ОУДб02 ЛИТЕРАТУРА МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по выполнению самостоятельной работы по дисциплине ОУДб02 Литература__ 21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений
методическая разработка на тему
Дорогие ребята! С целью качественной подготовки к занятиям по литературе размещаю в помощь вам "Методические указания по ВСР", которые состоят из карты самостоятельной работы обучающегося, порядка выполнения работы обучающимся, инструкции по выполнению различных видов самостоятельной работы, методических указаний по выполнению, списка рекомендованной литературы.
В карте самостоятельной работы указаны:
- номер самостоятельной работы;
- наименование темы, по которой запланировано выполнение самостоятельной работы;
- наименование самостоятельной работы;
- вид работы;
- количество часов на выполнение;
- формы контроля;
- формируемые знания, умения и навыки.
Для выполнения самостоятельной работы рекомендуется пользоваться конспектами занятий, учебной литературой, которая предложена в списке рекомендуемой литературы, Интернет-ресурсами или другими источниками по усмотрению обучающегося.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vsr_litra_re_2018.docx | 83.29 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Югорский государственный университет»
НИЖНЕВАРТОВСКИЙ НЕФТЯНОЙ ТЕХНИКУМ (филиал)
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего образования
«Югорский государственный университет»
ОУДб02 ЛИТЕРАТУРА
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по выполнению самостоятельной работы
по дисциплине ОУДб02 Литература__
21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений
Нижневартовск
- 2018-
| УТВЕРЖДЕНА заседанием методического совета Протокол №___от_______________ Председатель методсовета ______________________ Р.И. Хайбулина |
Разработчики:
Григорьева О.А., преподаватель Нижневартовского нефтяного техникума (филиала) ФГБОУ ВО «ЮГУ».
Лексина Н.И., преподаватель Нижневартовского нефтяного техникума (филиала) ФГБОУ ВО «ЮГУ».
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка 4
1. Карта самостоятельной работы обучающегося 7
2. Порядок выполнения самостоятельной работы обучающимся 14
2.1. Инструкции по выполнению различных видов самостоятельной работы, предусмотренных рабочей программой ОУДб02 Литература 14
2.2. Методические указания по выполнению самостоятельной работы 18
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методические указания по организации самостоятельной работы (далее – методические указания) разработаны в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины ОУДб 02 Литература, утвержденной 11.06.2018 г.
Содержание методических указаний соответствует требованиям Письма МИНОБРНАУКИ РФ от 17 марта 2015 г № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования» по всем специальностям и примерной программе учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература» для профессиональных образовательных организаций, реализующих программу подготовки специалистов среднего звена СПО на базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего образования, одобренной ФГАУ «Федеральный институт развития образования» от 21.07.2015 г.
Целью методических указаний является оказание помощи обучающимся в выполнении самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУДб 02 Литература.
Задачами методических указаний по организации самостоятельной работы являются:
- активизация самостоятельной работы обучающихся;
- определение содержания самостоятельной работы обучающихся;
- установление требований к различным формам самостоятельной работы;
- определения порядка выполнения самостоятельной работы обучающимися;
- формулирование методических рекомендаций по выполнению самостоятельной работы.
Методические указания состоят из карты самостоятельной работы обучающегося, порядка выполнения работы обучающимся, инструкции по выполнению различных видов самостоятельной работы, методических указаний по выполнению, списка рекомендованной литературы.
В карте самостоятельной работы указаны:
- номер самостоятельной работы;
- наименование темы, по которой запланировано выполнение самостоятельной работы;
- наименование самостоятельной работы;
- вид работы;
- количество часов на выполнение;
- формы контроля;
- формируемые знания, умения и навыки.
Для выполнения самостоятельной работы рекомендуется пользоваться конспектами занятий, учебной литературой, которая предложена в списке рекомендуемой литературы, Интернет-ресурсами или другими источниками по усмотрению обучающегося.
При освоении учебной дисциплины предусматриваются различные виды самостоятельной работы обучающегося:
- для освоения теоретических знаний:
- чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы и т.д.);
- анализ, структурирование и логически последовательное изложение текста в виде конспекта;
- выписки из текста;
2) для закрепления и систематизации полученных знаний:
- анализ конспекта лекции; учебного материала;
- составление плана и тезисов ответа;
- составление ответов на вопросы;
- подготовка тезисов сообщений к выступлению;
3) для формирования умений и навыков:
- заучивание и чтение наизусть;
- анализ результатов выполненных исследований по рассматриваемым проблемам;
- подготовка и оформление индивидуальных и групповых проектов;
- подготовка и оформление презентаций.
Выполнение самостоятельной работы учебной дисциплины ОУДБ01 Русский язык достижение обучающимися следующих результатов:
личностных:
(Л)1 сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
(Л)2 сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
(Л)3 толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
(Л)4 готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
(Л)5 эстетическое отношение к окружающему миру;
(Л)6 совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов;
(Л)7 использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов и др.);
метапредметных:
(М)1 понимание проблемы, умение выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
(М)2 умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
(М)3 умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;
(М)4 владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
(М)5 владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
(М)6 применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
• предметных:
(П)1 сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;
(П)2 сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений;
(П)3 владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
(П)4 владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
(П)5 знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурное и нравственно-ценностное влияние на формирование национальной и мировой культуры;
(П)6 сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
(П)7 способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
(П)8 владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
(П)9 сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 59 |
сообщение/проект/доклад | 18 |
презентация | 4 |
конспект | 5 |
заучивание наизусть | 16 |
творческое задание/сочинение | 6 |
самостоятельное чтение художественного произведения | 10 |
Выполнение самостоятельной работы обучающихся оценивается и фиксируется в журнале учебных занятий группы на календарный учебный год.
В дальнейшем методические указания могут быть переработаны при изменении Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования.
I КАРТА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
№ работы | Наименование темы | Наименование самостоятельной работы
| Вид работы | Форма контроля | Кол-во часов | Формируемые умения и знания (результаты) |
1 | Тема 1.2 Реализм. А.С. Пушкин. «Солнце русской поэзии» | Чтение трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери» («Маленькие трагедии»). Сочинение на тему «Гений и злодейство – две вещи несовместимые». | Чтение трагедии. Сочинение. | Знание содержания трагедии. Проверка сочинения. | 2 | (Л)2, 5, 6; (М)1-3,5; (П) 1-2,4-6, 7, 9. |
2 | Тема 1.4 Поэзия А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. Сравнительный анализ стихотворений по плану | Темы: Лирика М.Ю. Лермонтова, «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма «Мцыри». Роман «Герой нашего времени». Стихотворения: «Одиночество», «Я не для ангелов и рая…», «Мой Демон», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Я не унижусь пред тобой…», «Благодарность», «Пророк». | Чтение стихотворений. Сообщение/ Презентация. | Выразительное чтение стихотворений, знание содержания романа, сообщения/ защита презентаций. | 2 | (Л)1,4-7; (М)1-3,5; (П) 2-5, 7-8. |
3 | Тема 1.6 Н.В. Гоголь. Портрет | Н.В. Гоголь. Повесть «Портрет». | Чтение повести. Составление подробного плана повести. | Проверка плана. | 2 | (Л)2, 5, 6; (М)1-3,5; (П) 1-2,4-6, 7, 9. |
4
| Тема 2.3 А.Н. Островский. Оптимизм драмы «Гроза» | Конспект: «Гроза» в русской критике: И. А. Добролюбов «Луч света в темном царстве (фрагменты); А. А. Григорьев «После "Грозы " Островского. Письма к И. С. Тургеневу» (фрагменты). Современные трактовки пьесы.
| Работа с первоисточниками (конспектирование и реферирование критических статей и литературоведческих текстов). Работа со словарями, справочниками, энциклопедиями | Проверка конспекта.
| 2
| (Л)1-2, 6; (М)1,3-5; (П) 1-2,4-6. |
5 | Тема 2.4 И.А. Гончаров Роман «Обломов» | Работа с первоисточниками (критические статьи и литературоведческие тексты). Роман «Обломов» в оценке критиков (Н. Добролюбова, Д. Писарева, И. Анненского и др.). | Конспектирование и реферирование. Работа со словарями, справочниками, энциклопедиями | Проверка конспектов, работа со словарями. | 2 | (Л)1-2, 6; (М)1,3-5; (П) 1-2,4-6. |
6 | Тема 2.5 И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети». | И.С. Тургенев. «Отцы и дети». Д.И.Писарев. «Базаров». Творческое задание «Чем опасен нигилизм?»
| Чтение романа. Сочинение/ творческая работа. | Ответы на проблемные вопросы. Проверка сочинения. | 4 | (Л)1-2, 6; (М)1,3-5; (П) 1-2,4-6-7. |
7 | Тема 2.11 «Все ли дозволено гениям?» Сочинение по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» | 1. Чтение произведения. Самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы. 2. Сочинение.
| Чтение произведения. Выборочные пересказы, сам. поиск ответов на проблемные вопросы. Сочинение. | Знание текста романа. Пересказы, проверка сочинения. | 4 | (Л)1-2, 6; (М)1, 5; (П) 1-2,4-6-7. |
8 | Тема 2.12 Л.Н. Толстой. Жизнь и творчество. Духовные искания писателя. Роман-эпопея «Война и мир»
| 1. «Севастопольские рассказы» (общая характеристика). 2. Сравнительный анализ героев «Кутузов и Наполеон как два полюса романа», «А. Болконский и П.Безухов» (сравнительная таблица/ презентация/ доклад). 3. Сочинение.
| Индивидуальные и групповые проекты. Составление сравнительной таблицы/ презентация/ доклад. Сочинение. | Защита сравнительной таблицы/ презентации/ доклада. Проверка сочинения. | 4 | (Л)1-2, 6; (М)1,3-5; (П) 1-2,4-6-7,9. |
9 | Тема 2.18 Творчество Н. Г. Чернышевского, Н.С. Лескова, М.Е. Салтыкова-Щедрина | Темы: 1. «Общество будущего в романе Н.Г. Чернышевского “Что делать?». 2. Художественный мир писателя. Праведники Н.С. Лескова. Творчество Н.С. Лескова в 1870-е годы (обзор романа «Соборяне»). 3. Повесть «Очарованный странник». Особенности композиции и жанра. Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности повествовательной манеры Н.С. Лескова. | Доклады/презентации/сообщения. | Защита доклада/презентации/сообщения. | 3 | (Л)1-2, 6; (М)1,3-5; (П) 1-2,4-6-7. |
10 | Тема 3.1 Алексей Константинович Толстой и др. поэты | Наизусть. Одно стихотворение А.К. Толстого (по выбору). | Стихотворение наизусть. | Выразительное чтение наизусть. | 1 | (Л)4- 6; (М)2-3; (П) 3,5,9. |
11 | Тема 3.3 А.А. Фет. Ф.И. Тютчев. Любовная лирика. Сравнительный анализ стихотворений | Наизусть. Одно стихотворение А.А. Фета (по выбору). | Стихотворение наизусть. | Выразительное чтение наизусть. | 2 | (Л)4- 6; (М)2-3; (П) 3,5,9. |
12 | Тема 3.4 Н.А. Некрасов. Поэзия. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» | Наизусть. Одно стихотворение Н.А. Некрасова (по выбору). | Стихотворение наизусть. | Выразительное чтение наизусть. | 2 | (Л)4- 6; (М)2-3; (П) 3,5,9. |
13 | Тема 4.2 А.П. Чехов. Драматургия. Пьеса «Вишневый сад» | Чтение пьесы «Вишнёвый сад». Типы персонажей. Выразительное чтение эпизодов. Творческое задание. «Тема интеллигентного человека в творчестве А.П. Чехова». | Чтение пьесы. Работа со словарём. Творческое задание. | Тест по пьесе, защита творческого задания. | 2 | (Л)1-2,5; (М)1-3,5-6; (П) 1-8. |
14 | Тема 5.2 Писатели-эмигранты. И. А. Бунин. А. И. Куприн | Презентация: Портреты и фотографии И.А. Бунина разных лет. Иллюстрации к произведениям И.А. Бунина. Чтение рассказов и повестей. И.А. Бунин. Натали. Легкое дыхание. Чистый понедельник. Солнечный удар и др. А.И. Куприн. Гранатовый браслет. Суламифь. Олеся. | Чтение рассказов и повестей. Презентация | Обсуждение прочитанного. Защита презентаций | 2 | (Л)1-2,5-6; (М)2-3,5; (П) 1-8. |
15 | Тема 5.3 «Серебряный век» русской поэзии | Чтение и обсуждение. Декларация-манифест футуристов «Пощечина общественному вкусу». Доклады/проекты: 1.Сведения из биографии поэтов. 2. Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии И. Северянина, оригинальность его словотворчества. Наизусть. Стихотворения поэтов рубежа веков (по выбору). | Проект/доклад. Наизусть. | Чтение и обсуждение прочитанного. Защита докладов/проектов. | 2 | (Л)1-3,4-7; (М)2-3,5; (П) 3,5,7-9. |
16 | Тема 5.5 Максим Горький. Пьеса «На дне» | Чтение пьесы «На дне». Сообщение/доклад: История жизни Актера (Бубнова, Пепла, Наташи или другого героя пьесы «На дне» (по выбору). | Чтение пьесы. Сообщение/доклад. | Защита докладов/сообщений. | 2 | (Л)1-2,5; (М)1-3,5-6; (П) 1-8. |
17 | Тема 5.7 Сравнительный анализ стихотворений А.А. Блока «О доблестях, о подвигах, о славе» и А.С. Пушкина « Я помню чудное мгновенье» | Наизусть. Стихотворения А.А. Блока (по выбору). | Наизусть. | Выразительное чтение наизусть | 1 | (Л)4- 6; (М)2-3; (П) 3,5,9. |
18 | Тема 6.2 В. В. Маяковский. Поэзия | Доклад/сообщение/ презентация. Наизусть. Музыка революции в творчестве В.В. Маяковского Стихотворения В.В. Маяковского (по выбору обучающегося). | Презентация/ доклад/ сообщение/ наизусть. | Защита докладов/ сообщений / выразительное чтение наизусть. | 2 | (Л)1-3,4-7; (М)2-3,5; (П) 3,5,7-9. |
19 | Тема 6.3 С. А. Есенин. Поэзия | Стихотворения С.А. Есенина (по выбору). | Наизусть. | Выразительное чтение наизусть. | 1 | (Л)4- 6; (М)2-3; (П) 3,5,9. |
20 | Тема 7.1 Культура и литература 30-х гг. М. Цветаева. О. Мандельштам. А. Платонов | Стихотворения М. Цветаевой, О. Мандельштама (по выбору). | Наизусть. | Выразительное чтение наизусть. | 2 | (Л)4- 6; (М)2-3; (П) 3,5,9. |
21 | Тема 7.4 Роман «Мастер и Маргарита». Тема добра и зла. «Кто ответствен за добро и зло на Земле? | Сообщение: 1. Фантастика и реальность в произведениях Н.В. Гоголя и М.Е. Салтыкова-Щедрина. Сатирическое изображение действительности в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина. 2. Иллюстрации русских художников к произведениям М.А. Булгакова. 3. В/ф «Мастер и Маргарита» (реж. В. Бортко). | Сообщения/ просмотр видеофильма. | Защита сообщения/ фотовыставка иллюстраций/ отзыв о фильме «Мастер и Маргарита» (р. В. Бортко) | 2 | (Л)1-2,5-7; (М)2-3,5; (П) 1-9. |
22 | Тема 7.5 М. А. Шолохов. Донские рассказы. Тихий Дон. И. Э. Бабель. Конармия | Чтение: М. Шолохов «Донские рассказы». И. Бабель. Рассказы. (По одному рассказу каждого автора) | Чтение произведений. | Обсуждение произведений. | 2 | (Л)1-2,5-6; (М)2-3,5; (П) 1-8. |
23 | Тема 8.2 А. А. Ахматова. Поэзия. Поэма «Реквием» | Стихотворения А.Ахматовой (по выбору). | Наизусть. | Выразительное чтение наизусть. | 1 | (Л)4- 6; (М)2-3; (П) 3,5,9. |
24 | Тема 8.3 Б.Л. Пастернак. Поэзия. Доктор Живаго | Стихотворения Б.Л Пастернака (по выбору). | Наизусть. | Выразительное чтение наизусть. | 1 | (Л)4- 6; (М)2-3; (П) 3,5,9. |
25 | Тема 9.1 Литература 1950—1980-х гг. В Быков. Сотников | Темы: 1. В. Быков «Сотников». 2. Г. Владимов «Верный Руслан». 3. В. Кондратьев «Сашка». 4. К. Воробьев «Убиты под Москвой». 5. Ю. Бондарев «Горячий снег». 6. Развитие жанра фантастики в произведениях А. Беляева, И. Ефремова, К. Булычёва и др. (по выбору). 7. Городская проза: тематика, нравственная проблематика, художественные особенности произведений В. Аксенова, Д. Гранина, Ю. Трифонова, В. Дудинцева и др. (по выбору) | Подготовка докладов /сообщений/презентаций | Защита докладов/сообщений/презентаций. | 2 | (Л)1-2,5-7; (М)2-3,5; (П) 1-8. |
26 | Тема 9.2 В. М. Шукшин. Деревенская проза | Чтение рассказов В.М. Шукшина «Выбираю деревню на жительство», «Срезал», «Чудик» и др. (по выбору). | Чтение рассказов. | Письменный отзыв/эссе. | 1 | (Л)1-2,5-6; (М)2-3,5; (П) 1-8. |
27 | Тема 9.3 Поэзия 1950—1980-е гг. Авторская песня. В. Высоцкий и Б. Окуджава. Поэзия Н. Рубцова | Доклад/сообщение/презентация: 1. Есенинские традиции в лирике Н. Рубцова. Наизусть. Н. Рубцов. Стихотворения: «Березы», «Поэзия», «Оттепель», «Не пришла», «О чем писать?», «Сергей Есенин», «В гостях», «Грани». Б. Окуджава. Стихотворения: «Арбатский дворик», «Арбатский романс», «Ангелы», «Песня кавалергарда», «Мы за ценой не постоим…». А. Вознесенский. Стихотворения: «Гойя», «Дорогие литсобратья», «Автопортрет», «Гитара», «Смерть Шукшина», «Памятник». Р. Гамзатов. Стихотворения: «Журавли», «Есть глаза у цветов», «И люблю малиновый рассвет я…», «Не торопись». Стихотворение наизусть (по выбору). | Доклад/сообщение/ презентация. Наизусть. | Защита доклада, сообщения. Выразительное чтение наизусть. | 2 | (Л)1-3,4-7; (М)2-3,5; (П) 3,5,7-9. |
28 | Тема 10.1 Драматургия 1950—1960-х г. А. В. Вампилов | Доклад/сообщение/презентация: 1. О жизни и творчестве одного из драматургов 1950—1980-х годов. 2. Обзор жизни и творчества А. Вампилова. Проза А. Вампилова. 2. Нравственная проблематика пьес А. Вампилова «Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын». Своеобразие драмы «Утиная охота». 3. Пьеса «Провинциальные анекдоты». Гоголевские традиции в пьесе А. Вампилова «Провинциальные анекдоты». | Доклад/сообщение/ презентация. | Защита доклада/ презентации/ сообщения. | 2 | (Л)1-2,5-7; (М)2-3,5; (П) 1-8. |
29 | Тема 10.3 А.И. Солженицын. Один день Ивана Денисовича. Матренин двор. | Рассказы «Матренин двор», «Один день Ивана Денисовича» | Чтение рассказов. | Письменный отзыв/эссе. | 1 | (Л)1-2,5-6; (М)2-3,5; (П) 1-8. |
30 | Тема 11.1 Вторая волна эмиграции. И. Бродский и др. | Доклад, сообщение или презентация: 1. Общественно-культурная ситуация в России конца ХХ — начала ХХI века. Смешение разных идеологических и эстетических ориентиров. Всплеск антитоталитарных настроений на рубеже 1980—1990-х годов. 2. «Задержанная» и «возвращенная» литература. 3. Отражение постмодернистского мироощущения в современной литературе. Основные направления развития современной литературы. 4. Развитие рок-поэзии. Драматургия постперестроечного времени. 5. Проза А. Солженицына, В. Распутина, Ф. Искандера, Ю. Коваля, В. Маканина, С. Алексиевич, О. Ермакова, В. Астафьева, Г. Владимова, Л. Петрушевской, В. Пьецуха, Т. Толстой и др. (по выбору) | Доклад/сообщение/ презентация. | Защита доклада/сообщения/ презентации. | 2 | (Л)1-2,5-7; (М)2-3,5; (П) 1-8. |
2. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
2.1 Инструкции по выполнению различных видов самостоятельных работ
(виды работ в соответствии с программой учебной дисциплины ОУДб 02 Литература).
- Создание учебного творческого проекта на заданную тему.
Учебный проект – это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт (материальный или интеллектуальный) от идеи до ее воплощения, обладающий субъективной или объективной новизной, выполненный под контролем или при консультации преподавателя...»
(Г.К. Селевко. Энциклопедия образовательных технологий, т.1, стр.228).
Критерии оценивания проектной деятельности обучающихся (от 0 до 10 баллов)
Критерии оценивания проектной деятельности обучающихся | Самооценка | Оценка обучающихся | Оценка руководителя проекта | Общий результат |
1. Постановка целей и путей ее достижения | ||||
2. Постановка и обоснование проблемы | ||||
3. Раскрытие темы | ||||
4. Разнообразие источников, их целесообразность | ||||
5. Соответствие работы цели и содержанию проекта | ||||
6. Анализ работы, выводы, перспективы | ||||
7. Творческий подход к работе (личная заинтересованность) | ||||
8. Выразительность и речевая грамотность | ||||
9. Качество проведения презентации | ||||
10. Качество проекта в целом |
- Составление тезисов (для выступления с докладом).
Тезисы – основные положения текста, в них коротко, но четко выделены и сформулированы главные мысли автора по тому или иному вопросу.
Требования к составлению тезисов (написание доклада)
Петров Иван, группа 3БС70
Научный руководитель _________________
Нижневартовский нефтяной техникум(филиал) ФГБОУ ВО «ЮГУ»
г. Нижневартовск
Текст работы и тезисов предоставляется на бумажном носителе и в электронном виде и должен соответствовать нижеследующим требованиям:
1. Документ в редакторе МS Word
2. Параметры страницы: формат А4 (210x297), поля: левое, правое 2 см, верхнее 2 см, нижнее 1см
3. Параметры текста: шрифт Times New Roman кегель 12 пт, интервал полуторный, выравнивание текста по ширине.
Тезисы могут содержать не только текст, но и графики, таблицы, фотографии.
В тезисе необходимо сформулировать проблемы, отразить объект исследования, достигнутый уровень процесса исследования, новизну результатов, область их применения.
Размер тезисов для обучающихся 1-3 курсов не должен превышать более 2 страниц.
Тезисы должны быть тщательно отредактированы, не содержать ошибок.
Название работы пишется заглавными буквами полужирного шрифта. На следующей строке следуют фамилия, имя, учебная группа автора, напечатанное полужирным курсивом. Ниже полужирным курсивом печатается словосочетание «научный руководитель» и фамилия, инициалы научного руководителя. Далее курсивом следует название учебного заведения и через запятую город. Все вышеуказанные реквизиты пишутся по центру страницы. После пропуска одной строки располагают основной текст тезиса.
Использованная литература:
1.
2. и т.д.
3.Работа над докладом
Научный доклад – это сообщение о постановке проблемы, о ходе исследования, о его результатах. Это научное сообщение, содержащее объективно новые сведения. В гуманитарном докладе новизна в большей мере субъективна. Она определяется наличием новых фактов или оригинальной интерпретацией, наличием своей точки зрения, своей позиции. При подготовке доклада необходимо использовать основную и дополнительную литературу. Обучающийся должен подготовить материал в соответствии с темой доклада, составить план сообщения и подготовиться к устному сообщению.
Критерии оценивания доклада
Баллы | Критерии |
«5» | Объем доклада составляет 5-6 страниц, текст напечатан аккуратно, в соответствии с требованиями, раскрыта тема доклада полностью, информация взята из нескольких источников, доклад написан грамотно, без ошибок. Отличное знание материала, приведены соответствующие доводы, даны развернутые ответы на вопросы и аргументированы. |
«4» | Объем доклада составляет 5-6 страниц, текст напечатан аккуратно, в соответствии с требованиями, имеют место небольшие опечатки, полностью раскрыта тема доклада, информация взята из нескольких источников, доклад написан грамотно, с небольшими недочетами. Хорошее знание материала, приведены соответствующие доводы, но докладчик не смог дать развернутые ответы на вопросы и привести соответствующие аргументы. |
«3» | Объем доклада составляет менее 4 страниц, текст напечатан неаккуратно, много опечаток, тема доклада раскрыта не полностью, информация приведена из одного источника, написано с ошибками. При защите доклада обучающийся продемонстрировал слабое знание материала, не смог привести соответствующие доводы и аргументировать свои ответы. |
«2» | Объем доклада составляет менее 4 страниц, текст напечатан неаккуратно, много опечаток, тема доклада не раскрыта, информация приведена из одного источника, написано с большим числом ошибок. При защите доклада обучающийся продемонстрировал слабое знание материала, не смог раскрыть тему, не отвечал на вопросы. |
- Выполнение презентации
Презентация представляет собой последовательность слайдов, содержащих текст, рисунки, фотографии, анимацию, видео и звук. Цель презентации – донести до целевой аудитории полноценную информацию об объекте презентации в удобной форме.
Требования к выполнению презентации:
- не следует перегружать слайды текстом; дизайн должен быть простым, а текст – коротким;
- наиболее важный материал лучше выделить курсивом, подчеркиванием, жирным шрифтом, прописные буквы рекомендуется использовать только для смыслового выделения фрагмента текста;
- не следует использовать много мультимедийных эффектов анимации;
- для удобного прочтения презентации лучше выбирать темный цвет для фона и светлый цвет шрифта. Размер шрифта: 24-25 пункта (заголовок), 18-36 пунктов (обычный текст); тип шрифта: для основного текста гладкий шрифт без засечек (Arial, Tahoma, Verdana), для заголовка можно использовать декоративный шрифт, если он хорошо читаем;
- оформление слайда не должно отвлекать внимание слушателей от содержательной части;
- слайды презентации должны быть выполнены в одном стиле;
- текст презентации должен быть написан без орфографических и пунктуационных ошибок.
Оформление презентации
Первый слайд презентации — титульный.
На нем указывается: 1) место учебы автора: название учебного заведения, группа; 2) тема работы; 3) Ф.И.О. автора (полностью); 4) Ф.И.О. руководителя (полностью).
Второй-третий слайды презентации — цель работы.
Предпоследний слайд презентации — список источников основного содержания, (тексты, схемы и т.д.).
Последний слайд презентации — список источников иллюстраций. Для каждой иллюстрации, используемой в презентации, должен быть указан источник.
Общее количество слайдов презентации – не ограничено. Одну презентацию может подготовить коллектив авторов от 2 до 5 человек. В данном случае на титульном слайде необходимо указать сведения обо всех авторах (полностью).
Критерий оценивания презентации
Баллы | Критерии |
«5» | В презентации полностью раскрыта тема, соблюдены требования к оформлению презентации, обучающийся может обосновать свои суждения, найти нестандартный подход в раскрытии темы, привести необходимые примеры, свободно ориентируется в структуре презентации. |
«4» | Не полностью раскрыта в презентации тема; не соблюдены требования к оформлению презентации, обучающийся затрудняется в обосновании своих суждений, не ориентируется в структуре презентации. |
«3» | Не полностью раскрыта в презентации тема; не все соблюдены требования к оформлению презентации, обучающийся затрудняется в обосновании своих суждений, плохо ориентируется в структуре презентации. |
«2» | Работа не выполнена или не содержит материал по вопросу. |
- Конспект
Конспект (лат.) – обзор, краткая запись лекции, статьи, раздела в учебнике и т.д. Это умение сокращать текст. Это вторичный жанр речи. Конспект может быть составлен по отдельному тексту, по нескольким источникам, посвященный одной теме.
Виды конспекта: конспект-план, конспект-схема, текстуальный конспект.
6. План анализа стихотворения
1. Дата написания и публикации.
2. Место, занимаемое в творчестве поэта.
3. Творческая история.
4. Основная тема.
5. Смысл названия.
6. Лирический сюжет и его движение.
7. Композиция. Наличие обрамления. Основные структурные части.
8. Основное настроение, тональность стихотворения, опорные слова.
9. Лирический герой, его своеобразие и способы самораскрытия.
10. Другие лирические персонажи, образы, их переживания.
11. Позиция автора (восторг, негодование, элегическая грусть, полемика и т.д.).
12. Музыка стихотворения.
13. Ритм, размер, характер рифмы.
14. Лексика; языковые выразительные средства.
15. Поэтический синтаксис.
16. Звукопись. Фонетическая окраска стиха.
17. Идея стихотворения, как она выражена.
18. Отзывы критиков о стихотворении.
19. Звучание стихотворения в наши дни.
7. Чтение наизусть
Оценка "5" - твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.
Оценка "4" - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.
Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.
Оценка "2" - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст.
8. Выразительное чтение стихотворения
Требования к выразительному чтению:
1. Правильная постановка логического ударения.
2. Соблюдение пауз.
3. Правильный выбор темпа.
4. Соблюдение нужной интонации.
5. Безошибочное чтение.
Оценка "5" - выполнены правильно все требования.
Оценка "4" - не соблюдены 1-2 требования.
Оценка "3" -допущены ошибки по трем требованиям.
Оценка "2" - допущены ошибки более, чем по трем требованиям.
9. Пересказ
Оценка "5" – обучающийся пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.
Оценка "4" - допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их.
Оценка "3" - пересказывает при помощи наводящих вопросов преподавателя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.
Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного.
10. Сочинение-рассуждение (эссе)
Критерии оценивания
№ | Критерии оценивания | Баллы |
1 | Сочинение | 5 |
1 | Соответствие теме сочинения | 1 |
2 | Формулировка главной мысли и выделение проблемы | 1 |
3 | Отражение позиции автора | 1 |
4 | Аргументация собственного мнения по проблеме | 2 |
2.2.Методические указания по выполнению самостоятельной работы
Тема 1.2 Реализм. А.С. Пушкин. «Солнце русской поэзии»
Самостоятельная работа № 1.
Чтение трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери» («Маленькие трагедии»).
Сочинение на тему «Гений и злодейство – две вещи несовместимые».
1.Чтение трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери» («Маленькие трагедии»). 2.Сочинение «Гений и злодейство – две вещи несовместимые».
Методические указания по выполнению самостоятельной работы
См. инструкции: 9,10.
Рекомендуемая литература
О-5, стр. 33-48, 49-60.
Интернет-источники:
Тема 1.4. Поэзия А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. Сравнительный анализ стихотворений по плану
Самостоятельная работа № 2. Презентация/сообщение. Чтение стихотворений.
Темы: Лирика М.Ю. Лермонтова, «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма «Мцыри». Роман «Герой нашего времени».
Стихотворения «Одиночество», «Я не для ангелов и рая…», «Мой Демон», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Я не унижусь пред тобой…», «Благодарность», «Пророк».
Методические указания по выполнению самостоятельной работы
См. инструкции: 3, 4, 6, 8.
Рекомендуемая литература
О-5, стр. 67-86.
Интернет-источники:
Тема 1.6 Н.В. Гоголь. Портрет
Самостоятельная работа № 3. Чтение повести. Составление подробного плана.
Н.В. Гоголь. Повесть «Портрет».
Методические указания по выполнению самостоятельной работы
См. инструкции:5.
Рекомендуемая литература
О-5, стр. 91-106.
Интернет-источники:
Тема 2.3 А.Н. Островский. Оптимизм драмы «Гроза»
Самостоятельная работа № 4. Работа с первоисточниками (критические статьи и литературоведческие тексты).
Конспект: «Гроза» в русской критике. И. А. Добролюбов «Луч света в темном царстве (фрагменты). А. А. Григорьев «После "Грозы " Островского. Письма к И. С. Тургеневу» (фрагменты). Современные трактовки пьесы.
Методические указания по выполнению самостоятельной работы
См. инструкции: 5.
Рекомендуемая литература
О-1, стр. стр.174-222
О-5, стр. 130-151.
Интернет-источники:
Тема 2.4 И.А. Гончаров. Роман «Обломов»
Самостоятельная работа № 5. Конспект. Работа с первоисточниками (критических статей и литературоведческих текстов). Роман «Обломов» в оценке критиков (Н. Добролюбова, Д. Писарева, И. Анненского и др.).
Методические указания по выполнению самостоятельной работы
См. инструкции: 5.
Рекомендуемая литература
О-1, стр.135-154.
О-5, стр.161-176.
Интернет-источники:
Тема 2.5 И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети»
Самостоятельная работа № 6. Чтение романа. Сочинение/творческая работа.
И.С. Тургенев. «Отцы и дети». Д.И. Писарев «Базаров».
Творческое задание «Чем опасен нигилизм?»
Методические указания по выполнению самостоятельной работы
См. инструкции: 5,10.
Рекомендуемая литература
О-1, стр. 41-101, 109-113.
О-5, стр. 178-189, 192-204.
Интернет-источники:
2.11 «Всё ли дозволено гениям?» Сочинение по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
Самостоятельная работа № 7.
1. Чтение произведения. Выборочные пересказы, самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы.
2. Сочинение на одну из предложенных тем.
Методические указания по выполнению самостоятельной работы
См. инструкции: 9, 10.
Рекомендуемая литература
О-1, стр. 66-105.
О-5, стр. 258-280.
Интернет-источники:
Тема 2.12 Л.Н. Толстой. Жизнь и творчество. Духовные искания писателя.
Роман-эпопея «Война и мир»
Самостоятельная работа № 8. Индивидуальные и групповые проекты. Сравнительная таблица/ презентация/ доклад. Сочинение.
1. «Севастопольские рассказы» (общая характеристика).
2. Сравнительный анализ героев «Кутузов и Наполеон как два полюса романа», «А. Болконский и П.Безухов»
3. Сочинение.
Методические указания по выполнению самостоятельной работы
См. инструкции: 1, 4,10.
Рекомендуемая литература
О-1, стр.128-202, 227.
О-5, стр. 291-321.
Интернет-источники:
Тема 2.18 Творчество Н. Г. Чернышевского, Н.С. Лескова,
М.Е. Салтыкова-Щедрина
Самостоятельная работа № 9. Доклад/ презентация/сообщение.
Темы:
1. «Общество будущего в романе Н.Г. Чернышевского “Что делать?».
2. Художественный мир писателя. Праведники Н.С. Лескова. Творчество Н.С. Лескова в 1870-е годы (обзор романа «Соборяне»).
3. Повесть «Очарованный странник». Особенности композиции и жанра. Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности повествовательной манеры Н.С. Лескова
Методические указания по выполнению самостоятельной работы
См. инструкции: 3,4.
Рекомендуемая литература
О-1, стр.113-132.
О-2, стр. 3-22, 231-252.
О-5, стр. 209-221, 223-236, 240-255.
Интернет-источники:
Тема 3.1 Алексей Константинович Толстой и др. поэты
Самостоятельная работа № 10. Наизусть. Одно стихотворение А.К. Толстого (по выбору).
Методические указания по выполнению самостоятельной работы
См. инструкции: 7.
Тема 3.3 А.А. Фет. Ф. И. Тютчев. Любовная лирика.
Сравнительный анализ стихотворений
Самостоятельная работа № 11. Наизусть. Одно стихотворение А.А. Фета (по выбору).
Методические указания по выполнению самостоятельной работы
См. инструкции: 7.
Тема 3.4 Н. А. Некрасов. Поэзия. Поэма «Кому на Руси жить хорошо»
Самостоятельная работа № 12. Наизусть. Одно стихотворение Н.А. Некрасова (по выбору).
Методические указания по выполнению самостоятельной работы
См. инструкции: 7.
Тема 4.2 А.П. Чехов. Драматургия. Пьеса «Вишневый сад»
Самостоятельная работа № 13. Чтение пьесы. Работа со словарём. Творческое задание. Типы персонажей. Выразительное чтение эпизодов (сцена по выбору). Творческое задание. «Тема интеллигентного человека в творчестве А.П. Чехова».
Методические указания по выполнению самостоятельной работы
См. инструкции: 8,9,10.
Рекомендуемая литература
О-2, стр. 282-333, 342-354.
О-5, стр. 327-356.
Интернет-источники:
Тема 5.2 Писатели-эмигранты. И. А. Бунин. А. И. Куприн
Самостоятельная работа № 14. Чтение рассказов и повестей.
Презентация. Темы:
Портреты и фотографии И.А. Бунина разных лет. Иллюстрации к произведениям И.А. Бунина.
Чтение рассказов и повестей И.А. Бунина.
Натали. Легкое дыхание. Чистый понедельник. Солнечный удар и др.
А.И. Куприн. Гранатовый браслет. Суламифь. Олеся.
Методические указания по выполнению самостоятельной работы
См. инструкции: 4.
Рекомендуемая литература
О-3, стр. 53-78, 78-90.
О-6, стр. 34-44, 47-56.
Интернет-источники:
Тема 5.3 «Серебряный век» русской поэзии
Самостоятельная работа № 15. Чтение и обсуждение.
Декларация-манифест футуристов «Пощечина общественному вкусу».
Доклад/проект:
1.Сведения из биографии поэтов (на выбор обучающегося).
2. Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии И. Северянина, оригинальность его словотворчества.
Наизусть. Стихотворения поэтов рубежа веков (по выбору).
Методические указания по выполнению самостоятельной работы
См. инструкции: 3,4,7.
Рекомендуемая литература
О-3, стр. 140-145, 148-174.
О-6, стр. 58-73, 74-103.
Интернет-источники:
Тема 5.5 Максим Горький. Пьеса «На дне»
Самостоятельная работа № 16. Чтение пьесы «На дне».
Сообщение/доклад:
История жизни Актера (Бубнова, Пепла, Наташи или другого героя пьесы «На дне» (по выбору).
Методические указания по выполнению самостоятельной работы
См. инструкции: 3,9.
Рекомендуемая литература
О-3 стр. 186-200.
О-6 стр. 105-123.
Интернет-источники:
Тема 5.7 Сравнительный анализ стихотворений А.А. Блока «О доблестях, о подвигах, о славе» и А.С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье»
Самостоятельная работа № 17. Наизусть. Стихотворение (по выбору).
Методические указания по выполнению самостоятельной работы
См. инструкции: 7.
Тема 6.2 В. В. Маяковский. Поэзия
Самостоятельная работа № 18. Доклад/сообщение/презентация. Наизусть.
Тема: Музыка революции в творчестве В.В. Маяковского.
Стихотворение (по выбору обучающегося).
Методические указания по выполнению самостоятельной работы
См. инструкции: 3, 4,7.
Рекомендуемая литература
О-3, стр. 300-330.
Интернет-источники:
Тема 6.3. С. А. Есенин. Поэзия
Самостоятельная работа № 19. Наизусть. Стихотворение (по выбору).
Методические указания по выполнению самостоятельной работы
См. инструкции: 7.
Тема 7.1 Культура и литература 30-х гг. М. Цветаева. О. Мандельштам.
А. Платонов
Самостоятельная работа № 20. Наизусть. Стихотворение М. Цветаевой, О. Мандельштама (по выбору).
Методические указания по выполнению самостоятельной работы
См. инструкции: 7.
Тема 7.4 Роман «Мастер и Маргарита». Тема добра и зла.
«Кто ответствен за добро и зло на земле?»
Самостоятельная работа № 21. Сообщение/просмотр видеофильма.
1. Фантастика и реальность в произведениях Н.В. Гоголя и М.Е. Салтыкова-Щедрина. Сатирическое изображение действительности в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина
2. Иллюстрации русских художников к произведениям М.А. Булгакова.
3. В/ф «Мастер и Маргарита» (реж. В. Бортко).
Методические указания по выполнению самостоятельной работы
См. инструкции: 3,4.
Рекомендуемая литература
О-3, стр. 33-62.
О-6, стр. 280-288.
Интернет-источники:
Тема 7.5 М.А. Шолохов. Донские рассказы. Тихий Дон. И. Э. Бабель. Конармия
Самостоятельная работа №22. Чтение произведений.
М. Шолохов «Донские рассказы». И. Бабель. Рассказы. (По одному рассказу каждого автора).
Методические указания по выполнению самостоятельной работы
См. инструкции: 9.
Рекомендуемая литература
О-3, стр. 186-211.
О-6, стр. 299-310, 272-279.
Интернет-источники:
Тема 8.2 А. А. Ахматова. Поэзия. Поэма «Реквием»
Самостоятельная работа № 23. Наизусть. Стихотворение (по выбору).
Методические указания по выполнению самостоятельной работы
См. инструкции: 7.
Тема 8.3 Б.Л. Пастернак. Поэзия. Доктор Живаго
Самостоятельная работа № 24. Наизусть. Стихотворение (по выбору).
Методические указания по выполнению самостоятельной работы
См. инструкции: 7.
Тема 9.1 Литература 1950—1980-х гг. В Быков. Сотников.
Самостоятельная работа №25. Подготовка докладов/сообщений/презентаций.
Темы:
1. В. Быков «Сотников».
2. Г. Владимов «Верный Руслан».
3. В. Кондратьев «Сашка».
4. К. Воробьев «Убиты под Москвой».
5. Ю. Бондарев «Горячий снег».
6. Развитие жанра фантастики в произведениях А. Беляева, И. Ефремова, К. Булычёва и др. (по выбору).
7. Городская проза: тематика, нравственная проблематика, художественные особенности произведений В. Аксенова, Д. Гранина, Ю. Трифонова, В. Дудинцева и др. (по выбору).
Методические указания по выполнению самостоятельной работы
См. инструкции: 3,4.
Рекомендуемая литература
О-3, стр. 386-399.
О-6, стр. 349-356, 358-365.
Интернет-источники:
Тема 9.2 В. М. Шукшин. Деревенская проза
Самостоятельная работа №26. Чтение рассказов, написание эссе/отзыва.
В.М. Шукшина «Выбираю деревню на жительство», «Срезал», «Чудик» и др. (по выбору).
Методические указания по выполнению самостоятельной работы
См. инструкции: 10.
Рекомендуемая литература
О-3, стр. 399-401.
О-6, стр. 349-356, 358-365.
Интернет-источники:
Тема 9.3 Поэзия 1950—1980-е гг. Авторская песня. В. Высоцкий и Б. Окуджава. Поэзия Н. Рубцова
Самостоятельная работа №27. Доклад/сообщение/презентация.Наизусть.
Темы:
1. Есенинские традиции в лирике Н. Рубцова.
Чтение стихотворений.
Н. Рубцов. Стихотворения: «Березы», «Поэзия», «Оттепель», «Не пришла», «О чем писать?», «Сергей Есенин», «В гостях», «Грани».
Б. Окуджава. Стихотворения: «Арбатский дворик», «Арбатский романс», «Ангелы», «Песня кавалергарда», «Мы за ценой не постоим…».
А. Вознесенский. Стихотворения: «Гойя», «Дорогие литсобратья», «Автопортрет», «Гитара», «Смерть Шукшина», «Памятник».
Р. Гамзатов. Стихотворения: «Журавли», «Есть глаза у цветов», «И люблю малиновый рассвет я…», «Не торопись».
Стихотворение наизусть (по выбору).
Методические указания по выполнению самостоятельной работы
См. инструкции: 3,4,7.
Рекомендуемая литература
О-3, стр. 332-336.
О-6, стр. 372, 375-376.
Интернет-источники:
Тема 10.1 Драматургия 1950—1960-х г. А. В. Вампилов
Самостоятельная работа №28. Доклад/сообщение/презентация.
Темы:
1. О жизни и творчестве одного из драматургов 1950—1980-х годов.
2. Обзор жизни и творчества А. Вампилова. Проза А. Вампилова.
3. Нравственная проблематика пьес А. Вампилова «Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын». Своеобразие драмы «Утиная охота».
Методические указания по выполнению самостоятельной работы
См. инструкции: 3,4.
Рекомендуемая литература
О-3, стр. 401-406.
О-6, стр. 408-413.
Интернет-источники:
Тема 10.3 А.И. Солженицын. Один день Ивана Денисовича. Матренин двор.
Самостоятельная работа №29. Самостоятельное чтение рассказов. Написание отзыва/эссе.
Рассказы «Матренин двор», «Один день Ивана Денисовича»
Методические указания по выполнению самостоятельной работы
См. инструкции: 10.
Рекомендуемая литература
О-3, стр. 282-300.
О-6, стр. 398-406.
Интернет-источники:
Тема 11.1 Вторая волна эмиграции. И. Бродский и др.
Самостоятельная работа №30. Доклад/сообщение/презентация.
Темы:
1. Общественно-культурная ситуация в России конца ХХ — начала ХХI века. Смешение разных идеологических и эстетических ориентиров. Всплеск антитоталитарных настроений на рубеже 1980—1990-х годов.
2. «Задержанная» и «возвращенная» литература.
3. Отражение постмодернистского мироощущения в современной литературе. Основные направления развития современной литературы.
4. Развитие рок-поэзии. Драматургия постперестроечного времени.
5. Проза А. Солженицына, В. Распутина, Ф. Искандера, Ю. Коваля, В. Маканина, С. Алексиевич, О. Ермакова, В. Астафьева, Г. Владимова, Л. Петрушевской, В. Пьецуха, Т. Толстой и др. (по выбору)
Методические указания по выполнению самостоятельной работы
См. инструкции: 3,4.
Рекомендуемая литература
О-3, стр. 349-357, 386-408.
О-6, стр. 415-429, 433-442.
Интернет-источники:
Художественные тексты по литературе
Литература ХIХ в.
В.А. Жуковский. Для чтения и обсуждения . «Песня», «Море», «Невыразимое».
А.С. Пушкин. Для чтения и изучения. Стихотворения: «Вольность», «Деревня», «К морю», «Пророк», «Поэт», «Поэт и толпа», «Поэту», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»), «Из Пиндемонти», поэма «Медный всадник». Для чтения и обсуждения (по выбору преподавателя и студентов). Стихотворения «Погасло дневное светило…», «Редеет облаков летучая гряда…», «Свободы сеятель пустынный…», «Брожу ли я вдоль улиц шумных», «Если жизнь тебя обманет…», «19 октября» (1825), трагедия «Моцарт и Сальери».
М.Ю. Лермонтов. Для чтения и изучения. Стихотворения: «Дума», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Как часто пестрою толпою окружен…», «Валерик», «Родина», «Прощай, немытая Россия…», «Сон», «И скучно, и грустно!», «Выхожу один я на дорогу…». Для чтения и обсуждения. «Одиночество», «Я не для ангелов и рая…», «Мой Демон», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Я не унижусь пред тобой…», «Благодарность», «Пророк».
Н.В. Гоголь. Для чтения и изучения. «Портрет». Для чтения и обсуждения. «Нос».
Для чтения и изучения. Драма «Гроза». Статья Н.А.Добролюбова «Луч света в темном царстве». Для чтения и обсуждения. Драма А.Н.Островского «Бесприданница». Д.И.Писарев «Мотивы русской драмы» (фрагменты).
И.А. Гончаров. Обломов.Статья: Н.А.Добролюбов «Что такое обломовщина?»
И.С. Тургенев. Для чтения и изучения. Роман «Отцы и дети». Д.И.Писарев. «Базаров». Для чтения и обсуждения. Повести «Ася», «Первая любовь»; «Романы «Рудин», «Дворянское гнездо»,
Н.Г. Чернышевский. Для чтения и обсуждения. Роман «Что делать?» (обзор с чтением фрагментов).
Н.С. Лесков. Для чтения и обсуждения. Повесть-хроника «Очарованный странник».
М.Е. Салтыков-Щедрин. Для чтения и изучения. Сказки «Медведь на воеводстве», «Коняга». «История одного города» (главы: «О корени происхождения глуповцев», «Опись градоначальников», «Органчик», «Подтверждение покаяния. Заключение»).
Ф.М. Достоевский. Для чтения и изучения. Роман «Преступление и наказание».
Л.Н. Толстой. Для чтения и изучения. Роман-эпопея «Война и мир». Для чтения и обсуждения. «Севастопольские рассказы». (общая характеристика).
А.К. Толстой. Для чтения и изучения. Стихотворения: «Тщетно, художник, ты мнишь, что творений своих ты создатель!..», «Меня во мраке и в пыли…», «Двух станов не боец, но только гость случайный…», «Против течения», «Средь шумного бала, случайно…», «Колокольчики мои, цветики степные…», «Когда природа вся трепещет и сияет…».
А.А. Фет. Для чтения и обсуждения. Стихотворения: «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Не верь мне, друг, когда в избытке горя…», «Минула страсть, и пыл ее тревожный…», «Не ветер, вея с высоты…», «Вот уж снег последний в поле тает…», «Прозрачных облаков спокойное движенье…», «Земля цвела. В лугу, весной одетом…». Для чтения и изучения. «Шепот, робкое дыханье…», «Это утро, радость эта…», «Вечер», «Я пришел к тебе с приветом…».
Ф.И. Тютчев. Для чтения и изучения. Стихотворения «Silentium», «Не то, что мните вы, природа…», «Умом Россию не понять…», «Эти бедные селенья…», «День и ночь», «О, как убийственно мы любим», «Последняя любовь», «К. Б.» («Я встретил Вас — и все былое…»), «Я помню время золотое…». Для чтения и обсуждения. Стихотворения: «Сны», «О чем ты воешь, ветр ночной?», «Русская география», «Море и утес», «Пророчество», «Русской женщине», «В разлуке есть высокое значенье…», «Она сидела на полу…», «Чему молилась ты с любовью…», «Весь день она лежала в забытьи…».
Н.А. Некрасов. Для чтения и изучения. Стихотворения: «Родина», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «Вчерашний день, часу в шестом…», «Еду ли ночью по улице темной…», «В дороге», «О Муза, я у двери гроба…», Поэма «Кому на Руси жить хорошо» (обзор с чтением отрывков). Для чтения и обсуждения. Стихотворения: «Замолкни, Муза мести и печали…», «Современная ода», «Зине», «14 июня 1854 года», «Тишина», «В деревне», «Несжатая полоса», «Забытая деревня». К.И. Чуковский «Тема денег в творчестве Некрасова».
А.П. Чехов. Человек в футляре. Крыжовник. О любви. Дама с собачкой. Ионыч. Вишневый сад.
И.А. Бунин. Для чтения и изучения. Рассказы «Чистый понедельник», «Темные аллеи», «Натали». Стихотворения Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…». Для чтения и обсуждения. Рассказы (по выбору преподавателя) «Легкое дыхание», «Господин из Сан-Франциско», «Темные аллеи». Стихотворения: «Мы встретились случайно на углу», «Я к ней пришел в полночный час…», «Ковыль».
А.И. Куприн. Для чтения и изучения. Повесть «Гранатовый браслет».
А.М. Горький. Для чтения и изучения. Пьеса «На дне» (обзор с чтением фрагментов). Рассказы «Челкаш», «Старуха Изергиль». Для чтения и обсуждения. Рассказ «Макар Чудра».
А.А. Блок. Для чтения и изучения. Стихотворения: «Вхожу я в темные храмы», «Незнакомка», «В ресторане», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», Поэма «Двенадцать» (обзор с чтением фрагментов).
В.В. Маяковский. Для чтения и изучения. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Нате!», «Послушай-те!», «Скрипка и немножко нервно…», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Прозаседавшиеся», «Флейта-позвоночник», «Лиличка!», «Люблю». Для чтения и обсуждения. Стихотворения: «Юбилейное», «Про это», «Разговор с фининспектором о поэзии».
С.А. Есенин. Для чтения и изучения. Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!», «Письмо матери», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная, жидкая лунность…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Шаганэ, ты моя, Шаганэ…».
С.А. Есенин. Для чтения и изучения. Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!», «Письмо матери», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная, жидкая лунность…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Шаганэ, ты моя, Шаганэ…». Для чтения и обсуждения. Русь. Сорокоуст.
О. Мандельштам. Для чтения и изучения. Стихотворения: «Selentium», «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «Ленинград» («Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»), «За гремучую доблесть грядущих веков…». Для чтения и обсуждения. Стихотворения: «Стихи растут как звезды и как розы…», «Я счастлива жить образцово и просто…», «Плач матери по новобранцу».
А.А. Платонов. В прекрасном и яростном мире.
М.А. Булгаков. Мастер и Маргарита.
М. А. Шолохов. «Донские рассказы», «Тихий Дон».
И.Э. Бабель. Для чтения и обсуждения (по выбору преподавателя).«Конармия» (обзор с чтением фрагментов рассказов).
А.А. Ахматова. Для чтения и обсуждения. Два-три стихотворения (по выбору преподавателя). «Смуглый отрок бродил по аллеям…», «Ты письмо мое, милый, не комкай…», «Все расхищено, предано, продано…», «Зачем вы отравили воду…», «Клятва», «Мужество», «Поэма без героя». Для чтения и изучения. Стихотворения: «Смятение», «Молюсь оконному лучу…», «Пахнут липы сладко…», «Сероглазый король», «Песня последней встречи», «Мне ни к чему одические рати», «Сжала руки под темной вуалью…», «Не с теми я, кто бросил земли…», «Мне голос был», «Победителям», «Муза». Поэма «Реквием».
Б. Л. Пастернак. Для чтения и изучения. Стихотворения (два-три — по выбору преподавателя): «Февраль. Достать чернил и плакать…», «Гамлет», «Во всем мне хочется дойти до самой сути…», «Зимняя ночь».
В. Астафьев. Царь-рыба (рассказы «Капля», «Уха на Боганиде», «Царь-рыба», «Сон о белых горах» и др.). Прокляты и убиты.
Ю. Бондарев. Горячий снег.
В. Быков. Сотников.
Г. Владимов. «Верный Руслан»
В. Кондратьев «Сашка».
В. М. Шукшин. Для чтения и изучения (по выбору преподавателя и студентов). В.М. Шукшин. «Выбираю деревню на жительство», «Срезал», «Чудик».
Для чтения и изучения (по выбору преподавателя):
В. Высоцкий. (по выбору преподавателя и студентов)
Б. Окуджава. Стихотворения: «Арбатский дворик», «Арбатский романс», «Ангелы», «Песня кавалергарда», «Мы за ценой не постоим…».
А. Вознесенский. Стихотворения: «Гойя», «Дорогие литсобратья», «Автопортрет», «Гитара», «Смерть Шукшина», «Памятник».
Р. Гамзатов. Стихотворения: «Журавли», «Есть глаза у цветов», «И люблю малиновый рассвет я…», «Не торопись».
Н. Рубцов. Стихотворения: «Березы», «Поэзия», «Оттепель», «Не пришла», «О чем писать?», «Сергей Есенин», «В гостях», «Грани».«Березы», «Поэзия», «Оттепель», «Не пришла», «О чем писать?», «Сергей Есенин», «В гостях», «Грани».
А. В. Вампилов. «Старший сын». «Утиная охота»
А.Т. Твардовский. Для чтения и изучения. Стихотворения: «Слово о словах», «Моим критикам», «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…», «Я убит подо Ржевом». Для чтения и обсуждения (по выбору преподавателя). Поэмы: «За далью — даль», «Теркин на том свете». Стихотворения (по выбору преподавателя).
А.И. Солженицын. Повесть «Один день Ивана Денисовича». Рассказ «Матренин двор». Для чтения и обсуждения (по выбору преподавателя). Романы: «В круге первом»,
В.Маканин. Для чтения и изучения.«Где сходилось небо с холмами». Т. Кибиров. Стихотворения: «Умничанье», «Онтологическое» (1997—1998), «В творческой лаборатории», «Nota bene», «С Новым годом!».
Т. Толстая. Рассказы.
В. Ерофеев. Москва – Петушки.
С. Довлатов. Чемодан.
А. Арбузов. Жестокие игры.
В. Розов. Гнездо глухаря.
Список рекомендованной литературы
Основные источники
О-1 Лебедев Ю. В. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 10 класс: в 2 ч. Ч. 1. ФГОС – М.: «Просвещение», 2016 – 367 с.
О-2 Лебедев Ю. В. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 10 класс: в 2 ч. Ч. 2. ФГОС – М.: «Просвещение», 2016 – 368 с.
О-3 Михайлов О. Н., Шайтанов И. О. и др. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 11 класс: в 2 ч. Ч. 1. ФГОС – М.: Просвещение, 2016 – 415 с.
О-4 Михайлов О. Н., Шайтанов И. О. и др. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 11 класс: в 2 ч. Ч. 2. ФГОС – М.: Просвещение, 2016 – 431 с.
Электронные учебные издания
О-5 Русский язык и литература. Литература: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования: в 2 ч. Ч . 1 / под ред. Г. А. Обернихиной – М.: Академия, 2015 – 400 с. [Электронный ресурс; Режим доступа http://www.academia-moscow.ru]
О-6 Русский язык и литература. Литература: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования: в 2 ч. Ч . 2 / под ред. Г. А. Обернихиной – М.: Академия, 2015 – 400 с. [Электронный ресурс; Режим доступа http://www.academia-moscow.ru]
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ 2 курса по дисциплине « Математика» для специальности 131018 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений
Целью внеаудиторной самостоятельной работы студентов является oбобщение, систематизация и закрепление пoлученных теoретических знаний и практических умений, формирoва...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Иностранный язык для специальности 21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫИностранный язык для специальности 21.02.01Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.4 Физическая культура для профессии 21.02.01Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений
Рабочая программа учебной дисциплины «Физическая культура» разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных ...
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ДЛЯ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИКА». Специальность: 21.02.01 «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений».
laquo;Физика» - обязательная дисциплина в цикле математических и общих естественно - научных дисциплин. Данная дисциплина предназначена для...
Тесты для зачета по дисциплине: Эксплуатация нефтяных и газовых месторождений
Тесты для зачета по дисциплине: Эксплуатация нефтяных и газовых месторождений...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 07 ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ общепрофессионального цикла по программе подготовки специалистов среднего звена по специальности: 21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОП. 07 ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИобщепрофессионального цикла по программе подготовки специалистов среднего звенапо специальности: 21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных ...
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ МДК 01.02 Эксплуатация нефтяных и газовых месторождений для специальности 21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ МДК 01.02 Эксплуатация нефтяных и газовых месторождений для специальности 21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений...
Комментарии
fvhjmgfmghxdm
fvhjmgfmghxdm