ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОСНОВЫ ЮРИСПРУДЕНЦИИ»
рабочая программа

Артемьева Светлана Геннадьевна

В современном российском обществе, вопросы гражданского образования и воспитания выходят на первый план. Необходимо создавать условия для освоения учащимися роли гражданина в демократическом государстве, гражданском обществе. Обучающиеся должны не только овладеть определённой суммой знаний, но и уметь применить их на практике. Для правильной ориентации в правовой жизни российского общества  обучающиеся должны владеть важнейшими юридическими понятиями и категориями, знать основополагающие конституционные принципы, права и свободы человека и гражданина.

Программа дополнительного образования «Основы юриспруденции» помогает воспитывать понимание человеческого достоинства, уважение к другим людям, толерантность, стремление к использованию ненасильственных средств разрешения конфликтов, развиваются чувство солидарности и стремление к сотрудничеству с другими людьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_osnovy_yurisprudentsii.doc109.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОСНОВЫ ЮРИСПРУДЕНЦИИ»

Пояснительная записка

Рабочая программа дополнительного образования  «Основы юриспруденции» составлена на основе:

  • Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Закон «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федерального государственного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  • Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644 "О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования";
  • Приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
  • Приказа Минобрнауки России от 31.03.2014 N 253 (ред. от 08.06.2015) «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
  • Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями от 29.06.2011, 25.12.2013, 24.11.2015)

В современном российском обществе, вопросы гражданского образования и воспитания выходят на первый план. Необходимо создавать условия для освоения учащимися роли гражданина в демократическом государстве, гражданском обществе. Обучающиеся должны не только овладеть определённой суммой знаний, но и уметь применить их на практике. Для правильной ориентации в правовой жизни российского общества  обучающиеся должны владеть важнейшими юридическими понятиями и категориями, знать основополагающие конституционные принципы, права и свободы человека и гражданина.

Программа дополнительного образования «Основы юриспруденции» помогает воспитывать понимание человеческого достоинства, уважение к другим людям, толерантность, стремление к использованию ненасильственных средств разрешения конфликтов, развиваются чувство солидарности и стремление к сотрудничеству с другими людьми.

Право, будучи важным компонентом социально-гуманитарного образования личности, относится к числу приоритетных дисциплин, обеспечивающих возможности правовой социализации подростков. Правовое образование направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся. Основы юриспруденции, как предмет дополнительного образования, создает основу для становления социально-правовой компетентности обучающихся, в нем акцентируется внимание на проблемах реализации и применения права в различных правовых ситуациях.

Содержание программы дополнительного образования «Основы юриспруденции»   выстроено с учетом образовательных целей и  социальных потребностей обучающихся.

 К основным содержательным линиям программы относятся следующие:

  • роль права в регулировании общественных отношений; законотворческий процесс в стране;
  • гражданство, основные права и обязанности граждан; участие граждан в управлении государством, избирательная система в России;
  • вопросы семейного и образовательного права; имущественные и неимущественные права личности и способы их защиты; правовые основы предпринимательской деятельности; основы трудового права и права социального обеспечения;
  • основы гражданского, уголовного, административного судопроизводства;
  • особенности конституционного судопроизводства; международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.

Программа  также включает темы, связанные с освоением способов составления простых документов, понимания юридических текстов, получения и использования необходимой информации, квалифицированной юридической помощи и т.п.

Программа «Основы юриспруденции» поможет сформировать у обучающихся устойчивую мотивацию на дальнейшее познание в области права.
Дополнительная программа предназначена для обучающихся старшего возраста (15-17 лет).

Реализация программы предусматривает использование педагогических технологий:
• Метод проблемного обучения основан на создании проблемной ситуации, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов;
• Интересным приемом использования проблемного метода можно назвать дидактические игры;
• Исследовательский метод обеспечивает овладение методами научного познания в процессе поиска и является условием формирования интереса.

Приемы организации деятельности:
• Лекция
• Научно-практическая конференция
• Диспут
• Эссе
• Семинар
• Практическая работа
• Ролевая игра
• Деловая игра
• «Мозговой штурм»
• Работа с источниками

Во время занятий могут использоваться различные виды индивидуальной, парной и групповой работы.  В процессе работы по данной программе используются:
— наглядные пособия;
— схемы;
— диагностические методики для определения уровня знаний, умений, навыков;
— методические разработки по темам программы;
— специальная литература.

При освоении данной программы учащиеся должны достигнуть следующих личностных результатов:
— знание основных юридических терминов и понятий;
— содержание законодательных актов;
— определение принципов права, системы прав и обязанностей.

Метапредметными результатами освоения данной программы являются:
— умение работать с разными источниками информации;
— овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности;
— умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы;
— умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами освоения программы являются:
— осуществлять поиск информации по заданному юридическому вопросу;
— давать правовую оценку собственным действиям, действиям окружающих, явлениям жизни;
— самостоятельно работать с юридическими документами;
— владеть представлением о действиях и поступках, составляющих угрозу безопасности личности;
— выделять противоречия, лежащие в юридической области;
— самостоятельно работать с юридическими документами;
— выявлять причины возникновения проблемы, оценки способов решения проблемы;
— объяснять роли права в жизни общества и уметь применять эти знания в различных жизненных ситуациях.

В программе используются межпредметные связи с другими образовательными областями (история, обществознание, политология, социология и др.).

Оборудование учебного кабинета:

Технические средства обучения: проектор, экран, компьютер с лицензионным программным обеспечением.

Цель и задачи программы:

  1. развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы;
  2. воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства; дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым институтам, правопорядку;
  3. освоение знаний об основных принципах, нормах и институтах права, возможностях правовой системы России, необходимых для эффективного использования и защиты прав и исполнения обязанностей, правомерной реализации гражданской позиции;
  4. овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности с целью реализации и защиты прав и законных интересов личности; содействия подержанию правопорядка в обществе; решения практических задач в социально-правовой сфере, а также учебных задач в образовательном процессе;
  5. формирование способности и готовности к самостоятельному принятию правовых решений, сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом.
  6. содействие самоопределению личности, созданию условий для ее реализации; формирование гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества, его ориентации на развитие этого общества, его ориентация на развитие гражданского общества и утверждение правового государства;
  7. воспитание гражданственности и любви к Родине, уважения к правам и свободам человека; формирование основ правовой культуры; содействие реализации права обучающихся на свободный выбор взглядов и убеждений с учетом разнообразия мировоззренческих подходов.
  8. создание благоприятных условий для выработки молодым человеком собственной жизненной позиции; формирование ценностных ориентиров в области правовых и иных социальных норм, регулирующих жизнедеятельность гражданина;
  9. развитие  творческих способностей, необходимых для выполнения основных социальных ролей (мужа, жены, продавца, потребителя, исполнителя, изготовителя и др.).

Формируемые компетенции (профессиональные и общие компетенции):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.

ОК 12. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.

ОК 13. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.

Рекомендуемое количество часов на освоение программы – 30 часов.

Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы  юриспруденции»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

1

2

3

Тема 1.

Право: понятие, нормы,

система, источники.

1. Понятие государства. Функции государства. Понятие права.

2. Основные характеристики: общеобязательность, формальная определенность, обеспеченность выполнения принудительной силой государства. Норма права. Основные отрасли российского права. Источники права.

4

Тема 2.

Законность,

правопорядок,

правомерное поведение.

Законность, правопорядок, правомерное поведение. Правонарушения и их виды, юридическая ответственность и ее виды.

2

Тема 3.

Конституция РФ об

основах

конституционного строя.

1. Предмет, роль значение и основные источники государственного и административного права.

2. Виды Конституций. Конституционные характеристики Российского государства: демократическое, федеральное, правовое, социальное, светское, с республиканской формой правления.

4

Тема 4

Федеративное

устройство и система

власти в РФ.

1. Виды и состав субъектов РФ, виды ее субъектов и их статус. Конституционно-правовые основы местного самоуправления. Ветви государственной власти в РФ и органы их осуществляющие.

2. Правовые основы судебной власти в РФ. Правоохранительные органы.

2

Тема 5.

Понятие гражданского

права.

1. Предмет, основные источники и субъекты гражданских правоотношений, понятие физического лица. Право и дееспособность граждан. Акты гражданского состояния.

2. Юридические лица: понятие и признаки. Виды юридических лиц Основания возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений

4

Тема 6.

Основные формы

собственности,

содержание и формы

защиты права

собственности.

1. Понятие и содержание права собственности. Частная собственность на землю.

Наследование собственности граждан, порядок наследования по закону и по завещанию.

2. Защита права собственности. Органы, осуществляющие защиту права собственности.

2

Тема 7.

 Правовое регулирование

семейных отношений.

Основные принципы семейного права. Понятие, порядок и условия заключения брака.

Препятствия к заключению брака Медицинское обследование лиц, вступающих в брак.

Основания для прекращения брака и порядок признания брака недействительным. Основания возникновения прав и обязанностей родителей и детей. Порядок установления отцовства

2

Тема 8.

Понятие и источники

трудового права.

Понятие и источники трудового права. Трудовой договор (контракт). Его

содержание, виды. Порядок трудоустройства, трудовая книжка, перевод на другую работу. Основания и порядок прекращения трудового договора (контракта). Гарантии реализации права граждан на труд. Кодекс законов о труде РФ о рабочем времени и времени отдыха. Понятие и виды рабочего времени. Заработная плата, принципы оплаты груда. Виды и системы оплаты труда. Гарантии и компенсации. Трудовая дисциплина. Виды поощрений и взысканий, порядок наложения и снятия взысканий. Основания материальной ответственности, порядок ее применения.

2

Тема 9.

Уголовный закон.

Преступление и наказание.

Уголовный закон. Понятие и состав преступления. Преступление и наказание. Уголовная ответственность. Категории преступлений. Преступление против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности, против прав и свобод

граждан, собственности. Преступления против порядка управления, общественного порядка, наказание за них.

2

Тема  10.

Административное право.

Понятие, предмет, методы и система административного права. Понятие, предмет, методы и система административного права. Физические и юридические  лица как субъекты административного права. Административные наказания: понятие, цели и виды.

2

Тема 11.  Медицинское право.

Понятие, предмет и метод медицинского права. Источники медицинского права. Права и обязанности медицинских работников и медицинских организаций. Права и обязанности граждан при получении медицинской помощи. Административная ответственность медицинских работников, медицинских организаций и органов исполнительной власти, осуществляющих управление в области здравоохранения. Уголовная ответственность за профессиональные правонарушения в медицинской деятельности. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

2

Тема 12. Повторение и обобщение по курсу «Основы юриспруденции»

2

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

Нормативные правовые акты:

1. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // Система Гарант. – 2015.

2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод ETS № 005 (Рим, 4 ноября1950 г.) (с изм. и доп. от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января 1990 г., 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.) Конвенция ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ // Система Гарант. – 2015

3. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 26 января 2009 г. № 4 ст. 445.

4.Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-Ф3. - Ч.1. // Система Гарант. – 2015.

5. Гражданский кодекс Российской Федерации от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ. Ч.2. // Система Гарант. – 2015.

6. Гражданский кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ (Ч.4) // Собрание законодательства Российской Федерации от 25 декабря 2006 г. N 52 (часть I) ст. 5496 (с изм. в 2010 г.)

7.Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (в ред. от 21.07.2014)

8.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (в ред. от 21.07.2014)

9.Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (в ред. от 21.07.2014)

10.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (в ред. от 02.04.2014)

11.Трудовой кодекс Российской федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 28.06.2014)

Основная литература:

1. Клименко А.В., Румынина В.В. Теория государства и права: Учебное пособие. - М.: ИЦ «Академия», 2012. – 224 с.

2. Гриценко М.В., Летушева Н.И. Теория государства и права: Учебник. - М.: ИЦ «Академия», 2015. – 224 с.

3. Колюшкина Л.Ю., Смоленский М.Б. Теория государства и права: Учебное пособие. – М.: «Наука-пресс», 2014. – 288 с.

4. Малько А.В. Теория государства и права: Учебник для студентов учреждений СПО. – М.: издательство «Юрист», 2014. – 304 с.

Интернет-ресурсы:

1. Президент России. Форма доступа: http://www.kremlin.ru

2. Сервер органов государственной власти Российской Федерации. Форма доступа:http://www.gov.ru/

3. Информационная справочно-правовая система «Гарант». Форма доступа: http://www.garant.ru/

4. Информационная справочно-правовая система «Консультант плюс». Форма доступа: http://www.consultant.ru/

  Дополнительная литература:

1. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник. – М., 2016.

2.  Теория государства и права: Учебник / под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова.- М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2014. – 595 с.

3. Лазарев В.В. Теория права и государства: Учебник. – М., 2015.

4. Малько А.В. Теория государства и права: Учебное пособие. – М., 2015.

5. Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник. – М., 2012.

6. Морозова Л.А. Теория государства и права. Учебник. – М, Норма, 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа – - дополнительная общеразвивающая программа «Измерение физических величин»

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа кружка «Физические величины и их измерения»  разработана на основе Федеральногогосударственного образовательного стандарта (далее – ...

Программа дополнительного профессионального образования "Основы инженерной графики"

Программа ДПО "Основы инженерной графики" предназначена для студентов, обучающихся по дополнительной программе и получающих начальные знания по дисциплине "Инженерная графика"....

Программа дополнительного образования "Основы архитектурного творчества. Макетирование"

Программа дополнительного образования для студентов 1 курса специальности "Архитектура"...

Программа дополнительного образования «ОСНОВЫ ВИЗАЖА»

Настоящая программа дополнительного образования разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС)  по специальности среднего профессионального об...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ Дополнительная общеразвивающая программа Секция «Баскетбол» для обучающихся 16 – 20 лет срок реализации: 1 год

Направленность программы дополнительного образования (далее – программа) – спортивная.  Секция «Баскетбол» (далее – кружок) в АУ «Сургутский политехнический ко...

Проект " Юные мастера" Программа дополнительного образования «Основы электромонтажных работ» Школьные уроки технологии.

Программа дополнительного образования.«Основы электромонтажных работ»Школьные уроки технологии....

Программа ГИА по специальности "Юриспруденция"

Программа государственной итоговой аттестации (ГИА) по специальности «Юриспруденция» разработана в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами среднего профес...