Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «Основы политологии»
методическая разработка
Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «Основы социологии и политологии»
Тема: "Политическое лидерство"
Целевой возраст: студенты ССУЗа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Политическое лидерство | 190 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования г. Москвы
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Г. МОСКВЫ
Московский автомобильно-дорожный колледж им. А.А. Николаева
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
учебного занятия по дисциплине «Основы социологии и политологии»
Тема: «Политическое лидерство»
для специальности
23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
Москва, 2017
ОДОБРЕНА Предметно-цикловой комиссией социально-экономических дисциплин и сервиса | Протокол № __________________ От «__» ____ __________ 2017 г. Председатель предметно-цикловой комиссии _________________/Батенина М.Ю. | |
Составитель:
Булавина Т.А.., преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ города Москвы «Московский автомобильно-дорожный колледж им. А.А. Николаева
Пояснительная записка.
Лидерство – универсальный по своей природе феномен общественной жизни. Лидерство присуще любой сфере человеческой деятельности и существует везде, где есть организация и власть - в больших и малых организациях, в бизнесе, религии, в компаниях и в неформальных организациях.
В политической сфере проблема лидерства многократно возрастает и в современное время становится все более актуальной.
Актуальность учебного занятия обусловлена тем, что среди главных проблем общественного развития современности, особенно в России, на первом месте стоит проблема политического лидерства, которое является важнейшей составной частью современного политического процесса.
В ситуации изменения современной политической системы происходит существенное расширение личностной природы политики, поэтому на современном этапе развития политической системы, необходимо выявить новые подходы к изучению феномена лидерства.
В данную методическую разработку входят:
- Технологическая карта урока
- Конспект урока с подробным описанием хода урока
- Презентация урока
- Приложения: документальный источник, опросник определения лидерских качеств, раздаточный материал, используемый в ходе занятия.
Используемые образовательные технологии:
- Проблемно-поисковые технологии
- Тестовые технологии
- Технологии диалогического общения
- ИК технология
Условия реализации:
- наличие компьютера, экрана и проектора в кабинете
- владение ИК технологиями
Краткое описание:
Урок является наиболее значимым в курсе «Основы социологии и политологии». Занятие представляет собой комбинированный урок с элементами лабораторной работы с использованием ИКТ. В ходе урока используются разнообразные методы обучения: словесный, наглядный, проблемный, частично-поисковой, диалогический, тестовый и др. Используемые приемы деятельности преподавателем: эвристическая беседа, проблемное изложение, тестирование, организация работы с документальным источником.
Ожидаемые результаты.
Максимальное выполнение целей и задач урока: выявление новых подходов к проблеме политического лидерства, умения формировать навыки самостоятельного мышления, участвовать в дискуссии, работать с документами, вырабатывать навыки исследовательской деятельности.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСТОРИИ
ТЕМА: «Политическое лидерство»
- Специальность: 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
- Дисциплина: «Основы социологии и политологии»
- Форма занятия: комбинированный урок с использование ИКТ
- Место проведения занятия: Московский автомобильно-дорожный колледж им. А.А. Николаева
- Тема урока: «Политическое лидерство»
- Вид урока: урок-презентация
- Тип урока: урок изучения нового материала
- Цель урока: подвести студентов к правильному пониманию такого сложного феномена, как политическое лидерство.
- Задачи урока:
Обучающие: Дать целостную характеристику института политического лидерства, рассмотреть типологию и функции политического лидерства, определить роль политического лидера в современном обществе. А также оценить достоинства и недостатки различных типов политического лидерства и определить, к каким типам относятся известные современные политические лидеры.
Развивающие: формировать познавательные, социально-мировоззренческие, информационно-коммуникативные компетенции, развивать интерес к проблемам политической сферы; формировать навыки самостоятельного мышления, участвовать в дискуссии, работать с документами, вырабатывать навыки исследовательской деятельности.
Воспитательные: Выявить оценочные суждения студентов о личностных качествах политических лидеров, использовать приобретённые знания для критического восприятия информации, ориентировки в актуальных общественных событиях.
10. Методы обучения: частично-поисковый, проблемный, диалогический, наглядный и тестовый методы обучения.
11. Формы работы: проблемное изложение нового материала преподавателем с использованием мультимедийной презентации, работа студентов с документальными источниками, ситуация дискуссии, формулировка выводов.
12. Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация, источник: «Кудряшова Е. В. Лидер и лидерство. – Архангельск, 1996., опросник определения лидерских качеств.
13. Критерии и методы диагностики эффективности занятия: эвристическая беседа, участие в обсуждении и формулировке выводов, тестировании и ответов на вопросы.
14. Межпредметные связи: Обществознание. Социология.
15. Список источников и литературы:
Основная литература:
- Е. В. Куканова, П. Д. Павленок. Основы социологии и политологии. Учебник для СПО, М.: Издательство Юрайт, 2017.
- Е. В. Куканова, П. Д. Павленок. Политология. Учебное пособие для СПО, М.: Издательство Юрайт, 2016.
- Василик М.А. Политология. Хрестоматия. М., 2000.
- История политических и правовых учений / Под общ. ред. В. С. Нерсесянца. М., 2002.
- Политология. Энциклопедический словарь. М., 2003.
- Политология: Хрестоматия / Сост. М. А. Василик, М. С. Вершинин. М., 2000.
- Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 2004.
Дополнительная литература:
- Козырев Г.И. Введение в политологию. М., 2003.
- Кретов Б.И. Политологическая теория лидерства. Типология лидерства. Современные западные концепции лидерства. // Социально-гуманитарные знания. 2000. №2,3,4.
- Петренко К. Какой правитель нужен России сегодня? // Власть. 1998. №1.
- Плеханов Г.В. К вопросу о роли личности в истории. / Избр. Философские произведения. Т. 2. - М., 1956,
- Пищева Т.Н. «Затрудненное общение.» Барьеры восприятия образов политиков. // Полис. 2002. №5.
Интернет-ресурсы:
3. http://www.nauki-online.ru
Технологическая карта урока.
Этап урока | Цель | Содержание учебного материала | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов | Методическое обеспечение занятия |
1.Оргмомент | Проверка готовности студентов к работе и ознакомление с темой урока | Сообщение темы урока и цели урока | Приветствие. Проверяет готовность студентов к уроку, озвучивает тему урока. | Приветствуют преподавателя. Проверяют свою готовность к уроку. Знакомятся с темой и особенностями проведения урока | Мультимедийная презентация |
2.Актуализация знаний и подготовка к изучению новой темы. | Подготовить студентов к работе над новой темой: «Политическое лидерство» | Вопросы по теме. | Примерные вопросы:
| Уясняют задачи и цели урока. Отвечают на вопросы. | Раздаточный материал |
3. Этап Изучение новой темы | Подвести студентов к пониманию актуальности темы урока | Постановка проблемного вопроса урока: Чем вызвана необходимость существования политических лидеров? | Направляет дискуссию. | Участвуют в дискуссии | Мультимедийная презентация. |
3.1. Эвристическая беседа. | 1.Определить качества, которыми должен обладать современный лидер. 2. Выделить стили лидерства и ответить на проблемный вопрос: Какой стиль лидерства распространен в России и почему? | 1.Качества лидера, влияющие на эффективность управления другими людьми 2.Стили лидерства (руководства) | Направляет дискуссию | 1. Анализируют информацию 2. Обсуждают и отвечают на поставленные вопросы. | Мультимедийная презентация
|
3.2 Тренинг | Выявление лидерских качеств студента | Опросник для определения лидерских качеств. | Дает инструкции по выполнению задания | Отвечают на вопросы анкеты. Подводят результаты. | Раздаточный материал |
3.3 Проблемное изложение | Определить и проанализировать: 1.Ролевые функции политического лидера. 2.Типологию политического лидерства. | 1.Таблицы: - ролевые функции политического лидера -типология политического лидерства 2.Вопросы и задания по теме. | Проблемное изложение материала | 1. Делают записи в тетради 2. Отвечают на вопросы 3. Участвуют в дискуссии. | мультимедийная презентация |
3.4. Диспут | Выявить Особенности современного российского политического лидерства и определить общезначимые функции лидеров в современной России | Материалы по теме. | Помогает выявить особенности и определить функции. Направляет дискуссию | 1.Анализируют информацию 2. Обсуждают и отвечают на поставленные вопросы. 3. Делают записи в тетради. | мультимедийная презентация |
3.5. Организация работы студентов с источником | самостоятельная работа студентов с источником «Современные подходы к изучению политического лидерства современного российского исследователя» | документальный источник «Современные подходы к изучению политического лидерства современного российского исследователя. » | 1. Задает вопросы к источнику. 2. Помогает сформулировать ответы и выводы | 1. Отвечают на вопросы, делают выводы 2. Делают записи в тетради | Раздаточный материал, документальный материал |
4 этап. Первичное закрепление | Целостное осмысление, обобщение полученной информации. | Подведение итогов | Подводит итоги. | 1. Анализируют урок 2. Формулируют выводы 3. Подводят итоги | Мультимедийная презентация. |
5 этап. Рефлексия. | Выяснить степень усвоения темы | Вопросы для повторения Тестирование. | 1. Контроль усвоения материала. 2. Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. | 1. Дают ответы на вопросы. 2. Выполняют тесты | Мультимедийная презентация, тестовый материал |
Информация о домашнем задании. | Закрепление материала урока | Охарактеризовать политического лидера прошлого или современности, применяя политологическое понятие и типологию лидерства. | инструктаж по выполнению домашнего задания. | Запись домашнего задания | раздаточный материал |
Конспект урока
ТЕМА: «Политическое лидерство»
Задачи урока:
Обучающие: Дать целостную характеристику института политического лидерства, рассмотреть типологию и функции политического лидерства, определить роль политического лидера в современном обществе. А также оценить достоинства и недостатки различных типов политического лидерства и определить, к каким типам относятся известные современные политические лидеры.
Развивающие: формировать познавательные, социально-мировоззренческие, информационно-коммуникативные компетенции, развивать интерес к проблемам политической сферы; формировать навыки самостоятельного мышления, участвовать в дискуссии, работать с документами, вырабатывать навыки исследовательской деятельности.
Воспитательные: Выявить оценочные суждения студентов о личностных качествах политических лидеров, использовать приобретённые знания для критического восприятия информации, ориентировки в актуальных общественных событиях.
Форма урока: комбинированный с элементами лабораторной работы, с использованием ИКТ.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран.
План:
- Оргмомент.
- Активизация полученных ранее знаний
- Изучение нового материала.
- Качества современного лидера. Стили влияния
- Опросник. Определения лидерских качеств.
- Лидерство в политической деятельности.
А. Ролевые функции политического лидера.
Б. Качества политического лидера.
В. Типология политического лидерства.
Г. Политическое лидерство в России до 1991 г.
Д. Особенности современного российского политического лидерства.
Е. Функции лидеров в современной России.
- Подходы к изучению политического лидерства современного российского исследователя.
- Рефлексия.
- Подведение итогов. Домашнее задание.
Ход урока.
- Орг. момент.
Проверка готовности студентов к работе и ознакомление с темой урока.
- Активизация ранее полученных знаний.
Вспомните материал уроков обществознания и ответьте на следующие вопросы.
- Кто такой Лидер? Как он действует?
- С лидерскими качествами рождаются или их можно приобрести, воспитать в себе?
Студенты отвечают на вопросы.
- Изучение нового материала.
Постановка проблемных вопросов урока:
- Чем вызвана необходимость существования политических лидеров?
- С чем связана потребность в харизматическом лидере в России на протяжении ее истории?
- Какими качествами на ваш взгляд должен обладать современный лидер?
Направление дискуссии.
Об актуальности темы «Лидерство и руководство в организации» говорить не приходится. С этим встречается почти каждый человек в своей жизни, который в какой-либо степени находился в коллективе.
Лидерство есть везде, где есть власть и организация. Само слово “лидер” в переводе с английского («leader») означает «ведущий», «руководящий». В этом, сохраняющемся и сегодня значении оно уже издавна знакомо всем народам.
Вопрос студентам:
Сравните ваши представления о лидере с приведёнными ниже определениями. Какое из них, на ваш взгляд, является наиболее универсальным? (слайд № 3)
- «Лидер – главный оратор и вождь политической партии»
- «Лидер – глава, руководитель политической партии, общественно-политической организации или вообще какой-нибудь группы людей; человек, пользующийся авторитетом и влиянием в каком-либо коллективе»
- «Лидер – это авторитетный член организации или иной группы, личное влияние которого позволяет ему играть существенную роль в общественных процессах»
- «Лидер – личность, оказывающая постоянное и решающее влияние на общество, государство, организацию».
Студенты сравнивают и отвечают на вопрос.
Вопрос студентам:
Какими качествами на ваш взгляд должен обладать современный лидер?
1. Качества современного лидера. Стили влияния.
Качества лидера определяют множество черт, которые влияют на эффективность управления другими людьми,
Личные черты лидера:
- Уравновешенность. Лидер должен обладать гармоничным сочетанием качеств, без излишеств. Излишняя агрессивность и излишняя непринуждённость вредна для команды лидера. Любое качество должно быть сбалансированным и не должно быть слишком выраженным.
- Амбициозность. Желание добиваться чего-то видимого и стремление к реализации своего потенциала. Лидер разумно амбициозен, он ставит перед собой высокие цели и стремится к их достижению. Излишняя же амбициозность, в сочетании с отсутствием целостности может привести к возникновению нежелательного поведения и даже коррупции.
- Решительность. Лидер решителен. Он быстро оценивает ситуацию и принимает решение, приносящее пользу организации и группе, столь же быстро лидер хватается за появляющиеся перед ним возможности. Решительно позволяет лидеру не упускать возможности, которые могут привести его к успеху.
- Энтузиазм. Лидеру свойственна энергичность, он подвижен и постоянно движется к цели, полный энтузиазма он находит нестандартные и эффективные решения которые ведут к успеху. Люди более открыто отвечают человеку страстно и преданно относящемуся к своему делу. Лидер должен быть источником вдохновения, он должен уметь мотивировать людей на действия.
- Упорство. Лидер находится в постоянном «движении», он добирается до сердца вопроса и находит решения. Лидеры ищут ответы и не сдаются, до тех пор, пока не получат их. Они упорны в поиске информации и в реализации своих планов, которые необходимо регулярно проверять на эффективность.
- Уверенность в себе. Лидер должен быть в состоянии прислушиваться к своему внутреннему голосу и твёрдо стоять на ногах, когда важное решение ложится на его плечи. Он должен уметь выражать своё мнение и действовать решительно. Он должен обладать эмоциональной стойкостью.
- Психологическая открытость. Это готовность принимать во внимание мнение и идеи других людей, что может существенно повысить эффективность организации. Будучи открытым к различным мнениям, лидер получает много больше информации для принятия своих решений. Лидер обсуждает с другими людьми свои идеи, что позволяет принимать более обоснованные решения. Напротив, излишняя закрытость, страх под видом конфиденциальности, не может эффективно продвигать организацию.
- Реализм. Реализм – нечто среднее между оптимизмом и пессимизмом. Оптимисты часто переоценивают свои возможности, пессимисты, наоборот, упускают появляющиеся на горизонте возможности, реалисты же, объективно оценивают ситуацию и принимает решения, ведущие к эффективности. Реалист, получая не фильтрованную информацию, взвешивает её, измеряет, производит оценку и проверку на определение следующего шага.
- Жажда знаний. Стремление к обучению и получению новых знаний существенно для лидера, это помогает внедрению в производство, процессы и управление новых технологий. Люди, обладающие жаждой знаний, высокоэффективны в управлении организацией и людьми.
- Справедливость и беспристрастность. Нельзя считать человека лидером, если он смещён в сторону определённых убеждений или человека, лидер должен быть справедливым и беспристрастным. Только тогда он сможет построить доверие и уважение людей, следующих за ним.
- Спокойствие. Лидер хладнокровен, он легко сохраняет спокойствие, и терпим к неоднозначности, он стойко встречается лицом к лицу с проблемами. Лидер знает, что взрывы и бури эмоций приходят и уходят, а значит, их следует принимать как часть пути, сохраняя холодную голову.
- Стремление к совершенству. Хороший руководитель не только поддерживает высокие стандарты, но и постоянно поднимает планку для достижения совершенства во всех областях. Лидер не стоит на месте, он постоянно развивается, он осознанно воспринимает окружающую действительность и находит способы более эффективного воздействия на неё.
- Креативность. Лидер принимает своевременные и соответствующие изменения в свои мысли, планы и действия. Он ищет новые пути решения встающих перед ним задач, подвергает их изменению с целью улучшения эффективности. Решения лидера часто нестандартны и отличаются высокой эффективностью и новизной.
На уроке идет обсуждение поставленного вопроса.
Стили влияния: (слайд 6)
Под стилем лидерства (стилем руководства) обычно понимается типичная для лидера или руководителя система приемов воздействия на ведомых (подчиненных).
- СИЛОВИК
- Запреты и распоряжения
- Обвинения и наказания
- Угрозы, увольнения
- Даю пендель
- Требую, требую, требую
- ТАКТИК
- Правила, порядки
- Выгодное позиционирование
- Точечный удар
- Приучаю
- ДУШКА
- Поднимает энергию, самооценку, репутацию
- Заинтересовывает идеей, планом
- Поддерживает чужие идеи
- Привлекаю
Вопрос студентам:
Какой стиль лидерства распространен в России и почему?
ЛИДЕРСТВО МОЖЕТ БЫТЬ: (слайд № 7)
- ФОРМАЛЬНЫМ (официально признанное и юридически оформленное лидерство)
- НЕФОРМАЛЬНЫМ (человек фактически выполняет функции руководителя, но не имеет официального статуса)
Вопрос студентам:
Приведите примеры формального и неформального лидерства.
2. Задание: Опросник определения лидерских качеств.
Инструкция. Прочитайте, пожалуйста, вопросы и выберите ответ, который точнее всего Вас характеризует. Не задумывайтесь надолго, зафиксируйте тот ответ, который первым приходит в голову. Здесь нет «правильных» или «неправильных» ответов, главное — выбрать тот, который соответствует Вашим поступкам в повседневной жизни.
Вопросы | Варианты ответов | Ваш выбор | |
1. Что для вас важнее в игре? | А | Победа |
|
Б | Развлечение |
| |
2. В разговоре Вы предпочитаете | А | Проявлять инициативу, предлагать варианты |
|
Б | Слушать/критиковать то, что предлагают другие |
| |
3. Способны ли вы выдерживать критику, не ввязываться в спор о частностях, не оправдываться? | А | Да |
|
Б | Нет |
| |
4. Нравится ли Вам, когда Вас хвалят прилюдно? | А | Да |
|
Б | Нет |
| |
5. Отстаиваете ли Вы свое мнение, если обстоятельства (мнение большинства) против вас? | А | Да |
|
Б | Нет |
| |
6. В компании, в общем деле Вы всегда выступаете заводилой, придумываете нечто такое, что интересно другим? | А | Да |
|
Б | Нет |
| |
7. Умеете ли Вы скрывать свое настроение от окружающих? | А | Да |
|
Б | Нет |
| |
8. Всегда ли Вы немедленно и безропотно делаете то, что Вам говорят старшие? | А | Нет |
|
Б | Да |
| |
9. Удается ли Вам в разговоре/дискуссии переубедить и привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с Вами не согласен? | А | Да |
|
Б | Нет |
| |
10. Нравится ли Вам учить других (поучать, воспитывать, давать советы)? | А | Да |
|
Б | Нет |
|
Подведение результатов:
Подсчитайте количество выборов «А» и «Б». Чем больше сумма выборов «А», тем в большей степени выражены лидерские качества. Чем больше сумма выборов «Б», тем меньше выражены лидерские качества.
3. Лидерство в политической деятельности.
Теперь нам предстоит рассмотреть лидерство в политической деятельности, имеющее свои особенности. (слайд № 8)
Политическое лидерство - это любое влияние со стороны определённого
лиц на общество, организацию, социальную группу.
Влияние должно быть постоянным.
- Однонаправленное действие от лидера на объект.
- Охватывает всё общество или большую группу людей.
- Влияние опирается на авторитет лидера.
Вывод: Таким образом, главные признаки политического лидерства – влияние на большие группы людей, наличие многочисленных сторонников, последователей и наличие официального властного статуса
Вопрос студентам:
Скажите, кого в современной России можно назвать политическими лидерами?
Политический лидер, как мы выяснили, является ведущей политической фигурой. Какую роль он исполняет?
Итак, ролевые функции политического лидера состоят в следующем (слайд 9)
А. Ролевые функции политического лидера:
- Интеграция общества, объединение масс.
- Нахождение и принятие оптимальных политических решений.
- Социальный арбитраж и патронаж, защита масс от беззакония и произвола.
- Коммуникация власти и масс, упрочение каналов политической и эмоциональной связи.
- Инициирование обновления, генерирование оптимизма и социальной энергии, мобилизация масс на реализацию политических целей.
- Легитимация (обоснованность, оправданность) власти, политического строя.
Какими качествами должен обладать политический лидер?
Вместе со студентами формулируются и записываются в тетрадь основные качества лидера. (слайд 10)
Б. Качества политического лидера:
- Гибкость ума
- Смелость и решительность
- Способность убеждать
- Способность мобилизовать людей
- Харизма и чувство предвидения
- Умение брать ответственность
- Умение подбирать людей
В. ТИПОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА: (слайды 11-16)
Существует разные подходы к определению лидерства. Одна из представленных классификаций
По типу легитимности политического господства (По М. Веберу)
- Традиционное лидерство
- (лидерство, основанное на традициях – вожди племен, монархи)
- Рационально-легальное лидерство (лидерство, осуществляемое в рамках законов, принятых в современных демократических обществах)
- Харизматическое лидерство
- (лидерство, основанное на вере в выдающиеся качества вождя – это лидеры по призванию, народные вожди)
По стилю управления:
Авторитарный
- Это лидер, требующий монопольной власти
- Его идеал – полное единоначалие
- Его главное орудие – железная требовательность, угроза наказания
Демократический
- Это лидеры, которые инициируют максимальное участие каждого в деятельность групп, не концентрируют ответственность в своих руках, а стараются распределить ее среди членов группы
- Эти лидеры открыты для критики, доброжелательны к людям, создают атмосферу сотрудничества
По содержанию деятельности:
ЛИДЕР - «ЗНАМЕНОСЕЦ»
- Крупный стратег, человек с сильной волей
- Он формирует политическую программу и реализует свои идеалы и цели
- Его приверженцы не оказывают на него практически никакого влияния
ЛИДЕР - «СЛУЖИТЕЛЬ»
- Ориентируется на своих приверженцев и стремится выступать в роли выразителя их интересов
- Задачи формируют его избиратели, и эти задачи становятся для лидера центральными.
ЛИДЕР - «ТОРГОВЕЦ»
- «продает» избирателям свои идеи – программы, планы в обмен на их поддержку
ЛИДЕР - «ПОЖАРНЫЙ»
- Действует в кризисных ситуациях, реагирует уже на возникшие проблемы
- Этот тип лидера активно откликается на требования жизни, политические ситуации
По модели поведения:
ЛИДЕРЫ - АГИТАТОРЫ
- Предпочитают воздействовать силой слова, ораторским искусством, личным примером
ЛИДЕРЫ - ОРГАНИЗАТОРЫ
- Отдают предпочтение работе с кадрами
- их в большей степени привлекает возможность использовать силы организации для установления и распространения своего влияния
ЛИДЕРЫ - ТЕОРЕТИКИ
- Воздействуют на своих ведомых силой интеллекта.
На основе эмоционального отношения к лидеру:
- ПАТРИАРХ
- К такому лидеру члены общества испытывают одновременно чувство любви и страха
- ТИРАН
- к такому лидеру доминирует чувство страха
- ИДЕАЛЬНЫЙ ЛИДЕР
- к такому лидеру испытывают симпатии большинство социальных групп
Задание: по приведенной типологии политического лидера определить типы следующих политических лидеров:
- В.В. Путин
- Д.А. Медведев
- Б.Н. Ельцин
Г. Политическое лидерство в России до 1991 г.: (слайд 17)
До февральской революции 1917 года - Традиционное лидерство
После Октябрьской революции 1917 г. - «Эра вождей»
Д. Особенности современного российского политического лидерства. (слайд 18-19)
Главная особенность в процессе формирования современного политического лидерства в России заключается в том, что оно, с одной стороны, приобрело некоторые черты, характерные политическим лидерам демократических государств, а с другой - унаследовало черты, свойственные лидерам номенклатурной системы.
Вопрос студентам:
Российские политические лидеры ближе к номенклатурному, чем к западному типу лидерства?
Среди особенностей осуществления политического лидерства в современной России следует выделить: (слайд 20)
- Очевидное преобладание в российской политике лидеров харизматического либо смешанного традиционно - харизматического типа
- Ведущая роль в политике авторитарных, склонных к авантюризму деятелей популистского толка
- Более чем существенный разрыв между образами политиков, формируемыми СМИ, и реальным характером и результатами их деятельности
- Наличие в российской политике большого числа т.н. «сказочных героев», т.е. деятелей, образ которых не подкрепляется реальными поступками и делами
- Стремление многих российских политических лидеров выступать сразу в нескольких социальных ролях
Е. Среди общезначимых функций лидеров в современной России выделяются следующие: (слайд 21)
- интегративная
- объединение и согласование различных групп интересов на основе базовых ценностей и идеалов, признанных всем обществом;
- ориентационная
- выработка политического курса, отражающего тенденции прогресса и потребности групп населения;
- инструментальная
- определение способов и методов решения поставленных перед обществом задач;
- мобилизационная
- инициирование необходимых изменений с помощью создания развитых стимулов для населения;
- коммуникативная
- обеспечение устойчивых форм политической самоорганизации на основе тесных контактов с общественностью, различными организациями, группами и слоями;
- функция гаранта справедливости, законности и порядка (от произвола бюрократии, беззакония, нарушения прав и свобод личности)
Проблемный вопрос. Что обусловливает наличие количества функций политического лидера?
4. Работа с источником.
Познакомьтесь с подходами к изучению политического лидерства современного российского исследователя.
Кудряшова Е. В. Лидер и лидерство. – Архангельск, 1996. – С. 205 –206.
Так же как в социальной психологии и политологии, при анализе феномена политического лидерства существуют три основных подхода. Первый заостряет внимание на исследовании среды как фактора, наиболее сильно влияющего на процесс лидерства. Упор в таких работах делается на изучении внутренних социально-экономических процессов, организационных структур, культурно-исторического контекста, стабильных и нестабильных ситуаций, национальных и межгосударственных условий.
Другой подход, по аналогии с некоторыми социально-психологическими исследованиями, акцентирует внимание на индивидуальных свойствах личности, облеченной политической властью, которая контролирует поведение других. При этом одни исследователи придают большое значение чертам характера личности и особенностям поведения самого руководителя, другие же считают особенно важными формальные факторы обладания должностью.
Третий подход пытается объяснить лидерство через описание качеств, присущих последователям или оппонентам лидера. Наиболее значимыми явлениями здесь считаются: склонности и готовность признать роль других, их социоэкономические и политические ожидания, групповые интересы и фракционные споры.
Эти различные подходы явно прослеживаются и в изучении президентства в Соединенных Штатах. Так, одна из школ (…) считает наиболее важными для законодателей и чиновников, в плане их влияния на массы навыки личного лидерства.
Представители другой школы (…) утверждают, что «ключ к пониманию президентской власти заключается в ее конституционности» и в таких политических факторах, как выборы, парламентские блоки, общественное мнение.
Третья точка зрения (…) практически включает в себя обе предыдущие, убеждая, что «президентская власть может быть, в частности, понята только в контексте всей политической системы и ее окружения».
Вопросы и задания к источнику:
- Дайте краткие наименования каждому из описанных подходов к изучению проблемы.
- Опираясь на курс истории и другие источники, объясните, какое воздействие на политическое лидерство оказывает среда.
- Каким образом в лидерстве проявляются индивидуальные свойства лидера?
- Как, с вашей точки зрения, влияют на деятельность лидера его последователи и оппоненты?
- Проиллюстрируйте на любых примерах из истории или современности каждый из представленных в документе трех подходов.
- Что нового по сравнению с учебным текстом дает вам этот документ?
- Рефлексия.
Тестовые задания.
- Особенности политического лидерства заключаются в том, что:
- охватывает все общество или большие группы людей;
- однонаправленное от лидера;
- опирается на авторитет лидера;
- оно постоянное на объект;
- всё выше перечисленное.
- К ролевым функциям лидера не относится:
- оценка состояния общества;
- разработка программы действий;
- укрепление социальных отношений;
- укрепление связи власти и народа.
- Классификацию лидерства на традиционное, легальное, харизматическое предложил:
- М. Вебер;
- А. Тойнби;
- Г. Моска;
- К. Маркс.
- Укажите верное высказывание. Политический лидер должен обладать такими качествами, как
- А. острый ум, аналитические способности, твердая воля, смелость и решительность.
- Б. авантюризм, самолюбие, эгоистичность, упрямство.
- верно только, а;
- верно только Б;
- верны оба высказывания;
- оба высказывания неверны.
- Подведение итогов. Домашнее задание.
Студенты самостоятельно подводят итоги и делают выводы урока.
Домашнее задание. Какой политический лидер прошлого или современности вам интересен больше других? Попытайтесь его охарактеризовать, применяя политологическое понятие и типологию лидерства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая тетрадь как форма организации учебных занятий по дисциплине ОП 04 Основы материаловедения с обучающимися имеющими особые образовательные потребности
Презентация опыта использования рабочей тетради по дисциплине ОП 04 Основы материаловедения для обучения студентов с имеющих особые образовательные потребности...
Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «Основы микробиологии и иммунологии»
Методическая разработка содержит технологическую карту и содержание учебного занятия по теме "Дифференцированный зачет". В содержании представлены разноуровневые задания для проведения конкурса. Конку...
Методическая разработка учебного занятия по дисциплине "Основы философии" тема: Основные категории бытия
Конспект занятия по дисциплине "Основы философии" для обучающихся СПО...
Учебное пособие по курсу практических занятий по дисциплине:ОСНОВЫ ГОРНОГО ДЕЛА
СОДЕРЖАНИЕ Практическое занятие №1. Изучение физико-механических свойств горных пород.Практическое занятие №2. Обоснование основных параметров шахты.Практическое занятие №З. Знакомство с горными ...
План-конспект учебного занятия по дисциплине: Основы спортивной тренировки (футбол)
Задачи урока:1. Развивать физические способности в футболе посредством скоростно-силовых упражнений.2. Воспитывать культуру движений и доброжелательные отношения посредством работы в парах.3. Способст...
Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «Основы философии» для студентов 2-3 курсов учреждений СПО: «Древний восток – колыбель философской мысли».
Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «Основы философии» для студентов 2-3 курсов учреждений СПОТема: «Древний восток – колыбель философской мысли»....
Технологическая карта открытого учебного занятия по дисциплине Основы геодезии
С этой тех.картой я выступала на открытом мастер-классе, где было компетентное жюри. Мои труды и крапотливая работа, была оценина на высоком уровне....