Методическая разработка "История имени, фамилии, рода"
методическая разработка
Данное занятие рассчитано на учащихся 5-6 классов. Эту методическую разработку можно использовать как для проведения классного часа, так и для уроков обществознания. Сегодня, как никогда, нужно формировать глубокий интерес детей к истории их семьи, рода. Поэтому я думаю, что данная разработка будет интересна и учителям-предметникам и классным руководителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
План учебного занятия
ИСТОРИЯ ИМЕНИ, ФАМИЛИИ, РОДА
Пояснительная записка
Данное занятие рассчитано на учащихся 5-6 классов. Эту методическую разработку можно использовать как для проведения классного часа, так и для уроков обществознания. Сегодня, как никогда, нужно формировать глубокий интерес детей к истории их семьи, рода. Поэтому я думаю, что данная разработка будет интересна и учителям-предметникам и классным руководителям.
Цель: развивать у учащихся интерес к родословной своей семьи.
Задачи:
- Изучение родословной своей семьи
- Развитие коммуникативной компетентности
Ход занятия
1. Вначале проходит поисковая работа: знакомство с рекомендованной литературой (Успенский Л. «Ты и твое - имя»; Федосюк Ю. «Что означает ваша фамилия» и др.), расспросы домашних.
На доске вывешиваются вопросы:
- Всегда ли существовали фамилии?
- Чем отличается прозвище от фамилии?
- Что означает отчество?
4)Когда людей стали звать по имени-отчеству? И др.
Ребятам дается творческое задание - нарисовать свою родословную
2. Заседание открывается вступительным словом учителя:
-Сегодня, как ни печально это отметить, мы теряем родовые корни. А ведь было время, когда люди знали всех своих предков, род до последнего колена, очень гордились своей родословной.
А что же сейчас? Порой мы не помним, как зовут наших прабабушек.
Итак, давайте поговорим на тему «Моя родословная». На заседании присутствуют родители, бабушки, дедушки. Хорошо, если они выступят с рассказом о своем роде.
3. Затем подготовленные дети рассказывают о родословной А. С. Пушкина и еще двух-трех великих людей.
«Слово «фамилия» на латинском языке, - говорит учитель, - означает «семья». В этом смысле оно и употреблялось когда-то. Теперь фамилия - это имя собственное, оно дается человеку и переходит от родителей к детям. Фамилии появились не сразу. Происхождение их растянулось на несколько веков. Вначале они появились у знатных людей - родовые прозвания, например, князья Галицкие, Шуйские, Волынские, Ростовские. Это еще не фамилии, а указание места, откуда они. Затем фамилии стали указывать на то, чей он ребенок. Так, например, русский первопечатник Иван Федоров, т. е. он сын Федора. Только потом, спустя много лет, фамилии стали закрепляться за родами».
4. Кто-то из учеников расскажет об образовании фамилий.
(Одни произошли от личных имен; другие - от названий мест, где они жили; третьи - указывают на профессию; четвертые - от названия зверей.)
Во время выступления ученика проходит аукцион фамилий -ребята называют на каждый случай фамилии: Иванов, Петров, Минин, Горский, Бронников, Сотников, Волков, Зайцев и т. д.
Выступает ученик с рассказом о появлении отчества. А затем ребята доказывают, знают ли они свои отчества, имена своих бабушек, дедушек.
Возникает разговор о том, как выбрать имя для ребенка. Кто-то расскажет, что обозначают некоторые наши имена
(Александр - защитник людей (греч.), Андрей - мужественный, Антон - цветок, Никита - победитель (греч.); Галина - тишина (греч.), Елена, и т. д.).
5. Следующий этап заседания - рассказы ребят о своих родословных: кто их родители, дедушки, бабушки, прадедушки, прабабушки, откуда идет род. Могут ли они назвать место своего рождения, примечательные события из их биографии.
Выступают родители и демонстрируют нарисованные генеалогические деревья.
Рассказы детей о памятных семейных реликвиях, должны также привлечь внимание присутствующих.
В заключительном слове учитель скажет, что каждая семья имеет древнюю историю, уходящую корнями в далекое прошлое. Помнить об этом - это наш долг.
Планируемый результат:
- Учащиеся узнают свою родословную.
- Совместная исследовательская деятельность учащихся и их родителей.
- Формирование коммуникативной компетентности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для студентов по организации внеаудиторной самостоятельной работы. Рабочая тетрадь. Анатомо – физиологические особенности женских половых органов. Женский таз как объект родов.
Рабочая тетрадь «Анатомо-физиологические особенности половых органов. Женский таз как объект родов» является составной частью учебно-методического комплекса профессионального модуля Медицинская ...
Внеаудиторное мероприятие по русскому и английскому языкам "Что в имени тебе моём, Айван?" (поморские названия, значение поморских и английских фамилий и имен)
Данная методическая разработка представляет собой сценарий внеаудиторного мероприятия по двум предметам: русскому и английскому языкам. Тема разработки: ономастика, имена, фамилии, топонимы. Цель меро...
Методическая разработка урока "Цветоведение" преподавателя ГБПОУ "Григорополисский сельскохозяйственный техникум имени атамана М.И. Платова" Сушко Татьяны Степановны
Урок проводится по профессии Мастер отделочных строительных работ по модулю МДК 03.01 Технология малярных работ...
Лекция на тему: Причины наступления родов. Предвестники родов.
Лекция на тему :" Причины наступления родов. Предвестники родов" для преподавателей и обучающихся СПО по специальностям Лечебное дело, Сестринское дело, Акушерское дело....
Методическая разработка теоретического занятия "Роды при неправильных вставлениях головки плода"
материалы методической разработки...
Методическая разработка теоретического занятия "Роды при узких тазах"
материал методической разработки...
Отчёт по производственной практике - Кафе «grand ФАМИЛИЯ»
Отчёт по производственной практике ПМ.02 Технология приготовления сложной холодной кулинарной продукции - Кафе «grand ФАМИЛИЯ»...