Самостоятельная работа обучающихся с технической литературой как средство формирования профессиональных компетенций
статья по теме
Самостоятельная работа обучающихся с технической литературой как средство формирования профессиональных компетенций
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya-sam.rabota_obuch.s_teh.liter_.docx | 21.38 КБ |
Предварительный просмотр:
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЕХНИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ.
Практика показывает, что учащиеся образовательных учреждений СПО, часто оказываются неподготовленными к самостоятельной работе с учебной или справочной литературой по профессии, не говоря уже о научно-популярных книгах и журналах.
Формирование у обучающихся умений работать с учебно-технической литературой является составной частью проблемы формирования умений самостоятельно приобретать знания. Эта проблема имеет большое значение в связи с вводом Федеральных государственных образовательных стандартов СПО нового поколения.
Современный рабочий нуждается в углублении знаний. В учебном процессе техническая литература выполняет ряд функций:
- является источником новых знаний
- служит эффективным средством закрепления изложенного преподавателем материала
- способствует организации самостоятельной работы обучающихся на уроке
- активизирует познавательную деятельность.
Междисциплинарные курсы профессиональных модулей обеспечивают получение обучающимися знания научных основ современной техники и технологии производства в объёме, необходимом для сознательного, прочного и глубокого овладения профессией. В учебном материале можно выделить оборудование и технологию (способы обработки сырья и материалов для получения из них готовой продукции), теоретические сведения. Основная задача при работе с таким материалом - разобраться, сопоставляя текст и сопровождающие его иллюстрации, в структуре и взаимодействии частей изучаемого; выявить логические связи. Одной из важных и сложных задач, которую приходится решать обучающимся в процессе изучения технического и технологического содержания учебной и справочной литературы, является применение знаний по смежным дисциплинам. Причём явление с естественнонаучной точки зрения рассматривается, как правило, раньше, чем его применение в технических устройствах или технологических процессах.
Необходимо разъяснять обучающимся научные основы производства в трудовых процессах, составляющих содержание учебного материала и являющихся средством конкретизации изучаемых понятий, углубленное изучение материалов по тем разделам, которые особенно важны для более глубокого овладения профессией, для осуществления прикладной, практической (профессиональной) направленности.
Анализ содержания учебников по междисциплинарным курсам профессиональных модулей показывает, что оно обладает сложной структурой (оборудование, технология, теоретические сведения), включает большой объём разнородного материала как информативного характера, так и теоретического, базирующегося на выявлении причинно-следственных связей. Работа с техническим материалом требует абстрактного, образного и наглядного мышления, умения при чтении представить себе в динамике сложные явления и процессы. В технической литературе приводятся также расчёты, схемы, таблицы, рисунки, графики. Специфическая особенность междисциплинарных курсов профессиональных модулей – их тесная связь с физикой и дисциплинами профессионального цикла (материаловедением, инженерной графикой, электротехникой и др.) и самое главное – с производственным обучением.
Структурно – логические схемы являются основой для самостоятельной работы с технической литературой, помогают отбирать и усваивать необходимую информацию о техническом устройстве или технологическом процессе. Элементы схемы расположены не в порядке значимости, так как все они одинаково существенны, а по логике познавательной деятельности: для оборудования сначала состав, затем назначение частей; для технологии сначала условия протекания процесса, затем способы и последовательность его прохождения, способы контроля. Структурно – логические схемы используются в процессе обучения как средство, способствующее формированию у обучающихся умений анализировать, понимать и усваивать материал технической литературы. Отсюда вытекает сущность самостоятельной работы с учебной технической литературой:
- умение определить характер технического материала
- выявить его компоненты в зависимости от характера материала
- установить связь между компонентами в каждом виде материала
- кратко выразить компоненты в виде структурно – логической схемы и тем самым понять и усвоить материал.
Требования к подготовке творчески активной личности рабочего, который сможет быстро осваивать изменяющуюся технику, диктуют необходимость самого пристального внимания при проведении индивидуальных консультаций в ходе написания выпускных квалификационных работ и подготовке к защите в ходе государственной итоговой аттестации.
Умение работать с технической литературой обеспечивает творческий подход к решению поставленных задач и самостоятельный поиск путей достижения цели выпускниками СПО, что способствует формированию профессиональных компетенций.
Профессиональная и социальная компетентность выпускников является интегральным критерием качества профессионального обучения, залогом их успешного трудоустройства, личностной реализации, готовности к дальнейшему профессиональному росту и самосовершенствованию.
Литература
- Иванов Е.В., Косова Л.И., Аветова Т.Ю.
Инновационные педагогические технологии - СПб «Полиграф-С», 2004.
- Скакун В.А. Методика преподавания специальных и общетехнических
предметов. М: Академия, 2006.
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования Профессия 150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная среда как средство формирования профессиональных компетенций
В Байкальском базовом медицинском колледже существуют материально-технические возможности для организации современной учебной деятельности и развития студентов. Проведение научно-практичес...
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Методическая разработка интегрированного учебного занятияпо технологии ювелирных изделий и основам изобразительного искусства: графике.Ажурные узоры филиграни...
Статья "Способы и средства формирования профессиональных компетенций у обучающихся по профессии "Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)" в ГАПОУ "Краснокаменский горно-промышленный техникум"
В настоящее время основой формирования профессиональных компетенций, обуславливающей объективное качество подготовки выпускников образовательных учреждений НПО/СПО, являются федеральные государс...
Обобщение педагогического опыта «Системно-деятельностный подход в обучении как средство формирования профессиональных компетенций обучающихся по профессии «Оператор швейного оборудования»
Данный педагогический опыт адресован мастерам производственного обучения, преподавателям дисциплин профессионального цикла, работающих в учреждениях среднего профессионального образования. Предл...
Стендовый доклад «Способы и средства формирования профессиональных компетенций у обучающихся по профессии «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)»
В докладе представлены материалы из опыта работы преподавателя дисциплин профессионального цикла по теме «Способы и средства формирования профессиональных компетенций у обучающихся ...
РАБОТА В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
В статье рассматривается основные направления использования социальных сетей работников образования при организации профессиональной деятельности воспитателя. Делается вывод о необходимости не только ...
Статья: Внеаудиторная самостоятельная работа как средство формирования профессиональных компетенций обучающихся
Самостоятельная работа - это один из способов организации образовательного процесса, стимулирующая активность и познавательный интерес студента....