Методическая разработка на тему: "Метод поведенческой психокоррекции"
методическая разработка

Карочкина Оксана Федоровна

Цель: приобретение ребёнком новых установок, направленных на формирование адаптивных форм поведения, или угасание, торможение у него дезадаптивных форм поведения.

                Частные цели могут включать в себя формирование новых социальных умений, овладение психологическими приемами саморегуляции, преодоление вредных привычек, снятие стресса, избавление от эмоциональных травм и т.д

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povedencheskiy_metod_psihokorrektsii.pptx426.62 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

- Цель: приобретение ребёнком новых установок, направленных на формирование адаптивных форм поведения, или угасание, торможение у него дезадаптивных форм поведения. - Частные цели могут включать в себя формирование новых социальных умений, овладение психологическими приемами саморегуляции, преодоление вредных привычек, снятие стресса, избавление от эмоциональных травм и т.д. Цели психокоррекции поведенческого направления

Слайд 2

построение новых стереотипов поведения; подавление имеющихся неадекватных стереотипов; осознание условий для проявления новых стереотипов поведения. Задачи поведенческой психокоррекции

Слайд 3

- Д . Гельфанд, К. О'Лири , Г. Уилсон считают, что для проведения поведенческой терапии практически нет возрастных границ . Описаны случаи работы с детьми первого года жизни . Многие авторы отмечают эффективность поведенческой терапии именно при работе с детьми. Объясняется это следующими факторами: Возможностью контроля социальной среды ребенка. Особенностями дезадаптивного поведения детей. Относительной краткостью воздействия, что особенно важно при работе с детьми. Возрастные рамки поведенческого подхода

Слайд 4

Многие авторы отмечают широкий диапазон нарушений, при которых целесообразно проведение поведенческой коррекции. Особенно поддаются ей энурез , страхи, расстройства сна и аппетита, приступы раздражительности . Эффективность поведенческой терапии показана для детей , страдающих гиперактивностью , анолексией и энурезом . Диапазон нарушений

Слайд 5

Методика "негативного воздействия ". - От навязчивой негативной привычки можно избавиться, если сознательно многократно повторять ее. - Согласно павловскому принципу угасания условный стимул без подкрепления ведет к исчезновению (угасанию) условного рефлекса . - К . Денлап предложил прием избавления от навязчивых движений, тиков, некоторых форм заикания , который заключался в том, что человеку предлагалось сознательно воспроизводить нежелательные реакции 15-20 раз подряд. Техники

Слайд 6

- Если во время беседы психолога с клиентом (тема беседы - свободная) у клиента появляется нежелательная реакция, беседа прерывается и возобновляется только после того, как клиент многократно сознательно воспроизведет весь комплекс реакций. - Клиенту с заиканием рекомендуют специально заикаться, многократно (15-20 раз) повторяя слово или фразу, которые вызывают затруднение. - Клиенту с навязчивыми движениями предлагают по 10- 15 мин специально повторять это движение .

Слайд 7

-Направлена на развитие саморегуляции и навыков самоконтроля . -Автором была разработана коррекционная программа для изменения поведения импульсивных, гиперактивных, неорганизованных школьников. Методика " скилл -терапии"

Слайд 8

Программа содержит ряд последовательных этапов: • Моделирование. На этом этапе взрослый ставит задачу, и, рассуждая вслух, решает ее. • Совместное выполнение задачи. Взрослый ставит задачу и совместно с ребенком проговаривает ход ее решения. • Вербализация самостоятельного выполнения задачи. Ребенок самостоятельно формулирует задачи, и, проговаривая вслух решение, самостоятельно поощряет себя ("Я могу это сделать"; "Я справлюсь"...) и оценивает достигнутый результат. • "Скрытое" выполнение задачи. Ребенок решает поставленную задачу, проговаривая решение "про себя" (решает задачу во внутреннем плане).

Слайд 9

- Применяется для поэтапного моделирования сложного поведения , которое не было ранее свойственно человеку. - Составляется цепочка последовательных шагов, овладение которыми приводит к конечной цели - усвоению новой программы поведения. В этой цепочке наиболее важным является первый элемент, который должен быть четко дифференцирован, а критерии оценки его достижения должны быть предельно ясными. Методика «шейпинг »

Слайд 10

- Первый элемент достаточно связан с конечной целью шейпинга, от овладения им зависит успех всей программы, так как именно он направляет все поведение в нужное русло. - Для облегчения овладения первым элементом желательного стереотипа поведения необходимо создать такие условия, при которых это произойдет быстрее и легче всего. В частности, используется разнообразное подкрепление (как материальное, так и социальное - одобрение, похвала и др .). - Например , при обучении ребенка навыкам самостоятельного одевания первым элементом может быть привлечение внимания к яркой одежде.

Слайд 11

- Широко применяется в коррекционной работе со страхами. - Один из вариантов методики заключается в том, что в качестве стимулов в начале используются слайды с изображением пугающего объекта или пугающей ситуации. Сразу вслед за предъявлением стимульных слайдов клиенту демонстрируют слайды, вызывающие успокоение. - Такое чередование продолжается до тех пор, пока существенно не снизится уровень тревоги, вызываемый появлением пугающего объекта. Методика «фединг» (затухание)

Слайд 12

Частные приемы коррекции отклоняющегося поведения у детей, основанные на отрицательном подкреплении : • "Тайм-аут" - удаление из класса или группы, при котором ребенок с отклоняющимся поведением лишается возможности получать положительное подкрепление, связанное с групповой деятельностью. Прием удаления эффективен в коррекции агрессивного деструктивного поведения. • "Гиперкоррекция" - эффективный прием для коррекции поведения детей и взрослых, нарушающих институциональные нормы. Сущность его в том, чтобы индивид вначале и немедленно восстановил разрушенный им порядок вещей, принес извинение в связи со своим неадекватным поведением, а затем принял на себя дополнительные обязанности по сохранению среды обитания. • "Штраф" - прием, широко используемый в коррекции. Следует только точно оговорить иерархию нарушений и размер соответствующего штрафа за произведенное нарушение.

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по методике проведения урока по дисциплине «Маркетинг» Тема «Методы маркетинга»

Тема «Методы маркетинга» в дисциплине «Маркетинг» является одной из основополагающих. Целью методической работы является систематизация учебного материала и разработка учебно-методического комплекса н...

Методическая разработка урока по теме "Методы оценки качества продукции"

Методическая разработка урока по дисциплине Управление качеством с использованием кейс-метода...

Методическая разработка учебного занятия по теме: «Методы диагностики в акушерстве». По специальности: 31.02.01 Лечебное дело

Методическая разработка учебного занятия по теме: «Методы диагностики в акушерстве» ПМ 01. Диагностическая деятельность МДК 01.01. Пропедевтика клинических дисциплин. По специаль...

Методическая разработка открытого практического занятия по ПМ.05 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям, должностям служащих Младшая медицинская сестра по уходу за больными на тему: "Методы простейшей физиотерапии. Оксигенотерапия"

         Методическая разработка предназначена и разработана для преподавателя профессионального модуля ПМ.05 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям, должн...

Методическая разработка практического занятия по теме Методы простейшей физиотерапии. Оксигенотерапия.Пм 04 Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за больными

Методическая разработка практического занятия  по теме Методы простейшей физиотерапии. Оксигенотерапия.Пм 04 Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за больными...

Методическая разработка по теме : "Методы поиска работы"

Методическая разработка по теме : "Методы поиска работы"...