Открытый урок по дисциплине "Основы философии" для студентов 3 курса
план-конспект урока
Открытый урок по дисциплине "Основы философии" для студентов 3 курса на тему "Добро и зло".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_distsipline_osnovy_filosofii_na_temu_dobro_i_zlo.doc | 487.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Добро и Зло: две вечные темы
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний
Используемое оборудование:
1) Портреты философов;
2) Плакаты о добре и зле:
«Добро - это сохранять жизнь, содействовать жизни, зло - это уничтожать жизнь, вредить жизни». А.Швейцер
«Добро - это как - будто превосходная степень пользы, это как - будто очень полезная польза». Н.Г.Чернышевский
Добро - это утверждение; зло - отрицание стремления к счастью."
Л.Фейербах.
Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать
зла». В.О.Ключевский
Литература:
а) словари (философский, толковый по этике),
6) В. Воронцов: «Симфония разума»,
в) В. Носков: «Перекличка веков размышления, суждения, высказывания»,
г) Л. Н. Столович: «Красота, добро, истина»,
д) Афоризмы «Нет ничего сильнее слова»,
е) А. А. Гусейнов: Великие моралисты.-М.,1995.
ж) И. А. Ильин Путь к очевидности.-М.,1993.
з) Н. О. Лосский Условия абсолютного добра.-М., 1991.
и) Ю. А. Шрейдер Лекции по этике.-М., 1994.
л) художественная литература, поэзия.
Ход урока:
Опережающее задание к уроку
- Подготовить цифровой и фактологический материал из СМИ, рассказывающий о проявлениях добра и зла.
- Составить синквейны на тему «Добро» и «Зло» (по желанию)
- Найти пословицы и поговорки на тему: Добро и зло.
1. Организационный момент (3 мин)
Проверка количественного состава группы. Использование банка депозитов.
- Сообщение темы, цели и задачи урока (4 мин)
Вступительное слово преподавателя:
Добро и зло! Это особые слова. Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории. Это вечные вопросы. Тема нашего урока: Добро и зло: две вечные темы».
В древнегреческой драме: «Антигона» есть такие слова:
О, узнай и запомни
Изречения древнего смысл;
Человек различать не способный,
Что есть зло и что есть добро,
К безумию движем,
Властью Богов и бедою навек заарканен.
Уже в древние времена считалось, что отступление от нравственности, неумение различать добро и зло ведут к разрушению человеческой личности.
Сейчас, когда в нашем сложном и тревожном мире многие идеалы развенчаны, от многих, истин мы вынуждены отказаться, особенно тяжело вам, юным душам, мечущимся в поисках нравственной опоры.
И мы все чаще и чаще обращаемся к непреходящим общечеловеческим ценностям: совесть, честь, достоинство, , справедливость, добро и зло.
О добре и зле писали в своих произведениях и русские писатели Лев Николаевич Толстой, Фёдор Михайлович Достоевский и многие другие писатели. Тема добра и зла звучит в русских народных сказках.
Мне бы хотелось, чтобы на сегодняшнем уроке каждый для себя выработал уникальный критерий добра и зла. Мы рассмотрим основные этические категории Добро и зло. Докажем, что добро – это нравственная высшая ценность. Выясним, что такое зло и каковы личины зла. Попытаемся конкретизировать представления о добре и зле на уровне категорий «справедливость», «долг», «совесть», «честь», «достоинство».
Некогда Сократ полагал: «Люди поступают дурно только потому, что не знают, что считать добром, а что - злом».
Символом нашей зажженной мысли пусть будет эта свеча. (зажигается свеча)
3. Основная часть урока
Несколько студентов зачитывают подготовленные цитаты из СМИ с фактами, которые иллюстрируют понятия добра и зла.
Примерные тексты:
- В результате аварий, катастроф и стихийных бедствий в России ежегодно гибнет в среднем 105 тыс. человек.
2. В XX в. пpoизoшлo две мировые войны, человеческие потери в которых составили до 72 млн. человек.
3. Россия в XX в. участвовала в 13 вооруженных конфликтах, общие потери в которых составили около 30 млн. человек.
4. По официальным данным - 338 погибших, большей частью дети, кроме того - 481 раненых и 260 пропавших без вести.
5. Террористический акт на Дубровке, «Норд-Ост» в октябре 2002г , в ходе которого 40 чеченских боевиков захватили в заложники зрителей мюзикла «Норд-Ост» в здании Театрального центра. В результате операции по освобождению заложников были ликвидированы все террористы. В ходе штурма погибли 174 человека.
6. 27 ноября 2009 года на границе Тверской и Новгородской областей взорван скорый поезд №166 "Невский экспресс", следовавший по маршруту Москва - Санкт-Петербург. В результате погибли 30 человек, ранено 96 человек.
Еще 18 пассажиров поезда считаются пропавшими без вести. Всего в поезде в момент аварии находилось 682 человека.
7. В Перми из-за пожара в ночном клубе "Хромая лошадь" погибли более 100 человек, более 130 пострадали.
П: Что вы почувствовали, услышав эти цифры и факты? О чем говорят эти факты?
С: Каждый день на протяжении всей жизни мы встречаемся с проявлениями добра и зла. И ежедневно нам приходится выбирать между добром и злом.
П: Как вы думаете чего же больше в людях: добра или зла?
Студенты отвечают.
П: Перед вами жетоны, символизирующие добро и зло. Подумайте и ответьте для себя на вопрос: Какие люди Вас окружают? Подумайте и выберите соответствующий вашим убеждениям жетон.
(Жетоны собираются и кладутся на чашечки весов. Всем наглядно видно чего же больше в людях добра или зла).
П должен подвести студентов к мысли: В человеке от рождения заложено стремление к прекрасному – Добру, Правде, Красоте. Доброго в жизни все-таки больше, чем злого.
П: Дома вы обдумывали понятие «добро» и «зло» и составляли синквейн. Познакомьте нас с вашим творчеством.
Студенты зачитывают свои синквейны.
П: Когда-то в древности люди придумали вот такой знак
Попробуйте объясните его.
П: ИНЬ-ЯНЬ (китайская идеограмма, отражающая противостояние и переходность стихий и нравственных парадигм: добро и зло, жизнь и смерть, день и ночь, север - юг, земля – небо, мужчина – женщина, культура - невежество и др.)
В идеограмме ИНЬ - ЯН добро заканчивается злом и наоборот. Но от умного и мудрого человека зависит регуляция ИНЬ - ЯН в своей судьбе, в своих речах, в своих поступках.
(Выслушиваются ответы)
С: Чем больше в человеке зла, тем меньше добра и наоборот.
П: А теперь, давайте вспомним некоторые народные пословицы, о добре и зле.
С: (Примерные ответы): «Час в добре пробудешь – все горе забудешь», «Кто живет в добре – тот ходит в серебре», «Лихо помнится, а добро – век не забудется», «Бедного обижать – себе добра не желать», «Худо тому, кто добра не делает никому», «Давай вершить добро, пока есть силы. Не то потом и ты, и я в преддверии могилы лишь зло пожнем», «твори добро, чтобы любя, добро тебя нашло. Зла не верши, чтобы тебя не погубило зло».
П: Вы обратили внимание, что рядом с добром часто употребляется зло. Добро всегда противодействует злу, борется с ним.
Известный врач и философ Альберт Швейцер очень образно определил сущность добра и зла: “Добро – то, что служит сохранению и развитию жизни, зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей”. Вы согласны с этим?
Давайте послушаем сообщение, которое подготовила для нас Смирнова Юлия.
Студентка зачитывает свой доклад. (см. стр. 8-11)
П: Вся жизнь этого человека доказывает, что основное назначение человека – творить добро.
П: Сегодня мне бы хотелось несколько слов сказать о Библии.
Вы знаете, что летоисчисление ведется от рождения Иисуса Христа, Русь в 988 году приняла крещение и стала христианской. В Библии рассказывается об этом человеке, о его учении, о правилах, по которым должны жить люди. (Показ книги).
Библия – первая в мире печатная книга (1452-1455 гг. – Гуттенберг). Она переведена на 2000 языков. Давайте, обратим внимание на заповеди Божьи. (СЛАЙД) Эта священная книга проповедует добро.
Если мы с вами будем соблюдать эти заповеди, то мир станет чуточку добрее.
А сейчас я хотела бы рассказать Вам историю:
Понятия ценности и оценки.
Во время гражданской войны на юге России произошло следующее событие. Одна русская женщина с двумя малолетними детьми оказалась в городе, который был вначале под властью белых, а затем перешёл под власть красных. Она была женой белого офицера, и знала, что будет расстреляна красными, если её поймают. Эта женщина вместе с детьми спасалась на краю города в хижине. И вот однажды вечером в дверь постучали. Когда женщина открыла дверь, то увидела у порога другую русскую женщину примерно её же возраста.
- Вам надо уходить, вас обнаружили, иначе на рассвете вы будете расстреляны, - сказала вновь пришедшая.
- Куда же я пойду с ними, - кивнула мать головой на двух маленьких сыновей, - я далеко не уйду.
- Тогда я за вас останусь и назовусь вашим именем.
- Но вас же расстреляют?
- Да, но у меня нет детей, - пришедшая посмотрела на жавшихся к матери малышей.
Жена офицера ушла с детьми, и им удалось выжить. Они оказались в эмиграции. А оставшаяся женщина, как они точно узнали, была расстреляна на рассвете. Выжившие дети, став взрослыми, всю жизнь старались быть достойными памяти той, которая пожертвовала собой, чтобы спасти их и их мать[1].
П: Данный поступок во всех культурах и всегда будет признан как высшее проявление доброты, благородства, красоты человеческой души. Что делает столь значимыми подобные действия?
С: Их делают значимыми их ценности.
П: Что же такое ценность?
С: Ценности являются одним из основных структурных элементов морали. Моральными ценностями считаются ценности добра и зла: благо, справедливость, свобода, насилие, достоинство, честь, любовь, ненависть и др.
П: Две недели назад мы с вами определили тему нашего занятия и обозначили пункты, по которым будем знакомиться с этими понятиями. Слово для защиты своей творческой работы предоставляется 1-й группе.
- группа: Категории добра и зла в этической мысли. Диалектика добра и зла.
- группа: Добро и зло как проявление человеческих взаимоотношений.
- группа: Справедливость как критерий добра.
4 группа: Совесть как механизмы самоконтроля личности. Взаимосвязь совести с пониманием добра.
5 группа: Понятие чести и достоинства как отражение ценности и значимости
личности.
П: Каждая группа подготовила вопросы для обдумывания и обсуждения. Группы обмениваются вопросами.
Дается время на обсуждение заданий, затем заслушиваются ответы.
П: А сейчас мы с вами попробуем выяснить: Станет ли зла в дальнейшем еще больше и зависит ли это от человека?
Для этого необходимо определить аргументы «ЗА» и аргументы «ПРОТИВ».
Студенты получают таблицу
Аргументы «ЗА» | Станет ли зла в дальнейшем еще больше и зависит ли это от человека? | Аргументы «ПРОТИВ» |
Сформулировать вывод: станет ли зла еще больше – зависит от человека.
П: Итак, подводя итог нашему занятию, я хочу сказать спасибо всем. Думаю, что наш разговор не останется бесследным ни в ваших умах, ни в ваших душах и принесет пользу, ведь Аристотель сказал: «Не для того мы рассуждаем, чтоб знать, что такое добродетель, а для того, чтобы стать хорошими людьми».
И в заключение, попрошу вас заполнить оценочный лист. Лист оценки групповой работы, каждая группа сдаст во вторник, 30 апреля.
Рефлексия:
Практическое занятие № 1
Сегодня я понял(а):_____________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Было трудно:__________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Было интересно:_______________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Хочется чтобы:________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Урок дал мне для жизни _________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Фамилия, имя________________________________________________________ 1. На занятии я работал активно / пассивно 2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен 3. Свою работу на занятии оцениваю на: 5 4 3 |
Тематика творческих работ студентов
- группа: Категории добра и зла в этической мысли. Диалектика добра и зла.
- группа: Добро и зло как проявление человеческих взаимоотношений.
- группа: Справедливость - критерий добра.
4 группа: Совесть - механизм самоконтроля личности. Взаимосвязь совести с пониманием добра.
5 группа: Понятие чести и достоинства - отражение ценности и значимости
личности.
1 группа
Текст для изучения + презентация (1 группа)
Н.А.Бердяев о проблеме происхождения добра и зла
Парадоксальность, трагичность, сложность нравственной жизни заключается в том, что плохи бывают не только зло и злые, плохи бывают и добро и добрые. "Добрые" бывают злыми, злыми во имя злого добра. Зло же является как бы карой за плохое добро. И тут начинается трагическое. Добрые, созидающие ад и ввергающие в него злых, есть уже трагическое. Это уже глубже обыкновенного различения добра и зла.
Бог-Творец сотворил человека по своему образу и подобию, т.е. творцом, и призвал его к свободному творчеству, а не к формальному повиновению своей силе. И творческий подвиг человека есть исполнение сокровенной воли Творца, который и требует свободного творческого акта. <…>
Философская этика должна заниматься не только исследованием различений и оценок по сю сторону добра и зла, но и возникновением различений добра и зла и оценок.
"Добро" и "зло" коррелятивны, и в известном смысле можно сказать, что "добро" возникло лишь тогда, когда возникло "зло", и падает с падением "зла". Это и есть основной парадокс этики. <…> Царство Божье мыслится как лежащее "по ту сторону добра и зла". "Добро", которое осуществляется в этом грешном мире, на этой грешной земле, всегда основано на различении и отделении от него "зла" и "злых". Когда торжествуют "добрые", то они уничтожают "злых", в пределе отсылают их в ад. Торжество "добра", основанное на различении и оценке, совсем не есть рай и не есть Царство Божье. Царство Божье нельзя мыслить моралистически, оно по ту сторону различения. <…>
Возникновение познания добра и зла имеет две принципиально различные стороны, и с этим связан парадокс генезиса добра и зла. Возможно, истолкование познания добра и зла как грехопадения. Когда я познаю добро и зло, делаю различение и оценку, я теряю целостность, я отпадаю от Бога и изгоняюсь из рая. Познание есть потеря рая. Грех и есть попытка познать добро и зло. Но возможно и другое понимание. Само познание есть положительное благо, обнаружение смысла. Одинаково ошибочно и противоречиво сказать, что познание добра и зла есть зло и что познание добра и зла есть добро. Наши категории и слова одинаково неприменимы к тому, что находится за пределами того состояния бытия, которое породило все эти категории и вызвало к жизни эти слова. Хорошо ли, что возникло различие между добром и злом? Есть ли добро – добро, и зло – зло? Мы принуждены ответить на это парадоксально: плохо, что возникло различение между добром и злом, но хорошо делать это различение, когда оно возникло, плохо, что пережит опыт зла, но хорошо, что мы познаем добро и зло, когда опыт зла пережит. <…> Человек пошел опытным путем познания добра и зла и должен пройти этот страдальческий путь, но не может претендовать на рай в середине этого пути. Сказание о рае и грехопадении есть также сказание о генезисе сознания в путях духа.
Рай есть бессознательная и целостная природа, царство инстинкта. Райское бытие не знает раздвоения на субъект и объект, не знает рефлексии, не знает болезненного сознания, переживающего конфликт с бессознательным. <…> Сознание, связанное с утерей цельности и раздвоением, оказывается как бы результатом грехопадения. Мы стоим перед основной проблемой: есть ли сознание – падшее состояние человека, утеря рая? <…> Сознание возникает из страдания и боли. <…> Производимые сознанием различения и оценки всегда причиняют боль и страдание. После грехопадения была раскована добытийственная стихия, меонический хаос и для охранения образа человека неизбежно было образование сознания, затвердение сознания. Бессознательное перестало быть райским, в нем образовалось темное подполье, и сознанием нужно было оградить человека от разверзающейся нижней бездны. Но сознание заслоняет от человека и сверхсознательное, божественное бытие, оно мешает интуитивному созерцанию Бога. Поэтому человек пытается прорваться к сверхсознанию, к верхней бездне, падая нередко в подсознание, в бездну нижнюю. <…> В генезисе духа есть три стадии – первоначальная стихия, райская целостность, целостность досознательная, не испытавшая свободы и рефлексии; раздвоение, рефлексия, оценка, свобода избрания; и целостность и полнота после свободы, рефлексии и оценки, сверхсознательная целостность и полнота. <…> Стихийность, страстность, природная сила есть Ungrund, есть свобода до сознания, до разума, до добра и истины, до оценки и выбора. Добро и зло являются позже. В последнюю же целостность и полноту входит весь пережитый опыт, опыт о добре и зле, опыт раздвоения и оценки, опыт боли и страдания. <…> Генезис добра и зла, генезис различения и оценки вкоренен в миф, и основой этики может быть лишь мифологическая основа. Этика с обеих сторон, в начале и в конце, упирается в сферу, лежащую "по ту сторону добра и зла", в жизнь райскую и в жизнь Царства Божьего, в досознательное и сверхсознательное состояние. <…> И наиболее трудный вопрос есть вопрос о том, что есть "добро" до различения добра и зла и что есть "добро" по ту сторону различения добра и зла? Существует ли райское "добро" и существует ли "добро" в Царстве Божьем? Это есть основная метафизическая проблема этики…
Этика должна быть не учением о нормах добра, а учением о добре и зле. <…> Этическая трагедия прежде всего заключается в том, что "добро" не может победить "зла". В этом граница этики закона и нормы. Цель жизни есть вечное творчество, а не повиновение нормам и принципам. Но "добро" не знает другого способа победы над "злом", как через закон и норму.
<…> Человек как свободное существо, есть не только воплотитель законов добра, но и творец новых ценностей. <…> Мир ценностей не есть неподвижный, идеальный мир, возвышающийся над человеком и свободой, он есть мир подвижный и творимый. Человек свободен в отношении к добру и к ценности не только в том смысле, что он может их реализовать или не реализовать. И в отношении к Богу человек свободен не только в том смысле, что он может обратиться к Богу или отвратиться от Бога, исполнять или не исполнять волю Божью. Человек свободен в смысле творческого соучастия в деле Божьем, в смысле творчества добра и в смысле творчества новых ценностей. Это принуждает нас строить этику, которая творчески понимает добро и нравственную жизнь.
Бердяев Н.А. О назначени человека: Опыт парадоксальной этики [Происхождение добра и зла] // Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: Республика, 1993. С. 37-54.
Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Ярославской области
Даниловский политехнический техникум
Д О К Л А Д
по дисциплине
«Основы этики»
на тему:
«Основное назначение человека – творить добро»
Выполнила студентка 2 курса Группы ТПТ-3
Смирнова Юлия
2010 г.
«Благоговение Альберта Швейцера перед жизнью»
А. Швейцер родился 14 января 1875 года в небольшом городке в Верхнем Эльзасе в семье потомственного протестантского священника. Несколько поколений его предков были пасторами и органистами. Начальное образование Альберт получил в сельской школе, а завершил среднее образование в гимназии . В 18 лет поступил в Страсбургский университет, где одновременно осваивает философию, теологию и теорию музыки. Студентом второго курса был призван на солдатскую службу, но не прекращал посещать, лекции в вузе по философии. Позже совершенствовал свои знания, слушая лекции в Парижской Сорбонне и Берлинском Университете. В 24 года (1899) получает степень доктора философии (тема докторской диссертации "Философия религии Канта"). Позже он подготовил диссертацию по теологии («Очерк жизни Иисуса»).
Невзирая на научные успехи, А. Швейцер, следуя семейной традиции, становится священнослужителем и трудится в скромном приходе. Но этот путь уже не его удел. Швейцера приглашают работать преподавателем в университет. Круг интересов молодого профессора необычайно широкий. Он, прежде всего, озабочен состоянием современной культуры и цивилизации.
Параллельно своим разносторонним и многоплановым занятиям он, согласно семейной традиции, с увлечением овладевал секретами органной музыки. Довольно скоро он достиг в этой области столь высоких результатов, что был признан одним из лучших исполнителей органных произведений великого И.С. Баха в Европе, а в последствие и в мире. Интересен также следующий факт его жизни и деятельности в этот период, когда А. Швейцер, профессионально изучая органостроение, внес ряд ценных предложений по усовершенствованию устройства этого популярного у любителей музыки инструмента. В итоге он пишет серьезный труд по рационализации устройства органа, оцененный специалистами как классический. Интерес А. Швейцера к творчеству И.С. Баха получил свое выражение в создании нескольких глубоких исследований о нем, изданных в разных странах.
В период расцвета своих творческих сил, он достиг многого, необходимого для благополучной и счастливой жизни: имел мировое признание, его ждала блестящая карьера в университетах Европы, или на музыкальном поприще.
Однако, этот удивительный человек поступил иначе. Как христианин, следующий Евангелию, призывающему помогать ближнему, особенно увечному, угнетенному и страдающему, он с юных лет наблюдал неразрешенные противоречия современного общества и не мог с ними смириться. В последствие в своей автобиографии он говорит: "Я сказал себе, что до 30 лет считаю себя вправе читать проповеди, заниматься наукой и музыкой, но после этого рубежа посвящу себя непосредственно служению людям".
Для реализации своих помыслов он выбирает медицину. В тридцатилетнем возрасте в ореоле своих званий, известности, славы он поступает на медицинский факультет Страсбургского университета. Учеба проходила нормально и была успешно завершена. В автобиографии, касаясь периода учебы на медицинском факультете, он отметил: "Изучая естественные науки, я почувствовал, что соприкоснулся с действительностью, что нахожусь среди людей, для которых каждое утверждение требует обоснования и действия. Изучение естествознания для меня больше чем совершенствование знаний. Оно явилось событием в моей духовной жизни".
Выбор места врачебной деятельности выпал на африканскую страну Габон. Из газет Швейцер узнал об объявленной миссией в Габоне вакансии на врачебную должность. Габон - государство в Центральной Африке, находится в зоне влажных лесов. Благодаря природным условиям относится к экстремальным регионам мира. В своих более поздних записях А. Швейцер пишет: "Когда я поехал в Африку, я уже смирился с мыслью, что приношу три жертвы - лишаюсь возможности играть на органе, отказываюсь от академической преподавательской деятельности, к которой привязан всей душой, теряю материальную независимость, понимая, что вся моя дальнейшая жизнь будет зависеть от помощи друзей".
Дальше он пишет: "Я читал и слышал от миссионеров о жалком физическом состоянии туземцев джунглей. Чем больше я об этом думал, тем непостижимее казалось, как это мы европейцы, так мало уделяем внимания великому гуманному долгу"
Позже А. Швейцер вспоминал: "Я набрался мужества и остался. Нищета, которую я видел, давала мне силу для этого, а вера в людей поддерживала мою решимость. Я хочу верить, что найду немало таких людей, которые спаслись от тяжелых недугов и поэтому с готовностью согласятся помогать тем, кто находится в таком же положении, в каком находились сами".
При этом ни одно правительство, ни одна организация не оказывали Швейцеру регулярной финансовой, или другой материальной помощи. В этой связи А. Швейцер постоянно был озабочен добыванием недостающих средств для самых различных целей: на покупку лекарств, продовольствия, оборудования и многого другого. Все, что он зарабатывал литературной и концертной деятельностью, было вложено в главное дело А. Швейцера - (строительство больницы в Ламбарене).
Больница насчитывала более 50 зданий, в которых одновременно размещалось в среднем до 600 больных.
Необходимо отметить, что больница Швейцера отличалась не только от европейских учреждений, но и от государственных больниц африканских стран. Пациенты поступали на лечение к "Большому Белому Доктору" (так называли А. Швейцера местные жители), как правило, с запущенными заболеваниями и в сопровождении родственников, которые на период лечения оставались с больными для ухода за ними.
А. Швейцер установил следующие основные неукоснительные правила жизнедеятельности больницы обязательные для всех: а) забота о больном, б) соблюдение чистоты, в) соблюдение дисциплины. Никто не имел каких-либо привилегии, независимо от положения, национальности. Лечение было бесплатным.
Габонскис пациенты, например. таблетированные лекарства использовали как украшения. Они проделывали в таблетках отверстия, нанизывали на нитки и носили их на шее, в ушах и других частях тела. А. Швейцер и его коллеги ввели в обычай обращаться к больным со словами "брат" и "сестра".
С целью улучшения питания в больнице по инициативе Швейцера стали разводить домашнюю птицу.
Большой роскошью для жителей Габона являлась обычная поваренная соль. Поэтому Швейцер ввел в обиход больницы приятный обычай: каждый выписываемый домой получал в подарок "на посошок" мешочек с солью.
Трудно перечислить все добрые дела Швейцера и его сотрудников. В его госпитале прошли курс лечения несколько сот тысяч человек, проведено несколько тысяч хирургических операций.
Медицинская деятельность Альберта Швейцера в Габоне была не единственным родом его занятии.
Он продолжал заниматься наукой, музыкой, лекционной деятельностью за пределами Африки. В период с 1933-1939 год университеты Европы присудили ему несколько почетных докторских степенен.
Исходный принцип его мировоззрения "благоговение перед жизнью", как основа нравственного этического возрождения человечности. Он призывал людей признавать друг друга достойным доверия и считал, что благоговение перед жизнью не исчезает, пока есть люди исповедующие Любовь.
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Швейцер_Альберт
2 группа
Публикация для выступления
[1] См.: Митрополит Антоний Сурожский. «Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия». Беседы на Евангелие от Марка. Гл. 1 - 4. – М., 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка открытого урока английского языка для студентов 3 курса СПО по специальности "Технология машиностроения"
Методическая разработка открытого урока английского языка по теме "Станки" для студентов 3 курса СПО по специальности "Технология машиностроения" предназначена для проведения итогового занятия п...
Методическая разработка открытого урока английского языка для студентов 4 курса специальности 23.02.02 «Автомобиле – и тракторостроение» по теме "Двигатель внутреннего сгорания"
Урок соответствует рабочей программе, разработанной на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования. Выбор формы проведе...
Методическая разработка к открытому уроку по математике для 1 курса "Преобразование степенных выражений"
Методическая разработка посвящена к углублению математических знаний и истории колледжа. В процессе изучения темы обращаемся к страницам истории колледжа, потому что необходимо знать историю сво...
Методическая разработка к открытому уроку по математике для 1 курса "Преобразование логарифмических выражений"
Методическая разработка посвящена к углублению математических знаний и истории колледжа. В процессе изучения темы обращаемся к страницам истории колледжа, потому что необходимо знать историю сво...
Открытый урок для студентов 1 курса «Русский язык как форма существования национальной культуры»
ЭпиграфПеред вами громада – русский язык! Наслажденье глубокое зовёт вас,наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его…Н. В. ГогольТема нашего ур...
Открытый урок по английскому языку для студентов 1 курса СПО "What are you doing now?" Present Continuous Tense.
Сценарий открытого урока по английскому языку "Present Continuous Tense"...