Средства диагностики мотивации учения.
статья
Средства диагностики мотивации учения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sredstva_diagnostiki_motivatsii_ucheniya.docx | 14.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Средства диагностики мотивации учения.
Формирование мотивации следует начинать с определения исходного ее состояния у большинства учащихся, что является необходимым условием правильной организации ее воспитания. Преподаватель должен всегда стремиться узнать своих воспитанников. Установить уровень развития мотивации можно по таким показателям: какие цели ставит перед собой учащийся; что его интересует; по каким мотивам он учится; что ему в учении нравится; чем увлекается; к чему стремится; характер ответственности; нравственная сторона отношения к учению и труду; эмоциональные переживания учащихся. К педагогическим средствам диагностики мотивации учения относятся наблюдение, анкетирование, хронометраж (фотография) своего дня, шкалирование и др.
Наблюдение. Мотивация доступна наблюдению. Ее довольно легко обнаружить: об отношении учащихся к учению или труду можно судить по наличию или отсутствию интереса к предмету, прилежанию, активности на уроках, систематическому выполнению заданий и т.д. Изучение учащихся будет более целенаправленным, если проводить наблюдения по следующим признакам.
1. Характер деятельности учащихся в процессе выполнения практических работ (пассивное, недобросовестное или добросовестное, активное выполнение работы; длительное, напряженное выполнение работы; выполнение с перерывами, отвлечениями; проявление внимания на протяжении всего занятия или только его части).
2. Стремление к выполнению заданий необязательных, неоцениваемых (ведение записей при слушании преподавателя или чтении учебника; выдвижение гипотез; обращение с вопросами; проверка нескольких, а не одной, как требовали, гипотез; повторное, более тщательное выполнение задания; выполнение с особой тщательностью практической или теоретической части работы; стремление узнать, какие еще приемы и способы применяются).
3. Характер умственной деятельности, наиболее привлекающей учащихся (самостоятельное выявление причинных связей, зависимостей, закономерностей и т.п. или процесс копирования действий преподавателя; склонность к репродуктивным или продуктивным способам деятельности и т.п.).
4. Предпочтительная избирательность отдельных этапов деятельности (привлекает выполнение теоретического обоснования работы, практической ее части, формулирование суждений, умозаключений, выводов; стремление участвовать в составлении плана работы, коллективном обсуждении итогов работы; оказание помощи товарищам и т.п.).
5. Отношение к выполнению задания (полностью выполняет требования, предъявляемые при написании сочинения, отчета о лабораторной работе и т.п., выполняет их частично; выполняет с выдумкой, старательно или небрежно; внимателен к разбору типичных ошибок, стремится их избежать и устранить; участвует в групповых формах работы или стремится их избежать).
6. Увлеченность, эмоциональный подъем при изучении предмета, выполнении практической работы (стремление к самостоятельной постановке проблем, увлеченность поиском их решения, потребность в выдвижении гипотез, интерес к применению аналогий, моделированию, проведению мысленных экспериментов; удовлетворенность проделанной работой, полученными знаниями и т.п.).
7. Отношение учащихся к окончанию работы (рад звонку с урока, огорчен, "не слышит" звонка и т.д.).
8. Отношение учащихся к помощи преподавателя, советам товарищей, их оценкам.
9. Темп вхождения, включения в деятельность (быстро ориентируется в предстоящей деятельности и принимает ее; ориентируется, но не принимает ее; не хочет делать; ставит цели; стремится планировать свои действия и т.д.).
10. Качество знаний (объем, полнота, фактическая точность, понимание, осмысленность, прочность усвоенного материала, умение решать "нестандартные" задачи, успешность выполнения заданий, быстрота актуализации нужных знаний, умение находить и устранять неисправности в приборах, игрушках).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование мотивации, учение и развитие познавательной деятельности учащихся на уроках п/о как одно из условий повышения качества образования
Формирование мотивации, учение и развитие познавательной деятельности учащихся на уроках п/о как одно из условий повышения качества образования...
Диагностика мотивации учебной деятельности студентов колледжа
Целью моего исследования стало изучение особенностей мотивации учебной деятельности студентов специальностей 23.02.01. «Организация и управление перевозками на транспорте (по видам транспорта)&r...
Психолого-педагогические основы развития мотивации учения
Материал предназначен для педагогов ОУ...
Диагностика мотивации обучающихся к предмету
Диагностика мотивации обучающихся к предмету проведена по результатам входного и выходного контроля...
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
мотивация обучающихся...
Курсовая работа на тему: "Особенности развития мотивации учения у младших школьников"
Курсовая работа на тему: "Особенности развития мотивации учения младших школьников"...
Диагностика мотивации к учебной деятельности
Методика разработана на основе опросника А.А.Реана и В.А.Якунина. К 16 утверждениям вышеназванного опросника добавлены утверждения, характеризующие мотивы учения, выделенные В.Г.Леонтьевым, а также ут...