Методическая разработка Олимпиады по дисциплине Обществознание (вкл. экономика и право)
олимпиадные задания

Макаренко Александр Сергеевич

Данная методическая разработка олимпиады по праву предназначена для обучающихся ОГАПОУ «Корочанский СХТ» 1-го курса. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области

Областное государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение

«Корочанский сельскохозяйственный техникум»

Методическая разработка

Олимпиады по дисциплине 
Обществознание (вкл. экономика и право)


Разработала:

преподаватель

 ОГАПОУ «Корочанский СХТ»

Макаренко А.С.

Короча 2019

РАССМОТРЕНО                                                                                        

На заседании ПЦК

Протокол №___от______20__г.                                                              

Председатель ПЦК

_________ Куличкова С. Н.

Данная методическая разработка олимпиады по праву предназначена для обучающихся ОГАПОУ «Корочанский СХТ» 1-го курса. Цель проведения мероприятия: выявления талантливой молодёжи, поддержки творческих и умственных способностей обучающихся. Мероприятие проходит среди студентов 1-го курса в рамках «Декады  гуманитарных и социально-экономических дисциплин».



Содержание

  1. Пояснительная записка………………………………………………4
  2. Основная часть Олимпиады……………..………………………….6
  3. Заключение…………………………………………………………..13
  4. Список использованной литературы……………………………....14

Пояснительная записка

         Программа курса по подготовке к олимпиадам по обществознанию представляет интегрированный курс обществознания, экономики, политологии, социологии и права для учащихся 1-2 курсов, ориентированных на участие во всероссийских олимпиадах по обществознанию. Необходимость углубленного изучения образовательной области «Обществознание» связана с повышением интереса учащихся к социальным проблемам жизни общества, увеличением количества выпускников, ориентированных на получение классического гуманитарного образования, выбирающих для итоговой аттестации обществознание и активно участвующих в конкурсах и олимпиадах по предмету.

         Олимпиада по обществознанию проводится в целях выявления талантливой молодёжи, поддержки творческих и умственных способностей обучающихся. Мероприятие проходит среди студентов 1-го курса в рамках «Декады гуманитарных и социально-экономических дисциплин». Олимпиада проводится во время урока, в кабинете №22 История.
Обучающиеся получают задания. Задание выполняется в письменном виде.
С обучающимися проводится инструктаж по выполняемой работе. Затем все участники одновременно приступают к выполнению работы. Преподаватель проверяет выполненные задания по разработанным критериям.


Уважаемый участник! 

При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовать следующим образом:
внимательно прочитайте задание; если Вы отвечаете на теоретический вопрос или решаете ситуационную задачу, обдумайте и сформулируйте конкретный ответ (ответ должен быть кратким, и его содержание следует вписать в отведённое поле; запись ведите чётко и разборчиво). 
За каждый правильный ответ Вы можете получить определённое количество баллов, не выше указанной максимальной оценки. Сумма набранных баллов за все решённые вопросы – итог Вашей работы. Максимальное количество баллов – 35. В части первой за каждое задание 1 балл. В части второй 26,27 задания по 3 балла, 28 задание 4 балла. Задания считаются выполненными, если Вы вовремя сдали свою работу. 


Всего на всю работу (от времени раздачи заданий до их сбора) дается 45 мин.

Желаем успеха!

Олимпиада по обществознанию для СПО

Часть 1

Задание 1.

Общество в широком смысле слова - это

1. весь мир в многообразии его форм

2. среда обитания человека

3. источник производственных ресурсов, необходимых человеку

4. совокупность способов взаимодействия людей  

Задание 2. 

Отдельно взятый представитель человеческого рода - это

1. гражданин

2. индивид

3. индивидуальность

4. личность

Задание 3.

В детском оздоровительном лагере «Огонек» был проведен конкурс на лучшую карикатуру, сатирический или юмористический рисунок. Какая дополнительная информация  позволит сделать вывод о том что речь идет об игре?

1. является формой деятельности человека

2. предлагает наличие цели

3. дает человеку  опыт действия с предметами

4. может носить коллективный характер

Задание 4.

Одной из форм межличностных отношений выступает

1. приятельство

2. взаимодействие

3. сотрудничество

4. взаимосвязь

Задание 5.

Николай стал свидетелем того, как один человек оскорбил другого. Какое поведение Никола не соответствует принципу гуманизма?

1.сделал вид, что ничего не случилось?

2. выразил сочувствие тому, кого оскорбили

3. потребовал от обидчика принести извинения оскорбленному человеку

4. постарался примирить конфликтующие стороны

Задание 6.

Что из перечисленного относится к глобальным проблемам человечества?

1. переход к постиндустриальному обществу

2. развитие массовой культуры

3. исчезновение биологических видов

4. глобализация мировой экономики

Задание 7.

Экономическая ограниченность – это проблема, которая  

1.никогда не возникает у богатых людей

2.существует только в экономически неразвитых странах

3. имеется только у малоимущих слоев населения

4. характерна для всех людей и обществ

Задание 8

Какая экономическая функция государства не типична для рыночной экономики?

1. централизованное установление цен

2. перераспределение доходов и сокращение социального неравенства

3. производство общественных благ

4. обеспечение занятости населения

Задание 9.

На предприятии «Б.» масштабы производства увеличиваются за счет привлечения дополнительных трудовых и материальных ресурсов на прежней технической основе и при том же уровне квалификации работников, Это пример иллюстрирует производство

1. интенсивное

2. национальное

3. смешанное

4. экстенсивное

Задание 10.

Верны ли следующие суждения о государственной собственности в РФ?

А. государственная собственность в РФ включает федеральную собственность,

2.государственная собственность в РФ включает золотой запас, алмазный и валютный фонды.

1.верно только А

2.верно только Б

3.верны оба суждения

4.оба суждения неверны

Задание 11.

Верны ли следующие суждения о межнациональном сотрудничестве:

А. Межнациональное сотрудничество предполагает создание национальных автономий.

Б. Межнациональное сотрудничество предполагает слияние людей в одну нацию

1. Верно только А.

2. Верно только Б.

3. Верны оба суждения

4. Оба суждения неверны

Задание 12.

В семье М. большое внимание уделяется ведению домашнего хозяйства, использованию семейного бюджета, организации семейного потребления, распределению домашнего труда.

1.хозяйственно – экономическую

2. социально - статусную

3. досуговую

4. эмоционально-психологическую

Задание 13.

Исполнительные органы местного самоуправления

1. устанавливают местные налоги и сборы

2. утверждают местный бюджет

3.осуществляют правотворческую деятельность в объеме своих полномочий

4. распоряжаются имуществом и объектами муниципальной собственности

Задание 14.

Политическая власть, в отличие от других видов власти

1. обладает способностью осуществлять свою волю

2. представляет собой одной стороны оказывать влияние на другую

3. является механизмом организации и регулирования совместной деятельности

4. характеризуется распространенностью на все общество

Задание 15.

Ниже приведен ряд характеристик. Все они, за исключением одной , относятся к производству материальных благ. Найдите и выпишите номер характеристики, выпадающей из этого ряда.

1.строительство жилого дома,

2. Ипотечный кредит,

3. Сбор урожая зерновых,

4. Переработка нефти,

Задание 16.

К признакам нормативного правового акта не относится

1. издается компетентными органами государства

2. имеет вид письменного документа

3. охраняется и обеспечивается государством

4. содержит индивидуально-определенный адресат

Задание 17

В городе М. все автомобили производятся на нескольких крупных мероприятиях. Те предприятия возникли путем слияния и поглощения мелких автомобильных заводов. Как называется процесс, который иллюстрирует данный пример?

1. Конкуренция

2. Приватизация

3 монополизация

4. национализация

Задание 18

Органом исполнительной власти в РФ является

1. государственное собрание

2. краевая дума

3. адвокатура

4. мэрия

Задание 19

В текущем году расходы государства превысили его доходы. Бюджет такого государства можно назвать

1. сбалансированным

2. дефицитным

3. профицитным

4. отрицательным

Задание 20

Юридическая ответственность предусматривается за

1. мысль о мошенничестве

2. невыполненное обещание

3. несоблюдение правил этикета

4. мелкое хищение

Задание 21

Совершеннолетние юноша и девушка обратились в отдел ЗАГС с заявлением о регистрации брака, но в этом им было отказано. Укажите обстоятельство, которое послужило причиной отказа.

1. жених признан судом недееспособным

2. жених не имеет квартиры в собственности

3. невеста является инвалидом

4. невеста нигде не работает

Задание 22

Данные о расслоении крестьянства на группы бедняков, середняков, зажиточных и кулаков свидетельствуют о выделении в социальной структуре

1.классов

2.сословий

3. страт

4.каст

Задание 23

К духовным ценностям не принадлежит

1. теория

2. убеждение

3. техника

4. образ

Задание 24

Эта социальная группа появилась в 18 веке. Принадлежность к этой группе определялась в связи с наличием права собственности на средства производства. Это

1. сословие

2.страта

3. каста

4. класс

Задание 25

Супруги Н. хотят, чтобы имущественные отношения между ними были урегулированы на долгие годы. Какой правовой документ для этого супруги Н. должны оформить?

1. протокол о намерениях

2. договор дарения

3. товарную накладную

4. брачный договор

Часть 2

Задание 26 

Человек как биологическое существо принадлежит к высшим млекопитающим, а как социальное существо неразрывно связан с обществом. Только в единстве биологического и социального человек существует. Сравните черты, которые роднит человека с животным, и черты, которые человека от  животного отличают. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

  1. Удовлетворение потребностей
  2. Целесообразная творческая деятельность
  3. Конечность существования
  4. Обладание мышлением и речью

Черты сходства

Черты отличия

Задание 27 

В приведенном списке указаны черты сходства потребностей и способностей человека и отличия потребностей от способностей человека. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:

 

1) открывают человеку новые возможности

2) влияют на деятельность человека

3) выражаются в ощущении нехватки чего-либо

4) меняются с возрастом

Черты сходства

Черты отличия

Задание 28

 Запишите слово, пропущенное в таблице.

ФОРМА

ОБЩЕСТВЕННЫХ

ПРЕОБРАЗОВАНИЙ

ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМ

ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ

Революция

Коренное качественное изменение всех или

большинства сторон общественной жизни,

затрагивающее основы существующего строя

Усовершенствование в какой-либо сфере

общественной жизни посредством ряда

постепенных преобразований, не

затрагивающих фундаментальных основ

КЛЮЧ К ТЕСТУ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

4

2

3

1

1

3

1

1

4

3

1

1

4

4

2

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

4

3

4

2

4

1

3

3

4

1

1324

2413.

реформа.

Заключение

Данное мероприятие позволило проверить общий уровень знаний студентов по обществознанию. Обучающиеся с большим интересом и азартом выполняли задания, переживали неудачи. Такие мероприятия полезно и нужно проводить для того, чтобы развивать интерес к социуму и к государству в целом, воспитывать патриотические чувства у современной молодёжи. Все присутствующие получили много положительных эмоций и большое чувство удовлетворения от этой олимпиады.

Список использованной литературы

1). Всероссийские олимпиады по истории и обществознанию: материалы и комментарии / Под ред. С.И. Козленко и М.Ю. Брандта – М.: Школа-пресс, 2016.\

2).Обществознание, сборник олимпиадных заданий, 7-11 классы, учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Воронцов А.В., Соболева О.Б.- М.: Вентана

3) ОГЭ -2017: Обществознание: 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к основному государственному экзамену. Баранов П.А. - М.: АСТ 2016.

Граф , 2013.-112 с.

4).http://www.antropolog.ru/ – электронный альманах о человеке.

5).http://socio.rin.ru/ – на сайте представлен материал по истории социологии, социологические опросы и их результаты, рефераты по социологии, литература.

6).http://www.rusolymp.ru – федеральный портал российских олимпиад школьников.

7). https://soc-oge.sdamgia.ru/ Образовательный портал для подготовки к экзаменам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка олимпиады по немецкому языку

Методическая разработка олимпиады по немецкому языку включает в себя материалы для тестирования, аудирования....

Методическая разработка Олимпиады по математике

Олимпиада по математике проводится в рамках Декады профессий.Основная цель данного мероприятия  проверить умение обучающихся логически рассуждать, умение выбирать правильные ответы, развивать поз...

Методическая разработка Олимпиады I (отборочного) тура по экономике и бухгалтерскому учету «Выпускник - бухгалтер 2015» по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет»

Основными целями и задачами Олимпиады I (отборочного) тура по экономике и бухгалтерскому учету «Выпускник - бухгалтер 2015» (далее Олимпиада)являются:-        ...

Учебно-методический комплекс по дисциплине "Обществознание (включая экономику и право)"

В УМК входит рабочая программа дисциплины,ФОС, вопросы к зачету....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Олимпиада ОП. 06 «Экономика организации» ОП. 09 «Основы предпринимательской деятельности» ПМ.02 «Выполнение технологических процессов при строительстве, эксплуатации и реконструкции строительных объектов». МДК 02.01.

Цели и задачи олимпиады по профессиональному модулю и  дисциплине ОП.06 «Экономика организации», ОП. 09 «Основы предпринимательской деятельности»,  ПМ. 02 «Выпо...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Олимпиада по дисциплине ОП. 06 «Экономика организации» и ПМ. 02 «Выполнение технологических процессов при строительстве, эксплуатации и реконструкции строительных объектов». МДК 02.01. Организация технологических проце

Цель проведения олимпиады – практическое закрепление знаний по дисциплине ОП. 06 «Экономика организации» и ПМ. 02 «Выполнение  технологических  процессов при строител...

Методическая разработка олимпиады по дисциплине ОП.06 "Экономика организации"

Данная методическая разработка представляет собой опыт работы преподователя по экономике организации с применением иновационных технологий...