Открытый - обобщающий урок по литературе для студентов 1 курса на тему: «А. С. Пушкин – чудо русской поэзии».
учебно-методический материал

Мишина Татьяна Николаевна

Эпиграф                                                      Следы исчезнут поколений,

                                                                      Но жив поэт, бессмертен гений…

                                                                                                  Ф. Глинка

«Писать о Пушкине – значит писать о целой русской литературе…» - сказал В.Г.Белинский. Действительно, Пушкин – наследник всего нашего литературного прошлого и, по словам А.М.Горького, «начало всех начал» новой русской литературы. Он имел на литературу многостороннее и плодотворное влияние. В его личности, в самой его жизни, в небывалой стремительности творческого развития выразилась замечательная одарённость и могучая творческая сила породившего его великого народа».

Ещё при жизни Пушкина Гоголь писал о нём: «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в конечном его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. В нём русская природа, русская душа, русский дух, русский характер…»

Кипучей творческой жизнью продолжал жить Пушкин до самых последних дней. О его жизни и его творчестве написаны интересные художественные книги, подробные биографии и коллективные сборники, страстные воспоминания и исследования, огромнейшее количество стихотворений русских и зарубежных поэтов. Под влиянием произведений великого поэта в нас пробуждаются самые светлые, добрые, самые благородные чувства.

Сегодня мы подведём итог изучению творчества А.С.Пушкина, вспомним самые интересные моменты биографии поэта, с которыми познакомились на уроках.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство сельского хозяйства и продовольствия  Самарской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области

«Кинельский государственный техникум»

Открытый - обобщающий урок по литературе  для студентов

1 курса на тему:

«А. С. Пушкин – чудо русской поэзии».

                                       Автор:

преподаватель русского языка

                                                                           и литературы ГБПОУ «КГТ»

                                                Мишина Т.Н.

Кинель 2019г.

Цели занятия:

  1. воспитывать чувство гордости за творчество великого русского поэта;
  2. способствовать выработке желания "найти" своего Пушкина;
  3. вызвать желание читать и перечитывать Пушкина;
  4. пробудить интерес к более глубокому изучению творчества поэта.

Задачи:

      1) углубить и расширить приобретенные на уроках знания о личности А.С.Пушкина, его   жизни и творчестве, показать величие поэта;

      2)  развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, творческие способности, навыки актерского мастерства, умение обобщать, логически верно излагать свои мысли. 

      3)  воспитывать уважительное отношение к выдающимся людям нашей Родины, к славным датам российской истории и культуры, любовь к литературе как к учебному предмету, способствовать созданию благоприятного психологического климата в коллективе.

Методическое обеспечение и средства обучения:

Методы обучения: словесные, наглядные, слуховые

Формы работы: фронтальные, индивидуальные.

Средства обучения: компьютер, мультимедийное оборудование, презентация,

Технология:  использование ИКТ

 Оборудование:   портреты А.С.Пушкина,  выставка произведений А.С.Пушкина, компьютер, проектор, экран, презентация.

Музыкальное сопровождение: П.И.Чайковский «Времена года»

      Тип занятия: комбинированный (90 минут).

План занятия:

1. Организационный момент.                                                      2 минуты                         

2. Сообщение темы и целей занятия.                                          3 минуты

3. Краткое вступительное слово                                                  5 минут

4. Лекционная часть с участием студентов                                30 минут

5. Эмоциональная разрядка. Шутка - минутка.                         3 минуты                

      6. Тест по биографии и творчеству А. С. Пушкина                  30 минут

  1. Проверка практической части.                                               10 минут
  2. Подведение итогов занятия.                                                    5 минут
  3. Домашнее задание.                                                                   2 минуты

Ход занятия:

1 Организационный момент.

2.   Сообщение темы и целей занятия.

3.Краткое вступительное слово учителя

Эпиграф                                                      Следы исчезнут поколений,

                                                                      Но жив поэт, бессмертен гений…

                                                                                                  Ф. Глинка

«Писать о Пушкине – значит писать о целой русской литературе…» - сказал В.Г.Белинский. Действительно, Пушкин – наследник всего нашего литературного прошлого и, по словам А.М.Горького, «начало всех начал» новой русской литературы. Он имел на литературу многостороннее и плодотворное влияние. В его личности, в самой его жизни, в небывалой стремительности творческого развития выразилась замечательная одарённость и могучая творческая сила породившего его великого народа».

Ещё при жизни Пушкина Гоголь писал о нём: «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в конечном его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. В нём русская природа, русская душа, русский дух, русский характер…»

Кипучей творческой жизнью продолжал жить Пушкин до самых последних дней. О его жизни и его творчестве написаны интересные художественные книги, подробные биографии и коллективные сборники, страстные воспоминания и исследования, огромнейшее количество стихотворений русских и зарубежных поэтов. Под влиянием произведений великого поэта в нас пробуждаются самые светлые, добрые, самые благородные чувства.

Сегодня мы подведём итог изучению творчества А.С.Пушкина, вспомним самые интересные моменты биографии поэта, с которыми познакомились на уроках.

Я скоро весь умру. Но тень мою любя,

Храните рукопись, о други, для себя!

Когда гроза пройдет. Толпою суеверной

Сбирайтесь иногда читать мой свиток верный,

И, долго слушая, скажите: это он;

Вот речь его. А я, забыв могильный сон,

Взойду невидимо и сяду между вами,

И сам заслушаюсь…

4.Лекционная часть. Презентацию и стихи готовили  студенты.

Каким был поэт? Что его волновало? Что он чувствовал по тому или иному поводу? Ответ на эти вопросы можно найти в творчестве Пушкина. Оно насыщено мыслью и напряжением чувств, полно всем богатством переживаний поэта. Лира Пушкина откликалась  на все события  в России и вне ее границ.

Сегодня мы ещё раз соприкоснёмся с жизнью великого русского поэта, вспомним некоторыми страницами его биографии

Презентация.  Детство А. С. Пушкина.

Великий русский поэт А.С.Пушкин – основоположник русской литературы родился 6 июня 1799 года в Москве в дворянской семье.

Лучшими друзьями Пушкина в детстве были: няня Арина Родионовна /крепостная крестьянка/, заботливая бабушка Мария Алексеевна и крепостной дядька Никита. Им впоследствии поэт посвятил стихи.

           Няня рассказывала маленькому Саше сказки и пела песни. Бабушка знала много рассказов о старине, а с дядькой Никитой Саша часто гулял по шумным улицам Москвы. Уже в детские годы он многое узнал о жизни талантливого русского народа.

        В раннем возрасте Саша прочитал много книг. В Москве к Пушкиным часто приходили писатели и поэты, читали стихи. Мальчик внимательно прислушивался ко всему. Уже тогда Саша мечтал стать поэтом. С 8 лет он сам начал сочинять стихи.  (Слайды 1-5)

Лицейские годы.

Летом 1811 года юного Пушкина привезли в Петербург. В 12 лет, выдержав экзамен, Саша поступил в Царскосельский лицей для детей знатных дворян.

      Юный Пушкин не был усидчив, в списке успеваемости лицеистов его фамилия стояла далеко от первой, но именно в Лицее были заложены основы его творчества и личности: первые замеченные авторитетными лицами стихи, первая любовь, друзья на всю жизнь – Антон Дельвиг, Вильгельм Кюхельбекер, Иван Пущин.

       Преподаватели воспитывали в лицеистах любовь к свободе, Родине, к своему народу. В лицее Пушкин увлекся литературой. Уже в эти годы он написал немало стихов.

Чтение стихов лицейского периода

Петербург. Вольнолюбивая лирика (1817-1820)

        Весной 1817 года Пушкин окончил Царскосельский лицей. Лето он провел в родовом имении Михайловское под Псковом. Здесь он записывает русские народные сказки, пишет поэму «Руслан и Людмила». Потом приезжает в Петербург и поступает на службу, но большую часть времени отдаёт поэзии.

Некоторые стихи его были направлены против царя, его приближенных. Пушкин стал опасным противником царя. Вот почему он заявил, что поэта «надобно сослать из-за возмутительных стихов». И поэт был сослан.

Чтение стихотворений: «Вольность», «К Чаадаеву»….

Южная ссылка. Романтический период творчества (1820 – 1824).

        В мае 1820 года Пушкина сослали на юг России в Кишинев. Здесь было тайное Южное общество, которое выступало против царя. Пушкин не был членом общества. Но с его участниками имел тесную связь. Ссылка угнетала и мучила поэта. И в 1822 году он пишет стихотворение «Узник», в котором отразилась тоска по свободе.

Чтение стихотворения «Узник».

        В 1824 году Пушкин – одна из первых фигур в русской литературе, он находится  в зените славы и понимает, что его место  в Петербурге, а не в Одессе в качестве мелкого чиновника при губернаторе Воронцове. Пушкин пишет прошение об отставке. Желание Пушкина было исполнено, но результат последовал совсем не тот, что он предполагал. Статус опального чиновника сменился статусом ссыльного, политически неблагонадёжного лица и безбожника.

 Царь приказывает поэту выехать на новое место ссылки. В августе 1824 года Пушкин прибыл в село Михайловское. Здесь он долгое время жил один, без друзей. За ним строго следили местные власти. Только няня, Арина Родионовна, разделяла с ним тяжелые годы изгнания.

В сентябре 1826 года царь освобождает поэта от ссылки. Пушкин возвращается в Москву.

После ссылки

14 декабря 1825 года в Петербурге произошло восстание декабристов. Они выступали против царя Николая 1. Пять руководителей восстания были арестованы и вскоре повешены. Многие из участников сосланы в Сибирь и на Кавказ.

        При обыске у некоторых декабристов были найдены стихи Пушкина. Это означало, что поэт был на стороне декабристов. При разговоре с царем он признался: «Стал бы в ряды мятежников». За поэтом установили слежку. Все новые произведения поэта просматривал сам царь.

        В этот период Пушкин написал очень много стихов. Среди них выделялись описания времен года, которые поэт использовал в романе «Евгений Онегин».

        / звучит вступление к опере П.И.Чайковского «Евгений Онегин»/

        В 1825 году он пишет стихотворение «Уж небо осенью дышало». 

   В 1826 году поэт создает описание зимы для 5 главы романа «Евгений Онегин» «Зима! Крестьянин, торжествуя…»

        А в 1827 году под воздействием весеннего настроения поэт напишет строки «Гонимы вешними лучами….».

        В 1829 году Пушкин создает прекрасное стихотворение «Зимнее утро».  

     К роману будет создано еще одно произведение «Вот север, тучи нагоняя…

Чтение стихотворений

ЛЮБОВЬ в жизни и творчестве А. С. Пушкина.

    Пушкин часто влюблялся, страстно любил и был любим, его душа не могла жить без этого волшебного чувства, ибо именно любовь, прекрасная, чистая, светлая озаряла жизненный путь поэта, заставляла сердце учащенно биться, а душу создавать бессмертные творенья; именно любовь привела его к гибели.

     Среди любовной лирики Александра Пушкина есть несколько произведений, которые он посвятил своей супруге Наталье Гончаровой. Одним из них является стихотворение «Мадонна», написанное в 1830 году   за полгода до свадьбы.

Самым счастливым моментом в жизни Александра Сергеевича было известие о том, что  первая красавица, Наталья Гончарова,  согласилась выйти замуж за  поэта.

 Чтение стихотворений «Мадонна», « Я вас любил…», « К Керн»…. «Сожжённое письмо», «Храни меня, мой талисман».

Болдино

         Осенью 1830 года Пушкин провел в Болдино. Осенью он лучше всего и больше всего писал. Замечательным произведением, созданным Александром Сергеевичем, было  стихотворение «Унылая пора», «Элегия».

В стихотворении «Элегия» лирический герой чувствует себя уставшим от «безумных лет», «веселье», праздность уже не радуют его, а тяготят. На вопрос «зачем жить?» поэт отвечает: «чтоб мыслить и страдать»  

      Со многими произведениями великого Поэта мы познакомились. Но нельзя не вспомнить о гибели великого поэта.

  Враждебное отношение к Пушкину царя и его приближенных усиливалось. Враги преследовали поэта. Использовали ложь и клевету. Пушкина замышляли убить и вскоре нашли для этого повод. На одном из балов француз Дантес пытался оскорбить жену поэта. Александр Сергеевич до последнего дня своей жизни всегда дорожил Натальей Николаевной и высоко   отзывался о ней. Он писал: :  «Жена моя – прелесть, и чем я доле с ней  живу, тем более люблю это милое, чистое и доброе создание, которого я ничем не заслужил  перед Богом…»

4 ноября 1836 года Пушкин получил анонимное письмо, где говорилось о том, что поэт, якобы избран вице-президентом ордена рогоносцев.  Пушкин направил вызов на дуэль тому, от кого получил письмо. Это был  французский посол, Дантес.  Однако поединку  в первый раз не суждено было состояться.   Но хамские ухаживания продолжались, только в более циничной форме.

 26 января 1837 года поэт посылает новое письмо в адрес отца Дентеса, где говорилось о том, что  он не может терпеть  выходки  этого человека.  Пушкин, защищая честь своей жены, вызвал Дантеса на дуэль. Дуэль состоялась 9  февраля 1837 года недалеко от Петербурга, на Черной речке.  До сих пор в дуэли остается много неясного.  Пушкин был смертельно ранен и в тяжелых страданиях скончался 10 февраля 1837 года.

Горели свечи,

Звучали речи,

Перо слетало

С гусиных крыл…

На Черной речке

Задули свечку.

Всё пусто стало.

Он жил, он был…

На Черной речке

Свечу задули,

Но прилетела

Благая весть:

Не властно Время,

Не властны пули:

Его убили?

Он жив! Он есть!

       Смерть поэта была большим горем для всей России. Около 50 тысяч человек подошли к дому, где жил Пушкин. Большей частью это были простые люди. Они пришли проститься со своим любимым поэтом и защитником.

         Для царя и его придворных Пушкин и мертвым был страшен. Поэтому ночью завернутый в рогожу гроб с телом Пушкина в сопровождении жандармского офицера и дядьки Никиты был тайно увезен в село Михайловское. Здесь поэта похоронили у стен собора Святогорского монастыря.

За полгода до гибели Пушкин написал стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». В нем поэт подводит итого своему творчеству. Поэт знал, что его любит простой народ России, и если он погибнет, то слава его  не увянет.

       звучит стихотворение «Я памятник себе воздвиг…»

        Пушкин – гордость и слава России. Когда он погиб, многие плакали. А спустя несколько дней после смерти поэта царю принесли стихотворение, написанное неизвестным  поэтом Лермонтовым:

       Погиб поэт! Невольник чести…

   В стихотворении  Лермонтова прямо указывались убийцы Пушкина – царь и его окружение.

 Звучит стихотворение «Погиб поэт! Невольник чести…»

    Прошло два столетия, но творчество Пушкина не забыто.

          О, Пушкин!

          Над его строкою

          Задумавшись в который раз,

          Вдруг открываешь в ней такое,

          Что прежде пряталось от глаз.     

                                             (Давид Кугультинов)

5. Эмоциональная разрядка. Шутка – минутка для уроков литературы.

 

6. Практическая  самостоятельная работа. Тест.

Тест по творчеству А. С. Пушкина

1.Где и когда родился А. С. Пушкин?

2. К какому роду принадлежал А. С. Пушкин?

3. Кто был предком  А. С. Пушкина по матери?

4. Кто оказал большое влияние на маленького Александра?

5. Какой важный этап в жизни Пушкина начался в 1811 году?

6. Какое стихотворение А. С. Пушкина было напечатано первым и прочитано им на экзамене в 1815 году?

7. Назовите романтические поэмы А. С. Пушкина «Южного периода».

8. Куда был сослан А. С.  Пушкин после прошения об отставке?

9. Как называется цикл стихотворений, в котором Пушкин через сюжеты и образы священной книги мусульман выразил свои мысли и настроения?

10. Становление  какого литературного направления находит отражение в творчестве А. С. Пушкина?

11. Как называется исторический роман, в котором Пушкин показал образ великого императора и его сподвижника, своего предка?

12. В какой поэме А. С. Пушкин показал образ Петра, заявил о величии России и рассказал о вечных темах: любви, верности, предательстве.

13.Как звали жену А. С. Пушкина?

14.Какие три месяца стали самыми плодотворными в творчестве поэта, какое название они получили?

15. Как называется последняя поэма А. С, Пушкина?

16.В каких двух произведениях  А. С. Пушкина имя Евгений является именем главного героя?

17. В каких двух произведениях А.С. Пушкин показал крестьянское восстание под предводительством Емельяна Пугачёва?

18. Как называется последнее произведение, которое увидело свет при жизни поэта в декабре 1836 года?

19.Кто из героев романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»:

а) «острижен по последней моде, как денди лондонский одет…»;

[2, с137]

б) «красавец в полном цвете лет, поклонник Канта и поэт…»; [2, с 149]

в)  «дика, печальна, молчалива, как лань лесная боязлива….»; [2, с 154]

г) «всегда скромна, всегда послушна, всегда, как утро, весела…»;

 [2, с. 153]

20. Знаете ли Вы героев пушкинских повестей  («Повести Белкина»)? Кто  из них:

а)  наряжался в крестьянское платье, когда шёл на свидание?

б) был похищен в день свадьбы?

в) делал змея из географической карты?

 г) перед венчанием заблудился в поле?

 д) казался русским, а носил иностранное имя?

21. Из каких стихотворений А. С. Пушкина эти строки:

а) «Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!»; [2, с.8]

б) «Я гимны прежние пою…»;[2, с. 30]

в) «Глаголом жги сердца людей»; [2, с. 27]

г) «Восстаньте, падшие рабы!»; [2, с. 5]

д) «Я вас любил так искренно, так нежно, как дай Вам бог любимой быть другим». [2, с.35]

е) «Я помню чудное мгновение:…»; [2, с 20]

ж) «Но человека человек

      Послал к анчару властным взглядом:…»; [2, с 31]

з) «Здравствуй, племя

Младое, незнакомое! не я

 Увижу твой могучий поздний возраст,…»; [2, с. 40]

и) «Любовь и дружество до вас

     Дойдут сквозь мрачные затворы,…»; [2, с. 29]

к) «Приветствую тебя, пустынный уголок,

      Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,…» [2, с8 ]

22..Как называется последнее стихотворение А. С. Пушкина?

23.С кем состоялась дуэль Пушкина?

24. В «окружении» каких поэтов – писателей  умер А. С. Пушкин?

7. Проверка практической части (взаимопроверка)

КЛЮЧ К ТЕСТУ ПО ТВОРЧЕСТВУ А.С. ПУШКИНА на экране с критериями оценивания.

8. Подведение итогов занятия, выставление оценок.

9. Домашнее задание. Написать сочинение на тему:

 «Мой Пушкин».

Сегодняшнее занятие мне хотелось бы закончить словами  А. Твардовского: «Если Пушкин приходит к нам с детства, то мы по-настоящему приходим к нему лишь с годами».

        Список литературы

1. Литературы:  для студентов средних профессиональных учебных заведений (Г. А. Обернихина, И. Л. Вольнова, Т. В. Емельянова и др.); под ред. Г. А. Обернихиной. – Москва: Издательский центр «Академия», 2015. -656с.

2.А. С. Пушкин. Избранное. – Москва; Профиздат, 1993, - 352 с. – (Библиотека отечественной классики).

3.А. С. Пушкин. Романы и повести. – Москва; Московский рабочий, 1968, - 392 с. (Библиотечка школьника)

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия по теме «Русская поэзия в английских переводах»

Основные цели данного вечера:1. Активизация творческого и духовного потенциала студентов;2. Более углубленное изучение произведений русской и английской литературы;3. На примере произведений русских к...

Конспект открытого урока по литературе: "А. С. Пушкин - чудо русской поэзии".

Обобщающий урок по литературе для студентов 1 курса на тему: "А. С. Пушкин - чудо русской поэзии"....

Открытый урок "Обобщающий урок по теме "Колебания и волны" "

Обобщающий урок по теме "Колебания и волны" разработан в форме групповой работы с элементами игры "Счастливый случай"....

Конспект урока литературного чтения во 2 классе Тема урока: «А.С.Пушкин – великий русский писатель»

Задачи:- познакомить с понятиями «поэма»;- познакомить со вступлением к поэме «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина- дать первоначальное представление о сказочной поэме;- познакомить...

Урок по литературному чтению 2 класс, тема: А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Обобщающий урок чтения. Тема: "«Сказка о рыбаке и рыбке» и другие сказки А.С. Пушкина". 2-й классПодготовила и провела: учитель начальных классов Абдурахманова Асият Абдулхаликов...