Открытый урок
план-конспект занятия

Ракшаева Цырма Жамсарановна

План -конспект учебного занятия "Внешняя политика России во II половине XVIII века". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekatarina_vneshnnyaya.docx29.29 КБ
Office presentation icon prezentatsiya.ppt1.79 МБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

 «Техникум строительства и городского хозяйства»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

ПО ИСТОРИИ

ТЕМА «Внешняя политика России во второй половине XVIII века»

ГРУППА ТЭ-17

Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования

       

    Составила: Ракшаева Ц.Ж.

Преподаватель истории и обществознания

 Улан-Удэ , 2016

План урока: Внешняя политика России во второй половине XVIII века.

Дата проведения: 17. 02. 2016

Цель: выявить основные направления внешней политики Российской империи во второй половине XVIII века, итоги и значение победы в русско-турецких войнах.

Задачи урока:

1.   Образовательные: Охарактеризовать основные направления внешней политики  России во 2 половине 18 века и ее итоги.

2.  Воспитательные: воспитание чувство патриотизма и гордости за своих предков, за страну на примере великих побед русских полководцах;

3. Развивающие:    Закрепить умения обучающихся работать с исторической картой,         текстом учебника; обосновывать свои выводы фактами, выстраивать причинно-следственные связи.

Результаты освоения учебной дисциплины:

Личностные: сформировать  уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной.

Метапредметные: владение навыками познавательной деятельности, навыками разрешения проблем; способность;

Предметные: владение комплексом  знаний  об  истории  России; 

Характеристика основных видов деятельности:

Раскрывать, используя историческую карту, какие внешнеполитические задачи стояли перед Россией во второй половине XVIII в.; характеризовать результаты внешней политики

Тип урока: комбинированный урок

Методы: проблемно-поисковый, словесный, наглядный.

Оснащение: Историческая карта, таблица, электронное учебное пособие, учебник,

презентация по теме.

Литература: «История» для профессиональных образовательных организаций/В.В. Артемов.– М.: 2015., «История России конец XVII-XIX   век» В. И. Буганов,  П.И.Зырянов.:- 2005 г. Энциклопедия. История России.                                                            

Эпиграф – «Петр 1 удивил Европу своими победами, Екатерина приучила ее к нашим победам”.  Н. М Карамзин.

                                             

    План урока:

I.Организационный момент. Вступительное слово  учителя.

II. Повторение материала. Актуализация знаний. (Годы правления Екатерины 2, Внутренняя политика Екатерины 2, Внешняя политика Петра 1)

III. Изучение нового материала.

 1.Основные направления внешней политики Екатерины 2.

 2. Русско-турецкая война 1768-1774 г    (заполнение таблицы)

Первичное закрепление материала

 3. Русско-турецкая война 1787-1791 гг. (заполнение таблицы)

Первичное закрепление материала

4. Великие полководцы и флотоводцы 2 половине 18 века (сообщения)

IV. Закрепление материала

  1. Каковы итоги внешней политики Екатерины 2?
  2.  В чем причины успеха внешней политики Екатерины 2?
  3. Работа с исторической картой. Групповая работа «Афоризмы  А.В. Суворова»

V. Подведение итогов

VI.Выдача заданий на дом: сообщение восстание под предводительством Е. Пугачева (причины, ход и итоги восстания)

Ход урока:

Действительно, гром победы сопутствовал внешней политике российского правительства при Екатерине II. Императрица проводила активную и успешную для России внешнюю политику.  Внешнюю политику считают самой блестящей стороной государственной деятельности Екатерины II. Она вникала в детали военных операций, работала как настоящий начальник генерального штаба, входила в подробности военных приготовлений, следила за всем происходящим на фронтах.

Тема нашего урока «Внешняя политика Екатерины Второй». Сегодня на уроке мы с вами выясним основные направления внешней политики, рассмотрим, как решалась одна, пожалуй, самая важная внешнеполитическая задача-выход  России   к Черному морю.

II. Эпиграфом к нашему уроку являются слова известного русского историка Н.Карамзина: «Петр 1 удивил Европу своими победами, Екатерина приучила ее к нашим победам”.  Н. М Карамзин.

Прав ли был Карамзин в своей оценке внешнеполитической деятельности Екатерины, мы с вами решим  эту проблему в конце урока.

III. XVIII век – это эпоха военного могущества страны, укрепления авторитета и безопасности Российского государства. На политическом небосклоне ярко блеснули две звезды, два Великих политика – Петр I и Екатерина II. Екатерина считала себя наследницей и продолжателем дела Петра,  с которым всю жизнь соревновалась во славе и в делах..

А сейчас, ребята, вспомните:  какие внешнеполитические задачи стояли перед Россией в период правления Петра I? Как они решались и каковы результаты? (Годы правления Екатерины 2, Внутренняя политика Екатерины 2)

ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ:  1. Основным направлением внешней политики Петра вначале было южное - выход к Черному морю. Но не найдя союзников  против Турции, Петр I отказался от борьбы за южные моря и решил бороться за выход в Балтийское море 2. Петр объявил Швеции войну. Она вошла в историю как Северная война, в которой  победила Россия  и получила выход в Балтийское море. Невыполненной оказалась задача – в южном направлении.

 (СЛАЙД с основными направлениями внешней политики). 

Основные направления внешней политики Екатерины II:

«Польский вопрос» (разделы Речи Посполитой)

 Сейчас мы рассмотрим, как решалась первая и самая важная задача - борьба Российской империи за выход к Черному морю.

Рассмотрите на карте территорию Османской империи. Крымское ханство, вассальное (зависимое) от Турции, лежало на пути России к Черному морю. Основными статьями дохода Крымского ханства были грабеж соседних территорий и работорговля, по сути дела, это было разбойничье государство.

Подумайте, какие перспективы открывались для России, если она закрепится на Черноморском побережье?  Почему Россия заинтересована выйти на Черное Море?

(ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ: ) Если Россия закрепится на Черноморском побережье, то появится:

- возможность освоения и заселения южных черноземных земель /это отвечало интересам и целям русского дворянства/

- возможность развития внешнеторговых связей через Черное и Средиземное моря /это отвечало интересам купечества/

- ликвидировалась бы опасность набегов со стороны Крымского ханства и притязаний со стороны Турции /постоянная опасность набегов крымских татар являлась тормозом на пути освоения плодородных южных земель)

2. Заполнение таблицы. «Основные сражения Русско-Турецкой войны 1768-1774 гг»

Причины  войны России с Турцией:

 Россия:

– обезопасить южные земли от набегов со стороны Крымского ханства и притязаний Турции;
–  получить возможность освоения причерноморских степей для развития хозяйства;
– ослабить  Османскую империю.

Турция : желала расширить свои владения в Северном Причерноморье за счет России.

 Правительства ряда европейских стран, например, Англии, Франции, Пруссии и Швеции оказывали туркам финансовую, военную помощь и подталкивали Турцию объявить войну России. Т урция разработала план завоеваний Причерноморских территорий – мощными ударами выйти к Киеву, Смоленску, Астрахани и основательно углубиться на Кавказе.

Заполнение таблицы. «Основные сражения Русско-Турецкой войны 1768-1774 гг»

Условия Кючук-Кайнарджийского мира:

 Россия получила полоску черноморского побережья между устьями Днепра и Южного Буга с крепостью Кинбурн, а также крепости Керчь и Еникале в Крыму. Кубань и Кабарда также отходили к России. Крым был признан независимым от Турции, что лишало Османскую империю юридического права вмешиваться в его внутренние дела и влиять на внешнюю политику крымского хана. Турция выплачивала контрибуцию в 4 млн. рублей. Российская империя получила право иметь свой флот на Черном море, а русские корабли – право прохода через проливы Босфор и Дарданеллы. Русское правительство добилось права выступать в качестве защитника прав христианских народов Османской империи. Молдавия и Валахия, чья автономия была восстановлена, фактически встали под российское покровительство.

Просмотр анимации

  Мы знаем, что кроме новых территорий, которые назвали  НОВОРОССИЕЙ, русский флот  мог теперь беспрепятственно проходить через Черноморские проливы – Босфор и Дарданеллы, а также Турция признала независимость Крыма.

Обе стороны понимали, что заключенный ими мирный договор – временный. И Россия и Турция готовились к новой войне.

В 1787 году султан предъявил России ультиматум, в котором потребовал возвращения Крыма и досмотра русских кораблей, идущих через Босфор и Дарданеллы.

А что же Россия??? Да, Россия ответила отказом! В августе 1787 года Турция объявила войну России, которая длилась 4 года.

3. Русско-турецкая война(1787- 1791гг.) . «Основные сражения Русско-Турецкой войны 1787-1791 гг»

Причина новой русско-турецкой войны – стремление Турции взять реванш и желание России закрепиться на Черноморском побережье.

Турция была окончательно разгромлена и запросила мира. Мирный договор был подписан в Яссах. Турция признала все завоевания России в Северном Причерноморье, а границей между двумя странами стала река ДНЕСТР, были присоединены новые территории  между Южным Бугом и Днестром)

Здесь был построен город Екатеринодар, новые порты. Началось заселение и освоение новых плодородных земель.

Какую внешнеполитическую задачу мы с вами рассмотрели?  Решена ли она?

А сейчас давайте обратимся к эпиграфу. Насколько прав историк Карамзин??? Верно ли его утверждение???“  Внешняя политика сего царствования (Екатерины II) достойна особенной хвалы. Россия с честию и славою занимала одно из первых мест в государственной европейской системе. Петр удивил Европу своими победами, Екатерина приучила ее к нашим победам”

Краткое сообщение преподавателя: из истории Крыма и итоги референдума в Крыму 8 марта 2014 г.

4. Сообщения студентов: П.А. Румянцев, Г. Потемкин, А.В.Суворов, Ф.Ф.Ушаков Г.А. (В чем причины успеха внешней политики Екатерины 2?)

IV. Закрепление материала:

  1. Каковы итоги внешней политики Екатерины 2?
  2. Работа с исторической картой.

Групповая работа «Афоризмы  А.В. Суворова»

На войне деньги дороги, жизнь человеческая еще дороже, время дороже всего.

Пуля дура, штык молодец.

Не меньше оружия поражать противника человеколюбием.

От строгости до жестокости полсажени, пол-аршина, полвершка, пол-полвершка.

Одна минута решает исход битвы, один час - успех кампании, один день - судьбы империи. Я действую не часами, а минутами.

Тщетно двинется на Россию вся Европа: она найдет там Фермопилы, Леонида1 и свой гроб.

Раз счастье, два раза счастье - помилуй Бог! Надо же когда-нибудь и немножко умения.

Вывод: В ходе войн 60-х – начала 90-х гг. Россия показала высокий уровень военного и военно-морского искусства. В чём причины побед русского оружия? - (Выросло новое поколение талантливых полководцев и флотоводцев, русская армия была лучше вооружена, дисциплинированна и обучена. В действиях войск и флотов полностью оправдали себя решительность, опора на солдат, их сознательность и любовь к Отечеству. Большую роль сыграли и преобразования в армии.

Но мы не должны забывать, что за величие России заплачена высокая цена – огромное количество человеческих жизней.

Русско-турецкая война 1768-1774 г.

Причины войны:

1.

2.

    сражение

Итог сражения,

Соотношение сил

полководец

  1. 1770г., при Рябой Могиле,

при Ларге,

Кагуле

  1. 1770г.,В Чесменской бухте

  1. 1773 г., У Туртукая,

1774 г., у Козлуджи.

Итоги:

1.

2.

Русско-турецкая война 1787-1791 г.

Причины войны:

1.

2.

    сражение

Итог сражения,

Соотношение сил

полководец

  1. 1787г., Кинбурн

  1. 1788г.,у острова Фидониси

  1. 1789 г.,

Фокшаны и Рымник

Измаил

.

  1. 1790г.Тендра в Керченском проливе

  1. 1791 г., Бабадага и Мачина.у мыса Калиакрия

Итоги:

1.

2.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Внешняя политика России во II половине XVIII века Чупров Л.А

Слайд 2

«Петр I удивил Европу своими победами, Екатерина приучила ее к нашим победам”. Н. М Карамзин.

Слайд 3

Северное Польское Южное Шведы постоянно стремились вернуть утраченные в петровские времена земли. Борьба за выход к берегам Черного моря, что диктовалось потребностями экономики и обороны страны . Стремление России к объединению в составе России всех земель населенных близкородственными русским народами - украинцами и белорусами Во второй половине XVIII века во внешней политике России выделялось три направления:

Слайд 4

В состав федеративного государства Речь Посполитая входили Польша, Литва, Украина и Белоруссия. П оводом для вмешательства в дела Речи Посполитой послужил вопрос о положении диссидентов (то есть некатолического меньшинства — православных и протестантов), чтобы те были уравнены в правах с католиками. Разделы Польши. Речь Посполитая Польша Литва Украина Белоруссия Е катерина оказывала сильное давление на шляхту с целью избрания на польский престол своего ставленника Станислава Августа Понятовского, который и был избран . Ч асть польской шляхты выступила против этих решений и организовала восстание, поднятое в Барской конфедерации. Оно было подавлено русскими войсками в союзе с польским королём .

Слайд 5

1772 г. 1793 г. 1795 г . Восточная Белоруссия Центральная Белоруссия Западная Белоруссия часть Латвии (Ливонии) Правобережная Украина. Литва, Курляндия, Волынь Расширение территории России во время разделов Польши .

Слайд 6

2. Южное направление. Русско-турецкая война (1768-1774 гг) Русско-турецкая война (1787-1791 гг) Россия получила: часть Черноморского побережья между устьями Днепра и Южного Буга с крепостью Кинбурн, а также крепости: Керчь Еникале в Крыму. Кубань Кабарду Кючук - Кайнарджийский мир Ясский мирный договор(1768-1774 гг) Россия получила: Крым. Протекторат над Грузией. Территорию между Южным Бугом и Днестром, примыкающую к Черному морю. Выход к Черному морю

Слайд 7

Русский флот под командованием А. Г. Орлова и адмирала Г.А. Спиридова одержал полную победу над превосходящим его почти вдвое турецким флотом в Чесменской бухте . Турки потеряли 15 линейных кораблей, 6 фрегатов и до 50 мелких судов - практически весь свой флот . В первых числах июля русская армия под началом П. А. Румянцева разбила соединенные силы турок и крымских татар у впадения реки Ларги в Прут. Турки оставили на поле сражения более 1000 чел., русские потеряли убитыми лишь 29 человек. 24 - 26 июня 1770 г. Чесменской бухте. Сражение на Ларге (1770 г). Основные сражения войны (1768-1774 гг)

Слайд 8

21 июля началось знаменитое сражение на реке Кагул, где 17-тысячному отряду Румянцева удалось разбить почти 80-тысячные силы противника. В июле - октябре 1770 г. русским войскам сдались крепости Измаил, Килия, Аккерман. В сентябре генерал П.И. Панин взял Бендеры. В 1771 г. русские войска под командованием князя В. М. Долгорукого вступили в Крым и в течение нескольких месяцев захватили основные его пункты. Сражение у Кагула (1770г). Битвы Июля-октября 1770 г. Присоединение Крыма. Основные сражения войны (1768-1774 гг)

Слайд 9

Русско-турецкая война (1787-1791 гг) Причины: стремление Турции взять реванш (вернуть утерянные позиции (пересмотреть условия договора) – возвращение Крыма, досмотр русских кораблей. восстановление власти в Грузии желание России утвердиться на Черноморском побережье. Ход военных действий: 1787г. – оборона крепости Кинбурн - А.В.Суворов 1788г. – взятие крепости Очаков – Г.А.Потемкин 1789г. – победа при Рымнике, Фокшанах – А.В.Суворов 1790г. – взятие Измаила – А.В.Суворов, М.И.Кутузов - сражение в Керченском проливе у о. Тендра – Ф.Ф.Ушаков 1791г. – сражение у мыса Калиакрия - Ф.Ф.Ушаков

Слайд 10

Русско-турецкая война (1768-1774 гг) Персоналии: Румянцев, Петр Александрович;- генерал-фельдмаршал, военный деятель; Спиридов Григорий Андреевич; военно-морской деятель Суворов, Александр Васильевич, генералиссимус, выдающийся полководец;

Слайд 11

Персоналии: Потемкин Григорий Александрович русский государственный деятель, граф, светлейший князь (Потёмкин- Таврический), генерал-фельдмаршал. Фаворит, по некоторым данным, морганатический супруг Екатерины II. Ушаков Федор Федорович российский флотоводец, адмирал, святой Русской Православной церкви . Кутузов Михаил Илларионович прославленный русский полководец, генерал-фельдмаршал, светлейший князь. Герой Отечественной войны 1812 года.

Слайд 12

Русская армия приобрела опыт военных действий против хорошо вооруженных, использующих современную тактику боя европейских армий. Русская армия обладала современным оружием, мощным флотом, а ее генералитет научился выявлять и использовать лучшие боевые качества русского солдата: патриотизм, отвагу, решительность, выносливость, т.е. овладел "наукой побеждать". Османская империя утратила свое былое могущество, ее экономические и военные ресурсы оказались слабее, чем у России. Правительство России во главе с Екатериной II смогло обеспечить материальные и политические условия для достижения победы . Причины побед России

Слайд 13

Итоги внешней политики Россия получила выход в Черное море, присоединила Крым, создала черноморский флот. Благодаря этому: 1. Начинается освоение степей Причерноморья, свободных от помещичьего землевладения, что создавало благоприятные условия для развития этого региона. 2. Более интенсивно начинает развиваться черноземный центр России и Украина, получившие возможность реализовывать свою продукцию через черноморский торговый путь. 3. Укрепилось военно-стратегическое положение России на южных рубежах, расширились сферы ее влияния.

Слайд 14

4. Началось вхождение Закавказья в Россию . 5. К России были присоединены Белоруссия, Литва, Правобережная Украина, часть Прибалтики, что благотворно сказалось как на развитии самой России, так и на положении украинского и белорусского народов. 6. Выросли роль и влияние России в мировой политике.

Слайд 15

НАУКА ПОБЕЖДАТЬ Быстрота. Глазомер. Натиск Пуля дура, штык молодец Тяжело в учении - легко в походе, легко на учении - тяжело в походе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиада по Информатике, конспект открытого урока, презентация к открытому уроку

Международный конкурс по информатике «Логика и компьютер» Рекомендуемое время выполнения заданий − 120 минут. 1. (2 балла) Какие записи, могут являться формулами в таб...

Открытый урок "Глобальные экологические проблемы" (Материалы к открытому уроку)

Материалы к открытому занятию по дисциплине "Биология" на тему "Глобальные экологические проблемы"...

ОТЧЕТ о проведении открытого урока по дисциплине «Банковское дело» на тему: «ПРОБЛЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА» МЕТОДИКА ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ Участники открытого урока: гр. 24«БД», гр. 31«БД»

ОТЧЕТо  проведении открытого урокапо дисциплине «Банковское дело»на тему: «ПРОБЛЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА» МЕТОДИКА ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ДЕЛ...

4.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения четвертого открытого урока от МО муниципального уровня)

4.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения четвертого открытого ...

5.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения пятого открытого урока от МО муниципального уровня)

5.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения  пятого открытог...

2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)

2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения второго открытого уро...

Открытый урок по электротехнике. Технологическая карта открытого урока.

Открытый урок по электротехнике. Технологическая карта открытого урока....