Сетевая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный краевед»
рабочая программа
Данная программа содержит материал по истории Староюрьевского района. Одной из главных задач программы является развития патриотизма и уважения к истории своей малой Родины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
СЕТЕВАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ЮНЫЙ КРАЕВЕД» | 322 КБ |
Предварительный просмотр:
Отдел образования администрации
Староюрьевского района Тамбовской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Староюрьевская средняя общеобразовательная школа
Староюрьевского района Тамбовской области
Рассмотрено и рекомендовано Утверждаю
методическим советом школы приказ №____от _____2019 г.
протокол №_____от_______2019 г. Директор школы__________
(Т.И. Киселёва)
СЕТЕВАЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ЮНЫЙ КРАЕВЕД»
Возраст учащихся: 12 – 15 лет
Срок реализации программы – 1 год
СОСТАВИТЕЛЬ: Артемова Татьяна Викторовна,
педагог дополнительного образования
Староюрьево, 2019
1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТРЕРИСТИК
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность
Сетевая дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Юный краевед» имеет туристско-краеведческую направленность.
Актуальность разработки данной программы заключается в том, что воспитание патриотизма у подрастающего поколения призвано дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России гражданского общества. Краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала. «Малая родина» ребёнка - это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это и памятные места города, его исторические и культурные центры, промышленные предприятия города, это и известные люди, гордость и слава нашего края.
Новизна данной программы заключается в том, что туристско-краеведческая деятельность является одной из форм общения, воспитания и оздоровления подростков. В последние годы возрастает интерес к отечественной истории, краеведению, что способствует воспитанию уважения к истокам, национальным традициям, местной культуре, природному достоянию.
Программа призвана обогатить знаниями об историческом прошлом нашего края, культурных традициях прошлого и настоящего, воспитывать школьников на примерах мужества, героизма и мудрости наших земляков, развивать интеллектуальные и творческие способности обучающихся, воспитывать чувства гражданственности и патриотизма.
Педагогическая целесообразность программы
Педагогическая целесообразность сетевой дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы стартового уровня «Юный краевед» заключаются в том, что она учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей (творческие, эмоциональные, интеллектуальные и физические), предусматривает самостоятельную деятельность учащихся, создает условия для их творческого роста и способствует социализации детей.
Отличительные особенности
Особенностью данной программы является организация индивидуальной и коллективно-творческой деятельности обучающихся по приобретению новых знаний об истории и культуре родного края из разных источников информации, творческая переработка информации и создание самостоятельных исследований, проектов. В основу ее содержания положена история малой родины – родного села, района. Таким образом, она существенно расширяет образовательное и воспитательное пространство традиционных учебных курсов краеведения и истории России.
Программа направлена на активизацию интеллектуально-творческой деятельности учащихся в мероприятиях, посвящённых изучению истории родного края.
Принципиальной особенностью программы является то, что её реализаторами являются:
1. МБОУ Староюрьевская средняя общеобразовательная школа Староюрьевского района Тамбовской области (Модуль № 2).
2. МБУК «Историко-музыкальный музей им. А.Н. Верстовского» Староюрьевского района Тамбовской области (Модуль № 1).
3.МБУК Староюрьевская районная библиотека им. Ю.А.Ознобишина (Модуль № 3).
Адресат программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа стартового уровня «Юный краевед» рассчитана на работу с учащимися в возрасте 12-15 лет
Условия набора учащихся: для обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе стартового уровня «Юный краевед» принимаются без отбора учащиеся, имеющие начальные теоретические и практические универсальные учебные действия, а также учащиеся проявляющие интерес к данному виду деятельности.
Объем и срок освоения программы
Программа «Юный краевед» стартового уровня рассчитана на 1 год обучения с общим количеством учебных часов – 72: Модуль №1 – 23 ч., Модуль № 2 – 29 ч., Модуль № 3 – 20 ч.
Форма обучения - очная
Режим занятий: групповые занятия с детьми (15 человек), индивидуальные занятия с одаренными детьми.
Программа предполагает проведение экскурсий, групповые исследовательские работы, коллективные занятия по изготовлению презентаций, работ для выставок и экспозиций детского творчества, работ по благоустройству родного села и сохранению природы. Коллективный труд значительно ускоряет процесс позволяет распределить задания с учетом умений и навыков каждого учащегося.
Формы работы:
- классные часы;
- фестивали, тематические праздники, коллективно-творческие дела;
- художественное творчество учащихся;
- экскурсии и походы по родному краю;
- устные журналы, беседы;
- встречи с ветеранами, Уроки мужества;
- уроки-конференции, круглые столы;
- просмотры и обсуждения кинофильмов, читательские конференции;
- сбор и оформление материалов для школьного и районного музеев;
- выступления перед сверстниками по итогам проделанной работы,
- проектная и исследовательская деятельность учащихся;
- уроки-игры.
Схема возрастного и количественного распределения учащихся по группам,
количество занятий в неделю, их продолжительность
Год обучения | Количество учащихся в группах | Общее количество занятий в неделю | Продолжительность занятия, час | Перерыв между занятиями | Общее количество часов в неделю | Общее количество часов в год |
1 | 15 -16 | 2 | 1 х 1 (45 мин) | 10 минут | 2 | 72 |
Социальные партнёры программы:
1. МБОУ Староюрьевская средняя общеобразовательная школа Староюрьевского района Тамбовской области.
2. МБУК «Историко-музыкальный музей им. А.Н. Верстовского» Староюрьевского района Тамбовской области.
3.МБУК Староюрьевская районная библиотека им. Ю.А.Ознобишина
1.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы: способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию гражданского сознания учащихся на основе приобщения к истории родного края, содействовать формированию личностного отношения к истории, стимулировать желание самостоятельного поиска и расширения знаний по истории своей малой родины.
Задачи модуля № 2
Обучающие:
- интеграция основного и дополнительного образования в области краеведения;
- обучение детей основам краеведения и музееведения.
Развивающие:
- развитие у учащихся самостоятельности в процессе научно-исследовательской деятельности;
- развитие творческих способностей учащихся основами музейного дела.
Воспитательные:
- воспитание музейной культуры как части общей культуры человека;
- воспитание активной жизненной позиции и уважение к историческому прошлому своего народа, ответственности за судьбу родного края.
Задачи модуля № 2
Обучающие:
- формировать у учащихся представления об историческом прошлом и настоящем нашего Староюрьевского района; о личностях, оставивших заметный след в истории; о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие района, края, страны;
- развивать умения и навыки поисковой деятельности: учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его;
Развивающие:
- развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать в группах, координировать деятельность, учить анализу и самоанализу:
- способствовать развитию психических процессов: воображения, памяти, мышления, речи;
- расширять исторический и экологический кругозор учащихся;
Воспитательные:
- способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим, культурным и природным ценностям села;
- воспитывать умение строить позитивные межличностные отношения со сверстниками и старшеклассниками;
- содействовать формированию социально активной, нравственной личности с гражданским самосознанием.
Задачи модуля № 3
Обучающие:
- повышение эффективности использования краеведческого фонда;
- информационное обеспечение школьников по вопросам краеведения;
- создание эффективной системы приобщения к изучению краеведения;
- изучение технологии работы электронной библиотеки Тамбовской области.
Развивающие:
- развитие популяризации услуг библиотеки для потенциальных пользователей;
- активация использования учащимися краеведческих фондов электронной библиотеки Тамбовской области.
Воспитательные:
- воспитание любви детей к чтению книг;
- создание условий для сохранения традиций и обычаев родного края.
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНЫЙ ПЛАН МОДУЛЯ № 1
№ | Название темы | Кол-во часов | Из них | Формы аттестации/ контроля | |
Теория | Практи ка | ||||
1. | Введение. Что изучает краеведение | 2 | 1 | 1 | Текущий контроль (беседа, решение проблемных вопросов) |
2. | Источники по истории Староюрьевского района | 3 | 1 | 2 | Текущий контроль (творческие задания, работа с историческими источниками) |
3. | Заселение территории Староюрьевского района | 4 | 2 | 2 | Текущий контроль (беседа, тестирование) |
4. | Дворянские усадьбы на территории нашего района | 4 | 2 | 2 | Текущий контроль (творческие задания, беседа) |
5. | Вклад родного края в развитие культуры XIX в. | 4 | 1 | 3 | Текущий контроль (творческие задания, беседа) |
6. | Церковное строительство на земле Староюрьевской | 6 | 2 | 4 | Текущий контроль (беседа, тестирование, творческие задания) |
Итого | 23 | 9 | 14 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МОДУЛЯ
Тема: Введение. Что изучает краеведение (2 ч)
Теория. История нашего района – часть истории России. Для чего изучают историческое краеведение.
Практика. Работа с краеведческой литературой.
Тема: Источники по истории Староюрьевского района (3 ч)
Теория. Археологические источники. Документы. Воспоминания и мемуары. Архивные источники. Федеральные архивы. Российский государственный архив древних актов, Российский государственный военный архив. Областные архивы. Государственный архив тамбовской области, Центр документации новейшей истории Тамбовской области, архив областного управления ФСБ. Государственный архив Староюрьевского района. Краеведческий музей Староюрьевского района.
Практика. Работа с копиями архивных документов.
Тема: Заселение территории Староюрьевского района (4ч)
Теория. Первые упоминания о нашем крае. Возникновение первых поселений и образ жизни людей. Рост сёл и населения в 19 - начале 20 вв. Влияние географического положения края на занятия населения
Практика. Работа с картой и краеведческой литературой.
Тема: Дворянские усадьбы на территории нашего района (4 ч)
Теория. Дворянские усадьбы в Староюрьевском районе. Дворяне Селевёрстовы. Усадьба Новиковых в Староалександровке. Имение Ф. Плевако в с. Вишневое.
Практика. Проведение краеведческой викторины «Дворянские усадьбы». Экскурсия в с. Новиково.
Тема: Вклад родного края в развитие культуры XIX в.(4 ч)
Теория. Основоположник русской романтической оперы А.Н.Верстовский. Творчество крепостного художника Г.В. Сороки.
Практика. Знакомство с иллюстрациями картин художника Г.В. Сороки. Экскурсия в староюрьевский краеведческий музей
Тема: Церковное строительство на земле Староюрьевской (6 ч)
Теория. Строительство первых храмов. Храмы 6-го Козловского Старо-Юрьевского округа. Святые источники нашего края. Значение православных святынь в жизни прихожан. Служители культа. Православная церковь в нашем крае в годы гонений.
Практика. Проведение краеведческой викторины «Духовная культура Староюрьевского района». Экскурсия в с. Заворонежское.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН МОДУЛЯ № 2
№ | Название темы | Кол-во часов | Из них | Формы аттестации/ контроля | |
Теория | Практика | ||||
1. | Просвещение в конце 19-начале 20 вв. | 4 | 2 | 2 | Текущий контроль (решение проблемных задач, творческие задания, беседа) |
2. | Хозяйственная жизнь в 19 веке | 2 | 1 | 1 | Текущий контроль (анализ проблемных ситуаций, беседа) |
3. | Революция и гражданская война | 4 | 2 | 2 | Текущий контроль (беседа, анализ проблемных вопросов, творческие задания) |
4. | Коллективизация сельского хозяйства | 4 | 2 | 2 | Текущий контроль (беседа, анализ проблемных вопросов, творческие задания) |
5. | Общественно-политическая жизнь края в 20-30 –е годы | 5 | 2 | 3 | Текущий контроль (беседа, анализ проблемных вопросов, творческие задания) |
6. | Наш район в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. | 5 | 2 | 3 | Текущий контроль (творческие задания, работа с историческими источниками, беседа) |
7. | Развитие района в послевоенное время | 5 | 2 | 3 | Текущий контроль (беседа, анализ проблемных вопросов, творческие задания) |
Итого | 29 | 13 | 16 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МОДУЛЯ
Тема: Просвещение на Староюрьевской земле в конце 19-начале 20 вв.
(4ч)
Теория. Первая школа в имении Новиковых. Роль земства в развитии образования. Земские школы на территории нашего края. Церковно-приходские школы. Состояние образования. Меценаты в области образования.
Практика. Подготовка презентации на тему «Развитие образования в с. Староюрьево в конце XIX – начале XX вв.»
Тема: Хозяйственная жизнь в 19 веке (2 ч)
Теория. Развитие сельского хозяйства. Переделы земли. Состояние торговли. Административно-территориальное деление Козловского уезда. Волости. Земства. Земские начальники. Исправники. Отмена крепостного права. Строительство железной дороги. Жизнь и быт крестьян.
Практика. Проведение игры-путешествия «Виртуальная экскурсия в прошлое»
Тема: Революция и гражданская война (4 ч)
Теория. Становление органов управления новой власти. Крестьяне и советская власть. Отмена продразверстки. Раскулачивание крестьян.
Практика. Защита докладов и презентаций. Формулирование проблемных вопросов.
Тема: Коллективизация сельского хозяйства (4 ч)
Теория. Создание коммун. Создание совхозов. Первые колхозы. Массовая коллективизация сельского хозяйства. Перегибы в ходе колхозного строительства. Руководители хозяйств.
Практика. Работа с краеведческой литературой.
Тема: Общественно-политическая жизнь района в 20-30-е годы (5 ч)
Теория. Развитие образования и культуры в 20-30 годы. Газета «Красный трактор». Здравоохранение. Создание комсомольской и пионерской организаций. Общественная жизнь.
Практика. Работа с копиями архивных документов. Экскурсия в редакцию газеты «Староюрьевская звезда»
Тема: Наш район в годы Великой Отечественной войны (5 ч)
Теория. Мобилизационная работа. Тамбовщина – ближайший тыловой район. Госпитали в нашем крае. «Все для фронта – все для победы». Мобилизации на трудовой фронт. Сельское хозяйство в годы войны. Война и женщина. Война и дети. Вклад нашего края в Победу. Цена Победы. Демографическая ситуация в годы войны. Наши земляки – Герои Советского Союза (А.И. Балясников, Г.З. Клишин, Г.А.Сутормин).
Практика. Подготовка и защита презентаций на темы: «Дети и война» и «Наше село в годы ВОВ». Проведение викторины «Родной край опалённый войной».
Тема: Развитие района в послевоенное время (5 ч)
Теория. Наш край в послевоенное время. Развитие сельского хозяйства. Укрупнение колхозов. Реорганизация МТС. Административно-территориальные изменения в 60-е годы. Улучшение жизни колхозников. Подъем экономики в 70-80-е годы. Наши земляки – передовики сельского хозяйства. Руководители района и хозяйств.
Практика. Работа с краеведческой литературой. Формулирование и обсуждение проблемных вопросов.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН МОДУЛЯ № 3
№ | Название темы | Кол-во часов | Из них | Формы аттестации/ контроля | |
Теория | Практи ка | ||||
14. | Образование и культура в 50-90-е годы | 5 | 2 | 3 | Текущий контроль (творческие задания, беседа) |
15. | Наши земляки-участники локальных войн и конфликтов | 5 | 2 | 3 | Текущий контроль (творческие задания, беседа) |
16. | Наши знаменитые земляки | 4 | 2 | 2 | Текущий контроль (творческие задания, беседа) |
17. | Символы Староюрьевского района | 2 | 1 | 1 | Текущий контроль (творческие задания, беседа) |
18. | Быт и традиции населения Староюрьевского района | 4 | 2 | 2 | Текущий контроль (творческие задания, беседа, оформление фотовыставки) |
Итого: | 20 | 9 | 11 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МОДУЛЯ
Тема: Образование и культура в 50-90-е годы (5 ч)
Теория. Состояние образования в послевоенное время. Переход к обязательному семилетнему образованию. Переход к всеобщему среднему образованию. Школы Староюрьевского района. Новаторы педагогического труда.
Практика. Работа с краеведческой литературой и интернет-источниками.
Защита презентаций.
Тема: Наши земляки – участники локальных войн и конфликтов (5 ч)
Теория. Война в Афганистане (1979-1989) и Староюрьевский район. Вооруженные конфликты на Северном Кавказе. Староюрьевцы участники боевых действий в Чечне. Герой России А.И. Кобин.
Практика. Встреча с воинами-интернационалистами. Экскурсия в филиал МБОУ Староюрьевская СОШ (с. Большая Дорога). Возложение цветов к могиле Героя России А.И. Кобина.
Тема: Наши знаменитые земляки (4 ч)
Теория. Староюрьевские поэты (В. Шульчев., П. Матюхин, Н. Цурикова, А. Лежнёв, А. Сутормин). Деятели науки (Н.П. Бочков, И.В. Плотников, Н.К. Фролов, Л.В. Полякова). Почётные граждане Староюрьеского района.
Практика. Знакомство с творчеством местных поэтов. Защита презентаций, посвящённых Почётным гражданам Староюрьевского района.
Тема: Символы Староюрьевского района (2 ч)
Теория. Утверждение герба и флага Староюрьеского района. Разработка гимна Староюрьевского района. Значение символов для развития района.
Практика. Проведение викторины «Символы родного края».
Тема: Быт и традиции населения нашего района (4 ч)
Теория. Обряды. Праздники. Одежда. Традиции. Ремесла.
Практика. Прослушивание аудио-дисков по фольклорной тематике. Проведение игры «Фольклорные традиции с. Староюрьева».
Тема: Край родной (4 ч)
Теория. Современное Староюрьево как культурный и экономический центр. «Моё родное Староюрьево». Достопримечательности и памятники родного села. Вклад староюрьевцев в развитие района.
Практика. Путешествие по родному селу. Знакомство с жителями района. Оформление фотовыставки.
Тема: «Никто не забыт, ничто не забыто» (4 ч)
Теория. «День памяти и скорби» - памятная дата России. Ветераны участники Великой Отечественной войны. «Вклад моей семьи в победу над фашизмом».
Практика. Участие в митинге, посвящённому Дню памяти и скорби. Возложение цветов к мемориалу «Скорбящая мать». Фотографирование с ветеранами и тружениками тыла. Оформление фотоальбома.
Тема: «Страницы истории родного края» (16 ч)
Теория. Летопись родного края. Вклад знаменитых людей района в историю России. Архитектурные и исторические памятники Староюрьевского района. Перспективы развития Староюрьевского района в XXI в.
Практика. Изучение материала по проблеме исследования. Оформление творческих работ (реферат, презентация, исследовательская работа). Составление фотоальбома.
1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), позволяющих достигать личностных, предметных и метапридметных результатов.
При достижении личностных результатов у учащихся будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;
- познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
- ориентация в нравственном отношении, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм;
- эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;
- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города и края.
При достижении предметных результатов у учащихся будут сформированы:
- устойчивый интерес к истории своей Родины;
- знания по истории и культуре родного края;
- умение устанавливать связи между прошлым и современностью;
- способность творчески мыслить и рассуждать;
- умение решать практические задачи с помощью наблюдения, сравнения;
- способность заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах.
При достижении метапредметных результатов у учащихся будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные):
Регулятивные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;
- различать способ и результат действия.
Учащийся получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;
- оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.
Познавательные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;
- осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;
- выражать речь в устной и письменной форме;
- проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;
Учащийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Учащийся получит возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
- точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
- КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Учебный год по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Юный краевед» начинается с 1 сентября и заканчивается 31 августа.
Учебная четверть | Даты начала и окончания четверти | Сроки каникул | Число учебных недель по программе | Число учебных дней по программе | Количество учебных часов по программе |
Первая четверть | 01.09 – 03.11 | 04.11 – 12.11 | 9 | 9 | 18 |
Вторая четверть | 13.11 – 29.12 | 30.12– 10.01 | 7 | 7 | 14 |
Третья четверть | 11.01 – 23.03 | 24.03 – 01.04 | 10,5 | 11 | 22 |
Четвертая четверть | 02.04 – 30.05 | 8,5 | 9 | 18 | |
ИТОГО | 36 недель | 36 дней | 72 часа |
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-технические условия
1. Кабинет, соответствующий требованиям:
-СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (температура 18-21 градус Цельсия; влажность воздуха в пределах 40-60 %, мебель, соответствующая возрастным особенностям учащихся 12-15 лет);
-Госпожнадзора.
2. Оборудование и технические ресурсы:
- компьютер;
- медиа-проектор;
- принтер;
- сканер;
- видеодиски;
- фотоаппарат;
- карта «Тамбовская губерния в 19 веке»;
- карта «Тамбовская губерния в начале 20 века»;
- карта Староюрьевского района в 20 веке.
Методическое обеспечение
Диагностические материалы:
-Анкета для определения способностей ребенка;
-анкеты для родителей и учащихся «Удовлетворенность качеством образовательного процесса»;
-диагностика одаренности для педагогов и родителей;
-тест дивергентного (творческого) мышления (Ф.Е.Вильямс);
- тест «Исключение лишнего» (Рогов Е.И.);
- тест «Потребность в достижении успеха».
Методические разработки:
-методические рекомендации для педагогов по преподаванию краеведения;
-методические рекомендации для педагогов по внеурочной деятельности
-методические рекомендации для педагогов по организации самостоятельной работы учащихся;
-методические рекомендации для педагогов для развития детской одаренности;
-экскурсии в музей и памятники истории Староюрьевского района.
Кадровое обеспечение
1) Педагог, руководитель творческого объединения, работающий по данной программе, должен иметь высшее или среднее педагогическое специальное образование по специальностям: учитель истории, географии или литературы; педагог дополнительного образования. А также обладать необходимыми знаниями по детской психологии.
2) Музейный работник, владеющий основами музейного дела.
3) Библиотечный работник, умеющий работать с электронными образовательными ресурсами.
2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Формы подведения итогов реализации программы
Для оценки результативности учебных занятий по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Юный краевед» применяется следующие виды контроля универсальных учебных действий учащихся.
Текущий контроль - осуществляется в конце каждого занятия, работы оцениваются по следующим критериям – качество выполнения изучаемых на занятии приемов, операций и работы в целом; степень самостоятельности, уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный). Формы проверки: собеседование, творческие задания, самостоятельная работа, выставка.
Промежуточный контроль – проводится в конце каждого учебного года. Формами промежуточного контроля презентации и фотовыставки.
Форма проверки результатов освоения программы:
- диагностика знаний, умений, навыков обучающихся в результате текущего, промежуточного, итогового контроля;
- участие в краеведческих играх и мероприятиях школы, района, области;
- презентации проектов учащихся и педагога перед общественностью;
- анкетирование родителей и обучающихся.
Формами отслеживания и фиксации образовательных результатов по программе при проведении текущего контроля универсальных учебных действий являются:
-журнал посещаемости творческого объединения Юный краевед»;
-работы, выполненные учащимися в ходе освоения программы;
-грамоты и дипломы учащихся;
-отзывы родителей о работе творческого объединения.
Формами отслеживания и фиксации образовательных результатов программы при проведении промежуточной аттестации являются:
-протоколы заседания аттестационной комиссии учреждения по проведению промежуточной аттестации учащихся;
-протоколы по итогам конкурсов исследовательских и творческих работ учащихся на уровне учреждения и муниципальном уровне;
-приказы органов управления образования об итогах конкурсов исследовательских и творческих работ учащихся муниципального и регионального уровней.
Формами предъявления и демонстрации образовательных результатов программы являются:
-итоговые творческие работы по результатам освоения образовательной программы;
-творческие работы, учащихся подготовленные для участия в конкурсах исследовательских и творческих работ различного уровня (муниципального, регионального, всероссийского);
-грамоты и дипломы учащихся.
2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
При оценивании учебных достижений учащихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе стартового уровня «Юный краевед» применяются следующие критерии:
-критерии оценки по освоению базовых универсальных учебных действий в области истории и краеведения;
-тестовые задания для определения уровня освоения дополнительной общеразвивающей программы стартового уровня «Юный краевед».
2.5. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Принципы реализации программы:
- Принцип природосообразности предполагает, что краеведческая деятельность школьников должна основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя;
- Принцип культуросообразности предполагает, что деятельность школьников должна основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры;
- Принцип коллективности предполагает, что краеведческая деятельность детей, осуществляясь в детско-взрослых коллективах различного типа, даёт школьнику опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, может создавать условия для позитивно направленных гражданского самопознания, самоопределения и самореализации;
- Принцип диалогичности предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе тесного взаимодействия педагога и учащихся в социальном творчестве, содержанием которого является обмен гражданскими ценностями (ценностями, выработанными историей культуры конкретного общества; ценностями, свойственными субъектам образования как представителям различных поколений и субкультур; индивидуальными ценностями конкретных субъектов образования), а также совместное продуцирование гражданских ценностей;
- Принцип патриотической направленности предусматривает обеспечение в процессе социального творчества субъективной значимости для школьников идентификации себя с Россией, народами России, российской культурой и историей. Реализация принципа патриотической направленности в программе внеурочной деятельности предполагает использование эмоционально окрашенных представлений (образы политических, этнокультурных, исторических, гражданско-политических явлений и предметов, собственных действий по отношению к Отечеству; стимулирование переживаний, которые выступают регуляторами конкретных действий, ориентируют субъекта на действия, приносящие благо Отечеству;
- Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и “выведение” школьника в самостоятельное проектное действие, разворачивающееся в логике замысел – реализация – рефлексия. В ходе проектирования перед человеком всегда стоит задача представить себе ещё не существующее, но желаемое и будучи осуществлённое в результате его активности. Это может быть и событие, и предмет, - главное, что ученик должен себе представить, что это должно быть и чем это должно быть для него. В логике действия данного принципа в программе предусматриваются исследовательские и социальные проекты школьников.
- Принцип поддержки самоопределения воспитанника.
Самоопределение - процесс формирования личностью собственного осмыслённого и ответственного отношения к социальной действительности. Приобретение школьниками опыта социального самоопределения происходит в совместной с взрослыми и сверстниками социально значимой деятельности.
Для достижения цели и задач программы предусматриваются педагогические технологии разноуровневого, развивающего, компетентностно-ориентированного, индивидуального, группового обучения. Данные технологии учитывают интересы, индивидуальные возрастные и психологические особенности каждого учащегося, уровень имеющихся образовательных компетенций.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
МОДУЛЬ № 1
№/п | Раздел, тема программы | Форма занятия | Приёмы и методы организации | Техническое обеспечение | Подведе ние итогов |
Введение. Что изучает краеведение | |||||
1-2. | Введение. Что изучает краеведение | Лекционное занятие | Поисковый Репродуктивный Индивидуальная работа | Медиа-проектор Компьютер | Беседа |
Источники по истории Староюрьевского района | |||||
3. | Источники по истории Староюрьевского района | Лекционное занятие | Поисковый Репродуктивный Работа в группах | Медиа-проектор Компьютер | Беседа |
4-5. | Краеведческий музей Староюрьевского района. | Практикум | Поисковый Репродуктивный Индивидуальная работа | Медиа-проектор Компьютер Сканер Принтер | Тест |
Заселение территории Староюрьевского района | |||||
6-9. | Заселение территории Староюрьевского района | Устный журнал | Поисковый Репродуктивный Групповая работа | Медиа-проектор Компьютер Видеодиски | Доклад |
Конференция | |||||
Дворянские усадьбы на территории нашего района | |||||
10-11. | Дворянские усадьбы на территории нашего района | Викторина | Поисковый Репродуктивный Групповая работа | Медиа-проектор Компьютер Видеодиски | Тест |
12-13. | «Усадьба Новиковых в Староалександровке» | Экскурсия | Поисковый Репродуктивный Групповая работа | Фото аппарат | Оформление фотоальбома |
Вклад родного края в развитие культуры XIX в. | |||||
14. | Вклад родного края в развитие культуры XIX в. | Круглый стол | Поисковый Репродуктивный Групповая работа | Медиа-проектор Компьютер Видеодиски Принтер | Защита презентаций и докладов обучащихся |
15-17. | «Основоположник русской романтической оперы А.Н.Верстовский» | Экскурсия | Поисковый Репродуктивный Групповая работа | Фотоаппарат | Оформление фотоальбома |
Церковное строительство на земле Староюрьевской | |||||
18-19. | Церковное строительство на земле Староюрьевской | Устный журнал | Поисковый Репродуктивный Индивидуальная работа | Медиа-проектор Компьютер Видеодиски Принтер | Защита презентаций и докладов обучащихся |
20-21. | Святые источники нашего края | Викторина | Поисковый Репродуктивный Групповая работа | Медиа-проектор Компьютер Видеодиски | Тестирование |
22-23. | Введенский храм в с. Заворонежское» | Экскурсия | Поисковый Репродуктивный Групповая работа | Фотоаппарат | Оформление фотоальбома |
МОДУЛЬ № 2
№/п | Раздел, тема программы | Форма занятия | Приёмы и методы организации | Техническое обеспечение | Подведе ние итогов |
Просвещение на Староюрьевско земле в конце 19-начале 20 вв. | |||||
24-27. | Просвещение в конце 19-начале 20 вв. | Лекционное занятие | Поисковый Репродуктивный Индивидуальная работа | Медиа-проектор Компьютер Видеодиски Принтер | Проверка карточек-заданий |
Урок-конферен ция | Защита презентаций и докладов обучащихся | ||||
Хозяйственная жизнь в 19 веке. | |||||
28-29. | Хозяйственная жизнь в 19 веке | Урок-путешест вие | Поисковый Репродуктивный Групповая работа | Медиа-проектор Компьютер Видеодиски | Проверка творческих заданий |
Революция и гражданская война | |||||
30-33. | Революция и гражданская война | Лекционное занятие | Поисковый Репродуктивный Индивидуальная работа | Медиа-проектор Компьютер Видеодиски Принтер | Беседа |
Круглый стол | Защита презентаций и докладов обучащихся | ||||
Коллективизация сельского хозяйства | |||||
34-37. | Коллективизация сельского хозяйства | Практикум | Поисковый Репродуктивный Групповая работа Индивидуальная работа | Медиа-проектор Компьютер Видеодиски Принтер Сканер | Обсуждение проблемных вопросов |
Круглый стол | Выступления обучающихся | ||||
Общественно-политическая жизнь района в 20-30-е годы | |||||
38-39. | Общественно-политическая жизнь края в 20-30 –е годы | Лекционное занятие | Поисковый Репродуктивный Индивидуальная работа | Медиа-проектор Компьютер Видеодиски Принтер | Беседа |
Урок-диспут | Обсуждение проблемных вопросов | ||||
40-42. | «Газета «Староюрьевская звезда»: вчера, сегодня, завтра» | Экскурсия | Поисковый Репродуктивный | Фотоаппарат | Оформление фотоальбома |
Наш район в годы Великой Отечественной войны | |||||
43-44. | Наш район в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. | Лекционное занятие | Поисковый Репродуктивный Индивидуальная работа | Медиа-проектор Компьютер Видеодиски | Тест |
45-46. | Война и женщина. Война и дети | Час мужества | Поисковый Репродуктивный Групповая работа | Медиа-проектор Компьютер Видеодиски Принтер Сканер | Выступление обучающихся перед общественностью |
47. | Наши земляки – Герои Советского Союза | Викторина | Поисковый Репродуктивный Групповая работа | Медиа-проектор Компьютер Видеодиски | Тест |
Развитие района в послевоенное время | |||||
48-49. | Развитие района в послевоенное время | Лекционное занятие | Поисковый Репродуктивный Индивидуальная работа | Медиа-проектор Компьютер Видеодиски | Беседа |
50-52. | Подъем экономики в 70-80-е годы | Урок-конференция | Поисковый Репродуктивный Групповая работа | Медиа-проектор Компьютер Видеодиски Принтер | Выступление обучающихся перед общественностью |
МОДУЛЬ № 3
№/п | Раздел, тема программы | Форма занятия | Приёмы и методы организации | Техническое обеспечение | Подведе ние итогов |
Образование и культура в 50-90-е годы | |||||
53-54. | Образование и культура в 50-90-е годы | Лекционное занятие | Поисковый Репродуктивный Индивидуальная работа | Медиа-проектор Компьютер Видеодиски Принтер | Беседа |
55-57. | Новаторы педагогического труда | Семинарское занятие | Поисковый Репродуктивный Групповая работа | Медиа-проектор Компьютер Видеодиски | Обсуждение проблемных вопросов |
Наши земляки – участники локальных войн и конфликтов | |||||
58-59. | Наши земляки – участники локальных войн и конфликтов | Час мужества | Поисковый Репродуктивный Групповая работа | Медиа-проектор Компьютер Видеодиски Принтер Сканер | Выступление обучающихся перед общественностью |
60-62. | «Герой России А.И. Кобин» | Экскурсия | Поисковый Репродуктивный | Фотоаппарат | Оформление фотоальбома |
Наши знаменитые земляки | |||||
63-64. | Староюрьевские поэты. Деятели науки | Урок-конференция | Поисковый Репродуктивный Групповая работа | Медиа-проектор Компьютер Видеодиски Принтер | Защита презентаций и докладов обучащихся |
65-66. | Почётные граждане Староюрьевского района | Круглый стол | Поисковый Репродуктивный Индивидуальная работа | Медиа-проектор Компьютер Видеодиски Принтер Сканер | Защита презентаций и докладов обучащихся |
Символы Староюрьевского района | |||||
67-68. | Символы Староюрьевского района | Лекционное занятие | Поисковый Репродуктивный Групповая работа | Медиа-проектор Компьютер Видеодиски | Тестирование |
Викторина | |||||
Быт и традиции населения нашего района | |||||
69-72. | Быт и традиции населения нашего района | Лекционное занятие | Поисковый Репродуктивный Индивидуальная работа Групповая работа | Медиа-проектор Компьютер Видеодиски Принтер Сканер | Проверка творческих заданий |
Урок-игра | Оформление буклетов |
ЛИТЕРАТУРА
Литература для учащихся:
- Бирюкова О.В. «По-над пространством и временем бег». Тамбов, 2003.
- Дьячков А.Г. «Овеянные славой». Тамбов, 2002 г.
- Дьячков Л.Г. «За Родину». Очерки о тамбовцах - Героях Советского Союза. Тамбов, 1995.
- Ермолин М. П. «Всем русским сердцем…». Мичуринск, 2001.
- Лежнёв А.В. «Возвращение в Россию». Тамбов, 2003.
- Лежнёв А. В.«Грибные дни». Тамбов, 2007.
- Макаров. А.М. «Избранное» Тамбов, 2002.
- Муравьев Н.В. Из истории возникновения населенных пунктов Тамбовской области. Воронеж, ЦЧКИ, 1988.
- Муравьев Н.В. Изначальная история населенных пунктов Тамбовской области. Тамбов, 1992.
- Рассказы по истории Тамбовского края. Тамбов, 1992.
- Староюрьево на поэтической карте современной России. Тамбов, 2005.
- Страницы истории Тамбовского края. Воронеж, ЦЧКИ, 1986.
- Тамбовская энциклопедия. Тамбов, 2004.
Литература для реализаторов программы:
- Андреевский А.Е. Историко-статистическое описание Тамбовской епархии. Кирсанов, 2000.
- Борьба рабочих и крестьян под руководством большевистской партии за установление и упрочение Советской власти в Тамбовской губернии (1917-1918 гг.). Сборник документов. Тамбов,1957.
- «Вернулись с Победой» Тамбов, 2006.
- Дубасов И.И. Очерки из истории Тамбовского края. Тамбов, 1993.
- «И пыль веков от хартии отряхнув» Сборник документов. Тамбов, 1993
- Книга Памяти. Том 8. / редколлегия: В.А. Бирюков, Т.А. Асафьева, В.Т. Дорожкина и др. – Тамбов , 1995.
- Книга Памяти. Том 10. / редколлегия: В.А. Бирюков, Т.А. Асафьева, В.Т. Дорожкина и др. Тамбов, 1999.
- Покалюхин М.И. Воспоминания. В кн. «Пароль-мужество». Рассказы о тамбовских чекистах. Воронеж, ЦЧКИ, 1986.
- Староюрьевскому району Тамбовской области 80 лет. Материал из истории становления и развития Староюрьевского района. Староюрьево, 2008 .
- Тамбовская область в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Сборник документов. Т. 1. Тамбов, 2007.
ГЛОССАРИЙ
|
|
«Тамбовские известия» | - первая провинциальная газета в России. Издавалась в Тамбове в 1788 г. по инициативе и под редакцией Г.Р. Державина |
«Тамбовский летописец» | - исторический памятник, написанный в начале XVIII в. в стиле древнерусских летописей |
Антропонимика | - (греч. anthropos – человек, onyma – имя) – раздел ономастики, изучающий антропонимы – имена людей и их отдельные составляющие; их происхождение, эволюцию, закономерности их функционирования |
Археологическая культура | - совокупность материальных памятников, которые относятся к одной территории и эпохе и имеют общие особенности |
Археология (от греч. «архайос» – древний, «логос» – наука, слово) | - это историческая наука, изучающая историю общества по материальным остаткам жизни и деятельности людей |
Архив | - учреждение или его часть, хранящая документы; совокупность документов, образовавшихся в результате деятельности учреждений, предприятий, отдельных лиц |
Ассимиляция | - потеря одной частью социума (или целым этносом) своих отличительных черт и замена заимствованными у другой части (другого этноса), этнокультурный сдвиг в самосознании определённой социальной группы, ранее представлявшей иную общность в плане языка, религии или культуры. |
Благотворительность | - оказание безвозмездной (или на льготных условиях)помощи тем, кто в этом нуждается |
Бортничество | - сбор мёда диких пчёл. Был распространён у племён, населяющих территорию Восточной Европы с глубокой древности, в частности, у славян |
Вещественные (археологические) памятники | - материальные остатки жизни и деятельности людей. Это орудия производства и созданные с их помощью постройки, оружие, украшения, бытовая утварь, посуда, произведения искусства, целые комплексы (поселения, клады, могильники) |
Военный коммунизм | - политика, проводившаяся советским государством в годы гражданской войны 1918–1920 гг. Ее характерными чертами были крайняя централизация управления экономикой, национализация крупной, средней, частично мелкой промышленности, государственная монополия на хлеб и многие другие продукты сельского хозяйства, продразверстка, запрещение частной торговли, свертывание товарно-денежных отношений, введение распределения материальных благ на основе уравнительности, милитаризации труда |
Волостное правление | - орган местного крестьянского самоуправления в России второй половины XIX – начала XX в. Состояло из волостного старшины, сельских старост и других должностных лиц, избиравшихся волостным сходом |
Волостной старшина | - в России выборное должностное лицо сельского управления второй половины XIX – начала XX в. Возглавлял волостной сход. Избирался на три года сходом, утверждался мировым посредником, затем – земским начальником. Обладал административно-полицейской властью |
Волостной сход | - орган местного крестьянского самоуправления в России второй половины XIX – начала XX в. Состоял из выборных сельских и волостных должностных лиц и крестьян-домохозяев. Осуществлял ограниченные административно-судебные, фискальные и полицейские функции; контролировался мировыми посредниками и земскими начальниками |
Волость | - 1) в Древней Руси территория, подчиненная одной власти, преимущественно княжеской; 2) в дореволюционной России и в России до 1929 г. низшая административно-территориальная единица, подразделение уезда, состоящее из нескольких сел и деревень с окружающей их землей |
- названия рек (от греч. hydros – вода) | |
- названия улиц (от греч. hodos – путь, дорога, улица, русло) | |
Губерния | - основная административно-территориальная единица в России с 1708. Делилась на уезды. Некоторые губернии объединялись в генерал-губернаторства |
Дети боярские | - разряд мелких феодалов, существовавший в феодальной Руси в XV—XVIII веках. Дети боярские несли обязательную службу, за которую получали поместья. В ходе реформ Петра I термин потерял актуальность, поскольку все служилые люди были объединены в единый класс – дворянство |
- названия путей сообщения (от греч. dromos – бег, движение, путь) | |
Духовные источники | - выработанная коллективным разумом людей вся система производственных навыков, народных знаний, традиций и обычаев, различных видов искусства, народного творчества, религиозных представлений и верований, которая передаётся как обязательная информация из поколения в поколение через рассказ или показ, через существующие формы воспитания |
Железный век | - археологическая эпоха появления и широкого распространения оружия и орудий труда из железа (с начала первого тысячелетия до н.э.) |
Земляной вал | - искусственная насыпь, оборонительное сооружение |
Земские управы | - губернские и уездные, исполнительные органы земского самоуправления, созданные земской реформой 1864 г. Избирались земским собранием на три года из числа гласных в составе председателя и 2-6 членов. Ликвидированы в 1917-1918 гг. |
Исторические памятники | - места, здания или сооружения, непосредственно связанные с историческим - событием или личностью; а также здания или сооружения, воздвигнутые или установленные в честь какого-либо исторического события или личности. В этой группе особое место занимают историко-героические памятники, связанные с борьбой против иноземных захватчиков |
Источник | - всё, что непосредственно отражает исторический процесс, дающее возможность изучать прошлое общества, то есть всё, ранее созданное человеческим обществом и дошедшее до наших дней в виде памятников материальной и духовной культуры |
Клеть | - неотапливаемая часть дома, где хранилась домашняя утварь |
Колонизация | - заселение и освоение окраинных земель страны (внутренняя); поселения за пределами страны (внешняя) |
Краеведение | - изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры какой-либо части страны, административного или природного района, населенных пунктов |
Крепостное право (крепостничество) | - форма феодальной зависимости крестьян: прикрепление к земле и личное подчинение феодалу |
Материальные источники | - объекты (предметы, вещи), материально существующие в пространстве в определённые временные периоды. К ним относят: орудия труда, жилища и хозяйственные постройки, пищу (культурные растения и домашние животные), одежду, украшения, транспортные средств и пр. |
Меценат | - человек, материально помогающего искусству и культуре (без цели немедленного получения прибыли) |
- названия небольших незаселенных объектов (от греч. mikros – малый | |
Музей | - научно-исследовательское и научно-просветительское учреждение, осуществляющее хранение, изучение и популяризацию памятников истории, материальной и духовной культуры |
Наместник | - в XVIII - начале ХХ вв. глава наместничества в Российской империи |
Народные училища | - в 1786-1804официальное название малых и главных народных училищ |
Общинное землевладение | - форма земельной собственности, характеризующаяся принадлежностью определенного земельного участка крестьянской общине |
Овин | - помещение для сушки хлеба перед молотьбой |
Однодворцы | - одна из категорий государственных крестьян в России. Образовалась из служилых людей по прибору, оборонительная функция которых на южной границе оказалась ненужной в связи с созданием регулярной армии в 1-й четв. XVIII в. |
- названия населённых мест (от греч. oikos – жилище, обиталище) | |
|
|
Отруб | - в России в начале XX в. земельный участок, выделенный из общинной земли в результате столыпинской аграрной реформы в единоличную крестьянскую собственность (в отличие от хутора – без переноса усадьбы) |
Отхожие промыслы | - временная сезонная работа крестьян за пределами своей деревни (лесные разработки, сплав леса, обслуживание судоходства на реках и др.) |
Памятники культуры и искусства | - группа памятников, связанных с именами выдающихся деятелей науки, литературы, искусства; места, где они родились, учились, занимались творчеством, вели общественную жизнь, где они похоронены |
Памятники природы | - отдельные уникальные природные объекты и природные комплексы, имеющие реликтовое, научное, историческое, эколого-просветительское значение и нуждающиеся в особой охране государства |
Письменность | с- овокупность письменных средств общения, объединённых системой письма или одним алфавитом, называется |
Плотность населения | - число жителей на единицу площади |
Поневный комплекс | - состоял из понёвы (род юбки), рубахи, запана, завески или фартука, покромки, гаруса, одного-двух монистов и каскада бус, cepeг-янтариков ипушков, головных уборов: кички или сороки, кокошника, комплектов платков, шалей и подшальников – корсетки или летника, шубы дубленой или крытой, куцки или куцынки и набора обуви |
Сельский староста | - выборное должностное лицо в России второй половины XIX – начала XX в. Избирался сельским сходом, обладал ограниченной административно-полицейской властью |
Татарский вал | - земляной вал, входивший в линию укреплений, построенных для защиты Российского государства от набегов крымских и ногайских татар в XVII веке. В частично сохранившемся виде проходит по территории современных Тамбовской, Воронежской и Белгородской областей. Охраняется государством как памятник истории |
Топонимика (от греч. τόπος (topos) – место и ὄνομα (ōnoma) – имя, название) | - раздел ономастики, изучающая историю создания, преобразования и функционирования географических названий (топонимов) |
Топонимия | - совокупность названий на какой-либо территории |
Уезд | - административно-территориальная единица в России с XIII в. Первоначально совокупность волостей, тяготевших к какому-либо центру. Управлялся княжескими наместниками, с начала XVII в. – воеводой. С начала XVIII в. входил в состав губернии, с 1775 – низшая административная, судебная и финансовая единица; полицейско-административная власть осуществлялась исправником. |
- названия внутригородских объектов (от лат. urbanus – городской) | |
Фольклор (англ. folklore) | - народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство |
Хутор | - в России – обособленная крестьянская усадьба на земельном участке индивидуального владения |
Церковно-приходские школы | - начальные школы при церковных приходах. Появились после школьной реформы 1804 г. и находились в ведении Синода. Ранее – приходские училища. В 1884 г. изданы «Правила о церковно-приходских школах», по которым создавались одноклассные (2-годичные) и двухклассные (4-годичные, с нач. XX века — 3-годичные) церковно-приходские школы |
Черезполосица | - такое расположение земельного владения, при котором земли одного владельца находятся не в одном отрубе или меже, а разбросаны по разным местам среди других владений. Черезполосица – одно из самых серьезных препятствий к ведению рационального и интенсивного хозяйства |
Экстенсивный способ ведения сельского хозяйства | - это увеличение количества продукции без качественного роста, чаще всего, за счет расширения посевных площадей |
Этнография | - от этнос и ...графия) (этнология), наука об этносах (народах), изучающая их происхождение (этногенез), историю и культуру |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия с использованием ЭОР «Железнодорожный переезд» к образовательной программе «Юный пешеход»
Конспект занятия с использованием ЭОР «Железнодорожный переезд» к образовательной программе «Юный пешеход» Раздел: IX. Безопасное поведение во дворе, на дороге и загородом.21 занятие ...
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Юный кулинар"
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Юный кулинар" предназначена для обучающихся 15-21 лет. срок реализации программы - 3 года. В прграмме изложен курс подготовки обуч...
Рабочая программа "Юный кулинар"
Рабочая программа "Юный кулинар" 1 курса содержит задачи, цели,характеристику контингента, календарно - тематическое планирование, содержание и ожидаемые результаты первого года обучения....
Открытое занятие: "Идем в поход" ( программа "Юные туристы")
Открытое занятие:введение в образовательную программу «Юные туристы» Тема занятия:«Идём в поход».Цель:Заинтересовать учащихся деятельностью туристского объединения.Задачи:...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные журналисты».
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные журналисты» социально-педагогической направленности призвана помочь детям и подросткам адаптироваться в современной жизни...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные журналисты».
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные журналисты» социально-педагогической направленности призвана помочь детям и подросткам адаптироваться в современной жизни...
Учебная презентация "Компьютерные и механические автотренажеры" к образовательной программе «Юный водитель» Раздел: 1. Презентация программы. Тема Р.1.Т.1. Презентация программы.
В работе представлена учебная презентация "Компьютерные и механические автотренажеры" к образовательной программе «Юный водитель» Раздел: 1. Презентация программы. Тем...