МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Олимпиада ОП. 06 «Экономика организации» ОП. 09 «Основы предпринимательской деятельности» ПМ.02 «Выполнение технологических процессов при строительстве, эксплуатации и реконструкции строительных объектов». МДК 02.01.
методическая разработка
Цели и задачи олимпиады по профессиональному модулю и дисциплине ОП.06 «Экономика организации», ОП. 09 «Основы предпринимательской деятельности», ПМ. 02 «Выполнение технологических процессов при строительстве, эксплуатации и реконструкции строительных объектов»:
- проверка соответствия знаний обучающихся требованиям федеральных государственных стандартов среднего профессионального образования;
- углубление знаний обучающихся, повышение интереса учебным дисциплинам и профессиональным модулям;
- развитие интереса к изучению экономики;
- развитие навыков самостоятельной работы с различными источниками информации и стремление к самообучению;
- повышение интереса у обучающихся к будущей специальности и ее значимости;
- внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
olimpiada_2019_god.docx | 272.51 КБ |
Предварительный просмотр:
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«РЫЛЬСКИЙ АГРАРНЫЙ ТЕХНИКУМ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Олимпиада
ОП. 06 «Экономика организации»
ОП. 09 «Основы предпринимательской деятельности»
ПМ.02 «Выполнение технологических процессов при строительстве, эксплуатации и реконструкции строительных объектов».
МДК 02.01. Организация технологических процессов при строительстве, эксплуатации и реконструкции строительных объектов.
Специальность: 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»
Разработали: Шаркова К.А.
Соловьева Е.А.
Шевцова Л.А.
Рыльск – 2020 г.
Олимпиада по дисциплинам
ОП. 06 «Экономика организации»
ОП. 09 «Основы предпринимательской деятельности»
и ПМ. 02 «Выполнение технологических процессов при строительстве, эксплуатации и реконструкции строительных объектов».
МДК 02.01 «Организация технологических процессов при строительстве, эксплуатации и реконструкции строительных объектов».
Олимпиада – это соревнование студентов в творческом применении знаний и умений в ОБПОУ «Рыльский аграрный техникум» по ОП. 06 «Экономика организации», ОП. 09 «Основы предпринимательской деятельности» и ПМ. 02 «Выполнение технологических процессов при строительстве, эксплуатации и реконструкции строительных объектов»; МДК. 02.01 «Организация технологических процессов при строительстве, эксплуатации и реконструкции строительных объектов».
1. Цели и задачи олимпиады по профессиональному модулю и дисциплине ОП.06 «Экономика организации», ОП. 09 «Основы предпринимательской деятельности», ПМ. 02 «Выполнение технологических процессов при строительстве, эксплуатации и реконструкции строительных объектов»:
- проверка соответствия знаний обучающихся требованиям федеральных государственных стандартов среднего профессионального образования;
- углубление знаний обучающихся, повышение интереса учебным дисциплинам и профессиональным модулям;
- развитие интереса к изучению экономики;
- развитие навыков самостоятельной работы с различными источниками информации и стремление к самообучению;
- повышение интереса у обучающихся к будущей специальности и ее значимости;
- внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс.
2. Требования к оснащению рабочих мест.
Для проведения туров олимпиады следует подготовить аудиторию таким образом, чтобы минимизировать возможность контакта участников между собой.
Каждому участнику выделяется отдельный стол. Все участники выполняют единое задание.
3. Необходимое оборудование.
Помимо необходимого количества заданий и листов ответов, в аудитории должны быть запасные письменные принадлежности, комплекты заданий.
Необходимо наличие у участников олимпиады линеек, карандашей, если требуется вычерчивание таблиц или графиков.
Для демонстрации задания третьего тура необходим ноутбук, проектор.
4. Порядок проведения туров.
Олимпиада включает:
Первый тур
- тесты (вопросы с выбором одного варианта ответов из нескольких предложенных);
- вопросы на установление соответствия;
- задание – заполнить пропуски;
- вопросы на установления последовательности действий.
Второй тур – задачи и их решение. Все участники олимпиады допускаются ко всем турам.
Промежуточные результаты первого тура не могут служить основанием для отстранения от участия во втором, если участники не нарушили правил проведения первого тура.
До начала первого тура жюри проводит инструктаж участников олимпиады:
- информирует о продолжительности олимпиады;
- о возможных причинах удаления с олимпиады;
- ознакомление с количеством набранных баллов за первое, второе, третье место.
5. Порядок организации и проведения студенческой олимпиады.
Участникам олимпиады необходимо выполнить в течение 60 минут –
2 типа заданий.
Предлагаются следующие виды конкурсных заданий.
- Первый тур:
- тесты (вопросы с выбором одного варианта ответов из нескольких предложены);
- вопросы на установление соответствия;
- задание - заполнить пропуски;
- вопросы на установление последовательности действий. (Приложение 1)
Тестовые задания включают вопросы с выбором одного варианта ответов из нескольких предложенных. Каждый участник выполняет пять заданий первого тура.
Правильный ответ оценивается в 1 балл. На решение дается 25 минут. Максимальная оценка равна 88 (числу вопросов).
2. Второй тур Экономические задачи (Приложение 2).
Решение экономических задач начинается после окончания первого тура. Каждый участник второго тура выполняет 5 задач разного уровня сложности.
За каждую правильно решенную задачу дается 10 баллов, длительность 35 минут.
Максимальное количество баллов по двум турам, которое может получить студент – 138 балла.
Сроки проведения.
Олимпиада по дисциплине ОП. 06 «Экономика организации»,
ОП. 09 «Основы предпринимательской деятельности» и ПМ. 02 «Выполнение технологических процессов при строительстве, эксплуатации и реконструкции строительных объектов», МДК 02.01. «Организация технологических процессов при строительстве, эксплуатации и реконструкции строительных объектов», проводится в первом семестре перед экзаменом.
Методика оценивания выполненных олимпиадных заданий.
В комплект материалов входят правильные ответы на задание первого тура, оценивается каждый правильный ответ (1 балл за правильный ответ).
В тур задач входят решение и подробная схема проверки каждой задачи, а также общие рекомендации по проверке задач (10 баллов за каждую решенную задачу).
Жюри проверяет работу в соответствии со схемой проверки. При наличии в работе участника фрагмента решения, которое не может быть оценено в соответствии со схемой проверки, жюри принимает решение исходя из своих представлений о справедливости оценивания, при возможности консультируясь с составителями.
Фрагменты решения участника, зачеркнутые им в работе, не проверяются жюри. Если участник хочет отменить зачеркнутое, он должен написать в работе, что желает, чтобы зачеркнутая часть была проверена.
Участник должен излагать понятным языком, текст должен быть написан разборчивым подчерком. При этом жюри не снижает оценку за помарки, исправления, недостатки в оформлении, если решение можно понять.
Нарушение логической последовательности, как правило, приводит к существенному снижению оценки.
Жюри присваивает штрафы за вычислительные ошибки. Вычислительная ошибка, которая не привела к существенному изменению дальнейшего решения задачи и качественно не изменила сути полученных выводов, штрафуется меньшим числом баллов, чем вычислительная ошибка существенно повлияющая на дальнейшее решение жюри олимпиады.
Жюри олимпиады обладает правом проверить и оценить конкурсные задания олимпиады и выносить решение о выявлении победителей.
В состав жюри входят преподаватели строительного отделения, зав. отделением, преподаватели экономических дисциплин других отделений.
При оценки заданий жюри учитывает в качестве главных факторов:
- умение работать с различными источниками информации;
- владеть специальной терминологией, а так же соблюдать регламент мероприятия.
Награждение победителей осуществляется представителем жюри после проведения олимпиады.
Награждение победителей.
Все задания оцениваются каждым членом жюри, а затем баллы суммируются. Бланки для жюри предоставлены в приложении 3.
По итогам олимпиады устанавливается первое, второе и третье место в зависимости от количества набранных баллов:
1- место – не менее 75% от максимально возможного количества баллов (138 -104 балла)
2 – место – 74 – 60% максимально возможного количества балов (103-83 балла)
3 – место – 59 – 50 % от максимально возможного количества баллов (82 -69 баллов).
Мотивированным в случае одинакового количества баллов число призеров может быть увеличено.
Вручение грамот победителям олимпиады производится после подведения итогов всех конкурсов.
Приложения.
Приложение 1 - Тестовые задания
Вопросы с выбором одного варианта ответов
Вопросы на установление соответствия.
Задание – заполнить пропуски.
Вопросы на установление последовательности
действия.
Приложение 2 - Экономические задачи. Схемы проверки.
Приложение 3 – Протокол итогов олимпиады.
Приложение № 1.
Тесты по дисциплине:
ОП. 06«Экономика отрасли»
1.Какой способ строительства является основным в капитальном строительстве:
а) подрядный; б) хозяйственный; в) подрядный и хозяйственный.
- По типу производства предприятия делятся на:
а) специализированные и многопрофильные;
б) единичного, серийного и массового производства;
в) крупные, средние, мелкие.
- В какой момент юридическое лицо считается зарегистрированным?
а) с момента подачи заявления регистрации;
б) с момента открытия расчетного счета в банке;
в) с момента внесения в ЕГРП (единый государственный реестр предприятия) юридических лиц.
- Что характеризует фондоотдача?
а) Какая часть стоимости основных производственных фондов приходится на 1 р. выполненного объема строительно – монтажных работ;
б) какая часть основных производственных фондов приходится на одного человека;
в) количество продукции, приходящейся на 1р. среднегодовой стоимости основных фондов.
- За счет лучшего использования, какой части основных фондов в основном происходит рост фондоотдачи?
а) Здания;
б) сооружения;
в) рабочие машины и оборудование, силовые машины и оборудование, транспортные средства;
г) хозяйственный инвентарь.
- Для эффективности производства:
а) фондоотдача должна увеличиваться, а фондоемкость уменьшаться;
б) фондоотдача и фондоемкость должны увеличиваться;
в) фондоотдача должна уменьшаться, а фондоемкость увеличиваться.
- Какие материально – вещественные элементы входят в состав оборотных производственных фондов:
а) материально – производственные запасы, незавершенное производство строительно – монтажных работ, расходы будущих периодов;
б) готовая продукция, денежные средства в кассе, на расчетном счете предприятия;
в) дебиторская задолженность.
- Что из перечисленного относится к фондам обращения?
а) материальные ресурсы организации;
б) прибыль предприятия;
в) дебиторская задолженность, денежные средства, готовая продукция на складе и отгруженная потребителю.
- Что характеризует коэффициент оборачиваемости оборотных средств (скорость оборота)?
а) Уровень технической оснащенности труда;
б) среднюю длительность 1 оборота;
в) характеризует количество оборотов, совершаемых данной величиной оборотных средств за период (Т=30; 90; 360 дней).
- Что такое профессия?
а) Особый вид трудовой деятельности, требующий определенных теоретических и практических навыков;
б) специальность, являющаяся источником существования;
в) любая работа, которую может выполнять работник;
- Какие работники относятся к категории служащих?
а) Непосредственно занятые в процессе создания материальных ценностей;
б) выполняющие вспомогательные работы;
в) преимущественно умственного труда обеспечивающие управление производством продуктов труда.
- Какой элемент тарифной системы показывает, насколько тарифная ставка данного разряда больше ставки 1 – го разряда?
а) Тарифная сетка; б) тарифный коэффициент;
в) тарифно – квалификационный справочник.
13. Что такое трудоемкость?
а) Количество рабочего времени, затрачиваемого основными производственными рабочими на единицу строительной продукции;
б) затраты материальных средств на выпуск продукции;
в) общее количество производимой продукции в единицу времени.
14. Какая трудоемкость характеризует затраты труда всех категорий работников?
а) Технологическая; б) полная; в) производственная.
15. По какому методу калькулирования постоянные затраты списываются за счет маржинальной выручки?
а) По расчетно – аналитическому методу; б) по методу прямого счета;
в) по методу «директ – костинг».
16. Рентабельность характеризует:
а) прибыль, полученную с каждого рубля вложенных средств;
б) общую массу прибыли, полученную предприятием;
в) уровень затрат на изготовление продукции.
17. Налог на прибыль составляет:
а) 20%; б) 2,2%; в) не выше 24%.
18. Куда направляется сумма налога на прибыль организаций?
а) В полном объеме в федеральный бюджет;
б) в полном объеме в региональный бюджет;
в) зачисляется в федеральный бюджет и бюджет субъектов Российской федерации.
Ключ к контрольным заданиям.
ОП. 06 «Экономика отрасли»
1-а |
2-в |
3-в |
4-в |
5-в |
6-в |
7-а |
8-в |
9-в |
10-а |
11-в |
12-б |
13-а |
14-б |
15-в |
16-а |
17-в |
18-в |
Тесты по дисциплине:
ОП. 09 «Основы предпринимательской деятельности»
- Какое планирование предполагает разработку среднесрочного плана (1-2 года) направленного на реализацию стратегии?
а) стратегическое планирование;
б) тактическое планирование;
в) оперативное планирование;
г) сетевое планирование.
- Вероятность потерь, связанных с коммерческой деятельностью:
а) риск;
б) коммерческий риск;
в) коммерческий успех.
- Какой метод является методом встречного планирования, преодолевает слабые места двух других методов.
а) ретроградный метод (по схеме «сверху - вниз»);
б) прогрессивный метод (по схеме «снизу – вверх»);
в) комбинированный метод.
- В каком разделе бизнес – плана представлены следующие планово –отчетные документы:
- Оперативный план (отчет);
- Балансовый отчет (план).
а) раздел «План производства»;
б) раздел «Стратегия финансирования»;
в) раздел «Финансовый план».
- В каком разделе бизнес – плана организация должна показать своим потенциальным заказчикам, что выполнит планируемые объемы работ в нужные сроки и с требуемым качеством:
а) раздел «Виды товаров (работ и услуг)»; б) раздел «План производства»;
в) раздел «Организационный план».
6. Выберите наиболее эффективный (с учетом стоимости) способ рекламы:
а) информационный;
б) избирательный;
в) сравнительный.
7.Каким образом введение в производство дополнительных ресурсов при разработке бизнес-плана влияет на доход организации:
а) доход увеличивается;
б) доход не изменяется;
в) доход уменьшается.
8. Согласно графика определения безубыточности указать объем производства, при котором достигается желаемый уровень прибыльности:
а) валовые издержки равны валовым поступлениям (убытки равны 0, прибыль равна 0) точка безубыточности;
б) зона выше точки безубыточности;
в) зона ниже точки безубыточности.
Ключ к контрольным заданиям.
ОП. 09 «Основы предпринимательской деятельности»
1-б |
2- б |
3 -в |
4- в |
5-б |
6-а |
7-а |
8-в |
Тесты
ПМ. 02 «Выполнение технологических процессов при строительстве, эксплуатации и реконструкции строительных объектов».
МДК 02.01 «Организация технологических процессов при строительстве, эксплуатации и реконструкции строительных объектов».
Тема 4: «Ценообразование и проектно-сметное дело в строительстве».
Тесты «Ценообразование в строительстве».
- Что такое ценообразование?
а) Определение уровней и соотношений цен на весь ассортимент продукции;
б) механизм принятия решений о поведении субъекта хозяйствования на различных типах рынков;
в) комплекс практических мер по управлению ценами.
- На что напрямую влияют ценовые ограничения государства?
а) на цену покупателя (спрос);
б) на цену продавца (предложение).
в) на цену покупателя и продавца.
- Какой метод ценообразования подразумевает установление цен ниже уровня конкурентных?
а) Средние издержки + прибыль;
б) метод «запечатанного конверта»;
в) метод анализа безубыточности и обеспечение целевой прибыли.
4. Какой законодательный акт регулирует процесс ценообразования?
а) Налоговый кодекс РФ;
б) Гражданский кодекс РФ;
в) Уголовный кодекс РФ.
5.Какая стратегия позволяет прорваться на рынок?
а) Стратегия высоких цен;
б) стратегия низких цен;
в) стратегия договорных цен.
6. По какому признаку выделяют «свободные цены»?
а) По характеру обслуживания оборота;
б) по территориальному признаку;
в) по степени регулируемости государства.
7. Классификация цен в зависимости от экономического назначения:
а) свободные;
б) закупочные;
в) местные.
8. Виды цен по степени и способу регулирования:
а) сезонные
б) розничные;
в) жесткофиксированные.
9. Себестоимость + прибыль+акциз+НДС – сумма элементов цены:
а) оптовой;
б) закупочной;
в) договорной.
10.Цена включающая оплату потребителем всех расходов по доставке товара:
а) цена франко – станция – отправления;
б) цена франко – склад поставщики;
в) цена франко – склад потребителя.
Ключ к контрольным заданиям.
ПМ. 02 «Выполнение технологических процессов при строительстве, эксплуатации и реконструкции строительных объектов».
МДК 02.01 «Организация технологических процессов при строительстве, эксплуатации и реконструкции строительных объектов».
Тема 4: «Ценообразование и проектно-сметное дело в строительстве».
Тесты «Ценообразование в строительстве».
1-в |
2- б |
3 -в |
4- а |
5-б |
6-в |
7-б |
8-в |
9-а |
10-б |
Тесты
ПМ. 02 «Выполнение технологических процессов при строительстве, эксплуатации и реконструкции строительных объектов».
МДК 02.01 «Организация технологических процессов при строительстве, эксплуатации и реконструкции строительных объектов».
Тема 4: «Ценообразование и проектно-сметное дело в строительстве».
Тесты «Проектно – сметное дело».
- Физические и юридические лица (организации, фирма), которые соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, предъявляемых к лицам, осуществляющим строительство.
а – заказчик; б – подрядчик; в - застройщик.
- Субъект инвестиционной деятельности, юридическое или физическое лицо, осуществляющее из собственных, привлеченных или заемных имущественных, финансовых, интеллектуальных и других средств финансирования строительного объекта на территории РФ.
а- заказчик; б - застройщик; в - инвестор.
- В две стадии ведется проектирование объектов I и II категории сложности. Они включают в себя.
а- ЭП+ ТЭО+РП (РД); б - ТЭО (ЭП) +РП (РД);
в - РП (РД)+утверждаемую часть продукта.
- Разрабатывается по готовому проекту и рабочим чертежам, элементным системам нормам и единичным расценкам.
а- исполнительная смета; б- смета подрядчика; в- смета проектировщика.
- Калькулирование ресурсов (элементов затрат) в текущих (прогнозных) ценах и тарифах, необходимых для реализации проектного решения.
а- аналоговый метод; б- ресурсный метод; в - повременный метод.
- Локальные сметы составляются базисно – индексным методом с использованием.
а- ГЭСН – 2001; б - ФЕР -2001; ТЕР -2001; в - РД.
- Какие из перечисленных ресурсов относятся к трудовым.
а- материальные ресурсы;
б- затраты труда рабочих строителей, средний разряд работы, затраты труда машинистов;
в- строительные машины и механизмы.
- Единичные расценки, привязанные к местным условиям строительства, включаются в сборники.
а- территориальные; б- федеральные; в- фирменные.
- Для определения продолжительности выполнения строительных работ, расхода материала и их описания используются:
а- ТЕР -2001; б - ГЭСН -2001; в - РДС.
- Индексация сметной стоимости производится с применением индексов на элементы прямых затрат:
а - заработная плата; б- материалы;
в - заработная плата, материалы, эксплуатация машин.
- Часть затрат, возмещаемых подрядным организациям, для создания общих условий строительного производства, его организации, управления, обслуживания.
а- производственные затраты; б- накладные расходы;
в - общехозяйственные расходы.
- Сумма средств, необходимых для покрытия расходов строительно – монтажных организаций на развитие производства, социальной сферы и материальное стимулирование.
а- накладные расходы: б - сметная прибыль; в - рентабельность.
- Сметная себестоимость строительных работ.
а- прямые затраты + накладные расходы;
б- прямые затраты + накладные расходы + сметная прибыль;
в- сметная прибыль + материалы.
- Полная (общая) сметная стоимость строительно – монтажных работ.
а- прямые затраты;
б- прямые затраты, накладные расходы;
в- прямые затраты, накладные расходы, сметная прибыль.
Ключ к контрольным заданиям.
ПМ. 02 «Выполнение технологических процессов при строительстве, эксплуатации и реконструкции строительных объектов».
МДК 02.01 «Организация технологических процессов при строительстве, эксплуатации и реконструкции строительных объектов».
Тема 4: «Ценообразование и проектно-сметное дело в строительстве».
Тесты «Проектно – сметное дело».
1-б | 8-а |
2- в | 9-б |
3-б | 10-в |
4-в | 11-б |
5-б | 12-б |
6-б | 13-а |
7-б | 14-в |
Вопросы на установление соответствия.
- Установите верное соответствие понятий и их характеристик:
1 | Чистая прибыль | А | Отражают расходы, которые необходимо осуществлять для создания услуги |
2 | Издержки | Б | Часть балансовой прибыли предприятия, остающаяся в его распоряжении после уплаты налогов, сборов, отчислений и других обязательных платежей в бюджет |
3 | Балансовая прибыль предприятия | В | Денежное выражение стоимости продукции, товаров, услуг |
4 | Цена | Г | Сумма прибылей (убытков) предприятия как от реализации продукции, так и доходов (убытков), не связанных с ее производством |
- Установите соответствие между терминами и их определениями:
1 | Первоначальная стоимость | А | Стоимость основных фондов в момент прекращения их функционирования |
2 | Восстановительная стоимость | Б | Складывается из цены на приобретение машин и оборудование, затрат на транспортные расходы и стоимость монтажного оборудования |
3 | Остаточная стоимость | В | Показывает, во сколько обошлось бы создание действующих основных фондов на момент переоценки с учетом морального износа |
4 | Ликвидационная стоимость | Г | Полная первоначальная стоимость за вычетом износа |
3.Установить соответствие между названиями организационно – правовых форм предпринимательства и их характеристиками:
1 | Унитарное предприятие | А | Организация, созданная для управления какой – либо сферой или объектом обслуживания населения, обеспечения деятельности государственных органов, рассмотрения заявлений жалоб и иных обращений граждан. |
2 | Товарищество | Б | Коммерческая организация, уставной капитал, который разделен на определенное количество долей, каждая из которых выражена ценной бумагой, (акцией), удовлетворяющая обязательные права участников общества (акционеров по отношению к обществу). |
3 | Акционерное общество | В | Объединение двух или более лиц, основанное на договоре его участников, которые объединяют свои имущественные средства и, как правило, личными усилиями, способствуют получению прибыли в результате совместной предпринимательской деятельности или совместному содержанию и использованию общего имущества. |
4 | Государственное учреждение | Г | Это особая организационно - правовая форма юридического лица. Организация не наделенная за ней собственником имущества. Имущество является неделимым и не распределяется по вкладам, в том числе между работниками предприятия. |
4.Установить соответствие между терминами и их значением:
1 | Амортизация основных производственных фондов | А | Затраты на производство и реализацию продукции |
2 | Издержки производства | Б | Плата работнику за труд за использование его рабочей силы. |
3 | Заработная плата | В | Величина оплаты за единицу работ при сдельной оплате труда, зависящая от нормы выработки и тарифной ставки. |
4 | Расценка | Г | Ежемесячные отчисления от первоначальной стоимости основных средств. |
5.Установите соответствие между ресурсами предприятия и показателями эффективности их использования:
1 | Финансовые ресурсы | А | Коэффициент оборачиваемости материальных запасов |
2 | Основные средства | Б | Рентабельность собственного капитала |
3 | Трудовые ресурсы | В | Фондоотдача |
4 | Материальные ресурсы | Г | Производительность труда |
- Установите соответствие типа организации его характеристике:
1 | Государственное (муниципальное) унитарное предприятие | А | Основано на личном трудовом или ином участии и объединении его членов |
2 | Производственный кооператив | Б | Имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям), в том числе между работниками предприятия |
3 | Общество с ограниченной ответственностью | В | Участники несут солидарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере стоимости их вкладов |
4 | Общество с дополнительной ответственностью | Г | Участники не отвечают по обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью внесенных ими вкладов. |
7.Установите соответствие экономического поведения его характеристике:
1 | Продажа | А | Обоснованное суждение о величине продаж на определенный период |
2 | Прогноз продаж | Б | Процесс обмена товара (услуги) на его денежный эквивалент |
3 | Маркетинг | В | Распространение информации с целью привлечения внимания к объекту |
4 | Реклама | Г | Метод продвижения товара |
8.Установите соответствие между факторами производства и видами доходов:
1 | Труд | А | В экономике – это общий источник природных ресурсов; продуктов растительного и животного мира, полезных ископаемых, земля для сельского хозяйства, воды и др. |
2 | Земля | Б | Этот фактор производства по своей сути близок к труду, а носителем и труда и предпринимательства является сам человек. |
3 | Капитал | В | Это целесообразная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует ее в целях создания товаров и услуг, необходимых для удовлетворения своих потребностей. |
4 | Предпринимательство | Г | Это общее название всех средств производства, созданных людьми для выпуска товаров и услуг. |
9.Установить соответствие между видами налогов:
1 | Косвенный | А | НДФЛ |
2 | Федеральный | Б | Налог на землю |
3 | Региональный | В | Транспортный налог |
4 | Местный | Г | НДС |
10. Установит соответствие между видами налогов и ставками:
1 | НДФЛ | А | 1,5% |
2 | НДС | Б | 13% |
3 | Налог на прибыль | В | 20% |
4 | Налог на землю | Г | Не более 24% |
11.Установите соответствие между видами планов и их основными задачами:
1 | Стратегический план | А | Обоснование целесообразности реализации отдельных проектов |
2 | Бизнес - план | Б | Определение долгосрочных целей и путей развития |
3 | Текущий план | В | Способ решения конкретных задач на короткий период времени |
4 | Оперативный план | Г | Способ решения задач на период до одного года |
12.Установите соответствие между средствами воздействия на покупателя и их определениями:
1 | Реклама | А | Представление товаров при личном контакте |
2 | Стимулирование сбыта | Б | Информация в СМИ от имени производителя |
3 | Личная продажа | В | Информация о товарах с помощью различных средств |
4 | Пропаганда | Г | Применение скидок на товары |
13.Установите соответствие между понятием и его значением:
1 | Сдельная форма оплаты труда | А | Заработок работника зависит от количества и качества СМР, произведеных всей бригадой. Заработок работника распределяется в бригаде согласно коэффициента трудового участия. |
2 | Повременная форма оплаты труда | Б | Заработок работника зависит от количества выполненной работы или оказанных услуг по установленным сдельным расценкам. |
3 | Сдельно – премиальная оплата труда | В | Заработная плата рабочих начисляется с учетом премии за выполнение условий и показателей премирования |
4 | Бригадная система оплаты труда | Г | Заработок зависит от количества отработанного времени и уровня квалификации |
14.Установить буквенным сочетанием соответствие между понятием и его значением:
1 | Рабочие | А | Это работники, занятые инженерно – техническими, экономическими и другими работами. |
2 | Специалист | Б | Это работники, занимающие должность руководителя предприятия и их структурных подразделений. |
3 | Руководители | В | Непосредственно занятые в процессе создания материальных ценностей. |
4 | Собственно - служащие | Г | Это работники, осуществляющие подготовку и оформление документов, учет и контроль, хозяйственное обслуживание. |
Ключ к контрольным заданиям.
Вопросы на установление соответствия.
1 – 1 – Б; 2 –А; 3 –Г; 4 -В |
2 – 1 –Б; 2 –Г; 3-В; 4 -А |
3 – 1-Г; 2-В; 3 - Б; 4-А |
4 – 1 –Г; 2 – А; 3-Б; 4-В |
5 – 1 –Б: 2 – А; 3 – Г; 4 - В |
6 – 1-Б; 2 –А; 3-Г; 4-В |
7 – 1 –Б; 2 –А; 3 –Г; 4 -В |
8 – 1-В; 2 –А; 3-Г; 4-Б |
9 – 1 –Г; 2 –А; 3-В; 4-Б |
10 – 1-Б; 2-В; 3-Г; 4 -А |
11 – 1-Б; 2-А; 3-Г; 4-В |
12 – 1-В; 2-Г; 3-А; 4-Б |
13 – 1-Б; 2-Г; 3-В; 4-А |
14 – 1-В; 2-А; 3-Б; 4 - Г |
Задание
Заполните пропуски
- __________________________ форма организации производства на основе привлечения денежных средств через продажу акций.
- ________________________ целевое накопление средств и их последующее применение для возмещения изношенных основных фондов.
- _______________________ документ, определяющий программу действий предприятия или план конкретных мероприятий, по достижению конечных целей коммерческого проекта.
- _______________________ количество продукции в стоимостном или натуральном измерении, производимое работниками предприятия в единицу рабочего времени. В.
- ______________________ часть прибыли акционерного общества, ежегодно распределяемая между акционерами после уплаты налогов, отчислений на расширение производства, пополнения резерва, выплаты процентов по облигациям и вознаграждений по результатам года.
- _____________________ субъект инвестиционной деятельности, имеющий финансовые средства и представивший по требованию подрядчика поручительство о своей платежеспособности.
- ____________________ способ инвестирования, основанный на долгосрочной аренде имущества при сохранении права собственности за арендодателем.
- ___________________ комплексная система управления предприятием на основе изучения ранка и активного воздействия на потребительский спрос.
- ____________________ расходы на хозяйственное обслуживание производства и управление предприятием, являвшиеся дополнительными к основным затратам и, наряду с ними, включаемые в издержки производства.
- ____________________ совокупность денежных средств, вложенных в производственные запасы, незавершенное производство, готовую продукцию, затраты на освоение новой продукции, расходы будущих периодов.
- ____________________ средства труда (здания, сооружения, машины и оборудование, транспортные средства), с помощью которых изготавливается продукция. ОФ служат длительный срок, сохраняют в процессе производства свою натуральную форму и переносят стоимость на готовый продукт частями, по мере износа. Пополняются за счет капитальных вложения.
- ____________________ лицо, руководящее хозяйственной деятельностью, ориентированный на рынок.
- __________________ конечный результат финансовой деятельности предприятия, разность между выручкой и общими затратами.
- _________________ целенаправленная информация о предприятии в целях завоевания новых рынков сбыта и повышения конкурентоспособности предприятия.
- _________________ сфера товарообмена, обладающая способностью к саморегулирования на основе спроса и предложения.
- ________________ конкурсная форма размещения заказов на привлечение подрядчиков для сооружения объектов или выполнения других работ. обеспечивает заказчику наиболее выгодные для него коммерческие условия и возможность привлечь конкурентоспособных подрядчиков.
- ________________ официальный учредительный документ, подтверждающий законность создания предприятия, содержащий правила его деятельности и регулирующий основу взаимоотношения между его членами.
Ключ к контрольным заданиям.
Заполните пропуски
1 – акционерное общество |
2 - амортизация |
3 – бизнес - план |
4 - выработка |
5 - дивиденд |
6 - заказчик |
7 - лизинг |
8 - маркетинг |
9 – накладные расходы |
10 – оборотные средства |
11 – основные фонды |
12 - предприниматель |
13 - прибыль |
14 - реклама |
15 - рынок |
16 - тендер |
17 - устав |
Вопросы
на установление последовательности действий
- Установите последовательность действий при расчете производительности труда:
а) определение стоимости одной единицы продукции;
б) расчет стоимости валовой продукции подразделения (организации);
в) определение численности промышленно – производственного персонала;
г) расчет объема выпускаемой продукции;
д) определение отношения валовой продукции к численности промышленно – производственного персонала.
2.Установите последовательность действия при расчете показателя фондоотдачи подразделения (организации):
а) определение стоимости одной единицы продукции;
б) расчет стоимости валовой продукции подразделения (организации)
в) определение общей стоимости основных производственных фондов подразделения (организации);
г) расчет объема выпускаемой продукции;
д) определение отношения валовой продукции к общей стоимости основных производственных фондов подразделения (организации).
3.Укажите в правильной последовательности структуру бизнес – плана:
а) организационный план;
б) описание товаров, работ или услуг, которые собираются предлагать фирма;
в) маркетинговый план;
г) финансовый план;
д) резюме проекта или концепция бизнеса.
4.Установите последовательность расчета себестоимости:
а) производственная себестоимость (себестоимость готовой продукции);
б) цеховая себестоимость;
в) полная себестоимость или себестоимость реализованной (отгруженной) продукции.
5. Укажите правильный порядок образования чистой прибыли в организации:
а) прибыль до налогообложения; б) прибыль от продажи; в) чистая прибыль;
г) налог на прибыль.
6.Расставьте формы оборотных средств по естественным стадиям кругооборота оборотных средств на предприятии:
а) готовая продукция;
б) предметы труда;
в) денежные средства;
г) незавершенное производство;
д) производство.
7.Установите правильную последовательность расчета амортизационных отчислений методом уменьшенного остатка:
а) нормы амортизации;
б) остаточная стоимость на конец года;
в) сумма начислений амортизации за год.
Ключ к контрольным заданиям.
На установление последовательности действий
1-г, в, а, б, д | 5 - б, а, г, в |
2- г, а, б, в, д | 6 - в, б, д, г, а, в |
3 -д, б, в, а, г | 7 –а, в, б |
4- б, а, в |
Приложение № 2.
Экономические задачи.
Задача № 1.
Определить сметную себестоимость и сметную стоимость строительно – монтажных работ при строительстве жилого кирпичного дома.
Согласно сметному расчету затраты составляют:
- стоимость материалов, деталей и конструкций -6749 тыс. р.;
- оплата труда рабочих – 1181тыс.р.;
- эксплуатация строительных машин и механизмов -894 тыс. р.;
в том числе заработная плата машинистов – 110 тыс. р.
Накладные расходы – 118% фонда оплаты труда.
Сметная прибыль -65% фонда оплаты труда.
Задача № 2.
Определим следующие показатели: фондоемкость, фондоотдачу, фондовооруженность труда, механовооруженность труда.
Годовой объем строительно – монтажных работ по сметной стоимости – 650000 тыс. р. Среднегодовая стоимость основных фондов – 210000 тыс. р. Среднесписочная численность рабочих – 90 чел. Активная часть основных фондов в процентах от стоимости основных фондов – 74 %.
Задача № 3.
Найти точку безубыточности работы предприятия и построить график.
Исходные данные:
В – выручка руб/мес. - 528000
N – объем продаж
Зп – постоянные затраты – 142089
З уд. – удельные переменные затраты – 1413
Ц – цена ед. продукции – 2550 руб.
Задача № 4.
Требуется определить производительность труда (выработку) в натуральном выражении в бригаде монтажников численностью 12 человек, если известно, что бригада смонтировала за месяц (22 рабочих дня) 660 м3 сборного железобетона.
Задача № 5.
Допустим, что при норме 0,610 чел. ч на 1 м3 бригадой установлено 720 м3 железобетонных конструкций. Требуется определить уровень производительности труда бригады нормативным методом, если известно, что фактические затраты труда в бригаде составили 360 чел. ч.
Схемы проверки решения задач второго тура.
Задача № 1.
Определить сметную себестоимость и сметную стоимость строительно – монтажных работ при строительстве жилого кирпичного дома.
Согласно сметному расчету затраты составляют:
- стоимость материалов, деталей и конструкций -6749 тыс. р.;
- оплата труда рабочих – 1181тыс.р.;
- эксплуатация строительных машин и механизмов -894 тыс. р.;
в том числе заработная плата машинистов – 110 тыс. р.
Накладные расходы – 118% фонда оплаты труда.
Сметная прибыль -65% фонда оплаты труда.
Решение.
Прямые затраты определяются в следующем порядке:
Зп = 6749 + 1181 + 894= 8824 тыс. р.
Фонд оплаты труда рассчитывается следующим образом:
ФОТ = 1181 + 110 =1291 тыс. р.
Накладные расходы составляют:
Рн=1,18х1291 =1523 тыс. р.
Сметная себестоимость строительно – монтажных работ определяется по формуле:
Сс= Зп +Рн =8824 +1523+10347тыс.р.
Сметная прибыль определяет:
Пн=0,65х1291=839тыс.р.
Сметная стоимость объекта рассчитывается по формуле:
Сс.м.р = Сс+Пн=10347+839=11186тыс.р.
Задача № 2.
Определим следующие показатели: фондоемкость, фондоотдачу, фондовооруженность труда, механовооруженность труда.
Годовой объем строительно – монтажных работ по сметной стоимости – 650000 тыс. р. Среднегодовая стоимость основных фондов – 210000 тыс. р. Среднесписочная численность рабочих – 90 чел. Активная часть основных фондов в процентах от стоимости основных фондов – 74 %.
Решение.
Фондоемкость предприятия определяется по формуле:
Фемк = Ф/Ссмр = 210000/650000 =0,32 р.
Фондоотдача предприятия определяется по формуле:
Фотд = Ссмр /Ф= 650000/210000=3,1р.
Фондовооруженность труда определяется по формуле:
Фв.т=Ф/Ч = 210000/90 = 2333,3 тыс. р/чел.
Механовооруженность труда определяется по формуле:
Мв.п = М/Ч = [(210000 х74%) /100] /90 =1726,7 тыс. р./чел.
Задача № 3.
Найти точку безубыточности работы предприятия и построить график.
Исходные данные:
В – выручка руб/мес. - 528000
N – объем продаж
Зп – постоянные затраты – 142089
З уд. – удельные переменные затраты – 1413
Ц – цена ед. продукции – 2550 руб.
Решение.
В = Ц х N, откуда N = = 207,05
Строим график выручки от 0 до 528000 руб. При 207 продажах.
Построим график постоянных и переменных затрат из точки 142089 при условии что Зп+ Зпер. При N = 207 = 142089 +(1431 х207)= 438306 руб.
Точка пересечения графика В Зп + Зпер. Дает точку достижения безубыточности =125.
Расчет:
Кт = = = =125
вопросы с выбором одного варианта ответов из нескольких предложенных вариантов.
Безубыточность достигается после выпуска 125 м3 пиломатериалов, что соответствует выручке
125х2550=318750
Задача № 4.
Требуется определить производительность труда (выработку) в натуральном выражении в бригаде монтажников численностью 12 человек, если известно, что бригада смонтировала за месяц (22 рабочих дня) 660 м3 сборного железобетона.
Решение:
Определяем затраты труда в бригаде на выполненный объем монтажа:
Т= 12х22=264 чел. дн.
Выработка на 1 чел. дн составит
В= 0 : Т = 660 : 264 =2,5м3
Месячная выработка одного монтажника
660:12=55м3, или 2,5 х 22= 55м3
Задача № 5.
Допустим, что при норме 0,610 чел. ч на 1 м3 бригадой установлено 720 м3 железобетонных конструкций. Требуется определить уровень производительности труда бригады нормативным методом, если известно, что фактические затраты труда в бригаде составили 360 чел.ч.
Решение:
Производительность труда (процент выполнения норм) составит
П =(Тн :Тф) х 100 = (720 х0,61):360 х100=120%
Приложение № 3.
Протокол итогов олимпиады.
№ п/п | Ф.И.О. | Группа | Количество баллов | штрафы | Итоговый балл | Призовое место | |||||||||
1 тур тесты | 2 тур экономические задачи | ||||||||||||||
тесты (вопросы с выбором одного варианта ответов из нескольких предложенных вариантов.) | вопросы на установление соответствия | задание - заполнить пропуски | вопросы на установление последовательности действий | Задача № 1 | Задача № 2 | Задача № 3 | Задача № 4 | Задача № 5 | |||||||
1. | |||||||||||||||
2. | |||||||||||||||
3. | |||||||||||||||
4. | |||||||||||||||
5. | |||||||||||||||
6. | |||||||||||||||
7. | |||||||||||||||
8. | |||||||||||||||
9. |
Члены жюри: Председатель: Добрынина И.Н. Соловьева Е.А.
Хащина Э.А. Шевцова Л.А.
Шаркова К.А.
Список литературы
1.Акимов В.В., Макарова Т.Н., Мерзляков В.Ф. Экономика отрасли (строительство). Учебник – М., ИНФРА – М, 2011 г.
2. Бакушева Н.И. «Экономика строительной отрасли» Москва, Изд. Центр» Академия», 2013 г.
3. Бузырев В.В. «Экономика строительства» - СПБ.: Питер, 2013 г.
4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учебное пособие под ред. Е.С. Полот – 2 –е изд., - М.: издательский центр «Академия», 2009.
5. Семушкин А.Г., Ярошенко Н. Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: учебное пособие преп. Учреждений сред. проф. образования – М.: Мастерства 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка интерактивного занятия на тему: «Субъекты предпринимательской деятельности» с использованием технологии проблемного обучения
Представлен конспект урока по теме «Субъекты предпринимательской деятельности» с использованием технологии проблемного обучения....
Методическая разработка по Экономике организации на тему: " Маркетинговые исследования в строительстве"
СОГБПОУ «Рославльский многопрофильный колледж» Методическая разработкаоткрытого урока по предмету «Экономика организации»тема урока: «Прибыль и рентабель...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ обучающимся по выполнению самостоятельной работы учебной дисциплины ОП.08 Основы предпринимательской деятельности Специальность: 08.02.01 Строительство и эксплуатаци
Методические указания обучающимся по выполнению самостоятельной работы учебной дисциплины ОП.08 Основы предпринимательской деятельности Специальность: 08.02.01 Строительство и эксплуатация здани...
Методические указания обучающимся по выполнению практических работ учебной дисциплины ОП.08 Основы предпринимательской деятельности специальность 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
Методические указания обучающимся по выполнению практических работучебной дисциплины ОП.08 Основы предпринимательской деятельностиспециальность 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по проведению открытого урока по ПМ 02__ Выполнение технологических процессов при строительстве, эксплуатации и реконструкции строительных объектов. Тема «Транспортирование строительных грузов»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАпо проведению открытого урока по ПМ 02__ Выполнение технологических процессов при строительстве, эксплуатации и реконструкции строительных объектов. Тема «Тран...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Решение производственных ситуационных задач по ПМ. 02 «Выполнение технологических процессов при строительстве, эксплуатации и реконструкции строительных объектов».
Решение ситуационных производственных задач используется для формирования у студентов профессиональных умений. Основным дидактическим материалом служит ситуационная задача, которая включае...
Методическая разработка мастер класса по дисциплине Основы предпринимательской деятельности
Представлен мастер класс по дисциплине Основы предпринимательской деятельности на тему "Расчет целевой аудитории проекта"...