14.04.20. Занятия для самостоятельной работы гр.1БС92 по литературе
план-конспект занятия
14.04.20. Занятия для самостоятельной работы для гр.1БС92 по литературе в рамках дистанционного обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
14.04.20.zadaniya_dlya_gr._1bs92.docx | 31.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема 18. М.А. Шолохов. Жизненный и творческий путь. Роман-эпопея «Тихий Дон». Своеобразие жанра. Особенности композиции.
Контрольные вопросы и задания
1.Составьте хронологическую таблицу по творчеству М.А. Шолохова.
2.Выделите основные темы творчества М.А. Шолохова. Как изображает гражданскую войну М.А. Шолохов?
3. В чем особенность жанра романа-эпопеи «Тихий Дон»? В чем смысл названия?
Лекция
М.А.Шолохов – один из русских лауреатов Нобелевской премии в области литературы. Кроме того, он удостоен Ленинской и Государственной премии. Также дважды Шолохов получал звание Героя Социалистического Труда.
Для многих читателей Шолохов - автор романа - эпопеи «Тихий Дон». Почитатели творчества писателя знакомы с главным произведением ( он начал писать роман совсем молодым, в 22 года) не только по книгам, но и по экранизации. А в Вешенской, на берегу Дона, воздвигнут бронзовый памятник Григорию Мелехову и Аксинье, двум главным шолоховским персонажам: они изображены в пору их первой влюбленности.
М. А. Шолохов родился 24 мая 1905 года в хуторе Кружилине станицы Вешенской Донецкого округа (теперь Шолоховский район Ростовской области).
До смерти первого мужа Анастасии Даниловны в 1913 году родители будущего писателя не состояли в браке, так как церковь не признавала разводов. После венчания Миша был «усыновлён» собственным отцом.
Мать Шолохова - из крестьянской семьи, отец - выходец из Рязанской губернии, сеял хлеб на покупной казачьей земле, был приказчиком, управляющим паровой мельницей. В 1910 году Александр Михайлович с Анастасией Даниловной и сыном Мишей переехали в хутор Каргинский, сняв квартиру в центре хутора.
В 1912 году Миша был принят в мужское училище по второму году обучения. В связи с болезнью глаз Александр Михайлович повёз сына в Москву, в известную глазную больницу доктора Снегирёва, там Мишу определили в частную гимназию имени Г. Шелапутина.
Миша очень любил свою маму. Умная, энергичная женщина, она много внимания уделяла воспитанию сына.
В 1915 году Александр Михайлович перевёл его в Богучаровскую мужскую гимназию, Воронежской губернии. В июне 1918-го немецкие войска подошли к Богучару, занятия в гимназии прекратились. Александр Михайлович забрал сына. Осенью Мишу отдали в Вешенскую смешанную гимназию. В ней он проучился лишь несколько месяцев. В 1919 году семья Шолоховых вновь переехала в станицу Каргинскую.
В середине 1920 года Шолохов работал учителем по ликвидации неграмотности среди взрослого населения. Почти год работал в Каргинском станичном исполкоме. В 1921 году был зачислен помощником бухгалтера заготконторы №32.
23 февраля 1922года распоряжением Доноблпродкома Михаил Шолохова в составе группы продработников командировали в Ростов на продкурсы. Окончив их 4 мая 1922 года, он 12 мая вернулся домой и сразу отправился на продовольственную работу в станицу Букановскую.
В конце 1922 года, в 17 лет, приезжает в Москву, собираясь учиться. Не смог поступить на рабфак, трудится чернорабочим, занимаясь самообразованием.
Встречается здесь с поэтами и писателями группы «Молодая гвардия». В 1923 году в газете «Юношеская правда» публикуется его первый фельетон «Испытание». В следующем году – рассказ «Родника».
В начале 1924 года М. Шолохов вернулся на Дон, в станицу Букановскую. В 1924 году журналах появляются рассказы Шолохова, объединенные впоследствии в сборники «Донские рассказы» и «Лазоревая степь» (1926). Темы ранних рассказов – гражданская война на Дону, ожесточенная классовая борьба, место человека в социальных сдвигах, происходивших в деревне. Рассказы стали знаменитым явлением в советской литературе первой половины 20-х годов.
Уже в «Донских рассказах», подготовивших «Тихий Дон», гражданская война изображена «антиромантично», без прикрас. «Страницы рассказов густо окрашены кровью»,- писал Бирюков. Классовая ненависть сильнее родственных чувств. Сын казнит родного отца, отец в схватке убивает собственного сына. Шолохов показывает, как «безобразно просто» умирали люди.
В 1931 году начинает работу над романом «Поднятая целина» (1932 – 1960), где повествует о 1930 годе, о революционном переломе в жизни деревни: раскулачивание и коллективизация нашли отражение в романе.
Роман «Поднятая целина» экранизировался дважды: в 1940 году режиссёром Ю. Райзманом, в 1960 году режиссёром Ивановым.
В 1960 году выходит вторая книга «Поднятой целины». Шолохову присуждена Ленинская премия, которую он передаёт на строительство школы в станице Каргинской.
Во время Великой Отечественной войны Шолохов был военным корреспондентом «Правды», «Красной звезды», часто выезжал на фронт. Его очерки «На Дону», «На Смоленском направлении», рассказ «Наука ненависти» публиковались в разных изданиях и имели большую популярность, вдохновляли солдат на ратные подвиги.
Известными произведениями Шолохова также являются: рассказ «Судьба человека» (1956), неоконченный роман «Они сражались за Родину»(1942—1944, 1949, 1969). Вокруг имени Шолохова периодически всплывала проблема авторства его произведений. После выхода в свет романа «Тихий Дон» возник вопрос: как такой молодой писатель за такой краткий период смог создать столь объемное произведение. По распоряжению Иосифа Сталина даже была создана комиссия, которая, изучив рукопись писателя, подтвердила его авторство.
В 1958 году на Нобелевскую премию по литературе вместе с Шолоховым выдвигался Борис Пастернак, который и стал обладателем премии этого года.
Стоит отметить, что важным событием в биографии Михаила Шолохова был 1965 год: писатель получил Нобелевскую премию по литературе за роман-эпопею «Тихий Дон».
Подробнее: https://obrazovaka.ru/alpha/s/sholoxov-mixail-aleksandrovich-sholohov-mihail-aleksandrovich
С 60-х годов Шолохов практически перестал заниматься литературой, любил уделять время охоте и рыбалке. Все свои награды передал на благотворительность (постройку новых школ).
Умер писатель 21 февраля 1984 года от рака и был похоронен во дворе своего дома в станице Вешенской на берегу реки Дон.
После прочтения материала заполните таблицу
Основные события жизни и творчества М. А. Шолохова.
24 мая 1905 года |
|
В конце 1922 года, в 17 лет | |
В 1923 году в газете «Юношеская правда» | |
1926 год | |
1932 – 1960 | |
1928 – 1940 | |
Во время войны | |
1956 – 1957 | |
В 1965 году |
История создания романа. «Тихий Дон»
Изначально 21-летний писатель задумал роман «Донщина». Из воспоминаний: «Начал писать роман в 1925 году. Первоначально не мыслил так широко его развернуть. Хотел показать казаков в революции. Начал с их участия в походе Корнилова на Петроград. Написал 5-6 листов, но почувствовал: что-то не то». Не смог объяснить, что заставило казаков выступить против Временного правительства и вообще кто они. Для этого писателю пришлось вернуться назад, к мирной жизни, в хутор Татарский станицы Вёшенской, в май 1912 года.
Осенью 1926 года Шолохов сел за работу, а уже через год в журнале «Октябрь» вышла первая книга, в 1928 году – вторая, вобравшая в себя те самые отложенные главы «Донщины». Но выход третьей книги затормозился. В ней восстание казаков 1919 года –болезненная для новой власти тема. Так, писатель Фадеев от лица РАПП заявляет: «Настоятельно рекомендую автору сделать Мелехова «нашим». Шолохов предпочел просто не печатать роман. В итоге Мелехов, вопреки рекомендациям, пришел вовсе не к большевизму, а к оставленной земле, к дому, к сыну. В итоге в 1953 году роман вышел, но в сильно «урезанном» и «дополненном» виде. И только в 1980 году – в полном.
Каков жанр главного произведения Шолохова? Это роман- эпопея.
Вспомните особенности произведения Л.Н.Толстого «Война и мир».
Роман- эпическое произведение, в котором судьба личности прослеживается в связи с судьбой общества, судьбой эпохи в художественном пространстве и времени.
Эпопея - разновидность романа, с особой полнотой охватывающая исторический процесс в многослойном сюжете, включающем многие человеческие судьбы и драматические события
Действительно, в романе-эпопее «Тихий Дон» тоже изображены крупные события (первой мировой и гражданской войны) и большое количество персонажей, представляющих разные социальные и политические группы.
Основное действие длится 9 лет – с весны 1912 по весну 1921 г.
Шолохов не вводит в роман философских рассуждений или прямых оценок, но почти каждый шаг главного героя соотнесен с жизнью народа и природы.
Сюжетно-композиционные особенности романа.
Для создания обобщённой картины народной жизни и придания эпической широты повествованию автор использует параллелизм (сопоставляются два мира — мир природы и человека, подчеркиваются их единство в общем потоке жизни):
1) течение Дона уподобляется течению бытия (эта параллель подчёркивает, что жизнь, как и реку, не остановить, несмотря на все потрясения, постигающие мир людей);
2) гармония природы оттеняет дисгармоничность и несовершенство человеческих отношений.
3) помогает раскрыть внутренний мир отдельного человека
4) создаёт определённую эмоциональную атмосферу, подготавливая читателя к восприятию последующих событий
Композиционный принцип построения романа – антитеза: мирная трудовая жизнь, любовь с одной стороны, и война, жестокость, с другой.
Название романа символично: «Дон-батюшка да земля-матушка» издавна почитались казаками как главные жизненные ценности (готовность защищать родную землю и крестьянский труд)
Содержание романа контрастирует с фольклорно-поэтическим названием, превращая его в оксюморон: Дон не тих и не спокоен…
Особенности повествования романа-эпопеи.
Первый том – 1912 – 14 гг. Завязки всех «романных» отношений, призыв Григория на службу и вплоть до отпуска и разрыва с Аксиньей.
Второй том – с октября 1916 по 1918 (казнь подтелковцев). Первая попытка установить советскую власть на Дону.
Третий том – Верхнедонское восстание 1919 года «за советскую власть без коммунистов».
Четвертый том – метания Григория: Новороссийск, Красная Армия, конница Буденного, банда Фомина, попытка бегства, жизнь у дезертиров и финал.
Лейтмотивом эпопеи становится трагедия «тихого Дона»
Жизни донского казачества посвятил свой знаменитый роман «Тихий Дон» Нобелевский лауреат 1965 года Михаил Александрович Шолохов.
Герои «Тихого Дона» - казаки, они и труженики-земледельцы, и воины. Живут в затерянном в донских степях хуторе Татарском, на берегу Дона, вдали от больших городов.
Композиционно шолоховская эпопея строится вокруг трагического жизненного пути Григория Мелехова. Это путь, в котором прочитывается судьба всего донского казачества…
Система образов.
Центр мироздания казачества- хутор Татарский , в котором живет Григорий Мелехов.
С ним незримыми нитями связаны другие персонажи:
- пламенное сердце- Аксинья Астахова;
- страдающая, но любящая и верная Наталья;
- друг детства, а потом враг Мишка Кошевой;
- вспыльчивый, иногда смешной, но строгий и работящий Пантелей Прокофьевич – отец Григория;
- хлопотливая Ильинична - мать;
- хуторские казаки - однополчане Гришки.
Медленно, неторопливо течет хуторская жизнь. Автор рассказывает о хозяйственных заботах Пантелея Прокофьевича, описывает неприхотливый быт его семьи, баз с хозяйственными постройками.
Мелеховы - дружная, работящая семья. Гришка Мелехов - еще молодой, неотслуживший казак, живет спокойно, ни о чем не задумываясь. Он и его сверстники участвуют в лихих скачках, ходят на игрища, работают до горького пота в поле, рыбалят. Вот их жизнь.
Пишет М.А.Шолохов и о жестоких, нелепых или унизительных старых обрядах и обычаях казаков. Но это не мешает автору видеть и красоту в их жизни.
Мирная жизнь была прекрасной: игрища, работа, любовь… Она заканчивается с началом Первой Мировой войны… А потом будут революции… А потом начнется гражданская…
Недаром эпиграфом к своему роману М.А.Шолохов взял горькие слова из старинной казачьей песни (на экране слайд со словами песни):
Не сохами-то славная землюшка наша распахана…
Распахана наша землюшка лошадиными копытами.
А засеяна славная землюшка казацкими головами,
Украшен-то наш тихий Дон молодыми вдовами,
Цветен наш батюшка тихий Дон сиротами,
Наполнена волна в тихом Дону отцовскими,
материнскими слезами.
События начала века стали трагедией для народа:
так много крови было пролито;
так много жизней они унесли;
так много судеб искалечили…
Эта народная трагедия раскрывается через судьбу Григория Мелехова - казака, прошедшего Первую Мировую и гражданскую войны. Он стал жертвой тех глобальных событий.
Идеологи говорили, что тогда надо было быть «белым» или «красным». Третьего не дано. М.А.Шолохов пишет:
«Через хутор словно кто борозду пропахал и разделил людей на две враждебных стороны. С одной - хуторская беднота; с другой - местные богатеи, часть середняков и те, кто не любил новую власть».
А Мелехов как раз и пытается найти этот третий путь, руководствуясь в своих поступках кодексом чести казака. Он хочет остаться просто человеком: жить, работать, завести семью, растить детей, пахать землю и выращивать хлеб…
Через страшные испытания прошел герой: он подвергался смертельной опасности и убивал сам, а потом мучился угрызениями совести; он метался от «белых» к «красным» и обратно, пытаясь понять, где его место; он потерял почти все - многих товарищей-односельчан, жену Наталью, свою возлюбленную Аксинью…
«…Похоронив ее, он поднимает глаза и видит в небе черное солнце…»
Возвращается Григорий к своему опустевшему дому, где уже есть другой хозяин - муж сестры Дуняшки Мишка Кошевой, когда-то в детстве - друг, а сейчас - враг.
«Григорий взял на руки сына… Что ж, вот и сбылось то немногое, о чем бессонными ночами мечтал Григорий. Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына…
Это было все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром».
Домашнее задание:
Перечитать эпизоды первой части: «История Прокофия Мелехова» (гл. 1), «Утро в семье Мелеховых», «На рыбалке» (гл. 2), «На сенокосе» (гл. 9), сцены сватовства и свадьбы Григория и Натальи (гл. 15—22), призыв на воинскую службу, Григорий на медицинском осмотре (часть вторая, гл.21).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему "Самостоятельная работа студентов на уроках литературы"
Доклад "Самостоятельная работа студентов на уроках литературы"...
Самостоятельная работа обучающихся с технической литературой как средство формирования профессиональных компетенций
Самостоятельная работа обучающихся с технической литературой как средство формирования профессиональных компетенций...
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работе студентов по дисциплине " Литература"
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работе по дисциплине "Литература" предназначены для студентов 2 курса....
ОУДб02 ЛИТЕРАТУРА МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по выполнению самостоятельной работы по дисциплине ОУДб02 Литература__ 21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений
Дорогие ребята! С целью качественной подготовки к занятиям по литературе размещаю в помощь вам "Методические указания по ВСР", которые состоят из карты самостоятельной работы обучающег...
Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по ОУД.02 Литература для специальности 38.02.03 Операционная деятельность в логистике
Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по ОУД.02 Литература для специальности 38.02.03 Операционная деятельность в логистике...
Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по ОУД.02 Литература-2018/19 для специальности 38.02.03 Операционная деятельность в логистике
Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по ОУД.02 Литература-2018/19 для специальности 38.02.03 Операционная деятельность в логистике...
Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по ОУД.02 Литература-2018/19 для специальности 38.02.03 Операционная деятельность в логистике
Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по ОУД.02 Литература-2018/19 для специальности 38.02.03 Операционная деятельность в логистике...