Классный час
план-конспект занятия

Мавлютова Розалина Ришатовна

Классный час

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon profilaktika_tabakokureniya_alkogolizma_narkomanii.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 14»

городского округа города Стерлитамак

Республики Башкортостан

Классный час

по профилактике алкоголизма и табакокурения среди подростков

Разработала: Классный руководитель 10А класса

Мавлютова Р.Р.

Цели: 

  • Приобщать учащихся к  здоровому образу жизни,
  • Научить ценить и сохранять собственное здоровье,
  • Предостеречь от приобщению к вредным привычкам
  • Рассказать о последствиях вредных привычек и их влиянии на растущий организм
  • Развивать кругозор и познавательную деятельность.
  • обеспечить учащихся необходимой информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.

1.Вступительное слово классного руководителя:

ПОДРОСТКОВЫЙ АЛКОГОЛИЗМ

Алкоголь - нередкая причина смерти человека. Употребление алкоголя является причиной:

  • автомобильных катастроф в 55,9% случаев;
  • смерти от асфиксий (закупорки дыхательных путей) - утопление, удушение, смерть от аспирации рвотными массами и другие в 75,8%;
  • смерти от общего переохлаждения - среди замерзших в состоянии алкогольного опьянения находились 82,2%;
  • самоубийств, совершаемые в состоянии опьянения или похмелья.

Алкоголизм у подростков - довольно часто встречающееся явление, которое обычно начинает развиваться в 13-15 лет, реже - в более раннем возрасте (детский алкоголизм). По данным статистики каждый третий младший школьник уже знаком с алкоголем. Почти 40% из них впервые попробовали спиртное в 7 лет, около 5% - в 8 лет, а 15% - еще в дошкольном возрасте; примерно 25% подростков не считают пиво алкогольным напитком, а у наркологов уже давно есть термин <пивной алкоголизм>. На территории Новосибирской области число больных алкоголизмом (включая алкогольные психозы) среди детского населения (от 0 до 18 лет), зарегистрированных в наркологических учреждениях, по состоянию на 2006 год составляло 75 человек. Перенесли алкогольные психозы за 2006 год 6 подростков.

Алкоголизм у подростков протекает злокачественно, отсутствует стадия психической зависимости от алкоголя (т.е. стадия бытового пьянства), которая у взрослых растягивается на долгие годы. Как только подростки начинают регулярно употреблять спиртные напитки, в том числе и пиво, у них сразу формируется стадия физической зависимости. Регулярное употребление любых спиртных напитков в течение года формирует у подростка и психическую, и физическую зависимость одновременно. С самого начала употребляются большие дозы алкогольных напитков, без самоконтроля, до тяжелой степени опьянения. Быстро нарастает толерантность (переносимость), особенно при систематическом приеме алкоголя. Довольно быстро формируется похмельный синдром.

У подростков, больных алкоголизмом, проявляются изменения личности - возбудимость, взрывчатость, эмоциональное огрубение, быстрое развитие нарушений социальной адаптации, становится узким круг интересов, нарастает количество конфликтов с родителями, появляются асоциальные тенденции. Настроение неустойчиво: вкрадчивость и подобострастие в ситуациях, сулящих выпивку, резко сменяется гневными вспышками и агрессивностью, если ей препятствуют.

Систематическое употребление алкоголя приводит к следующим отрицательным эффектам:

  • Расстраиваются механизмы, регулирующие систему кровообращения, что приводит к развитию артериальной гипертонии, поскольку алкоголь стимулирует выброс в кровь веществ, которые ведут к повреждению стенок кровеносных сосудов и мышцы сердца, а также способствуют спазму артерий сердца. При употреблении пива дополнительный повреждающий фактор - постоянно повышенный объем циркулирующей жидкости в организме, который увеличивает нагрузку на сердце, почки, мозг и печень.
  • Происходит снижение питания сердечной мышцы, ухудшение доставки ей кислорода, развивается алкогольная миокардиодистрофии, которая служит фоном для развития инфаркта миокарда.
  • Алкогольные напитки не обеспечивают организм питательными веществами, но в связи с высокой калорийностью (1 грамм алкоголя содержит 7 килокалорий) создают и усугубляют проблему избыточного веса.
  • Выпитые кружка пива, стакан вина или рюмка водки провоцируют катастрофу в человеческом мозге, разрушая его клетки - нейроны. Дело в том, что эритроциты поставляют кислород к каждой клетке по индивидуальному капилляру. Диаметр капилляра настолько мал, что кровяные тельца могут проходить по нему только в один ряд. Под воздействием алкоголя эритроциты слипаются в <комочки> по 3-5 штук и застревают на подходе к нейрону, закупоривая капилляр. Через 7-10 минут без кислорода клетка погибает. Между тем мы рождаемся с постоянным запасом нервных клеток, новые клетки не образуются, мертвые нейроны не восстанавливаются.
  • Почти у всех любителей горячительного отмечаются воспалительные изменения в пищеводе и желудке.

2.Табакокурение (ученик 1)

В современном мире курение - одна из авруальеыхȠిѐ萾блемĠ.`Йолее(1 м␸ллиарда человек пᐰ Земле耡куряᑂ. Ёоглвсно 葁татистикеဠв Еврؾпе ࠱耴% все葅 葁мертей прпис葅одитРпм причине табакоԺурени䑏 . Еж5годно тибал выз⑋вает околО耠5 миллионов смертел или(же <00 каждый день. Россия䀠% одна из самых курящах стран иираီȠНְဠкаждого рѾссияⒽина, вклюేая длరден摆евЬ приходится 13 Ҳы:ыренныэ саг䰰рет Բ день или(113 пачки в год.

Специалиుты з┴равоохраҵения ѡчитают¬ хто боЫҵе 25 б萾лезней свᑏзаны с тРбذком. Куремие являетՁя!глҰжным 䐄акто@оش†такШх болезнصй квкဠишемицеская болезнь 葁ердца, инсульт, рак легких,ဨраᐺ!Пищевода‬ рак л萻отЪи, Յр萾ничес萺ий бᑀонѕит, обԻитеѐируӎщ䐸й атер萾скһерЮᐷ0периӄерическиѥ артерий и др. В)25% случаев сердеч䐽Ю-сосуХистых0ж԰болеванай(ахпԽᑀвоᐿричмной явлѯдтся ᐸме=но курение.

Сигаретный дым содерж8т"бЮлее 4000 эимичнских внщеётв, обладающԸх то萺сическим дవйстزием на 萾ـганѸзм. Ԓ состав табачного ఴыма входят: никᐾт␸н, окиفь углеродѰ, синظльЭая Һищлоᑂа, иммиак, бензпирен , сероводород¬ садйоактивнӋй полонии逭030, тяжелые металлы и их соవдин萴ния (ᐺадмиб, стронций, никель, свинец) и другие. По набору вредных для здоровья веществ табачный дым можно сравнить с выхлопными газами неисправного автомобиля.

(Ученик 2)

Никотин - нейротропный яд. Он нарушает обмен веществ, в том числе в нервных клетках дыхательного и сосудодвигательного центров головного мозга, что приводит к повышению артериального давления, увеличению частоты сердечных сокращений. Постоянное < подстегивание > никотином вызывает истощение нервных клеток. У курильщиков часто бывают головные боли, головокружения, бессонница; снижается память, ослабляется внимание, расстраивается восприятие запахов, нарушается ощущение вкуса.

Окись углерода снижает чувствительность нервных клеток сетчатки глаза - притупляется острота зрения. Кроме того, окись углерода образует стойкое соединение с гемоглобином - карбоксигемоглобин, поэтому резко нарушается доставка кислорода к органам и тканям. Окись углерода повышает сахар в крови, чаще появляются нарушения ритма сердца.

Радиоактивный полоний-210 проникает в бронхи и задерживается в них продолжительное время, вызывая развитие злокачественных опухолей в легких. Человек, выкуривающий в день пачку сигарет, получает дозу облучения в 3,5 раза выше предельно допустимого коэффициента.

Никель с трудом выводится из организма, задерживаясь в клетках различных органов (в больших количествах откладывается в клетках печени, легких, головного мозга, почек, кожи, крови). Это один из основных компонентов табачного дыма, который вызывает кашель. Никель снижает иммунитет; активно способствует вымыванию кальция и магния, которые необходимы для нормальной жизнедеятельности костной ткани и сердечно-сосудистой системы.

Отрицательно табак влияет не только на курильщика, но и на окружающих людей. При пассивном курении (вдыхании попадающего в окружающую среду табачного дыма) табачный дым более агрессивен, чем при активном. Многие некурящие считают, что пассивное курение если и не совсем безвредно для них, то вполне терпимо. На самом деле все обстоит иначе: 25% вредных веществ табачного дыма поступает в легкие курящего; 5% остается в окурке; 20% - сгорает; 50% токсических веществ поступает в воздух.

Невольный курильщик в накуренной комнате вдыхает за 1 час никотина столько же, сколько курильщик при выкуривании 2-4 сигарет; в легких оседает большое количество сажи. У пассивных курильщиков табачный дым также вызывает головные боли, чувство дискомфорта, обострение бронхиальной астмы, аллергических и других заболеваний. Если не так давно рак легких считался главным образом уделом курящих, то теперь он нередко встречается у людей, часто пребывающих в окружении курящих.

Отказаться от курения никогда не поздно, тем более , что существуют положительные примеры. В США пик смертности, связанный с курением, приходился на 70-е годы прошлого столетия. Снижение числа курящих людей привело к снижению уровня смертности и увеличению продолжительности жизни (за последние 20 лет в США отмечено снижение уровня смертности от ишемической болезни сердца на 47%, от инсультов - на 38%). Задумайтесь о своем здоровье и о здоровье своих близких. 

ПИВНОЙ АЛКОГОЛИЗМ

О существовании пивного алкоголизма известно давно, но в представлении обычного человека он кажется менее опасным, чем винный или водочный. Многие полагают, что пиво - это не спиртной напиток. По оценке Министерства здравоохранения и социального развития, в среднем гражданин России (включая грудных младенцев) за год выпивает более 40 л пива.

По вредности для человеческого организма пиво по воздействию может сравняться только с самогоном (в процессе спиртового брожения, как в пиве, так и в самогоне в огромном количестве образуются побочные ядовитые продукты - метанол, альдегиды, эфиры, сивушные масла).

Главный аргумент пропагандистов пива - его древние корни. Но много лет назад пиво было совершенно не таким, как современное. К примеру, в ежедневный рацион строителей древних египетских пирамид, действительно, входили три жбана пива, но это был не хмельной напиток, а пищевой продукт, имевший высокую пищевую и энергетическую ценность. При его изготовлении применялись только натуральные продукты, и крепость пива была незначительной.

В состав современного пивного напитка входят:

  • Биогенные амины - вызывают головную боль, способствуют развитию гипертонии, могут привести к поражению почек.
  • Витамины - например, группы В, но для того, чтобы человек получил суточную норму витамина В1, ему необходимо выпивать более 10 л пива каждый день.
  • Горькие вещества - относятся к разряду психоактивных соединений, оказывают снотворное, седативное, а в больших дозах - галлюциногенное воздействие.
  • Фенольные соединения - повышают риск развития злокачественных образований в нижних отделах мочевыводящих путей.
  • Фитоэстрогены - растительные аналоги женских половыхࠠгормонов.(У ᐼужчин пЮдавляеђсэ выработк԰Рму萶ского полоВ␾го$гормона тестостерона, раз@астаются грудные ж谵ле萧ы, ظз кОторых䀠начИнает гыделятьсџ моћозиво, становитсѯ шире таз; инЮгда раᐷви萲Բетщя елокачестဲеннвя оⒿухольʡгрудЭой耠же;езы.耠

УченШк1

2.ПивнҾй алкоголизм форМируетсᕏ медленнее воҴочноسп,0более ҽезаметно и мбманхиво. Для него очень харак⑂етна анозкᐳнозия, т.е. отрицание заБолевания и(ᐾтсЃѢствие криуаки ␺ сбоему сохтЮянию.0Еще!кдна 萾собенность∠- ѱы葁тӀое рапలШЂие выраженной психичᐽско萹 зависԹмости. Еслᐸဠهеловек выпивает кртжку Яива в день, дсли Ծн чуТстԲует психологицескии диском䑄ост оттాго, ేто!не выпил - этЮ уже пивная зависимость. Из-за вкуса,Ġналичия AҴдативныхĠкомпЮнентов и небольшᐸх градусов бороъься ు ᰲҋечением л пиву сложнее,(чем с влечениҵм к 䐲одке. С точки зренияࠠнذркологᐸи, пивной 萰лкоголиطм - это тяжԵԳый,Ġтрт萤ఽо поఴԴаⓞщийся леченаю вари԰нт алкогоЫизма* При пивн萾й0алкоголизации䀢клетки0мозга страдают горазҴо сШльԽее( чем при 䐲ЮдоՇнжй& В пxве в микродозах содవржится кбдаверин - аналог䀠трупного яда. Постоянное потребление пива влияет на интеллект человека, снижает его способность к обучению.

Употребление пива приводит:

  • К избыточному поступлению калия и воды, что резко увеличивает выработку мочи, усиливается выделение почками натрия и хлора, приводящее к деминерализации организма.
  • К безжалостному вымыванию из организма белков, микроэлементов, витаминов. В результате, дефицит магния приводит к изменению фона настроения, человек плохо спит, становится раздражительным. От вымывания витамина С страдает интеллект, снижается иммунитет, чаще возникают простудные заболевания.
  • К циррозу печени, стойкому поражению поджелудочной железы, воспалительным процессам в пищеводе и желудке.
  • К формированию так называемого бычьего или баварского <пивного сердца> - происходит расширение полостей сердца, утолщаются его стенки, возникают некрозы в сердечной мышце, при этом учащается частота сердечных сокращений, возникают аритмии, повышается давление.
  • К увеличению смертности от инсульта в 2 раза, чем у непьющих.
  • К варикозному расширению вен.
  • К появлению избыточного веса, ведь в зависимости от сорта пиво содержит от 4 до 10% углеводов.

3.Анкета по проблеме табакокурения (классный руководитель)

1. Пробовали ли вы курить (ДА, НЕТ)? Если да, сколько вам было лет, когда вы попробовали?

2. Причины, по которым начали курить:

a) пример родителей;
b) равняюсь на друзей;
c) влияние кинофильмов и телепередач;
d) внешняя привлекательность процесса курения;
e) стремление казаться взрослым, самостоятельным;
f) любопытство, интерес.

3. С вашей точки зрения, курение - это:

a) безобидная привычка;
b) вредная привычка;
c) зависимость (пристрастие);
d) неизлечимая болезнь.

4. Ваше самочувствие при курении:

a) бодрое настроение, высокая работоспособность;
b) болит голова, тошнит;
c) сильная жажда;
d) слабость;
e) никаких последствий не бывает.

5. Как вы относитесь к курению родителей и тех, кто вам особенно дорог?

a) отрицательно;
b) не вижу в этом ничего плохого;
c) переживаю, что они вредят своему здоровью;
d) равнодушно.

6. Отношение к курящей девушке (Д), к курящему молодому человеку (М):

a) уважительное;
b) сочувственное;
c) безразличное;
d) презрительное.
Примечание: ответы даются раздельно.

7. Как вы думаете, кому выгодно то, что вы курите?

a) мне самому;
b) табачным компаниям;
c) государству;
d) никому не выгодно.

8. Как вы думаете, вредна ли одна сигарета с фильтром (ДА, НЕТ)? Почему?

9. Считаете ли вы, что курение опасно для вашего здоровья?

10. Пытались ли вы когда-нибудь бросить курить?

11. Хотели бы вы быть некурящим, если бы бросить курить было не так трудно?

4.Подведение итогов соцопроса

5.Обсуждение итогов соцопроса

6.Рекомендации по образу жизни:

  • Проявление сочувствия к другим
  • Чередование веселья и уединения
  • Действие и наслаждение жизнью посредствам участия в группе
  • Постоянное овладение изменяющимися условиями
  • Совмещение действия, наслаждения и созерцания
  • Жизнь в здоровом беззаботном наслаждении
  • Размышления о внутренней жизни
  • Стоическое самообладание
  • Культивирование независимости от людей и вещей

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к семинару классных руководителей " Особенности психологического общения классного руководителя с родителями студентов учебной группы"

В презентации представлены: система работы с родителями,  стили семейного воспитания, правила эффективного взаимодействия  и формы взаимодействия  классного руководителя с семьей ...

Методические рекомендации по подготовке и проведению классных часов по профилактике экстремистских проявлений на почве межнациональной розни с учетом возрастных особенностей обучающихся. Методические рекомендации по подготовке и проведению классных часов

Современные условия жизни оказывают на психику ребенка интенсивное воздействие. Поток информации стал обильнее, впечатления разнообразнее, богаче, темп жизни ускорился. При неустойчивой нервной систем...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы раздела ПМ 2. Взаимодействие классного руководителя с родителями /МДК 03.01. Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя/

заданий Методические рекомендации содержат задания различного уровня сложности: обязательные и дополнительные, а также пояснения к их выполнению....

Новые формы взаимодействия классного руководителя и субъектов образовательного процесса. (Система работы классного руководителя с родителями обучающихся)

Воспитательные функции в образовательном учреждении выполняются всеми педагогическими работниками, но главную роль в решении задач воспитания подрастающего поколения отводят классному руководителю.Раб...

Визитка к конкурсу профессионального мастерства «Самый классный классный»

Визитка педагога к конкурсу классных руководителей «Самый классный классный», самопрезентация конкурсанта -преподавателя русского языка и литературы...

Система работы классного руководителя по формированию классного коллектива. (ФГОС)

Наверное, никто из вас до прихода в школу и не  представлял, какая это трудная профессия – быть классным руководителем!Хотя многие скажут, что быть классным руководителем – сплошная р...

"Классные" классные!

Статья о классном руководителе...