеризующие автора портфолио и уровень его профессионализма.

«Портфолио процесса» - материалы, характеризующие образовательный процесс: авторские материалы - методическая и/или дидактическая системы; образовательные технологии; учебные программы и планы курсов по выбору, спецкурсов, факультативов; образовательные проекты, методические рекомендации; применяемые в учебно-воспитательном процессе технологии, в том числе компьютерно- информационные, методики, методы, средства; дифференциация и индивидуализация образовательного процесса; работа с одаренными детьми и др.

«Портфолио документов» - необходимые для работы педагога государственные и локальные нормативно-правовые документы, а также документы, отражающие его личностно-профессиональный рост: свидетельство о повышении квалификации свидетельство внештатного эксперта, сертификат о присвоении квалификации «Эксперт-аудитор» и др.

«Портфолио результатов» - качественные и количественные непосредственные и опосредованные показатели результатов работы педагога: уровень профессионально-педагогической подготовки, уровень профессионально-педагогической деятельности, уровень профессионально-педагогических результатов - личностный рост педагога, уровень развития его учеников; объективность оценки результатов деятельности.

Кроме того, возможны комбинированные варианты, соответствующие поставленной цели.

В зависимости от вида «Портфолио» различают его функции:

Диагностическая - фиксирует изменения и рост за определенный период времени.

Целеполагания - поддерживает учебные цели.

Мотивационная - поощряет результаты учащихся, преподавателей и родителей.,

Содержательная - раскрывает весь спектр выполняемых работ.

Развивающая - обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году.

Рейтинговая - показывает диапазон навыков и умений. \

По составу портфолио бывают простые и комплексные.

Простые - это тематические портфолио: документальные, процессуальные

Комплексные портфолио отражают несколько позиций: отзывы и результаты; процессы и результат

Раздел «Портрет» предназначен для представления информации об авторе портфолио. Раздел должен отображать особенности личности автора, может включал» записи о нем других людей, характеристику, сертификаты и т.п. Например, в портфолио достижений в этом разделе может быть краткая история успехов. В этот раздел портфолио обязательно помещается вступительная статья - обоснование, в которой сформирована цель создания данного портфолио, а также аргументируется, почему в него включены те или иные материалы, какие результаты деятельности они отражают. В некоторых видах портфолио в этот раздел помещаются комментарии, отражающие мысли автора по поводу представленных работ.

«Коллектор» содержит материалы, авторство которых не принадлежит самому автору

Раздел «Рабочие материалы» должен включать все те материалы, которые созданы и систематизированы самим автором.        N

В раздел «Достижения» помещаются те материалы, которые, по мнению автора, отражают его лучшие результаты и демонстрируют успехи. При этом во вступительной статье или введении к портфолио необходимо дать обоснование того, почему именно эти материалы лучше всего отражают его достижения и какие именно.

Портфолио может иметь следующую структуру:

  1. Титульный лист (название учреждения образования, в котором работает педагог; адрес рабочий телефон; фамилия, имя, отчество педагога; специальность и специализация - преподаваемый предмет).
  2. Творческая визитка автора (образование педагога, общий трудовой и педагогический стаж работы, категория, профессиональные интересы, профессионально-педагогическое кредо, цели и задачи профессиональной деятельности, тема по самообразованию и др.).
  3. Нормативно-правовая и нормативно-регулирующая база деятельности педагога (государственные и локальные правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность педагога; инструктивно-методические материалы; указания, распоряжения региональных управленческих структур; программа и план по самообразованию критерии и показатели оценки уровня профессиональной деятельности за педагога и личностного развития учащихся и др.).
  4. Профессионально-педагогическая деятельность (организация образовательного процесса, внеклассная работали ее результативность (материалы данного раздела дают представление о динамике результатов деятельности педагога за определенный период):
  • авторские материалы, результативность которых апробирована на практике (разноуровневые учебные материалы, наглядно-иллюстративные материалы, рекомендации для учащихся по организации самостоятельной работы, наличие авторской дидактической системы и др.);
  • материалы, характеризующие результаты освоения учащимися образовательных программ и сформированное^ у них ключевых компетенций по данной учебной дисциплине;
  • сравнительный анализ деятельности педагога на основании итогов контрольных работ, участия учеников в предметных олимпиадах, конкурсах, научно -практических конференциях;
  • результаты промежуточной и итоговой аттестации учащихся;
  • данные о поступлении учеников в вузы по предметной направленности;
  • внеурочная деятельность по предмету (ведение курса по выбору, факультатива; подготовка учащихся к конкурсам, олимпиадам; профориентационная работа и др.).
  1. Научно-методическая деятельность (в этом разделе помещаются материалы, свидетельствующие об уровне научно-методической подготовки педагога, о результатах его исследовательско-экспериментальной работы, научно-исследовательской работы учащихся, других видах деятельности):
  • используемые образовательные технологии, методики (среди них авторские) с обоснованием их выбора;
  • используемые средства педагогической диагностики для оценки образовательного процесса и его результатов;
  • проведение исследовательско-экспериментальной работы, руководство исследовательской работой учащихся;
  • участие в семинарах, профессиональных конкурсах, научно-практических конференциях различного уровня;
  • реализация темы по самообразованию;
  • участие в работе методического формирования (творческой группе, школе педагогического мастерства, методобъединении, кафедре и др.) и ее результативность;
  • обобщение либо самообобщение опыта работы;
  • формирование авторской методической системы и др.

Оценка профессиональной деятельности педагога (рефлексивные материалы, материалы, характеризующие уровень и результаты деятельности педашга):

  • документальная оценка (сертификаты, свидетельства, грамоты, дипломы, благодарственные письма, отзывы, рецензии и др.);
  • материалы внутренних и внешних проверок ;
  • работы педагога, отражающие его профессиональный уровень (проектные, исследовательские, наиболее значимые методические разработки, публикации из опыта работы, фото- и видеоматериалы и

ДФ);

  • творческие работы учащихся, отражающие их предметную подготовку и уровень развития (рефераты, проекты, конкурсные работы и др).

Портфолио может использоваться педагогом для анализа и оценки собственного профессиональною развития. В этом случает перечисленные разделы наполняются содержанием, в зависимости от цели. Целью может выступать помощь в развитии карьеры созданне методической копилки или подготовка к аттестации. Портфолио включает все то, что может документально засвидетельствовать уровень мастерства и творчества педагога, способствовать оценке качества его работы. Процесс разработки и ведения портфолио (как способа и средства профессионального развития, которые рано или поздно подлежат оцениванию) не предполагает принципа обязательности. Данное нововведение, скорее, следует рассматривать как рекомендацию педагогу со стороны администрации, руководителя методического формирования, методиста с целью оптимизации его личностно-профессионального роста.

Роль технологии в обучении.

Опыт работы с портфолио дает возможность к числу достоинств отнести следующие:

  • в работе важен не только результат, но и процесс создания преподавателем;
  • позволяет сохранить в нем индивидуальность, придает особое значение титульному листу7, отражающему авторство портфеля;
  • создание названий файлов-компонентов и работа с ними - это процесс творческий, ориентированный на самостоятельность выбора, воображение, открытие, поиск:
  • процесс создания портфеля, работа с ним, обмен опытом друг с другом дают возможность авторам осуществлять самооценку своей самостоятельной познавательной деятельности и совершенствовать ее.

Использование этой технологии поможет администрации целенаправленно и системно осуществлять мониторинг индивидуального профессионального совершенствования и развития личности каждого педагога, иметь полную информацию о результатах деятельности специалиста, выявлять ценный опыт с целью его распространения среди коллег, а также эффективно управлять личностно-профессиональным ростом педагога, координировать коллегиальные усилия по повышению результативности работы учреждения образования.

Портфолио педагога связывает отдельные аспекты его деятельности в более полную картину, позволяет фиксировать, накапливать и оценивать индивидуальные достижения личности в определенный период его деятельности.

Оно содержит материалы, которые: дают информацию об авторе; представляют результаты его деятельности; отображают особенности личности автора портфолио; отражают основные направления и виды деятельности; демонстрируют ориентированность на выбранную педагогическую концепцию.

Применение портфолио в педагогической деятельности позволяет:

  • педагогу реально представить результаты своего труда, увидеть свои резервы, в том числе при аттестации;
  • администрации осуществлять непрерывную диагностику результатов труда педагога, систематизировать деятельность педагога; широко и полно предоставить материалы при лицензировании, аттестации, аккредитации образовательного учреждения.

В то же время, портфолио педагога позволяет демонстрировать не только результаты деятельности, но и динамику по сравнению с предыдущими результатами.

Но необходимо заметить, что портфолио педагога ни в коем случае не должно является беспорядочной свалкой всех когда-либо разработанных программ, занятий, методических материалов, полученных грамот и дипломов.

Нередко можно встретить ситуацию, когда прошлые достижения преподносятся педагогом как огромная заслуга в настоящем. Но ведь ценность педагогического труда именно в стабильности образовательных результатов. Именно эта стабильность, как текущая (от занятия к занятию), так и перспективная (из года в год), характеризует педагога как профессионала.

При этом важно, чтобы портфолио выстраивалось относительно требований к имеющейся или за- явленной На аттестацию педагогам квалификационной категории. Помещение в портфолио не обоснованных педагогом материалов снижает ценность свидетельств профессиюнальной компетентности педагога.        

20 лет назад портфолио существовало лишь в бумажно-папочном варианте. Сегодня к нему добавилось как минимум еще две формы существования. Это электронное портфолио и электронное onlain- портфолио.

Итак, портфолио - один из мощнейших инструментов самоорганизации и самодиагностики профессионального роста педагога.

В дальнейшем портфолио может стать технологией планирования профессиональной карьеры и эффективным средством развития. Объясняется это тем, что оно содержит больше информации для понимания, чем стандартное резюме, и позволяет увидеть уровень подготовки и весь спектр умений и способностей.        -

В нашем колледже разработано Положение о портфолио. Это позволит зафиксировать наличие и состояние портфолио у педагогов, сравнивать и оценивать изменения в педагогической деятельности автора через определенные интервалы времени (например, через год).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио преподавателя к педсовету

Портфолио преподавателя к педсовету...

портфолио преподавателя

В порфоли преподавателя содержится  содержание работы Жданова В.М. за 2013-2014 учебный год...

Портфолио преподавателя математики Баклановой С.Ю..

Портфолио преподавателя - это диагностика состояния преподавания, запросов, интересов, возможностей преподавателя, совместная с обучающимися, родителями, коллегами деятельность по выстраиванию персона...

Портфолио преподавателя Филоновой Ольги Викторовны

В портфолио представлены результаты педагогической деятельности за период 2012-2015 гг....

Портфолио преподавателя дисциплины ОП.02. Анатомия и физиология человека Лебедевой Татьяны Николаевны (ознакомительные фрагменты)

Аттестация преподавателей по современным требованиям обязывает  создание электронного портфолио, которое включает документы, таблицы, награды, методическме материалы и другие, показывающие резуль...

ПОРТФОЛИО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

РАБОТА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ...

ПОРТФОЛИО преподавателя профессиональных модулей, педагога-организатора Ссылка на скачивание портфолио https://cloud.mail.ru/public/43Y2/78ZutY2SG

акааа      ПОРТФОЛИО преподавателя профессиональных модулей, педагога-организатора в ГБПОУ ДЗМ "МК №5" ОП2       Содержание Общие сведения о преподава...