Уроки русского языка, как мост между языком и профессией
план-конспект занятия

план-конспект занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_v_zh.nar_.shk_.no12.docx32.83 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание патриотизма на уроках внеклассного чтения

Методическое рекомендации

по внеурочной деятельности .

Авторы: 

Любимова Ольга Петровна - учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 60»

Тел. моб. 8 909 304 1406;

Саватеева  Нина Фёдоровна – учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 64»

Тел. Моб. 8 937 011 39 09

 «Чтение должно стать для ребенка очень тонким инструментом овладения знаниями и вместе с тем источником богатой духовной жизни»- писал В.А. Сухомлинский. Но чтение – это и прекрасное средство воспитания. Одной из важнейших задач современной школы всегда являлось патриотическое воспитание, так как детство и юность — самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.

 Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине. Патриотизм — одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.  К.Д.Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и его могучим педагогическим средством. «Как нет человека без самолюбия, - писал он, - так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

Психолог И. А. Агапова и кандидат педагогических наук М. А. Давыдова в своей книге «Мы – патриоты!» отмечают, что «к сожалению, в настоящее время школьное патриотическое воспитание во многом сошло «на нет». Этому за последние годы способствовало немало факторов: усиленное обсуждение в средствах массовой информации мнения об ошибочном пути развития России, отсутствие общей государственной идеологии, которая смогла бы стать базовой в деле такого воспитания. Кроме того, воспитание патриотизма затруднено недостаточным количеством учебно-методической литературы, в которых педагоги могли бы найти рекомендации и советы по этой проблеме».

 Младший школьный возраст—это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому именно на данном возрастном этапе так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком. Если в данном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научиться любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал и выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.

По мере взросления у школьников, как отмечают ученые-исследователи, начинает формироваться так называемый «родничок героизма» (А. Я. Бруштейн), требующий реализации, но, как ни обидно это констатировать, он чаще всего остается невостребованным. Зато пробуждающиеся силы подрастающего организма могут найти свое применение в примыкании к антиобщественным организациям националистического, шовинистического и даже фашистского толка с неадекватным толкованием понятий "Отечество", "гражданство", "патриотизм", "интернационализм", "национализм", "шовинизм", "фашизм" и т. д., поток которых год от года растет.  В столь опасной ситуации рассматриваемая тема представляется особенно актуальной.

Безусловно, патриотическое воспитание подрастающего поколения – залог стабильного развития страны в будущем. Этот процесс длительный по времени и сложный по содержанию. Таким образом, важно методично и грамотно повышать уровень осознания любви к Родине и понимания своей гражданской позиции у младших школьников. Чтобы добиться поставленной задачи необходимо детально изучить материалы художественных произведений, на базе которых будет вестись работа по воспитанию патриотических чувств у младших школьников.

В статье «Патриотическое воспитание на уроках внеклассного чтения» опубликованной в журнале «Народная школа» № 2, 2005г. автор предлагал тематику уроков, направленных на воспитание патриотических чувств, и рекомендовал соответствующую этим темам литературу. На тот период автор работал по системе Л. В. Занкова. Но в соответствии с  программой  курса «Окружающий мир» в рамках «Перспективной начальной школы», по которой автор преподаёт в данное время, тематика уроков внеклассного чтения была откорректирована. А именно, темы занятий по внеклассному чтению во 2 классе раскрывают темы курса «Окружающий мир» 4-го класса и даны в хронологической последовательности (в отличие от курса «Окружающий мир»).

 Изменение тематики внеклассного чтения повлекло за собой изменение подбора художественной литературы для изучения новых тем. С этой целью автором был изучен и проанализирован фонд исторической литературы библиотеки школы № 60 и Центра семейного чтения имени В. И. Чапаева. На основе этого анализа был осуществлён подбор художественной литературы, соответствующий младшему школьному возрасту (см. таблицу 1).

Кроме того, автор предлагает для изучения некоторых тем использовать художественные и мультипликационные фильмы. Это усиливает эмоциональное вездействие исторического события на детей, способствует лучшему запоминанию фактов и, следовательно, оказывает положительное влияние на формирование у них чувства патриотизма.

Таблица 1.

Темы занятий .

Список предлагаемой литературы и видеоматериалов.

Тема занятия

Рекомендуемые источники

1. Наши предки в далёком прошлом

  • Алешковский П. Как новгородцы на Югру ходили. М.: Малыш, 1988 г.
  • Владимир Мономах: Жизнь великих людей. М.: Литературная Россия, 1993 г.
  • Воскобойников В. М. Князь Владимир. М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2003 г.
  • Голицын С. М. Сказание о Земле Московской. М.: Детская литература, 1990 г.
  • Енькка Елена. Повествование о чувашах. Чувашское книжное издательство, Чебоксары, 2001 г.
  • История древней крепости. Московский Кремль. М.: Белый город, 2001 г.
  • Крещение Руси. М.: Советская Россия, 1992 г.
  • Легенда о Московии. М., ГПИ «Искона», 1992
  • Муравьёв В. Во времена Перуна. Киев. Новгород. М.: Детская литература, 1980
  • Муравьёв В. На ладьях в тридевятое царство. М.: Детская литература, 1994 г.
  • Обухова Л. Давным-давно. М.: Детская литература, 1989.
  • Обухова Л. Доброслава из рода Бусова. Малыш. 1990 г.
  • Путешествие в историю России. М., Детская литература, 1993 г.
  • Рассказы о древней Руси.М.: Детская литература,1992 г.
  • Русская крепость. М.: Детская книга, 1985 г.
  • Русские богатыри. М.: Детская литература, 1974.
  • Русское оружие. ТОО «Феникс», 1994.
  • Сердце России. Москва. / Жукова Л. М. М.: Белый город, 2001 г.
  • Тафаев Г. Атлас «Введение в чувашскую историю». Чебоксары, 2001 г.
  • Тафаев Г. Введение в историю чувашского народа. РГУП «ИПК» Чувашия: Чебоксары, 2001 г.
  • Фингарет С. Богат и славен город Москва. Л.: Детская литература, 1980.
  • М/ф. по мотивам В. Иванова «Русь Изначальная»: «Детство Ратибора», «Легенда о княгине Ольге», «Слово о полку Игореве», «Илья Муромец», «Добрыня Никитич», «Вольга Всеславьевич», «Никита Кожемяка»,
  • Х/ф.  «Садко» Мосфильм, 1952 г.

2. Монголо-татарское нашествие

  • Василиса Микулична и Ставёр Годинович./Былины. М.: Малыш, 1984 г./
  • Между двух огней. /Митяев А. В. Ветры Куликова поля: Рассказы. М.: Детская литература, 1984 г./
  • Набег Тохтамыша./Сукневич И. Битва на поле Куликовом. М.: Молодая гвардия, 1977 г./
  • Нашествие. /Голицын С. М. Сказание о Земле Московской. М.: Детская литература, 1990 г./
  • Орда и русские князья. /Греков И. Б., Шахмагонов Ф. Ф. Мир истории: Русские земли в XIII-XV веках. – 2-е изд. – М.: Молодая гвардия, 1988 г./
  • Ордынский смерч. /Дегтярёв А. Я. Невская битва. Л.: Детская литература, 1991 г./
  • Ордынские тягости. /Дегтярёв А., Дубов И. От Калки до Угры. Л.: Детская литература, 1986 г./
  • Путешествие в историю России. М.: Детская книга, 1993 г.
  • М/ф. «Василиса Микулична», «Сказ о Евпатии Коловрате»

3. Борьба Руси с завоевателями.

  • Великий князь Александр Невский. М.: Детская книга, 1993 г.
  • Воскобойников В. М. Александр Невский. М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2005 г.
  • Дегтярёв А. Я. Невская битва. Л.: Детская литература, 1991 г.
  • Путешествие в историю России. М.: Детская книга, 1993 г.
  • Романовский С. Александр Невский. М.: Детская литература, 19999.
  • Ром С. Ледовое побоище. М.: Детская литература, 1980.
  • Югов А. Отважное сердце. М.: Детская литература, 1978.
  • Х/ф. «Александр Невский» Мосфильм, 1938 г.

Примечания

Количество занятий по каждой теме – на усмотрение учителя.

Первое занятие каждой темы лучше проводить в библиотеке. Это даёт возможность устроить выставку книг как можно шире и немедленно удовлетворить сиюминутную заинтересованность детей в прочтении той или иной книги.

При распределении книг между детьми следует учитывать индивидуальные особенности  детей: технику чтения, проявление интереса к той или иной теме, книге.

Применяя методику преподавания курса «Литературное чтение» в рамках программы «Перспективная начальная школа», автор предлагает:

- на каждом уроке использовать Толковый словарь;

- при рассматривании иллюстраций, применять методику работы с рамкой и лупой (как при работе в «Музейном доме»);

- оценка подготовки сообщения по домашнему чтению даётся только положительная («5» или «4»).

Дома учащиеся читают книги по одной теме, но разных авторов с разными названиями. Преимущества такого чтения в том, что на уроке  дети имеют возможность дополнять пересказы друг друга. При этом расширяются знания  учеников по изучаемой теме, а  дети стеснительные, не умеющие пересказывать чувствуют себя более уверенно, сообщая лишь короткие дополнения.

Для дополнительных упражнений в пересказе хорошо применить работу в парах или небольших группах по 3-4 человека. Пересказ товарища, его красочная книга приводит к тому, что дети обмениваются книгами и с удовольствием читают их.

Не следует принуждать учеников к чтению книг данной тематики, если их это не интересует, или техника чтения некоторых из них слишком слаба. Независимо от того прочитывает ребёнок данные книги или нет, он будет участвовать в уроке, слушать рассказы читающих детей, смотреть фильмы, что-то запоминать. Это даёт автору повод надеяться, что цель его воспитательной работы, а именно воспитание будущего патриота, однажды будет достигнута.

Тема 1. Наши предки в далёком прошлом.

Задачи темы: вызвать у учащихся чувства заинтересованности и желания изучать историю своей страны.

Оборудование и наглядные пособия: выставка книг, иллюстративный материал – репродукции или слайды картин В. М. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье».

Занятие можно начать с вопроса о том, кто такие предки, что дети знают о том, как они жили в далёкой древности. Обобщив ответы детей, учитель поясняет, что учёные узнавали о жизни наших предков по летописям, берестяным грамотам, былинам, археологическим находкам. А дети могут узнать всё это из книг и иллюстраций к ним, исторических фильмов, картин знаменитых художников.

Далее организуется работа с текстом книги Лидии Обуховой «Давным-давно», из которой ученики получают некоторые сведения о жизни древних славян, об их хозяйственной деятельности. Читает учитель, но к чтению можно привлекать и детей с очень хорошей техникой чтения. По ходу чтения, при встрече с непонятными словами, необходимо каждый раз обращаться к Толковому словарю или комментировать непонятный отрывок текста.

Прочитав всю книгу или несколько рассказов из неё, учитель предлагает обменяться впечатлениями, задать интересующие вопросы. Очень часто ответы на вопросы детей можно найти в книгах, расставленных на выставке. В этом случае предлагается по названиям книг определить в тексте которой из них можно найти ответ на интересующий вопрос. Например, мальчиков часто интересует древнее оружие, военные крепости, рассказы о героях, богатырях. Все эти книги есть в предложенном материале для чтения. Дети берут соответствующие книги для домашнего чтения и готовят по ней сообщение к следующему занятию. Так  часть детей получает домашнее задание.

Домашнее чтение остальных детей можно организовать, раздав им оставшиеся книги, по которым они должны будут подготовить сообщение по одной из тем:

- жилища древних славян;

- занятия древних славян;

- одежда древних славян;

- верования древних славян;

- древняя история родного края;

-история возникновения Москвы;

- древнерусские города – памятники.

Для рассказов о богатырях, описания их воинских доспехов и оружия дети могут  использовать картины В. М. Васнецова.

 Последующие занятия необходимо посвятить темам домашнего чтения, сгруппировав какие-то из них в одно по количеству подготовившихся детей.

На последнем занятии можно посмотреть один из предложенных фильмов. После просмотра сопоставить увиденное в фильме и прочитанное в книгах.

Тема 2. Монголо-татарское нашествие.

Задачи темы: ознакомить школьников с историческими событиями, связанными с монголо-татарским нашествием; воспитывать гордость за своих предков, которые боролись за освобождение своей Родины от ордынского ига.

Оборудование и наглядные пособия: выставка книг, репродукция картины М. И. Авилова «Поединок Пересвета с Челубеем», мультипликационный фильм «Василиса Микулишна».

В начале занятия демонстрируется мультипликационный фильм «Василиса Микулична», который служит хорошим повторением того, что дети узнали на уроках внеклассного чтения в первой четверти. Если такой возможности нет, то можно заменить просмотр чтением былины «Василиса Микулична и Ставёр Годинович» (см. таблицу 1). В этом случае дальнейший ход урока следует откорректировать.

Просмотр мультфильма может быть комментированным. Следует обратить внимание детей на то, какую одежду и украшения в то время носили,  какие жилища строили, какие были интерьеры, мебель, посуда.

Далее учитель акцентирует внимание на взаимоотношения героев мультфильма, на то, как они разговаривают, почему одни повелевают, а другие беспрекословно выполняют их приказы.

После просмотра учитель спрашивает «за что наказан Ставр Годинович?» Ответ обычно  не вызывает у детей затруднения. А вопрос «почему всемогущий киевский князь, имеющий хорошо вооруженное войско, богатырей, трепещет перед худеньким мурзой в татарском платье?» вызывает у детей недоумение. Это становится интригой урока.

Учитель предлагает ученикам прочитать предложенные книги и попытаться ответить на поставленный вопрос, так как готового ответа в них нет.

На следующих занятиях дети пересказывают прочитанное, дополняя пересказы друг друга отрывками из своих книг. Картина М. И. Авилова поможет учащимся представить орду, ощутить ту ненависть к врагу которую в лице русского богатыря Пересвета испытывал весь русский народ.    Совместно с учителем ученики приходят к такому предположению, что унизительный трепет киевского князя перед татарским мурзой объясняется страхам разрушения Киевского княжества и порабощения русского народа. Князь был готов на любые безумства ради того, чтобы монголо - татары не разоряли русские земли.

Завершением этой темы должен стать просмотр мультипликационного фильма «Сказ о Евпатии Коловрате». Во время просмотра внимание детей следует акцентировать на том, что, несмотря на разорительные и кровопролитные набеги ордынцев, русский народ не был сломлен. В его душе всегда было желание  быть свободным. И среди русских людей всегда были смельчаки, которые поднимали войска на борьбу с врагом.

Тема 3. Борьба Руси с завоевателями.

Задачи темы: познакомить учащихся с историческими событиями, которые связаны с именем Александра Невского.

Оборудование и наглядные пособия: выставка книг, репродукция картины Павла Корина «Александр Невский», художественный фильм «Александр Невский».

Занятие начинается с рассказа учителя о том, что  Древняя Русь страдала не только от набегов кочевых племён с востока, но и от вторжений западных завоевателей. В сражениях с западными захватчиками проявился полководческий талант русского князя Александра Невского. Знакомство с новым историческим лицом начинается с рассматривания вместе с детьми картины «Александр Невский» выполненной художником Павлом Кориным. На уроках литературного чтения при рассмотрении иллюстраций учащиеся часто используют лупу. Предложите детям применить этот приём для более детального ознакомления с картиной.

Продолжая беседу, учитель рассказывает о великом русском полководце князе Александре Невском. Несмотря на небольшой рост, он был очень сильным и выносливым человеком, крепко держался в седле, стойко переносил трудные конные и пешие переходы. Для своего времени князь был хорошо образован, много читал по-древнерусски и по-гречески, изучал труды знаменитых полководцев.

Далее предлагается посмотреть начало художественного фильма «Александр Невский». Из этого фрагмента дети узнают, что на тот исторический момент Русь не имела достаточной военной силы для освобождения от ига мнголо-татар. Но русский народ чувствовал в себе силы для сопротивления западным захватчикам, борьбу с которыми возглавил князь Александр Невский.

Затем учитель обращает внимание детей на выставку книг, прочитав которые дети узнают:

- о детстве будущего князя Александра;

- за что князя Александра прозвали Невским;

- о битве на Чудском озере.

Дети выбирают книги по интересующим темам и на следующих занятиях рассказывают о прочитанном. На последнем занятии по данной теме предлагается посмотреть фрагмент фильма «Александр Невский»,  в котором показана битва на Чудском озере. После просмотра ученики с помощью учителя делают вывод, что в результате побед русских войск на Неве и Чудском озере рубежи нашей Родины на северо-западе стали неприступными для противника.

В заключение  целесообразно провести обобщающее занятие. Лучше если оно состоится в библиотеке. Здесь можно вспомнить, о чём читали в течение года, названия понравившихся книг, их авторов, рассказать, что из прочитанного особенно впечатлило. Работники библиотеки помогут выявить самого активного читателя, а ученики – лучшего рассказчика. Ребята могут поблагодарить работников библиотеки за помощь в подборе тематической литературы и организации выставок книг. В конце занятия учителю следует подвести детей к выводу:  «Изучение истории своей страны, своего народа – это очень интересное  и полезное занятие. Оно позволяет узнать много нового, рождает в душе новое чувство – чувство гордости своими предками, своей страной. Чтение книг – это не только необходимое, полезное, но и интересное, приятное занятие».

Список использованной литературы

  1. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. – М., Айрис-пресс, 2002 – 224 с.
  2. И.А.Агапова, М.А. Давыдова.  Беседы о великих соотечественниках. – М.,  2005
  3. Агапова И., Давыдова М. Мы – патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия. – М., «ВАКО» 2008
  4. Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование – 2005 - №4 – С. 23
  5. Гасанов З.Т. Патриотическое воспитание граждан  - 2005 - №6 – С. 59
  1. Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников – 2005 №8 – С. 17
  2. Любимова О. П. Патриотическое воспитание на уроках внеклассного чтения.// Народная школа -  2005  № 2 - с. 61
  3. Музыка Л. А. Интерес к чтению: как его пробудить? // Начальная школа  - 2007   №6
  4. Тимофеева И. Н. Дети. Время. – М.: 2009.
  5.  Чуракова Р.Г.  А, действительно, почему? // Методист -  2005 №3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемное обучение на уроке русскогоязыка. (Для рофессии автомеханик).

Урок предлагается преподавателям русского языка в СПО и НПО, так как касается профессии автомеханика. Ребятам интересно заниматься тем материалом, который близок к их профессии, что дает возможность э...

Рабочая программа учебной дисциплины «Иностранный язык (Английский язык)» по профессии 09.01.03 «Мастер по обработке цифровой информации» (Технический профиль)

Представленная программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Иностранный язык (Английски...

Методическая разработка открытого урока по теме: «Мосты. Ведущие и комбинированные мосты».

Методическая разработкаоткрытого урокаТема урока: «Мосты. Ведущие и комбинированные мосты».Разработала преподаватель: Барсукова Валерия ВладимировнаЦель урока: 1. Изучить требования предъявляемые к мо...

Конспект урока английского языка. Тема "Профессии".

Урок по предмету "Иностранный язык" для курсантов специальности УВД Авиационно-транспортного колледжа.Урок разработан по учебнику "Speakout" уровня pre-intermidiate....

Конспект урока по английскому языку по профессии МАСТЕР ПО РЕМОНТУ И ОБСЛУЖИВАНИЮ АВТОМОБИЛЯ

Конспект урока английского языкаПреподаватель: Бондарева Светлана ЛеонидовнаГруппа: 11 МРТема: Образование степеней сравнения прилагательных и их правописание.Тип урока: комбинированный....