ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОСНОВЫ ЮРИСПРУДЕНЦИИ»
рабочая программа
В современном российском обществе, вопросы гражданского образования и воспитания выходят на первый план. Необходимо создавать условия для освоения учащимися роли гражданина в демократическом государстве, гражданском обществе. Обучающиеся должны не только овладеть определённой суммой знаний, но и уметь применить их на практике. Для правильной ориентации в правовой жизни российского общества обучающиеся должны владеть важнейшими юридическими понятиями и категориями, знать основополагающие конституционные принципы, права и свободы человека и гражданина.
Программа дополнительного образования «Основы юриспруденции» помогает воспитывать понимание человеческого достоинства, уважение к другим людям, толерантность, стремление к использованию ненасильственных средств разрешения конфликтов, развиваются чувство солидарности и стремление к сотрудничеству с другими людьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_osnovy_yurisprudentsii.doc | 109.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОСНОВЫ ЮРИСПРУДЕНЦИИ»
Пояснительная записка
Рабочая программа дополнительного образования «Основы юриспруденции» составлена на основе:
- Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Закон «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644 "О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования";
- Приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
- Приказа Минобрнауки России от 31.03.2014 N 253 (ред. от 08.06.2015) «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями от 29.06.2011, 25.12.2013, 24.11.2015)
В современном российском обществе, вопросы гражданского образования и воспитания выходят на первый план. Необходимо создавать условия для освоения учащимися роли гражданина в демократическом государстве, гражданском обществе. Обучающиеся должны не только овладеть определённой суммой знаний, но и уметь применить их на практике. Для правильной ориентации в правовой жизни российского общества обучающиеся должны владеть важнейшими юридическими понятиями и категориями, знать основополагающие конституционные принципы, права и свободы человека и гражданина.
Программа дополнительного образования «Основы юриспруденции» помогает воспитывать понимание человеческого достоинства, уважение к другим людям, толерантность, стремление к использованию ненасильственных средств разрешения конфликтов, развиваются чувство солидарности и стремление к сотрудничеству с другими людьми.
Право, будучи важным компонентом социально-гуманитарного образования личности, относится к числу приоритетных дисциплин, обеспечивающих возможности правовой социализации подростков. Правовое образование направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся. Основы юриспруденции, как предмет дополнительного образования, создает основу для становления социально-правовой компетентности обучающихся, в нем акцентируется внимание на проблемах реализации и применения права в различных правовых ситуациях.
Содержание программы дополнительного образования «Основы юриспруденции» выстроено с учетом образовательных целей и социальных потребностей обучающихся.
К основным содержательным линиям программы относятся следующие:
- роль права в регулировании общественных отношений; законотворческий процесс в стране;
- гражданство, основные права и обязанности граждан; участие граждан в управлении государством, избирательная система в России;
- вопросы семейного и образовательного права; имущественные и неимущественные права личности и способы их защиты; правовые основы предпринимательской деятельности; основы трудового права и права социального обеспечения;
- основы гражданского, уголовного, административного судопроизводства;
- особенности конституционного судопроизводства; международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.
Программа также включает темы, связанные с освоением способов составления простых документов, понимания юридических текстов, получения и использования необходимой информации, квалифицированной юридической помощи и т.п.
Программа «Основы юриспруденции» поможет сформировать у обучающихся устойчивую мотивацию на дальнейшее познание в области права.
Дополнительная программа предназначена для обучающихся старшего возраста (15-17 лет).
Реализация программы предусматривает использование педагогических технологий:
• Метод проблемного обучения основан на создании проблемной ситуации, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов;
• Интересным приемом использования проблемного метода можно назвать дидактические игры;
• Исследовательский метод обеспечивает овладение методами научного познания в процессе поиска и является условием формирования интереса.
Приемы организации деятельности:
• Лекция
• Научно-практическая конференция
• Диспут
• Эссе
• Семинар
• Практическая работа
• Ролевая игра
• Деловая игра
• «Мозговой штурм»
• Работа с источниками
Во время занятий могут использоваться различные виды индивидуальной, парной и групповой работы. В процессе работы по данной программе используются:
— наглядные пособия;
— схемы;
— диагностические методики для определения уровня знаний, умений, навыков;
— методические разработки по темам программы;
— специальная литература.
При освоении данной программы учащиеся должны достигнуть следующих личностных результатов:
— знание основных юридических терминов и понятий;
— содержание законодательных актов;
— определение принципов права, системы прав и обязанностей.
Метапредметными результатами освоения данной программы являются:
— умение работать с разными источниками информации;
— овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности;
— умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы;
— умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения программы являются:
— осуществлять поиск информации по заданному юридическому вопросу;
— давать правовую оценку собственным действиям, действиям окружающих, явлениям жизни;
— самостоятельно работать с юридическими документами;
— владеть представлением о действиях и поступках, составляющих угрозу безопасности личности;
— выделять противоречия, лежащие в юридической области;
— самостоятельно работать с юридическими документами;
— выявлять причины возникновения проблемы, оценки способов решения проблемы;
— объяснять роли права в жизни общества и уметь применять эти знания в различных жизненных ситуациях.
В программе используются межпредметные связи с другими образовательными областями (история, обществознание, политология, социология и др.).
Оборудование учебного кабинета:
Технические средства обучения: проектор, экран, компьютер с лицензионным программным обеспечением.
Цель и задачи программы:
- развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы;
- воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства; дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым институтам, правопорядку;
- освоение знаний об основных принципах, нормах и институтах права, возможностях правовой системы России, необходимых для эффективного использования и защиты прав и исполнения обязанностей, правомерной реализации гражданской позиции;
- овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности с целью реализации и защиты прав и законных интересов личности; содействия подержанию правопорядка в обществе; решения практических задач в социально-правовой сфере, а также учебных задач в образовательном процессе;
- формирование способности и готовности к самостоятельному принятию правовых решений, сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом.
- содействие самоопределению личности, созданию условий для ее реализации; формирование гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества, его ориентации на развитие этого общества, его ориентация на развитие гражданского общества и утверждение правового государства;
- воспитание гражданственности и любви к Родине, уважения к правам и свободам человека; формирование основ правовой культуры; содействие реализации права обучающихся на свободный выбор взглядов и убеждений с учетом разнообразия мировоззренческих подходов.
- создание благоприятных условий для выработки молодым человеком собственной жизненной позиции; формирование ценностных ориентиров в области правовых и иных социальных норм, регулирующих жизнедеятельность гражданина;
- развитие творческих способностей, необходимых для выполнения основных социальных ролей (мужа, жены, продавца, потребителя, исполнителя, изготовителя и др.).
Формируемые компетенции (профессиональные и общие компетенции):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.
ОК 12. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.
ОК 13. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.
Рекомендуемое количество часов на освоение программы – 30 часов.
Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы юриспруденции»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов |
1 | 2 | 3 |
Тема 1. Право: понятие, нормы, система, источники. | 1. Понятие государства. Функции государства. Понятие права. 2. Основные характеристики: общеобязательность, формальная определенность, обеспеченность выполнения принудительной силой государства. Норма права. Основные отрасли российского права. Источники права. | 4 |
Тема 2. Законность, правопорядок, правомерное поведение. | Законность, правопорядок, правомерное поведение. Правонарушения и их виды, юридическая ответственность и ее виды. | 2 |
Тема 3. Конституция РФ об основах конституционного строя. | 1. Предмет, роль значение и основные источники государственного и административного права. 2. Виды Конституций. Конституционные характеристики Российского государства: демократическое, федеральное, правовое, социальное, светское, с республиканской формой правления. | 4 |
Тема 4 Федеративное устройство и система власти в РФ. | 1. Виды и состав субъектов РФ, виды ее субъектов и их статус. Конституционно-правовые основы местного самоуправления. Ветви государственной власти в РФ и органы их осуществляющие. 2. Правовые основы судебной власти в РФ. Правоохранительные органы. | 2 |
Тема 5. Понятие гражданского права. | 1. Предмет, основные источники и субъекты гражданских правоотношений, понятие физического лица. Право и дееспособность граждан. Акты гражданского состояния. 2. Юридические лица: понятие и признаки. Виды юридических лиц Основания возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений | 4 |
Тема 6. Основные формы собственности, содержание и формы защиты права собственности. | 1. Понятие и содержание права собственности. Частная собственность на землю. Наследование собственности граждан, порядок наследования по закону и по завещанию. 2. Защита права собственности. Органы, осуществляющие защиту права собственности. | 2 |
Тема 7. Правовое регулирование семейных отношений. | Основные принципы семейного права. Понятие, порядок и условия заключения брака. Препятствия к заключению брака Медицинское обследование лиц, вступающих в брак. Основания для прекращения брака и порядок признания брака недействительным. Основания возникновения прав и обязанностей родителей и детей. Порядок установления отцовства | 2 |
Тема 8. Понятие и источники трудового права. | Понятие и источники трудового права. Трудовой договор (контракт). Его содержание, виды. Порядок трудоустройства, трудовая книжка, перевод на другую работу. Основания и порядок прекращения трудового договора (контракта). Гарантии реализации права граждан на труд. Кодекс законов о труде РФ о рабочем времени и времени отдыха. Понятие и виды рабочего времени. Заработная плата, принципы оплаты груда. Виды и системы оплаты труда. Гарантии и компенсации. Трудовая дисциплина. Виды поощрений и взысканий, порядок наложения и снятия взысканий. Основания материальной ответственности, порядок ее применения. | 2 |
Тема 9. Уголовный закон. Преступление и наказание. | Уголовный закон. Понятие и состав преступления. Преступление и наказание. Уголовная ответственность. Категории преступлений. Преступление против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности, против прав и свобод граждан, собственности. Преступления против порядка управления, общественного порядка, наказание за них. | 2 |
Тема 10. Административное право. | Понятие, предмет, методы и система административного права. Понятие, предмет, методы и система административного права. Физические и юридические лица как субъекты административного права. Административные наказания: понятие, цели и виды. | 2 |
Тема 11. Медицинское право. | Понятие, предмет и метод медицинского права. Источники медицинского права. Права и обязанности медицинских работников и медицинских организаций. Права и обязанности граждан при получении медицинской помощи. Административная ответственность медицинских работников, медицинских организаций и органов исполнительной власти, осуществляющих управление в области здравоохранения. Уголовная ответственность за профессиональные правонарушения в медицинской деятельности. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения. | 2 |
Тема 12. Повторение и обобщение по курсу «Основы юриспруденции» | 2 |
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Нормативные правовые акты:
1. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // Система Гарант. – 2015.
2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод ETS № 005 (Рим, 4 ноября1950 г.) (с изм. и доп. от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января 1990 г., 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.) Конвенция ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ // Система Гарант. – 2015
3. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 26 января 2009 г. № 4 ст. 445.
4.Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-Ф3. - Ч.1. // Система Гарант. – 2015.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ. Ч.2. // Система Гарант. – 2015.
6. Гражданский кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ (Ч.4) // Собрание законодательства Российской Федерации от 25 декабря 2006 г. N 52 (часть I) ст. 5496 (с изм. в 2010 г.)
7.Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (в ред. от 21.07.2014)
8.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (в ред. от 21.07.2014)
9.Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (в ред. от 21.07.2014)
10.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (в ред. от 02.04.2014)
11.Трудовой кодекс Российской федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 28.06.2014)
Основная литература:
1. Клименко А.В., Румынина В.В. Теория государства и права: Учебное пособие. - М.: ИЦ «Академия», 2012. – 224 с.
2. Гриценко М.В., Летушева Н.И. Теория государства и права: Учебник. - М.: ИЦ «Академия», 2015. – 224 с.
3. Колюшкина Л.Ю., Смоленский М.Б. Теория государства и права: Учебное пособие. – М.: «Наука-пресс», 2014. – 288 с.
4. Малько А.В. Теория государства и права: Учебник для студентов учреждений СПО. – М.: издательство «Юрист», 2014. – 304 с.
Интернет-ресурсы:
1. Президент России. Форма доступа: http://www.kremlin.ru
2. Сервер органов государственной власти Российской Федерации. Форма доступа:http://www.gov.ru/
3. Информационная справочно-правовая система «Гарант». Форма доступа: http://www.garant.ru/
4. Информационная справочно-правовая система «Консультант плюс». Форма доступа: http://www.consultant.ru/
Дополнительная литература:
1. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник. – М., 2016.
2. Теория государства и права: Учебник / под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова.- М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2014. – 595 с.
3. Лазарев В.В. Теория права и государства: Учебник. – М., 2015.
4. Малько А.В. Теория государства и права: Учебное пособие. – М., 2015.
5. Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник. – М., 2012.
6. Морозова Л.А. Теория государства и права. Учебник. – М, Норма, 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа – - дополнительная общеразвивающая программа «Измерение физических величин»
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа кружка «Физические величины и их измерения» разработана на основе Федеральногогосударственного образовательного стандарта (далее – ...
Программа дополнительного профессионального образования "Основы инженерной графики"
Программа ДПО "Основы инженерной графики" предназначена для студентов, обучающихся по дополнительной программе и получающих начальные знания по дисциплине "Инженерная графика"....
Программа дополнительного образования "Основы архитектурного творчества. Макетирование"
Программа дополнительного образования для студентов 1 курса специальности "Архитектура"...
Программа дополнительного образования «ОСНОВЫ ВИЗАЖА»
Настоящая программа дополнительного образования разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального об...
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ Дополнительная общеразвивающая программа Секция «Баскетбол» для обучающихся 16 – 20 лет срок реализации: 1 год
Направленность программы дополнительного образования (далее – программа) – спортивная. Секция «Баскетбол» (далее – кружок) в АУ «Сургутский политехнический ко...
Проект " Юные мастера" Программа дополнительного образования «Основы электромонтажных работ» Школьные уроки технологии.
Программа дополнительного образования.«Основы электромонтажных работ»Школьные уроки технологии....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ДУП.01 ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ для профессии среднего профессионального образования 38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ по программе дополнительных учебных предметов
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих в соответствии с ФГОС по профессии СПО 38.02.01. Экономика и бухгалтерский учет.Цел...