МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «Англицизмы в молодежной среде»
методическая разработка
Русский язык за время своего более чем тысячелетнего развития вобрал в себя множество иностранных слов. Так, в нем закрепились слова из татарского, греческого, французского, немецкого, английского и многих других языков. Не имея аналогов в русском языке, они органично вошли в нашу речь и воспринимаются как исконно русские, их можно склонять, спрягать, изменять по родам и числам в соответствии с грамматикой.
Однако в последнюю пару десятилетий появилась тенденция использовать в речи иностранные слова (в первую очередь, английские), которые, имея абсолютно точный эквивалент в русском, начинают заменять русские слова. Такие процессы в языке можно назвать неоправданным использованием заимствований и варваризацией языка.
Подобные иностранные слова активно используются СМИ: российскими дикторами и ведущими различных телевизионных программ. Англицизмы можно встретить на страницах российских газет и журналов. Они произносятся даже с парламентских трибун и во время интервью официальных государственных лиц. Кроме того, множество российских организаций также необоснованно включают в свои наименования иностранные слова и выражения.
Падение общего уровня культуры и пренебрежение к культуре собственной заставляет людей смотреть на запад. Таким образом, обильное использование в своей речи иностранных слов, по мнению таких людей, делает их более продвинутыми и прогрессивными. Многие считают иностранную лексику более привлекательной, престижной, "ученой", "красиво звучащей".
Использование англицизмов и американизмов в молодежной среде трудно подвергнуть какому-либо контролю, однако, уже можно насчитать около 1000 неоправданно-используемых английских слов, такие как "прессинг", "никнейм", "голкипер", "делит", "логин", "тренинг" и т.д.
Задача современного педагога привить обучающимся любовь и уважение к родному языку, показать насколько нелепо звучат англицизмы в речи, объяснить, что каждому из нас необходимо следить за чистотой речи, избегать загрязнения языка, в том числе и варваризмами.
Проблеме загрязнения языка и посвящено данное внеклассное мероприятие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_anglitsizmy_v_molodezhnoy_srede.docx | 529.31 КБ |
Предварительный просмотр:
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ-ИНТЕРНАТ»
МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
«Англицизмы в молодежной среде»
Подготовили преподаватели
ПЦК ОГиСД
Михайлова Л.А.,
Медведева А.А.
Оренбург, 2020 г.
Пояснительная записка
Русский язык за время своего более чем тысячелетнего развития вобрал в себя множество иностранных слов. Так, в нем закрепились слова из татарского, греческого, французского, немецкого, английского и многих других языков. Не имея аналогов в русском языке, они органично вошли в нашу речь и воспринимаются как исконно русские, их можно склонять, спрягать, изменять по родам и числам в соответствии с грамматикой.
Однако в последнюю пару десятилетий появилась тенденция использовать в речи иностранные слова (в первую очередь, английские), которые, имея абсолютно точный эквивалент в русском, начинают заменять русские слова. Такие процессы в языке можно назвать неоправданным использованием заимствований и варваризацией языка.
Подобные иностранные слова активно используются СМИ: российскими дикторами и ведущими различных телевизионных программ. Англицизмы можно встретить на страницах российских газет и журналов. Они произносятся даже с парламентских трибун и во время интервью официальных государственных лиц. Кроме того, множество российских организаций также необоснованно включают в свои наименования иностранные слова и выражения.
Падение общего уровня культуры и пренебрежение к культуре собственной заставляет людей смотреть на запад. Таким образом, обильное использование в своей речи иностранных слов, по мнению таких людей, делает их более продвинутыми и прогрессивными. Многие считают иностранную лексику более привлекательной, престижной, "ученой", "красиво звучащей".
Использование англицизмов и американизмов в молодежной среде трудно подвергнуть какому-либо контролю, однако, уже можно насчитать около 1000 неоправданно-используемых английских слов, такие как "прессинг", "никнейм", "голкипер", "делит", "логин", "тренинг" и т.д.
Задача современного педагога привить обучающимся любовь и уважение к родному языку, показать насколько нелепо звучат англицизмы в речи, объяснить, что каждому из нас необходимо следить за чистотой речи, избегать загрязнения языка, в том числе и варваризмами.
Проблеме загрязнения языка и посвящено данное внеклассное мероприятие.
Данное внеклассное мероприятие полностью отражает требования ФГОС последнего поколения, отраженных в приказе Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 мая 2012 г. N 413.
Мероприятие направлено на становление следующих личностных характеристик:
уважение своего народа, его культуры;
креативность и критическое мышление,
владение основами научных методов познания окружающего мира;
готовность к сотрудничеству,
способность осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность;
уважение мнения других людей,
умение вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
мотивация на образование и самообразование в течение всей своей жизни.
Кроме того оно стимулирует развитие следующих умений:
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Внеклассное мероприятие
«Англицизмы в молодежной среде»
Цель: Формирование навыков грамотной речи, исключающей засорение речи чрезмерными заимствованиями.
Задачи:
- Расширить знания студентов о грамотной речи современного человека.
- Воспитывать отрицательное отношение к чрезмерному употреблению заимствованных иностранных слов.
- Побуждать к самосовершенствованию, контролю собственной речи.
- Воспитать любовь и уважение к родному языку, к его чистоте и самобытности.
- Воспитать уважение к собеседникам, привить навыки работы в команде.
Оснащение: компьютер, проектор, видео, презентации, раздаточный материал.
Ход мероприятия
В.: Здравствуйте, дорогие ребята! Мы собрались сегодня с вами, для того чтобы поговорить о…
Ну нет, давайте вы сами определите тему нашего разговора, посмотрев видеоролик.
(Просмотр видеоролика «Англицизмы») (с 20 сек.)
В.: Как вы думаете, о чем будет идти речь на нашей встрече?
Правильно.
Английский язык - самый распространенный язык в мире и с каждым днём в русском языке появляются новые заимствованные слова, чаще всего это – англицизмы. На это влияют разные факторы в нашей жизни: Интернет, телевидение, технические прогрессы, различные культурные события и международные контакты. Заимствование слов из других языков – естественный и закономерный процесс, характерный для любого развитого языка. Народы, страны, государства живут и развиваются не изолированно друг от друга, а вступая во взаимные контакты. Поэтому, мы сегодня поговорим об англицизмах. Российские школьники и студенты очень часто используют их в своей речи, часто не понимая их значения. Наши студенты также не являются исключением, поэтому мы решили провести исследование среди обучающихся нашего колледжа. А провели это исследование студенты специальности «Право и организация социального обеспечения» – Абдуршин Максим и Биешев Вадим. Давайте предоставим им слово.
Доклад «Англицизмы в молодежной среде».
В.: Максим и Вадим провели анкетирование среди студентов нашего колледжа, обработали полученную информацию и сейчас познакомят нас с ее результатами.
Диаграммы (по результатам анкетирования)
В.: Как вы думаете иностранные заимствования приносят только вред или они могут быть полезными?
Этим вопросом задавались не только мы, но и другие люди – представители разных возрастов, национальностей, жители разных стран и разных профессий. И как, выяснилось, существуют заблуждения относительно роли иностранных заимствований в различных сферах употребления.
(Просмотр видеоролика «Англицизмы – 5 заблуждений») (с 35 сек.)
Мы выяснили из видео, что употребление англицизмов не только способствует засорению русского языка, но также может быть полезным – главное знать меру.
Рефлексия
А.А. Памятка
Давайте составим для себя памятку что положительного и отрицательного имеет употребление англицизмов в разговорной речи (работа в двух командах).
Каждая команда представит результаты своей работы, что есть положительного, а что является вредным в использовании англицизмов.
А.А.: А теперь давайте потренируемся и выполним упражнение на перевод с «понятного языка» на русский!
- В Оренбурге есть множество магазинов, где можно купить всевозможные презенты.
- Участники проекта "Ты - суперстар" начали гастрольный тур по стране.
- Мой бойфренд учится в 10 А.
- Она создала себе имидж делового человека.
- Как известно, большую часть времени по утрам девушка тратит на мейкап.
- Она развесила постеры с изображениями ее любимых актеров по всей комнате.
- Дети провели незабываемый уикенд на природе рядом с озером.
- Кликать мышкой по ссылкам, полученным из интернета, опасно!
- На работе он полный лузер! Удивительно, что его еще не уволили.
- В столовой колледжа, к большому сожалению студентов, не делают хотдоги.
- Моя младшая сестра обожает собирать пазлы. Она просто ас в этом деле!
- Первый этаж нашего общежития охраняет секьюрити Мария Ивановна.
- Мы предлагаем вам окунуться в мир хэндмэйд, полюбоваться на готовые вышивки, авторские куклы и многое другое.
А.А.: Вот видите как грамотно и красиво можно говорить на чисто русском языке. А где вы научились это делать? Правильно в школе! Школьное образование – это важный элемент образования в современном обществе, формирующий у человека базовые знания и навыки. Школа, прежде всего, учит жизни.
Школа – это как билет. Если у тебя этот билет есть, ты можешь пройти дальше, если нет – для тебя путь закрыт.
Нельзя утверждать, что система школьного образования одинакова во всех странах мира. Это, конечно же, не так. Разные страны строят школьное обучение по-разному.
Интересный доклад о школьном образовании в России и Германии подготовила нам студентка 4 курса специальности «Экономика и бухгалтерский учет» Ильясова Я.
Доклад «Система школьного образования в России и Германии»
Рефлексия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Волонтерское движение- один из путей профилактики употребления психоактивных веществ в молодежной среде
Профилактика употребления ПАВ среди молодежи...
Социально - исследовательский проект «Формирование новой политики здоровья в подростковой и молодежной среде»
Данный социальный проект создан с намерением практически повлиять на осознанный выбор в пользу здорового образа жизни, жизненные установки и ценностные ориентиры молодого поколения через пропаганду зд...
Профилактика асоциальных явлений в молодежной среде
Профилактика асоциальных явлений в молодежной среде...
Профилактика экстремизма в молодежной среде
из опыта работы МБОУСОШ п. Таежный...
"Профилактика негативных проявлений в молодежной среде"
Данная презентация являлась мультимедийным сопровождением городской информационно-практической конференции "Межведомственное взаимодействие в сфере профилактики негативных проявлений в молодежной...