Культура речи преподавателя как основной компонент педагогической техники
статья
В своей статье автор рассматривает значение одного из основных компонентов педагогической техники преподавателя - культуры речи. Профессиональная квалификация характеризует профессиональную подготовку преподавателя как предметника, но качество реализации этих знаний в процессе обучения во многом зависит от культуры речи педагога, владения искусством слова, основы которого формируются в процессе профессиональной подготовки. Важное значение, по мнению автора, имеет индивидуальная культура, которая влияет на культуру профессиональную. Специфика педагогической профессии состоит в том, что ее результат всегда представляет собой следствие совместной деятельности педагога и воспитанника., поэтому педагогу необходимо в совершенстве владеть выразительной речью. В данной статье также рассматривается система качеств коммуникативной культуры личности, которая играет важнейшую роль в профессиональной деятельности педагога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kultura_rechi_prepodavatelya.docx | 21.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Культура речи преподавателя как основной компонент педагогической техники
Лашина Е.В., преподаватель ОГАПОУ «СМК»
Масштабные изменения во всех сферах жизни и деятельности человека, освоение им культурных ценностей объективно требуют превращения высшей школы в институт создания и воспроизводства общей и педагогической культуры специалиста. Это невозможно без осознания важности роли культуры и образования, личностно-творческой самореализации преподавателя и студента. В профессиональной культуре проявляется социокультурный, интеллектуальный и нравственный потенциал преподавателя, который уже по определению составляет национальное богатство страны и должен быть своевременно востребован и рационально использован.
Известно, что одним из основных компонентов педагогической техники преподавателя является культура речи. Анализ педагогической практики свидетельствует о том, что глубокое знание преподаваемого предмета еще не обеспечивает эффективную передачу этого знания учащимся. Профессиональная квалификация характеризует профессиональную подготовку преподавателя как предметника, но качество реализации этих знаний в процессе обучения во многом зависит от культуры речи педагога, владения искусством слова, основы которого формируются в колледже и вузе в процессе профессиональной подготовки.
Взаимосвязь и взаимодействие личностной и профессиональной культуры проявляются, с одной стороны, в значительном воздействии конкретной профессиональной деятельности на своеобразие культуры личности, в результате чего формируется индивидуальная культура человека. Но с другой стороны, в какой бы области ни осуществлялся труд, человек выходит за рамки профессии, проявляя свои личностные качества, руководствуясь своими ценностными установками, особенно если это труд творческий.
Таким образом, индивидуальная культура в свою очередь влияет на культуру профессиональную, и в процессе такого взаимовлияния человек вырабатывает в профессиональной деятельности свой индивидуальный стиль. Именно это обеспечивает успех человека – личности и профессионала. Это сочетание особенно важно для педагогической профессии, специфика которой состоит в том, что ее результат всегда представляет собой следствие совместной деятельности педагога и воспитанника. Б.Т.Лихачев отмечает, что педагогу необходимо в совершенстве владеть выразительной речью, ведь слово как самое важное и мощное средство воздействия помогает завоевать и удержать авторитет, а также овладеть детским сознанием.
В качестве основного требования культуры речи выступает нормативность, включающая такие речевые характеристики, как точность, ясность, чистота. Точность речи проявляется в адекватном ситуации и содержанию выборе языковых средств; ясность – в доходчивости, понятности для тех, кому она адресована; чистота – в отсутствии нелитературных элементов, уместности используемых средств.
Любой профессионал воспринимается не только с точки зрения того, что он говорит, но и как он это говорит, т.е. с точки зрения культуры профессиональной речи. Уровень владения специалистом профессиональной речью отражается в его профессионально-речевом поведении.
Профессионально-речевая культура педагога выступает важной характеристикой профессиональной культуры и уровня профессиональной подготовки специалиста. Речь педагога отражает культуру его личности и является средством формирования и проявления профессиональной культуры.
Культура общения педагога – это показатель его способностей, умения профессионально осуществлять свои взаимоотношения с другими людьми – воспринимать, понимать, усваивать, передавать содержание мыслей, чувств, стремлений субъектов образовательной деятельности в процессе решения конкретных задач обучения и воспитания.
Переоценить роль общения в профессиональной деятельности педагога невозможно. В его основе лежит коммуникативная культура личности как система качеств, включающая:
- творческое мышление;
- культуру речевого действия;
- культуру жестов и пластики движений;
- культуру эмоций и пр.
Высокого уровня профессионализма в культуре взаимоотношений достигает тот педагог, который рассматривает общение как двусторонний процесс и воспринимает своего воспитанника в качестве полноправного партнера. Профессионализм, умение, даже талант общения педагога в этом случае состоит в том, чтобы преодолеть, смягчить естественную трудность общения из-за различий в возрасте, в уровне подготовки, способностях, характерах, помочь воспитаннику обрести уверенность в общении и стать полноправным партнером педагога.
Культура общения педагога включает в себя образованность, духовное богатство, развитое мышление, способность осмысливать явления в различных областях жизни, разнообразие форм, типов, способов общения и его эмоционально-эстетические модификации. Она предусматривает прочную нравственную основу, взаимное доверие субъектов общения, в процессе которого складывается и совершенствуется органически взаимосвязанная культура воспитанника и педагога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине ОГСЭ.04. «Русский язык и культура речи» основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по профессии НПО 080114 «Экономика и бухгалтерский учёт» (по отраслям)
Комплект контрольно-оценочных средств разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности СПО основной профессио...
Устные деловые жанры речи. Культура разговора (практикум).Конспект урока по русскому языку и культуре речи .
Одна и та же тема может передаваться (одним и тем же автором) в зависимости от целей, от ситуаций, от адресата в разных жанрах функциональных стилей. Всё зависит от того, КТО? ГДЕ?КОГДА? П...
Цикловая методическая комиссия, доклад на тему: «Компоненты педагогического мастерства преподавателя»
Опубликовано 20.02.2019 - 20:11 - Татаринова Светлана АнтанасовнаВыступление с докладом на Цикловой методической комиссии: «Компоненты педагогического мастерства преподавателя&raq...
Выступление на Школе начинающего преподавателя с докладом "Культура речи"
По тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело, мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности.Д.С. Лихачёв...
Профессиональная этика. Культура речи преподавателя.
Одним из слагаемых мастерства педагога является культура речи. Кто владеет культурой речи тот успешен в учебно- познавательной деятельности....
7.09.20.Задание по русскому языку и культуре речи для группы 1БС91 по теме "Понятие культуры речи, её социальные аспекты, качества хорошей речи".
7.09.20.Задание по русскому языку и культуре речи для группы 1БС91 по теме "Понятие культуры речи, её социальные аспекты, качества хорошей речи" предназначено в рамка...
«Профессиональная направленность дисциплины «Профессиональный язык и культура речи» специальностей «Физическая культура» и «Адаптивная физическая культура»
Диссеминация опыта преподавания дисциплины "Профессиональный язык и культура речи" на специальностях 49.02.01 Физическая культура , 49.02.02 Адаптивная физическая культура в ГПОАУ АО "А...